За этот неудачный поход Либеларий получил отставку, и дуксом Дары был назначен Велизарий. 66 В такой связи рассказаны события у Прокопия. В хрониках поход Кавада в Колхиду отнесен к первому году правления Юстиниана. Малала сообщает, что Юстиниан, по просьбе царя лазов, послал значительные силы под командой вождей Гильдериха, Кирика и Иринея. Вследствие несогласия вождей, войска понесли тяжкое поражение. Юстиниан сместил провинившихся командиров и отправил стратилата Петра, который, приняв начальство над войсками, увел их назад. 67 У Феофана вместо Гильдериха назван Велизарий, и Петру приписана блестящая победа над персами, которую он одержал вместе с лазами. 68 Утверждение римской власти в Лазике имело огромную важность для империи в ее старом, веками ожесточенном соперничестве с Персией. В пору могущества империи все восточное побережье Черного моря состояло под верховной властью императора. В первой половине II века при имп. Адриане Арриан объезжал побережье и в описании своего путешествия дал ясную картину тогдашних отношений зависимости племен и царей кавказского побережья от центра верховной власти. 69 Тревоги времени «тридцати тиранов», утверждение готов в черноморских степях и Тавриде и их морские предприятия, последовавшее затем нашествие гуннов ослабили престиж империи в тех пределах, и в V веке только в двух крепостях удержались римские гарнизоны. То были Питиунт (Пицунда) и Севастополь (Сухуми). Так было и в начале правления Юстиниана. 70 Через эти два пункта шли сношения империи с племенами внутреннего Кавказа и, в частности, с аланами (предками нынешних осетин), сидевшими к северу от перевала через Кавказский хребет, который ныне носит название Военно-Грузинской дороги. 71 От времени Юстина нет сведений о сношениях с аланами; 72 но они есть от времени Юстиниана, и, очевидно, не прерывались. Утверждение римлян в Колхиде облегчало сношения с сильным племенем гуннов-сабиров, занимавшим широкие степные пространства к северу от нын. Дербентского прохода, носившего тогда имя Тцур, Τζορ.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Светло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие, молящеся прилежно: Владычице Богородице, молися Сыну Твоему Христу Богу нашему, избавити царствующий град Москву невредимо, и все православное христианство от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и всех навет вражьих: Тебе бо едину заступницу имамы. Кондак, гл. 8. От святыя иконы Твоея, Богородице Дево, источаются исцеления, яко реки многи, яже видивше Российстии людие еще глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице! не забуди грешных раб Твоих, молящися Христу Богу нашему, спастися нам. Муч. воина, пострадавшего около 316 г. в Анкире Галатийской. Муч. мученного в Апамее и Аполлонии (на границах Фригии и Писидии) и около 321 г., при Ликинии, убитого в Милете Карийском. Мощи его положены в Синнаде Фригийской. Муч. родом из Далмации, в юности своей пострадавшего за Христа и усеченного секирой при Антонине Пие в Атине или соседнем г. Соре (в Италии). 29 . З. Св. муч. Родом из Киликии, он был воспитан родителями в христианском благочестии. Как истинный ревнитель веры Христовой, придя в возраст, св. Каллиник обходил с проповедью города и села, обращал ко Христу язычников, пока не был предан страшным, истязаниям в г. Анкире (в Галатии). Мучитель принудил св. Каллиника в сапогах с острыми гвоздями внутри идти в г. Гангру (в Панфлагонии) и там бросил его в раскаленную лечь, в которой св. Каллиник и скончадся (по Х.М., в ΙΙΙ-м или начале IV в.). Кондак, гл. 2. Горняя красная достойно ныне наследовал еси: Христовою бо зело любовию разжжегся на огнь Каллиниче; тем мужественно дерзнул еси: Емуже и ныне предстоя не престай моля о всех нас. Муч. девы. Св. девица Серафима родилась в Антиохии, но жила в Риме. При имп. Адриане св. Серафима была за веру Христову предана на поругания и мучения: ее опаляли огнем, били палками и, наконец, усекли мечом. Муч. и трех чад ее, пострадавших за Христа в Никее, в Вифинии, при Диоклетиане, около 304 г. Св. Феодотия, молодая богатая вдова из г. Никеи, проживавшая в своем имении в Македонии, щедро расточала свое богатство на пособие страждущим и на погребение умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

содержания, сохраняются до II в. по Р. Х. Изображения царей династии Птолемеев и рим. императоров выполнялись в традиц. егип. стиле. Последним рим. императором, имя к-рого встречается на картуше в храме в Исне, был Деций (249-251). Впрочем, политическое и экономическое влияние храмов во времена правления Птолемеев и рим. владычества несопоставимо с их могуществом во времена царей. Уже при Птолемеях земельные владения храмов подверглись сокращению. При имп. Адриане все жрецы Е. были подчинены «Верховному жрецу Александрии и всего Египта» - титул, к-рый носил специальный рим. чиновник из сословия всадников. Уже в раннерим. период храмам были оставлены лишь небольшие площади обрабатываемых земель, а также выделялись незначительные денежные субсидии (σνταξις). Храмам также позволялось вести коммерческую деятельность и получать доход от исполнения религ. обрядов. Распоряжениями рим. администрации жрецам не было дозволено участвовать в коммерческих предприятиях. Кроме того, им было запрещено носить льняную одежду и было предписано брить голову. Кандидаты в жрецы должны были овладеть егип. иероглифическим и демотическим письмом, а также подвергнуться обрезанию. Должность жреца в птолемеевские времена была наследственной, но в рим. время стала приобретаться за деньги. Тем не менее число жрецов и их социальный статус были достаточно высокими. Жрецы получали за службу плату согласно их сану. Среди них были пророки, столисты (στολιστα - облачители), священные писцы, носители ястребиного крыла (πτερφοροι), наблюдатели неба. Существовало много должностей храмовых служителей, не являвшихся жрецами: певцы гимнов, носители изображения божества во время процессий, служители, ответственные за возлияния, возжигание лампад, подметание, присмотр за священными животными и т. д. Мастера по мумификации тел людей и животных в рим. время в отличие от эпохи Древнего Е., вероятно, более не принадлежали к числу храмовых служащих. Храм возглавлял пророк, должность к-рого была обычно наследственной и к-рый получал 5-ю часть доходов храма.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Эта беседа, по крайней мере её первая половина (4–28 ст.) впервые составлена, говорят, только по разрушении Иерусалима. Иногда пытаются ближе определить время происхождения данной беседы и утверждают, что она написана только во втором веке, во время восстания иудеев при имп. Адриане под предводительством Вар-Кохбы. Все отличительные черты эсхатологической беседы соответствуют, будто бы, обстоятельствам этого восстания, чем и подтверждается правильность высказанного на время её происхождения взгляда. Так, напр., толпы возмутившегося народа считали Вар-Кохбу за Мессию, который должен освободить Израиля от римского ига. Раввины поддерживали эту веру в мессианское достоинство вождя мятежников, но для иудео-христианина он был, конечно, лжемессией, явление которых и отмечает писатель эсхатологической беседы. Далее. Вар-Кохба жестоко преследовал тех иудео-христиан, которые не хотели встать с ним в ряды мятежников; эти-то преследования и имеются в виду в эсхатологической беседе. Император Адриан, подавивший это восстание, поставил статую Юпитера на месте бывшего храма Иерусалимского, что писатель эсхатологической беседы вполне естественно мог назвать мерзостью запустения на святом месте. Но все эти указания не достигают в конце концов той цели, к которой они направляются. Мало того. Они подтверждают пророчественный характер данной беседы, изречения которой не остались, очевидно, пустыми словами, но отчасти уже нашли свое исполнение. Прежде всего следует заметить, что нет оснований разрывать речь и видеть в одной её части vaticinium post eventum, а в другой – vaticinium ante eventum. Более последовательно избрать какой-либо один из этих взглядов и провести его до конца. Но принять первый взгляд решительно нет возможности. Не будем говорить о том, что такой взгляд не согласен с обстоятельствами и временем происхождения синоптических евангелий, потому что это повело бы нас слишком далеко за границы нашего исследования, а отметим лишь экзегетическую и психологическую слабость этого взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Первым гностиком ересиологическая традиция считает упоминаемого в Деян 8. 9-25 Симона Волхва ( Iren. Adv. haer. I 23. 4). Согласно книге Деяния св. апостолов, Симон совершал некие магические ритуалы и выдавал себя за «кого-то великого», о чем говорит и данное ему самаритянами прозвище - «великая сила Божия» (Деян 8. 10). Почитание Симона сохранялось в Самарии по меньшей мере до сер. II в. ( Iust. Martyr. 1 Apol. 26; см. ст. Симон Волхв ). Учеником Симона был также самаритянин Менандр, живший и учивший во 2-й пол. I в. в Антиохии Сирийской ( Iust. Martyr. 1 Apol. 26; Iren. Adv. haer. I 23. 5). Неск. позже, при имп. Адриане (117-138), в Антиохии учил др. гностик - Саторнил . Согласно сщмч. Иринею и мч. Ипполиту, во взглядах он был зависим от Менандра ( Iren. Adv. haer. I 24. 1-2; Hipp. Refut. VII 2). К последователям Симона, возможно, относился и гностик Кердон , предполагаемый учитель Маркиона, прибывший в Рим ок. 140 г. ( Euseb. Hist. eccl. IV 11). О начале распространения Г. в М. Азии свидетельствуют известия о Керинфе , возможно младшем современнике евангелиста Иоанна ( Iren. Adv. haer. III 3, 4, 11; Euseb. Hist. eccl. III 28; IV 14. 6), и Карпократе , выходце из Египта, учившем в М. Азии при имп. Адриане, его сыне Епифане ( Clem. Alex. Strom. III 5. 2) и ученице Марцеллине , распространявшей его учение ок. 160 г. в Риме ( Epiph. Adv. haer. 27. 6). Достигнув в первые десятилетия II в. Александрии и Рима, Г. переживает время расцвета. Большинство имеющихся свидетельств относятся именно к этому периоду. Главными представителями Г. этого периода, о к-рых сообщают источники, были Василид и Валентин. Ряд общих с Г. черт имело учение Маркиона. И хотя в целом оно не может быть квалифицировано как гностическое ( Rudolph. 1990. S. 340-341; Aland. S. 98; Harnak. 1921. S. 196. Anm. 1), о близости идей Маркиона к Г. говорит развитие, к-рое они получили во взглядах его ученика - Апеллеса ( Aland. S. 99-100), а также древняя традиция, считающая Маркиона учеником гностика Кердона (ср.: Iren. Adv. haer. I 27. 2).

http://pravenc.ru/text/165189.html

10 . Димитрия (или Димитриана), патриарха антиохийского (252–260 г.). Мюллер. Димитрия еп., Аниана диакона, Евстозия и 20 других, мучч. в Антиохии сирской. М. Р. Иерон. Р. А. У. Мартиана , еп. во Фракии (изгнанного от ариан и в изгнании † в средине 4 в.). Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. (Копт. 1425 Мартина, еп. Фракийского, ныне же в 239 г. 1295. Сирм. и др. Мартина, с 371 года еписк. турского или Франкского (не из него ли и Мартиан во Фракии?) Трифены и Трифозы, учениц ап. Павла и св. Феклы в Иконии ликаонской. М. Р. Трифона, Респиция и Нимфы девы, мучч. в Апамее сирск. в 250 году. М. Р. Геннадия , еп. и муч. Никод. в жизни св. Милия. 11 . Гадемунды , вдовы в Палестине. Мюллер. Сергия , еп. Дамаска. Мюллер. Татии , муч. в Ефиопии. Абис. У Люд. 12 . Авлюцета , испов. в Ефиопии. У Мюллера. Анорея царя, в иночестве преемника Антония В. и настоятеля. Абис. у Люд. Муч. Циста . Абис. у Люд. ( Сикста , муч. в Ефиопии при Максиме. Копт. 1425 и друг.). Аврелия и Публия , епп. и мучч. в Азии. М. Р. Обновление храма Абунафра (Онуфрия 12 числа), у Порфир. Апо-Макара. 13 . Адриана и дружины его, мучч. в Кесарии в Палестине. Иерон. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуоза и 12, мучч. в Антиохии сирской. Мюллер. Иерон. 15 нояб. Едикта, Евтиция, Феликса, Гермогена и Аггеста , мучч. во Фракии. Иерон. Евсторгия, Агро и 24 учителей в Александрии. Мюллер. Св. Самуила . Копт. 1338. Иарасии и Иауны дев при импер. Адриане отце Иарасии. Копт. 1425. (Иарасия есть Дросида, якобы дочь Траяна, у нас 22 мар. сн. 14 нояб.). Аввы Синодия . Абис. у Люд. 14 . Клементина, Феодота, Филомена и друж. их в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. А. У. Иоанна , еп. в Траве (Тгаи) в Далмации. Мюллер. Медея, Трофония, Марциала, Александра, Силвана и дружины их в Александрии. Мюллер. Секундина и Фидуциана мучч. в Гераклее. Мюллер. Дросиды, Ионы . Копт. 1338 (выше Иарасии и Иауны 13 нояб.). Серапиона муч. в Александрии в 249 г. при имп. Филиппе. М. Р. мР. А. У. 15 . Доната, Реститута, Валериана, Фруктуозы с другими 12 в Антиохии. Иерон. (М. Р. 13 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Шуйской смоленской иконы Божией Матери. (Сн. 11 июля). Одигитрии Ворониной . Явилась в 1524 г. в Череповском уезде на месте, где монах Ворона основал обитель. Смоленской иконы Богоматери в Выдропуске новгородской губернии, ныне в Торжке. Явилась в XV в. См. Слава пресв. Влад. кн. III. отд. I. стр. 101. Одигитрии Христофоровой . Сначала была в келлии пр. Христофора, а потом в обители его в вологодской епархии (ныне приходский храм). Сия Икона прославилсь в веке. Еще известны чудотворные иконы Одигитрии: в святогорском монастыре исковской епархии святогорская (явилась в XVI в.) и устьнедумская в устюжском уезде вологодской епархии (явилась в нач. XVII в.), смоленская соловецкая, явившаяся пр. Елеазару в в. IV. Емфиния муч. и Антонимы . Син. 1 по чтению преосв. Порфирия. Евфимии муч. и Антонины по чтению архим. Антонин. В Рун. ныне Евфимия одного. Пр. Конона . Шиф. Маз. (19 февр. МГр?). V. Мучч. Назария и Келсия . Кап. в Неап. одного Назария (14 окт.). Ап. Артемы . Шиф. (30 окт.). Муч. отца и матери и двоих детей. Шиф. (29 июля МГр.). Каллиника в Гангре. Ак. 346 Хлуд. 28. Печ. Пролог (29 июля). Мучч. Максима, Кинтилиана, Дады . Акад. 240. Маз. Печ. пролог (28 апр.). Константина , патриарха константиноп. Шиф. По Деян. св. (29 июля Гр. М.). Св. муч. Феодотии и 3 чад ее. До Мак. Мак. св. 382 (29 июля). 29 I. Св. муч. Каллиника в Анкире галатийской. Почти все за Син. 1 и Конст. М. Р. М. XV в. Служба. (Ак. 346. Шиф. июля 28. Хлуд. 28 июля 30). Св. муч. Феодотии и трех чад ее при Диоплитяне в Вифинии. Петр. Акад. 1146. Мак. М. XI в. МГр. со службою (Мак. втор. св. 382. июля 28 Пс. 325 июля 30. 43 июля 31. 243. Екл. и М.Р. авг. 2. 1345 авг. 3. 724 авг. 4. М. М. авг. 28. Вас. 22 дек. Храм во имя ее создал импер. Иустиниан. Дю-Канж IV. 150). Св. муч. Серафимы девицы из Антиохии, † в Риме при имп. Адриане (117–138). М. Ч. (М. Р. Серафии 3 сент. †). Пр. о. н. Михаила . Аполлос. 1806. Киев. Мес. Посв. 382 ученик св. Феодора едесского (9 мая) Сн. память его 23 мая. (В 1621 неверно Иоанн).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Слава, и ныне, Богородичен: Треволнении страстными безсовестный аз обуреваемь, Чистая, призываю Тя тепле, да не презриши мене, окаяннаго, погибнути, бездну милосердия рождши, разве бо Тебе, надежды не имам. Да не, врагом убо обрадование и смех, надеявся на Тя, явлюся, ибо можеши, елико хощеши, яко Мати сущи всех Бога. Песнь 4 Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Христа мученицы крепость стяжавше, некрепкое суровство гонителей воистинну поправше и венцы победы с Небесе прияша. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Гноем, всюду обтекающим святых телесем, миро Богу воистинну принесеся, гноение прелести очищающее державно. Слава: Твоими кровьми одежду обагрил еси себе нетления, совлек тления одежду, и Христу, Адриане, со славою ныне предстоиши. И ныне: Яко воистинну неизвещанна и непостижима яже Твоего боголепнаго, Богородице, суть рождества, сущим на земли и на небеси, Приснодево, таинства. Молите Бога о нас, святии мученицы Адриане и Наталие, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон.) Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Десятица сугуба страдалец с простою троицею, Христа ныне моляще, разрешиша соуз нечестия, суща безкрепостна, крепостию Троичною, доблественнии. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Якоже солнце, посреде стоя звезд светлых, Адриане, с тобою страждущих облистал еси светом благочестия, нечестия мглу отгнав, и просветил еси мира концы. Слава: Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице. И ныне: Богородицу Тя от души, Владычице мира благая, исповедающих спаси: Тя бо предстательство непоборимое имамы, истинную Богородительницу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Веселился еси, преподобне отче, духом твоим,/видев церковь Божия Матере, в пустыни твоей зиждиму,/в нейже ныне мощами твоими святыми почиваеши/и вся ны освящаеши чудес твоих благодатию,/Адриане приснопамятне. Слава, глас 8: Веселие вечное и радость нескончаемую/унаследовал еси, преподобномучениче славне,/пострадав от всезлобных разбойник,/венцем мученическим увенчался еси/от Христа, Царя и Бога,/Емуже молися/за чтущия святую и всечестную память твою. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: На благословении хлебов тропарь, глас 4: Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/многия труды подъял еси в жизни временней,/обитель иноческую созидая в пустыни,/идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/и мученическую смерть от них приял еси,/Адриане славне,/чудес благодатию обогатився,/предстоиши всех Царю, Христу Богу,/Егоже моли спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 4: Аще и смертию нуждною умерл еси,/аще и смертная сень внезапу найде на тя,/обаче, яко деву мудрую, душу твою обрете Христос/и в чертог Свой Небесный введе,/и со святыми всели,/чудесы возвеличив имя твое,/Адриане мучениче преподобне,/Емуже молитву о нас сотвори,/память твою почитающих. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь тойже. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаенное: По 1-м стихословии седален, глас 4: Светом чудес по смерти сияя, преподобномучениче Адриане,/благодатно просвещаеши души наша,/врачуя всякия телесныя в нас недуги прикосновением к честным и многоцелебным мощем твоим./Темже славим тя, целебника благодатнаго. Слава, и ныне, Богородичен: Под кров Твой, Пречистая Дево, прибегающих мольбу приемши,/непрестанно моли о нас Человеколюбца, спасти рабы Твоя. По 2-м стихословии седален, глас 4: Явльшагося ти Ангела видев, преподобне отче Адриане, не познал еси его,/но мня человека странна быти,/с любовию ввел еси его в свою келлию,/с нимже потом шествуя, пустыни достигл еси/и, невидима спутника твоего узрев,/воспел еси Христу хвалебную песнь: аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аще и смертию нуждною умерл еси,/аще и смертная сень внезапу найде на тя,/обаче, яко деву мудрую, душу твою обрете Христос/и в чертог Свой Небесный введе,/и со святыми всели,/чудесы возвеличив имя твое,/Адриане мучениче преподобне,/Емуже молитву о нас сотвори,//память твою почитающих. Кондак преподобномученику Адриану Пошехонскому, Ярославскому, глас 4 Христа ради доблественне претерпел еси/и венец нетления от Него восприял еси страдания своего,/приходящим же с верою к тебе подаеши цельбы,/о преподобномучениче Адриане, приснопамятне,//молитвениче о душах наших. Ин кондак преподобномученику Адриану Пошехонскому, Ярославскому, глас 6 Житейския молвы избежав, преподобне,/в пустыню вселился еси,/и, тамо обитель иноков возградив,/последи от разбойник мученически пострадал еси,/и ныне сияеши нетлением и чудесы,/Адриане многострадальне,//молитвенниче о душах наших. Молитва 3-я преподобномученику Адриану Пошехонскому, Ярославскому О, священная и многострадальная главо, земный Ангеле и Небесный человече, преподобномучениче и чудотворче Адриане! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно, яви нам смиренным и грешным святое твое заступление: се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину, и добрый ответ на страшнем суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающих в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякого зла. Ей, преподобномучениче святый! не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения, и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление во веки веков. Аминь. Молитва 2-я преподобномученику Адриану Пошехонскому, Ярославскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010