205 По возвращении в Антиохию в 50 году возмущение ложных чтителей Моисея открыло Варнаве и Павлу случай показать свободу евангельского духа; Варнава говорил, что не должно возлагать ига Моисеева на обратившихся к вере язычников; Церковь антиохийская отправила тогда его с Павлом в Иерусалим предложить дело Собору Апостолов. 206 Спустя несколько времени Варнава вместе с Павлом во второй раз отправился на проповедь к язычникам: но скоро разлучился он с Павлом и, взяв с собой Марка, отправился в Кипр. 207 В 54 году опять видим его в Антиохии вместе с Павлом; здесь неосмотрительное подражание Варнавы Петру, простертое до лицемерия, навлекло на Варнаву обличение Павла. 208 В 56 году учитель языков отзывался о подвигах Варнавы с уважением ( 1Кор.9:6 ). Как долго после того продолжалось служение его вере, не известно; известно только, что последнее время служения своего провел он в Кипре; здесь он скончался мученически и здесь в последствии обретено было св. тело его, а на персях – св. Евангелие от Матфея на еврейском языке. По содержанию послания его видно, что он скончался никак не прежде 72 года. 209 § 27. Послание его Известное ныне послание Варнавы известно было Клименту и Оригену и оба они без всякого сомнения называют его посланием Ап. Варнавы. 210 Бл. Иероним писал: «Варнава Кипрянин; он же Иосиф Левит, поставленный в Апостола языков вместе с Павлом, составил одно послание, служащее к назиданию Церкви, которое читается между писаниями апокрифическими. 211 Евсевий причисляет это послание к неподлинным (νοοι): но по связи мыслей его видно, что он говорит это не в отношении к происхождению его, а к канонической важности; объясняя сам себе, он называет это послание спорным (αντιλεγομενον), т.е. таким, которое иные хотели считать даже каноническим; и к тому же разряду причисляет книгу Эрмы, послания Климента. 212 Из слов Оригена видно, что еще Целс читал послание Варнавы; а Целс пользовался известностью при Имп. Адриане ок. 130 г. Сам Варнава пишет об Иудеях. «за то, что вели они войну, разрушен храм врагами (Римлянами); теперь самые слуги врагов(христиане) восстанавливают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

64 Жизнь кн. Василия и Константина описал при Грозном царе инок Пахомий; но в описании больше слов, чем мыслей, мало дельных сведений и есть басни. Таков же и канон князьям, сочинение того же Пахомия, в июльской минее. Μ. 1646 г. см. обзор литер., стр. 210. 67 Собр. л. I, 206. 226. IV, 38. VII, 159. В Воскр. л. сказано, что бл. князь погребён 8 февр. 1249 г. 68 Пахомиево описание жития. О Данииловой борьбе собр. л. 2, 194. Нельзя допустить той мысли, будто Ярославцы имели теперь дело с наглыми бесерменами, как было в Суздале в 1262 г. и в Ростове 1289 г. (Яросл. епарх. ведом. 1860 г. 27). Нельзя потому, что численники явились зимой 1257 г. переписывать всю землю Русскую (собр. л. I. 203. IV, 38); а сражение на Туговой горе было 3 июля. 71 Опис. Сол. монаст., стр. 388–391. Ркп. святцы: «святые праведные Иоанн и Логгин, Яренские чудотворцы в Никольском монастыре, преставишася в л. 7050 (1542) июля 3 д.» О времени кончины и здесь и в словаре свят. 1836 г. показания неверны. 72 Грамоты – в опис. Солов. мон., стр. 390. 395. Сказание о чудесах и перенесении мощей и полная служба с двумя канонами – сочинение Соловецкого инока и Ипатского архимандрита Сергия в имп. публ. библ. 728. Канон праведникам, – сочинение неизвестного, там же 727. 75 В ркп. Царского 128 тропари и кондаки блаженному Иоанну. Ркп. святцы: «блаженный Иоанн большой колпак преставися в л. 7097 (1589); м. июня 12 д. обретены мощи его в л. 7180 (1672) июня 17 д.» По житию ск. 3 июля. 76 Ркп. житие преподобного Никодима, сочинение инока Иакова, с 1624 г. жившего в Кожеозерской, обители. Извлечение в ст. Кожеозерский мон. в Московск. вед. 1852 г. 33. 34. Арханг. ведом. 1848 г. 37. 38. 77 В ркп. житии сказано, что Никодим, принятый Пафнутием в Чудов монастырь, прожил здесь 11 лет. Но Пафнутий был архимандритом Чудова монастыря с 1595 г. и в 1602 г. посвящён в Сарского митрополита. Ист. иер. I, 438. 546. В ист. иер. свои ошибки. – Здесь не сказано, что Пафнутий поступил в Чудов из Павловой Комельской пустыни (см. о преподобном Адриане мая 5 ч.) и что на Крутицах был преемником его Исаия и потом уже с 1636 г. Павел. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Более всего император Константин встречал противодействие себе в Риме, где в особенности сильна была языческая партия. Это противодействие язычников, обнаружившееся в особенности во время празднования Константином двадцатилетия своего царствования, охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал себе новую, собственно христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи, Константинополе, стали воздвигать христианские храмы, вместо языческих богов и богинь ставить священные изображения.    Со времени Константина Иерусалим опять стал называться этим именем, вместо названия Элия Капитолина, данного ему при Адриане.    Мать Константина, святая царица Елена, по его поручению отправилась в Палестину. Здесь она обрела крест Господень, устроила храмы на Голгофе, на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у дуба Мамврийского.    Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, какие возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался о примирении разделенных. Одна из великих заслуг Константина – созвание первого Вселенского собора.    Преданный всею душою Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал предсмертную болезнь, то с благоговением принял это великое таинство и мирно, среди молитвы, скончался 21 мая 337 года. История усвоила ему имя Великого, Церковь за великие заслуги, оказанные им, именует его равноапостольным.    – Впоследствии Константин сам признался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство. «Я отчуждался от бывших доселе правителей, – говорил он, – потому что видел дикость их нравов». 24. Последняя борьба язычества с христианством в Римской имп...    Несмотря на благие меры императора Константина в пользу Церкви, язычество еще было сильно в Римской империи. Сыновья Константина – Константин II, Констант и Констанций не имели его такта и искусства в управлении империей и раздражали языческую партию. Язычники успели подготовиться к борьбе с христианством и нашли себе орудие и руководителя в лице императора Юлиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Грузин. – Свв. мучч. братьев Исаака и Иосифа. Родом из г. Карну (ныне Эрзерум), дети знатного и богатого магометанина сарацына, они были тайно воспитаны в строгих христианских правилах своей благочестивой матерью, грузинкой, которая была православной. Возмужав и тяготясь своим положением среди магометан, они испросили у Византийского имп. Никифора. Фоки дозволение переселиться в его столицу. Об этом было донесено эмиру города, который и потребовал их к себе, чтобы принудить их отречься от Христа и принять ислам . Но свв. братья мужественно исповедали Христа Бога и, несмотря на все ласки, предложения почестей и угрозы, остались непоколебимыми в вере Христовой. За это доблестные исповедники Христовы были казнены через отсечение их глав, в 880 г., и тела их были брошены псам. Однако по Божьему изволению, честные тела свв. мучеников остались невредимыми, и христиане невозбранно взяли их и с честью предали земле. До X в. память свв. мучч. Исаака и Иосифа совершалась 26 сент. 17 . Св. муч. и трех ее дщерей: Вры, Надежды и Любв, пострадавших за Христа в Риме, при Адриане, ок. 137 г. Св. София была вдова христианка и жила в Риме вместе с 3 дочерями: 12-летней Верой, 10-летней Надеждоюй и 9-летней Любовью , которых воспитывала в христианском благочестии. Взятые на мучения за Христа, юные девы, сияя «добротою благочестия», приготовленные молитвой к увещеваниями матери, «яве укрепляеми любовью Создателя», бесстрашно исповедали пред царем свою веру, не отступили пред жестокими муками, и все 3 пред глазами матери перенесли поджигание на раскаленной железной решетке, горение в кипящей смоле, строгание острым железом, пригвождение к колесу и биение палками, так что их израненные тела распадались кусками. Но и среди таких мучений они оставались живы и, наконец, были усечены мечом. Св. София внутренно сострадала каждой из своих дочерей, матерински терзаясь от переносимых ими жестоких истязаний. Тяжесть ее страданий еще более усиливалась от того, что она наружно старалась сохранять спокойствие и ободряла детей-мучениц. Для нее отраднее было бы вслед за ними принять мученический венец; но жестокий мучитель, желая еще более усилить ее внутренние мучения терзанием об утрате детей, отпустил ее на свободу и позволил взять для погребения истерзанные тела ее дочерей. Св. София «три дня приседяше у гроба дщерей своих молящися» и здесь же, у гроба, по прошествии этих трех дней, скончалась. Мощи святых мучениц в Эльзасе, в церкви Эшо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

календарях память Д. А. указывается 3 окт., хотя в Житии, приписываемом Митродору, кончина Д. А. относится к 25 сент. Вероятно, 9 окт. (7-й день до октябрьских ид) при переписке превратился в 7-й день до октябрьских календ (т. е. 25 сент.). Т. о., в IX в. существовало 2 дня празднования Д. А.- 3 (Византия и Юж. Италия) и 9 окт. (Галлия, Германия, Британия). Дата 3 окт. фиксируется в источниках не ранее кон. VIII в., вместе с началом распространения почитания Д. А. на Востоке. Выбор даты 3 окт. не обоснован преданиями о том, что святой пострадал в этот день. Отталкиваясь от зап. памяти 9 окт., византийцы сдвинули ее на 3-е число, присоединив к памяти св. Дионисия Великого , архиеп. Александрийского. По Типикону Великой ц., синаксис в честь Д. А., совершаемый в храме Св. Софии, переносился на ближайшее воскресенье после 3 окт., так что праздник мог попасть на любой день от 3 до 9 окт. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 58-60). Древнейшим памятником, в к-ром присутствуют оба праздника - 3 и 9 окт., является Древний (Малый) Римский Мартиролог (сер. IX в.; PL. 123. Col. 169). Возможно, что подобный мартиролог мог употребляться Римской Церковью и на рубеже VIII и IX вв. Мартиролог отличает Д. А. (3 окт.) от св. Дионисия «в Паризиях» (9 окт.). В небольшой заметке о Д. А. говорится, что он был обращен ап. Павлом, поставлен им 1-м епископом Афин и мученически пострадал при имп. Адриане (117-138). Основания такой датировки мученичества Д. А. неясны. Св. Адон, архиеп. Вьеннский († 874/5), в своем Мартирологе воспроизводит под 3 окт. информацию Малого Римского Мартиролога. В заметке под 9 окт. Адон дает краткий пересказ «Мученичества святых Дионисия, Рустика и Елевферия», заимствованный, видимо, из неизвестных пересказов Венанция Фортуната. Следуя Мартирологу блж. Иеронима, Адон называет Елевферия пресвитером, а Рустика диаконом ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 374, 376). Сведениями Адона пользовался автор еще одного Мартиролога Ноткер Заика (PL. 131. Col. 1157). Узуард, мон.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Кирилла//Записки имп. АН. – СПб., 1893. – Т. 72. – Кн. 1. – Прил. 6. – С. 1–4; Петров А. Письмо Анастасия Библиотекаря (Новый памятник по Кирилло-Мефодиевскому вопросу)//ЖМНП. – 1893. – Январь. – С. 183–193; Франко I. Сьвятий Климент у науковго товариства Шевченка. – 1904. – Т. 60. – Кн. 5. – С. 210–211. Письмо не могло появиться в 869 г., ибо в это время Анастасий еще собирал сведения для него, находясь в Константинополе (ср.: Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alia luce della archeologica//Studi su Clemente Romano. – Roma, 2003. – P. 134). 902 ...апостольского престола библиотекарь – apostolicae sedis bibliothecarius. Из основных вех жизни Анастасия следует, что в 847 г. он получил сан пресвитера при папе Льве IV (847–855). На следующий год он оставил Рим и скитался по Италии. За неисполнение требования вернутся, в 850 г. был отрешен от места, а в 853 г. даже предан анафеме. Тогда же Анастасий стал принимать участие в церковно-политической борьбе. В церковных кругах он был известен как смутьян и лжец. Папа Лев IV исключил его из правительства, папа Бенедикт III (855–858) лишил духовного сана, Римский синод 863 г. проклял его. Но скандальная слава не помешала Анастасию, как истинному политику, по смерти папы Льва IV претендовать даже на папский престол. При папе Николае I с 858 г. являлся аббатом одного монастыря. Этот же папа вернул ему духовный сан с условием, что он «si fideliter ergo sanctum Romanam ecclesiam incerderet», но Анастасий не сдержал слова, выкрал акты синода, организовал заговор и по его доносу некоему Адальгриму, который пытался найти в церкви защиту, выкололи глаза и отрезали язык. Тем не менее Анастасий играл видную роль в дипломатических сношениях папского двора, в том числе с Константинополем, как редкость в то время, хорошо знал греческий язык и литературу. При папе Адриане II (867–872) получил звание библиотекаря, то есть главы папского архива и канцелярии, но именно тогда оказался замешан в скандале, связанном с новым понтификом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставив княжество, св. Олег подвизался иноком и мирно скончался в конце XIII и не ранее XIV в. (по В.М., около 1280 г., по другим, около 1289 г.). Он был погребен в построенном им Петропавл. монастыре г. Брянска (см. Орл. еп.). 21 . В. праздника Воздвижения животворящего Креста Господня. В сей день отдается праздник Воздвижения честного Креста, и служба отправляется по тому порядку, который изложен в Уставе. – Полунощница поется «с тропари дневными» («Се жених» и проч.). – На утрени, вм. «Честнейшую», «поем припевы праздника». – См. выше, 367 стр. – После отпуста литургии честный крест с середины храма вносится в алтарь по тому же чину, как и 2 авг. (см. 295 стр.). – Мр. Аще случится отдание в неделю (служба отдания поется совместно с воскресной, при ем на утрени, «на 9-й песни, поем Честнейшую»). – См. С 22 сент. на утрени в понед., втор., среду и четв. стихословится по 3 рядовые кафисмы, а на вечерни 18-я кафисма; но если случится святой, имеющий полиелей, то на утрени стихословится две рядовые кафисмы, а третья рядовая стихословится на вечерни, вм. 18-й кафисмы. – Во все недели на утрени от 22 сент. до 20 ден. и от 14 янв. до недели сырной поется полиелей; от 20 же дек. до 14 янв. и от Сырной недели до 21 сент. полиелей поется только в те недели, когда случится праздник Господень, или Богородицы, или великого святого. Св. апостола Кодрата, иже в Магнисии. Он был один из 70-ти учеников Иисуса Христа и «свидетель богоизбранный страстей» Его на кресте. Будучи епископом в Афинах и Магнезии (в Фессалии), он ревностно просвещал «сушия во тьме неведения», «назидая на основании веры» язычников и приводя «неверных в веру божественную». Разрушив многобожия «мрачное безумие» и «словом учения души избавляя нелепоты всякаго идолонеистовства», ревностный проповедник веры Христовой претерпел много мучений и скончался в г. Магнезии, при имп. Адриане. Кондак, гл. 6. Яко священноначальника честна, и страдальца твердейша, вселенная приносит Тебе Господи, Кодрата апостола, и песньми почитает честную его память, просящи всегда прегрешений оставления тем дароватися поющим его ) благоутробне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Первым крупным гностиком был Василид, проповедовавший свое учение в Александрии при имп. Адриане. Он поставил вопрос о происхождении зла и утверждал, что не бывает страдания без причины. Отсюда его отрицание Голгофской жертвы и искупления. Он считал, что существует элита среди людей, которая спасается, а что остальные гибнут. Многое для своей системы он взял из греческой мифологии и философии; с Востока он воспринял дуализм (предвечное существование двух начал: добра и зла, Бога и Архонта). Валентин продолжал развивать и углублять учение Василида. Он проповедовал в Риме между 136 и 165 годами и имел много последователей. Устраивая свои собрания и мистерии наподобие христианских, он соблазнял многих. Он развил учение об Эонах и о божественной мудрости Софии. Христос и Дух Святой, по его утверждению – Эоны (высшие духовные существа). Откровение Божие не ограничивается одним христианством. Очень тонко и соблазнительно изложено учение гностиков середины 2 века в «Письме Птоломея к Флоре». Птоломей и Ераклион, ученики Валентина, учили о среднем божестве между злом и добром – Демиурге, толкуя гностически Евангелие от Иоанна и от Луки. Излюбленным местом был для них рассказ о Самарянке. Бог дух, по их толкованию, это Бог-Добро; Бог, поклоняемый в Иерусалиме, Демиург, а Бог самарян, бог зла – диавол. Люди делятся на три категории: духовных, душевных и материальных. Гностики разделились в течение века на множество школ и сект. С ними боролись св. Ириней Лионский , Климент Александрийский и Тертуллиан . Отрицание Ветхого Завета (маркионизм) Другим врагом христианства были Маркион и его многочисленные ученики, отрицавшие Ветхий Завет. Основатель учения, Маркион, человек исключительной энергии и воли, противник Церкви, которая, по его мнению, приняла Ветхий Завет вместо того, чтобы от него отмежеваться, устраивал по всей Империи свои собственные общины параллельно с христианскими церквами. Он был сыном синопского епископа, который проклял его, когда он выступил с своей проповедью. Маркион был богат, много путешествовал, много жертвовал на церкви и только в 144 году, после долгого пребывания в Риме, основал свою антицерковь и опубликовал свое лже-евангелие, которое он назвал «Антитезой». В ней он старался доказать, что Бог евреев – не Бог христиан, что между Ветхим и Новым Заветом существует противоречие (антитеза). Из Нового Завета он оставлял только Евангелие Луки и часть посланий ап. Павла, которые толковал по-своему, выбрасывая из них все, что было противно его системе. Строгий аскет и человек примерной жизни, Маркион имел повсюду исключительный успех, и Церкви пришлось упорно с ним бороться. Его последователи век спустя соединились с другим антихристианским учением – манихейством. Монтанизм (секта лжепророков)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По римским стандартам кесарийский театр невелик, он рассчитан на 3,5-4 тыс. зрителей (для сравнения - в Скифополе обнаружен театр на 5 тыс. зрителей, в Филадельфии (ныне Амман) - на 6 тыс.). Кавея театра обращена на запад, к Средиземному м. Нижняя часть 3-ярусных рядов зрительных мест занимает небольшой естественный холм, а верхняя лежит на построенных сводах, 7-метровая сцена театра была высотой в 1 м. Как проч. монументальные постройки города, театр, возведенный при Ироде, функционировал неск. столетий и неоднократно ремонтировался и перестраивался. На полах орхестры археологи обнаружили 14 слоев штукатурки. Постепенно сравнительно простая в отделке постройка украшалась резным камнем и мраморными панелями. В IV в. орхестра была переделана в колимбетру - арену для водных представлений. Важнейшей находкой итал. экспедиции стала высеченная на камне надпись с именем Понтия Пилата , указывающая его титул - префект и упоминающая строительство Тибериума в городе ( Alföldy . 1999). Перевернутая каменная плита с надписью служила сиденьем в театре после перестроек визант. периода. К северу от города итал. ученые обнаружили остатки городских укреплений времен Ирода и 2 привратные башни, а также еще одну визант. церковь, множество статуй, надписей и др. Параллельно в городе работала экспедиция Иерусалимского ун-та под рук. А. Негева, сосредоточившаяся в основном на К. П. времени крестоносцев - в первую очередь на системе фортификационных сооружений. Стало ясно положение главной храмовой платформы города: как и предполагалось, холм, обращенный к гавани, оказался искусственным; были выявлены следы иродианских сводчатых конструкций. Археологи раскрыли часть визант. общественных зданий и расчистили 300-метровый отрезок верхнего акведука города, построенного при Ироде, а затем ремонтировавшегося при имп. Адриане солдатами рим. армии. Верхний акведук вел воду от отрогов горы Кармил , от местечка Шуни (в 7,5 км к северо-востоку от К. П.); нижний акведук был выстроен уже в визант. период в связи со значительным расширением города, население к-рого использовало все больше питьевой воды.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Преп. Сергия, игумена Радонежского. Основатель Троицкой Сергиевской лавры; родился в 1315 г. в Ростове; положил начало обители в 1337, сделан игуменом ее в 1354, преставился в 1391 г., 78 лет. Мощи его обретены нетленными в 1423 г. Чет. Минея от Четий блаженного Макария вкратце. В службе два канона. Обретение мощей его 5 июля. Преп. Евфросинии Суздальской. Дочь Михаила Всеволодовича, князя Черниговского. Она обручена была с князем Суздальским Миной, но, прибыв в Суздаль, не нашла женихи своего в живых, и сделалась инокиней в монастыре Ризположенском. Во время Батыева нашествия (1237 г.) монастырь сей, молитвами ее, остался невредим. Преставилась 25 сент. в XIII веке. Мощи ее обретены в 1699 г. при патриархе Адриане. Пролог. 26 Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Брат Иакова Зеведеева. Проповедовал в Малой Азии; скончался в Ефесе. Чет. Минея. (Surius in Vitis SS. 27 decembris. p. 339). Март. P. 27 дек. Мес. B Кроме сего, церковь празднует ап. Иоанну 8 мая и, вместе с прочими одиннадцатью – 30 июня. В службе два канона, Феофана и Иосифа. 27 Св. муч. Каллистрата и дружины его. Карфагенянин, воИн.Пострадал с 49 товарищами в Риме, в царствование Диоклетиана (ок. 301). В службе один из дружины именуется Гимнасием. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 27 sept. Act SS. sept. VII p. 191). Март. P. 26 сент. Мес. В. В службе канон Иосифа. Св. муч. Епихарии. Усекнута в Риме от Кесария, в царствование Диоклетиана. Пролог. (Act SS. sept. VII. р. 178). Мес. В. Март. Р. Преп. Игнатия, игумена обители Спаса Христа, называемой «Глубокие реки». Настоятельствовал при имп. Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии (963–975); скончался в Аморее, возвращаясь из Константинополя в свою обитель. Пролог. Сн. Свед. о преп. Луке 7 сент. (Act SS. sept. ad 27). Свв. апостол: Марка, Аристарха и Зины. Св. Марк, именуемый также Иоанном ( Деян.12:25 ), епископствовал в Вивле Финикийском; св. Аристарх ( Деян.19:29 ; Кол.4:10 ; Флм. 1:24 ) сопутствовал ап. Павлу во многих путешествиях его, и в Риме участвовал в его узах. Епископствовал в Анамее Сирийской. Св. Зина законник ( Тит.3:13 ) пас Христову церковь в Диосполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010