Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых/пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. мученикам Адриану и Наталии Никомидийским Тропарь мученикам Адриану и Наталии Никомидийским, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами//спаси души наша. Ин тропарь мученику Адриану Никомидийскому, глас 3 Богатство неиждивущее вменил еси/веру спасенную, треблаженне,/оставль отеческое нечестие/и Владыки стопами шествуя,/Божественными даровании обогатился еси,/Адриане славне;/Христа Бога моли//спастися душам нашим. Кондак мученикам Адриану и Наталии Никомидийским, глас 4 Мученик возсия Божественная память/и земныя озари вся концы светло, с веселием зовущих://Ты еси мучеников, Христе, радование. Ин кондак мученикам Адриану и Наталии Никомидийским, глас 4 Жены Богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,//с супругою венец приемь. Молитва 2-я мученикам Адриану и Наталии Никомидийским О, святии мученицы Адриане и Наталие! Услышите нас, раб Божиих (имена), в час сей к вам молящихся: помолитеся о нас Владыце Христу Богу, много бо дерзновение к Нему стяжали есте, искреннии молебницы о нас суще. Умолите Господа отпустити наша грехи и Небеснаго Царствия сподобити нас, да купно с вами прославим великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Молитва мученикам Адриану и Наталии Никомидийским О, священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь. преподобномученику Адриану Ондрусовскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Радуйся, егоже память с похвалами. Радуйся, яко гроб твой источник исцелений явися. Радуйся, яко кости твоя аки Елиссеовы чудотворят. Радуйся, яко житием святым очистил еси плоти страстная. Радуйся, благодати Божия приятелище. Радуйся, пришествия втораго Христова провозвестниче. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 12 Благодатию Божиею имущаго быти общаго всех воскресения уверителя яви тя Владыка Христос, преподобне: гроб бо твой, чудеса источаяй, яве вещает, яко грядет час, воньже вси мертвии оживут и изыдут: сотворшия злая в воскресение суда, а сотворшия благая в воскрешение живота, поюще Богови: Аллилуиа. Икос 12 Поем твоя милости и чудеса, преподобне отче наш Адриане: выну бо и по отшествии своем нас не оставляеши, всем бо потребная во спасение скоро подаеши, болезни и скорби наша незриме врачуеши, да с радостию тебе вопием: Радуйся, незримый наш покровителю. Радуйся, нечистых духов прогонителю. Радуйся, слепых прозрение. Радуйся, глухих слышание. Радуйся, разслабленных здравие. Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 13 О, преподобне и богоносне отче наш Адриане, приими сие малое, от любящих тя сердец приносимое хваление. Яко имеяй велие ко Господеви дерзновение, молися за ны, да избавит нас от всяких бед и скорбей, враг видимых и невидимых, напрасныя смерти и будущих мук и сподобит со избранными Его выну пети Ему со безплотными песнь великую: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел земный и человек быв небесный, всем житием твоим научаеши нас, преподобне: надеющийся на Господа яко гора Сион не подвижится во век. Той бо покрыет и в день напасти, и спасет от неприязни; яже памятствующе, тако ти рцем: Радуйся, изрядный сосуде благодати божественныя. Радуйся, Христа ради оставивый вся мира сего красная. Радуйся, тесным и горким путем вшедый в вечный живот. Радуйся, сего ради зело от Господа возлюбленный. Радуйся, дивный в чудесех о нас молитвенниче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Хотя царь злочестивый паки тя призвати на судище, славне Адриане, в темницу тя затвори с прочими святыми мученики, идеже приступи к тебе Наталиа святая и нача терпение твое ублажати и укрепляти тя, глаголющи: «Блажен еси, господине мой, яко сподобился еси части святых мучеников Христовых!» С неюже радуяся, Богу взывал еси: Аллилуия. Икос 7 Новую кознь измышляя мучитель злый, повеле воем своим отнюд не впускати в темницу к узником жен, из града приходящих утешения ради и облегчения страдальцев Христовых. Тогда и тебе, святая Наталие, возбранено бысть мужа твоего видети и служити ему; обаче повеление царево небрегши, в мужеском одеянии в темницу приходила еси и якоже прежде святаго супруга твоего подкрепляла еси, да мужественно грядет на мучения и смерть за Христа Господа. Сего ради достойно восхваляем тя вкупе со святым мужем твоим и сице вам вопием: Радуйтеся, служителей Христовых украшение пресветлое; радуйтеся, исповедников имене Иисусова велелепная славо. Радуйтеся, путь узкий возлюбльшии и нам его указующии; радуйтеся, яко путем сим тихаго пристанища, Царствия Христова, достигосте. Радуйтеся, яко ныне в славе и блаженстве нескончаемем пребываете; радуйтеся, яко нас молитвами вашими от бед и напастей сохраняете. Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии! Кондак 8 Странное и чудное зримо бысть в темнице, идеже заключен был еси, Адриане, с прочими страдальцы Христовыми, егда по повелению грознаго мучителя голени твои сокрушати хотяху. Тогда бо святая жена твоя сама подъя нозе твои и положи их на наковальню, да пребиются от мук мучительских, и ты скорее соединишися с Господом твоим, воспевая непрестанно Ему: Аллилуиа. Икос 8 Весь горя любовию ко Христу, мучениче Адриане, в терпении пребывал еси до самыя блаженныя кончины твоея, егда чистая душа твоя с Господом твоим соединися, за Егоже имя толико страдал еси, яко и руце твоей отсеченной быти. Почитающе убо твою мученическую кончину, верою тебе и святей Наталии взываем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

—212— Македонской монархии он полагает меньшим действительной цифры. По мнению третьих последняя седьмина включает в себя не только время опустошения Иерусалима Титом, но простирается и на время окончательного разрушения Иерусалима и храма при Адриане. Так, Иероним передает следующее мнение Иудеев о седьминах. Они начинают их с первого года Дария Мидянина, т. о., со времени, когда Архангел дал откровение о седьминах Даниилу. Слова; и утвердит завет для многих одна седьмина, они относят к Веспасиану и Адриану; потому что по истории Иосифа Веспасиан и Тит по истечении трех с половиною лет заключили с Иудеями мир 222 ; а остальные три с половиною года протекли при Адриане, когда Иерусалим был разрушен окончательно, масса Иудеев была побита, а прочие рассеяны. Так говорят Евреи, мало заботясь о том, что с первого года Дария до окончательного разрушения Иерусалима при Адриане насчитывается 174 олимпиады, т. е., 696 лет, которые составляют еврейских седьмин лет 99 и 3 года 223 . Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея, как мы видели, относит предсказание Иисуса Христа о мерзости запустения, реченной через пророка Даниила, к факту осквернения храма в 70 году; но в Тол– —213— ковании на книгу Пророка Даниила говорит: «мерзость запустения, т. е., Адрианова» 224 . Впрочем, Златоуст изъясняет пророчество о седьминах очень кратко, указывает только нравственный смысл его, – оно дано было, чтобы предохранить Иудеев от самомнения и гордости предсказанием об ожидающих их в отдаленные времена бедствиях, – и не делает счета лет, так что не известно в точности, как он понимал седьмины. К этому же разряду мнений о седьминах можно отнести следующее мнение, передаваемое Евсевием Кесарийским . Многие, пишет он, одну седьмину лет распростирают на 70 лет, считая один год седьмины за десять лет. Первая половина седьмицы, или первые 35 лет протекли от смерти Господа до того времени, когда в царствование Нерона Римляне подняли оружие против Иудеев; а остальные 35 лет прошли от Веспасиана и Тита, когда были сожжены Иерусалим и храм, до Траяна. Это и есть седьмина, о которой Ангел сказал Даниилу: И утвердит завет для многих одна седьмина; потому что по всей земле было проповедано Евангелие Апостолами, из которых Евангелист Иоанн жил до времен Траяна 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еретики донесли на него, как на христианина и потомка Давидова. Симеона, преданного суду и осуждению, жестоко мучили несколько дней кряду, но он переносил все ( мучения с таким мужеством, что даже сами мучители не могли не выразить удивления. Жизнь же свою окончил, как (сам Иисус Христос, на кресте, ста двадцати лет от роду; Когда он умер, то Траян был уже императором, а Аттик правителем Сирии (106). После Симеона не осталось ни одного из учеников, видевших Господа. Во время епископства его церковь Иерусалимская состояла ещё исключительно из евреев. Так продолжалось до 134 года или второго разрушения Иерусалима при Адриане, обратившем святой град в местечко, под названием Элия. В течение менее нежели 30 лет, от смерти Симеона до разрушения Иерусалима при Адриане, епископский престол этого города занимали пятнадцать епископов, все происхождения еврейского. Самое число их уже достаточно доказывает, каким гонениям они подвергались. Со времена второго разрушения Иерусалима, император Адриан запретил Евреями жить в его окрестностях, но христиане из необрезанных не желая, чтобы Церковь Иерусалимская, памятник столь великих событий христианских, опустела, поселились в бедном местечке Элии, имея во главе своей Марка, первого епископа Иерусалимского, из греко-римлян, которыми и продолжилось законное преемство Иакова Праведного и Симеона. Ослабление гонений на христиан при императоре Адриане В то время уже перестали смешивать христиан с евреями, как делали в первые годы проповеди апостольской. Адриан, подобно предшественникам своим, столь жестоко наказавший Иудеев, принужден были также, как Траян, оказывать некоторое снисхождение христианам. Серений Граниан, проконсул Азии, 905 писал ему, что находит несправедливым осуждать христиан только из угождения буйными воплями народа, и когда нельзя обвинить их ни в каком преступлении. Между тем проконсул этот замещен был Минуцием Фунданом, которому Адриан прислал следующий рескрипт: «Элий Адриан Август, Минуцию Фундану, проконсулу, радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г. Сегодня в Александровском подворье, занимающим площадь в 1.433 кв. м., реконструированы и доступны для обозрения двое ворот. Одни – уже упомянутые Судные врата, другие – арка в более узкой стене, которая явно не была частью городской стены. Предлагается два варианта ее атрибутации. Первый: это часть стены языческого храма, построенного при Адриане. Распространенная ошибка на различных сайтах – упоминание «Капитолия Адриана» и храма Юпитера. Очевидно, что Капитолий был в Риме, а в Иерусалиме при Адриане был построен форум, который так и назывался – Форум Адриана. Форум этот находился примерно в 500-600 метрах восточнее нашей арки, так что к нему она никакого отношения не имеет. Другая распространненная ошибка – храм Юпитера. Храм этот был построен на месте Второго Храма на Храмовой горое (г. Мория). А на месте Храма Гроба Господня стоял храм Афродиты, к которому имеющаяся арка и могла относиться. Второй вариант атрибутации – это арка, бывшая частью Храма Гроба Господня свв. Константина и Елены. В этом случае ее следует датировать не II, а IV веком. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемоеРусское подворье. А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Строительство церкви завершилось в 1896 г. и 22 мая она была освящена. Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание, с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого Храма Гроба Господня.

http://elitsy.ru/holy/temple/25753/

Этот недостаток не был устранен и при патр. Адриане. Всех кафедр при нем, так же, как и при его предшественнике, было 23, считая в этом числе две малороссийские (Киевскую и Черниговскую) и Тамбовскую, которая в 1700 г. была прикрыта Петром I. Епископу при обширности епархии невозможно было знать хорошо свою паству. Поездка архиерея по епархии, раскинувшейся на несколько сотен верст, при тогдашних путях сообщения была целым событием и крайне редким. Сам патриарх Адриан не мог подать примера другим архиереям в объездах епархий, так как московская епархия была в несколько раз обширнее других епархий. Патр. Адриан подобно своим предшественникам не совершал объезда своей епархии с ревизионной целью. Известны загородные «походы» патриарха, но они имели совершенно иные цели и захватывали крайне ограниченный район 105 . Не меньше страдало общецерковное управление при патр. Адриане от долгих «вдовствований» епископских кафедр по смерти архиерея и частых отлучек преосвященных из епархиального города в Москву или на «чреду служения», или на поставление нового епископа. За исключением 7 кафедр (Киевской, Тверской, Вологодской, Холмогорской, Суздальской, Коломенской и Воронежской) все остальные в 10 летнее правление патр. Адриана вдовствовали раз или два. На одни промежутки между днем смерти епископа и днем поставления ему преемника в 12 кафедрах падает не меньше 72 месяцев или 6 лет (на каждую след. по полугоду) 106 . Если же прибавить сюда время пути из Москвы нового епископа в свою епархию (особенно отдаленную), то прибавится к вдовствованию еще несколько недель. Случалось в то время и так, что новопоставленный архиерей некоторое время по своем поставлении проживал еще в Москве 107 . Оставалась затем та или другая епархия без руководителя своего и все время «чреды служения» епархиального архиерея в Москве. Все важные церковные дела на это время приостанавливались, обычный же ход управления сосредоточивался в руках местных епархиальных учреждений, что давало их начальникам большой простор для злоупотреблений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его счету, действительно, выходит 490 лет, т. е., семьдесят седьмин 32 . Но этот счет, несмотря на то, что Тертуллиан принимает во внимание не только годы, но даже месяцы и дни царствования Римских императоров 33 , столько же неверен в общей сумме своей, как и счет Климента Александрийского . Видение Даниилу о седьминах было в первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского ( Дан. 9:1 ), или Дария Мидянина, завоевавшего Вавилонское царство вместе с Киром и управлявшего этим царством. Этот год есть 539-й или 538-й до нашей эры, следовательно, с него даже только до Рождества Христова протекло свыше семидесяти седьмин. Как ошибочен счет Тертуллиана , видно из того, что от Рождества Христова до разрушения Иерусалима он считает всего 53 года. А раньше Рождества Христова он перечисляет не всех царей Персидских и Египетских, и, кроме того, указываемые им числа лет царствования царей не все верны. Св. Исидор Пелусиот 34 правильно началом седьмин полагает 20-й год царствования Артаксеркса Лонгимана, в который дано было дозволение Неемии восстановить стены и улицы Иерусалима ( Дан. 3:25 ; ср. Неем. 2 – 7 ). Но он ошибается, полагая, что от этого года до Иудейской войны протекло только 483 г., или 69 седьмин, да война тянулась одну седьмину: до этой войны и последовавшего во время ее опустошения Иерусалима и храма прошло свыше 500 лет. Эта разность произошла от того, что некоторые слагаемые, из которых Исидор составляет сумму 490 лет, меньше действительных чисел. Так, напр., он говорит, что Римский император Клавдий царствовал 7 лет, а на самом деле он царствовал с 41 по 54-й год нашей эры; число лет существования Македонской монархии он полагает меньшим действительной цифры. По мнению третьих, последняя седьмина включает в себя не только время опустошения Иерусалима Титом, но простирается и на время окончательного разрушения Иерусалима и храма при Адриане. Так, Иероним передает следующее мнение Иудеев о седьминах. Они начинают их с первого года Дария Мидянина, т. е., со времени, когда Архангел дал откровение о седьминах Даниилу. Слова; и утвердит завет для многих одна седьмина, они относят к Веспасиану и Адриану; потому что по истории Иосифа, Веспасиан и Тит по истечении трех с половиной лет заключили с Иудеями мир 35 ; а остальные три с половиной года протекли при Адриане, когда Иерусалим был разрушен окончательно, масса Иудеев была побита, а прочие рассеяны. Так говорят Евреи, мало заботясь о том, что с первого года Дария до окончательного разрушения Иерусалима при Адриане насчитывается 174 олимпиады, т. е., 696 лет, которые составляют еврейских седьмин лет 99 и 3 года 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Кондак 6 Проповедник велегласный явился еси, Адриане, егда, предстоя судищу цареву, небоязненно исповедывал еси Христа быти Бога истиннаго, сотворившаго небо и землю, идольскую же прелесть обличил еси, и за сие исповедание и обличение жесточайшее биение подъял еси, к Подвигоположнику твоему вопия: Аллилуиа. Икос 6 Свет славы Небесныя осия лице твое, мудрый страдальче, егда по чреву биемый, яко и утробе твоей излиятися от жестоких ударов, не преставал еси славити Христа и пред всем народом имя Его Святое исповедати. Блаженная же Наталиа радовашеся духом, зрящи терпение твое и мужество, и молитвенно тя укрепляше, да не изнеможет душа твоя и да пребудеши до конца верный служитель Христов, ей же вкупе с тобою мы, грешнии, воспеваем сице: Радуйтеся, Духа Святаго священная жилища; радуйтеся, благодати Христовы славная вместилища. Радуйтеся, душевно и телесно светом Божественным осияваемии; радуйтеся, от Христа Царя свыше просвещаемии. Радуйтеся, силою Божества Его укрепляемии; радуйтеся, на подвиг страдания небоязненно шестовавшии. Радуйтеся, святии Андриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии! Кондак 7 Хотя царь злочестивый паки тя призвати на судище, славне Адриане, в темницу тя затвори с прочими святыми мученики, идеже приступи к тебе Наталиа святая и нача терпение твое ублажати и укрепляти тя, глаголющи: «Блажен еси, господине мой, яко сподобился еси чести святых мучеников Христовых!» С неюже радуяся, Богу взывал еси: Аллилуиа. Икос 7 Новую кознь измышляя мучитель злый, повеле воем своим отнюд не впускати в темницу к узником жен, из града приходящих утешения ради и облегчения страдальцев Христовых. Тогда и тебе, святая Наталие, возбранено бысть мужа твоего видети и служити ему; обаче повеление царево небрегши, в мужеском одеянии в темницу приходила еси и якоже прежде святаго супруга твоего подкрепляла еси, да мужественно грядет на мучения и смерть за Христа Господа. Сего ради достойно восхваляем тя вкупе со святым мужем твоим и сице вам вопием: Радуйтеся, служителей Христовых украшение пресветлое; радуйтеся, исповедников имене Иисусова велелепная славо. Радуйтеся, путь узкий возлюбльшии и нам его указующии; радуйтеся, яко путем сим тихаго пристанища, Царствия Христова, достигосте. Радуйтеся, яко ныне в славе и блаженстве нескончаемем пребываете; радуйтеся, яко нас молитвами вашими от бед и напастей сохраняете. Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

http://ms.pravoslavie.ru/109000.html

Соборное решение церковных вопросов при патр. Адриане и общий ход высшего церковного управления Патр. Адриан ничего не предпринимал к устранению такого порядка церковного управления, так как единственная в то время мера упорядочения последнего – это отмена проживания в Москве архиереев 115 и в силу этого единоличное назначение и поставление патриархом преемников умершим архиереям, без замедления, была бы нарушением церковных канонов, требовавших присутствия при патриархе освященного собора епископов для решения многих дел управления, а патр. Адриан, как известно, был хранителем святоотеческих канонов. При нем всегда находился освященный собор из вызывавшихся на «чреду священнослужения» епархиальных архиереев, с которым он и обсуждал все текущие дела церковного управления. В этом сильная и слабая сторона патриаршества Адриана. Участие в делах церковного правления представителей высшего епархиального духовенства предохраняло патр. Адриана от принятия мер, несогласных с убеждениями великороссийской иерархии и слагало с него ответственность за тот или иной ход церковного управления, но это же соборное решение всех вопросов, без резкой индивидуальности направления, сообщаемой патриархом, делало его мало влиятельным, низводило в ряды прочих участников собора и превращало в простого исполнителя велений участников освященного собора. Везде, как–то, проглядывает слабая инициатива патр. Адриана в общецерковных вопросах, нерешительность его в принятии экстренных, самостоятельных, от себя лично и за свой страх и риск, мер. Патр. Адриан, предлагая все церковные дела на соборное решение, свою собственную власть, патриарха, делал мало заметной и мало влиятельной. Выходило, что не патр. Адриан направлял церковную жизнь, а находившийся при нем собор, который, не имея руководителя с темпераментом и с резко определенной практической программой (теоретическая же программа патр. Адриана была слишком «не от мира сего», возвышенна и далека от действительности русской церковной жизни), действовал канцелярски, по традиции, ни в чем резко не отступая от того, как заведено при отцах и дедах. Отсюда в церковном управлении при патр. Адриане ничего нового, выдающегося, сильного, жизненного, что говорило бы за широкий размер деятельности патриарха и его собора...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010