В 202 г. Византий вступил в войну против Македонии в союзе с Родосом, Хиосом, Пергамом и неск. др. полисами. В 201 г. посольство союзников было принято рим. сенатом и Рим согласился вступить в войну против Македонии на их стороне. Т. о., война, закончившаяся в 197 г. разгромом македонцев, стала началом многовекового союза Византия с Римом. Римские политики неизменно ценили стратегически важное положение и экономическую мощь Византия, стремились использовать союз с ним на взаимовыгодной основе и не вмешиваться во внутренние дела полиса. Со 146 г. Византий имел статус федерата Рима. Римляне постоянно использовали Византий как одну из главных баз во всех походах на Восток во II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х., присоединив к своим владениям сначала эллинистические гос-ва М. Азии и Сирии, а затем воевали с парфянами и их союзниками. В системе формирующейся Римской империи Византий очень долго сохранял независимый статус. Лишь в правление имп. Веспасиана в 74 г. по Р. Х. город был включен в состав рим. провинции Вифиния и Понт и управление им было передано рим. наместнику. В целом почти 400-летний период, с нач. II в. до Р. Х. и до кон. II в. по Р. Х., был стабильным в истории города. Византий за это время ни разу не подвергался угрозе нападения. По преданию, в I в. в Византии появилась христ. община; ее основателем стал св. ап. Андрей Первозванный , проповедовавший в этих местах (см. ст. Константинопольская Православная Церковь ). Стены Византия славились неприступностью. Даже после их разрушения имп. Септимием Севером Дион Кассий восхищался остатками крепости, к-рые видел в нач. III в. ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXV 14). Неподалеку от порта находился стадион, к востоку от акрополя располагался театр. В городе было 2 главные площади: Стратегион в зап. части и Фракион в южной. При имп. Адриане (117-138) был построен акведук, который снабжал главную городскую цистерну Ахилла, находившуюся рядом со Стратегионом. На сев. оконечности мыса находились храмы Зевса Урия и Кибелы. В городе был храм Диониса ( Herod. Hist. IV 87), а также алтарь Артемиды Орфосии, сооруженный из столбов, установленных Дарием на месте его переправы через Боспор в 513 г. В сер. III в. до Р. Х. с укреплением связей с птолемеевским Египтом возник храм Сераписа и Исиды. Считается, что на холме Ксиролоф, на месте позднейшего форума Аркадия, находился храм Аполлона.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Бадахос), Италика (близ совр. Севильи) - имели статус колоний римских граждан, др. поселения - права муниципиев с туземным населением со статусом латинян (со временем муниципий мог стать колонией). В эпоху Др. Рима было построено много городов и крепостей, значительная часть их раскопана, но нигде территория не изучена полностью. Лучше всего сохранились Италика и Эмерита Августа, меньше - Тарракона (ныне Таррагона), частично - Цезаравгуста (ныне Сарагоса), Кордуба (ныне Кордова) и др. Общественное строительство шло на средства императоров; города расцветали на короткое время, но после прекращения имп. поддержки приходили в упадок, главные здания пустели, в центральных районах нарастали слои отходов. Но даже при Флавиях (69-96 гг. по Р. Х.), когда города бурно росли, часть городской территории (особенно общественный центр) могла быть заброшена (напр., в Эмпории). Городская периферия обычно оказывалась жизнеспособнее центра, особенно в поздний период Римской империи: здесь строили церкви, баптистерии, дворцы епископов, иногда ипподромы, где проводили публичные ритуалы. Эти здания стали неотъемлемой частью социальной жизни города и сохраняли значение до вестготского периода. Театр в Эмерите Августе. 16–15 гг. до Р. Х. Театр в Эмерите Августе. 16–15 гг. до Р. Х. Древнейший из рим. городов И.- Италика в долине р. Гвадалквивир - основан на месте поселения турдетанов для рим. ветеранов в 203 г. до Р. Х., после победы над Карфагеном в битве при Илипе. При Юлии Цезаре, вероятно в 45 г. до Р. Х., город получил статус муниципия и начал чеканить свою бронзовую монету, возникли первые укрепления. При имп. Октавиане Августе появились форум и храм Аполлона, при имп. Тиберии - театр. В Италике родились рим. имп. Траян (98-117) и его кузен имп. Адриан (117-138). При имп. Адриане город получил статус колонии - Colonia Aelia Augusta Italica; отстроенная тогда часть города археологически изучена лучше всего. Центральное сооружение эпохи Адриана - Траянеум, храмовый комплекс имп. Траяна.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

После пожара 64 г. Н. уделил большое внимание новой застройке уничтоженной части центра Рима. По его приказу было начато строительство увеселительного Золотого дворца (дома; Domus Aurea) на обширной территории к востоку от Палатина. Строительством руководили архитекторы Север и Целер, в отделке интерьеров участвовал знаменитый в то время худож. Фамул (Фабулл). Дворец Н. считается крупнейшей в истории по площади городской резиденцией монарха в Европе (от 40 до 120 га). При жизни Н. был, вероятно, возведен лишь центральный комплекс из 300 комнат, основу к-рого составлял тронный зал, увенчанный золоченым куполом из бетона. В интерьере широко применялся мозаичный декор, причем впервые достоверно были использованы не только напольные, но и настенные и потолочные мозаики, частично с золотыми фонами. Купольные конструкции, а также мозаичные работы такого типа воспринимались в то время в Риме как значительное и экстравагантное новшество, в нек-рой степени они предвосхитили позднейшие эстетические достижения христ. искусства поздней античности и Византии. В переднем атриуме дворца была установлена бронзовая статуя Н. (колосс) работы скульптора Зенодора (высота по Плинию Старшему 30,3 м; по Светонию 35,5 м), к-рая изображала императора в образе солярного божества. Предполагалось, что дворец должен был быть окружен обширными парками, к-рые еще более увеличили бы его территорию. До гибели Н. строительство не было завершено, затем заброшено. При правлении династии Флавиев в кон. I в. территорию дворца перепланировали для возведения амфитеатра (Колизея), затем новых форума и терм, получивших имя имп. Траяна. При имп. Адриане колосс был перенесен на площадь перед Колизеем; при имп. Коммоде голова Н. была заменена головой Коммода. Фундаменты, на к-рых был установлен колосс, разобраны в 30-х гг. XX в. Несмотря на незавершенность дворца, архитектурные проекты Н. привели к резкому изменению облика Рима, стали основой нового стиля городского планирования и строительства. Центральная часть города с того времени постепенно приобрела вид сложной системы взаимосвязанных площадей, дворцов и комплексов общественных зданий, к-рые вышли далеко за пределы прежнего республиканского Форума. В научной литературе эти явления получили наименование «архитектурная революция Нерона» ( Ward-Perkins. 1956; Idem. 1981). В наст. время сохранились остатки дворца Н. со значительной частью его помещений и фундаментов, украшенные настенной фресковой живописью, но существует октагональный зал Н. с бетонным куполом диаметром 14 м, к-рый полностью утратил внутреннее убранство.

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

При сыне Артавазда II Арташесе II (34-20 гг. до Р. Х.) независимость А. была восстановлена. Однако приход к власти его брата Тиграна III, рим. ставленника, в Риме истолковали как подчинение А.: были отчеканены монеты с легендой «Armenia capta, Armenia recepta» (Армения плененная, Армения взятая). Тем не менее А. не была обращена в провинцию Римского гос-ва. В течение следующих 50 лет на арм. престоле сменилось не менее 11 венценосцев - ставленников Рима, как правило из царских фамилий соседних стран. Переломным стал 52 г. по Р. Х., когда парфянский царь Вологез I Аршакид объявил царем А. своего брата Трдата. Это событие привело к затяжной войне парфяно-арм. коалиции с Римом. В 58-59 гг. рим. войска под командованием Корбулона разрушили столицу Арташат, мотивируя это неспособностью удерживать столь большой город, и заняли Тигранакерт, где в 60 г. возвели на арм. престол своего ставленника Тиграна VI. В 61 г. Парфия вновь двинула войска в А., и римлянам пришлось отступить. Стороны заключили в Рандее компромиссный мирный договор (63): царем А. провозглашался Трдат I из парфянской династии Аршакидов, но корону он должен был получить в Риме из рук императора. Имп. Нерон обставил коронацию пышными празднествами и предоставил средства на восстановление Арташата (66). Вел. А. была признана самостоятельным гос-вом. В 113 г. имп. Траян начал войну с Парфией и А., и в 114 г. А. была на неск. лет включена в состав рим. пров. Каппадокия и Вел. и М. А. Однако при имп. Адриане (117-138) царская власть в А. была восстановлена. Когда в ходе следующей парфяно-рим. войны (163-166) римляне заняли Арташат, они сочли целесообразным сохранить А. в качестве самостоятельного гос-ва. Ее столицей был сделан г. Валаршапат. С сер. I в. А. входила в систему царств Парфянской Аршакидской державы, сохраняя политическую самостоятельность. Поначалу арм. престол, считавшийся вторым по значению после Парфянского, занимали младшие представители правящей династии Аршакидов, а на рубеже II-III вв. на нем утвердилась арм. ветвь династии (Аршакуни). Периодически оказываясь под рим. протекторатом, А. не стала частью Римской державы. Однако М. А. в 72 г. окончательно стала рим. провинцией и оставалась в составе Римской, а затем Византийской империи с перерывами до кон. XI в. Ситуация, возникшая в результате противостояния Парфии и Рима, на протяжении веков была типичной для А., зажатой между крупнейшими державами Запада и Востока и вынужденной лавировать, чтобы выжить в этом опасном окружении.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Мн. христианам II в. казалось, что рескрипт Адриана предоставлял им защиту. Вероятно, так его понимал мч. Иустин Философ , приводя текст документа в 1-й апологии (Гл. 68). Как о благосклонном к христианам упоминает о рескрипте Мелитон Сардский (ap. Euseb. Hist. eccl. IV 26. 10). Однако, несмотря на то, что на практике рескрипт Адриана был близок к терпимости, христианство по-прежнему оставалось вне закона. В конце правления Адриана принял мученическую кончину Римский папа свт. Телесфор ( Euseb. Hist. eccl. IV 10; Iren. Adv. haer. III 3). Крестившийся именно в этот период Иустин Философ во 2-й апологии (Гл. 12) пишет о мучениках, повлиявших на его выбор и утверждение в вере. Известны и др. мученики, пострадавшие при Адриане: Еспер и Зоя Атталийские (пам. 2 мая), Филит, Лидия, Македон, Кронид, Феопрепий и Амфилохий Иллирийские (пам. 23 марта). С эпохой имп. Адриана церковное Предание связывает также мученичество Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Риме (пам. 17 сент.). При Адриане христианам в Палестине, отказавшимся присоединиться к антирим. восстанию иудеев в 132-135 гг., пришлось испытать серьезное преследование и от них. Мч. Иустин сообщает, что предводитель иудеев Бар-Кохба «велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его» ( Iust. Martyr. I Apol. 31. 6). В письме, найденном археологами в 1952 г. в районе Вади-Мураббаат (в 25 км к юго-востоку от Иерусалима), Бар-Кохба упоминает неких «галилеян» ( Allegro J. M. The Dead Sea Scrolls. Harmondsworth, 1956. Fig. 7). Это, по мнению У. Френда, может являться косвенным подтверждением сообщения Иустина Философа ( Frend. P. 227-228, 235, n. 147; о дискуссии по поводу письма Бар-Кохбы см.: RB. 1953. Vol. 60. P. 276-294; 1954. Vol. 61. P. 191-192; 1956. Vol. 63. P. 48-49). При имп. Антонине Пии (138-161) продолжилась религ. политика Адриана. Не отменяя строгого законодательства против христиан, он не допускал выступлений черни. Свт. Мелитон Сардский упоминает о 4 рескриптах императора, адресованных городам Ларисса, Фессалоника, Афины и провинциальному собранию Ахайи, «чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств» ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Во всяком случае Евсевий не обсуждает вопрос относительно того, точно ли это то место, где был распят и погребен Христос. Сомнений относительно этого, видимо, не было. Более того, возникновение языческого капища (а известно, что оно было возведено еще при имп. Адриане после 130 г.) на месте Голгофы описывается Евсевием как намеренная попытка придать забвению дело Христа, попытка, совершенная язычниками по демоническому внушению ( VC 3.26). Таким образом, согласно Евсевию, христианам не приходилось сомневаться относительно места Голгофы, коль скоро и сами язычники прекрасно отдавали отчет, где именно и зачем они построили «мрачное жилище для мертвых идолов, тайник сладострастному демону любви» (там же). Речь о храме Афродиты, которую Евсевий явно соотносит с похотью и намеренным осквернением язычниками святого места христиан. Так это было или не так, сказать трудно. Нет сомнений, однако, что язычники явно хотели утвердиться в своей Элие Капитолине, превратив некогда столицу, а затем священный город евреев в языческий город. Одно из господствующих мест (а была сделана специальная большая насыпь) в этом городе, вероятно, его форум, должен был занять языческий храм, причем именно в том месте, которое почиталось христианами. В этом контексте действия Константина по уничтожению этого языческого храма, проведению раскопок с обнаружением пещеры-гроба Иосифа Аримафейского и строительство на этом месте храмового комплекса храма Гроба Господня представляли собой продуманный шаг императора-христианина, который утверждает новую веру и новую идеологию в империи. Интересно то, что Евсевий ничего не пишет относительно судьбы другого храма – Юпитера Капитолийского, который, согласно другим источникам, был воздвигнут при том же Адриане на храмовой горе вместо уничтоженного иудейского храма. Одним из объяснений этого может быть недавно выдвинутая гипотеза, что рассказ о храме Юпитера на храмовой горе (а он имеется у Епифания De mens. 14 и в зависящей от него Пасхальной Хронике, Chronicon Paschale (1, 474)), не достоверен, то есть никакого храма Юпитера там вообще не было (а был он где-то на западе города, на храмовой горе же Адриан поставил свою статую) . Как бы то ни было, Евсевий целиком сосредоточился на строительстве храма Гроба Господня. В отличие от иудейского культа, который в виде храмового богослужения, согласно пророчеству Христа (см. Лук. 21:24), прервался, христиане смогли не только уничтожить языческие капища на святых для христиан местах, но и построить на этих местах свои храмы. Особенно в этом отношении у Евсевия характерно описание строительства храмового комплекса на Голгофе и храма при Мамврийском дубе ( VC 3. 51-53), который тоже был воздвигнут на месте языческого капища, на чем мы еще остановимся ниже.       

http://bogoslov.ru/article/4507567

38) Мартиролог Иеронима под 31 декаб. Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorsistae. По одному списку Усуарда: Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistae. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiae Gaii, Heraelii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermetis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni, Senni, Anastasiae. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gaii. У Барония в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Максимине». По картам старого мира Reccaria там, где ныне Радосвац, а Bononia вблизи Прахова. 39) Мартиролога Иеронима и Усуарда под 11 и 18 апр. св. епископ Елевферий, по менологам (дек. 16) «епископ Иллирика», последовавший при имп. Адриане (97-117 г.), по мартирологам Ноткера и Рабана (апр. 18) был епископом Аквилеи и пострадал в Риме (о месте страдания тоже в Иеронимовом мартир.); в мартирологах Адона и Усуарда должно было стоять in Moesia Aquilese, вместо: apud Messanam Apuliae, чему трудно приискать смысл; равно напрасно писали в греческих известиях, что Елевферий поставлен в епископа Аникитою (154-169). было при имп. Траяне в 110 г.40). След. тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи иллирийских христиан относительно великого поста41). Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках42). Известны и подвижники уединения, блаж. Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариян43). С Готфскими королями Далматии христианство поднимало жестокие гонения против православия в Триваллии; но славянская стихия взяла верх над пришлою немецкою и в начале 5 века православие стало господствующею верою в Триваллии44). В 760 г.   40) Menolog. Basilii ad 6 julii Act. Sanct. Iulii II, 284. Пролог июн. 4. Baronius ad an. 110. Мощи св. Петра, замученного в Которе, перенесены были в Дубровник в 1026 г., говорит Майков (О сер. языке стр. 82). Тут не все верно. В договорной грамате с Михаилом Ясенем дубровинчане говорят: «клянемся – св. мучениками Василием, Лаврентием, Петром и Андреем, нашими ходатаями» (Майков стр. 8). Как св. Лаврентий есть известный мученик и архидиакон римский и св. Василий епископ, покровитель дубровичан, замученв Севастии в 306 г. (Lat. Patrol. 123, 725. 726), так в св. Петре и Андрее надобно признать лампсакских мучеников, воспоминаемых цервокию мая 18 и в мартирологах мая 15. На монетах которских изображался св. Трифон; это – мученик никейский времен Декия, празднуемый февр. 1. Он – покровитель Котора (Martyrol. Usuardi p. 726. 727). Все это значит то, что мощи помянутых мучеников в давние времена перенесены были в сербские поселения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Проконсульство Сергия Павла на Кипре ( Деян 13:7 ). Древние источники не дают нам надежных сведений о времени его правления, поэтому точную дату его пребывания у власти определить трудно. Тем не менее, можно предположить, что встреча ап. Павла с проконсулом могла произойти во второй половине 40-х гг. 191 . Изгнание иудеев из Рима при имп. Клавдии ( Деян 18:2 ). 06 этом свидетельствуют христианский историк Павел Орозий (История против язычников. 7. 6. 15–16) и живший при имп. Адриане историк Светоний (Жизнъ двенадцати цезарей. Божественный Клавдий. V. 25. 4). Сообщение Орозия со ссылкой на Иосифа Флавия позволяет датировать это событие 49 г. Это согласуется с описанными в Деян 18:1–2 событиями (встреча с Акилой и Прискиллой, ок. 50 г.), предшествовавшими выступлению иудеев против Павла в Коринфе (18:12–17). Проконсульство Галлиона в Ахайе ( Деян 18:12 ). Наиболее значимым является упоминание о Галлионе, занимавшем должность проконсула в Ахайе (18:12). Это «единственная точка пересечения между историей и временем деятельности Павла, признаваемая всеми исследователями» 192 . Время его пребывания в должности датируется с достаточной точностью благодаря надписи, содержащей рескрипт императора Клавдия, обнаруженной в 1905 г. в Дельфах. В ней сообщалось о том, что Галлион обратился к имп. Клавдию с просьбой решить проблему депопуляции Дельфов, и именно в честь этого решения была сделана данная надпись. В ней указывается двенадцатый год правления Клавдия (41–54 гг. по P. X.), т. е. 52 год. С учетом того, что Галлион обратился к Клавдию несколько раньше и что проконсулы назначались лишь на год, время его правления в Коринфе могло продолжаться с июня 51 по июнь 52 г. 193 При этом Деян 18:12  сообщают, что к моменту начала проконсульства Галлиона Павел уже какое-то время пребывал в Коринфе. Поэтому из проведенных им здесь восемнадцати месяцев уже могло пройти около года (ср. 18:18). Упоминание о Галлионе дает нам возможность датировать не только эту часть второго миссионерского путешествия апостола Павла, но и первые два Послания, написанные им в Коринфе, т. е. 1–2 Фес, 50-м годом. Погрешность может составлять один год. Кроме того, из этого следует, что Собор апостолов в Иерусалиме произошел до 51 г., с учетом времени, которое было затрачено Павлом на дорогу и миссионерское служение в Коринфе, – в конце 49-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Кондак, гл. 1. Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша елинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася. Муч. Она была рабой; принуждаемая господами своими отречься от Христа и поклониться идолам, она в продолжение 8 лет претерпевала различные муки за свою твердость в истинной вере и, наконец, была убита раскаленным железным ломом, которым поразила ее бесчеловечная госпожа. Муч. Родом из Каппадокии, за веру Христову после истязаний она была усечена при имп. Александре Севере (около 230 г.) в Никее. Мучч. и епископов Египетских, Зинна пресвитера, и в числе 156 свв. мученик пострадавших за Христа в Палестине, при имп. Максимиане, в 310 или ок. 310 г. Одни из них были сожжены, другие – усечены. 18 . Е. Пр. отца нашего епископа, Гортинского чудотворца. С юности он отличался благочестием, «возлюбив смирение», покоряя «плоти мудрования многими посты» и горячо отзываясь на все несчастия ближних. За строгую и добродетельную жизнь, он был возведен во епископа Гортинского (на острове Крите) и сподобился от Господа дара чудотворений. За противоборство монофелитской ереси св. Евмений, по проискам еретиков, был сослан на заточение в Фиваиду, где и скончался (в VII в.). По словам св. Церкви, пр. Евмений, «честными ученми украшался» победив «мрачныя ереси», «чудес просия светлостми», «не омочився грехами», и, «течение доброе совершив», достиг, как «собеседник святых ангелов», пристанища, «идеже собор преподобных веселится». Кондак, гл. 2. Светом Божественным просветився всеблаженне, просвещаеши ны любовию поющия твое честное и славное, и святое, отче, престав лете, иерарше Евмение, моля непрестанно о всех нас. Муч. Она служила рабой у Тертилла, старейшины г. Примниса (во Фригии), язычника, и пострадала при императорах Адриане и Антонине, за отказ участвовать в языческом празднестве по случаю рождения сына у ее господина. Св. Ариадну подвергали побоям, ее тело строгали железом и, заключив в темницу, морили голодом. Будучи освобождена из темницы, она удалилась в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преп. Симеон, Новый Богослов около 1120 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) — 325 г., по поводу ереси Ария — при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов — 318. Второй (Константинопольский 1-й) — 381 г., по поводу ереси Македония — при архиеп. Константинопольском Григории Богослове, папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов — 150. Третий (Ефесский) — 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском, папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов — 200. Четвертый (Халкидонский) — 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, Константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов — 630. Пятый (Константиноп. 2-й) — 553 г., по вопросу «о трех главах», связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов — 165. Шестой (Константиноп. 3-й) — 680 г., по поводу ереси монофизитов; при патр. Константиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов — 170. Седьмой (Никейский второй) — 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константин. Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов — 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие (1-3 вв.) Даже самый краткий обзор еретических движений в христианстве (от первых дней бытия Церкви) полезен тем, что он показывает, насколько разнообразны, рядом с общецерковным кафолическим учением и с «правилом веры» отклонения от истины, принимавшие очень часто резко наступательный характер и вызывавшие тяжелую борьбу внутри Церкви. В первые три века христианства ереси распространяли свое влияние на сравнительно небольшие территории; но с 4-го века некоторые из них захватили около половины империи и вызвали огромное напряжение сил Церкви, вовлекая ее на борьбу с ними; притом, когда постепенно одни ереси угасали, на их место возникали другие. И если бы Церковь оставалась равнодушной к этим отклонениям, то, что стало бы (рассуждая по-человечески) с христианской истиной? Но Церковь, при помощи посланий епископов, увещаний, отлучений, поместных и областных соборов, а с 4-го века — Вселенских соборов, иногда при содействии, иногда при противодействии государственной власти вынесла из борьбы непоколебимым «правило веры», сохранила неповрежденным Православие. Так было в первом тысячелетии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010