Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

26-е Св. муч. Адриана и Наталии Однажды имп. Максимиан, прибывши в Никомидию, повелел сыскивать христиан, в вот ему представили 23 человека, захваченных в некоей пещере. Император приказал за несогласие отречься Христа подвергнуть их нещадному бичеванию и затем отвесть в темницу. Когда исповедники приведены были в претор для записи имен их и показаний, то Адриан, один из начальников, видевший истязание их, спросил их: «скажите мне, какой награды вы ждете от Бога своего за свои муки? Мне кажется, вы надеетесь на что-то великое». Исповедники отвечали: «уста наши не могут рассказать, слух не может вместить и ум не может постигнуть великих радостей воздаяния от Владыки нашего». Адриан: «может быть пророки ваши и книги ваши изъяснили их вам?» Исповедники: «И сами пророки не могли совершенно постигнуть благ тех, а говорили по внушению Духа Святого. Написано о будущем воздаянии: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Тогда Адриан сказал писцам: «напишите и мое имя с сими святыми; потому что и я христианин, и с радостию умру с ними за Христа Бога». Писцы тотчас известили императора, что Адриан сделался христианином и просит вписать имя его в число осужденных. Максимиан позвал его и спросил: «обезумел ты, Адриан? Ужели хочешь погибнуть?» – «Не обезумел я», отвечал Адриан, «но от безумия пришел в ум». Император: «не говори много, а проси прощения и признай свою вину пред всеми!» Адриан: «Я начну отселе молить истинного Бога о прощении грехов моих, которые сделал я в языческом заблуждении». Император велел сковать его и бросить в темницу к прочим исповедникам Христовым. Один из рабов Адриана поспешил домой известить его супругу, Наталию, о случившемся. Наталия, потаенная христианка, возрадовалась душою о обращении мужа, пошла в тюрьму, утешала его и служила ему и прочим узникам. Чрез семь дней назначено было пытать узников; но как все, кроме Адриана, были слабы от прежних пыток и могли скоро умереть, то одного Адриана подвергли сперва сечению розгами, потом бичеванию палками. Наконец отвели в тюрьму, и тут, подобно другим, на наковальне сокрушили руки и ноги. Тела их преданы огню; Наталия с другими собрала останки их и отправила в Византию, куда и сама вскоре удалилась, и там пробыла до кончины. Адриан пострадал двадцати семи лет, около 290 года по Р. Хр. Память о пр. Адриане Ондрусовском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заселение Венецианской лагуны, начавшись, возможно, в V в., интенсивно развивалось после 568 г., когда жители рим. пров. Аквилея , спасаясь от нашествия лангобардов, бежали на острова под защиту визант. администрации, имевшей резиденцию поблизости, в г. Цивитас Нова (Гераклиана). С кон. VII в. во главе управления стояли дожи (от греч. δοξ - дука). Первоначально это был титул провинциального наместника Византийской империи; с XIII в.- титул главы города и гос-ва В., к-рый потерял юридическую связь с Византией. Третий из дожей, ипат Орсо (726-737), выступил против иконоборчества , временно победившего в Византии, и был убит. В 737-742 гг. власть над островами была передана в руки магистра - военного командующего, непосредственно подчинявшегося визант. экзарху в Равенне. С восстановлением власти дожей в 742 г. адм. центр был перенесен в Маломокко, на юго-зап. побережье о-ва Лидо, после падения Равеннского Экзархата в 751 г. В. обрела автономию под суверенитетом Византии. Основными занятиями населения были морская торговля, рыболовство, добыча и производство соли. Постепенно все большее развитие получали кораблестроение, металлообработка, производство стекла и тканей. Отразив нападения франков в 803 и 810 гг., В. оставалась в составе Византии, играя роль моста между Западом и Востоком. С перенесением на Риальто в 828 г. мощей св. ап. Марка, вывезенных купцами из Александрии, и постройкой базилики св. Марка В. становится религ. центром Запада, часто резиденцией Патриарха Градо. Крылатый лев, символ св. Марка, является эмблемой В. Находясь под суверенитетом Византии, В. укрепила власть дожей, эффективно (вместе с византийцами) боролась с набегами арабов и пиратами Адриатики. В 992 г. В. был выдан хрисовул от визант. имп. Василия II Болгаробойцы , оформивший военно-морской союз с империей и давший городу привилегии в торговле с Византией. В 999 г. В. получила от герм. имп. Оттона III особые права в коммерции на континенте и в контроле над Далмацией. Превратившись в фактически самостоятельную морскую республику, В. вместе с Византией боролась с норманнами, и имп. Алексей I Комнин передал городу права беспошлинной торговли в визант. портах (1082). Быстрое укрепление венецианских купцов на визант. рынках, особенно в К-поле, их беспрецедентные права, а также поведение порождали конфликты. В 1118 г. произошел первый открытый разрыв, когда венецианцы выступили против византийцев в Сирии и Св. земле. В 1171 г. по приказу имп. Мануила I венецианские купцы на всей территории Византии были арестованы, а их товары конфискованы. Столкновение привело к войне, и лишь в 1187 г. имп. Исаак II Ангел подтвердил венецианские привилегии и вновь заключил оборонительный союз с В. На 2-м этапе борьбы Римско-Германской империи и папства В. выступала противником имп. Фридриха I Барбароссы . Именно в В. был заключен мир между папой Александром III и герм. императором, когда последний признал папский примат и коммунальные свободы североитал. городов.

http://pravenc.ru/text/150247.html

(17/18.12.1392, К-поль - 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш (ок. 1372 - 23 марта 1450). И. П. формально был провозглашен соправителем отца, вероятно в 1403 г. С нач. 20-х гг. XV в., когда смертельно больной Мануил не мог вести дела, И. П. стал фактическим правителем Византии. 19 янв. 1421 г. он был провозглашен «автократором» и сосредоточил в своих руках реальную власть в К-поле. При этом под прямым упр. И. П. оставались К-поль и города на черноморском побережье Фракии (Деркос, Месемврия и Анхиал); проч. немногочисленные владения Византии были поделены между неск. родственниками И. П., признававшими его сюзеренитет. Фессалоникой управлял деспот Андроник, младший брат И. П.; верховная власть в Морейском деспотате принадлежала Феодору Палеологу, там же значительными владениями управлял Фома - др. мл. брат И. П. В первые годы правления И. П. возглавил т. н. патриотическую партию, пытавшуюся спасти положение Византийской империи путем открытого противостояния османам. Воспользовавшись смертью султана Мехмеда I (26 мая 1421), И. П. попытался вмешаться в борьбу за османский престол между представителями османской династии. Византийцы поддержали претендента, который объявил себя сыном Баязида I Мустафой, помогли ему овладеть Адрианополем (ныне Эдирне, Турция), одной из резиденций Мехмеда, и разбить тур. войско Баязид-паши. Однако большинство турок в Анатолии, а также Венеция и Генуя признали законным султаном сына Мехмеда Мурада II (1421-1451). Положение Мустафы оказалось ненадежным; близ Бурсы его войско распалось, не желая вступать в междоусобную войну; Мустафа бежал в Галлиполи (Гелиболу), но Мурад осадил город, взял его при помощи генуэзцев и казнил соперника. Вмешательство И. П. в борьбу за османский престол означало открытую войну между Византией и Османской империей. Оно разрушило положение Византии как вассала османов, к-рого с нач. XV в. добился имп. Мануил II, и вновь поставило империю на край гибели. Визант. послы Димитрий Кантакузин, Матфей Ласкарис и Ангел Филоматис, отправленные ко двору Мурада, чтобы заключить мирные договоры, были приведены к султану в оковах. Летом 1422 г. Мурад осадил К-поль, используя артиллерию. 24 авг. они предприняли штурм города, к-рый византийцы отбили. Мурад мог продолжить осаду, но был вынужден снять ее, получив известие о мятеже в Вост. Анатолии. Не имея возможности защищать Фессалонику, И. П. с согласия деспота Андроника продал город за 50 тыс. дукатов Венеции. В 1423 г. османы начали карательный поход в Морею, разграбили сельские поселения и увели большое число пленных. В февр. 1424 г. между визант. императором и османами был заключен мир, его условия сохранили вассальное положение империи по отношению к султанам (RegImp, N 3407, 3414).

http://pravenc.ru/text/469766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМФИЛИЯ [Греч. Παμφυλα; лат. Pamphylia], историческая область на юге М. Азии (ныне Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ). География Большая часть Центральной и вся Восточная П. расположены в районе горного массива Тавр (высшая точка - 2877 м, гора Гейик); остальная территория равнинная. П. бедна водой: на северо-западе находится оз. Кестель, на востоке - оз. Каприя (ныне Карагёль). Реки малочисленны и не судоходны: Кестр (ныне Аксу), Эвримедонт (ныне Кёпрю), Мелас (Манавгат), Алара. С запада П. граничила с Ликией , с севера - с Писидией и Исаврией, с востока - с Киликией . Основная дорога в П. шла вдоль побережья: от нее отходили ок. 10 крупных дорог на север. В равнинной П. было развито земледелие, в горной - скотоводство. В древнем географическом справочнике «Expositio totius mundi» (359 г. по Р. Х.) П. описана как «отлично обеспечивающий себя регион, производящий много оливкового масла и поставляющий его в другие регионы». Памфилия Греч. колонизация П., прежде частично заселенной киликийцами, началась в VII в. до Р. Х. Родосцы основали города Пергу, Силей и Аспенд, жители эолийской Кимы - Сиду. Геродот (История. V 68) производил название П. от дорийского племени памфилов (παμ-θλη, всё-племя). Ок. 540 г. до Р. Х. П. была завоевана персами; в 466 г. города на побережье П. вошли в состав Афинского морского союза, но в 386 г. были возвращены персам. В 334 г. до Р. Х. П. завоевал Александр Великий. Не позже 278 г. П. стала частью владений егип. царства Птолемеев, к-рые основали там Арсиною (вероятно, позднейший Коракесий (визант. Коракисий); ныне Аланья) и Птолемаиду. Ок. 241 г. П. вошла в состав владений державы Селевкидов, к-рые основали на этом месте Селевкию. В 187 г. зап. часть П. до Кестра перешла во владение царя Евмена II Пергамского. Его преемник царь Аттал II основал на месте Корика г. Атталию (ныне Анталья). После ликвидации Пергамского царства в 129 г. вся П. вошла в рим. провинцию Асия; затем была переведена в состав провинций Киликия и Галатия. При имп. Веспасиане (69-79 гг. по Р. Х.) П. была объединена с Ликией; при имп. Адриане (117-138) к ней была присоединена Южная и Центральная Писидия, а на рубеже II и III вв.- Исаврия. Имп. Гордиан III даровал П. и Перге статус митрополии, а имп. Проб - Сиде. В римскую эпоху П. переживала бурный экономический рост, активно отстраивались города, хотя с 80-х гг. II в. П. подвергалась набегам разбойников, в основном горного племени исавров. В 269 г. на П. напали герулы. С 70-х гг. III в. возобновились нападения исавров; для защиты от них строится система укреплений у перевалов в горах Тавр. Войны с исаврами продолжались длительное время, особенно интенсивно во 2-й пол. IV - нач. V в. В нач. V в. П. подверглась также нападению готов. Впрочем, эти грабежи не подорвали экономической стабильности провинции.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - βασιλες (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [греч. Ονριος] Флавий (9.09.384, К-поль - 15.08.423, Равенна), имп. Зап. Римской империи с 17 янв. 395 г. Младший сын имп. Феодосия I Великого и августы Флациллы. С 10 янв. 393 г. соправитель своего отца Феодосия и старшего брата Аркадия. В дек. 394 г. в Медиолане (совр. Милан) по завещанию имп. Феодосия получил в управление зап. часть Римской империи (диоцезы Италия, Африка, Галлия, Испания, Британия, Зап. Иллирик). Из-за молодости Г. первоначально реальная власть была сосредоточена в руках военачальника Стилихона (до 408), занимавшего пост magister militum (главнокомандующего) и женатого на двоюродной сестре Г. Серене. Старшая дочь Стилихона Мария (с 398) была женой Г., после ее смерти (408) он женился на ее младшей сестре Фирманции ( 27 июля 415, Равенна); детей не имел. В период регентства Стилихона империя отражала набеги вестготов, возглавляемых риксом Аларихом. В 395 г. Аларих совершил рейд в Ахайю, где разграбил Коринф, Мегару, Спарту и ряд др. городов. Стилихон c переброшенными из Иллирика войсками в кон. 395 - нач. 396 г. остановил и заблокировал Алариха в Эпире. Однако полного разгрома вестготов не последовало. В результате правительство Аркадия вступило в соглашение с Аларихом и предоставило ему пост magister militum диоцеза Иллирик. Дальнейшие взаимоотношения между имперской администрацией и Аларихом строились на взаимном шантаже: правительство угрожало лишить Алариха офиц. статуса, а он в обмен на свою лояльность требовал все новых контрибуций. В 401-402 гг. вестготы вторглись в Италию, осадили Аквилею и Медиолан, но вскоре были разбиты Стилихоном и вернулись в приграничные районы Иллирика. В 404 г. из-за уязвимости Медиолана столица Зап. Римской империи была перенесена в Равенну. Новая столица, окруженная низменной, частично заболоченной равниной, была труднодоступна с суши и, будучи портовым городом на Адриатическом м., имела прочную связь с Вост. Римской империей и любыми пунктами Средиземноморья.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАНОПОЛЬ [греч. Αδριανοπολις; лат. Hadrianopolis, болг. Одрин, тур. стар. Edrene, совр. Эдирне (Edirne)], город в Вост. Фракии, в 240 км к северо-западу от К-поля (совр. Сев.-Зап. Турция). Через центр совр. города протекает р. Марица (античный Гебр), к-рая в древности была судоходной от А. до Эгейского м. Западнее города соединяются долины 3 рек, Марицы, Тунджи и Арды, и дороги, ведущие вдоль них, а также почти все главные пути сообщения от юж. проходов Балканского хребта к Босфору, Мраморному м., Дарданеллам и к устью Марицы. Изначально на месте А. находилось фракийское поселение под названием Ускудама (букв.- город на воде) - предположительно центр племени одрисов. Визант. источники связывают А. с древнемакедон. колонией Орестией. Но никаких следов древнего поселения археологам найти не удалось; возможно, оно находилось в стороне от позднейшего города. А. основан в 125 г. по Р. Х. рим. имп. Адрианом и получил имя в его честь. По материалам немногочисленных эпиграфических сообщений, а также житийной лит-ры можно судить об этнической устойчивости фракийских элементов среди окрестного населения. Территория древнего А. простиралась на 40 га, по всей вероятности в юго-зап. направлении. На р. Армира, в 40 км к юго-западу от А. (близ Ивайловграда, совр. Болгария), была раскопана вилла с великолепными мозаичными полами. Наиболее значительный подъем А. пережил в эпоху поздней античности. Этому способствовало его выгодное географическое положение на одном из самых важных участков балканской дороги Сердика (София) - Филиппополь (Пловдив) - К-поль. А. стал центром рим. пров. Эмимонт; в нем располагался крупный военный гарнизон. В апр. 313 г. в окрестностях А. произошло сражение между имп. Лицинием и Максимином , в к-ром последний потерпел поражение; там же 9 июля 324 г. Лициний в свою очередь был побежден Константином Великим . В авг. 378 г. близ города произошло Адрианопольское сражение римлян с готами, в к-ром погиб имп.

http://pravenc.ru/text/Адрианополя.html

Н.Д. Протасов Греческое влияние в Италии Помимо естественной близости итальянского полуострова к греческому востоку, сношения между ними сделались регулярными, с момента основания имп. Константином новой столицы империи на месте древнегреческой колонии Византии. Если это перемещение политического центра, с одной стороны, вызвало некоторую романизацию Босфорской области, то с другой стороны, оно же усилило греческую колонизацию на берегах Средиземного и Адриатического морей. Однако, латинское влияние на севере и в центре Италии было слишком сильно, чтобы греческий элемент мог укрепиться в этих областях. Ему оставалась береговая полоса от Сицилии вплоть до Адриатики – Калабрия и Апулия или область Отранто. 2 Это пришлое население постепенно свыкалось с новой областью, заражая ее своим бытом, своими национальными особенностями. Здесь оно было спокойно за свой язык и культуру, потому что греческое влияние не прекращалось с соседних берегов греческого полуострова, кроме того, оно было далеко от средней полосы Италии, которая очень рано начала подвергаться нашествиям варваров. Греческое влияние сказывалось на эту на эту начальную эпоху влияния востока на запад в литературе, культе и искусстве. Еще до окончательного разгрома Остготской империи в Италии полководцами имп. Юстиниана, греческое влияние определяло архитектуру и декорацию храмового зодчества, и симпатии раввенских епископов к византийской церковности были так сильны, что греческие мозаичисты на самом видном месте в храмах помещали портретные изображения имп. Юстиниана с Феодорой. Почтение к последнему, признание его церковного патронажа было подчеркнуто нимбом, хотя напр. епископ Максимиан на той же мозаике был представлен без этой эмблемы высокого ранга. Учреждение в Равенне наместничества византийского императора для прямого, в виде надзора и управления жизнью вновь оккупированной области, естественно, усилило греческое влияние, внесло греческие элементы в быт последней. С этого времени начинается эллинизация, в собственном смысле, латинской страны, как естественный результат желания византийской политики удержать за собой Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010