Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=24645

27 авг. 1989 г. решением Черновицкого облисполкома бывш. помещения и земли мон-ря были переданы Черновицкому епархиальному управлению. 7 авг. 1991 г. Свящ. Синод УПЦ по ходатайству еп. Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) благословил восстановить К. м., назначив настоятелем игум. Владимира (Мороза; впосл. митрополит). С кон. 1992 г. наместником был архим. Евсевий (Дудка), к-рый 16 сент. 2014 г. решением Синода УПЦ избран епископом Хотинским; новым наместником назначен архим. Серафим (Дудка). В К. м. над источником сохранились каменная часовня с деревянным верхом (кон. XVII в., реконструирована в XX в.) и Иоанно-Богословская ц. (ок. 1765-1768). Композиционная схема храма строга и лаконична. К юж. стене притвора примыкает невысокая массивная колокольня. Своеобразие рельефа обусловило необходимость дополнительных опор. Для этого используются контрфорсы, с юга и запада укрепляющие колокольню, а с севера - апсиду. Обрамленный архивольтом арочный проем во 2-й ярус колокольни связан с соседней террасой мостиком. В интерьере сохранились росписи кон. XIX - нач. XX в. Также в К. м. построены собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы с нижней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1998), часовня прп. Кукши Нового (1996), братский корпус (50-е гг. XX в.), корпус с трапезной церковью (1999-2001), 3 келейных (1992-1996) и хозяйственный корпуса. Под монастырской горой есть небольшая пещера, где, по преданию, жили иноки, основавшие обитель. В нижнем храме Благовещенского собора находятся рака с частицами мощей преподобных Кукши и Лаврентия Черниговского, чтимая икона вмц. Варвары, в алтаре - ковчег с частицами многих святых. В Иоанно-Богословской ц. хранится ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. К. м. владеет 10 га земли, имеется подсобное хозяйство. Лит.: Михаïл (Мензак), Kpanлi духовноï води: Biд жерела св. Ibaha Богослова в Крищатику. Чephibцi, 1935; Icmopiя мicm i ciл Украïнськоï РСР: Чephibeцьka обл. К., 1969. C. 78; Гоберман Д. По Сев. Буковине. Л., 1983. C. 124; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. T. 4. C. 354-355; Мон-ри УПЦ: Справ.-путев./Сост.: В. Дятлов. К., 1997. С. 89; Piдyш Б. Neчephi мoh-pi Буковини//Питання стародавньоï та cepeдhьobiчhoï icmopiï, apxeoлoriï й emhorpaфiï: Зб. наукових статей. Чephibцi, 1997. Вип. 3. C. 108-111; Никодим (Руснак), митр. Жребий, предначертанный Богом: (Отрывки из книги)//Bichuk прес-служби УПЦ. К., 2005. Вип. 45. C. 51-55.

http://pravenc.ru/text/2459041.html

Живоначальной Троицы, начатая построением в 1530 году, по благословению Митрополита Даниила, в следствие завещания В. К. Василия Иоанновича и на его иждивение, с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в честь дня тезоименитства крестника препод. Даниила, Кн. Иоанна (что после царь Иоанн IV), и освящена в 1535 г. Впоследствии времени придел этот упразднен, а в 1660 г. устроен новый во имя св. Даниила Переславского, который возобновлен в 1813 году. Этот древней троицкий храм, и теперь в том же виде существующий, расписан внутри в 1668 году; в иконостасе его, сделанном в 1784 году, есть много образов старинного письма. Между главной церковью и приделом, в арке, почивают открыто мощи Преподоб. Даниила, в богатой серебряной раке, и так высоко, что кажутся лежащими на одре. Сей Угодник Божий погребен сначала вне соб. церкви; но чудеса, происходившие еще при жизни его, и увеличившиеся по кончине, дали поводе архимандриту Тихону, в 1652, испросить дозволение патриарха Никона на перенесение мощей внутрь самого храма, где и положены они подле жертвенника; на нынешнем же месте находятся с 1716 года, и троекратно были перекладываемы: 1770, декабря 30, в новую бронзовую раку, 1782, октября 16, в новый кипарисный гроб, причем рака посеребрена, и 1816, июля 28, в драгоценную серебряную раку, устроенную по усердию Коммерции Советника Крестовникова, и которая стоила более 42 т. руб. Последнее переложение совершено с особенным торжеством епископом Владимирским Ксенофонтом, и св. мощи были обнесены вокруг обители с крестным ходом; с тех пор 28 июля празднуется здесь ежегодно. Главный престол троицкого собора украшен серебряною вызолоченною чеканною одеждою, с рельефными изображениями, которая сделана в 1801 году Г. Мещаниновым. Тут же находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная, как гласит предание, Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монаст., где он в XV веке принял иночество. 2 ) Похвалы Божией матери; она была прежде деревянная, построенная еще самим Преп. Даниилом; а в 1695 старец Ефрем (Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

„Ну коли, по вашему, Сам Христос не изображал на себе крестного знамения двуперстно и не учил сему Своих Апостолов, так для чего же Его образ пишется с двуперстным сложением руки, а также на многих древних иконах св. отцов написано такое перстосложение, какое употребляем мы, да в книгах наших отеческих древних, которые написаны были св. отцами и напечатаны до патриарха Никона , повелевается так слагать персты, как слагаем мы“. Так возразил один из грамотеев куйтунских. Видал я, друзья мои, в разных российских древних церквах и монастырях, а также и за пределами России, в Иерусалиме и на Афонской горе, более древние иконы, нежели какие видели и знаете вы, но с разными перстосложениями руки Спасителя, именно: на более древних иконах с единоперстием, с именословным и таким перстосложением, которое употребляете вы, даже и с таким перстосложением, которого не употребляете, ни вы и никто из наших православных христиан, например икона, весьма древняя, св. Иоанна Предтечи вот с каким перстосложением: указательный перст и мизинец простерты, а большой палец с великосредним и безымянным вместе соединены. Но я верю и основываюсь не на иконном изображении, которое изображалось и изображается теперь, как вздумается иконописцу, а на историческом писании; посему советую и вам, мои любезные друзья, основываться и верить более церковному и историческому писанию, а не разномыслящим иконописцам. „Да и св. писание в наших древне-отеческих книгах учит так слагать персты, как мы слагаем для крестного знамения, т. е. вот так именно“, при сем слове грамотей сложил персты, как он изображает на себе крестное знамение... В священном писании, как я сейчас вам говорил, нет ни одного слова о перстах; но есть действительно несколько статей о вашем перстосложении в книгах писанных не святыми отцами, а некоторыми учеными людьми. „Как же это вы говорите, отец архимандрит? разве старопечатные наши книги, в которых именно есть о двуперстии, были написаны не святыми отцами? Разве святейшие патриархи Филарет и Иосиф, повелением которых те книги напечатаны, были простые люди, а не святые отцы“?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

В 2000 году за восстановление храма взялись прихожане во главе с отцом Николаем Гашковым. Сначала отремонтировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь – на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден, как на ладони. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм – в третий раз за всю его историю. В августе 2015 года с фасада полностью были сняты строительные леса, а в ноябре впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон… http://lyutov70.livejournal.com/82508.html Кыштымский завод, лежащий в расстоянии 152 в. от епархиального и уездного города, расположен на юго-восточном склоне Уральского хребта, по берегам заводского пруда, питаемого горными речками: Кыштымкой, Сугомаком и Егозой. В окрестностях завода лежат значительные по объему озера с чистой, прозрачной водой: Увильды, Иртяш, Окуля, Акакуль, Амбаш, Кызылташ, Сугомаг и друг. Местность очень живописная и в гигиеническом отношении вполне здоровая. Вблизи завода лежит ст. " Кыштым " Уральской железной дороги. Приход образовался не из коренных местных жителей, каковыми были башкиры и мещеряки, а из пришлого люда, переселенного сюда основателем завода Демидовым из внутренних губерний – Московской, Тульской, Нижегородской и друг. Основание завода относится к началу XVIII в. и в 1730 г. владельцем Демидовым был построен из дикого камня храм, который по наружности никаким переменам и перестройкам не подвергался, а существует и по настоящее время в своем первоначальном виде. Во время Пугаческого бунта, как говорит предание, храм подвергся святотатственному поруганию от мятежников: в храм вводили лошадей, а св. иконы подвергали кощунству. В храме имеется св. икона " Изображение Суда Божия " , старинной живописи, во многих местах проколотая копьями мятежников. Храм двухэтажный; в верхнем холодном храме св. престол освящен в память Сошествия Св. Духа, в нижнем, теплом – в память Усекновения Честной Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://sobory.ru/article/?object=12340

С 1819 года Сергиевою пустынью начал править епископ Ревельский, Викарий Петербургской митрополии. Это звание имели: Владимир Ужинский (1819–1822 г), Григорий Постников (1822–1826 г.), Никанор Клементьевский (1826–1831 г.), Смарагд Крыжановский (1831–1833 г.) и Венедикт Григорович в 1833 году. Потом снова пустыня подчинена была настоятелю в сане архимандрита. С 1834 года до настоящего времени она управлялась двумя Игнатиями: Игнатием Брянчаниновым с 1834 до 1857 года и Игнатием Малышевы м с 17-го ноября 1857 года до настоящего времени. В 1836 году мая 30-го Сергиева пустыня возведена из 2-го в 1-й класс. В ней ныне существуют следующие церкви: 1)      Главная церковь или собор во имя св. Троицы находится в средине монастыря. Построение его начал производить на средства Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит ее Афанасий Волховский в 1756 году; кончено оно в 1760 году. Главный алтарь освящен 10-го августа 1763 года членом Святейшего Синода, Лаврским же архимандритом Лаврентием Хоцятовским, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины . При этом Иеромонах Платон Левшин 112 , назначенный Императрицею из наместника в Лавры в законоучителя Наследнику Великому Князю Павлу Петровичу, сказал слово на текст: «Господи кто обитает в жилищи Твоем». Пс. 14:1 . По окончании богослужения Государыня изволила за обеденным столом у архимандрита кушать, со всеми находившимися в свите Ея Величества фрейлинами и другими придворными особами. Приделы этого собора, правый – в честь св. Апостолов Петра и Павла и левый –во имя св. Захарии и Елисаветы, освящены, раньше главного олтаря, членом Святейшего Синода архимандритом Лавры, знаменитым придворным проповедником Гедеоном Криновским; первый 18-го, второй 19-го августа 1761 года. Этот второй придел Захарии и Елисаветы был в последствии закрыт на несколько лет; но при капитальном возобновлении всего храма, 113 освящен во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, настоятелем архимандритом Игнатием Брянчаниновым 1840 года августа 16-го. Главнейшую святыню собора составляет икона Преподобного Сергия Радонежского, привезенная, по преданию, основателем пустыни архимандритом Варлаамом из Сергиевой Лавры. При ней находится сребропозлащенный малый крест с частицею святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, принесенный 22-го апреля 1861 года в дар Сергиевой пустыне известным путешественником ко святым местам, камергером, Андреем Николаевичем Муравьевым, получившим эту святыню в 1850 году, от высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Здесь, на горнем месте главного престола, помещается в большом изящном киоте, устроенном по рисунку архитектора А. И. Мельникова, примечательнейший по художеству образ «Святыя Троицы», писанный знаменитым профессором Карлом Павловичем Брюлловым в 1840 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(Собр. летоп. IV, 180. V, 6). Отличался храбростию и искренним благочестием. Защищая Псков от Ливонских немцев, свои воинские успехи всегда приписывал помощи Божией и св. муч. Леонтия. Пред сражением он всегда приходил в церковь , клал меч свой у подножия престола, молился со слезами, принимал благословение духовника, и потом препоясывал меч его рукою. Своею храбростию и набожностию он приобрел любовь Псковичей, и особенно своей рати, для которой памятны и дороги были слова князя: «добрые мужи Псковичи! кто из вас стар, тот мне отец; кто молод, тот брат. Слышал я мужество ваше во всех странах: постоим за св. церкви и за свое отечество!» В последний раз благов. Довмонт, уже старец, разбил немцев весною 1299 г. Ум. 20 мая 1300 года. Память празднуется в день преставления. Мощи почивают (в Троицком Псковском соборе), в закрытом дубовом гробе, над которым висит меч св. князя. (Рисунок и описание меча в моей книге «Святыни и древности Пскова», стр. 83). По «Иконописному Подлиннику»: «стар, сед, брада, аки Григория Богослова , главою мало плешив, ризы на нем княжеския, шуба багряная, в руке шапка княжеская, инде пишут брада, аки Иоанна Богослова: власы на главе аки Илии пророка». (Филимонов, стр. 55). 148. Святая благоверная княгиня его Мария Дмитровна Александровича Невскаго, преставися в лето 6850 Супруга князя Довмонта – Тимофея, сосватанная ему Асковичами, дочь великого князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского. По кончине мужа, постриглась с именем Марфы в Предтечевском женском монастыре. Мощи под спудом в древней церкви этой обители близ юго-западного угла. Год кончины неизвестен. Местная память 8 ноября. Не канонизирована. Над гробницею ее находится древняя икона пророка Илии в старинном басменном окладе. В ногах ее гробница какой-то княгини Наталии, по местному преданию, невестки княгини Марии и супруги сына ее князя Давида. В Спасо-Мирожском монастыре на образе Знамения Божией Матери, именуемыя Мирожския, по сторонам Богородицы, представлены молящиеся св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

13 – 1-ая половина 14 века. Неизвестна судьба города в целом и гипотетически существовавшей на его территории деревянной церкви в частности. Ясно только, что город пережил какой-то погром, поскольку все найденные археологами строения 12 – 13 веков пострадали от пожара. Вероятней всего следы этого урбанистического катаклизма можно связать с разрушительным походом монголо-татар Батыя 1241 года, часть войск которого могла захватить и разрушить древнерусское городище в Каменце. Конец 14 – 15 век. Редкие источники сообщают, что в районе Иоанно-Предтеченской церкви в ранний период истории города существовала церковь святой Пятницы. В наши дни чуть западней руин каменной церкви протянулась Пятницкая улица, которая, как считается, получила своё название от Пятницкой церкви, а церковная территория изначально была ограничена линией этой улицы. Интересен «молдавский и валашский след» в истории церкви. Так, например, существует предание, что изначально церковь называлась Параскевской, т.е. в честь святой Параскевы, которую очень чтут в Молдавии. Позднее русины могли переименовать церковь в Пятницкую, поскольку именно под именем Пятницы почитали тут же святую, что и молдаване. Кроме того, позднее в каменном храме находилась икона св. Иоанна Предтечи, необычайно почитаемой в Бессарабии. При церкви также существовали захоронения представителей знатных родов Молдавии и Валахии (о них будет сказано ниже). Не приходится сомневаться, что церковь привлекала особое внимание молдаван и волохов. Пятницкую церковь могли построить (или возродить) ещё при Кориатовичах, т.е. в конце 14 века, по инициативе одного из князей. Так в 1862 году в «Подольских Епархиальных Ведомостях» была напечатана статья протоирея П. Троицкого «Каменецкий кафедральный Иоанно-Предтеченский собор», где значилось следующее: «Предтеченская церковь, построенная по приданию в XIV в. при Кориатовичах, существовала, по крайней мере до второй половины XVII в., под именем святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы, отчего и ныне главная улица, ведущая от римско-католического Армянского костела в город, называется Пятницкой». В этой же статье говорилось: «О древности сей церкви свидетельствует документ, писанный на русском языке, бывшем в общем употреблении в сем крае, относящийся к XV в., в котором документе при описании границ или меж земли, где был двухэтажный дом, возле теперешнего (1862) семинарского корпуса, ясно упоминается Пятницкая церковь, как тогда уже существовавшая». К сожалению, упомянутый документ, некогда хранившийся в архиве правления Подольской духовной семинарии, уже к концу 19 века успел затеряться, потому у современных исследователей нет возможности изучить его в деталях. Это не единственный источник, относящий постройку храма к 14 веку, потому его связь с Кориатовичами со временем, возможно, найдёт и другие подтверждения. Возможно, уже в следующем 15-м веке храм пережил свою первую перестройку.

http://sobory.ru/article/?object=04868

В 1925 г. на средства Синода Латв. прав. церкви был произведён ремонт, но деревянный храм был в таком плачевном состоянии, что с благословения Владыки Иоанна Иоанновский причт начал сбор пожертвований для завершения строительства начатого перед 1-й мировой войной каменного храма. Вот что писал Рижско-Митавский благочинный 24.07.1921 г.протоиерей Николай Тихомиров в рапорте Архиепископу Иоанну, принявшему Латвийскую кафедру: " Иоанновский приход. Старая церковь пострадала от войны не в большой степени и приведена в надлежащий вид. В виду ветхости этой церкви пред войной начата постройка нового каменного храма. Здание уже подведено под крышу, но окончить постройки не пришлось. Этот храм также немного пострадал от бомбардировки. В таком же положении находится вновь воздвизаемое здание храма около Кузнецовской фабрики. Это здание даже не удалось подвести под крышу. Когда эти церкви будут окончены постройкой — нет возможности определить, тем более, что часть собранных на постройку денег находится в процентных бумагах. Приходской Совет развивает свою деятельность под руководством недавно вступившего нового настоятеля. Число прихожан постепенно увеличивается возвращающимися из России. В причте: настоятель — протоиерей Николай Васильевич Шалфеев — окончивший курс Рижской духовной семинарии. Псаломщика нет; обязанности его исполняют по приглашению прихожане. Председателем приходского совета состоит отец настоятель, старостою рижский гражданин В. Максимов. (Латвийский ГИА, фонд 7131, опись 1, дело 35, листы 6-9 ). В августе 1928 г. Н. Шалфеев писал, что работы по строительству " ... идут настолько быстро, что надлежит уже заблаговременно позаботиться об иконостасе, иконах, престоле и жертвенниках " . В письме от 22 апреля 1929 г. настоятель просил передать новому храму церковное имущество, сохранившееся в закрытом Лиепайском морском соборе. В перечне значились: " ... десять мраморных досок для изготовления престола; дубовый аналой; металлический золоченый крест; икона средних размеров над Царскими вратами; два трехстворчатых киота с тремя иконами; киот деревянный с иконой св. Николая Чудотворца; Голгофа больших размеров " .

http://sobory.ru/article/?object=08210

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010