21 нояб. 1881 г. по благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители (ок. 500) приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 дек. 1897 г. Арзамасская жен. община была обращена в первоклассный жен. мон-рь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февр. 1898 г. настоятельница А. м. мон. Евгения (Страгородская), тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , была возведена в сан игумении. К 1917 г. в А. м. было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К нач. XX в. в обители было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский храм, построенный и освященный в 1787 г. игум. Санаксарского мон-ря Венедиктом, расширенный в 1821-1822, 1841/42 гг. на средства купца В. М. Киселёва,- в нем были устроены 7 приделов (во имя Киево-Печерских святых, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери); 3-этажная Успенская ц. с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской ц. в 1798-1805 гг. на средства московских купцов; ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 гг. на средства купчихи П. И. Мухиной. В мон-ре почиталась икона Божией Матери «Достойно есть» - дар Пантелеимона вмч. рус. мон-ря на Афоне ; во время принесения иконы в мон-рь в авг. 1853 г. совершилось множество исцелений. В братском трапезном корпусе находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, по молитвам пред к-рой в XIX в. прекратилась засуха и падеж скота. В Вознесенском храмес правой стороны левого клироса в позолоченном ковчеге хранились частица Креста Господня, 35 частиц мощей святых. Здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», миром от к-рой исцелилось неск. сестер, знамение от нее получил и посетивший в 1868 г. общину прп. Антоний (Медведев) . Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом, мельницы, 4 каменных ледника, амбар, конюшни, 2 пчельника в Арзамасской и Чернухинской лесных дачах и др. В Н. Новгороде с 1873 г. А. м. имел подворье.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Церковь Иоанна Предтечи закрыли 21 марта 1929 года под предлогом острого дефицита в городе помещений для общественных и хозяйственных организаций. В августе-октябре того же года Иоанно-Предтеченский Пустынский храм был передан артполку Х стрелковой дивизии для использования под культурно-спортивные и хозяйственные надобности. Церковь разрушена до основания в 1932 году. От строений, составлявших когда-то Дюдикову пустынь, до наших дней сохранились лишь остатки каменного трехэтажного дома, построенного купцом Немировым. Здесь до 1917 года помещалась Немировская богадельня для престарелых граждан города. А в советское и постсоветское время – воинские учреждения. Вологодская Иоанно-Предтеченская Пустынская церковь Современное местоположение: г. Вологда. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Монастырь: Дюдикова Предтеченская мужская пустынь. Приход был образован на месте Дюдиковой пустыни, разорённой в начале XVII в. литовцами. Каменный храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1653 году, в полуверсте к северу от города, на левом берегу р. Вологды. Упоминался в окладных книгах Вологодского архиерейского дома XVII и XVIII в.в. Алтарь был троечастный, с тремя пролётами, разделённый поперечными стенами. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прп. Нила Столобенского (в южной части алтаря, устроен в 1790 г.), прп. Кирилла Новоезерского (в северной части алтаря). Обновлённый храм во имя св. Иоанна Предтечи освящён 24 июня 1876 г. Стены были выложены сплошной кладкой из обожженного толстого кирпича, весом 25 ф. Иконостас - пятиярусный, пол - из каменных плит. Впоследствии этот храм был преобразован в приходской. Вторая приходская церковь - Знаменская. Церковь издревле имела Знаменский престол, первоначально устроенный по случаю явления 2 сентября 1570 г., во время морового поветрия в Вологде, иконы Знамения Божией Матери. Эта икона хранилась в церкви, её размеры - 3 1/4 х 5 вершков. Каменная церковь была построена в 1748 году воеводой Фёдором Даниловичем Развариным. Тёплая, с одной главой на четырехгранном фонаре. Престолы в честь: иконы Божией Матери «Знамение» - главный, свт. Николая Мирликийского, мч. Уара Египетского.

http://sobory.ru/article/?object=35508

В 1842 г. Петропавловская церковь была украшена писанным по дереву иконостасом, сооружённым на средства станичного общества. Стоимость иконостаса составила 12 тыс. рублей. Сохранилось его описание за 1885 г. Первый ярус включал Царские врата с изображением Благовещения, Пресвятой (Девы) Богородицы у Евангелия. Над Царскими вратами располагалась икона «Моление о чаше», чуть выше – «Тайная вечеря». По правую сторону Царских врат разместились иконы Иоанна Спасителя, Архангела Гавриила, Святых Апостолов Петра и Павла, Святого Великомученика Пантелеймона, Святого Великомученика Иосифа Волоцкого, Матери Божией, Спасителя, Священномученика Власия и Священномученика Харлампия. По левую сторону Царских врат были расположены иконы Матери Божией, Архангела Михаила, Святого Николая Чудотворца, Святого Пророка Ильи, Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, Спасителя, Святого Великомученика Георгия Победоносца, Святого Равноапостольного князя Владимира. Второй ярус на правой стороне составили иконы Св. Апостола Павла, Входа Господня в Иерусалим, Воздвижения Креста Господня, Воскресения Христова, Рождества Господня, Крещения Господня, Св. Апостола Матвея, Св. Апостола Андрея Первозванного, Вознесения Господня, Св. Апостола Иакова – брата Господня, Св. Апостола Симона. На левой стороне второго яруса расположились иконы Св. Апостола Петра, Обретения Господня, Успения Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Св. Апостола Иакова, Св. Апостола Фомы, Преображения Господня, Св. Апостола Варфоломея, Св. Апостола Филиппа. Правую сторону третьего яруса составили иконы Св. Пророка Царя Давида, Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Св. мученика Дм. Солунского, Преображения Господня, Св. Первомученика и Архидиакона Стефана. На левой стороне третьего яруса располагались иконы Св. Пророка Моисея, Св. Равноапостольной княгини Ольги, Св. Преподобного отца нашего Антония Печерского, Покрова Пресв. Богородицы. Четвёртый ярус составили иконы «Христос – царь славы» и Св. Патриарха Авраама. По левую сторону иконостас был увенчан крестом.

http://sobory.ru/article/?object=28974

На призыв директора отозвались и многие, живущие вне Троицка. Так, И. И. Стахеев, купец из Елабуги внес 300 рублей. Столько же на устройство церкви внес А. М. Новиков, П. И. Воронков - 173 рубля, М, А. Новиков - 100 рублей (3). Гласный городской думы Н. И. Першин пожертвовал желтой парчи на два священнических и диаконских облачения. Надо думать, что еще больше денег было внесено простыми троичанами, имена которых ныне неизвестны. Не оставляли горожане церковь без попечения и позднее. Так, известный троицкий предприниматель, купец 1-й гильдии, неоднократно избиравшийся городским головою, Василий Михайлович Пупышев по своей духовной завещал «гимназической церкви св. Петра 500 рублей, с тем, чтобы священно-церковно служители и братья пользовались с означенного капитала лишь процентами». Интересным было внутреннее оформление церкви, которое проводилось после обязательных обсуждений на педагогическом совете гимназии. В частности, все иконы на иконостасе имели особое значение, символизируя какое-либо событие в истории самого учебного заведения, кроме того, они, являясь копиями картин известных художников, знакомили детей с величайшими шедеврами мировой живописи. Так, например, икона «Тайная вечеря» над царскими вратами представляла собой копию с фрески Леонардо да Винчи, расположенная под нею икона «Спаситель, благословляющий детей» была списком со знаменитой работы Даниэля Вольтерра. Остальные иконы изображали тех святых, которые вспоминаются церковью: в день принятия городской думой постановления о ходатайстве по открытию гимназии - 1 декабря -св. пророка Божия Наума и Филарета Милостивого, 8 мая— (св. апостола Иоанна Богослова), когда было утверждено императором это ходатайство; в день открытия гимназии - 23 сентября - (св. Иоанна Предтечи) и 22 мая — в день закладки здания гимназии (св. мученика Василиска). Другие иконы были посвящены тем святым, имена которых носили люди, причастные к открытию троицкой гимназии: император Александр II - св. благоверного князя Александра Невского, министр народного просвещения -св. великомученика Димитрия, оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский - святителя и чудотворца Николая Мирликийского и т. д. Все иконы и священные изображения были выполнены местным иконописцем Казанцевым.

http://sobory.ru/article/?object=41268

Самое большое количество икон помещается в иконостасе. В древности алтарь отделялся от средней части храма только решеткой. Впоследствии эту решетку начали уставлять святыми иконами. В настоящее время вся перегородка, отделяющая алтарь, сплошь уставляется иконами и называется «иконостас». В иконостас, на царских вратах, изображается Благовещение Пр. Богородицы и четыре Евангелиста: св. Матфей, св. Марк, св. Лука и св. Иоанн. Изображение четырех Евангелистов на царских вратах напоминает нам, что только благодаря им, мы знаем историю жизни Господа Иисуса Христа. Евангелист Матфей изображается с человеком ангелоподобным, потому что он описывает воплощение Господа Иисуса Христа и происхождение Его, как человека, из рода Давидова. Евангелист Марк изображается со львом, как царем зверей, потому что он описал жизнь Иисуса Христа, как посланника Божия, имеющего всемогущую силу над всем миром. Евангелист Лука изображается с тельцом (теленком), как знак лучшей жертвы Богу, потому что он описал жизнь Иисуса Христа, как Спасителя рода человеческого, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Евангелист. Иоанн изображается с орлом, потому что он, описывая божество Господа Иисуса Христа, возносился мыслью так высоко, как орел летает в высоте. На южной и северной дверях изображаются архидиаконы или ангелы. Рядом с царскими вратами, по правую сторону, помещается образ Спасителя, а по левую – образ Божией Матери; эти иконы называются местными, потому что всегда помещаются на определенном месте, Около образа Спасителя помещается храмовая икона, т.е. изображение того святого, в честь которого освящен храм; напр., Св. Николай Чудотворец, если храм освящен во имя Св. Николая Чудотворца; Св. Иоанн Предтеча, если храм освящен во имя Св. Иоанна Предтечи и т. п. Над царскими вратами помещается икона «Тайной вечери» для напоминания нам о той вечери, когда Господь установил Таинство Св. Причащения, которое продолжается и теперь в алтарях наших храмов. По сторонам этой иконы, во втором ряду иконостаса помещаются изображения двенадцати праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Знаменский собор. В 1777 г., когда уже многие постройки были оканчиваемы в новой Семипалатинской крепости, епископ Тобольский Варлаам снесясь с генерал-майором А. Д. Скалоном выдал грамоту заказчику омского духовного правления протоиерею Петру Федорову на перенесение храма из старой крепости и на заложение в новой крепости каменного храма во имя св. Антония и Феодосия, Печерских чудотв., с прибавлением еще двух приделов во имя Андрея Первозванного и св. вмч. Георгия Победоносца. Храм этот заложен 15 августа 1777 г., но еще не окончена была постройка храма, как вследствие сообщение генерал-майора Н. Г. Огарева Тобольскому епископу Варлааму о том, что жители новой крепости единодушно желают главный придел новостроящегося храма посвятить имени чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Епископ Варлаам повелел грамотою от 30 июля 1782 г. протоиерею Федорову заменить Знаменскою главный придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских, посвятив его иконе Знамения Божией Матери, а второй придел посвятить имени св. вмч. Георгия Победоносца. Придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских был освящен в 1782 г. 10 окт., придел Знамения Пресвятой Богородицы 24 сен. 1788 г., а придел св. вмч. Георгия Победоносца 25 сен. 1788 г. В 1790 г. на 14 сен. был в Семипалатинске сильный пожар, причем, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских. В 1793 г. церковь была исправлена и в том же году 14 сен. был освящен придел во имя Знамения Божией Матери, а 27 сен. придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В Семипалатинском соборе есть три драгоценные для верующих святыни: чудотворная икона Знамения Божией Матери, икона в серебряной ризе с изображение святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Предтечи, Иакова Пермского, Федора Стратилата, Иакова Боровицкого, Алексия Божия человека, Ефрема Новоторгского, Иакова Брата Господня, муч. Каприана и муч. Космы и Дамиана.; напрестольный крест. Дома для причта церковные, деревянные. Всех домов четыре: для помещения протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; последний дом ветхий, для жительства неудобен. Жалования причт не получает, содержится на добровольные пожертвования прихожан; дохода в год собирается до 4500 руб. Причтового капитала 3493 руб. 10 коп., процентов получается 130 руб. 48 коп.; церковного капитала в процентных бумагах 41 435 руб. 16 коп.

http://sobory.ru/article/?object=31633

В крымский период, несмотря на голод, на смерть от тифа 2 старших сестер и матери, Рейтлингер продолжала занятия рисованием. В 1921 г. Юлия и Екатерина выехали из Крыма к отцу в Польшу. Сохранилось неск. рисунков варшавского периода, все остро трагического звучания, скованные по манере исполнения. В 1922 г. благодаря помощи Нины Александровны Струве сестры, а затем их отец переехали в Прагу, ставшую одним из центров рус. эмиграции 20-х гг. Рейтлингер поступила в Карлов ун-т, слушала лекции акад. Н. П. Кондакова , стала студенткой Пражской АХ, посещала христ. кружки свящ. Сергия Булгакова и проф. В. В. Зеньковского , участвовала в Русском христианском студенческом движении. В Праге наступил перелом в ее духовных и художественных исканиях и получил развитие наметившийся еще в Крыму интерес к древнерус. и визант. искусству. Одновременно с изучением иконографии шло обучение «ремеслу древнего иконописания» на основе «секретов», заимствованных из старообрядческой практики. Интересы и вкусы Рейтлингер соответствовали идеям о возрождении русских национальных (собственно православных) традиций, популярных в художественных кругах от Кондакова, В. М. Васнецова до Н. К. Рериха, Н. С. Гончаровой и К. С. Малевича. Этюды и акварели Рейтлингер пражского периода свидетельствуют не только о возросшем мастерстве, но и о более мажорном, «благополучном» восприятии художницей окружающего мира. Несмотря на то что первые иконописные работы Рейтлингер называла неудачными, в 1924 г. она написала «главу св. Иоанна Предтечи по наброскам с натуры - с отдыхающего отца Сергия» (в наст. время икона находится в храме Казанского скита в Муазне, близ Парижа, где И. работала в 1938). Духовную поддержку Рейтлингер оказывал свящ. Сергий Булгаков, с энтузиазмом воспринявший ее вхождение в сферу религиозного творчества, но провидивший нападки на художницу в связи с ее отходом от внешне привычных каноничных норм. Обращение в 1-й иконописной работе к образу св. Иоанна Предтечи, впосл. ее небесного покровителя, оказалось символичным.

http://pravenc.ru/text/471579.html

Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болг. мастерами (П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым) под руководством проф. В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжир. малахит и уральские самоцветы. В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные рус. и болг. художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и др. Основная часть стенописей принадлежит кисти болг. худож. X. Тачева. На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе - дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . Кроме этой иконы Святейший Патриарх подарил храму одеяние на Престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды. Согласно принятому в 1951 г. Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник св. Александра Невского является Патриаршим кафедральным собором. Сильно пострадавший в 1944 г. от бомбежек, А. Н. с. после войны был капитально отремонтирован. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция к-рого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

http://pravenc.ru/text/64446.html

C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Paris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130). Многофигурный Д. Предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров - 5-фигурный Д. Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, к-рые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в лоратных облачениях. За Богородицей - арх. Михаил, за св. Иоанном Предтечей - арх. Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объемно-пространственным вариантом 5-фигурного Д. (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон мон-ря Осиос Лукас: над порталом помещен центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах - Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и 2 архангела. Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ) В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече. В 7-фигурном Д. (др. название - «седмица») за архангелами помещаются изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (фреска в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, ок.

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Описание совершенно соответствует нынешнему неправильному расположению зданий архиерейского дома, хотя многое с тех пор обрушилось или изменено, и должно предполагать, что даже та часть их, которая носит название Святителей Никиты и Иоанна, была построена великим Евфимием. – Самый дом или кельи св. архиепископа Иоанна с грановитою палатою напоминают более XIV век, нежели XII, и так как в житии сказано, что кельи прежде все были деревянные, весьма вероятно, что св. Евфимий отчасти перестроил их на том же месте, в прежнем виде, и начертал на стенах все житие своего святого предместника, ибо только при нем обретены были его нетленные мощи, по таинственному явлению самого Иоанна владыке Евфимию. Так мне кажется, хотя не смею утвердительно предлагать своего мнения. Весьма замечательны кельи святителя Иоанна по своим воспоминаниям церковным и гражданским. Их знаменитые сени, на которые всенародно возводились владыки Новгородские при своем торжественном избрании, доселе существуют; но они весьма просты и тесны, по духу того времени, и крыльцо их очень скромно. Нельзя было бы думать, что здесь совершались народные собрания и чествования владык Новгорода, если бы прилегающая к сеням грановитая палата не свидетельствовала истину летописного указания. Стены их расписаны одним из славнейших подвигов новгородских, победою над ополчением князей суздальских, которой обязаны они были чудному заступлению Божией Матери и молитве своего великого угодника Иоанна. Тут и та древняя икона Спасова, пред которою он молился во время осады и от которой ему послышался дивный глас, чтобы шел он в церковь Спаса, на конец Ильиной улицы, поднять оттоле чудотворную икону Знамения; а подле нее написан на стене Спаситель в образе великого Архиерея с ангелами по сторонам, Материю Своей и Предтечей, и с ликом прославленных святителей новгородских: Никиты, Иоанна, Григория, Феоктиста, Моисея, Серапиона, Евфимия, Ионы, припадающих молитвенно к ногам Его. В последующие времена устроен был на сенях придел во имя Всемилостивого Спаса, но уже он теперь упразднен и заменен недавно более обширным, во имя Святителя Иоанна, в самой грановитой палате, которая напоминает московскую одиноким столбом своим, поддерживающим ее готические своды.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010