В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было. Литература: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее//Светильник. 1914. 8. С. 2–12; Борин В. Памятники Азовских походов//Там же. 1914. 11–12. С. 27–34; Русская живопись XVII–XVII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgerate aus St. Petersburg. Koln, 1991. 31, ил. 29; Великие и чудотворные/Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358–360. Азовский мужской монастырь во имя святого Иоанна Предтечи А. О. Амелькин (Статья из I тома «Православной энциклопедии») Основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов на месте древней церкви св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до турецкого завоевания генуэзской фактории Таны-Азака в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова русские войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители. В 1700 г. была построена церковь св. Иоанна Предтечи, иконостас для которой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А.

http://sedmitza.ru/text/407609.html

Икона Преображения прекрасного письма XVII в. и едва ли не была написана она Гурием Никитиным. Любопытны царские врата Христорождественской церкви XVIII в.: здесь при ев. Матфее изображено древо Иессея и древо познания добра и зла; при ев. Марке – воскресение Христа и воскресение мертвых; при ев. Луке рождество Христово и распятие И. X., при ев. Иоанне – добрый пастырь с овечкой и крещение И. X. Церковь Никольская. Наружныя стены её украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками. Анастасийский монастырь. В алтаре – иконы: Владимирской, Фёдоровской и Тихвинской Богоматери, Михаила Малеина, Макария Унженского и Алексея человека Божия, все XVII в. В теплой церкви деисис XVIII в.; в приделе – Се агнец Божий –икона времен Петра I; Воздвижение честного креста XVII – XVIII в.; святит. Николая Чудотворца XVII в.; того же времени икона Иоанна Предтечи в алтаре. Церковь Воскресения Хр. на площадке – старая 1724 г. В ней сохранились: икона И. Предтечи с деяниями половины XVII в., Успение Богоматери облачное, с жидовином Авфониею XVII в. В приделе Тихвинской Богоматери в алтаре на иконе св. Димитрия Ростовского приписаны на полях изображении: св. Тихона Задонского , препод. Сильвестра Обнорского и ярославских Чудотворцев князей Фёдора, Давида и Константина. Икона св. Геннадия Костромского и Любимоградского. В другой церкви – новой на стенах размещены иконы, взятые из прежней деревянной церкви: Владимирская Богоматерь, Георгий Победоносец, Николай Можайский, Св. Троица, Неопалимая Купина; муч. Харлампий; все они относятся к половине XVII в.; написаны в более строгом стиле, чем московские иконы того времени. Вероятно это произведение местных иконописцев, даже и в XVII в. придерживавшихся строгих иконописных преданий отдаленной старины. Церковь Козьмы и Дамиана на Мшанской улице. Местная икона свв. Козьмы и Дамиана конца XVII в.; с золотыми шраффировками в одеждах. Икона святителя Николая Чуд. в деяниях XVII в.; в летней церкви иконы того же времени – свв. Феодосия Тотемского, Фёдора, Давида и Константина Яросл. чуд. (табл. LVI), праздники и икона Фёдоровской Богоматери в алтаре, очень хорошая, с привесным панагиаром XVII в.; украшенным филигранью, с мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Престолов в этом храме два: главный в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом; время построения ее неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частию вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: 1) местная икона Вседержителя, писанная в 1659 году, 2) храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 году, 3) икона Св. Николая Чудотворца и 4) иконысв. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 году. Кроме сего, в соборе имеются следующие достопримечательности: 1. Напрестольный крест, на нем внизу на лицевой стороне изображен Макарий Желтоводский, а сзади св. муч. Параскева; приложен в 1658 г. Гр. Ив. Кувалдиным. 2. Такой же крест позолоченный, чеканной работы, с частицами Св. мощей. На задней стороне подпись: «В сем св. кресте Господнем различныя чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительнаго во плоти Смотрения Господня 1704 лета». 3. Сосуды серебряные, приложенные С. Ершовым в 1685 г. 4. Сосуды серебряные позолоченные с финифтевыми изображениями, приложены в 732 году посадским человеком Ан. Ив. Холкиным. 5. Ковчег серебряный, в виде церкви, с надписью: «Ковчег не ветхаго иногда, но нового завета вечнаго, имущь в себе сокровенное под видом хлеба и вина Таинство, Честное Господа нашего I. Христа тело и кровь Его драгую. Соделан в Гороховецкую соборную церковь Богородичню усердием того града жителя I. Авд. Ширяева в лето спасения 1710». 6. Чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, верх оканчивается двуглавым литым орлом; приложена тем же Ширяевым.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона. На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота. Чудотворная икона пережила все войны XVII - XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена. В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря. Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза.

http://elitsy.ru/holy/temple/27165/

Чудотворная икона «Знамение» Богородицы стоит в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат. Она имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. В 1565 году икона возобновлена митрополитом Макарием. На иконе золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными каменьями. Икона «Знамение» представляет Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это помещалось на печатях епископа Новгородского. Оно весьма древнего происхождения, так как в Риме, в катакомбах св. Агнии, есть изображение IV в. Богоматери с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. В Греции таким изображением означалось обыкновенно Рождество Христово, и только у нас, в России, иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. На некоторых городских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Первый деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен на этом месте около 1556 г. В 1712 г. на месте сгоревшего деревянного был возведен каменный храм. В 1765 г. он был реконструирован и заново освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение»; с запада была пристроена трапезная с трехъярусной колокольней. В 1888 г. здание основной церкви было расширено пристройками с севера и юга. Службы в храме не прекращались. В храме имеются три придела – центральный, иконы «Знамение» Божией Матери, и два боковых: Усекновения главы Иоанна Предтечи и свт. Николая, архиепископа Мирликийского. В 1980 г. устроен приставной престол во имя святого мученика Трифона. Святыни храма - это прежде всего икона Божией Матери «Знамение» (список с древнего новгородского образа), крест 1652 г. из часовни у Крестовской заставы на месте встречи переносившихся в Москву из Соловецкой обители мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, крест-мощевик со многими святыми мощами и чудотворная икона мученика Трифона с частицами его св. мощей.

http://sedmitza.ru/text/404034.html

В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей. Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов. Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) ещё входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет». В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен неё были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню. Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи». Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в неё.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Выслушав речь зодчих (строителей), присланных столь чудесно, преподобный Антоний сказал: «Дети мои! великой благодати Христос сподобил вас, – вы совершители Его воли. Звавшие вас, те благообразные юноши, были пресвятые Ангелы, а Царица во Влахерне – Сама, чувственно явившаяся вам, пресвятая, чистая и пренепорочная Владычица наша, Богородица и Приснодева Мария, стоявшие же при Ней воины – бесплотные силы ангельские»... И была основана, при чудесных знамениях, великая церковь , а древняя икона Божией Матери, ныне, как сказано выше, хранимая над царскими вратами в главном храме Печерской обители, по преданию, и есть именно та, которая была принесена строителями великой Печерской церкви из Греции от самой Богородицы. В средней части великой церкви, в конце правой стороны большого иконостаса, у южной стены хранится глава св. благоверного и равноапостольного князя Владимира в среброкованой гробнице. В западном, конце той же южной стены – гроб преподобного Феодосия Печерского , св. мощи коего перенесены сюда из Дальних пещер в 1090 году, т. е. через 17 лет после преставления преподобного. У гроба преп. Феодосия, вправо, икона свят. Христова Николая с частицею мощей угодника. В северо-западном углу церкви, влево от главного в неё входа, в серебряной гробнице хранятся частицы мощей святых Печерских. Тут же, впереди гробницы князя Острожского, защитника и покровителя православной церкви, приделана к стене икона преподобного Антония Печерского; сохранилось известие, что св. Дмитрий Ростовский , во время пребывания своего в Лавре, всегда молился перед этой иконой, ставшей таким образом вдвойне важным памятником святыни. Перейдём к северной стене. Близ иконостаса здесь – мощи св. Михаила, первого митрополита Киевского; сзади этой гробницы, в приделе св. первомученика и архидиакона Стефана в серебряной гробнице под золотым балдахином хранится персть св. архидиакона Стефана, принесённый в Лавру в 1717 году из Молдавского монастыря. Под алтарём Стефановского придела находится усыпальница, а в ней гробницы многих князей, гетманов и других, благодетельствовавших Лавре, вблизи же – склеп, в коем нетленно почивает тело тобольского митрополита Павла, скончавшегося в Лавре в 1770 г. К западной стороне Стефановского придела примыкает алтарь древней малой церкви во имя св. Иоанна Предтечи, устроенный в XI в.; ныне в этой церкви происходит обыкновенно отпевание умерших братий, прежде погребения их в назначенной для того Китаевской пустыни. За гробницей св. князя Владимира, в правом приделе великой церкви во имя св. Иоанна Богослова, у иконостасаикона Божией Матери, древняя святыня, перед которой ещё в 1147 году молился св. князь Игорь во время его убиения. На другой (южной) стороне – гробница с частицами святых мощей, а также принесённые в Лавру в разное время святыни, именно: часть трапезы Христовой, часть ризы Господней, часть крови св. Иоанна Крестителя, часть мира из гроба святого великомученика Дмитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В кон. XVII – нач. XVIII в. было составлено несколько слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконе, самые известные из которых – «Поучение» святителя Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского) , написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г. ; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Димитрием Иоанновичем непосредственно «из Дону» . Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Г. П. Тепчегорского. Списки До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы : Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь , возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым . Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. . Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580). В XIX в. почитались чудотворными следующие списки: сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве; икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ; икона в Стародубе; образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни; икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии . Драгоценный убор Донской иконы Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом.

http://drevo-info.ru/articles/6743.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010