1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

В иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема: в правой части среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра, напоминающий о Петре Великом, а в левой части находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Федоровича (будущего Петра III) — святого Ианнуария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины; а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти пришлось восшествие на престол Елизаветы Петровны. К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. В 1756-1758 гг. была сооружена колокольня; к осени 1760 года на храм были водружены кресты. Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 года, в канун храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. По великолепию и размерам Николо-Богоявленский собор в то время уступал лишь Петропавловскому, и на освящении императрица Екатерина повелела именовать его Морским. Этим повелением было определено значение храма для истории российского флота. Со времени Екатерины II морские победы стали праздноваться в Никольском соборе. В память о сражениях 1770-1790 годов Екатерина II пожаловала в собор 10 икон в золотых ризах, причем каждая икона напоминала о победе в день памяти святого, на ней изображенного. 14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. 6 апреля 1918 года, после прихода к власти большевиков, Николо-Богоявленский собор получил статус обычного приходского храма. В апреле 1922 года из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари общим весом 328 килограммов. В этом году собор стал одним из первых центров борьбы с обновленцами, которую возглавили епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской лавры, впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1923 году, после того как были высланы епископы Алексий и Николай, а также настоятель храма протоиерей Александр Беляев, в Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец, а из храма изъяты уникальные ценности. Но в январе 1924 храм вновь вернулся под омофор Патриарха Тихона, а в марте 1924 года настоятелем стал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий.

http://patriarchia.ru/db/text/2236174.ht...

И. исповедовался прп. Амвросию. Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.) Прп. Иларион Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Е. Л. Котляр (ризница Оптиной пуст.) 8 апр. 1863 г. И. назначен скитоначальником и общим духовником. Под его руководством в скитской ц. св. Иоанна Предтечи была осуществлена задуманная прп. Макарием замена 2 нижних венцов, укреплен фундамент, устроен в память старца придел прп. Макария Египетского (освящен 7 сент. 1864 - в день кончины оптинского старца). В 60-х гг. XIX в. И. предлагали войти в состав Алтайской духовной миссии , занять должность настоятеля в Мещовском мон-ре Калужской епархии, а также в одном из мон-рей Таврической епархии, но он уклонился от этого. И. старался поддерживать порядки, утвержденные прп. Макарием. Пять раз в году, во время всех многодневных постов, в скиту совершалась подробная исповедь для всех относившихся к И. насельников. В остальное время (преимущественно после вечерней трапезы) свободно принимал братию для откровения помыслов. Также принимал многочисленных паломников: мужчин - в личной приемной келье, а женщин - в т. н. хибарке. Приходили к старцу и страдающие нервными и душевными болезнями. Свои беседы и исповеди И. строил так, чтобы уяснить причину душевного недуга, вопросами пробудить воспоминание о нераскаянном грехе, по невниманию человека обратившемся в порочный навык, вызвать сокрушение о грехах. И. был убежден, что полное искреннее покаяние есть лучшее лекарство от душевных болезней, т. к. их причинами часто бывают непримиримая вражда, семейные разногласия и тяжкие нераскаянные грехи. На нек-рых налагал епитимию, включавшую чтение покаянного канона и др. молитв, а также поклоны, раздачу милостыни и самое главное - прощение обид. По воспоминаниям мон. Порфирия (Севрюгина), «старец говорил большею частию не от себя, а приводил слова и примеры из Свящ. Писания или отеческих или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка о. Макарий.

http://pravenc.ru/text/389133.html

На колокольне семь колоколов: первый – 106 п. 13 ф. Лит в Саратове 1882 г. на заводе Гудковых. На нем изображения Казанской иконы Божией Матери, Нерукотворного образа Спасителя, Архистратига Михаила, свят. Николая Чудотворца и ангелов. Надписи: «Благовествуй день от дне спасение Бога нашего. Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу. Господи возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Приобретен старанием прот. Н.Л. Измайлова и председателя ц.-пр. попечительства И.А. Бажанова. 2-й колокол – 45 п. 5 ф. Лит 1834 г. в Казани Ант. Тимофеевым. Приобретен тщанием свящ. К.И. Флиоринского с прихожанами. 3-й – 15 пуд. с надписью: «Лит в городе Алатах в 1749 г.»; 4-й – около 12 п., надтреснут. 5-й – приблизительно 6 п.; 6-й – 1,5 п. и 7-й – 30 ф. без надписей. Внутренний вид, открытый от самых входных дверей до алтаря, производит более цельное впечатление, чем наружный вид: хорошая стенная живопись, богатые оклады икон, 4-х-ярусный позолоченный иконостас с иконами древнего новгородского письма – прекрасный резонанс. Все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностных прихожан второй части прихода, несмотря на отдаленность от Алат, неохотно говорит о постройке храма в д. Малый Починок, хотя храм там весьма необходим. От входных дверей до алтаря 10 саж. К этой главной площади храма примыкает с южной части еще площадь придела, отступая от иконостаса главного храма на 5 саж., длиной 5 с. и 3 с. ширины, отделяясь от главного лишь одной колонной посредине. Всего площадь храма не менее 65 квадратных сажень. Главный алтарь отделяется от храма капитальной стеной в 2 арш., 9. в. толщиной, с 3 арками в ней для царских врат, северных и южных дверей, поместительный – 4 с. 8 в. шириной и 2 с. длиной. Особенностей нет. Просматривая опись церковной утвари 1789 года, убеждаешься, что два напрестольных креста, евангелие 1703 года и большинство икон – древние. 4 В двух напрестольных крестах находятся мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матвея и Луки, Григория Богослова и Петра Александрийского , а также мощи других святых без указания имен. За правым клиросом находится древняя икона Божьей Матери, 1½ арш. х 1 арш.=1 верш. По преданию, эта икона была найдена в лесу татаркой дер. Верезей, и в сновидении было открыто ей, что на месте обретения иконы русские должны построить церковь . До этого времени Алаты были расположены выше настоящего места по речке Алатке версты на две, где уже была церковь Воскресения Христова, будто бы стоявшая на Алатской горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68. 4-5, 21-22, 30; ср.: Пс 21. 7-9; 41. 11; 87. 2-10). У мн. пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих 5. 1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах 11. 12-13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в ВЗ прообразуют буд. уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт 4. 8), жертвоприношение Исаака (Быт 22. 1-18), продажа в рабство Иосифа (Быт 37. 28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. Новозаветные свидетельства о К. В НЗ формы глагола κενω используются 5 раз (Рим 4. 14; 1 Кор 1. 17; 9. 15; 2 Кор 9. 3; Флп 2. 7), но именно цитата Флп 2. 7 является ключевой для понимания христ. учения о К. Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Новозаветные свидетельства о К. Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков. Согласно Евангелию , божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк 2. 5-7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк 2. 51); принял крещение от св. Иоанна Предтечи , желая совершить определенное Богом (Мф 3. 14-15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк 9. 58; ср.: 2 Кор 8. 9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф 26.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Ныне в Коренной пустыне четыре каменные церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1597 года; при ней придел Рождества Иоанна Предтечи, позднейшего устроения. 2) Михаила Архангела, построенная в царствование Бориса Феодоровича Годунова. 3) Живоносного Источника, над колодцем, на том самом месте, где обретен вышеозначенный образ; построена в 1597 году. 4) Архангела Михаила и Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы; устроена при Царе Борисе Феодоровиче Годунове. – При этой пустыне бывает на 9 неделе после Пасхи значительная ярмарка, известная под именем Коренной – и в это время приносится с крестным ходом из Курска и самая явленная икона, которая здесь пребывает до 12 сентября в церкви Живоносного Источника, где к самому колодцу, находящемуся ныне внутри храма, сделана в недавнем времени архимандритом Паисием, превосходнейшая, по образу своего построения, лестница. Этот крестный ход учрежден в 1618 году. ГЛИНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ пуст. муж. в Путивльском уезде, между небольших речек Обесты и Клевени, среди леса. Здесь три церкви из коих: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) Иверской Божией Матери, над вратами, построена около 1832 года. О времени основания пустыни ничего неизвестно. МОЛЧАНСКАЯ пуст. муж. в 20 верстах от уездного города Путивля, при большом болоте, называемом Молче, где в 1635 году явилась икона Божией Матери, находящаяся ныне в самом Путивле, в Молчанском Печерском монастыре. Пустынь эта когда именно основана, сведений нет; а известно только, что в 1583 году она уже существовала, и при нашествии татар на город Путивль, в нач. XVII века, была разорена; после чего более 20 лет находилась в совершенном запустении. Около 1630 года она возобновлена, с построением новой каменной церкви Рождества Богородицы; а в 1653, по прошению жителей города Путивля указом царя Алексея Михайловича, и штат иноков в ней учрежден, но с зависимостью от Молчанского Печерского монастыря. Когда же, в 1656 году, Преподобный Софроний вступил сюда в число братства, то пустынь эта, по прошению его, сделана самостоятельной, а св. Софроний Строителем ее – и с тех пор она получила название Софрониевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отец иеромонаха Викторина оказался мастером на все руки и взялся за устроение церкви, которую построили менее чем за пять месяцев и освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы 19 ноября 1950 года, за пять дней до приезда митрополита Анастасия. Интерьер храма отделали в древнерусском стиле XIV-XV столетий. Как и в старой Коренной пустыни, слева устроили сень для чудотворной иконы, которую ждали из Германии в начале февраля. И вот 5 февраля 1951 года около трех часов дня в аэропорту «Айдлуайлд» близ Нью-Йорка приземлился самолет «Летающий тигр» с Одигитрией русского зарубежья на борту. Святыню сопровождал архимандрит Аверкий (Таушев), более десяти лет бывший при иконе. Курская Коренная икона отбыла из Мюнхена 2 февраля, но по пути, из-за бури, ей пришлось на двое суток задержаться на острове Санта Мария на Азорах. Жители острова, посвященного Богоматери, с большим благоговением отнеслись к чудотворной иконе, усердно молились, прислушиваясь во время молебна к незнакомым им православным мелодиям. Всего три дня святыня провела в монастыре, а потом отбыла в Нью-Йорк и начала паломничество по русским храмам США. Со временем икона все чаще стала отлучаться из обители в мегаполис, да и самому Синоду находиться вдали от Нью-Йорка было несподручно. В 1951 году князь Белоссельский-Белозерский передал Синоду здание на 77-улице в западной части Манхэттена, а в 1959 году администрация Русской Зарубежной Церкви переехала в один из лучших городских районов – на 93-ю улицу в верхнем Манхэттене. Обитель же молилась, благоукрашалась, принимала новых иноков. Перед храмом была устроена скромная деревянная звонница в стиле русских деревянных северных звонниц – с четырьмя небольшими, но звучными колоколами – подарок одной старушки-прихожанки, потерявшей на войне единственного сына. В 1952 году со Святой Горы Афон и из Иерусалима сюда прибыли пять украшенных ковчегов с частицами Животворящего Древа Креста Господня, главы св. Иоанна Предтечи, святителей Николая Чудотворца, Григория Богослова, Митрофана Воронежского и множеством других святых – всего около 50 частиц святых мощей. В особой витрине были помещены иконки и камни от Гроба Господня, из Вифлеемского Вертепа, от Голгофы, с Елеонской горы, из Назарета, с Генисаретского озера, из реки Иордан.

http://pravoslavie.ru/48749.html

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами. Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека». По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской». Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы. Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=25105

Преподобномученики диак. Иаков, Иаков Новый, Дионисий. Икона. 1836 г. (мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники) Преподобномученики диак. Иаков, Иаков Новый, Дионисий. Икона. 1836 г. (мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники) В поисках большего уединения И. удалился с 6 учениками во внутреннюю часть Афонского п-ова, по всей видимости в ц. Пресв. Богородицы (т. н. кафизма Панагии), выстроенной на пути к вершине Афона, где проводил в безмолвии все дни недели, кроме субботы и воскресенья. Однажды в откровении И. было явлено, чтобы он шел в Этолию (область в Центр. Греции). По пути он останавливался со своими учениками в Петре (где предсказал, что через 3 дня в городе вспыхнет пожар) и в Метеорских мон-рях . Оттуда он отправился в Нафпактос и поселился в мон-ре св. Иоанна Предтечи близ дер. Тревекиста (ныне Аналипси). Множество народа из окрестных селений стало стекаться к старцу за благословением и наставлениями, больные и бесноватые получали исцеление. Слава о чудесах И. возбудила зависть у Акакия, митр. Навпактского и Артского, к-рый донес тур. бею - правителю г. Трикала, что И. собирает вокруг себя множество христиан для мятежа. Тот отдал распоряжение схватить старца и привести к нему. И. заранее были открыты предстоящие мучения, и он убеждал учеников принять страдания за Христа. В день ареста И. велел отслужить литургию ранее обычного времени и, когда турки окружили храм, безбоязненно вышел им навстречу с 2 учениками - преподобномучениками диак. Иаковом и мон. Дионисием . После долгих допросов трикальский бей, не найдя подтверждение обвинению, отправил донесение султану Селиму I (1512-1520). В течение 40 дней он держал святых в темнице, ожидая ответа. Из заключения И. отправил письмо ученикам, назначив своим преемником свт. Феону (пам. греч. 4 апр.) (впосл. игумен Анастасии святой Узорешительницы мужского ставропигиального монастыря и митрополит Фессалоникийский). Тем временем от султана, находившегося в Дидимотихоне (Фракия), пришло повеление доставить к нему узников в оковах.

http://pravenc.ru/text/200221.html

Белейки сделана была кладбищной, а затем переделана в часовню. Причтовая земля поступила во владение крестьян с. Белейки, в Пустоподлесье же причт получил землю из казенного участка. Так как в с. Пустоподлесье оба бывшие монастыские храма пришли в ветхость, — то помещицы Пелагия Демьянова Колакуцкая и Пелагия Ивановна Кулешова возбудили ходатайства о разрешении построить вместо ветхих деревянных храмов новые каменные. Первым построен холодный храм во имя Покрова Пр. Богородицы тщанием Пелагии Демьяновой Колакуцкой в 1802 году, вторым — теплый храм во имя св. Николая Чуд. тщанием Пелагии Ивановой Кулешовой в 1819 году. Оба храма с деревянными притворами, крыты железом, с отдельной деревянной колокольней. Вокруг храмов — деревянная ограда с каменными столбами, с южной же стороны — каменная с железной решеткой и тремя железными воротами (на 19 саж.). В настоящее время Покровский храм расширен: устроены два каменные придела и такая же колокольня. Достопримечательности храма: 1) Чтимая икона Божией Матери Одигитрии из упраздненной Белейкинской церкви. 2) Небольшой крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Василия Великого, св. Спиридона Чуд., св. Евангелиста Марка, св. великом. Пантелеймона, св. муч. Феодора Сикеота, св. Михаила Малеина, Ефрема Сирина, св. Гурия и Bapcohoфiuя, св. муч. Варвары, муч. Марины, муч. Феодосии девицы и св. муч. Анастасии. Крест этот вделан в икону двунадесятых праздников. Причт в 1834 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 г. — из священника, диакона и псаломщика. В 1915 году прихожан: в селах: Пустоподлесье, Репище, Бабине, Ржаной, Сосноватке, Средней, Березовке, Рябиновке, Старой Деревне, Зажарье, Нетопорове, Завражье, Мильнове, в деревнях: Клевцах, Столбоухе, Ковалеве, Белейке, Лужке, Хмелевке, Ключевой, Казинниках, Марачевке, Карзукине, Ростовой, Ильюшине, Жорновке, Осиновке, Чернушке, Яблоновой, Мухоярове, Семенове, Ниве, Высокой, Завитневе, Колесне, Феодоровском, Селе, Столовой - 448 дворов (1497 мужчин, 1585 женщин).

http://sobory.ru/article/?object=17765

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010