ВОСКРЕСЕНСКИЙ, называемый ИЕРУСАЛИМОМ, муж. в 7 верстах от Казани, где имеют пребывание в летнее время казанские архиереи; находится на берегу озера Кабанья. Основан в 1780 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Воскресения Христова; 2) Тихона Амафуитского, над св. вратами; 3) Знамения Богородицы, при Архиерейских кельях. КИЗИЧЕСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 2 верстах от Казани; состоит под управлением игумена. Основан в 1701 году иждивением патриарха Адриана и Преосвященных Корнилия Новгородского и Илариона Псковского. – Здесь четыре церкви: 1) Введения Божией Матери, с приделом девяти мучеников Кизических, где находятся, в драгоценном ковчеге, и части мощей сих святых, перенесенные сюда из Кизика тщанием патриарха Адриана; 2) Равноапостольного Князя Владимира; 3) Аридиакона Стефана; 4) Иоанна Златоустог о. Из этой обители, ежегодно 25 июня совершается крестный ход в Казань, с мощами девяти мучеников, которые и пребывают там месяц, а 27 июля возвращаются в Кизический монастырь, также с крестами, при многочисленном стечении молящихся. ТРОИЦКИЙ-ФЕОДОРОВСКИЙ, муж., существовавший в Казани. Время основания этой обители неизвестно, впрочем в XVII веке она уже существовала. – Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Феодора Стратилата; 2) Пророка Илии над св. вратами. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Чебоксарах находится под управлением архимандрита. Основан в 1566 году. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Смоленской Божией Матери-Одигитрии; 3) Феодора Стратилата. ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. заштатный, в Казани, на горе, близ крепости. Основан в 1577 году св. архиепископом Германом. Здесь две церкви: 1) Соб. входа во Иерусалим, с приделами Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова; 2) Теплая, Введения Пресвятой Богородицы. ТИХВИНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Цывильске; построен в 1675 году Цывильскими гражданами в благодарность Богу за освобождение города от бунтовщика Стеньки Разина. Здесь церковь Тихвинская Божией Матери, где находится и чудотворная ее икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Исторический интерес представляет «Псалтирь» на латинском языке, написанная на пергаменте и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Милостивому. Эту «Псалтирь» Димитрий Ростовский в 1702 г. приказал переплести и положить в гроб блаженному Иоанну. Среди прочих предметов утвари заслуживают внимания «Святцы» в изящном серебряном окладе, исполненные в технике финифти в конце XVIII в., а также деревянный расписной крест 1706 г. с именами заказчиков, перенесенный из Леонтьевской церкви. В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи сохранился небольшой иконостас XVIII в. с иконами древнего письма («Ангел Хранитель» и «Св. Власий с чудесами» XVII в.). В отдельно стоящем киоте в трапезе находится уникальная икона (возможно XVI в.) «Св. Василий Великий» (210х85 см), к сожалению, искаженная позднейшими записями. Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. – М., 1911; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Ростовский кремль " . – М.: Северный паломник, 2008.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. На шумной и оживлённой улице Декабристов (бывшей Ивановской), чуть в стороне от дороги, стоит небольшая церковь в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы, у ростовцев известная как храм блаженного Иоанна Милостивого, поскольку здесь покоятся мощи этого святого. Жил он во времена Иоанна Грозного, но откуда был родом и кто по происхождению, не известно. Поскольку он при себе имел Псалтирь на латинском языке, историки делают вывод, что он был человеком знатным и образованным. Некоторые считают, что " по смутным обстоятельствам времени он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу " .

http://sobory.ru/article/?object=00600

Пещера, в к-рой скончался И., принадлежала гончару-христианину. По просьбе И., явившегося ему во сне, гончар тайно перенес тело мученика в христ. церковь. После прекращения гонений И. стал открыто почитаться в Эмесе, и от его мощей происходили исцеления. Когда глава св. Иоанна Предтечи была привезена в город и положена в церкви, где покоились мощи И., их в свою очередь перенесли в пещеру, в к-рой скончался святой. Это перенесение мощей произошло 15 апр. и возглавлялось еп. Павлом; на месте пещеры была возведена базилика во имя мученика. В араб. версии указан год строительства базилики и перенесения мощей - 432-й ( Peeters. 1929. P. 65). Ф. И. Успенский в 1901 г. посетил в Хомсе ц. во имя И. Ее локализация не указана. Церковь поздней постройки, но в ней находились древний саркофаг с мощами И. и икона с изображением святого, написанная в XVI в. ( Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии//ИРАИК. 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140-141). Во всех вариантах Мученичества И. упоминается имп. Нумериан, правивший с 283 по 284 г., что позволило бы довольно точно датировать кончину святого. Однако, согласно Евсевию Кесарийскому, еп. Сильван пострадал при Максимине Дайе (305-313), а исходя из текста Мученичества, И. скончался после еп. Сильвана. В исследовательской лит-ре высказывалось мнение, что И. является одним лицом с Иулианом , мч. Аназарвским (пам. 16 марта, 21 июня), а пещера, в к-рой скончался И.,- это пещера в мон-ре Спилеон, где нек-рое время находилась глава св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанн Предтеча ). Такое предположение сделал Петерс, обратив внимание на несоответствие сообщения о главе Предтечи в Мученичестве И. древней местной традиции. Согласно этой традиции, глава была принесена в Эмесу неким горшечником, хранилась в его семье, а затем ее передавали друг другу благочестивые жители города. Однажды ею завладел монах-арианин Евстафий. Когда за обман жителей он был изгнан из города, то спрятал главу в пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, затем на этом месте был основан мон-рь. Глава была вновь обретена в 452 г. игуменом мон-ря архим. Маркеллом и положена еп. Эмесы Уранием в монастырской церкви. В 761 г. святыня была торжественно перенесена в собор во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для нее.

http://pravenc.ru/text/1237815.html

Приходская церковь до 1730 года была деревянная: постройку первоначального деревянного храма нужно относить к XVII-мy ст. В 1730–34 г. деревянный храм заменен двухэтажным каменным усердием известного заводчика Акинфия Никитича Демидова близ могилы его родителей и в прошлом столетии безразлично назывался то церковью Рождества Христова, по имени настоящей церкви в верхнем этаже, освященной в 1745 г., то Никольскою, что на оружейной слободе, по имени настоящей церкви в нижнем этаже освященной в том же году. При нижней церкви тогда же устроен был придел во имя св. ап. Андрея Первозванного освященный в 1734 г. В последующее время церковь подвергалась разного рода поновлениям. В 1838 г. вновь перестроен придел во имя св. ап. Андрея Первозванного. В 1862 г. на средства местного протоиерея Иоанна Мясновского в верхнем храме устроен новый иконостас вместо прежнего, пришедшего в ветхость. В 1864 г. вновь устроен иконостас в нижней церкви Св. Николая, а лет 15–20 тому назад поновлен иконостас ап. Андрея Первозванного. Придел св. ап. Андрея Первозванного был и в прежней деревянной церкви, на что дают указание сохранившиеся каменные столбы на месте прежних алтарей; тоже говорит и местное предание; оно первоначальное устройство иконостаса связывает с случаем из семейной жизни Никиты Демидова, говорить, что он устроен „на костях“ его дочери. У Демидова, так гласит предание, были разного рода тайные подвалы и ходы; дочь его однажды из любопытства отперла один из подвалов, чем вызвала такой гнев со стороны отца, что он ударил ее так сильно ключами, что она от того умерла; этот случай был на день св. ап. Андрея Первозванного, почему кающимся отцем и устроен придел в честь этого апостола. Благодаря усердию Демидовых, церковь отличается богатыми украшениями. На многих иконах тяжеловесные серебряные оклады: на 5-ти иконах оклады весом от 26 до 34 фунтов. По своей древности замечательна икона Деисус – изображения Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Ризы и венцы на этих иконах вырезаны из дерева. Иконы эти едва ли не времен татарского ига, когда неудобно было делать на них металлические ризы. Близ нижней трапезной церкви находится часовня. Она устроена в 1721 г. Демидовыми для погребения умерших их родственников, с каковою целью из часовни устроен ход в подвальный этаж.

http://sobory.ru/article/?object=00828

В 1831 г. была выстроена наконец и каменная церковь; освящена она в 1843 г. Эта каменная церковь с такою же колокольнею существует и ныне. Престолов в ней два: в настоящей холодной – во имя св. пр. Илии, в трапезе теплой – в честь Покрова Божией Матери. Из св. икон замечательны своею древностью: икона Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, св. вмч. Георгия и Мины, св. Алексия, митрополита Московского. Иконы эти письма новгородского, привезены прихожанами из Новгорода. Рассказывают, что они найдены крестьянами села Нового на сводах какого-то древнего храма в Новгороде и по ходатайству известного архимандрита Юрьева монастыря Фотия, где крестьяне работали, деньги за эти иконы 150 руб. заплатила графиня Орлова. Оклады на новгородских иконах басемного серебра. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1825 г. Земли при церкви: усадебной 1590 кв. саж., пахотной 29 дес. и сенокосной 4 дес. 360 кв. саж. Особого плана на эту землю нет; она значится в плане владений крестьян села Нового. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от служб и треб, хлебного сбора и земли - всего до 750 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из одного села Нового, в коем по клировым ведомостям числится 593 души муж. пола и 628 жен. В приходе есть народное училище, открыто в 1860 г. местным священником; в настоящее время содержится на средства земства. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Исторические источники повествуют нам, что в нач. XVII века здесь существовала деревянная церковь, что видно из записей в патриарших окладных книгах. В частности там сказано, что в 1628 году значится: " церковь св. пророка Ильи в селе Новом в вотчине Покровского монастыря, что на реке Нерль...дани 11 алтын 5 денег, наместничьих 5 денег, тиунских 2 деньги " . В 1656 году Ильинский храм платил дани рубль 7 алтын, заезда гривна. Известно, что в 1695 году была выдана грамота патриархом Адрианом на построение деревянной церкви в селе Новом, а уже через некотрое время из патриаршего приказа был выдан новый антиминс " на новый престол " . В 1700 году в селе Новое была построена и освящена деревянная церковь в честь св. пророка Илии. Освящал её игумен Покровского монастыря (Усть-Нерлинского) Никон.

http://sobory.ru/article/?object=01453

В 20-х гг. XVIII в. вместо Власиевской ц. (вероятно, поставленной в 1-й пол. XVII в. ростовским купцом Гурьевым на месте старого храма, около к-рого был погребен И.) был построен храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи с приделом во имя сщмч. Власия, и гробница И. оказалась внутри церкви. В 1762-1767 гг. на месте Предтеченской ц. была воздвигнута ц. в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия. Гробница И. оказалась в главном храме у левого клироса. На гробнице святого находится рукописная лат. Псалтирь, написанная «готическим шрифтом». На вшитых в начале книги бумажных листах имеется запись: «От времени преставления блаженного Иоанна Власатого, прозываемого Милостивого, даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха,- Псалтирь Давидова на латинском диалекте, юже той угодник, моляся Богу, чтяше». В записи также сообщалось о том, что свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , занявший Ростовскую кафедру в 1702 г., повелел Псалтирь «вновь переплести и, обновив, паки на гробе блаженного Иоана положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» (см. описание кодекса и воспроизведение записи: Красноцветов. 1967. С. 22-23, 25). Сведения о Псалтири И. отразились и в Житии святого. В более поздней редакции текста (представленной, в частности, в ркп. РНБ. Тит. 43 и 2021) сообщается о лат. Псалтири, находившейся на гробе святого и заново переплетенной по распоряжению свт. Димитрия. В рукописи РГБ. Ф. 254. 93 эта Псалтирь описана как греческая: «Святая же его богодухновенная книга Псалтырь греческаго письма уставнаго, в полдесеть, и до днесь на гробе его… верность, яко Греческия земли бе, и по ней всегда и глаголаше, и молитвы Господеви творяше» (Л. 100 об.). Согласно описи Толгской ц. 1820 г., над местом погребения святого стояла сохранившаяся до наст. времени деревянная рака, украшенная медными чеканными пластинами с изображением 4 чудес И., с иконой святого. Рядом с ракой находились деревянный крест с медным распятием и Псалтирь, по преданию принадлежавшие И., напротив раки - житийная икона святого (ныне над ракой). В 1849 г. над надгробием была устроена резная сень. В 1967 г. на гробнице И. помимо лат. Псалтири и деревянного креста с медным распятием сохранялся яшмовый, оправленный в серебро крест, к-рый, как считалось, принадлежал святому.

http://pravenc.ru/text/469398.html

  В конце XVII в. была в Верхнем Услоне церковь деревянная во имя Св.Иоанны Предтечи. Церковь эта существовала до половины XVIIIb. В 1741 году церковь была построена и освящена вновь. А 31 октября 1739 года в с.Верхний Услон была освящена церковь, вероятно во имя Св.Николая. По описи церковного имущества за 1790 г. в селе значатся две церкви деревянного здания: первая во имя Св. Николая, а вторая во имя Св. Иоанна Предтечи.   Предтеченская деревянная церковь существовала до 1820 года. Каменная же церковь во имя Св.Николая была заложена в 1831 г., а достроена и освящена в1838 г. При ней на правой стороне придел во имя Св. пророка Божия Илии. Иконостас в Никольскую церковь в 1835 г. подрядился сделать за 2000 рублей диакон Владимирского собора г.Казани Павел Брусьянов. Иконы для иконостаса и других мест писал в 1836 г. крестьянин Владимирской губернии Терентий Иванович Гагаев за 475 руб. За левым клиросом находилась икона Божией Матери под названием «Отрада или Утешение». Она была приобретена с Афона из Пантелеймонова монастыря на средства вдовы Евдокии Ивановны Локотуниной. Каменные ворота ограды были устроены вместо деревянных старанием приходского священника о.Павла (Альбинского) из пожертвованного Тимофеем Федоровичем Горбылевым кирпича. Бут и известь жертвовали для этой работы жители с.Печищ. К церкви была приписана каменная часовня, стоявшая на берегу Волги. А прежде на том же месте стояла деревянная часовня, два раза горевшая. Последний пожар был в 1869 г. Время первоначального возникновения часовни точно не известно, а известен только случай , по которому она была устроена. Передавали, что однажды услонские жители или рыбаки поймали плывущий по Волге крест с распятием. Вероятно, где-либо в верхних приволжских местах размыло стоящую на берегу церковь, и крест из церкви плыл по воде до села Услона, где его заметили и поймали. Для этого креста и была устроена часовня. Каменная часовня - высокая, поместительная и красивая - была устроена казанским купцом Степаном Алексеевичем Макашиным в 1878 г. и освящена 17 сентября того же года преосвященным Павлом, епископом Чебоксарским. Для жительства приходского притча прихожане на свой счет приобрели в1874 г. в церковную собственность дом с садом за 600 руб. у крестьянина того села Николая Горбылева. 

http://sobory.ru/article/?object=02526

БОГОСЛОВСКИЙ муж. 3 класса, в 25 верстах от Рязани, на берегу Оки; находится под управлением игумена. Он основан в начале XIII века и возобновлен в 1534 году. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Иоанна Богослова, а внизу Николая Чудотворца; 2) Успения Пресвятой Богородицы. В этих храмах много древних икон; но всех замечательнее образ Иоанна Богослова, местный в главной церкви, написанный в Царь-граде неким Гусарем и присланный в дар князьям рязанским, просиявший чудотворением в 1237 году. Есть предание что Батый, громивший окрестности при нападении своем на русские области приблизился к обители в намерении ее расхитить; но пораженный внезапно ужасом, вместо разорения, снабдил его сокровищами, и к иконе Богослова, бывшей тогда запрестольною, приложил герб и печать свою златую; да и после того оказывал к обители уважение, от чего она и не подвергалась всеобщему бедмтвию, постигшему тогда другие монастыри. Рукоятка сего чудотворного образа хранится доселе в ризнице, с надписью, объясняющею это достопамятное происшествие, которое также упомянуто и в грамоте Патриарха Адриана, 1692, монастырю данной; печать же Батыева взята, в половине XVII века, архиепископом Рязанским Мисаилом и – к вечному сожалению археологов – ею позлащена водосвятная чаша, находящаяся ныне в Успенском кафедральном соборе, в Рязани. В ризинце, между прочим, сохраняются богато-украшенные Евангелие, Крест напрестольный и архимандричья шапка, сделанные в конце XVII века. РАДОВИЦКИЙ или РАДУНИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в Егорьевском уезде, на берегу Радовицкого озера; состоит под управлением архимандрита. Он основан в XVI веке при царе Иоанне Васильевиче Грозном. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, в которой находится чудотворная икона Святителя Николая, именуемая Радовицкою; к ней стекается отовсюду множество богомольцев. 2) Подле Соборной церкви пристроен двухэтажный храм, где престолы вверху Сретения Господня и Николая Чудотворца, а внизу Иоанна Предтечи. 3) Апостолов Петра и Павла, над св. вратами. 4) Богоотец Иоакима и Анны, при Архимандричьих кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен полностью в 1867 году. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г. Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне. В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил  устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 году соборная колокольня была разобрана. Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора. Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского Симона, Нижегородского и Тамбовского Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий. Боковые приделы собора: правый – Покрова; левый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только правый придел. С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен. http://www.ryazeparh.ru В центре Соборной площади Касимова возвышается громадный Вознесенский собор, возведённый в 1854-1862 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 1960-х гг. Собор построен в стиле архитектуры второй пол. XIX столетия с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских. Несмотря на то, что настоящий собор был построен в XIX в., его история началась значительно раньше. В 1571 г. Касимов вошёл в состав окраинных укреплений на востоке Московского княжества и описывался в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленные в 1627 г., как деревянный город, в котором имеется " соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное... "

http://sobory.ru/article/?object=00860

Во время Великой Отечественной Войны 19 декабря 1942 года на праздник Святителя и Чудотворца Николая храм вновь был открыт. Левый Южный предел храма в связи с закрытием Покровской церкви, располагавшейся возле железнодорожного вокзала, был освящен в честь Покрова Божией Матери, а в последующем переименован в «Моздокский», в честь чудотворной Моздокской иконы Божией Матери. В период 70-80-х годов при настоятельстве протоиерея Иоанна Остапчука проведены работы по соединению храма с колокольней притвором, установке главного иконостаса и приобретению величественных паникадил. В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола. К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза. В октябре 2011 года, по инициативе председателя Царицинского фестиваля благоверных Петра и Февронии Светланы Касперовой, при храме была сооружена и открыта часовня во имя святых Петра и Февронии. В 2012 году завершено строительство двухэтажного здание трапезного комплекса с классами для воскресной школы. Параллельно с внешним благоукрашением храма шла и благотворительная деятельность, развивалось сотрудничество с социальными учреждениями и оказывается им благотворительная помощь. Никольский храм стал кузницей священнических кадров. Трудами нынешнего настоятеля собора митрофорного протоиерея Иоанна Кубы более 20 юношей, в разное время несших послушание в Свято-Никольском храме, стали священнослужителями Ставропольской и других епархий Русской Православной Церкви. Один из них - епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин). Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010