5 марта – день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира. Он оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Князь Ярослав уделял много внимания христианскому просвещению, по его распоряжению были построены десятки храмов в различных городах. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как местночтимого подвижника началось сразу после преставления в 1054 г. В лике святых князь прославлен в 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Глава св. пророка Иоанна Предтечи Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи празднуется 9 марта. После усекновения главы Предтечи , тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла скрытую Иродиадой главу пророка, положила в сосуд и погребла на Елеонской горе. В IV в. благочестивый вельможа Иннокентий при постройке церкви обнаружил сосуд с главой, но перед смертью снова укрыл его в том же месте, опасаясь поругания святыни неверными. Через некоторое время Иоанн Предтеча явился во сне двум инокам и указал им место нахождения своей главы. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока не была укрыта в пещере, где впоследствии возник монастырь. В 452 г. Предтеча явился в видении архимандриту обители и вновь указал, где спрятана святыня, которая позднее была перенесена в Константинополь. Святая преподобномученица Евдокия 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии . Евдокия, жившая во II в. в Самарии, долгое время вела греховную жизнь. Однажды она познакомилась со старцем Германом, и ее сердце открылось для веры во Христа. После крещения Евдокия раздала свое имущество нищим и удалилась в монастырь для покаяния. Во время гонений на христиан истязавшие ее правители уверовали во Христа после того, как по молитве святой воскресла умершая жена одного из них. Однако при следующем правителе Викентии святая Евдокия была схвачена и обезглавлена. Икона Божией Матери «Державная»

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна Предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами. 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме. Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ. http://ppsobor.ru/o-sobore/ 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый – во имя 1-го и 2-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, а левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07329

В 1773 г. Кипрский архиеп. Хрисанф отремонтировал И. м. Он подарил обители водяную мельницу в Китрее и серебряную церковную утварь. В 1774 г. на его средства был сооружен иконостас. Иконы местного ряда - «Христос Праведный Судия», Божией Матери «Одигитрия» и свт. Ираклидия - выполнены в 1797 г., образ св. Иоанна Предтечи написан в 1611 г. В синодиконе И. м. хранится икона сщмч. Ираклидия и коленопреклоненного архиеп. Хрисанфа с благословляющим их сверху Христом и И. м. на заднем плане. После 1821 г. монастырь действовал как приходский храм. В 1962 г. монахини Харифея, Феофано и Евпраксия из монастыря Преображения Господня в р-не Каймакли Никосии по благословению архиеп. Макария III начали возрождение И. м. Архиепископ оказывал покровительство и помощь монашеской общине, игуменией которой стала Харифея († 2000). Был восстановлен полуразрушенный кафоликон, построены корпуса с кельями, мастерскими и гостиницей, близ И. м. воздвигнут храм во имя св. Иоанна Предтечи. Благоустроена территория обители, дорожки выложены мозаикой, изготовленной сестрами. На средства, предоставленные Киккским монастырем , были построены и оборудованы золотошвейная мастерская и пекарня. В 1964 г., во время расширения западного корпуса, была обнаружена гробница эпохи поздней бронзы. Поскольку систематические раскопки здесь не проводились, неясно, было ли это захоронение одиночным или являлось частью некрополя. Древние гробницы были найдены неподалеку - в Политико и близ холма Ламбертис. В настоящее время в И. м. подвизается 37 монахинь, игумения - Продрома (Δπτυχα. 2011. Σ. 1175-1176). Они занимаются иконописанием, золотным шитьем, садоводством и огородничеством, изготовлением оливкового масла и традиционных кипрских сладостей, гл. обр. из миндаля. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 306-308. Лит.: Κληρδης Ν. 25 Μοναστρια στν Κπρο. Λευκωσα, 1968. Τ. 2. Σ. 31-35; Parthog G., der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. P. 197-199; Καππας Δ. Χ. Τα μοναστρια της Κπρου. Λεμεσς, 1998. Σ. 50-51; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001.

http://pravenc.ru/text/673837.html

Хор монастыря Симонопетра известен во всём мире. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В Симонопетре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери «Елеовритисса» , т.е, Елеоточивая. Главной святыней монастыря является десница Марии Магдалины (правая рука по которой согласно преданию коснулась Христа). Часть Животворящего Креста Господня; часть от руки св. великомуч. Варвары; часть руки преподобномуч. Евдокии; стопа св. муч. Кирика; глава св. Павла исповедника; глава св. муч. Сергия; глава св. Модеста, патриарха Иерусалимского; части св. Харалампия; св. великомуч. пантелеимона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Параскевы; св. Симеона Столпника; св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской. Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку, среди них иконы Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 23770 23254 (канцелярия отвечает на звонки с 13:00 до 15:00) Проезд: Монастырь Симонопетра расположен в 17,5 км от Кареи на юго-западном склоне Святой Горы , на высоте 330 метров над уровнем моря. Утром вы можете продолжить путь на катере. Это возможно в двух случаях: если вам удалось переночевать в Симонопетре, либо если вы ночевали в Ксиропотаме . Встать придётся очень рано, чтобы успеть пройти двенадцать с половиной километров и осмотреть достопримечательности Симонопетра, т.к. на пристани надо быть не позднее начала второго пополудни, а на спуск из монастыря уйдёт около часа. Если вы опоздаете на катер, то предстоит добираться до соседнего монастыря Григориат по горной тропе, сразу от Симонопетра круто спускающейся вниз, потом поднимающейся на высоту сто метров над уровнем моря и только после этого спускающейся к самому берегу залива. Имейте в виду, что вся южная оконечность Святой Горы — как западная, от Дафни до скита Карули , так и восточная, от Карули до румынского Предтеченского скита , — чрезвычайно труднопроходима. Так что мы рекомендуем вам передвигаться здесь, когда это возможно, на катере, который курсирует раз в день между Дафни и скитом Кавсокаливия . Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Симо...

На территории монастыря построен корпус для монашествующих с большой трапезной для насельниц монастыря и гостей. Имеется в монастыре и подсобное хозяйство, где содержатся коровы, овцы, куры и пчелиная пасека. На подворье выращиваются овощи в больших теплицах. Между деревенским подворьем и самим монастырем, у дороги, расположен источник в честь блаженной Ксении. Рядом с источником строится деревянная часовня в честь св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За минувшие годы в обители появилось много частиц святых мощей: святителей, преподобных, мучеников, праведных мужей и жен, которые почтили обитель своим мистическим присутствием. Есть и чудотворная икона св. бл. Ксении Петербургской, которая обрелась во время пожара, случившегося в обители в 2007 году. Сгорели дубовые доски, киот иконы обгорел, а сама небольшая икона блаженной Ксении ничуть не пострадала. В алтаре храма находится святыня вселенского значения — частица Животворящего Креста Господня. Кроме корпуса с трапезной перестроены и обновлены храмы в честь св. блж. Ксении, в честь св. вмч. Георгия Победоносца, реконструировано внутренне убранство храма в честь прп. Серафима Саровского. Строится гостиница, возводится подворье монастыря в г. Борисове, на деревенском подворье созидается деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается часовня в честь Иоанна Крестителя у источника. Разрабатываются проекты большого храма в честь пророка Божия Илии, православного культурного центра, который будет приписан монастырю и будет располагаться вблизи его. http://kseniamonastyr.by/ Существовавшая ранее в селе Барань церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Село Барань находится в Борисовском уезде, в 109 верстах от своего губернского города и в 30 верстах от Борисова. В приходе всегда была одна приходская церковь, была к ней и приписная, но с 1836 г. последняя с некоторою частью прихода выделена в самостоятельный Зачистский приход. Когда построена настоящая приходская церковь неизвестно, достоверно только то, что она сооружена на средства прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, устроена продолговатым прямоугольником с двумя фронтонными башнями. Окна расположены в один ряд и снабжены железными решетками, входных дверей две, крыша гонтовая. Вследствие произведенной в недавнее время ремонтировки, по внешности церковь находится в удовлетворительном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=39937

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря. http://ruskline.ru/monitoring_smi/ Название деревни Соколова Пустынь в Ступинском районе сохранило память о древнем монастыре, который исчез несколько столетий назад. Сегодня в этой живописной местности, покрытой сосновым лесом, не осталось никаких следов обители: нет ни храма, ни часовни, ни памятного креста. В 1895 году рядом с местом, где находилась Соколова Пустынь, был открыт небольшой Предтеченский скит Каширского Никитского монастыря, однако и от его построек к середине XX века ничего не осталось. До революции деревня Соколова Пустынь входила в приход Троицкой церкви села Лужники. На территории этого храма в 2007 году было установлено скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского в память о возможном посещении святым этих приокских мест. В 1899 году архимандрит Геронтий составил подробное описание Каширского Никитского общежительного монастыря, в котором касался самой Каширы и ее окрестностей. Он записал предание, согласно которому в Белопесоцком монастыре была когда-то келья-палатка преподобного Сергия Радонежского. В ней святой отдыхал во время своих походов в приокские монастыри, устроенные его учениками. Об этом предании напоминает скульптура у Троицкой церкви села Лужники на Оке, выполненная скульптором Михаилом Шандуренко – наследником дома знаменитого художника-анималиста Д. В. Горлова в Соколовой Пустыни. О Соколовой Пустыни архимандрит Геронтий писал следующее: «С парохода мне показывали на крутом берегу Оки деревню под названием Соколова Пустынь в 7-ми верстах от Каширы; там была некогда Предтечева пустынь, в XVIII столетии сгоревшая до основания. Уцелевшая икона главы св. Иоанна Предтечи была перенесена в Белопесоцкий монастырь; туда же переселились и иноки». В конце XIX столетия архимандрит Геронтий нашел на месте бывшей пустыни только маленькую часовенку, а точнее столб с крестом, установленный на крутой горе, и несколько надгробных холмиков. Икона главы Иоанна Предтечи из древней Соколовой Пустыни, по-видимому, пропала в советские годы, когда Белопесоцкая обитель была закрыта и разорена.

http://sobory.ru/article/?object=40583

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1503 г.) Святые мученики-воины, равноапостольные Константин и Елена. Фрагмент внутренней росписи храма Монастырь Хумор Хумор, женский монастырь, построен казначеем Теодором Бубуиогом в 1530 г. Был расписан Томой Сучавским в 1535 г. Колокольня воздвигнута Василием Лупу в 1641 г. Монастырь является памятником под охраной ЮНЕСКО и возрожден в 1990-м. Престольный праздник вмч. Георгия. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 г.) Похвала Богородицы Огненная река. Фрагмент фрески Страшный суд Сестринский корпус «За здравие» и «за упокой». Места для свеч Поклонный крест Тринитас (Троица) Зимний храм. Монастырь Сучава Собор Иоанна Сучавского Рака с мощами святого Иоанна Сучавского Монастырская могила Нямецкий монастырь Нямецкий монастырь находится к северо-западу от г. Тыргу-Нямц. В этом монастыре подвизался в XVIII в. прп. Паисий (Величковский). Основан в XIV в. В 1497 г. молдавский господарь св. Стефан Великий возвел монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы XVI в. В XV в. монастырь стал центром книгописания, где переписывали рукописи такие известнейшие мастера как книжник, автор многих миниатюр, Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. Собор Вознесения Господня (1497 г.) Собор Вознесения Господня Интерьер храма Румынская икона Господа Иисуса Христа Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери У румынских паломников есть обычай пролезать под чтимыми иконами Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Монастырский двор, в центре которого видны остатки фундамента первого построенного храма Паломнический центр Братское кладбище Костница, расположенная под кладбищенской церковью Братские останки Черепа братии Черепа братии Монах с билом созывает братию на богослужение Насельник монастыря Рака с частицей мощей преподобного Паисия Величковского Главная монастырская лавка Монастырская библиотека Книгопечатный станок Одна из книг, переписанных учениками преподобного Паисия

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery35....

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) . Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался. В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

http://bogoslov.ru/article/3741485

Служба в честь О. Г. на 4 янв. включает малую вечерню (4 стихиры 8-го гласа, 3 стиховны и отпустительный тропарь), великую вечерню (4 стихиры 1-го гласа, 4 стиховны 4-го гласа, 4 стихиры 1-го гласа для литии, 3 стиховны 8-го гласа, отпустительный тропарь и Богородичник) и 2 канона святому. Один канон написан Онуфрием Ивиритом, а второй - афонским гимнографом Иаковом Неоскитиотом. В болг. переводе в 3-й тропарь 9-й песни включены слова «Ты еси явился славой болгарских земель». В рукописи 252 из скита Кавсокаливии XIX в. находятся служба О. Г. и общий канон новомученикам Евфимию, Игнатию и Акакию, а в рукописи, хранящейся в Иверском скиту, имеется общий молебный канон новомученикам О. Г., Евфимию, Акакию и Игнатию, авторство к-рого приписывается афонскому гимнографу мон. Герасиму (Микраяннаниту). В храме во имя новомучеников, построенном старцем Никифором в скиту св. Иоанна Предтечи, находятся икона О. Г., написанная через год после его гибели серб. зографом Досифеем из Печа, и общая икона О. Г. и 3 новомучеников. Ист.: Афонский патерик. СПб., 18673. Ч. 2. С. 266-280; Партений (Стаматов), еп. Жития на българските светии. София, 1974. Т. 1. С. 5-11; Нихоритис К. Света гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян. Чернигов, 1865. Отд. 1. С. 2-6, 9-12; Филаретов Х., свещ. Жития на българските светии. София, 1943; Нихоритис К. Атонските новомъченици, загинали от турците//Турските завоевания и съдбата на балканските народи, отразени в ист. и лит. паметници от XV-XVIII в. Вел. Търново, 1992. С. 352-367; он же. Българско новомъченичество: Онуфрий Габровски//Българистични проучвания. Вел. Търново, 1996. С. 231-239; Налбантова Е. Паисианската традиция в Троянския ман-р//Паисий Величковски и неговата книжовна школа. Вел. Търново, 1994. С. 115-120; Патев И. Формиране и развитие на иконографския образ на двама от късните бълг. светци-мъченици във възрожденското изкуство: Св. Онуфрий Габровски и св. Лазар от Дебел дел//ГСУ, ЦСВП. 2002. Т. 91(10). С. 271-287; Валентина (Друмева), мон. Разкази за бълг. светии и за светиите, свързани с България. Св. гора Атон, 2005. Ч. 1. С. 305-308; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 285-298; Димитров Д. Служба и житие на св. Онуфрий Габровски: Един неизвестен препис. Габрово, 2017.

http://pravenc.ru/text/2581423.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010