Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

Позднее большая часть икон (Спаситель на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, иконы архангелов; Благовещение, Вознесение, Сошествие во ад; иконы с живописью XVIII в.: Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение Господне, Рождество Богоматери, Рождество Христово, Успение Богоматери) вошла в коллекцию ГТГ, остальные (иконы апостолов Петра и Павла, свт. Николая, архиеп. Мирликийского и свт. Василия Великого; Крещение Господне, Сретение; пророков Софонии и Захарии) были переданы в ГРМ. с 1919 до 50-х гг. XX в. иконы В. ч. находились в Комиссии по раскрытию древней живописи (позднее ЦГРМ), а также в реставрационных мастерских ГРМ и ГТГ. полное реставрационное раскрытие и исследование сохранившихся частей В. ч. не проведено, и в наст. время сохранность раскрытых икон неоднородна; в результате поновлений сильно пострадали мн. иконы деисуса. На иконах апостолов Андрея и Иоанна Богослова даже первоначальный рисунок фигур сохранился не полностью. Наиболее полная сохранность живописи отмечается на иконах «Крещение», «Пророк Софония» (полностью раскрыта). Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ) В. ч.- важное звено в реконструкции иконостаса владимирского Успенского собора, пока гипотетической, поскольку остается нерешенным вопрос о соотношении иконостаса с фресками, сохранившимися на алтарных столпах собора ( Бетин. 1970; Ильин. 1970). деисусный ряд В. ч.- полнофигурный, в центре помещено изображение «Спас в силах». Спаситель изображен в двуцветных одеждах, покрытых ассистом, Богоматерь - в одеяниях коричневого и синего цветов, Иоанн Предтеча в гиматии и милоти, с развернутым свитком в руках, подобно тому как его изображают в сцене Крещения. Архангелы одеты в далматики и лоры, украшенные драгоценными камнями, в плащах с золотым орнаментом. Уникален приглушенно-зеленый (а не лиловый) цвет гиматия ап.

http://pravenc.ru/text/Васильевский ...

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским. На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом . В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую . В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

http://bogoslov.ru/article/3741485

Юж. фасад И., обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой XII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером ( Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись юж. фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты вмч. Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104). Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари) В 1910 г. прав. Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал нек-рые храмы и их утварь. В И., по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди к-рых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) ( Такаишвили. 1937. С. 208). Прав. Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохр.). В центре изображена Пресв. Богородица с Младенцем, справа от Нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Прав. Евфимий отождествил ктитора с груз. царем Давидом V, сыном груз. царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных прав. Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же). В иконостасе И. сохранились живописная поясная икона арх. Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке ( Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресв. Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с др. иконами местного происхождения того же периода ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

http://pravenc.ru/text/673809.html

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру . В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

http://pravenc.ru/text/77920.html

Таковы, например, бронзовая с хрустальным набором люстра, освещаемая в нарочитые праздники, по палестинскому обычаю, не свечами, а елеем в лампадах, расположенных в два ряда; спускная хрустальная же лампада в форме свечи пред цельбоносной иконой Знамения Божией Матери, что над царскими вратами (давно, впрочем, замененная обыкновенною лампадой). Над царскими же вратами помещена была икона, изображающая лежащую на блюде усеченную главу св. Иоанна Предтечи Господня, прекрасной работы италианской школы, в венце и окладе на полях сребропозлащенных. Икона эта, по случаю вновь устроенных царских врат, перенесена в придельную церковь во имя Преподобного Макария Египетского , духовного патрона старца Макария. Бисерные чехлы на поставные свечи в поликандилах (давно замененных подсвечниками) пред местными иконами. Венки из искусственных цветов, возложенные на венцы местных икон. Наборные финифтяные иконы в рамах в виде параллелограмма, в средине коих вставлены: в одной – круглый небольшой киот с частицами св. мощей разных угодников Божиих, пожертвованный временно проживавшим в Оптиной Пустыни отставным штаб-ротмистром С.К.Нарышкиным из его наследственной, по бывшему родству с Царствующим домом, святыни; в другой раме – сребропозлащенный крест, тоже со св. мощами. Рамы эти находились на северной и южной сторонах храма за клиросами; а в настоящее время хранятся в ризнице. На месте же их поставлены большие иконы в приличных киотах: с южной стороны икона Божией Матери «Скоропослушницы», а с северной – св. великомученика и целителя Пантелеимона. Последняя взята из келлии старца Амвросия после его кончины. В алтаре на горнем месте поставлена в киоте большая Тихвинская икона Божией Матери в богатой сребропозлащенной ризе, напоминающая об усердии к скитской церкви первого великого Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва; а по сторонам, соразмерно ее величине, размещены так называемые штилистовые образа. Пред этими иконами во время праздничных служб возжигаются особые свечи, что, усиливая вместе с запрестольным трехсвещником освещение алтаря, приятно действует на зрение и чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Этот храм особенно усердно посещается богомольцами, притекающими с молитвою к св. угоднику Божию бл. Василию. Такое усердное посещение ведет свое начало от самого основания храма. Здесь у гроба блаженного в 1588 г. Борис Годунов искал исцеления своему сыну, которого зимою сам принес сюда (История России Карамзина X, 283). Про этот, конечно, храм писал принц Датский в 1602 году, что «в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться», Императрица Елизавета, особенно чтившая св. бл. Василия тоже часто посещала его храм. Служба в храме совершается круглый год, за исключешем летних воскресных и праздничных дней, когда служба переносится в верхний собор. Коридор в западной части храма открыт и отделан в 1896 году. Тогда же устроен и новый вход в нижний собор снаружи – в левой стороне нижнего этажа Андриановского придела. В настоящее время внутренность храма расписывается по древним образцам. В западной стене этого храма внутри идет лестница – тайник в верхний Покровский храм и выходит там, на левый клирос 17 (См. на плане лит. В.). II. Богородице- Рождественский придел. (Празд. 8 Сентября). В 1812 году был опустошен французами. Освящен был 1 октября 1813 года. Последний раз возобновлен в 1897 году. На южной стороне его под резною деревянною сенью надгробие над мощами св. Иоанна Блаженого; (житие его см. ниже) здесь же в углу у окна висят вериги блаженного (см. рис. 26), весом около двух пудов Празднество в честь Блаженного 3 июля. – На наружных сторонах собора имеется два чтимых изображения: 1., на восточной стороне нижнего собора весьма чтимая икона Знамения Божией Матери; кругом изображения Богоматери в клеймах (кругах) изображения: св. Иоанна Предтечи, св. ап. Петра, святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, свв. благоверных: князей Бориса и Глеба и царевича Димитрия; преподобных: Зосимы и Савватия Соловецких, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского, Варлаама Хутынского и свв. Василия и Иоанна Блаженных. Икона, по преданию, писана во второй половине прошлого столетия водяными красками (см. рис. 27). (Копия этой иконы не вполне точная, клейм меньше, на северной стороне стены нижнего собора снаружи над входом). 2., На южной стене колокольни находится также чтимая икона больших размеров (позднейшего письма) в металлической ризе в киоте за стеклом: свв. Василия и Иоанна Блаженных (в нижней части поля) и Покрова Пресвятой Богородицы (в верхней части).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В верхнем этаже престол и собственно храм. Этаж этот или лучше сказать храм, находящийся в сем этаже, состоит из отделений: алтаря, трапезной и паперти, находящейся уже под колокольнею и имеющей по обеим сторонам пристройки для ризницы с особыми ходами из трапезной. Вход в храм составляет особенная каменная пристройка с каменною же лестницей. Храм сей пятиглавый, с большою главою посередине и четырьмя малыми по бокам. Колокольня, помещающаяся над папертью храма, представляет собою прямой, тонкий, восьмигранный столб, заканчивающийся сперва семигранным полукругом, потом кубическим фонарем, и, наконец, грушеобразною главкою с четвероконечным крестом. Крыша на соборе из простого железа, а купола и кресты на храме и на колокольне - из белой жести. Собор со всех сторон окружен высокими деревьями, из-за которых в летнее время только и видна издали часть колокольни. Из внутренних украшений храма, конечно, первое священное украшение его есть издревле чтимая чудотворная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Та ли самая эта икона, чудотворное явление которой послужило к основанию Череменецкого монастыря, или другая - об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Самое древнее свидетельство, имеющееся о ней в монастыре, составляет надпись на ней, гласящая, что икона сия в 1707 году поновлена, но в чем состояло поновление, опять остается неизвестным. Икона в богатой сребропозлащенной ризе с стразовым венцом и украшена; риза сооружена в 1845 г. при строителе Варсонофии,а позолота на ней и украшения сделаны в 1858 г. при игумене Исихии; все это произведено от доброхотных дателей. Четырехъярусный иконостас, сделанный в половине прошлого столетия, в 1867 г. весь обновлен и богато вызолочен. Местные иконы в богато вызолоченных сребропозлащеных окладах и венцах. Венчающие иконостас богатый фронтон и большое распятие с предстоящими Пресв. Девой Марией и Иоанном Предтечей - все это представляет великолепный и в то же время древний строго-церковный вид, похожий на вид известного Кирилло-Белозерского собора.

http://sobory.ru/article/?object=08079

Архитектурный тип, созданный на примере ц. Рождества Христова, впосл. был повторен в др. храмах А. Многочисленные ктиторские надписи позволяют проследить фазы обновлений храма. К сер. 70-х гг. XVII в. он был расширен: с запада пристроили притвор, т. н. жен. отд-ние, с юга - придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки к-рой впосл. были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы 2 святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на вост. стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св. Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизант. искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божией Матери, в приделе - житийный цикл св. Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее - минологий. В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события свящ. истории от Сотворения мира до Вселенских Соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в XVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греч. языке. Мастера, создавшие этот фресковый ансамбль, возможно, были выходцами из Греции. В 70-х гг. XX в. в храме были проведены реставрационные работы. Ц. вмч. Георгия по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней ц. Рождества Христова. Наос с притвором построены, вероятно, в кон. XVI в., придел с притвором сооружен в сев. части церкви в кон. XVII - нач. XVIII в. Возникновение храма в кон. XVI в. удостоверяет происходящая оттуда икона арх. Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и вост. часть притвора были украшены фресками в 1709 г. художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» - учитель) и Стойо. В сер. 70-х гг. XX в. по распоряжению Мин-ва культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма.

http://pravenc.ru/text/75842.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010