На вопрос же посланных от царя: по какой причине он оставляет патриарший престол? отвечал: «даю место гневу царского величества, зане, кроме правды, его царского величества синклит, бояре и весьнарод, церковный чин небрегут и безчиния многая творят, а царское величество управы не дает, и в чем мы печалимся, и он гневается на нас». Здесь Никон, кроме ранее отмеченной причины — неправедного царского гнева на него, указывает новую причину оставления им патриаршей кафедры: что будто бы царский синклит, бояре и весь народ «небрегут церковный чин и творят многия беззакония», и когда он, как архипастырь, указывал царю на это при скорбное обстоятельство, «царское величество управы не дает», и даже более: стал гневаться за это на Никона, которому, в виду, указанных обстоятельств, ничего не оставалось делать, как оставить кафедру. Следовательно, причины оставления Никоном патриаршей кафедры были глубже и серьезнее, чем случайное оскорбление патриаршего слуги окольничим Хитрово. Еще более обстоятельный и более откровенный ответь об истинных, интимных причинах оставления патриаршей кафедры Никон дает в своих возражениях на вопросы Стрешнева и ответы на них Паисия Лигарида. В своем возражении на 5-й вопрос Никон говорит, что царь, на поставлении его, Никона, в патриархи, торжественно пред всем народом, синклитом и освященным собором обещался неизменно хранить заповеди Божии, все церковные законы и правила, «и елико он, великий государь царь, поясняет Никон, поелику возможно пребывает в своем обещании, повинуяся святей церкви, — и мы терпели. Егда же он, великий государь царь, изменился от своего обещания, и на нас гнев положил неправильно, якоже весть, и мы, помня свое обещаше о хранении заповедей Божиих», эасвидетельствовав публично «о напрасном цареве гневе», оставили патриарший престол и водворились в пустыне. Тут же далее Никон заявляет, что еще во время литургии он тогда из собора, с своим диаконом Иовом, послал письмо к царю такого содержания: «се вижу на мя гнев твой умножен без правды, и того ради соборов святых во святых церквах лишавшись; аз же пришелец есмь на земли; и се ныне, поминая заповедь Божии, дая место гневу,—отхожу от места и града сего, и ты имаши ответь пред Господом во всем дати».

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

В северной части Вологодского края благовествовали иноки Спасо-Каменного монастыря. Здесь же возле Кубенского озера, но уже в XIV веке был основан Никольский монастырь преподобным Феодором Ростовским, племянником святого Сергия. Он занимался обращением чуди, живущей в тех местах. В южных пределах Вологодского края подвизались, основывали монастыри и проповедовали христианство такие ученики и собеседники Радонежского игумена, как Павел и Сильвестр Обнорские (соответственно – Троицкий и Воскресенский монастыри на реке Обноре), Сергий Муромский (Спасо-Преображенский монастырь), Дмитрий Прилуцкий. Последний основал сначала пустынь, живя среди язычников и распространяя христианскую веру, а затем – Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Иноки Троице-Сергиевой обители – Федосий и Афанасий – основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Наряду с преподобным Сергием духовным отцом другой группы монастырей стал преподобный Кирилл Белозерский (†1427г.). В 1393г. Кирилл основал свой монастырь на берегу Белого озера. Во время голода по его молитве был чудесным образом умножен хлеб для окрестных жителей- язычников. Святой Кирилл воспитал целую плеяду основателей новых монастырей, и еще при его жизни Белозерский монастырь стал духовным центром, вокруг которого появилось много малых пустыней. В тех же местах подвизался еще один ученик преподобного Сергия – Ферапонт, основавший Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь. Кириллов и Ферапонтов монастыри стали значительными центрами миссионерской деятельности и духовного просвещения этого края. Из Кириллова монастыря вышли Савватий Соловецкий, Мартин Белозерский, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Ученики последнего в конце XV – начале XVI века основали много новых обителей на Севере Руси, рассеянных на огромной территории от Вологды до Белого моря. Наиболее известные из них – это монастыри, основанные Филиппом Иренским, Геннадием Костромским и Кириллом Новозерским. Таким образом, монастырская колонизация верхнего Заволжья в XIV и XV вв, связана с деятельностью четырех групп подвижников – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского и иноков Спасо-Каменного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Еще в то время и початку Воскресенского монастыря не было. Но елико мерилася Коломенская епископия доходы церковными, толико и дано по выписке из Патриаршей епархии. Такожде, елико число крестьянских дворов было во епископии, толико по государеву указу, а там дано, по выписке; а Коломенския епископии взяты на государя. И после того государь пожаловал в свое государево богомолье в Воскресенский монастырь, будучи на освящении церковном, глаголя: святая святым достойна, а не аз взял, или разорил… Аще единого мя укоряют, в приказе Посольских дел свидетельствует отпуск, яко царского величества волею содеяно и епископов советом… и Коломенский епископ, преступая отеческие правила, в указанную ему церковь не идет, и скитается беззаконно, его же Священные правила извергают»… В Соборном определении 1667 года сказано: «А Коломенской Епископии отчинам быти в Коломенской Епископии». См. Полное Собрание Законов, т. 1, 412, с. 713. Такой неожиданный отъезд подал повод к толкам и недоразумениям. Иные сочли это совершенным отречением от Патриаршества. Не так думал оскорбленный Никон: «Ты глаголеши, Симеоне, яко аз не учинил отречения своим за рукою, толко изо уст рек: что не хощу впредь быти Патриархом; полно ли на том, или надобно, чтоб на писме дал отрекание? Сам ли ты был и слышал наше отрекание; или иние тебе сказывали? Аще сам ты не был, почто нудишися не своих сиведети? Аз же тебе возвещу… Егда же он, великий государь, изменил ся от своего обещания, а на нас гнев положил неправедно, якоже весть Господь, и мы, помня свое обещание о хранении заповедей Божиих, како обещалися на избрании поставления Патриаршеского с подписанием, и июля в 10 день вшед во святую великую церковь … и совершив святую Божественную литургию и засвидетельствовав пред Богом… о напрасном государеве гневе и сотворив по заповеди Господни: отрясши прах ног ваших, пребываю в пустыни. И кто ми зазирает о сем, яко сотворил чрез волю Божию, а не по правде? И кое отречение се? Хощете ли возвещу вам, яко и писание писах к царскому величеству и посылал со диаконом нашим Иовом, в нем же обреталося тогда написанное» – «Се вижу на мне гнев твой умножен без правды, и того ради, и Соборов святых отец во святых Церквах лишаеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

и егда изженут вас от града, бежите во ин град... и отрясите прах от ног ваших», а царь, прочитав письмо, возвратил его с тем же дьяконом назад; в) будто тогда же царь прислал в церковь не одного князя Трубецкого, а и окольничего Родиона Стрешнева и др., и он, Никон, на вопрос их: «Камо идеши?» отвечал: «Даю место гневу царского величества, зане, кроме правды, его синклит, бояре и весь народ церковный чин небрегут и бесчиния многие творят, а царское величество управы не дает, и, в чем мы печалимся, он гневается на нас» и пр. (Записк. Отд. русск. и славян. археолог. 2. 515–516 В письме к Паисию Лигариду, митрополиту Газскому, как только он прибыл в Москву (1662), Никон говорил: «Отпеся пресвятую литургию... мы к царскому величеству послали ключаря для извещания о нашем отъезде, что мы никакого зла Церкви Божией не учинили, но не для прямой ярости его, будучи послушны евангельскому слову — егда изженут вас,— и ныне, отходя из вашего града, прах прилипший от ног наших отрясаем и отдаем вам» и пр. (Рукоп. Воскресен. новоиерус. монастыря. 175. Л. 380 В своем возражении на 5 вопрос Стрешнева и ответ Паисия Лигарида Никон говорил, что по совершении литургии, засвидетельствовав пред Богом и всеми «о напрасном государевом гневе», послал к нему с диаконом своим Иовом следующее письмо: «Се вижу на мя гнев твой умножен без правды, и того ради и Соборов святых во св. церквах лишаеши. Аз же пришлец есмь на земли и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего. И ты имаши ответ пред Господом Богом о всем дати». Затем прибавил: «И рассмотрев, государь, писанное, паки возврати ко мне, зане не бысть ему на пользу» (Рукопись Воскресен. новоиерус. монастыр. XVII в., содержащая в себе Возражения... Никона. 118. Л. 30–31 ). А в возражении на 26 вопрос и ответ Никон, сказав, что послал письмо к царю с ризничим (это и был диакон Иов), присовокупил: «И он, государь, неведомо, чел или нет, только то письмо назад прислал» (там же. Л. 882–883 ). Естественно думать, что и Никон, писавший все это спустя несколько лет после события и старавшийся, конечно, оправдать себя и выставить себя в лучшем виде, иное забыл, а другое намеренно изменил.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

В этот раз также Никон посылал к царю с вестию перед вечерней, но царь отказался прийти в собор. Перед всенощной от патриарха опять послан был пресвитер спросить: «Будет ли царское величество на бдение?» Алексей Михайлович и в этот раз отказался быть в церкви 41 . В это время в патриаршую крестовую палату собрались архиереи и прочие власти и долго ждали выхода патриарха, но он не вышел, а выслал своего ризничего, дьякона Иова, с приказанием, чтобы власти шли в собор и служили всенощное 42 . Между прочим, от Алексея Михайловича послан был к Никону князь Юрий Ромодановский. Придя в патриаршую келью, он говорил Никону: «Царское величество гневается на тебя и потому не пришел ко всенощной, не велел ожидать его и к обедне; ты оскорбляешь царя, что пишешься великим государем; у нас один великий государь царь». – Называюсь я, – отвечал Никон, –великим государем не собою; этого желал и так велел мне называться и писаться его царское величество; я это могу доказать, у меня есть грамоты, писанные собственной его рукою. – «Царское величество, – перебил Ромодановский, – почтил тебя, как отца и пастыря, но ты не понял, и теперь приказал сказать тебе, чтобы ты впредь не писался и не назывался великим государем, и впредь почитать тебя не будет 43 . Больно отозвались на сердце Никона речи, выслушанные им от Ромодановского. Это был неожиданный удар для Никона; в эти минуты он находился под самым грустным впечатлением. Наступило время для совершения Литургии. Перед обеднею духовенство опять собралось в патриаршей палате. Никон велел ризничему Иову принести посох Петра митрополита, а поддиаконам и поддьякам прийти в новых лучших стихарях. Когда все было готово, Никон, взяв посох, отправился в предшествии духовенства в собор и служил Литургию 44 . По принятии Св. Тайн, Никон, у престола, что-то писал 45 . Это было письмо к царю следующего содержания: «Се вижу на мя гнев твой умножен без правды, и того ради и соборов святых во святых церквах лишаешись; аз же пришлец есмь на земли; и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего, и ты имаши ответ пред Господом Богом о всем дати» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

О нём см.: 5. Примечания. Л. 25. Л. 146 (228об.–229) ...и до царского величества посылал ключаря, да всть о нашем отхождении... (...и царскаму//величеству послали ключаря для извщения о нашемъ узд...) – События, о которых пишет патриарх Никон Лигариду, находят подтверждение в документах «дела» Никона и в других сочинениях патриарха, где он подробно повествует об обстоятельствах оставления им патриаршей кафедры. По свидетельству очевидцев событий, происходивших 10 июля, когда царь не пришёл на службу в Успенский собор, в патриаршей Крестовой палате собрались архиереи в ожидании выхода патриарха Никона , но он не появился. Вместо этого Никон послал к ним своего ризничего дьякона Иова с приказанием, чтобы все шли в Успенский собор и служили всенощную – Гиббенет 1, 29–33. По принятии святых Тайн, как свидетельствовал сам Никон, у престола он написал письмо царю и отослал его тут же с дьяконом Иовом. Письмо не сохранилось, но в «Возражении» кратко изложено его содержание: «Яко и писание писах ко царскому величеству и посылах со диаконом нашим Иовом, в нем же обрталося тогда написаное: „Се, вижу на мя гнв твой умножен без правды и того ради и собор святых во святых церквах лишаеши. Аз же пришлец есмь на земли, и се нын, поминая заповдь Божию, дая мсто гнву, отхожу от мста и града сего, и ты имаши отвт пред Господем Богом о всем дати“. И разсмотрив государь писанное, паки возврати ко мн, зане не бысть ему на ползю» – Никон 1982, 103–104. «Аще гонят вас из града, бежите во ин град»... («Егда васъ будутъ обидти в томь град и вы избегайте в другий»...) – Ср.: Мф. 10:23 . «Идеже не приемлют, ниже послушают вас... во свдтельство им и языком»... («А который не прииметъ вас и не послушаетъ словесъ вашихъ... во свидтелство ихъ»...) – Библейское высказывание передано в виде парафразы двух одинакового содержания фрагментов из Евангелий; ср.: Мф 10:14 ; Мк. 6:11 ; возможно, и Лк. 9:5 . Л. 146об. (229) И прислал царское величество вельможу нкоего в церковь с таковыми же укоризны, якоже и преже. (И царское величество послалъ въ церковь нкотораго велможнаго с тми жъ позорными словами, какъ и преже того.) – К патриарху Никону был послан боярин князь Алексей Никитич Трубецкой (о нём см.: 1. Примечания. Л. 33). По другим источникам, Трубецкого сопровождал окольничий Родион Матвеевич Стрешнев (о нём см.: 2. Примечания. Л. 181). Бояре от имени царя говорили Никону, что его никто не гонит и чтобы он не оставлял патриаршества – Гиббенет 1, 29–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

На вопрос же посланных от царя; по какой причине он оставляет патриарший престол? отвечал: «даю место гневу царского величества, зане, кроме правды, его царского величества синклит, бояре и весь народ, церковный чин небрегут и бесчиния многая творят, а царское величество управы не дает, и в чем мы печалимся, и он гневается на нас» 1169 . Здесь Никон, кроме ранее отмеченной причины – неправедного царского гнева на него, указывает новую причину оставления им патриаршей кафедры: что будто бы царский синклит, бояре и весь народ «небрегут церковный чин и творят многие беззакония», и когда он, как архипастырь, указывал царю на это прискорбное обстоятельство, «царское величество управы не дает», и даже более: стал гневаться за это на Никона, которому, в виду, указанных обстоятельств, ничего не оставалось делать, как оставить кафедру. Следовательно, причины оставления Никоном патриаршей кафедры были глубже и серьезнее, чем случайное оскорбление патриаршего слуги окольничим Хитрово. Еще более обстоятельный и более откровенный ответ об истинных, интимных причинах оставления патриаршей кафедры Никон дает в своих возражениях на вопросы Стрешнева и ответы на них Паисия Лигарида. В —360— своем возражении на 5-й вопрос Никон говорит, что царь, на поставлении его, Никона, в патриархи, торжественно пред всем народом, синклитом и освященным собором обещался неизменно хранить заповеди Божии, все церковные законы и правила, «и елико он, великий государь царь, поясняет Никон, поскольку возможно пребывает в своем обещании, повинуяся святей церкви, – и мы терпели. Егда же он, великий государь царь, изменился от своего обещания, и на нас гнев положил неправильно, якоже весть, и мы, помня свое обещание о хранении заповедей Божиих», засвидетельствовав публично «о напрасном цареве гневе», оставили патриарший престол и водворились в пустыне. Тут же далее Никон заявляет, что еще во время литургии он тогда из собора, с своим диаконом Иовом, послал письмо к царю такого содержания: «се вижу на мя гнев твой умножен без правды, и того ради соборов святых во святых церквах лишавшись; аз же пришелец есмь на земли; и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, – отхожу от места и града сего, и ты имаши ответ пред Господом во всем дати» 1170 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8064 Орфей – певец, герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы, укрощал диких зверей. 8065 1-й ирмос 1-го гласа в октоихе. Октоих был одним из первых песненных трудов св. Иоанна Дамаскина . По словам патриарха Иерусалимского Иоанна, св. Дамаскин, непоколебимый исповедник и страдалец за почитание св. икон, воодушевленный чудесным исцелением руки его, отсеченной врагами веры, воспел эту торжественную песнь: «Твоя победительная десница благолепно в крепости прославися», в основание которой положена была победная благодарственная песнь Моисея при переходе израильтян через Чермное море, после чего следовали ряды других священных песен, составивших из себя октоих, или осмогласник (воскресные службы, разделенные на 8 гласов), появление которого произвело перемену во всем составе церковной службы. Еще при жизни св. Дамаскина октоих его принят был по всему Востоку, а через некоторое время перешел и на Запад; впоследствии октоих был умножен песнопениями других христианских песнотворцев, но и в настоящем виде службы на воскресные дни в главном своем составе принадлежат св. Иоанну Дамаскину . Октоих содержит в себе службу на каждый день седмицы, совершаемую по одному из осьми гласов, или напевов, чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для будничных дней, а для воскресных, кроме того, малой вечерни и полунощницы. Пение октоиха начинается в будни после воскресенья (недели) Всех святых и оканчивается перед субботою недели Мясопустной; в воскресные же дни начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех святых и продолжается до 6-й недели Великого поста. Не употребляется октоих при богослужении, кроме указанных промежутков, еще в двунадесятые праздники и в предпразднства их, случающиеся в будни. Октоих придал церковной службе большую определенность и единообразие. Сообщив церковному пению и правильное единообразие, и чувства, достойные христианского служения, св. Дамаскин тем самым положил своим октоихом преграду господствовавшему до него в церковном пении неустройству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4 «Надлежит сказать, пишет Платон в автобиографии, о хозяйстве Московского Архиерейского дома, не только нельзя было в нем жить, но и ничего почти в нем не было: и он принужден был жить на подворье Троицком, что у Сухаревой башни. Ибо во время мятежа бывшего в 1771 году, и убиения Архиерея, Архиерейские покои были внутри разорены и разграблены: так же и конюшня и экипаж весь. А между тем, по небытии до 1773 года хозяина, не без того, что и от других, или запущено, или недостаток и умножен». Заботило сие Платона. Пожаловала Императрица без просьбы, сама собой на построение нового дома 40000 р. И он построил новый дом, в том виде, в коем он теперь зрится всеми. Так же и в церквах Чудовских, все поправил и украсил; и ризницу весьма всякою утварью умножил, которая до того времени весьма была недостаточна: как то сие всяк видеть может, кто возлюбопытствует узнать, что до Платона в Чудовских церквах и в ризнице было, и что при нем было... Так же не оставил и загородного Черкизовского дома, который был крайне запущен, и к падению склонен. Он его возобновил во всем пристроил, новые построил службы, сад в порядок привел, и кругом обнес оградою каменною. Возобновил прорвавшийся пруд, поставил мельницу, – и прочее, что все исчислять трудно. И все сие производил коштом монастырским; ибо, при заведении верного и доброго хозяйства, доходы весьма, противу прежнего, умножились. И на все устроение слишком доставало (Автобиография изд. Снегирева, стр. 231). 5 Получив на оную (Троицкую Лавру) до 30000 р. построил, вместо ветхой старой, новую ризничную палату, сделал новый иконостас, обложил весь серебром, в Троицком соборе, и росписал по стенам на золоте; то же и в трапезной церкви, и у Никона, и у Михея, и в Сошественской церкви, везде новые иконостасы, и вновь росписав стенным писанием и в больничной церкви новый иконостас, и у Смоленской вновь росписав по стенам н крыльцо новое у Успенского собора и две палатки новые, Серапионовскую и Максимовскую, и оградив оградою каменною Корбуху и сад, что при Лавре, и другие многие сделав постройки и поправки, что все исчислить подробно не без трудности, да и в печатном Лавры описании то усмотреть можно (Автобиография, стр. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Священные книги Нового Завета, составленный более восемнадцати веков тому назад, читаются верующими нашего времени, как неветшающее слово Божественного Откровения. И беспокойный ум научного исследователя – как верующего так и неверующего – испытует новозаветные Писания, вооруженный новыми средствами познания, неутомимый в стремлении – действительном или мнимом – к постижению истины. Невольно встает вопрос: за истекшие века христианской истории, что осталось не прочитанным в Новом Завете, не запечатлелось в церковном сознании, не получило осуществления в жизни? Где те тайны познания, с которых не снят еще покров? Ответ на этот вопрос есть задача, которая перед нами сегодня стоит. Мы постараемся показать, что открывается в Новом Завете современному православному читателю. Священное Писание допускает двоякий подход: мы можем изучать его, как памятник истории, и можем черпать из него, как из источника Откровения. В новозаветной истории светом познания, для всех очевидным, освещены отдельные точки. Связь между этими точками понимается по-разному. Послания ап. Павла в рамках книги Деяний дают ясное представление о путях его служения. Стоит выйти за эти рамки, и мы вступаем в область спорного. Где и как закончилось служение ап. Павла? В каком отношении он находился к отдельным христианским церквам и к другим влиятельным деятелям апостольского века? Кто и как продолжал его дело? Можно ли говорить – и в каком смысле? – о единстве христианского мира при жизни и по смерти ап. Павла? В пределах одного только апостольского века, оставляя в стороне историю евангельскую, этот перечень спорных вопросов может быть умножен до бесконечности. То же имеет быть сказано о Новом Завете, как об источнике Откровения. Мы знаем по личному опыту, что при каждом новом погружении в священные глаголы Нового Завета, благоговейный читатель познает в нем новые глубины, постигает новые истины. Новое не исключает старого, не входит с ним в противоречия. Старое раскрывается в новом, обогащающем и оплодотворяющем его. То, что верно о каждом из нас, должно быть верно и о Церкви. Единая, во множественности членов, в ней пребывающих и ею оживляемых, Церковь силою Святого Духа прозревает в Новом Завете новые тайны и собирает новые сокровища в сокровищнице откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010