Но действительно ли, в различии определения границ времени празднования Пасхи, заключалась вся разность между древнебританской и римской церквами? Для решения этого вопроса нужно рассмотреть сами источники исторические. Самый древний из них есть письмо Ирландца Куммиана к Гийскому аббату Сигену, 650 года. После оговорки, что он, по высокомерию своего ума, не праздновал Пасхи вместе с прочими мудрыми, Куммиан продолжает: Ego enim primo anno, quo cyclus quingentorum triginta duorum annorum a nostris celebrari orsus est, non suscepi, sed silui, nec laudare, nec vituperare ausus. (С тех пор, как 532-й цикл начал славиться у наших, я не принял его, но молчал, не осмеливаясь ни порицать его, ни хвалить). Но словом «наши», Куммиан указывает на римские церковные порядки, хотя сам и был уроженцем ирландским. Церковь тогда в самом Риме пользовалась ходячим пасхальным вычислением, только не 95-летним (или Дионисиевой таблицей), а 532-летним (то есть, 28 умножен. на 19) циклом или Викторианской таблицей; так было тогда и в соседней Франции. Эта вновь введенная таблица, хотя и была видимой формой нового образа празднования Пасхи, и поэтому Куммиан указывает на нее, как на чрезвычайное событие; но из этого не следует, что вся ревность британского празднования заключалась в том, что она держалась 84-летнего цикла, а римская 19-летнего. Куммиан хочет только сказать, что он решился подождать, пока новое римское вычисление введется в Англии. Потом он приступает к главному пункту, именно, приводит слова (из второй книги Моисеевой 12, 15): седмь дней празднуйте опресноки до 21-го дня; после этого исследует, как разумели это место ученые, и заключает: следовательно, от 14-го до 21-го дня позволено праздновать Пасху, но так, что из этих 7-ми дней некоторые дни от пятницы до воскресенья исключаются, и потому нельзя праздновать ни пятницы в 13-й день, ни воскресенья в 14-й или 12-й день. Но это он яснее выражает в следующих словах: Восточная церковь три седьмицы посвятила празднованию трех священейших праздников Господа нашего Иисуса Христа, именно–страданию, погребению и воскресению; страданию от 14-го до       20-го дня луны, погребению от 15-го до 21-го, а воскресению от 16-го до 22-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательно, что все это богатое пожертвование принесено им в дар Почаевской обители в знак благодарения за чудесное исцеление супруги Прохорова от болезни, во время бытности ее в Почаевской лавре. В том же 1852 г. монахиней Киево – Флоровского монастыря Евтихией пожертвованы: саккос золотой парчи с епитрахилью, – фелонь и стихарь той же парчи; – и московским купцом Хлопониным – фелонь и стихарь фиолетового бархата по золотому глазету, а от неизвестных лиц – присылались подризники, орари, палицы, поручи, воздухи, катапетасмы, покровы, платки, шерстяные разноцветные ковры, иконы, писанные масляными красками и другие вещи меньшей ценности. 8. Преосвященнейший Арсений, по прибытии в Волынскую паству, при первом посещении вверенной ему Почаевской лавры, заметив скудность ризницы и сам пожертвовал тогда же митру, панагию с золотой цепкой и 14 аршин фиолетового бархату. Впоследствии архипастырской его заботливостью и иждивением приобретены для лавры следующие предметы: напрестольный ковчег, сделанный известным Варшавским фабрикантом Фражетом из накладного серебра, ценой в 350 р. Запрестольный семисвечник из того же серебра; риза на икону Богоматери с праведной Елизаветой и Богомладенцем Спасителем, находящуюся в соборной церкви за правым клиросом. Цена этой ризы неизвестна; и, по его же архипастырскому содействию, уступлено в собственность лавры большое бронзовое, весом в 20 пудов паникадило, находившееся в Варшавской Волынской кладбищенской церкви 189 . 5. Устроение церкви преподобного Иова Пещерная церковь , названная от того, что с северной ее стороны находится пещера, в которой почивают нетленные мощи преподобного Иова игумена Почаевского, существовала еще прежде сооружения великой соборной церкви, и от западной галерейной стены простираясь в длину на 80, – а в ширину 9½ аршин, имела один престол во имя святой великомученицы Варвары, иконостас которой обновлен и умножен иконами при преосвященном Иннокентии. Чтобы более почтить и сделать известнейшим имя угодника Божия преподобного Иова, преосвященный Арсений заблагорассудил длину этой церкви разделить на две неравные половины, и оставил меньшую – восточную часть для церкви Варваринской, а с западной части, вблизи к пещере, в 1835 году устроил другую церковь во имя преподобного Иова, с резным позолоченным новым иконостасом, отделив алтарь ее позапрестольной стеной, с проходной дверью в церковь Варваринскую; для народа же вход в сию последнюю, устроен чрез внешнее крыльце, приделанное снаружи при стене храма с южной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Впрочем, когда у жен бывает естественное, мужья не должны сходиться с ними, заботясь о здоровье имеющих родиться; ибо это воспрещено Законом. «К жене, говорит он, в месячных находящейся, не приближайся». И с беременными женами не должны они иметь сообщения; ибо с ними сообщаются не для произведения детей, но для удовольствия, а боголюбец не должен быть сластолюбцем. 29. Жены, повинуйтесь мужьям своим и имейте их в чести, и служите им со страхом и любовью, как чтила Авраама святая Сарра, которая не дерзала даже называть его по имени, но именовала его господином, говоря: «господин мой стар». Равно и вы, мужья, любите жен своих, как члены свои, как общниц жизни и споспешниц к рождению детей. «Веселись, говорит, с женою, которая от юности твоей, ланью любви твоей, и серною твоих благодеяний; пусть беседует с тобою, и твоя пусть предходит тебе, и да будет с тобою во всякое время; ибо в дружбе её сопребывая, умножен будешь». Любите их, говорим, как члены свои, как тела свои; ибо написано так: «ЯХВЕ засвидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, и она — общница твоя; не сотворил тебя одного, но в ней — остаток духа твоего; и храните дух ваш, и жены юности твоей не оставляй». Итак, муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись. Но кто растлит и осквернит чужую жену, или осквернится с любодейцей, тот, встав от нее, хотя бы вылил на себя целое море или все реки, не может быть чистым. 30. Итак, не наблюдайте вы того, предписанного в Законе и естественного, думая, что чрез него оскверняетесь. Не соблюдайте и иудейских отделений, или постоянных омовений, или очищений от прикосновения к мертвому. Но без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах; а когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе. Ибо «честна пред ЯХВЕ смерть верных Его»; и опять: «обратись, душа моя, в покой твой, ибо ЯХВЕ облагодетельствовал тебя»; и в других местах: «память праведных с похвалами»; и: «праведных души в руке Божией».

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

IX. Тот же апостол говорит, сообразуясь с социальным строем своей эпохи, что слуги должны слушаться своих господ, из боязни и с трепетом в простоте своего сердца, как Христа, служа не на показ, как те, которые хотят понравиться людям, а как слуги Христовы, исполняющие волю Божию всем сердцем, служа с доброю мыслью как Господу Богу, а не людям, с сознанием того, что каждый получит от Бога вознаграждение за то, что доброго он совершил, будь он невольником или свободным человеком. А господа должны делать то же самое по отношению к людям, от них зависящим, отказываясь от угроз, сознавая, что их общий Господин находится на небесах и что у Него нет пристрастия (К Ефес. 6, 5–9 ). X. Уважение к родителям, если оно последовательно, приводит нас к тому, что мы уважаем и любим родные привычки, свой народ и свою родину. Православная церковь признает две самые большие ценности в жизни: первая небесная – это религия, другая земная – это любовь к Родине. Религия нас соединяет с Богом и вечностью, любовь к единоплеменникам соединяет семьи того же племени в народ. Человек рождается в обществе определенного народа, и потому национальность является ценностью, данной нам Провидением Божиим. Этот Божий дар должен облагораживаться, внутренне совершенствоваться и внешне умножаться единоличным и общим усилием членов народа, потому что национальность нам доверена как талант, который должен быть умножен. Национальность имеет уже, как дар Божий, свою большую ценность и обязывает каждого человека хранить её. Так же как мы имеем нравственную обязанность почитать своих родителей, не стыдиться их и любить их независимо от их культурного уровня, точно так же каждый человек обязан причислять себя к своей национальности, любить свой народ и трудиться на его благо и в том случае, если он, в силу разных причин, стоит на более низкой ступени культуры. Сознательно с отщепенство является большим нравственным проступком, потому что является отречением от отца и матери. Отщепенство является нарушением устоев, данных Провидением Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Святитель, приняв на руки чудотворную икону, облобызал ее и, сопровождаемый духовенством и народом, с крестами и молебным пением вознес ее, как некую воеводу, на городские укрепления Софийской стороны, где стояли дружины Новгородские в ожидании битвы, и поставил противу ратных 178 . В стане неприятельском заметно было большое движение, дружины их готовились к приступу. Уже неприятельские передовые отряды рассыпались перед городским валом и перестреливались с Новгородцами. Мужественный же архиепископ Илия в это время под выстрелами неприятелей шел по валу со св. иконами, в предшествии всего городского духовенства, обнося чудотворную икону Богоматери. Игумены, иереи пели священные песни, а народ, не надеясь на пощаду от ожесточенного врага, не видя ни откуда помощи, только плакал и молился, «кождо видяще погибель свою» 179 . Было уже около шести часов дня, когда неприятели начали «крепчае добывати града» 180 . Они теперь с ожесточением и яростью всею массою своего бесчисленного ополчения устремились на осажденных, готовясь до основания истребить стены града. Стрелы их сыпались в город «яко дождь умножен», так что люди не могли стоять даже за острогом. В это время, в порыве общей ярости какой-то святотат Суздалец, «стреливши неразумне» 181 , застрелил даже самую св. икону Богоматери 182 , и тем самым как бы уязвил самое небо. Тогда то, по словам летописца, сотворилось чудо и решилась судьба неравного боя. «Честная Пресвятыя Богородицы икона, тот час сама собою отвратив лице свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Святитель, увидев, что из очей Богоматери текут слезы, стал утирать их своим фелонем говоря: «О чудо преславно! како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадежным» 183 . Весь народ, видя такое чудо, взывал со слезами: «Господи помилуй»! В это же самое мгновение какое-то затмение, какой-то не описанный страх внезапно напал на осаждающих, так что в смятении они не стали отличать своих от неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Св. Василий Великий , указывая на это правило, так изъясняет причину и значение обыкновения узаконяемого им: «Во едину от суббот (первый день после субботы) совершаем молитвы стоя, но причину сего не все знаем. Ибо не только как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати как ниспосланной, но делаем это и потому, что день сей есть как бы некоторый образ чаемого, грядущего века. Как начало дней, Он и у Моисея назван не первым, но единым: «И был вечер, – говорит, – и было утро: день один» ( Быт.1:5 ), как бы один и тот же день многократно круговращался. Итак, единый, который вместе и восьмой (т. е. после семи дней недели), означает тот существенно единый и истинный восьмой день, о котором упоминает и псалмопевец в некоторых надписаниях псалмов, и назнаменует собой по сем веке грядущее состояние, или оный непрестающий, невечерний, беспреемственный, нескончаемый и нестареющий век. Посему основательно Церковь научает чад своих совершать стоя бывающие в сей день молитвословия, дабы т. е. при частном напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к такому преставлению. Впрочем, и вся Пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо оный единый и первый день, будучи семикратно умножен, составляет семь недель Св. Пятидесятницы: начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается... Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы возводя нашу мысль от настоящего к будущему. При всяком же коленопреклонении и восстании, мы сим действием показываем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что человеколюбием Создавшего нас снова воззваны на небо» ( Василий Великий прав. 91). XI. Праздник происхождения Честных Древ Честного и Животворящего Креста Беседа 1. О празднике происхождения Честных Древ Честного и Животворящего Креста (1 августа) I. 1-го августа Св. Церковь совершает празднество в честь Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13 и др.), снимет поношение с народа своего по всей земле; ибо так говорит Господь (6–8 ст.) 151 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Нево уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его» (ст. 9; ср. 12 гл.: 8:17; 35:4 и др. 40:10; 62:11). «Ибо рука Господня почиет на горе сей», и Моав будет попран, как солома в навозе и твердыни его будут разрушены (10–12). – В тот день будет воспета песнь (ср. 12 гл.) сия в земле Иудиной. Город крепкий у нас: спасение дал Он нам вместо стены и вала. Отворите ворота, да войдет народ праведный» (26 гл., 1–2 ст. ср. 60:18; 21:11 и др.). «Твердого духом хранишь Ты в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки, ибо Он есть твердыня вечная» (3–4). «Живущих на высоте», «высоко стоявший» город он поверг на землю, – попирает его (город) нога «бедных», стопы «нищих» (5–6). «Путь же праведника прям» 152 , так как праведник, хотя переживает время грозных судов Божиих, но уповает на Господа «с раннего утра» (7–9; ср. особ. 33:2... или 58:2, 8). Суды Господа необходимы, потому что без наказания нечестивые не научатся правде «и будут злодействовать в земле правых», не увидят высоко поднятой руки Господа» (9–12). Другие владыки, кроме Господа, господствовали над Его народом, но только чрез Господа он славит имя Господне. Эти нечестивые владыки уже не встанут, и не сохранится никакого «воспоминания» о них (13–14), а народ Господень будет умножен (15; ср. 9:3). В постигшем его наказании Господа он мучился подобно беременной женщине и «рождал как бы на ветер» – напрасно: так как страдания его не доставили спасения земле. Но в действительности не было бесплодно страдание: «оживут мертвецы Твои (ближайшим образом те праведники, которые страдали или даже потерпели телесную смерть во время бедствия; – избавление от грозного неприятеля является у пророка прообразом общего воскресения всех праведников и совершенного уничтожения смерти, ср. 25:8 и 1Кор. 15:54 ), восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Возобновляется обетование Иез.11.19–20 ; см. там «Сердце новое», восприимчивое ко всему божественному. – «Дух новый», именно Божий, как объяснимся в след. ст. Это и производится в христианстве Духом Святым, который сообщается верующим только после крещения; ср. ст. 25. Иез.36:27 .  Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Мо­их и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. «Дух Мой», посредством чего только и возможна жизнь, вполне сообразная с волею Божией. Обетование о даровании Духа Святого, менее, впрочем, ясное, чем у Иоиля. «В заповедях Моих и уставы Мои…» см. объяснение Иез.5.6 . Иез.36:28 .  И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Мо­им народом, и Я буду вашим Богом. Только при таком условии возможна для Израиля жизнь в св. земле ( Лев. 25.18–19 ; Втор 5.16 ) и восстановление заветных отношений с Богом (см. объяснение Иез.11.20 ). «Я», евр. анохи длинная форма вместо ани – единственный раз у Иезекииля, тогда как ани 138 раз, ради чего весь стих считали глоссой из Иер 30.22 , но случай может объясняться тем, что с Ос 1.9 такая форма местоимения в этой формуле стала господствующей. Иез.36:29 .  И освобожу вас от всех нечистот ваших, и при­зову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. Следствием очищения от грехов ( «нечистот» – имеется в виду главным образом идолопоклонство, как главный грех и источник других) будет возвращение земле благословения Божия. – «Призову хлеб». Растения, как и вся бездушная природа, повинуются слову Божию (ср. Пс 104.16 ), которого одного достаточно, чтобы они выросли. Иез.36:30 .  И умножу плоды на деревах и про­изведе­ния по­лей, чтобы вперед не терпеть вам по­ноше­ния от народов из-за голода. Не только хлеб будет умножен, но и другие полезные людям растения – древесные плоды, травы, зелень. «Поношения... из-за голода», слав. «гладные укоризны». Голод является позором для страны, потому что он – знак гнева Божия, из-за которого Бог лишает страну Своего благословения. Иез.36:31 .  Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и по­чув­с­т­ву­ете отвраще­ние к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто же меня укорит в том, что я поступив против воли Божьей, не по правде, и какое это отречение? Если хотите, скажу вам, что я писал к царскому величеству и посылал с Дьяконом Иовом; в письме было написано: «се вижу на мя гнев твой умножен без правды и того ради и соборов святых во святых церквах лишавшись, аз же пришлец есмь на земли; и ее ныне, поминая заповедь Божью, дая место гневу, отхожу от места и града сего, и ты имаши ответ пред Господом Богом о всем дати». – Прочитав писанное, государь возвратил мне письмо, так как оно не угодно ему было. Какое же это отречение? – Затем, обращаясь к ответу Паисия, Никон говорит: «если смеешь, изверзи Григория Богослова , отрешагося с клятвою на письме. Если клеветники говорят неправду, как и ты, справедливо ли их слушать? Ты говоришь, суемудренный, в своем ответе, что уста священнические не должны лгать, и потому, по пророку Малахию, должен остаться при своем слове, если хочет, чтобы его считали за справедливого, а не за лживого. Ты говоришь, что отречения бывают и письменные, и словесные; но отречение, которое возглашается в церкви Божьей, должно быть неизменно и твердо. Пристойно ли тебе, пришельцу, против святых законов, без всякой правды, выводить новые законы и отвечать на вопросы клеветника, тем более отверженного, которого и законы не позволяют слушать. Говоришь ты, беззаконный толкователь, что я сделал то, чего никто другой не делал: по совершении святой литургии святительские ризы совлек с себя. С чего ты это говоришь? Сам ты тут не был, ни вопрошающий тебя о том спрашивает. Разве вы такое правило имеете, что по совершении литургии не снимаете с себя священных риз; а у нас такое правило и прежде было, чтобы по совершении святой службы разоблачаться от священных риз. Ко всему этому ты присовокупляешь от себя свои прикладные ответы, чего и в вопросе нет, будто я говорил: недостоин я быть патриархом и впредь не патриарх. От кого ты узнал об этом? Я, когда уходил из Москвы, говорил не так, как ты передаешь; я засвидетельствовал Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, во святой великой церкви, пред небом и землею: «ведая гнев царев без правды на меня и, сего ради, дая место гневу, я свидетельствовал, а не клятвою клялся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновиденьями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать...» ( Иоиль.2:28–29 , Деян.2:17–18 ). Смысл слов этих таков: в те дни, когда произойдет в народе Божием излияние Духа Божия без всякого ограничения, все в избранном народе, без различения пола и возраста, будут приобщены к пророческой харизме: все будут получать откровение в тех самых формах, в которых его получали пророки, и все будут пророчествовать. Контекст, в котором Новый Завет приводит эти слова, говорит, что они получили свое исполнение в Пятидесятницу. Таким образом, среди даров Пятидесятницы должен находиться дар всеобщего пророчества. 1 Из этого следует, что харизма быть пророком входит в само христианское призвание, что этот дар, как и прочие благодатные дары, должен мыслиться присущим дарованиям, получаемым христианином в таинстве вступления в Церковь , что вместе с прочими новозаветными дарованиями он есть одновременно и данность, и заданность. Он заключен, как и прочие дары, в полученном благодатном задатке и он, наравне с остальными дарами, должен быть активно воспринят, раскрыт, осуществлен, умножен через жизнь в Церкви, под водительством того же Святого Духа. У нас еще будет случай вернуться к вопросу о том, как этот дар проявляется в жизни Церкви и в жизни отдельного верующего. Сейчас-же мы приводим этот вопрос, чтобы его наметить и этим еще сильнее подчеркнуть жизненную важность и непреходящую актуальность темы о пророках, о пророческой проповеди , о назначении пророческого служения, о сущности пророческой харизмы. Настоящий труд ограничивается пророками VIII-oro века до Р.Х., иначе говоря Амосом, Осией Махиеем и Исаией. Эти пророки начинают линию так называемых пророков писателей . С их проповедью появляется в Израиле и развивается уже упомянутая нами пророческая письменность. В их книгах намечены богословские темы, которые будут развиты и дополнены на протяжении всей дальнейшей истории пророческой проповеди в ветхозаветном богоизбранном народе. В этом особенный богословский интерес, представляемый этой группой пророков. Названные пророки были нами перечислены в их хронологическом порядке. Ему же будет следовать этот труд. Этим первым пророкам писателям предшествовал целый сонм пророков, проповедь которых не была записана. Такие «непишущие» пророки встречались и после того, как проповедь пророков сделалась предметом записи. Пророческое движение в древнем Израиле развивалось в определенном историческом и религиозном контексте. С освоения последнего должно необходимо начаться изучение пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010