Точно также осаживается покаяние в личных грехах накануне Страстной Седмицы и Пасхи. За несколько дней до Пасхи прекращается великопостная покаянная молитва Ефрема Сирина , отменяются земные поклоны (исключение Типикон делает только для поклонов перед Плащаницей). Почему ограничивается интенсивность покаянных молитв? Потому что иначе тварь (твоя память о твоих делах) заслонит собой память о Творце. Если я все время помню только о себе, о своих грехах, значит Бог остается где-то далеко. Великий пост не будет путем к Пасхе, если навстречу ко мне Христос не сделает Свой шаг. Сколько бы мы ни каялись, если бы Христос не пошел на крест, не были бы мы спасены. На Страстной седмице наступают дни, когда ты должен чуть-чуть забыть о себе и вместе с Господом следовать за Ним в Иерусалим и дальше на Голгофу, во ад и затем к пасхальному воскресению. Теперь ты должен вспоминать уже не свое прошлое, а путь твоего Спасителя. В Православии нужно обрести какое-то равновесие между знанием своего греха и стремлением прочь от него – к Богу. И не случайно в период Великого поста, в первые дни особенно, и в наших молитвах, и в наших храмах царит радостная атмосфера. Если этой радости при начале Поста нет – значит покаяние наше «прелестно». Прп. Исаак Сирин говорил, что покаяние – это трепет души перед вратами рая. Значит, покаяние в христианской традиции – это вторичное чувство. Святитель Григорий Нисский так пояснял смысл заповеди блаженств «блаженны плачущие, ибо они утешатся»: Не всякий плачущий будет утешен. Скажем, если человек плачет о потере кошелька, за этот плач он не получит небесной награды. А если человек плачет о своих грехах? Нет, и плач о грехах несовершенен. Ад полон людьми, которые плачут о своих грехах, но этот плач не спасает. Григорий Нисский поясняет: блажен человек, который плачет о Боге. Т.е. этот человек когда-то испытал радость богообщения, но затем это чувство и радость первой любви он утратил и мается без этого, и желает вернуть Господа в свою душу, в свою жизнь. Такой плач будет утешен. Первичен свет, вторично всё остальное в жизни Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слышали мы о твоем не праведном страдании, которое страждешь Бога ради против Клима митрополита, без нашего благословения самовластно восхитившего митрополию Киевскую, и что ты, честный отче, запрещаешь ему в столь великой дерзости и не хочешь с ним служить святительски, ни в божественной службе его поминать, и много потерпел от него досаждения и злой укоризны. Но ты, святый отче, потерпи еще за правду, Господа ради, и не изнемогай от сего аспида и злых его советников, да будешь причтен от Бога к прежним святым, твердо пострадавшим о православии, и покажешь святителям, которые будут по тебе в земле Русской и всем людям образ терпения своего, мир тебе, отче, и буди на тебе, страдальче Христов, благословение нашего смирения во веки. Аминь» 102 . Получив патриаршую одобрительную грамоту, Нифонт еще более утвердился в своем подвиге. Наконец, незадолго до своей кончины, он утешен был известием, что патриарх Цареградский в соборной церкви св. Софии поставил в Киев и на всю Русь законного митрополита. В 1156 году Георгий Долгорукий, по смерти Изяслава, вступив на великое княжение Киевское, согласно с мыслями епископа Новгородского, им уважаемого, тоже признал незаконным поставление Климента и потому отправил в Царьград почетное посольство к патриарху с просьбою даровать Руси законного пастыря. Патриарх исполнил волю в. князя, и в том же году святители Полоцкий и Смоленский имели утешение встретить нового митрополита, именем Константина, родом Грека, но ревностный Нифонт не имел удовольствия видеть свое полное торжество. Услышав, что новый митрополит уже идет из Царьграда, он и сам поспешил в древнюю столицу принять благословение от первосвятителя и вместе поклониться в Печерской обители Пресвятой Богородице и преподобным отцам. Но эта разлука его с Новгородскою паствою была последняя. Прибыв в Киев, Нифонт заболел и за несколько дней до прибытия митрополита скончался, испрашивая себе заочно его благословение. Нельзя не упомянуть здесь и о замечательной кончине Нифонта. Описатель его жития говорит, что святитель перед смертью утешен был необыкновенным видением, которое предвещало близкую его кончину и указало блаженное прибывание на небе с отцами Печерскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Этого великого счастья достиг Михаил Дмитриевич в немногие годы своей непродолжительной жизни. Мы видели, какие массы народа наполняли улицу пред домом, где лежало тело его в первое время после его смерти; на всех лицах были написаны скорбь и отчаяние; народ, казалось, хотел бы вырвать его из самых челюстей смерти. Это – любовь за любовь. Но не забудьте, что это любовь народа христианского, Православного. На следующее утро мы видим иное ее проявление: ко всем алтарям Московских Церквей принесены пред литургией во множестве просфоры и поминания: «о упокоении новопреставленного раба Божия Михаила». И это пойдет из рода в род. Что может быть прекраснее и утешительнее этого выражения любви народной? Да будет, Господи, эта народная молитва очистительною жертвой за грехи почившего! Ради любви его к нашему Православному отечеству, ради любви к нему народа Твоего, ради слез наших и сердечной молитвы нашей о нем, паче же ради Твоей бесконечной любви, благоволительно приемлющей чистую любовь человеческую во всех ее видах и проявлениях, – буди к нему милостив на суде Твоем праведном! РЕЧЬ ПРИ ЗAKPЫTVI ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ, 1 октября 1882 года Мы принесли благодарение Господу за благополучное окончание великого труда по Всероссийской Промышленно-Художественной Выставке и за дарование ей доброго успеха. Утешены трудившиеся в произведениях искусства общим к ним вниманием, утешен наш народ широким развитием такой важной отрасли нашей народной жизни; а что особенно нас радует – утешен наш Благочестивейший Государь, таким блистательным явлением пред целым светом одной из многих сторон величия и славы Его великого царства. Остается молить Господа о дальнейшем преуспеянии показанных нам здесь всех разнообразных отраслей промышленности и искусства. Но и мы сами должны обеспечивать зависящими от нас средствами это преуспеяние. Промышленность и искусства – это цветы на великом древе народной жизни; а цветы пышно распускаются только там, где здоровы ветки и корни. Эти ветви и корни суть духовные силы и свойства народов. Да не оскудевает у нас вера в Бога и Его святое промышление, да укрепляется уважение и благоговейный страх к законам божественным и государственным, да не ослабеваем в подвигах и трудах нравственных и патриотических, да укрепляется между нами единомыслие и единодушие по всем вопросам и предприятиям общественной жизни, да процветает доброе и благонадежное воспитание молодых поколений, да не возобладает над духом нашим и его жизнью чувственность и плотские страсти, так легко развевающиеся на почве промышленности и искусства, как сорные травы на тучной ниве! При этих только условиях все относящееся к благоустроению и украшению нашей внешней народной жизни будет и благоуспешно, и благонадежно, и истинно прекрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вы бы об этом писали, а не ударялись бы в филосию прошлого века. Redkozubov Andrey 8 ноября 2013, 19:23 Отличная статья - умное и доброе слово о нашей действительности. Без слова не будет и дела, а без него и результата столь желаемого нами. Возможностей поговорить о деле предостаточно, однако исходная точка все же в том, что каждый на сегодняшнем своем месте должен " возделывать свой огород " ... главное же, что слово (а это не только обсуждаемая нами статья)СКАЗАНО достаточно четко и конкретно. Татьяна 8 ноября 2013, 15:39 Что означает слово " БОЯРИН " ? " Бо " - более, " Яр " - сила мужская, способность воевать, защищать, служить. Боярин - служивый человек. Хорошее предназначение было у этих людей, элитой, аристократией становились на Руси. А как восстали на первого русского царя, имя которого боюсь произнести, сектанткой назовут (шучу, конечно). Я имею в виду Иоанна Васильевича Четвертого, которого потомки назовут Грозным. В чем у них была размоловка - во власти, которой не хотели делиться, и в имущественном споре, царь же хотел земли объединить. Кто же свое завоеванное отдаст? А " семибоярщина " ? Предательство? Проблемы все те же, страсти все те же... Мы сами-то чего хотим? Виктория Орищенко 8 ноября 2013, 11:56 Статья понравилась. спасибо автору! Павел 8 ноября 2013, 11:02 Не покаемся - погибнем. Если мы, русские, продолжим ненавидеть жизнью, т.е. кончать её самоубийством (пьянство, наркомания), блудить, делать аборты, и т.д. - то скор будет суд над некогда грозным народом русским. Он уже почти брошен как мусор на попрание всем кому не лень. Неверующий, но сильный русский - это ложь. Такого не будет. Я видел некоторых верующих, постоянно молящихся об истинном обращении русского народа в Православие и думаю, что это для верующего единственно верный путь. Ап. Павел также о своих евреях плакал и он тут для нас пример. Он всё в своём молитвенном борении не соглашался с господствующей погибелью евреев и молился до тех пор, пока не был чудесно утешен, что " остаток Израиля спасётся " . Так и русский христианин молится, и будет утешен.

http://pravoslavie.ru/65512.html

Поэтому, сдавши его прошение в консисторию к исполнению, я разрешаю ему этим письмом жить у вас дотоле, пока помысел его не будет более определенно склоняться в ту или другую сторону. Еще до пасхи я писал о. Мелетию 308 , не найдет ли он удобным заехать на Алтай и взять с собою о. Антония, как полезного для нас человека. Если у о. Антония к тому времени созреет решение, то, надеюсь, он не замедлит исполнением его. Что касается до поездки в Монголию, то взглянувши на карту, я увидел, что и по прямой линии сокращение пути предположенною дорогою не велико, а с препятствиями, какие на ней должны встретиться, она окажется несравненно длиннее почтовой. Как скотопрогонная, она выгодна потому, что дает подножный корм. Ираклий нужен пр. Мартиниану и он едва ли отпустит его, а Болдонов 309 не в нашем распоряжении. Вашему приезду сюда я всегда буду рад, но если это не будет вредно для вашей службы, которою я не перестаю дорожить, несмотря на вашу мысль о помощнике 310 . О батюшке вашем всегда молился при жизни, тем более считаю нужным молиться по смерти и келейно и при священнослужении бескровной жертвы. Надеюсь, что и он не оставит меня своими св. молитвами в загробной жизни 311 . Что сказать о себе? Живу кое-как, тружусь с грехом пополам, иногда нахожу утешение в своем делании, а в другой раз и нелегкие скорби, и все это вперемежку одно за другим. Недавно, наприм., я очень утешен был известием с Верхней Тунгуски и Икима (?), где я был ныне в январе и служил во всех церквах и с горячностью учил свою паству ходить в церковь и говеть, – что нынешним постом там говело несравненно более, чем в предыдущие годы, а на другой день получил копию с корреспонденцией в «Голос» запрещенного протоиерея Стукова (известного монголиста и нигилиста), в которой поездки мои описаны в роде татарского нашествия. На прошлой неделе утешен был, что мог защитить от преследования консистории, т. е. о. Прокопия 312 , известного интригана против архиереев, преданного пр. Парфению священству (–ника?), а на третий день слышу, что протокол с моею длинною резолюциею секретарь (разумеется, по внушению о. Прокопия) хочет послать обер-прокурору с протестом против моей защиты. Хоть дело защищаю совершенно правое, но мне тяжело было бы раскрывать козни интригана, за которая его отрешат от должности члена консистории. Пр. Парфений много пострадал от него, потому что он агитировал против владыки духовенство и ген.-губернатора. Вот и вспомнились слова пр. Григория калужского 313 ; (из письма его ко мне в Томск), что «неприятности бывают не сверху только, но и с боку и снизу». Надеюсь, что не забудете меня в ваших св. молитвах. О. Антонию посылаю поклон и благословение. Да будет с вами мир и благословение Божие. Душевно преданный вам Еп. В–н. P. S. 17 апреля я заложил новый кафедральный собор на Кузнецовский капитал 314 . Смотрение за постройкою служит для меня утешением. Помолитесь, чтобы это великое дело не кончилось, как в Томске 315 . 34 316 Возлюбленный о Господе о. архимандрит!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1-я. Общий очерк состояния церкви С самых первых дней святительства в Константинополе, Святой Иоанн Златоуст был утешен усердием своей паствы к посещению храма Божия и к слышанию слова проповеди. И не только простой народ, в котором всегда и везде живее чувство веры, нет! – и интеллигенция столицы, и власти, и даже царственные лица: все были одинаково горячего религиозного настроения. «Один день я беседовал с вами», говорит Св. архипастырь, «и с того дня так полюбил вас, как будто издавна и с раннего возраста я обращался с вами; так соединился с вами узами любви, как будто в течение неисчетного времени я наслаждался вашим приятнейшим обществом. Это произошло не от того, чтобы я был склонен к дружбе и любви, но от того, что вы больше всех вожделенны и любезны. Ибо кто не удивится вашему пламенному усердию, непритворной любви, благосклонности к учителям, согласию друг с другом, которые все вместе достаточны для того, чтобы привлечь к вам и каменную душу» 922 . Скоро Святитель опять говорил о том же расположении народа – паствы. «При каждом собрании вижу, что пажить возрастает, нивы густеют, гумно наполняется, снопы умножаются» 923 . В особенности на первом же году Св. архипастырь был утешен торжественным выражением религиозного чувства, проявившегося у народа, в праздник перенесения честных мощей св. мучеников в загородную церковь Св. апостола Фомы. Особенность этого праздника состояла в том, что царица Евдоксия, в полночь прибыв в великую церковь , взяла оттуда мощи мучеников и проводила их чрез всю площадь до Дрипии, хотя храм мучеников отстоял от города на 9 стадий 924 . Св. Златоуст яркими красками изображает в своем слове, сказанном по случаю этого торжества, умилительную и назидательную картину ревностного усердия всего народа к церкви. «Женщины», говорит Святитель, «которые обыкновенно скрываются во внутренних покоях и бывают слабее воска, оставив сокровенные жилища, не уступали в ревности крепчайшим из мужчин и прошли пешком такое пространство пути, не только юные, но и престарелые; и ни слабость пола, ни изнеженность образа жизни, ни гордость знатности не воспрепятствовали их усердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Точно также осаживается покаяние в личных грехах накануне Страстной Седмицы и Пасхи. За несколько дней до Пасхи прекращается великопостная покаянная молитва Ефрема Сирина, отменяются земные поклоны (исключение Типикон делает только для поклонов перед Плащаницей). Почему ограничивается интенсивность покаянных молитв? Потому что иначе тварь (твоя память о твоих делах) заслонит собой память о Творце. Если я все время помню только о себе, о своих грехах, значит Бог остается где—то далеко. Великий пост не будет путем к Пасхе, если навстречу ко мне Христос не сделает Свой шаг. Сколько бы мы ни каялись, если бы Христос не пошел на крест, не были бы мы спасены. На Страстной седмице наступают дни, когда ты должен чуть—чуть забыть о себе и вместе с Господом следовать за Ним в Иерусалим и дальше на Голгофу, во ад и затем к пасхальному воскресению. Теперь ты должен вспоминать уже не свое прошлое, а путь твоего Спасителя. В Православии нужно обрести какое—то равновесие между знанием своего греха и стремлением прочь от него – к Богу. И не случайно в период Великого поста, в первые дни особенно, и в наших молитвах, и в наших храмах царит радостная атмосфера. Если этой радости при начале Поста нет – значит покаяние наше " прелестно " . Прп. Исаак Сирин говорил, что покаяние – это трепет души перед вратами рая. Значит, покаяние в христианской традиции – это вторичное чувство. Святитель Григорий Нисский так пояснял смысл заповеди блаженств " блаженны плачущие, ибо они утешатся " : Не всякий плачущий будет утешен. Скажем, если человек плачет о потере кошелька, за этот плач он не получит небесной награды. А если человек плачет о своих грехах? Нет, и плач о грехах несовершенен. Ад полон людьми, которые плачут о своих грехах, но этот плач не спасает. Григорий Нисский поясняет: блажен человек, который плачет о Боге. Т.е. этот человек когда—то испытал радость богообщения, но затем это чувство и радость первой любви он утратил и мается без этого, и желает вернуть Господа в свою душу, в свою жизнь. Такой плач будет утешен. Первичен свет, вторично всё остальное в жизни Православия.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

– Кто тебя научил говорить так? Разве тебе неизвестно, что если об этом узнает игемон, то ты погибнешь? Отрок же, принимая побои, отвечал: – Научил меня этому Христос, я – раб Его, гнева же игемона я нисколько не боюсь. Тогда Гилас, призвав воспитателя своего сына по имени Модест, сказал ему: – Смотри, чтобы отрок никогда не упоминал в речах своих о Христе. Но святой Вит пренебрег приказание отца и постоянно как в своем сердце, так и на устах своих носил имя Христово, и был утешен от Христа Господа ангельским явлением; ибо в видении ему явился ангел Господень, сказавший: – Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей. Знай о сей милости Божией, что тебе будет дано от Бога все, что ты ни попросишь у Него. Святой отрок был утешен и обрадован этим видением ангельским и еще с большей ревностью начал исповедовать и прославлять имя Господне. Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном; посему отец Вита старался льстивыми речами своими привести его к служению демонам. Святой же Вит сказал отцу: – Каким богам ты приказываешь мне поклоняться? Отец отвечал: – Разве ты не знаешь, сын мой, наших богов Зевса 3964 , Геркулеса 3965 , Юноны 3966 , Минервы 3967 , Весты 3968 , Аполлона 3969 и прочих, коим поклоняются цари и князи? Святой отвечал отцу: – Те, о которых ты говоришь, суть бездушные идолы, сделанные руками человеческими; они имеют уста, но немы, имеют очи, но слепы; имеют руки и ноги, но недвижимы. Я же верую во единого живого и всемогущего Бога, ибо мы «Им живем и движемся» ( Деян.17:28 ); я верую в Творца и Промыслителя всей твари, Отца, и Сына, и Святого Духа; я исповедую единого Искупителя и Спасителя рода человеческого, Сына Божия, претерпевшего мучения ради грехов наших, кровию Его мы получили спасение. Отец со слезами отвечал отроку: – О любезное чадо мое! Послушай полезного и здравого совета твоего родителя и отвратись от той безумной веры, согласно которой ты почитаешь понапрасну неизвестного умершего человека; отвратись, – дабы игемон, прогневавшись, не погубил тебя и не увеличил бы тем страдания сердца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пс.45:2 Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело. Этими словами псалмопевец от имени целого народа израильского, испытавшего на себе силу и покровительство всеблагого и всемогущего Бога, начинает торжественно прославлять великую силу и помощь Божию. Многими случаями и опытами мы убедились, как бы так говорит он, что нет у нас другого более сильного защитника в бедах и более надежного помощника и утешителя при внезапно постигающих нас скорбях, кроме единого Бога, и в последнем случае скорбей, постигших нас внезапно и так сильно, не кто иной оказался нашим покровителем и помощником, как Господь Бог; Он нам прибежище и сила, Он скорый помощник в бедах. Слово зело, по мнению св. Иоанна Златоуста , относится к слову «помощник» и имеет тот смысл, что Господь Бог есть сильный помощник в скорбях. Ибо Он, по словам Златоуста, не столько подает нам помощи, сколько требует того свойство бедствий, но и гораздо больше. Господь попущает на нас скорби для укрепления нашего в подвигах терпения, но Он же всегда готов на помощь претерпевающим скорби и искушения и не допустит нам быть побежденными от них с. 209]. Жаль только, что люди не всегда умеют пользоваться постигающими скорбями и, вместо того чтобы терпеть их, прибегают к Богу с мольбами об избавлении себя от скорбей. Пс.45:3–4 Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его. Люди, уверенные в сильном покровительстве Божием и скорой Его помощи, в случае близкой опасности выражают далее неустрашимость свою при всяких величайших потрясениях и переворотах, могущих случиться не только в природе видимой, но и в области политической жизни народов. Представленные здесь перевороты и потрясения, возможные в мире физическом, служат только образом треволнений и потрясений в области явлений политической или гражданской жизни народов и человеческих обществ (см. ниже, ст. 7). Бог – наша надежная защита в бедах и самая верная и скорая помощь во всех скорбных обстоятельствах, – мы в этом уверены, а потому не боимся, когда колеблется земля, когда бы даже горы стали сдвигаться в сердца (в глубь) морей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Весть великаго чудотворца восток и запад, ведят и вси концы земныи чудотворения его». Св. Николай скончался в глубокой старости, около половины IV в. (в 343 г., по другим – в 341 г., по иным – между 345–352 г.) в г. Мирах, где и был погребен. В церковных песнопениях св. Николай прославляется, как «светильник светлейший», «правило православия», «столп церковный», «нечестия противоборец и благочестия поборник», «питатель вдов и сирот», «плачущим утешение», «зело милостивейший и молебник крепкий», «великий заступник и теплый в бедах обретающимся, сущим на земли и плавающим». Призывая всех к прославлению Мирликийского святителя, св. Церковь взывает: «премудрого иерарха восхвалим, яко тепла в бедах и в скорбех суща от Бога, помощника и защитника, вси Николая вернии богоноснаго благочестно: молится бо ко Господу, о верою творящих и поющих Божественную память его»; «цари и князи да стекутся», «да воспоют», «пастырие и учителие, добраго пастыря», «сошедшеся, восхвалим, иже в недузех врача, и иже в бедах избавителя, грешнии заступника, нищие сокровище, и иже в скорбех утешителя, спутника путешествующей, на мори сущии правителя, и вси везде тепле предваряюща, великаго святителя восхваляюще, сице рцем: пресвятый Николае, предвари и избави ны от настоящия беды и спаси стадо твое молитвами твоими». О перенесении мощей св. Николая в Бар-град см. 9-го мая. 223 Кондак, гл. 3. В Мирех святе священнодействитель показался еси: Христово бо преподобне евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати. Парем. (1. см. 1-ю 9 янв.; 2. Прит.10:31–32; 11:1–12; 3 . см. 3-ю 10 янв.); Утр. Ев. см. Ев. на лит. 9 янв. Ап. и Ев. см. Ап. и утр. Ев. 9 янв. Аще хочет настоятель, творит бдение. 7 . В. Иже во святых отца нашего епископа Медиоланского. Сын Римского наместника в Галлии, одаренный прекрасными способностями, он, получив в Риме блестящее светское образование и владея необыкновенным даром красноречия, избрал для себя служебное поприще адвоката, вступил на гражданскую службу и скоро достиг сана префекта (наместника) Лигургийской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010