А во время обедни сколь я был жалким и бедным грешником при нападении врагов бесплотных и удручении меня смятением и страхом и боязнью! И только слезы покаяния, которые суть тоже великая милость Божия, спасли меня, низвели на меня силу и помощь и милость Божию, и я совершил литургию довольно спокойно, громогласно, искренно, тепло, назидательно. Заамвонную прочел всю, отпуст весь, кроме имени святого благоверного князя Александра Невского. Потом в продолжение дня при молебнах и крестинах Господь являл мне скорую помощь и милость. Славлю Господа. 12 января Благодарю Господа, всеблагого помощника, избавившего меня от напастей вражиих во время утрени и даровавшего мне помощь к непреткновенному и благодерзновенному служению, чудно оживотворившему душу мою и всех молившихся в церкви. При пении молебна Спасителю, Божией Матери и мученице Татиане враг навел тяжкую напасть – озлобление тайное на дьячка из-за безделицы, из-за мгновенного умолчания, когда надо было петь; после молебна и замечания ему я успокоился. Другое искушение: я позавидовал отцу Александру и возненавидел его на несколько минут по возбуждению вражескому за то, что он за всенощную и панихиду у Сорокиных взял деньги себе, думая, что он уговорил их, из-за выгоды своей соединив со всенощной и панихиду. За покаяние Господь помиловал меня. И чего мне недостает? Всё Господь дал мне, ни в чем не имею недостатка – только бы Самого Господа иметь паче всего достоянием моим неотъемлемым, с которым в скудости никогда не буду, ибо взыскующий Господа не лишится всякого блага, по псаломнику [ Пс.33:11 ]. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем., что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ( Евр.13:5 ). Слава Господу, от безумия моего избавившему меня и умиротворившему меня. Вчерашнее мясоядение вечером затрубило, оземленило сердце мое и сделало его особенно алчным, плотяным, страстным. Мне не надо есть мяса, и давно бы не надо: я должен жить как истый монах. Вечер. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его ко мне во время обедни и после обедни, когда я впал в грех раздражения и руконаказания нищего мальчика; на входе в гимназию совершилось чудо спасения и оживотворения по молитве веры и покаяния. В крайне тяжких обстоятельствах внутренних был я пред обедней, как [и] во время обедни после великого входа, пред классом, или во время пути в гимназию; но Многомилостивый дал мне умолить Его о помиловании, и я помилован от лютого наказания, избавлен и умиротворен, распространен и утешен. Еще помилован в квартире Васильева по утрени, в квартире племянников и в квартире Параскевы Ивановны и Прокопия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Впрочем, о сем я не скорблю; ибо все, что ни посылает Господь Бог прискорбного на нас в жизни сей, того ради единого посылает, дабы чрез то спасение нам соделать, как говорит Златоуст святый. A посему и буди воля Божия со мною грешным. 7 ноября 1836 г. Письмо 164 Ваше боголюбие, Всечестнейший и достопочтеннейший друг, и о Христе Спасителе нашем благодетель! Душевно и телесно здравствуй, и о пресладчайшем Христе Спасителе, призывающем тя в служение Свое, радуйся! Долгое время не получая Вашего писание, я начал было сомневаться уже, не преогорчил ли Вас моим письмом? Но когда прочитал Ваше писание, то сугубо был утешен: во-первых, благорасположенностью Вашею к недостоинству моему, a во-вторых, видя из оного премногую любовь Вашу ко Христу Спасителю, и призывание от Него в служение Ему в чин Ангелов, во плоть оболченных; о чем сердечно и радуюсь, и от всея души благодарю Господа Бога, подавшего Вам желание к приобретению вечного спасения души своей, и умоляю Его премногую благость, да поспешит Вам и совершить оное, доколе пламень любви Вашей к Нему не погас. Прочитывая Ваше письмо, усмотрел из оного много сходственного с бывшим моим положением, ибо и я, предпринимая Бога ради оставить мир, и яже в мире, чувствовал продолжительное уныние, страхование, недоумение. Удерживала меня среди мира любовь к родительнице старушке, любовь к братьям, любовь к сестрам, любовь к сродству, любовь к друзьям, любовь к грошам, как будто бы некою железною цепию сердце мое привязывала к себе, но частое напоминание о неизвестности часа смертного узы сии преторже, и душа моя, яко птица, избавися от сети ловящих мя. Сеть сия памятью смерти сокрушися, и я благостью Божиею избавлен был. Так и Вы, возлюбленный друже мой, подобные неудобства памятованием смерти препобеждайте. Конечно мы и законом естественным и заповедию Божиею обязаны чтить и любить родителей своих, но святый Иоанн Дамаскин в песнопении церковном говорит: к матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу (же) тепльше люблением должны есьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

И вот, по совершении божественной литургии, Никон, огорчённый и возмущённый до глубины души, поспешно разоблачается, как бы спеша снять с себя тяжесть церковного правления, надевает «смиреннейшую и худейшую», как сам говорит, «архиерейскую мантию», восходит на амвон и вслух многочисленного народа возглашает: «Я никогда и не мыслил бы, – сказал он, – на таковый сан взыти, если бы государь в этой же самой церкви не обещался пред Богом, св. Ангелами и всеми святыми непреложно хранить заповеди божественные и правила церковные. Но весть Господь, яко наш великий государь дал такое обещание пред Богом и пред св. чудотворным образом пресвятые Богородицы, пред св. Ангелами и всеми святыми и не один царь дал такое обещание, но и весь царский синклит, и весь народ. И до тех пор, пока они пребывали по возможности верными своему обещанию, мы терпели», – говорил Никон. «Но теперь, – продолжал Никон, – когда они изменили своему клятвенному обещанию и царь стал гневаться на нас неправедно, якоже весть Господь, мы, помня своё обещание о хранении заповедей Господних, како обещалися на поставлении патриаршеском с подписанием, свидетельствуем в церкви небом и землёю, что государь напрасно гневается на нас и помня заповедь Господа: егда гонят вы во граде бегайте в другий, оставляем наш первопрестольный град и отходим в пустыню» 550 . Затем он поставил к Владимирской иконе Богоматери жезл св. митрополита Петра и взял вместо него старческий посох. В ризнице написал письмо к царю, и отправил во дворец с дьяконом Иовом 551 : «Се вижу гнев твой на мя умножен без правды, и того ради и соборов во св. церквах лишаемы; аз же пришлец есмь на земли; и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего, и ты имаши пред Господом и Богом дати ответ» 552 . Послав к государю такое письмо, Никон опять вышел из алтаря, и сел среди храма на ступенях архиерейской кафедры, лицом к западным дверям, в ожидании царского ответа. «Неведомо, – говорит Никон, – читал или нет государь это письмо, только то письмо назад прислал с тем же дьяконом» 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

80 Митрополит Платон в ист. 2, 239. К этому делу вполне можно отнесть отзыв умного Хмельницкого о боярах: «Чудно мне, что вы бояре ничего путного Его Царскому Величеству не присоветуете». 81 Нояб. 18, 1657 г. Патриарх писал в иверский монастырь, что Царь обещался быть в монастыре после Рождества; Патриарх сделал весьма много распоряжений для приема Царя (Ист. акт. 4, 109.). Но не видно, чтобы Царь был там. Грамотой от 17 марта 1658 г. Патриарх назвал полоцкий Богоявленский монастырь ставропигией (Ист. акт. 4, 113.). Царской грамотой от 21 февраля 1659 г. это распоряжение отменено (Вивлиов. 3, 352). Но Патриарх Иоаким снова утвердил за монастырем преимущество, данное ему Никоном. (Белорусс. арх. 1, 121–124). Для крестного монастыря, построенного Никоном в 1656 г., Царь грамотой от 1 июля 1657 г. пожертвовал 4537 лиц крестьян; кроме того, дал 6000 р. и богатейшую ризницу. Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала от себя богатые вклады. Но Царица Мария не дала ничего (Ист. Иер. 4, 828–831 ). 82 Кроме Шушерина собр. 4, 182. Записки о приезде Теймураза в древл. вивл. 14, 33. 38. В грамоте от 17 августа 1658 писали: «в нынешнем 1656 г., июня в 10 день отец наш и богомолец, бывший Никон Патриарх , оставил престол св. соборныя апостольския Церкви и все патриаршество своею волею и пошел по своему обещанию». (Акт. эксп. 4, 108). По записке о Теймуразе стол для него был 6 июля; по словам Шушерина Никон удалился из Москвы 10 июля. Посему в грамоте ошибкой написано 10 июня вместо 10 июля. Татищев первый выдал анекдот о защите Никоном духовника царского, наложившего будто бы запрещение на Царя за несогласие простить убийцу. Анекдот до крайности нелепый во всех частях. Ни в одной деловой бумаге нет и намека на подобный случай. О благочестии Царя Алексея современник – Англичанин: «С непокрытою головою и пеший присутствует он при всех церковных ходах, если только не бывает дождя». Маяк 1843 г. О Ромодановском ниже прим. 465. 83 Кроме Шушерина о происходившем в храме говорит сам Никон в 5 ответе Стрешневу. Сказав, что в храме говорил он не об одном удалении своем в обитель, но и о причине его, – о том, что данное в сем храме обещание не исполняется и на него гневаются без причины, Никон показывает и содержание письма, посланного с диаконом Иовом к Царю. «В нем же обреталося тогда написанное: и се вижу, на мя гнев твой умножен без правды, и того ради и соборов во св. Церквах лишаемы. Аз же пришелец есмь на земли. И се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего. И ты имаши пред Господом и Богом ответ дати. И разсмотрев Государь писание, паки возврати ко мне; зане не бысть ему на пользу». Никон говорил, что это было 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пятнадцатый век оставил одно важное свидетельство об ярусах иконостаса. В Софийском Временнике под 1482 годом записано: «Того же лета Владыка Ростовский Васиан дал сто рублев иконником, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне, писати Деисусы в новую церковь Святую Богородицу; иже и написаша чудно велми, и с праздники и с пророки» 26 . Отсюда видно, что в XV столетии иконостасы, кроме нижнего яруса, который еще не был приведен в порядок, имели еще три тябла: деисус, праздников и пророков. Это же подтверждается и другим летописным известием, относящимся к самому началу XVI столетия. Во второй Софийской летописи говорится, что в. кн. Иван Васильевич III в 1484 г. заложил новую каменную церковь Благовещения на своем дворе, вместо старой, разобранной по ветхости, а в 1489 г. она была освящена. При сыне его Василии Ивановиче III эта церковь была возобновлена. Описывая сие возобновление, летописец говорит, между прочим, следующее: «В лето 7016 (1508), Благоверный князь великий Василей Иванович всея Руси... повеле (в церкви Благовещения) иконы все церковныя украсити и обложити сребром и златом и бисером, Деисус, Праздники и Пророки» 27 . Несомненно, что этот иконостас Благовещенского собора был сооружен в конце XV века при постройке собора, а в начале XVI столетия его только украсили золотом и серебром. Он тоже состоял из трех, кроме местного, ярусов. Кроме того, в XV веке встречаются указания и на то, какие иконы находились в то время в иконостасе. Так, новгородский летописец в первой летописи сообщает: «В лето 6927 (1419 г.) бысть буря велиа, и туча и дождь умножен... и млънии и блистаниа и гром страшен бысть и в церкви у Святей Богородици, у городских ворот... двери райскии ополели и святыи Иоанн Предтеча и на святом Николе и на Василии знатбу сотвори, а церковь благодатию божиею съхранена бысть» 28 . В XVI веке все эти иконы помещались, как увидим дальше, в деисусном ярусе. Почему же не предположить, что они помещались там же и в XV столетии и что о деисусных иконах и идет речь в приведенном летописном отрывке. Таковы немногочисленные данные для истории многоярусных иконостасов в XV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Как убо есть полза еже снедати себе печальми суетными и скоропогибающими? Кое ти есть приобретение, еже благородие свое истощити в плотскых желаниихъ? Которых лет чаешь? Коего времени ожидаешь? Почто день от дни отлагаешь о своем исправлении? Человек еси, смерти чая и воскресения, и суда, и воздаяния или в покои или в муку. Отложи житейскаго обычая непользующая тя, приимися за благое житие; пишеть бо: слава и честь и мир всякому творящему благое ( Рим.2:10 ). Аще ли же ныне унываеши, и не тщишися исправити себе, и зарок от зарока даеши, и день от дни обещаваеши и сице провожаеши лета своя не спеха имея, но паче украдаем от противнаго, дóндеже и кончина приспеет, понеже без вести конец. Подвигнися добрым подвигом, да приимеши праведный венец от Господа Бога в живот вечный. Ни о чем же бо тако радоватися Богу, рече Григорие Богослов , елико о исправлении человеку и спасении, ты же прием сиа умножен плод покажи и паче всех елико можеши в смиренномудрии пребуди да гоньзнеши диавольских сетей, якоже великий Антоние видел есть, там от страстей очищься богатотворным смирением познаеши истину разумениа божественных писаний. И сподобит тя Господь Бог яже в душевную ползу поспевающаа, глаголемаа делна быти, и благородие твое сохранит и царствию небесному сподобит. Помоли же ся и о моем недостоинстве, яко да помилован буду молитвами Богородица и всех святых, аминь. XV. Двенадцатое послание м. Даниила 1653 Подобает ведети, о боголюбче и человеколюбче, яко по внешнему словеси и закону прочее и духовному научитися закону длъжно есть, и еже о благочестии показати поты, и труды, и чисто и целомудрено пожити житие, якоже и повелел ми еси о сем писати ми тебе. Темже, аще хощеши духовный закон благочестно о Христе восприяти, възлюби и храни во всем животе твоем благоговение, и въздержание и пощение: блюдите бо, рече Господь, да не отягчают сердца ваша объядением и пианьством ( Лк.21:34 ), и апостолу взывающу: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд ( Еф.5:18 ). Достоит же тщеславием и печалми житейскими не окраденем сущем быти иже целомудрено и чисто хотящим о Христе жити: любити же и лица бледность, и сухоту телесе, и в болезнех не изнемогати, и в немощех не оскорблятися, но вся благодаря Христа Бога терпети с тихостию, и кротостию и с смирением, и долу имети очи, и преклонену выю, и взор тих, и ступание кротко, и беседа душеполезна, и молитва беспрестанна, и прочитание не леностно божественных писаний, и рукоделие, и бдение мерно, и безпостелие, юнну сущу и здраву телеси, имети же и память смертнаа и худость ризнаа естественаго ради и удобнаго поползениа целомудрствующему, рекоша отцы, и отсецати же елика сила начаткы скверных и лукавых помысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Л. 146 (228 об. – 229) ...и до царского величества посылал ключаря, да весть о нашем отхождении... (...и царскому II величеству послали ключаря для извещения о нашем уезде...) – События, о которых пишет патриарх Никон Лигариду, находят подтверждение в документах «дела» Никона и в других сочинениях патриарха, где он подробно повествует об обстоятельствах оставления им патриаршей кафедры. По свидетельству очевидцев происходивших 10 июля событий, когда царь не пришел на службу в Успенский собор, в патриаршей Крестовой палате собрались архиереи в ожидании выхода патриарха Никона , но он не появился. Вместо этого Никон послал к ним своего ризничего дьякона Иова с приказанием, чтобы все шли в Успенский собор и служили всенощную – Гиббенет 1, 29 – 33. По принятии святых Тайн, как свидетельствовал сам Никон, у престола он написал письмо царю и отослал его тут же с дьяконом Иовом. Письмо не сохранилось, но в «Возражении» кратко изложено его содержание: «Яко и писание писах ко царскому величеству и посылах со диаконом нашим Иовом, в нем же обреталося тогда написаное: „Се, вижу на мя гнев твой умножен без правды и того ради и собор святых во святых церквах лишаеши. Аз же пришлец есмь на земли, и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего, и ты имаши ответ пред Господем Богом о всем дати“. И разсмотрив государь писанное, паки возврати ко мне, зане не бысть ему на ползю» – Никон 1982, 103 – 104. «Аще гонят вас из града, бежите во ин град»... («Егда вас будут обидети в том граде, и вы избегайте в другий»...) – Ср.: Мф. 10:23 . «Идеже не приемлют, ниже послушают вас... во сведетельство им и языком»... («А который не приимет вас и не послушает словес ваших... во свидетелство их»...) – Библейское высказывание передано в виде парафразы двух одинакового содержания фрагментов из Евангелий; ср.: Мф. 10: 14 ; Мк. 6:11 ; возможно, и Лк. 9:5 . Л. 146 об. (229) И прислал царское величество вельможу некоего в церковь с таковыми же укоризны, якоже и преже. (И царское величество послал в церковь некоторого велможнаго с теми ж позорными словами, как и преже того.) – К патриархуНикону был послан боярин князь Алексей Никитич Трубецкой (о нем см.: 1. Примечания. Л. 33). По другим источникам, Трубецкого сопровождал окольничий Родион Матвеевич Стрешнев (о нем см.: Примечания. Л. 181). Бояре от имени царя говорили Никону, что его никто не гонит и чтобы он не оставлял патриаршества – Гиббенет 1, 29 – 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот каким образам надобно верить и покланяться (при этом Никон указал на образ Спасов в иконостасе;) а я не иконоборец. И после того называли меня еретиком, новые-де книги завел. И все это делается ради моих грехов. Я вам предлагал многое поучение и свидетельства Вселенских патриархов, а вы в окаменении сердец своих, хотели меня камением побить; но Христос нас один раз кровию искупил, а меня вам камением побить, и мне никого кровию своею не избавить; и чем вам камением меня побить и еретиком называть, так лучше я вам от сего времени не буду патриарх». Истор. Росс. т. XI, стр. 295. Что Никон говорил будто бы: «если помыслю быть патриархом, то буду анафема», это в последствии показывал только один Питирим. А что жаловался, будто его называли иконоборцем и еретиком и хотели побить камнями, – это показал в последствии только ризничий патриарший Иов, сознаваясь притом, что не помнит хорошо, где и когда говорил это Никон, и церкви ли при отречении, или прежде и другом месте. Дело патриарха Никона Субб. стр. 20. 61 Вот содержание этого письма: «се вижу гнев твой на мя умножен без правды, и того ради и соборов во св. церквах лишаемы; аз же пришлец есмь на земли; и се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего, и ты имаши пред Господом Богом дати ответ. См. возр. на 5 вопр. Стрешнева. Известие о происходившем в соборе смутило государя; «точно сплю с открытыми глазами и все это вижу во сне», сказал государь, получив это известие. 63 Посланному с письмом к государю Никон приказал просить у государя для себя какой-нибудь уединенной кельи. 66 По всем монастырям посланы были доверенные лица для разведывания «кто что ведает про Никона, и где и с которого монастыря что либо движимых или недвижимых вещей взял, или золотые, или ефимки». 68 Теперь особенно монастырский приказ вступил в свою силу; бояре определяли на церковные должности именем царя без всяких сношений с патриархом. 69 Вот что между прочим писал Никон государю по поводу раскрытия его тайного архива: «слышим, яко сего ради сие бысть, да писание святыя десницы твоея не останется у нас, еже писал еси, жалуя нас – богомольца твоего, – любо почитая великим государем...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

IX. Тот же апостол говорит, сообразуясь с социальным строем своей эпохи, что слуги должны слушаться своих господ, из боязни и с трепетом в простоте своего сердца, как Христа, служа не напоказ, как те, которые хотят понравиться людям, а как слуги Христовы, исполняющие волю Божию всем сердцем, служа с доброю мыслью, как Господу Богу, а не людям, с сознанием того, что каждый получит от Бога вознаграждение за то, что доброго он совершил, будь он невольником или свободным человеком. А господа должны делать то же самое по отношению к людям, от них зависящим, отказываясь от угроз, сознавая, что их общий Господин находится на небесах и что у Него нет пристрастия (Еф.6:5—9). X. Уважение к родителям, если оно последовательно, приводит нас к тому, что мы уважаем и любим родные привычки, свой народ и свою Родину. Православная Церковь признает две самые большие ценности в жизни: первая небесная — это религия, другая земная — это любовь к Родине. Религия нас соединяет с Богом и вечностью, любовь к единоплеменникам соединяет семьи того же племени в народ. Человек рождается в обществе определенного народа, и потому национальность является ценностью, данной нам Провидением Божиим. Этот Божий дар должен облагораживаться, внутренне совершенствоваться и внешне умножаться единоличным и общим усилием членов народа, потому что национальность нам доверена как талант, который должен быть умножен. Национальность имеет уже, как дар Божий, свою большую ценность и обязывает каждого человека хранить ее. Так же как мы имеем нравственную обязанность почитать своих родителей, не стыдиться их и любить их независимо от их культурного уровня, точно так же каждый человек обязан причислять себя к своей национальности, любить свой народ и трудиться на его благо и в том случае, если он, в силу разных причин, стоит на более низкой ступени культуры. Сознательное отщепенство является большим нравственным проступком, потому что является отречением от отца и матери. Отщепенство является нарушением устоев, данных Провидением Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

М. Д. Р. Е. С. В. П. И. В. В. На втором: «Покрову в село Рупцово Сентября в 14 день». На третьем: «Божиею милостию повелением Великаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии и благословением отца ево Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии и по обещанию великие Государыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день». На четвертом: «Me fecit Amstærodami, anno 1641 Assuerus Koster». На поверхности двуглавый орел, с опущенными вниз крыльями, с коронама на головах и со всадником; между голов изображение креста; в когтях нет ни державы, ни скиптра. На пятом: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и по благословению Великого Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии и по обещанию Великие Государыни иноки Марфы Ивановны слит колокол к храму Покрова Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1627 Сентября в 14 день мастер Филип Григорьев». Обозревая историю этого храма, нельзя умолчать о ревностной деятельности священника его Ивана Максимова Воздвиженского, с 1820 по 1839 год; его старанием возобновлена в поддержана церковь эта; умножен приход, к которому присоединены домы в Сокольниках. На погосте, или так вазываемом монастыре, прежде было кладбище, усеянное надгробными памятниками, от него остался один камень, коего полуистертая надпись показывает 1642 год. В праздник Происхождения Честных Древ, из церкви совершается со времен Митрополита Платона, крестный ход для водосвятия на Яузу. В праздник Покрова Божия Матери и на Сырной неделе около церкви бывает народное гулянье. По рассказам Московских старожилов, санное катанье на маслянице в Покровском вошло в обычай со времен Императрицы Елисаветы Петровны. Тогда сбиралась вся Московская публика на длинной улице Покровке, простирающейся от Ильинских ворот до Покровского моста на Яузе, подле коего находится Покровский собор. Все жители Покровского села, в русских нарядных платьях, садились у ворот своих на лавках и скамейках, смотреть на катающихся и выказывать свои наряды. Экипажи тихо ехали в два ряда, одни в Покровское, другие обратно к городу. Катанье это было совершенно в русском народность духе; потому что и ныне, об маслянице, также катаются крестьяне по деревням и селам в пошевнях. Но в начале текущего столетия, вместо Покровского, стали уже ездить по Набережной близь Кремля, от Каменного до Устьенского моста. (4) Читать далее Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества/Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-./Год 3. - 1852. - 218 с., л. факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010