Обрадованный сим гласом Вседержителя, Святитель всю ту ночь провел в горячей молитве. Утром же созвал освященный собор и старейшин города, послал в Спасскую церковь за иконой Пречистой, как повелено было, сам оставшись на молитве в соборе Святой Софии – Премудрости Божией. Но прибегают из Спасской церкви и с ужасом рассказывают, что никакая сила не может снять запрестольную икону Владычицы с места, хотя она и небольшая. Смиренный Святитель «довольно о невежестве своем плака, яко не прииде сам по пречистую ону икону, и рассуди, яко не лепо бе Царице, Царя Христа рождшей, от посланных и меньших взятой быти», тот же час повелел звонить «во вся тяжкия» и сам с крестным ходом пошел молитвенно в Спасскую церковь . «Там, повергшись на землю пред чудною иконою и исповедав, елика сотворих в неведении, понеже честный образ с повелением, а не с молением повелел принести», умолял Владычицу неба и земли об избавлении города, о прощении грехов всем в нем живущим. Народ тысячами окружал малую Спасскую церковь, едва вмещавшую только духовный собор, и слезно молились Владычице, пока духовенство в церкви пело молебен. Когда же по шестой песни запели кондак: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное...», святая икона Богоматери вдруг сама собою заколебалась и подвиглась от своего места. Все, объятые и радостью, и страхом, пали ниц и, не имея сил продолжать пение канона, только взывали: «Господи, помилуй». Святитель в благоговейном трепете принял дивную Святыню на свои руки архиерейским омофором, облобызал ее и со всем народным собором с пением изнес на то место городской стены, где особенно сильно наступали враги. Уже стрелы вражеские «яко дождь умножен» сыпались в город. А Святитель неустрашимо обходил по стене, имея в руках своих праведных Саму Одигитрию христиан. И вдруг одна стрела вражеская угодила как раз в лик Богоматери под левый глаз. И о, дивное Знамение! «Честная Пресвятыя Богородицы икона, тотчас сама собою отвратив лице свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Святитель в трепетном благоговении начал утирать слезы из очей Богоматери своим облачением, говоря: «О чудо преславно! како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивое Знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадежным». И весь народ при виде этого со слезами умиления взывал: «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

(В связи с 550-летием прославления, 1422–1972) Славится Русская земля своими святыми угодниками, и среди них особое место занимает Преподобный Сергий, поднявший духовную жизнь Руси на новую высоту. Сохранилось много свидетельств святости Преподобного, величия его подвига, который был продолжен и умножен его учениками. Созданная им Свято-Троицкая Лавра явилась оплотом русского Православия, негасимой свечой во славу Живоначальной Троицы. Незримая связь между нашим небесным заступником и угодником и нами существует и по сей день и должна крепнуть, а его жизнь – служить нам примером духовного подвига и неугасающей деятельной любви к родной земле. Одним из наиболее ценных свидетельств жизни святого является Житие, написанное его учеником священноиноком Троицкой обители Епифанием. После кончины Преподобного Епифаний, прозванный Премудрым, собирает материалы о его жизни «запаса ради и памяти ради». Многие из записей были составлены на основе личного общения с Преподобным, кое-что Епифанию сообщили келейник Сергия и старцы, помнившие рождение и жизнь Преподобного в юности; таким образом, многие сведения Епифаний почерпнул из рассказов свидетелей-очевидцев, помнивших святого Сергия. На основе всех этих свидетельств, в том числе и личных наблюдений, Епифаний начинает писать «некия главизны» о жизни святого. Эти заметки, помещенные в «тетратех» и в «свитках», находились в беспорядке, так что «передняя» сведения были «назади», а «задняя – напереди». Хотя Епифаний Премудрый уже имел опыт написания жития – им было написано Житие Стефана Пермского 1 , в котором он преуспел в мудрости и «извитии словес»,– всё же огромный опыт не мог пересилить страха перед тем, что его слово будет не в силах передать духовного подвига его учителя и наставника Преподобного Сергия, достойно описать «тихое и чюдное и добродетельное житие его». Двадцать шесть лет собирал Епифаний материал для Жития Преподобного Сергия, «размышлял, како и коим образом начати писати». Только в 1417–1418 гг. он наконец завершает свою работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

376 Эти царские двери в царствования Михаила Феодоровича были заменены другими, который находятся в Успенском соборе до настоящего времени (вид их см. на фотографии И. Ф. Баршевского 1304). 377 Вероятно, северные двери иногда и носили наименование райских: «В лето 6927 (1419)... апреля 9, в неделю, по вечерни бысть бури велиа ветрянная и туча, и дождь умножен...и млении и блистаниа и гром страшен бысть и в церкви у Святей Богородици у городских ворот ...двери райския ополели» (П. С. Р. Л., III, 108). 379 Об изображениях на ризничьих дверях обе монастырских описи как 1601-го, так и 1621-го года) совсем не упоминают. 380 О местных иконах московского Успенского собора см. в статье С. А. Усова, К истории московского Успенского собора (Древности, Труды моск, археол. общ., т. X, М. 1885, стр. 84) и т. п. 381 Подробное описание этого образа см. в статье архим. Варлаама, Описан, историко-археол. древн. и редких вещей, наход. в Кирилло-белоз. монастыре, М. 1859, стр. 6–9. (Из Чтен. О. И. и Др. Росс. 1869, кн. В 1611 году при игумене Матфее для образа были сооружены новый оклад и киот (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 3–7, 8 об.–9; см. также приложения и выше прим. 370). Старый оклад (т. е., оклад, устроенный на средства новгородского архиепископа Пимена, – Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 59) был перенесен на копию с этого образа (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 9), снятую в 1611 году иконником Никитою белозерцем (Рукоп. Кир. мон. 93–693, л. 11 об,–12; см. также приложения). – О подновлении иконы в 1633 году иконным мастером Жуковым см. в Чт. О. и Др. Росс. 1884, I, Смесь, стр. 20–21, – В северно-русских иконостасах икона Одигитрии весьма часто входила в состава местного яруса, но ставилась по левую (северную) сторону царских врат и называлась, «межевратной». Только в конце XVII века преосв. Афанасий (архангельский) стал требовать, чтобы подле царских врат по правую сторону в начале поставлялся «образ Всемилостивого Спаса» и уже подле Спасителева образа храмовой образ (Сибирцев, Истор. сведения из церк. религ. быта г. Архангельска в XII в первой полов. XVIII в., стр. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Мужественный же Архиепископ Илия в это время под выстрелами неприятелей шел по валу со святыми Иконами в предшествии всего городского духовенства, обнося Чудотворную Икону Богоматери. Игумены, Иереи пели священные песни, а народ не надеясь на пощаду от ожесточенного врага, не видя ниоткуда помощи, только плакал и молился: «кождо видяще погибель свою» 49 . Было уже около шести часов дня когда неприятели «начали крепчае добывати града» 50 . Они теперь с ожесточением и яростью всею массою своего бесчисленного ополчения устремились на осажденных, готовясь до основания истребить стены града. Стрелы их сыпались в город «яко дождь умножен» 51 , так что люди не могли стоять даже за острогом 52 . В это самое время в порыве общей ярости, какой-то святотат Суздалец, «стреливши не разумне» 53 , застрелил даже самую Святую Икону Богоматери 54 и тем самым как бы уязвил самое небо. Тогда-то, по словам летописца, сотворилось чудо и решилась судьба не равного боя. «Честная, Пресвятыя Богородицы Икона, тотчас сама собою отвратив лице свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Святитель увидев, что из очей Богоматери текут слезы, стал утирать их своим фелонем говоря: «О чудо преславно! како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивное знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадеждным» 55 . Весь народ, видя такое чудо взывал со слезами: «Господи помилуй»! В это же самое мгновение какое-то затмение, какой-то неописанный страх внезапно напал на осаждающих, так что в смятении они не стали отличать своих от неприятелей. Тогда, замечают летописцы, «Господь Бог умилостивися на Нов-град молитвами Святыя Богородицы, пусти гнев свой на вся полки Русския, и покры их тма; якоже бысть при Моисеи, егда бо проведе Бог сквозе Чермное море жиды, а Фараона погрузи, тако и на сих нападе трепет и ужас, и паде на них аки пепел, и ослепоша вси» 56 . Новгородцы, заметив крайнее смятение и расстройство в неприятельских рядах, приняли это за явный знак Божия милосердия к себе и не замедлили воспользоваться. Посадник Якун взывал к Новгородской дружине о мщении святотатственным врагам. Другой посадник, воитель Смен, привлеченный быстрою народною молвою о сотворившемся чуде, пылко устремился с своею дружиною в тыл самого стана вражеского, оставив Софийскую сторону и Чудинские укрепления. В след за ним остальные Новгородские дружины также отбили городские ворота и тогда осажденные со всех сторон яростно бросились в кровавую сечу с неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Блаженыи же Архиепископ Иван слышав се от дьякона своего вста вскоре от места своего и поиде с всим святитель сбором и сиим народи миози виидоша в Церковь Господа нашего Спаса Иисуса Христа и прешед пред Икону Госпожа нашея пречистыя Богородица. и поклонив колене молитву творяще сице глаголаше. о Премилостивая Дево Госпоже Богородице Владычице. пресвятая. девице, пречистая. ты еси упование наше и надежда наша заступнице граду нащему. стена и покров и прибежище всем крестяном. на тебе бо надеемся мы грешнии. молися Госпоже сыну своему Богу нашему за град наш. не предаи же нас врагом нашим грех ради наших, но услыши Госпоже плачь людей своих приими молитву раб своих избави Госпоже град наш от всякаго зла и от супостат наших, се же ему изрекшу начаша пети канун молибон и по 6-й песни начинаху кондак сице пети: заступнице крестьяном непостыдная. и в то же время подвижеся икона сама народи же видевше с слезами зваху Господи помилуй. Архиепископ же приим своима рукама и дасть двема дьяконома и повеле нести ю пред собою. и сам поиде вслед с всим святым собором свершающе канун. народи же утешахуся в след идуще и несоша икону на острог идеже ныне монастырь святыя Богородица на десятине. а новгородци вси бяху за острогом неможаху противу стати. но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще. понеже бо Суздальци и улици разделиша свои городы. бывшю же часу 6-му начаша приступати ко городу вси полцы русскыя испустиша стрелы яко дождь умножен. Тогда же Икона Божиим промыслом обратися лицом на град, и виде Архиепископ слезы текуща от иконы и прият в фелонь свои. О великое страшное чюдо како се можаше быти от суха древа. не суть бо слезы но являет знамение своея милости. сим бо образом молится святая Богородица сыну своему и Богу нашему за град наш недати в поругание супротивным. тогда Господь Бог наш умилосердися на град наш молитвами святыя Богородица пусти гнев свои на вся полкы рускыя и покры их тма якоже бысть при моисеи. егда бо проведе Бог сквозе черньное море жиды а Фараона погрузи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Не отвечая на вопрос, Иисус, подчеркнув особое значение того, что Он намерен сказать (истинно, истинно говорю вам), говорит вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. На первый взгляд, упрёк несправедлив: из ст. 14–15 ясно, что народ если и не понял всего значения чуда, всё-таки понял, что чудо имело место, и увидел в Иисусе особую, исключительную Личность. Его смысл станет яснее, если мы вспомним близкую параллель в 4:15: самарянка хочет получить постоянный доступ к неиссякающему запасу воды живой, чтобы ей больше не приходилось извлекать воду из глубокого колодца. Точно так же люди испытывают радость при мысли о том, что нашли Чудотворца, способного приумножать и раздавать бесплатный хлеб, и готовы взамен предоставить Ему власть над собой и любые почести. Они не воспринимают духовного смысла чуда, не видят в раздаваемом хлебе знак хлеба небесного, хлеба вечной жизни. Чудо ( shme‹on) есть внешнее и символическое выражение истины Евангелия. Насытились — глагол ‘наедаться’ характерен для Марка (Мк 6:42 и 8:8), что дополнительно подтверждает знакомство Иоанна с текстом второго Евангелия. Старайтесь не о пище тленной — хлеб, хотя и чудесным образом умножен, остается лишь символом и предвозвещением другого хлеба. Обычная пища не может быть презираема, но её нельзя ценить слишком высоко. Глагол ‘стараться, зарабатывать’ иногда выступает в таком же значении и у апостола Павла, см. Рим 4:4–5. О пище, пребывающей в жизнь вечную — ‘пребывать, оставаться, дожидаться’, один из наиболее важных глаголов у Иоанна. В хлебе пребывает Сам Христос, поэтому он сообщает вечную жизнь верующему в Него. Которую даст вам Сын Человеческий — у синоптиков выражение Сын Человеческий чаще предполагает эсхатологический контекст, но в данном случае будущее время относится ко времени после прославления Иисуса (7:39), когда Его дары будут полностью открыты людям, ср. 4:14. Особо примечательно противопоставление слов старайтесь и даст — усилие со стороны человека необходимо, но вечная жизнь есть незаслуженный дар Сына Человеческого. Ибо на Нем положил печать Свою Отец — в 3:33 глагол sfrag…zein ‘запечатлеть’ означал действие верующего, который, принимая свидетельство Христа, запечатлел, что Бог истинен, а здесь сказано, что Бог Отец удостоверяет власть и истину Иисуса.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

о неприбавлении запрещение. И сие все крепко примечать, и при рассматривании свидетельств древних писателей, до чего сами Римляне нас доводят, помнить надобно. Но сии люди весьма неосновательны: Ибо для чего они о Папе, или о соборе оном великом именно объявить не могут? Ежели Папа, (коего у них нет ничего больше) и ежели великий собор оное учинили, то для чего же все безымянно? для какой причины место и время не известны? Темно по истинне сие оных лжесловцев воображение! Ахенского собора, который, может быть, им вреден был, или конечно не много бы пользовал, по крайней мере хотя одно имя осталося; а сего великого собора с Папою и имя не известно: или для чего они хотя древнего какого ни есть писателя (ибо они суть новейшие) имени не упоминают, от которого о том великом, хотя впрочем безымянном соборе уведомилися? вот настоящие сновидения! А сверьх сего помянутый Андрей и того гораздо дерзновеннее лжет в заседании 7. Флоренского, или Феррарского собора: ибо говорит, что символ в Римской церкви еще во времена Святого Максима пет был с прибавлением, и извинен им перед Греками. Но Лев III. и его таблицы заграждают уста Андреевы; и в Римской церькви тогда символ не пели, но читали, как свидетельствует оный же Лев в помянутом с Ахенскими посланниками споре. А Андрей думал, что все веки [в обрядах] сходны были между собою. Также и в рассуждении Св. Максима баснословит Родянин; ибо тогда не в прибавлении к символу обвиняемы; но в догмате Римляне Греками подозреваемы были, да и самое Максимово извинение есть с нашей же стороны, как уже мы видели. Но еще гораздо бессовестнее следующая бесстыдность: Мануйло Калека, да Иосифе Метонесской (см. у Зерникава трактат 2.) породою Греки, но переметчики к Римлянам и защитники догмата их, так же и Генебрард Римлянин утверждали, что будто еще Зосима Папа, в течении четвертого века, внес в символ слово: и Сына. Писателем же сего представляет Калека какого-то Скилиттена, Иосиф Георгия Аристина, а Генебрард Алексея Аристина. Но сия баснь в рассуждении продолженной доселе истории, так как роса перед солнцем исчезает. Ибо каким же образом уже в начале осьмого века о сей материи прение сделалося? Какая нужда была Святому Максиму извинять подозреваемых Римлян? По чему Ахенские посланники оный о догмате вопрос новым именуют? Для чего они сие прибавление учинить Папе советуя, не ссылаются на Зосиму, сего изобретателя? ежели так слеп был Лев III. что и о том не ведал, что сие прибавление учинено прежним его предшественником. Наконец: что за нужда была спорить о умножении символа; ежели он уже умножен за 400. до того лет? На что запрещение Льва III. на что таблицы его? Для чего прочие Римляне никаких иных сего происшествия свидетелей не представляют? Но двое Греков и один нынешний Римлянин только одного под разными именами. Впрочем пусть трудятся у потеют оные лжеписатели, только что б одних Львовых таблиц не изломали, однако же и сам Петавий Езуит в кн. 2. о Троице подтвердителей сего мнения изобличил во лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Развивая дихотомический взгляд на человека, преп. Никита Стифат следует за Немесием, Леонтием Византийским и св. Иоанном Дамаскиным . В известном тексте ап. Павла ( 1Фес.5:23 ): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» – св. Иринеем, св. Иоанном Златоустом и св. Иоанном Дамаскиным дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающей ее от природы иных существ, а как дар Духа Святого, как благодатная харизма 46 . Итак, состав человека – душа и тело. «Человек состоит всецело из двух природ, из души, я говорю, и тела. Одно ведь низкое у него, другое же возвышенное и божественное» (гл.32). Поэтому человеку дает Бог и две заповеди, для души и для тела: «Так как человек является двойным... Бог сотворил для него и двойное поручение. С одной стороны, Он увещевает его получать часть от лучшей и бессмертной пищи и не обращать никакого внимания на нужды тела, как и вочеловечившееся Слово побуждает: «Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), запечатлевая как бы первую заповедь Свою. С другой же стороны, Он охраняет его от описанного насаждения чувства, для того чтобы не был умножен в страдании тот, кто, отведав через него (чувство) удовольствий нынешней жизни, отпал через такого рода восприятие от божественного пира и вкушения» (гл.28). В новозаветной заповеди преп. Никита видит повторение заповеди, данной в раю, есть от всякого Древа, т.е. искать прежде Царства Божия. Новозаветный же аналог второй заповеди, не есть от Древа познания, усматривает в словах: «встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:31 ). В свою очередь душа представляется также двойной, состоящей из разумной и неразумной частей. «Вместе с Платоном св. Иоанн Дамаскин различает в человеке две души: разумную и неразумную, называя их, впрочем, не душами, а силами; но тут же он неразумную душу согласно с Аристотелем разделяет на ее функции – раздражительную и желательную " 47 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

На этот раз с патриархом служили: два митрополита – крутицкий Питирим и сербский Михаил 13 , архиепископ тверской и кашинский Иоасаф, пять архимандритов – чудовской Иосиф, Спаса-нового монастыря Иосиф, спасоандрониковский Дионисий, богоявленский из-за торгу Киприан, и хутынский из Новгорода Тихон; три игумена – знаменский Иосиф, златоустовский Мисаил и домового патриаршего новинского монастыря Боголеп; три протопопа – большого успенского собора Михаил, архангельского собора Кодрат и сретенского собора Андрей, три священника успенского собора – Киприан, Василий Федоров и Федор Терентьев, два соборных дьякона – Михаил и Петр, четыре подьякона – Петр Федоров новгородец, Иван Васильев, Матвей Кузмин и Иван Тверитин, причетчик Гаврилка Семенов. На клиросе пели патриаршие певчие дьяки и поддьяки 14 . Церковь была переполнена народом. Литургия отправлялась обычным порядком. Во время причащения патриарх целовал властей и служащих всех в уста 15 . По причащении патриарх, сев на стуле перед престолом, стал писать на столбце бумаги письмо 16 , которое сряду же и отправил к государю со своим ризничим иеродиаконом Иовом, хотя не участвовавшим в служении, но стоявшим тогда в алтаре в облачении. Письмо это до нас не дошло в подлинном виде, но содержание его передает сам Никон; он извещал в нем государя о своем удалении от патриаршества и в таких словах определял причины этого удаления: «Се вижу на мя гнев твой умножен без правды, и того ради и собор святых во святых церквах лишаеши. Аз же пришлец есмь на земли, и се ныне, поминая заповедь Божью, дая место гневу, отхожу от места и града сего. И ты имаши ответ пред Господом Богом о всем дати» 17 . Государь, просмотрев это письмо, отослал его назад с тем же иеродиаконом. Возвращение этого письма государем еще более смутило патриарха. Можно думать, что Никон, посылая это письмо, в котором повторял переданное им на словах князю Ромодановскому, думал тем самым если не вызвать государя на личные объяснения с собою по поводу заявленного им желанья оставить патриаршество, то по крайней мере узнать мнение государя на этот счет, узнать, что государь будет говорить по поводу оставления им патриаршего престола, будет ли просить его остаться на престоле или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Стрелы их сыпались в город, «яко дождь умножен», так что люди не могли стоять даже за острогом. В это время в порыве общей ярости какой-то святотат суздалец, «стреливши неразумие», застрелил даже самую святую икону Богоматери и тем самым как бы уязвил самое небо. Тогда-то, по словам летописца, сотворилось чудо и решилась судьба неравного боя. «Честная Пресвятыя Богородицы икона, тотчас, сама собою отвратив лице свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Святитель, увидев, что из очей Богоматери текут слезы, стал утирать их своим фелонем, говоря: «О, чудо преславно! Како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадежным». Весь народ, видя такое чудо, взывал со слезами: «Господи, помилуй»! В это же самое мгновение какое-то затмение, какой-то неописанный страх внезапно напал на осаждающих, так что в смятении они не стали отличать своих от неприятелей. Тогда, замечают летописцы, «Господь Бог умилостивися на Новгород молитвами Святыя Богородицы, пусти гнев свой на вся полки русския, и покры их тма; якоже бысть при Моисее, егда бо приведе Бог сквозе Чермное море жиды, а Фараона погрузи, тако и на сих нападе трепет и ужас, и паде на них аки пепел, и ослепоша вси». Новгородцы, заметив крайнее смятение и расстройство в неприятельских рядах, приняли это за явный знак Божия милосердия к себе и не замедлили воспользоваться. Посадник Якун взывал к Новгородской дружине о мщении святотатственным врагам. Другой посадник, воитель Смен, привлеченный быстрой народной молвой о совершившемся чуде, пылко устремился со своею дружиной в тыл самого стана вражеского, оставив Софийскую сторону и Чудинские укрепления. Вслед за ним остальные Новгородские дружины также отбили городские ворота, и тогда осажденные со всех сторон яростно бросились в кровавую сечу с неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010