Значительную роль в истории федосеевского согласия не только Вятской губ., но и всей России сыграла дер. Ст. Тушка, широко известная как центр «старой веры» с 1835 г. В кон. XIX в. Л. А. Гребнев завел там тайную старообрядческую типографию. Федосеевцы Тушки снисходительно относились к новоженам и не отлучали их от общины, принимали на исповедь без развода. Такая позиция стала причиной осложнения отношений между старотушкинской и московской общинами в кон. XIX - нач. XX в., в результате тушкинские федосеевцы покаялись и дали подписку во всем следовать московским отцам. Храм резекненской федосеевской общины. Фотография. 2000 г. Храм резекненской федосеевской общины. Фотография. 2000 г. Значительное число федосеевцев жило за пределами Российской империи. С 20-30-х гг. XIX в. старообрядцы начали переселяться из Польши на Мазурское поозёрье в Пруссию (совр. Сувальское воеводство Польши), чтобы избежать метрических записей и призыва на военную службу. В 1837 г. была построена первая моленная в дер. Свигнайне, а затем в дер. Войнове. В 40-х гг. часть старообрядцев покинула эти места, тем не менее в 1847-1867 гг. Войновский муж. федосеевский мон-рь, к-рому деятельную помощь оказывало московское Преображенское кладбище, играл очень важную роль в согласии. Строителем мон-ря был инок Павел Прусский , основавший в Польше старообрядческую типографию. Режица (совр. Резекне) и Режицкий у. были одним из главных центров федосеевщины в Латвии. В 1858 г. близ Режицы федосеевцам была отведена земля под кладбище, первый молитвенный дом возвели там в 1863 г., в 1869 г. моленная была закрыта, к нач. 80-х гг. XIX в. к режицкой общине принадлежали ок. 500 чел. После многочисленных ходатайств 28 июля 1898 г. было разрешено открытие кладбищенской Агеевской (по имени первого настоятеля) федосеевской моленной. Близ моленной в 1897 г. открыли богадельню, где тогда проживало 40 чел. В Режице в кон. XIX в. действовала также федосеевская Крутовская община. В 1896 г. в Режице числилось 947 федосеевцев, признающих брак, в уезде - 11413 федосеевцев-бракоборцев, 15618 федосеевцев без указания на их отношение к браку. В авг. 1882 г. в Режице был проведен большой собор, на к-ром присутствовали представители с Преображенского кладбища. Собор осудил федосеевцев петербургской Волковской моленной за то, что те принимали в свою общину без перекрещивания брачных поморцев. Московский собор 1883 г. подтвердил запрет режицких федосеевцев на общение с Волковской моленной. Большие общины федосеевцев существовали также в Двинском у. Храм Гребенщиковской федосеевской общины. Фотография. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Толгский. Икона. 10-е гг. XXI в. Васильевич Толгский (20.02.1886, погост Дорки (Архангельский) Бронницкого у. Московской губ. (ныне с. Загорново Раменского р-на Московской обл.) - 11.01.1938 (по др. данным, 27.08. 1937), близ г. Чимкента (ныне Шымкент) Южно-Казахстанской обл.), сщмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи потомственных священнослужителей, сын прот. Василия Григорьевича Толгского, настоятеля Михаило-Архангельской ц. на погосте Дорки. Н. получил домашнее образование, хорошо пел, играл на скрипке, был регентом лучшего в уезде Дорковского детского церковного хора, организованного его отцом. Позднее переехал с семьей в г. Бронницы. В 1897-1901 гг. учился в московском Донском ДУ, после чего был зачислен в МДС. В 1907 г. Н. окончил семинарию по 1-му разряду и поступил в МДА. В 1911 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Надгробные проповеди у важнейших представителей русского проповедничества XVIII-XIX веков». 24 нояб. 1911 г. он был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженской ц. с. Алтуфьева Московского у. В то же время служил законоучителем в земском народном уч-ще и 6-годичной уездной земской школе. 16 марта 1913 г. Н. был переведен священником в московскую ц. прп. Сергия в Пушкарях и, одновременно, назначен законоучителем церковноприходской школы. Позднее он также служил законоучителем в московской частной жен. гимназии Гейне (с 1916), в частном реальном уч-ще. Занимался организацией церковных хоров, участвовал в просветительской деятельности. В нач. 1922 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) возвел Н. в сан протоиерея и наградил митрой. Н. был назначен настоятелем ц. прп. Сергия в Пушкарях и благочинным 1-го отд-ния Сретенского сорока церквей. В том же году Н. арестован за преподавание Закона Божия, но через 2 недели он был освобожден. В 30-х гг. Н. лишили гражданских прав, его квартиру уплотнили. Тяжелые жизненные условия подорвали здоровье Н. 12 апр. 1935 г. его арестовали вместе с неск. прихожанами и поместили в Бутырскую тюрьму. По мнению следствия, «священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти». Н. был обвинен в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Виновным себя не признал. 31 мая 1935 г. особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 3 годам ссылки в Казахстан. Летом того же года Сергиевская ц. была закрыта и разрушена.

http://pravenc.ru/text/Толгская.html

Москва. Домовая церковь Екатерины при Ново-Екатерининской больнице. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:1833. Архитектор:Мальцев С.Ф., Молоткова А.В. (реставрация) Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, д. 15/29 Координаты: 55.768618, 37.611867 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Главный дом усадьбы Гагариных построен в 1786-90 гг., а в 1825-28 гг. перестроен для нужд устраиваемой здесь больницы. Церковь с выступающей во двор апсидой находилась в центре здания, во втором этаже. Освящена 20 августа 1833 г. Закрыта вскоре после революции, интерьер уничтожен. Екатерины, великомученицы, при Ново-Екатерининской больнице церковь (Страстной бульвар, дом 15). На пересечении Страстного бульвара и улицы Петровки высится массивное здание с двенадцатиколонным портиком в центре. Боковые части постройки расходятся от центра в северном и южном направлениях и занимают два квартала по бульвару. Когда-то москвичи знали этот дом как владение князей Гагариных, позднее – как Английский клуб, а после пожара 1812 г. и перестройки в 1828 г. городские власти разместили в нем Екатерининскую больницу и ряд клиник московского отделения Медико-хирургической академии. Больница стала называться с 1833 г. Ново-Екатерининской. Одним из архитекторов данного сооружения считается Матвей Федорович Казаков, выполнявший заказ князя Богдана Ивановича Гагарина. Все перестройки, выполненные в 1820-е гг., связаны с именем еще одного известного московского архитектора – Осипа Ивановича Бове. Церковь располагалась в центре здания, как и в других больничных постройках Москвы. Под отправление церковных треб был отведен овальный зал во втором этаже, алтарная часть была выделена апсидами, выступавшими во двор ансамбля. Ныне сохранился лишь один выступ – центральный. Об убранстве храма сведений нет. Посвящение святой великомученице Екатерине церковь получила в память о небесной покровительнице учредительницы больницы императрицы Екатерины II. Дата «1775 г.» на фронтоне означает год открытия больницы.

http://sobory.ru/article/?object=19627

Бухолово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы начали строить в 1898 г. из красного кирпича во владении графов де Местр. В 1901 г. архитектор Н.Д.Струков переработал проект храма, строительство продолжалось до 1918 года., когда освятили два из трех престолов. В годы лихолетья храм был закрыт и запущен. Неподалеку от церкви стоит кирпичная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, построенная по проекту 1889-1890 гг. тщанием крестьян села Бухолово и окрестных деревень. Она также находится в запустении. В 2000 г. при храме создана православная община. Каменная трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была начата строительством в 1898 г. во владении графов де Местр, проект перерабатывался в 1901 г. арх. Н.Д. Струковым. Строительство продолжалось до 1918 г. , были освящены два престола из трех - главный и Черниговской иконы Божией Матери (придел блгв. князя Александра Невского освящен не был). В 1930-х гг. церковь была закрыта, впоследствии заброшена. В 2000 г. образована церковная община. Основной объем - трехчастный, прямоугольный в плане храм с тремя апсидами. Центральная часть увенчана большим восьмигранным световым барабаном-восьмериком. Небольшим переходом-трапезной храм соединен с невысокой двухъярусной, с полуярусом, колокольней. Декоративная обработка фасадов эклектична, сочетая древнерусские и классицистические мотивы. Внутренние перекрытия кирпичные, сводчатые (парусные и коробовые своды, свод восьмигранника сомкнутый; переход осуществлен при помощи парусов. Внутренняя отделка отсутствует, следов росписей нет. В восьмиграннике - остатки штукатурных карнизов. Сведениями о статусе здания как объекта культурного наследия автор не располагает. Современный адрес: с/п Степаньковское, д.Бухолово. Кирилл Аминов 20 мая 2015 г. В 1625 г. Бухолово - пустошь во владении дворян Татищевых, потом деревня. В середине XIX в. Бухолово во владении графини Софьи Ивановны де Местр (1778-1851 гг.), или как писали в документах того времени - Мейстер. Софья Ивановна, урожденная Загряжская, вышла замуж за французского эмигранта (с 1800 г. в России), участника войны 1812 г. (был офицером русской армии), ученого, писателя (автора книг " Пленники Кавказа " и " Молодая сибирячка " , обе написаны в 1815 г.), художника - миниатюриста графа Ксавье де Местра (1763-1852).

http://sobory.ru/article/?object=09375

Верхняя Боевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1879 и 1891. Ссылки:   Адрес: Орловская обл., Сосковский р-н, Алпеевский с/с, с. Верхняя Боёвка Координаты: 52.77485, 35.53166 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Верхняя Боевка, Покрова Пресвятой Богородицы церковь Пятиглавый кирпичный храм с трапезной, в которой помещался Знаменский придел (1881), и колокольней (1894-1897). Закрыта не позже 1930-х гг. Основной храм и колокольня сломаны, осталась только трапезная, ныне пустующая. http://www.orel-eparhia.ru/ Село Верхняя Боевка расположено в 50 верстах от г. Орла и в 20 верстах от г. Кром. Село получило наименование «Боевка» от больших кулачных боев, происходивших здесь прежде и привлекавших к себе массу народа из отдаленных селений. Эти бои практикуются здесь и теперь на масленице. «Верхнею» или, как прежде в XVIII ст., «Вышнею», в отличие от другой «Нижней», Боевка называется по своему положению на возвышенной холмистой местности, изрезанной множеством логов и оврагов. Приходские деревни – Анахино и Алпево; в приходе 925 душ муж. пола и 968 душ жен. пола. О судьбе приходской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, упоминаемой в ведомости 1734 г., ничего неизвестно. Построенная прихожанами в 1754 г. другая деревянная церковь сгорела 27 мая 1874 г. В 1879-91 гг. приходским протоиереем и благочинным Василием Успенским и церковным старостою крестьянином Лукою Благодаревым построен каменный пятиглавый холодный храм того же наименования с придельным алтарем во имя Знамения Божией Матери; придел освящен в 1881 г., а главная часть – 1891 г. В 1894-97 гг. сооружена каменная колокольня. Средства на постройку церкви и колокольни были собраны от прихожан и пожертвованы самим строителем – протоиереем В. Успенским; 1000 руб. была пожертвована князем Платоном Алексеевичем Мещерским. Прихожанами особенно почитается икона Знамения Пресвятой Богородицы; на поклонение ей в 9-ю пятницу по Пасхе собираются богомольцы из других селений. К сожалению, древняя икона вместе с церковью сгорела в 1874 г. и в новом храме заменена новою.

http://sobory.ru/article/?object=14296

Выборг. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финляндского стрелкового полка. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь находилась в предместье Папула (ударение на втором слоге; название теперь неофициальное). Район Папула расположен к северу от железной дороги. Он вошел в черту города в 1868 г. Отдаленная часть Папулы, по меньшей мере, до конца 1930-х гг. сохраняла характер дачного поселка, а ближе к железной дороге, в восточной части района в конце XIX в. были построены тюрьма (действующая и в настоящее время) и казармы. Деревянная гарнизонная церковь Тихвинской иконы Божией Матери находилась на Папульской улице (ныне ул. Кривоносова, 9Б). Она была построена в 1905-1906 гг. по проекту архитектора Н.С. Петрова. В 1918 г., когда Выборг принадлежал независимой Финляндии, в казармах разместился полк Карельской гвардии, православная церковь за ненадобностью была закрыта. В здании разместился юношеский Христианский союз с кружками и секциями. Здание церкви погибло, видимо, в период финской и Великой Отечественной войн (1939-1944 гг.). Теперь на этом месте стоят новые жилые дома. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, А.А. Смирнов, О.К. Смирнова. Выборгские усадьбы XVIII - XIX веков. Алаборг, СПб, 2009, с. 80. Выборг. Архитектурный путеводитель. Петри Неувонен, Туула Пёюхья, Типани Мустонен. Выборг, " СН " . Отпечатано в типографии БЕЛЛ, СПб. 2008, с. 123-125. 20 декабря 1901 г. 7-й Финляндский стрелковый полк сформирован из половины 3-го Финляндского стрелкового полка. Полковой праздник 26 июня. Кроме епархиальной церкви, в городе имеются три военных церкви. Церковь 7-го Финляндского стрелкового полка названа в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Походная (при полку) церковь учреждена в 1902 году. Помещается церковь в собственном здании, находящемся рядом со станцией железной дороги, в лучшей части города, называемой " Папула " . Дело построения полковой церкви явилось совершенно неожиданным событием для полка. Первоначально, при сформировании 7-го Финляндского стрелкового полка, предполагалось устроить полковую церковь в одной из столовых батальона. Виновником же построения отдельного для полка церковного здания оказался прапорщик запаса А.Г. Александров. Поступив, по случаю мобилизации некоторых воинских частей в России для войны на Дальнем Востоке, на службу в 7-й Финляндский стрелковый полк в звании прапорщика запаса, А.Г. Александров на первых порах возымел в сердце своем намерение построить для полка на собственные средства полковую деревянную церковь вместимостью до 400 человек. План церкви был составлен и детально разработан частным архитектором Н.С. Петровым, который безвозмездно строил и саму церковь.

http://sobory.ru/article/?object=39768

Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г. из храма сл. Гончарной «взамен 2 серебряных риз с ико » было изъято 18 ф. 33 зол. серебра. Как отмечалось в протоколе уездной комиссии по изъятию ценностей, «в описи указаны 2 иконы в серебряных ризах, но по заключению мастера, а также после осмотра комиссией, ризы оказались посеребренными, металлическими, из церкви изъято 4,5 ф. серебряного разного лома. В 1924 г. в Суджанском волисполкоме Льговского уезда перерегистрировано религиозное общество Христорождественской церкви сл. Гончарной. В 20-30-х гг. прошлого столетия церковь была действующей. 24-25 июня 1940 г. по решению Суджанского райисполкома был расторгнут договор с общиной верующих, и церковь была закрыта. 2 сентября 1940 г. было принято решение облисполкома «О закрытии церкви в сл. Гончаровка Суджанского района» как бездействующей с 1939 г. Здание передавалось исполкому «для использования по его усмотрению как госфондовое имущество». Богослужения возобновились в годы Великой Отечественной войны. В мае 1944 г. (упоминаются и другие даты – 13 октября 1944 г., август 1944 г.) было зарегистрировано религиозное объединение «Христорождественская православная церковь сл. Гончаровка» с общим количеством верующих – 700 человек. В 1945 г. церковной общине по договору с райисполкомом была передана церковная сторожка, в которой прежде размешалась школа. По состоянию на 14 января 1948 г. Христорождественская церковь сл. Гончаровка включена в «Список памятников архитектуры, состоящий на спецучете Управления по делам Архитектуры при СМ РСФСР». В 1949 г. храм был снят с учёта как памятник архитектуры. В 1951 г. большая часть здания была занята под склад Заготзерно. В 1960-х гг. рассматривался вопрос об объединении приходов церквей сл. Гончаровки, с. Замостье и г. Суджи, однако окончательно он так и не был решён. Христорождественская церковь сл. Гончаровки внесена в список церквей, закрытие которых намечалось в 1963 г. В период с 1969 по 1970 гг. церковь была в списке действующих. В 1975 г. церковь была включена в список недействующих храмов. В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. зарегистрирован Устав религиозного объединения – православный приход Христорождественского храма Курско-Белгородской епархии РПЦ (Московский патриархат) в сл. Гончаровка (2 января 1992 г. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. зарегистрирована религиозная организация – Христорождественский приход Русской Православной церкви (Московский патриархат) в сл. Гончаровка (7 декабря 1999г. 176р). Постановлением губернатором Курской области от 30.10.1998 г. 566 ансамбль церкви Рождества Христова в составе здания самой церкви, здания церковно-приходской школы, дома священника и ограды с воротами поставлен на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=18126

Со временем деревня Мягкое стала селом. Хотя время постройки первого храма в Мягком неизвестно, но освящение его во имя Успения Пречистой Богородицы явно дано в память о монастыре. В 1892 году, взамен деревянного, начали строить новый каменный трёх престольный храм, который был освящён в 1907-1908 гг. Южный придел - вмц. Параскевы; северный - Даниила Московского. В храме служил протоиреем Сергий Аманов, причисленный РПЦ МП 12 марта 2002 года к лику святых. В 1920-ые гг. храм попал в руки обновленцев и был закрыт в 1933 году. Вскоре была разобрана на кирпич колокольня, а обезглавленный храм использовался как склад зерна. В 1994 г. в селе была зарегистрирована православная община, началось медленное восстановление храма. В 320 м к юго-востоку от храма находится Святой источник. По преданию, здесь был обретён образ вмц. Параскевы. В 1917 году на источнике стояла Пятницкая часовня, а сам чтимый образ находился в храме. С 2005 года в приходе возобновлено почитание иконы вмц. Параскевы: благочестивым прихожанином была пожертвована храму икона взамен утраченной. Возобновлены крестные ходы на источник. Здесь поставили поклонный крест и начали восстанавливать часовню, но из-за недостатка финансирования строительство её было заморожено. Возведённые стены часовни постепенно разрушаются, хотя сам Пятницкий источник посещается местным населением. Существующая кирпичная церковь Успения Пресвятой Богородицы была заложена в 1892 г. вместо прежней деревянной, основание коротой неизвестно. 15 сентября 1902 г. были освящены главный Успенский престол и южный придельный во имя свмц.Параскевы Пятницы. 22 сентыбря 1908 г. освящается северный придельный престол св.князя Даниила Московского. В 1920-х гг. храм был захвачен обновленцами. В 1933 церковь была окончательно закрыта. Ее настоятель, протоиерей Сергий Иванович Аманов, был арестован 20 ноября 1937 г. и расстрелян 10 февраля 1938 г. в Туле. Некоторое время б.храм использовался под склад, затем заброшен. Бвли утрачены верхние ярусы колокольни, глава храма, иконостасы. В 1994 г. церковь была возвращена верующим и возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=16841

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010