В 1921 г. в К. жили свыше 12 тыс. армян. В 20-х гг. XX в. армянское духовенство подверглось репрессиям. В 1923 г. был закрыт главный духовный центр крымских армян - мон-рь Сурб-Хач, в кон. 20-х гг. упразднен мон-рь св. Илии в с. Бахчи-Эли (ныне Богатое Белогорского р-на). Последней в 1937 г. была закрыта арм. часовня на кладбище в Симферополе. В 1944 г. из К. как «немецкие пособники» были депортированы болгары, греки и армяне. В 50-70-х гг. разрушены 3 армянские церкви: базилика в бывш. с. Орталан (ныне Земляничное), 2 церкви XVIII в. в Симферополе - армяно-католическая и григорианская. Церковная и национально-культурная жизнь арм. общины полуострова возобновилась в 1990-1991 гг. В 1991 г. зарегистрирована 1-я в К. община ААЦ в Ялте, получившая в 1993 г. историческое здание храма св. Рипсимии. В 1993 г. поставлена на учет община в Феодосии, получившая в том же году бывш. храм во имя архангелов Михаила и Гавриила. В 1998 г. в Феодосии были возвращены верующим собор бывшего армянского мон-ря Сурб-Геворг и ц. Сурб-Саргис. В 1995 г. зарегистрирован приход ААЦ в Симферополе. В 1997 г. в Симферополе на армянском кладбище построена ц. Сурб-Акоб. В 2000 г. зарегистрирована община Сурб-Хач в Ст. Крыму, получившая в 2002 г. ансамбль мон-ря Сурб-Хач. В 2001 г. зарегистрирована община в Севастополе. В 2002 г. верующим вернули Архангельский храм в Керчи. Из недействующих или переданных др. общинам арм. святынь К. известны мон-рь в пос. Орджоникидзе Феодосийского горсовета, храм Христа Спасителя в с. Богатом Белогорского р-на, храмы Сурб-Саргис и Сурб-Урбат в с. Тополёвка Белогорского р-на, сохранились также руины арм. мон-ря св. Фоки на мысе Ай-Фока близ Судака, остатки пещерной церкви близ с. Курского Белогорского р-на, храм 12 апостолов в генуэзской крепости в Судаке, руины ц. св. Григория в Керчи, полуразрушенный храм в с. Солнечном, руины мон-ря св. Стефана близ с. Первомайского Кировского р-на. Протестантские церкви, деноминации и секты Первые нем. колонии появились в К. в 1804-1805 гг.: в Симферопольском у.- Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского р-на), в Феодосийском у.- Судак Немецкий, Гейльбурн (ныне территории с. Приветного Кировского р-на), Герценберг (ныне с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (ныне с. Золотое Поле Кировского р-на). В 1811 г. была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского р-на). В 1824 г. в них проживали 1630 чел. Немцы селились также в Симферополе, Феодосии и др. городах, где занимались ремесленным производством и торговлей. К 1860 г. на полуострове было не менее 40 нем. населенных пунктов. В 60-70-х гг. XIX в. правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, к-рые покинули крымские татары в 1856-1862 гг. К 1917 г. на Крымском п-ове были известны следующие нем. волости: Эйгенфельдская Перекопского у., Кронентальская, Нейзацкая Симферопольского у. и Цюрихтальская Феодосийского у.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Никольская церковь. 1754 г. Фотография. 2009 г. Никольская церковь. 1754 г. Фотография. 2009 г. Прмц. Анна Корнеева (1880-1938) род. в 1880 г. в дер. Щербинино Коломенского у. Московской губ., в 1895 (?) г. поступила в Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь Ярославской губ., в 1910 г.- в М. Р. м., 12 дек. 1915 г. официально зачислена в обитель послушницей. Вероятно, в 1918 г. покинула Решму и вернулась на родину, чтобы ухаживать за престарелыми родителями. В 20-30-х гг. XX в. состояла членом церковного совета Покровской ц. в с. Чиркино Малинского р-на Московской обл. 27 янв. 1938 г. был арестован настоятель церкви прот. Иоанн Покровский (род. в 1874), 12 февр. 1938 г. арестована и Анна. 21 февр. Тройка УНКВД по Московской обл. приговорила их к расстрелу. 26 февр. 1938 г. прот. Иоанн и послушница Анна были расстреляны на Бутовском полигоне. 26 дек. 2001 г. послушница Анна Корнеева была причислена к лику святых, почитается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. По воспоминаниям старожилов, недостроенный Казанский храм и Троицкий собор М. Р. м. были разобраны во время Великой Отечественной войны на щебень, к-рый был использован для устройства военного аэродрома рядом с дер. Салтаниха Кинешемского р-на. По-видимому, тогда же была разобрана и ограда с башнями. С 1930 г. в бывш. сестринском корпусе разместилась школа крестьянской молодежи, в 1937 г. преобразованная в среднюю школу. В др. корпусе с 1928 г. размещались сельсовет и др. учреждения. В сер. 70-х гг. XX в. на территории М. Р. м. было построено 2-этажное здание школы (открылась в 1978). В 1932 г. была закрыта Христорождественская ц. в Решме, состоящая из летнего Христорождественского храма и зимнего Смоленского. В 1936 г. в распоряжение Решемской машинно-тракторной станции (МТС) передали здания обоих решемских храмов (Смоленскую ц. вскоре разобрали на щебень). В 1939-1940 гг. были закрыты и переданы в ведение МТС Воскресенский и Никольский храмы в с. Нагорном. В нач. 50-х гг. в связи с предстоящим подъемом уровня Волги из-за строительства у г. Городца Горьковской ГЭС древняя слобода Решма фактически исчезла. Дома жителей были перенесены в с. Нагорное. В нач. 50-х гг. Решма и Нагорное стали единым населенным пунктом, получившим название с. Решма. После упразднения в кон. 50-х гг. Решемской МТС здания храмов использовались совхозом «Решемский». В 60-70-х гг. XX в. в Воскресенской ц. хранили минеральные удобрения, в Никольской ц.- семенной картофель. В кон. 50-х гг. была разрушена шатровая колокольня Воскресенской ц. 23 апр. 1964 г. произошло обрушение колокольни, в мае-июне того же года разобрали ц. Рождества Христова, чтобы замостить полученной щебенкой подъезд к ферме в с. Пеньки. От ансамбля приходских храмов остались только руинированные Воскресенская и Никольская церкви бывш. с. Нагорное. Из собственно монастырских построек сохранилось неск. хозяйственных зданий.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Строительные особенности большинства сооружений З. м. отличаются самобытностью, но в целом восходят к новгородской традиции XVI-XVII вв. Основания сооружений выкладывались из валунов диаметром до 1,5-2 м, особенно по углам. Как строительный материал использовался большемерный кирпич на известковом растворе, в кладке чередуются тычки и ложки в одном ряду. По сдержанному характеру изразцового убранства ансамбль З. м. близок к новгородским храмам 80-х гг. XVII в. Массивная кирпичная ограда «в 2 аршина толщиною» (80-е гг. XVII в.) включала надвратную Иоанно-Богословскую ц. В плане она представляет собой четырехугольник с переломом в зап. стене (у св. ворот) и со срезанным юго-зап. углом. Длина стены более 480 м, высота 5,7 м, толщина 1,4 м, была покрыта тесом. Ограда разбита лопатками шириной немногим более 1 м, расположенными через 5-6 м, завершена карнизом простого рисунка. Из 3 ворот мон-ря только северные сохранились близкими к первоначальному виду. Они состоят из широкого въездного проема и калитки (закрыта кирпичной пристройкой), по оси ворот возвышается декоративная главка на барабане. Юж. клейный корпус. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2008 г. Юж. клейный корпус. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2008 г. Следующий этап строительных и ремонтных работ в мон-ре наступил только в кон. 10-х гг. XIX в., в основном проходил с 1824 г., при архим. Кирилле. В 1818-1819 гг. с.-петербургские мастера с Охты, резчик М. Волков и золотильщик И. Ярославцев, выполнили соборный 4-ярусный иконостас, состоявший из местного, деисусного, праздничного и праотеческого (уничтожен в советское время) рядов. В 20-х гг. XIX в. осмотром зданий, сметами и проектами занимался приглашенный в Зеленец архит. Александро-Невской лавры В. П. Петров, предоставивший проект необходимых переделок к янв. 1824 г. Собор был укреплен контрфорсами. В процессе ремонта первоначальное пощипцовое покрытие заменили 4-скатной железной кровлей, появились «барочная» форма луковичных глав собора с «перехватами» и новые кресты, изменили завершение Благовещенской ц. Окна собора приобрели полуциркульные очертания и частично лишились наличников из фигурного кирпича. «Чугунный плитный пол» собора не сохранился. Были расписаны внутренние стены собора и купола Благовещенской ц., отремонтированы келейные корпуса. Шатровое завершение колокольни заменили куполом со «шпицем», тесовые кровли на корпусах и ограде - покрытием из листового железа. До 1827 г. все предусмотренные архитектором работы были выполнены. Между 1827 и 1834 гг. появились угловые башни ограды в классицистических формах, завершенные шлемовидными куполами со шпилями (частично воссозданы). В 1831 г. на месте разобранной надвратной церкви построили классицистический 2-этажный настоятельский корпус (разобран в 1998 в связи с аварийным состоянием), хозяйственные юж. ворота украсили ионическими колоннами и росписями иером. Автонома, сделав их въездными св. воротами.

http://pravenc.ru/text/199709.html

В 1767 г. 12 марта преосвященный Варфоломей благословил вместо ветхих двух деревянных церквей, построить каменный храм во имя Рождества Христова с приделом в честь святаго Пророка Илии. В 1872 г. упоминается три престола: в холодном храме в честь Рождества Христова, в теплом в честь Смоленской Иконы Пресвятой Богородицы и во имя святого Пророка Илии. На 1912 г. храм упоминается как Ильинская церковь с приделами. В архивных документах путаница, храм благословили освятить в честь Рождества Христова, а по факту главный придел в честь Илии пророка и придел в честь великомученика Пантелеимона. Документов о том, когда и почему так произошло, не обнаружено. В 1930-х гг. закрыта, в середине 1940-х  возвращена верующим, в 1963 г. вновь закрыта. Снова открыта в начале 1990-х гг. и до настоящего времени действует. В 20 веке главный придел храма освящен в честь  пророка Божия Илии (ныне недействующий), левый - иконы Божией Матери Смоленской, правый - великомученика и страстотерпца Пантелеимона целителя. 24.06.2017 придел в честь Смоленской иконы Божией Матери переосвящен в честь чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть». В храме хранится чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть», принесена в 1863 году. Ныне ежегодно в день памяти совершается Крестный ход. Зодчие из Устюга Никита Горынцев и его сын Данила с артелью каменщиков с 1767 по 1774 гг. работают в селе Юрьево. Выстроенный ими здесь храм Илии Пророка органично вписался в окружающий ландшафт. Стройная вертикаль колокольни видна издали; она словно парит над простором реки Моломы, с берега которой раскрывается множество видовых перспектив. Монументальность и величественность этого храма подчёркнута уходящим почти от самой подошвы церкви обрывом. Храм, состоящий из трёх разновременных частей, принадлежит к трапезному типу, когда по одной оси строили собственно храм, трапезную и колокольню. Даже не зная о более позднем времени сооружения колокольни и перестройке трапезы, без труда можно определить старую часть здания, возведённую этими двумя архитекторами.

http://sobory.ru/article/?object=02719

В первые годы после окончания второй мировой войны положение правосл. общины в Литовской ССР было относительно благополучным. В то время когда в республике была закрыта большая часть костелов и все католич. мон-ри, правосл. храмы и мон-ри (Свято-Духов и Марие-Магдалинский в Вильнюсе) продолжали действовать. На литов. язык были переведены правосл. литургические тексты. Важнейшим событием в жизни В. е. стало возвращение в Вильнюс 26 июля 1946 г. мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, увезенных в Москву летом 1915 г. В 1946-1948 гг. правосл. приходы прошли гос. регистрацию, права юридических лиц получили 44 общины. В 1946 г. в клире епархии состояли 76 священнослужителей. До 1949 г. на средства, поступавшие из Патриархии, было отремонтировано более 20 храмов, в т. ч. пострадавший от бомбежки монастырский храм Св. Духа. Патриархия выделяла также средства на зарплаты священнослужителям и пенсии сиротам из семей духовных лиц, в частности, в 1955 г. 21 из 41 прихода епархии получил различного рода помощь из Москвы. Общегос. политика наступления на правосл. Церковь начала особо сказываться на правосл. общинах Литвы в нач. 50-х гг. В 1953 г. Совет министров Литовской ССР распорядился не отпускать правосл. общинам стройматериалы из гос. фондов. В 50-х гг. литов. правительство неоднократно обращалось в Москву с ходатайством о закрытии Свято-Духова мон-ря. Епархиальный клир не пополнялся - священнослужителям, приезжавшим из Белоруссии и с Украины, чинились непреодолимые препятствия для прописки в Литве. К 1961 г. число клириков епархии сократилось в сравнении с послевоенным более чем в 2 раза и составляло 36 священнослужителей (из них 6 диаконов). В 1965 г. 15 приходов из 44 не имели своих священников. Летом 1962 г. последовало распоряжение о запрете получения епархией материальной помощи из Патриархии. В 1946-1965 гг. в епархии закрыли ок. 30 храмов, сняли с регистрации Марие-Магдалинский мон-рь. Под негласным запретом было совершение таинств Крещения и Браковенчания, исполнение др. церковных треб. В 70-х гг. в В. е. насчитывалось ок. 30 священнослужителей, число прихожан составляло чуть более 12 тыс. чел. Естественные миграционные процессы - переселение жителей деревень в города - привели к тому, что в большинстве сельских храмов прихожан не осталось. В 70-80-х гг. церковная жизнь была относительно активной только в крупных городах: Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляе, а также в приграничных с Калининградской обл. населенных пунктах Кибартай и Тяльшяй, в храмы к-рых приезжали верующие из соседней области РСФСР, где в то время не было ни одной правосл. церкви. В 1988 г. в епархии действовала 41 церковь. В. е. в 1989-2003 гг.

http://pravenc.ru/text/158622.html

Здехово. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1821 и 1825. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Щелковский район, село Здехово. Координаты: 56.002386, 38.159337 Проезд:Проезд из Москвы: 1.От ст м. " Щёлковская " авт. 335 до ост. " Литвиново " , далее пешком. 2.С Ярославского вокзала электропоездом до ст. " Щёлково " далее авт. 35,37 до ост. " Литвиново " , далее пешком. 3.С Ярославского вокзала электропоездом до ст. " Воронок " далее авт. 20 до ост. " Литвиново " , далее пешком. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью До 1699 года в деревне Здехово была деревянная церковь. В 1699 году по инициативе стольника А.Я. Дашкова построена каменная церковь и отдельно от неё колокольня. В 1825 году по прошению бригадира Н.И. Муханова построена трапезная, объединяющая храм и колокольню. Храм имел один придел освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в 30-х годах ХХ века, использовалась как склад киноплёнки, и была возвращёна Русской Православной Церкви в 1992 году. Храм находится в стадии восстановления. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. В храме имеется чтимая икона Божией Матери " Взыскание погибших " . Недалеко от церкви находится целебный источник. Каменная церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1699-1700 гг. на средства вотчинников, стольника Андрея Яковлевича и его сына, Ивана Андреевича, Дашковых. Храм типа " восьмерик на четверике " был выстроен в стиле московскього барокко. В 1821-1825 гг., согласно прошению бригадира Н.И. Муханова, церковь была реконструирована в стиле ампир: восьмерик переделан в ротонду, изменен внешний декор. Тогда же выстроены трапезная с теплым приделом прп.  Сергия Радонежского и трехъярусная колокольня. Некоторые переделки происходили и в конце XIX- начале ХХ вв., в частности, изменено завершение колокольни. Церков была закрыта в 1941 г. и превращена в склад. Было утрачено внутреннее убранство, за исключением остатков настенной росписи XIX в. В 1992 г. храм был возвращен верующим и к 1995 г. восстановлен. С 1997 г. церковь носит статус Патриаршего подворья и приписана к церкви Троицы в Свиблове (Москва). Чтимой иконой храма является образ Божией Матери " Взыскание погибших " . При церкви зарегистроровано православное Свято-Никольское сестричество для попечения о престарелых, инвалидах, одиноких и нуждающихся людях. Недалеко от храма расположен святой источник. В настоящее время церковь реставрируется, причем старейшая часть - " собственно храм " восстанавливается в первоначальных формах (вместо ротонды воссоздается изначальный восьмерик).

http://sobory.ru/article/?object=18155

В авг. 1940 г. Литва стала частью СССР. Митр. Елевферий управлял Литовской и Виленской епархией РПЦ до своей кончины 31 дек. 1940 г. Затем полномочным представителем Московской Патриархии в Прибалтике стал Дмитровский архиеп. Сергий (Воскресенский) , 24 февр. 1941 г. назначенный митрополитом Литовским и Виленским, экзархом Латвии и Эстонии. Во время нем. оккупации Литвы в ходе второй мировой войны экзарх Прибалтики не прерывал связь с Москвой. В 1942 г. митр. Сергий (Воскресенский) рукоположил во епископа Ковенского архим. Даниила (Юзвьюка) , бывш. секретаря митр. Елевферия. После убийства митр. Сергия 29 апр. 1944 г. в должность временно управляющего Литовской и Виленской епархией и заместителя экзарха Прибалтики вступил в сане архиепископа Даниил (Юзвьюк), к-рый исполнял эти обязанности до вступления в Литву Советской Армии летом 1944 г. Духовные учебные заведения В 1915 г. Литовская семинария эвакуировалась из Вильны в Рязань, где прошел учебный 1916/17 год, занятия возобновились в 1921 г. в Вильно. В 1923 г. Литовская ДС перешла в юрисдикцию Польской автокефальной Церкви. В кон. 1939 г. ДС вернулась в юрисдикцию РПЦ с названием «Вильнюсская». При митр. Сергии (Воскресенском) в Вильнюсе на базе ДС действовали пастырско-богословские курсы для подготовки священнослужителей, к-рыми руководил протопр. Василий Виноградов ; курсы окончили 27 чел., выпуск состоялся 27 апр. 1944 г. В 1944 г. семинария была закрыта, в 1946 г.- возобновлена, в авг. 1947 г. под давлением властей вновь закрыта, ученики были переведены в семинарию в Жировицах. Правосл. духовенство независимой Литвы в 20-х гг. неоднократно обращалось к правительству с просьбой открыть в Каунасе правосл. духовную школу. В кон. 1929 г. Мин-во просвещения выделило 30 тыс. литов на организацию 2-годичных богословских курсов. Занятия вели архиеп. Елевферий, преподаватели парижского Свято-Сергиевского богословского ин-та и руководитель хора каунасского кафедрального Благовещенского собора. На курсах был 1 выпуск, их окончили 8 чел. В 1936 г. действовали 2-недельные епархиальные курсы псаломщиков. В. е. в 1945-1989 гг.

http://pravenc.ru/text/158622.html

17 июня 1917 г. титул В. был изменен на Петроградский и Гдовский. В. стал первоприсутствующим Петроградской конторы Синода, открытой 26 июля ввиду предстоящего Поместного Собора (закрыта постановлением Высшего Церковного Управления от 6 апр. (24 марта) 1918). В. был возведен в сан митрополита постановлением Синода от 13 авг. 1917 г. (утверждено Временным правительством 14 авг.). 15 авг. участвовал в открытии Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. в Москве. Как член Собора занимал митрополичьи покои в кремлевском Чудовом мон-ре , находился в Кремле во время обстрела его отрядами, действовавшими на стороне большевиков (28 окт.- 3 нояб. 1917). Узнав об убиении в Царском Селе прот. сщмч. Иоанна Кочурова , В. принял участие в материальном обеспечении семьи священномученика. 21 нояб. В. участвовал в интронизации Патриарха св. Тихона (Белавина) . После опубликования 31 дек. 1917 г. проекта декрета по вопросам отделения Церкви от гос-ва В. 10 янв. следующего года обратился с письмом в СНК, в к-ром говорилось: «Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу... Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния» (ПрибЦВед. 1918. 1. С. 25). Офиц. ответа не последовало, но В. И. Ленин, ознакомившись с письмом В., наложил резолюцию, в к-рой призывал коллегию при Комиссариате юстиции поспешить с разработкой декрета об отделении Церкви от гос-ва. Сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский. Фотография. 10-е гг. XX в. Сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский. Фотография. 10-е гг. XX в. В 1-й пол. янв. в Петрограде началась ликвидация дворцовых и нек-рых домовых церквей, 3 янв. была закрыта Синодальная типография. 11 янв. собрание духовенства Петроградской епархии под председательством В. заявило о своем протесте против действий властей. 13 янв. Комиссариат гос. призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Александро-Невской лавры. 14 янв. собрание духовенства и прихожан вынесло резолюцию о недопущении «отобрания имущества у монастырей и храмов», а на собрании 16 янв. в присутствии В. было решено под данной резолюцией собрать подписи по городским храмам и послать ее властям. 19 янв. произошло столкновение между прибывшими в лавру красноармейцами и собравшимся народом, во время к-рого был смертельно ранен сщмч. прот. Петр Скипетров . 20 янв. В. отдал распоряжение о совершении на следующий день общегородского крестного хода к лавре в защиту Церкви. Во время этого грандиозного крестного хода митрополит дважды обращался со словом о гонениях на Церковь.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Благовещенская ц. Фотография. 2013 г. Благовещенская ц. Фотография. 2013 г. В 1936 г. собор и надвратная колокольня были разобраны. Перед разрушением сотрудники Киевской областной инспекции охраны памятников сфотографировали интерьер собора. Сохранившиеся фотографии являются наиболее надежным источником, позволяющим реконструировать внутренний вид собора. Уцелевшие здания торговых рядов, примыкавшие к колокольне, были переоборудованы в учебные и административные помещения. Над ними были надстроены 2 этажа и возведен 6-колонный портик, выходящий на Контрактовую пл. В 1963 г. был построен 4-этажный учебный корпус, частично покрывающий фундамент Богоявленского собора. Церковь Св. Духа. Фотография. 2013 г. Церковь Св. Духа. Фотография. 2013 г. Теплый храм в честь Сошествия Св. Духа с приделом арх. Михаила был возведен в 1812-1826 гг. по проекту Меленского при здании трапезной. Свято-Духовской храм находился на месте предыдущего трапезного Борисоглебского храма, построенного в 30-х гг. XVII в. на средства свт. Петра (Могилы). В 1831 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) в Свято-Духовской ц. были выполнены росписи, в 1863-1864 гг. проведена реконструкция, в ходе к-рой изменился внутренний вид церкви, установлен новый иконостас и позолочен купол. В 1929 г. храм был закрыт. На территории К.-Б. м. существовал также собственно академический храм - домовая т. н. конгрегационная Благовещенская ц., устроенная в 1732 г. в учебном корпусе академии. В нач. 20-х гг. XX в. она была закрыта. В 90-х гг. XX в. началась реставрация бывш. монастырских зданий. В дек. 1996 г. был открыт домовый Благовещенский конгрегационный храм, полностью восстановленный к 1999 г. В 2005-2008 гг. был восстановлен Свято-Духовский храм, открытый в июне 2008 г. Оба храма находятся в пользовании раскольнической УПЦ(К). Святыни и исторические достопримечательности Серебряный крест. Вклад гетмана Ф. П. Сагайдачного. 1622 г. (Национальный музей истории Украины) Серебряный крест. Вклад гетмана Ф. П. Сагайдачного. 1622 г. (Национальный музей истории Украины) Известно местонахождение лишь некоторых святынь обители. Киево-Братская икона Божией Матери, икона свт. Николая (XVII в.), местные иконы Христа Спасителя и Пресв. Богородицы (XVII в.), оклад иконы Благовещения (XVIII в.) и серебряная рака (XIX в.) для мощей хранятся в НХМУ. Напрестольный кипарисовый крест (дар 1600 г. Иерусалимского патриарха Феофана) и образ Благовещения Пресв. Богородицы (XVIII в.) хранятся в НХМУ. Серебряный крест, в 1622 г. подаренный гетманом Конашевичем-Сагайдачным, хранится в Национальном музее истории Украины.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Чистопереволока. Церковь Иоанна Милостивого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Заложена в 1844 г. Построена в 1851 г. Освящена 23.02.1851 г. Сгорела 7.12.1887 г. Взамен её на средства прихожан сооружена временная деревянная. В 1901 г. воздвигнута каменная. Освящена 6.06.1902 г. епископом Иоанном. Закрыта 3.02.1938 г. и отдана под зерносклад. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 14. Статус села Чистопереволока приобрела с постройкой деревянной однопрестольной церкви, о которой такие сведения: «с. Чистопереволочного Иоанно-Милостивская церковь, священник 1, псаломщиков 2, прихожан 983, раскольников 20. Деревень 7, в 2-8 верстах от церкви». (Адрес-календарь Перм. епархии на 1877 год с. 105) По данным краеведа Е.Н. Шумилова, церковь строилась в период с 1844-51 гг. На 1896 год о ней более подробная информация в церковном справочнике: «Святого Иоанна Милостивого церковь, деревянная, построена в 1844 году… Священник 1, диакон 1, псаломщик 1. Прихожан 1114, раскольников 28, деревень 9, в l–8 верстах, препятствий нет. Жалованье от казны священнику 141 руб. 12 коп., псаломщику 47 руб. 04 коп., доход 156 руб., ружный сбор взамен пользования землёй священника по 1 пуду, псаломщику по 20 фунтов с венца. Пахотной и сенокосной земли 49 1/2 десятин. Церковный дом один для священника». (Адрес-календарь Пермской епархии за 1896 г.) При сравнении видно, что за 19 лет возросло число прихожан, то есть население увеличивалось. Возникло 2 новых населённых пункта. Фразу о том, что «препятствий нет», надо понимать, как отсутствие препятствий для посещения прихожанами церкви (напр., вскрывающихся рек, бездорожья и пр.). А 7 декабря 1887 года церковь… сгорела (Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края с.14.) Поскольку пожар произошёл в зимнее время, то гроза исключается. Вероятно, что причиной явилось неосторожное обращение с огнём. Временно была вновь отстроена деревянная церковь, а уже в 20-ом веке возведена кирпичная, сохранившая прежнее название: «с.Чистопереволока, Иоанновская церковь, каменная, построена 1901 году. Престол 1…, 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик». (Справ. книга Пермской епархии за 1912 год) В 1938 году эта церковь была закрыта. Сейчас это здание представляет собой руины. http://vk.com/wall-179132837_492 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53208

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010