Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Репрессиям подверглась и монастырская воспитанница Ольга Георгиевна Мещерякова (1890-?). Некоторое время она училась в медицинском уч-ще, служила регентом в ц. Вознесения Господня («Малое Вознесение») на ул. Б. Никитской в Москве. 14 апр. 1931 г. была арестована как «член церковной антисоветской группировки». В анкете Мещерякова написала: «Подчиняюсь советской власти по христианскому долгу». Осуждена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «активной а/с деятельности, выражающейся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» на 3 года ссылки без права проживания в 12 населенных пунктах, содержалась в Бутырской тюрьме. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты) Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты) В 20-х гг. XX в. была закрыта ц. «Неопалимой Купины», в 30-х гг. разрушены колокольня, св. ворота, большая часть келий, снесены купола Никитского храма (затем перестроена и вся церковь), ограда с башнями. В нояб. 1941 г., когда нем. войска находились в 7 км от Каширы, в Никитской ц. располагался штаб обороны города. На юж. фасаде храма укреплена мраморная мемориальная доска в память «дней боев под Каширой». Согласно «Акту технического осмотра памятника архитектуры» от 29 июля 1955 г., Никитский храм передавался в аренду молокозаводу; общее состояние постройки признавалось «удовлетворительным», но отмечалось, что здание «от времени и атмосф[ерных] осадков, без ремонта - разрушается». В 50-х гг. XX в. значительную часть обители, включая Никитскую ц., заняли производственные помещения Ногинского чулочно-носочного объединения. Некоторые постройки, в т. ч. настоятельский корпус 60-х гг. XIX в., использовались под жилье. В 50-80-х гг. XX в. разрушался пустовавший Преображенский собор. В 1980 г. архит. Ф. В. Разумовский составил паспорт по К. м. для Управления по охране памятников истории и культуры.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Выстроенная в позднеклассическом стиле колокольня имеет 3-частные (палладианские) окна и украшения: пилястры с капителями, фронтон в нижнем ярусе над входом и т. д. В нач. 20-х гг. XX в., после закрытия 3 монастырских храмов, Евгениевская ц. оставалась единственной действующей в обители. По ходатайству разместившегося в мон-ре жилтоварищества решением Президиума Моссовета от 4 окт. 1929 г. церковь была закрыта и передана под уголок безбожников и пункт ликвидации неграмотности. Жалобу верующих во ВЦИК, подписанную председателем общины Барановым, решением высшего законодательного органа советской власти за подписью председателя ВЦИК М. И. Калинина отклонили. О таком решении верующим было объявлено 18 окт. 1929 г. Уникальный иконостас работы Козловского было рекомендовано передать ближайшей общине верующих (ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 65. Д. 321. Л. 32-42). Его местонахождение неизвестно. Община храма перешла в ц. свт. Николая Чудотворца в Звонарях, туда же передали неск. икон и церковную утварь. В 30-90-х гг. XX в. помещение храма сщмч. Евгения занимали различные учреждения. В 1973 и 1991 гг. колокольня реставрировалась. В 2009 г. уже в возрождающемся жен. мон-ре были проведены замена кровли и реставрация фасадов колокольни, расчищен вход в обитель через нижний ярус. В 2012 г. в храме был установлен новый 2-ярусный иконостас, 9 сент. 2014 г. архиеп. Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) совершил великое освящение храма сщмч. Евгения. На стенах церкви сохранилось неск. изображений святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского, сщмч. Агафодора Херсонесского. В 2016 г. были проведены ремонт и реставрация главного фасада нижнего яруса колокольни. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1904–1906 гг. Фотография. 1905 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1904–1906 гг. Фотография. 1905 г. Издавна у монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, располагались одноэтажные сестринские кельи. В нач. ХХ в. при переустройстве монастыря было решено сломать эти здания и построить вдоль стены большой храм с обширным трапезным корпусом (длина 36 м, ширина 15 м, высота 17 м).

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Псковская духовная семинария 18 августа 2010 г. 16:00 Псковская духовная семинария — старейшее учебное заведение города. Ее открыли в 20-е гг. XVIII в. стараниями епископа Псковского и Нарвского Рафаила (Заборовского). Она была создана на базе существовавших с 1733 г. греко-латинских классов, размещавшихся в одном из приделов Троицкого собора Пскова. В 1738 г. специально для семинарии было выстроено здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. В 1770-х гг. здание было перестроено после пожара. В XIX в. для расширения помещения семинарии архиепископ Евгений II (Казанцев) обратился в комиссию духовных училищ при Синоде с прошением о разрешении приобрести у жены инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского деревянный дом на каменном основании за 6,5 тыс. рублей за счет средств семинарии. Комиссия разрешила произвести покупку дома Яворских и уведомила об этом архиепископа Евгения. Некоторое время дом Яворских удовлетворял нуждам семинарии, но в 1840 г. снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств А.Ф. Щедрину. Строительство нового двухэтажного здания было осуществлено на месте бывшего дома Яворских. В здании располагались просторные светлые классы, хорошо приспособленные для занятий. В центральной части здания размещалась домовая церковь. В начале XX в. по проекту петербургского архитектора А. Павловского старое и новое здания были объединены. При перестройке здания в 1901-1904 гг. архитектор А. Павловский надстроил здание объемом домовой церкви во имя Трех святителей с купольным завершением (двусветный зал). Купол над зданием семинарии напоминал о ее домовой церкви в честь Трех святителей. 14 (26) декабря 1891 г. в ней принял постриг преподаватель семинарии В.И. Белавин — будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 г. на здании была установлена мемориальная доска. Еще до перестройки на фасаде была надпись: «Господи! Во свете Твоем узрели свет». В 1918 г. Псковская духовная семинария была закрыта. В 1920-30-гг. в помещениях бывшей семинарии размещался Морской пограничный отряд ОГПУ, так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила (как и сейчас) граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Домовая церковь была ликвидирована, а облик здания изменился — исчезла церковная главка. Во время войны здание уцелело, и в нем обосновался Псковский педагогический институт. Сейчас в бывшем здании духовной семинарии размещается биологический факультет педагогического университета. Здание духовной семинарии находится под охраной как памятник федерального значения (Указ Президента РФ 176 от 20.02.1995). Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1248690.ht...

25 окт. 1922 г. Владивосток захватила народно-революционная армия Дальневосточной республики, 16 нояб. Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР. В 1923 г. в Приморском крае было национализировано имущество церковных общин, закрыты все мон-ри, в 1924 г. в архиерейском доме на Седанке организован дом отдыха. В 1927 г. закрыта церковь - подворье Корейской миссии, в 1932 г. закрыт Успенский кафедральный собор, впосл. он был разрушен. Из более чем 100 храмов, действовавших в Приморском крае до 1917 г., к кон. 30-х гг. сохранились 14. После того как в окт. 1922 г. значительная часть духовенства эмигрировала из Владивостока в Маньчжурию вместе с остатками Белой армии, в Приморье развернули активную деятельность обновленцы (см. Обновленчество ), поддерживаемые советской властью. В марте 1923 г. обновленческим Высшим церковным управлением был уволен на покой непризнавший ВЦУ управляющий Владивостокской епархией Никольский еп. Павел (Введенский , выслан из Владивостока 7 мая т.г.), а епархиальный совет перешел под контроль обновленцев. По просьбе владивостокского клира временное управление В. е. взял на себя сщмч. еп. Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов) . Канонический епархиальный совет по благословению еп. Евгения был воссоздан 18 июля в г. Никольске. В ночь с 29 на 30 авг., сразу после всенощной службы в Благовещенском кафедральном соборе, еп. Евгений был арестован и помещен в благовещенскую тюрьму. В 1925 г. в Приморской губ. обновленцам принадлежало 58 приходов, верными Православию оставались 49 храмов, в 1926 г. действовали 57 обновленческих общин и 94 православные. Во 2-й пол. 20-х гг. влияние обновленцев стало ослабевать, мн. приходы вернулись в каноническую Церковь. Обновленческий Дальневосточный округ в 1923-1933 гг. возглавляли: Василий Смелов (с 20 мая 1923 по 1925 или 1927), Николай Коблов (1926 - март 1927), Михаил Трубин (временно управлял в 1929), Николай Гирченко (окт. 1930 - авг. 1932, временно управлял), Николай Наганов (с 1933). В 1929-1936 гг. титул епископа Владивостокского носил находившийся в григорианском расколе Иринарх Павлов.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Арзамаса; достоверных данных нет), Велетьминский (мужской, близ совр. рабочего пос. Велетьма городского окр. г. Кулебаки Нижегородской обл.; достоверных данных нет), Виталова-Великоезерская (муж. пуст., на оз. Пустынном (Большом) близ совр. рабочего пос. Мухтолово Ардатовского р-на; достоверных данных нет), Шерстинский (мужской, при р. Тёше близ с. Шерстина (ныне Арзамасского р-на); достоверных данных нет). Прекратившие существование в XX в.: арзамасский Алексеевский (женский, в Арзамасе; основан в 1634, упразднен в 1764, продолжавшая существовать жен. община до 1813 подчинялась арзамасскому Никольскому мон-рю, в 1813 стала самостоятельной, в 1897 преобразована в монастырь, который закрыт в 20-х гг. XX в.), Троицкий Островоезерский (мужской, близ с. Ворсма (ныне город); в 1662 на это место из с. Павлова (ныне город) был перенесен и получил новое название павловский Воскресенский мон-рь, закрыт во 2-й пол. 20-х гг. XX в., возрождается с 2007, с 2015 архиерейское подворье), Троицкий Белбажский (женский, в с. Белбаж Ковернинского р-на; основан в 1708, закрыт в 1921, с 2009 скит Серафимова Дивеевского монастыря), Высокогорская Вознесенская (муж. пустынь, в Арзамасе; основана во 2-й пол. 10-х гг. XVIII в., в 30-х гг. XVIII в. насельники покинули пустынь из-за нападений разбойников, возобновлена в 1743, закрыта в 1921), ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (в Ардатове; основан как община в нач. XIX в., в 1842 утверждена Синодом, в 1861 преобразована в мон-рь, ликвидирован в 1928), Покровский Медведевский единоверческий (женский, близ г. Семёнова; основан в 1843 как женская община, в 1858 преобразована в мон-рь, закрыт после 1917), Благовещенский Керженский единоверческий (в 26,6 км к юго-востоку от г. Семёнова; известен с XVIII в. как старообрядческий муж. скит, в 1849 обращен в единоверческий скит, в 1856 преобразован в мон-рь, с 1908 женский, закрыт после 1919), Крестовоздвиженский Осиновский единоверческий (женский, в совр. пос. Осинки городского окр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

С 90-х гг. XX в. в Кемеровской епархии совершаются многочисленные крестные ходы и молебны. Летом 1999 г. по территории Кемеровской обл. прошел общероссийский крестный ход «За веру и верность». 2 июня 2000 г. был устроен крестный ход с обновившейся иконой равноап. кн. Владимира. Маршрут пролегал по тем селам епархии, в к-рых до 1917 г. действовали православные церкви, на местах несохранившихся храмов служились молебны, были установлены поклонные кресты. В апр. 2004, в нояб. 2009, в мае и июне 2010 г. священнослужители Кемеровской епархии на вертолете облетели Кузбасс, молясь о сохранении региона от техногенных и природных катастроф (совершение молебнов связано с крупными авариями на предприятиях Кузбасса, унесшими жизни многих людей). В первое воскресенье месяца в регионе служатся всекузбасские молебны об избавлении от техногенных катастроф. В 2010-2011 гг. шахтерские вдовы Кузбасса совершали паломничество на Св. землю; такие поездки организуются по инициативе губернатора Кемеровской обл. А. Г. Тулеева после аварий на шахтах «Ульяновская», «Юбилейная», «Распадская» и др. В нояб. 2011 г. одна из улиц в Ленинске-Кузнецком была названа в честь московского кн. св. Даниила Александровича (бывш. ул. Электронная). Архиереи Архиеп. Софроний (Будько; 1 нояб. 1993 - 19 июля 2006, с 25 февр. 1998 архиепископ), митр. Аристарх (Смирнов; с 20 авг. 2006 епископ, с 1 авг. 2012 митрополит). Монастыри Действующие: Покрова Пресв. Богородицы и прп. Серафима Саровского (женский, в Ленинске-Кузнецком, община возникла в 1987, мон-рь учрежден в апр. 1992), Успенский (женский, в с. Елыкаеве Кемеровского р-на, основан в 2008). Упраздненная община во имя свт. Алексия, митр. Московского (женская, в пос. Кучумовском Мариинского у. (близ с. Елыкаева Кемеровского р-на), учреждена в 1916, закрыта в 20-х гг. XX в.). Лит.: 10 лет Кемеровской и Новокузнецкой епархии Рус. Правосл. Церкви. Кемерово, 2003; Кемеровская и Новокузнецкая епархия Рус. Правосл. Церкви. Новосиб., 2003; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. конф./Новосибирский гос. ун-т. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (XIX-XX вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Сквозь времена и годы. Кемерово, 2012.

http://pravenc.ru/text/1684169.html

Братский двор в нач. XX в. пережил подъем, хотя уже в то время стала очевидной малочисленность согласия. Рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905, уничтожена в 1926). 15 янв. 1912 г. на Братском дворе состоялся собор, в решениях к-рого нашли подтверждение строгие правила согласия. В 20-х гг. XX в. шло сближение филипповцев с федосеевцами. В 1924 и 1929 гг. в М. прошли совместные соборы, которые закончились присоединением отдельных групп филипповцев к федосеевцам, однако достичь полного объединения согласий не удалось. Моленная на Братском дворе была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г., в 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывш. богадельни. Е. А. Агеева Возрождение филипповского согласия произошло в начале Великой Отечественной войны. В авг. 1940 г. постановлением исполкома Моссовета здание принадлежавшей ранее федосеевцам Никольской часовни на Преображенском кладбище было передано филипповцам, которые освятили храм в честь Успения Пресв. Богородицы (очевидно, в память о моленной на Братском дворе). Эта был первый в М. с сер. 20-х гг. XX в. случай передачи культового здания религ. об-ву, свидетельствовавший об определенном смягчении политики властей в отношении Церкви в столичном регионе. Успенскому приходу было позволено возвести деревянное подсобное здание рядом с часовней. Первой наставницей и старостой общины стала Х. М. Зубкова, потомственная старообрядка. «Московское общество беспоповцев-старопоморцев (филипповцев)» было зарегистрировано 16 янв. 1946 г. Отмечалось, что прихожан храма насчитывалось ок. 200 чел., в основном преклонного возраста. Часть московских филипповцев происходила из Кимрского р-на (ныне Тверской обл.), на территории к-рого в с. Мельгунове непрерывно действовала крупная община данного согласия (ок. 100 чел.), никогда не закрывавшаяся (в 1947 прошла повторную регистрацию). Наставник мельгуновской общины Ф. Яцков участвовал в возрождении московской общины филипповцев, нередко заменял на богослужениях престарелую наставницу. После кончины Зубковой в 1950 г. новый наставник И. Кудрявцев предпринял попытку объединиться с федосеевцами, но большинство филипповцев выступило против. При этом уполномоченный по вопросам культов по М. и Московской обл. С. Я. Бесшапошников поддержал план присоединения, считая филипповцев более реакционными, нежели федосеевцы. В 1957 г. из Никольской часовни были похищены 10 икон, 5 из них состояли на гос. учете. В июне 1958 г. управление культуры Моссовета обследовало имущество часовни и взяло на учет 12 икон XVII в., иконы были отреставрированы. По сообщению уполномоченного, в 1960 г. из часовни были похищены 12 икон. Согласно инвентарной описи, в часовне хранилось более 250 икон, большинство представляли историческую и художественную ценность.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

К 1861 г. построена деревянная лютеран. церковь в Николаевской нем. колонии в Новгородском у., в 60-х гг. XIX в.- деревянная церковь в Александровской нем. колонии. С 1875 г. действовала церковь в Ст. Руссе, перестроенная из частного дома. В нач. XX в. лютеран. молитвенные дома были открыты в Боровичах, пос. Шимск Старорусского у., в Новгородском и Крестецком уездах. Лютеран. церкви в регионе продолжали действовать до нач. 30-х гг. XX в. Последними пасторами ц. св. Николая в Новгороде стали Зигфрид Шульц (1922 - май 1926) и Петр Каммоль (1927 - март 1930). 6 февр. 1930 г. ц. св. Николая в Новгороде была закрыта, а 24 февр. 1930 г. специальная комиссия обследовала ее помещение, описала имущество и приняла решение о передаче здания органам городского коммунального хозяйства; часть имущества церкви была передана в новгородский музей и архив, а предметы, признанные не имеющими ценности, сданы в утиль. Церковный орган городские власти оценили в 2 тыс. р. и пытались продать в Ленинграде, его дальнейшее местонахождение неизвестно. Практически сразу после этого в здании церкви расположился клуб рабочих новгородского лесопильного завода им. Степана Халтурина. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, здание было разрушено. 30 марта 1936 г. закрыли церковь в Николаевской нем. колонии, а ее помещение передали под «клуб для селения Новониколаевского имени товарища С. М. Кирова». Подобная судьба постигла и др. богослужебные здания новгородских лютеран. Со 2-й пол. 30-х до сер. 90-х гг. XX в. на территории совр. Н. о. лютеран. приходов не существовало. С сер. 90-х гг. XX в. началось возрождение лютеран. общины в Новгороде. Богослужения проводились в арендуемых помещениях пасторами, периодически приезжавшими из С.-Петербурга. В дек. 1995 г. избран первый церковный совет. 6 мая 1996 г. община св. Николая в Новгороде была зарегистрирована. Параллельно шел поиск постоянного помещения для церкви. В 2002 г. община приобрела небольшое здание по ул. Михайлова, д. 3а, к-рое было перестроено под церковь. 20 июля 2002 г. здание церкви св. Николая в Вел. Новгороде было освящено архиеп. Евангелическо-Лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии Георгом Кречмаром. С 2002 г. богослужения в церкви проводит постоянный пастор. В 2016 г. церковь св. Николая торжественно отпраздновала 195-летие со времени основания лютеран. прихода в Новгороде и 20-летие со дня его возрождения. При лютеран. церкви проводятся концерты, спектакли, в т. ч. для детей, лекции, чтения, отмечаются праздники. Приход св. Николая входит в Сев.-Зап. пробство Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России, входящей в состав Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

21 декабря 2013 года в Боголюбском храме Высоко-Петровского мужского монастыря состоялось первое богослужение за 84 года со дня его закрытия большевиками. Источник: foma.ru и сайт Высоко-Петровского монастыря Строительство этого храма было завершено в 1685 г. Церковь являлась усыпальницей Нарышкиных, боярского и дворянского рода, из которого вышла мать Петра I царица Наталья Кирилловна. Ансамбль пятиглавого храма в яркой стилистике московского (нарышкинского) барокко был нарушен в 1805 г. пристройкой с запада в стиле классицизма. В шестиярусном иконостасе имелось немало икон XVII и XVIII веков. Большие работы по благоустройству храма проводились в 1874–1877 гг. На фронтоне трапезной с лицевой стороны было написано изображение явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому, а по сторонам – святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского. Стены внутри храма расписал художник Н. Сушкин. В трапезной, где находились гробницы Нарышкиных, появились изображения Иоанна Предтечи – ангела-хранителя царя Ивана Алексеевича, апостолов Петра и Павла – в память царя Петра I, явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, в обители которого молодой Петр I укрывался в 1689 г., преподобного Исаакия Далматского – в память дня рождения Петра I (30 мая 1672 г.), мученицы Наталии – в память царицы Натальи Кирилловны. Украшением храма стал также новый шестиярусный иконостас с новыми иконами, написанными по старинным рисункам. В большом киоте за клиросом находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перенесенная в 1905 г. в специально устроенную в колокольне Казанскую часовню. В 1920-е гг. Боголюбский храм являлся последним действовавшим в монастыре. В 1929 г. церковь была закрыта. В настоящее время используется Министерством культуры Российской Федерации как хранилище картин. http://rutlib.com/book/21735/p/3 Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. В начале XVI в. на этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690 гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагается некрополь обители. В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено. В 1924–1929 гг. богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были вынесены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернен и перестроен внутри.

http://sobory.ru/article/?object=02164

В кон. 20-х - нач. 30-х гг. в регионе была закрыта большая часть старообрядческих церквей и молитвенных домов: в 1929 г. сразу 4 молитвенных здания в Оренбурге, молитвенные дома и церкви в селах Завражное, Затонное, Илек, Мухраново, Рассыпное, в 1930 г.- ц. свт. Николая Чудотворца в пос. Буранное, в 1931 г.- ц. иконы Божией Матери «Знамение» Белокриницкой иерархии в Оренбурге, в нач. 30-х гг.- церковь беглопоповцев в дер. Янгиз Сакмарского р-на. В 1938 г. прекратила существование последняя беглопоповская община в Бугуруслане. В 40-х гг. XX в. у старообрядческих общин появилась надежда на легализацию. За период с 1944 по 1951 г. старообрядцы Чкаловской обл. подали 26 ходатайств о регистрации, но все они были отклонены. В 1978 г. в О. о. на учете состояли 16 старообрядческих общин и религ. групп, в т. ч. 3 группы Белокриницкой иерархии и 13 беглопоповских. В 1982 г. община Новозыбковской иерархии была зарегистрирована в Оренбурге, 27 окт. того же года и в Бугуруслане. Для молитвенных целей в обоих городах были приобретены и переоборудованы частные дома. Так, в Оренбурге прихожанами РДЦ дом был переоборудован в храм святых Космы и Дамиана, на его крыше в 1985 г. установлен небольшой купол с крестом. Летом того же года он был освящен архиеп. Новозыбковским и всея Руси Геннадием (Антоновым). В авг. 1984 г. была зарегистрирована община старообрядцев в с. Елатомка Бугурусланского р-на (приход в честь Собора архистратига Михаила и прочих св. сил бесплотных). В 1992 г. в Оренбурге зарегистрирован приход во имя иконы Божией Матери «Знамение» Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). В 1993 г. ему возвращено историческое здание храма. В 2010-2017 гг. проведена его реставрация и реконструкция (в июле 2017 митр. Московский и всея Руси Корнилий (Титов) совершил в храме молебен и освятил крест для колокольни). 5 апр. 2007 г. зарегистрирована община РПСЦ во имя прп. Сергия Радонежского в Бузулуке (снята с регистрации 1 нояб. 2018), 15 февр. 2012 г. получил регистрацию в Орске приход РПСЦ во имя свт. Арсения, еп. Уральского и Оренбургского.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010