С 20-х гг. XX в. иудейские общины подвергались преследованиям со стороны властей. В 1921-1923 и 1929 гг. предпринимались попытки закрыть хоральную синагогу. В 1928-1930 гг. были закрыты 14 из 18 синагог, а также МЕРО. Единственным местом, где полулегально производился ритуальный убой птицы, оставалась хоральная синагога. В 1935-1938 гг. был арестован ряд евр. религ. деятелей, многие из которых, включая раввина хоральной синагоги Ш.-Л. Я. Медалье и главу общины синагоги на Б. Бронной ул. М. Гутенбергера, были расстреляны. В 1939 г. была закрыта синагога на Б. Бронной ул. В 30-х гг. XX в. при синагоге в Марьиной Роще в качестве погребального братства (объединения евреев, желавших быть похороненными по иудейскому обряду) возникла община «Ахим». О существовании общины было известно властям, но преследованиям она не подвергалась. Ее численность доходила до 300 чел., большая часть взносов расходовалась помимо организации похорон на помощь оставшимся без кормильцев вдовам и детям. В квартирах членов общины проходили занятия по изучению Торы и Талмуда. Активная деятельность общины продолжалась до начала Великой Отечественной войны, оставшиеся в живых члены «Ахим» собирались до кон. 50-х гг. XX в. Также с 30-х гг. XX в. при синагоге в Черкизове без регистрации существовала община приверженцев цадика Авраама Йегошуа Гешеля Тверского (Махнивкер ребе; 1895-1987), в 1964 г. уехавшего в Израиль. В 1945 г. в хоральной синагоге и рядом с ней прошел траурный молебен по погибшим в Великой Отечественной войне, в к-ром участвовали ок. 20 тыс. чел. В сер. 40-х гг. XX в. евреям был выделен участок на Востряковском кладбище в пригороде М. (с 1960 в черте города). В 1947 г. была закрыта синагога на Арбате. В 1948 г. хоральную синагогу посетила 1-й посол Израиля в СССР Г. Меир. В 1971 г. была закрыта синагога в Черкизове. До нач. 90-х гг. в М. действовали хоральная синагога и синагога в Марьиной Роще. В нач. 80-х гг. под предлогом ветхости собирались снести синагогу в Марьиной Роще, однако здание сохранилось благодаря организованному прихожанами ремонту. В сент. 1986 г., несмотря на протесты верующих, была снесена построенная у синагоги миква .

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В 70-х гг. ХХ в. в Омске действовал мусульм. молитвенный дом на ул. Сажинской, в 80-х гг. молитвенный дом находился по адресу: ул. 25-я линия, д. 34. В 1984 г. в О. о. существовала одна зарегистрированная мусульм. община. Возрождение мусульм. организаций в О. о. началось в 90-х гг. XX в. В 1991-1997 гг. в Омске возведена Сибирская соборная мечеть (архит. М. В. Лущенко). Один из важнейших организующих центров мусульман О. о.- созданное на учредительном съезде в Новосибирске в 1998 г. Духовное управление мусульман Сибири и Дальн. Востока, переименованное в том же году в Духовное управление мусульман (ДУМ) Сибири (Омский муфтият). 3 окт. 2017 г. создано Региональное духовное собрание мусульман г. Омска и Омской обл. Общины, подчиненные ДУМ Сибири, расположены в Омске, Исилькуле, Таре, рабочем пос. Муромцево и с. Усть-Ишим, а также в районах: Исилькульском (пос. Боровое), Москаленском (аул Кзыл-Агаш), Муромцевском (дер. Гузенево), Называевском (аул Байымбет), Нововаршавском (аул Алкул), Павлоградском (аул Кирибай и с. Южное), Тарском (дер. Речапово в составе пос. Междуречье), Тевризском (деревни Тайчи и Ташетканы), Тюкалинском (дер. Лидинка) и Шербакульском (аул Кудук-Чилик). Ряд общин находится в юрисдикции Духовного управления мусульман азиат. части России (ДУМАЧР), среди них - общины в Омске, Таре и рабочем пос. Таврическое, а также в районах: Большереченском (с. Уленкуль), Марьяновском (аул Кара-Терек), Москаленском (аул Илеуш и с. Новоцарицыно), Называевском (аул Каран-Гарал), Нововаршавском (аул Каразюк), Тарском (с. Б. Туралы), Тевризском (деревни Байбы, Тавинск и Утузы), Усть-Ишимском (дер. Ильчебага) и Шербакульском (аул Артакшил). Синагога в Омске. Фотография. Нач. XX в. Распространение иудаизма в регионе связано прежде всего с потомками кантонистов, а также евреев, сосланных в Сибирь из западных губерний Российской империи за корчемство и контрабанду. В Омске 1-я синагога построена в 1859 г. В 1874 г. на средства купца 2-й гильдии М. М. Хаймовича заложена 2-я синагога (проект архит. В. К. Гейде) ( Лебедева. 2003. С. 65). В февр. 1895 г. одна из синагог сгорела (по всей видимости, построенная в 1859), на ее месте было возведено новое здание. 20 мая 1896 г. были открыты евр. б-ка и читальный зал при ней. В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали 1685 иудеев. 21 окт. 1901 г. в Омске состоялось открытие евр. частного училища для мальчиков, размещавшегося в частном доме на ул. Почтовой (перестроен в 1914), за «старой» синагогой. В 1918-1919 гг. училище переименовано в евр. школу (в 1920-1922 - евр. советская школа 1-й ступени 22, закрыта в 1922). В 1921 г. синагоги Омска были муниципализированы, а общины принуждены заключать договоры на аренду зданий. В 1935 г. закрыта синагога на углу улиц Лагерной (ныне ул. Маршала Жукова) и Почтовой, в 1939 г.- на Лагерной ул. (здание сгорело и было снесено в кон. 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2578403.html

2290 После закрытия газеты «Голос» основная масса ее читателей перешла к газете «Новости», ставшей крупнейшим из ежедневных либеральных изданий. 2291 «Русский мир», ежедневная консервативная газета. Издавалась в Петербурге в 1871–1880 гг., сменив за это время несколько издателей и редакторов. В 1880 г., соединившись с «Биржевым вестником», была преобразована в газету «Биржевые ведомости». 2292 «Берег», ежедневная консервативная газета, пользовавшаяся субсидией правительства. Издатель-редактор П. П. Цитович. Выходившая с 15 марта по конец декабря 1880 г. газета не имела заметного успеха и была закрыта. По мнению В. Г. Чернухи, существование «Берега» как официоза стало бессмысленным после укрепления у власти М. Т. Лорис-Меликова, избравшего «путь умеренных либеральных уступок» (Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати, 60–70 годы XIX века. Л.: Наука, 1989. С. 119). 2293 «Порядок», ежедневная либеральная газета, издавалась в Петербурге в 1881–1882 гг. М. М. Стасюлевичем. Газета прекратила издание, после того как была приостановлена цензурой на 1,5 месяца. 2294 «Московский телеграф», ежедневная газета либерального направления, издавалась в Москве в 1881–1883 гг. Издатель-редактор И. И. Родзевич. Тайно финансировалась «Священной дружиной», деятельность которой была официально прекращена 1 января 1883 г. Газета была закрыта по решению совещания четырех министров в марте 1883 г. 2296 Вероятно, речь идет о финансовой помощи испытывавшему кризис галицкому банку «Рольничо-кредитное заведение». С целью добиться помощи банку, в сентябре 1884 г., вскоре после выхода из тюрьмы, отправились в Россию Наумович с Площанским. Как разъясняет Н. М. Пашаева, основным капиталом этого банка являлись фонды епархиального духовенства, из которых выплачивались пенсии вдовам и сиротам священников. Кроме того, крах банка грозил разорением нескольким тысячам крестьян Галиции – вкладчиков банка, которые считались его членами и отвечали за его дела всем своим имуществом (см.: Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2001. С. 116). Несколько иную версию изложил Аксаков в письме члену Государственного совета Г. П. Галагану от 20 октября 1884 г. Редактор «Руси» рассказывал: «Галичане приехали между прочим хлопотать о поддержании их Поземельного русского банка, единственного русского учреждения у них, имеющего великое значение для русской народности в том крае. Поляки всячески старались подорвать его кредит и привели Банк на край опасности – с тем чтоб галичане искали помощи у поляков, т. е. у Польского банка. Но это предложение было коварное: Русск банк скоро сделался бы от него вполне зависимым, и все гипотеки перешли бы в руки поляков. Галичанам надо было добыть 200 т р ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

С прокладкой Транссибирской магистрали значительно возросло число мусульман в крупнейших городах региона. Представители мусульм. общины активно участвовали в торговле, в основном фруктами, мануфактурой и бакалеей, и в сельском хозяйстве. Первой сформировалась городская община Шадринска, где в 1894 г. построены молитвенный дом, а затем мечеть. К 1911 г. в городе насчитывалось не менее 400 мусульман. В 1897 г. появились первые мусульмане в Кургане (27 чел.- татары и зыряне), к 1911 г. местная община увеличилась до 1028 чел. В 1912 г. в Кургане лидером общины А. Галеевым была открыта в собственной усадьбе мечеть, а в 1918 г. при ней появилась татаро-башкирская школа. Мусульмане Курганского и Шадринского уездов приняли участие в установлении советской власти в К. о. В 1918 г. в Шадринске был создан мусульманский уездный Совет. С кон. 20-х гг. XX в. начался процесс закрытия мечетей: в 1929 г. закрыта соборная мечеть Кургана, в 1936 г. с мечети в с. Ичкине срезали минарет, а здание стали использовать как клуб. Во 2-й пол. 30-х гг. аналогичную судьбу разделили и др. мечети и молельные дома К. о. Большинство мулл в 30-х гг. ХХ в. были репрессированы по обвинению в принадлежности к контрреволюционным орг-циям или антисоветской пропаганде. В 1943 г. мусульмане К. о. вошли в состав Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Его председателем в 1951-1974 гг. был уроженец дер. Звериноголовской К. о. Ш. Хиялетдинов. Возрождение ислам. общины К. о. началось в 90-х гг. ХХ в., когда вновь появились молельные дома и мечети (одной из первых была открыта в 1992 мечеть в с. Сафакулеве), были зарегистрированы мусульм. орг-ции в Альменевском, Сафакулевском, Шатровском районах. В 2001 г. была открыта Соборная мечеть ичкинских татар в с. Юлдус Шадринского р-на. На 2010 г. этнических мусульман в К. о. насчитывалось свыше 55 тыс. чел. (ок. 6% населения, хотя реально посещающих мечети или молельные дома значительно меньше). Большинство относится к Поволжской умме, численность иных об-в сравнительно невелика, хотя постепенно увеличивается за счет иммигрантов. На территории К. о. действует не менее 47 мусульм. орг-ций и групп, входящих с 2007 г. в состав Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей. Не менее 4 общин, в т. ч. влиятельные курганская и юлдуская (ичкинская), входят в состав Духовного управления мусульман азиат. части России. Всего в К. о. находится 46 помещений для последователей ислама (31 мечеть, 14 молитвенных домов, 1 молельная комната). Иудаизм

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя. Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг./Публ. С. А. Иниковой//Православная вера и традиция благочестия у русских XVIII-XIX вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»//Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394. Ислам В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет. Иудаизм По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

http://pravenc.ru/text/155256.html

Участниками Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. были В. Н. Бенешевич и А. В. Карташёв ; публицистические произведения выпускали П. В. Безобразов , Ф. И. Успенский и др. Созданная в 1918 г. Всероссийская комиссия по охране памятников культуры развернула масштабные работы по изучению рус. средневек. искусства и обеспечила качественный прорыв в области истории иконописи. После начала гонений на РПЦ В. оказалось одной из опальных научных дисциплин в силу своих тесных тематических связей с церковной наукой. Уже во время Гражданской войны были закрыты византиноведческие отд-ния ун-тов и академий в Одессе и Киеве, вскоре закрыта МДА. В дальнейшем В. постепенно вытеснялось из научной среды, работы ученых публиковались все реже и сложнее проходили цензуру. Тем не менее в 20-х гг. петербургская школа В. продолжала свою работу. В 1917-1929 гг. были опубликованы 23-25-й тома «Византийского временника». Было закончено издание собрания трудов акад. Васильевского, вышли монографии Васильева (Византия и крестоносцы. Пг.; 1923; История Византии. Пг.; Л., 1923-1925. Вып. 1-3) и Ф. И. Успенского (Очерки истории Трапезундской империи. Л., 1929), подготовленное Успенским и Бенешевичем издание «Вазелонских актов» (Л., 1927). В нач. 30-х гг., после смерти Успенского (1928) и Регеля (1932), научная деятельность в области В. в СССР фактически прекратилась. В стране проводилась политика по установлению единства теоретических подходов в общественных науках на основе марксистской идеологии; исследователи, чья область интересов не вписывалась в общие методологические установки, в т. ч. большинство византинистов, были отлучены от полноценной научной работы. Многие из них стали жертвами советской репрессивной системы. Наиболее трагично сложилась судьба Бенешевича, крупнейшего представителя рус. историко-правовой школы; он был арестован в 1928 г., провел 5 лет в лагерях и ссылках и расстрелян в 1938 г. Большое число специалистов в 20-х гг. эмигрировали из СССР на Запад. Среди них были выдающиеся ученые-историки (Ростовцев, Васильев, И.

http://pravenc.ru/text/158430.html

И. Мазаева (1858-1937). Тогда же было принято решение о строительстве в Омске молитвенного дома вместимостью 2500 чел., к-рый был возведен к окт. того же года. 4 апр.1916 г. община баптистов была закрыта решением Акмолинского областного правления, поводом к чему послужила продажа в молитвенном доме книг, изданных в Германии. В 1917 г. община возобновила свою деятельность явочным порядком, заняв изъятое здание молитвенного дома. В нояб. того же года в Омске прошел 1-й свободный съезд рус. баптистов ( Сосковец. 2003. С. 196). К нач. 1924 г. на территории Омской губ. действовали свыше 150 общин баптистов. В 1925 г. в Омске прошел краевой съезд баптистов и евангельских христиан ( Лебедева. 2003. С. 122). В 30-х гг. XX в. большинство общин прекратило свое существование, в сер. 30-х гг. у Омской общины вновь был отобран молельный дом, в к-ром разместился отдел милиции Куйбышевского р-на Омска. Возрождение деятельности баптистов в О. о. относится к 1942-1943 гг. Омская община баптистов вновь зарегистрирована в сер. 40-х гг. XX в., но в кон. 1949 г. арендовавшееся ею помещение было возвращено психиатрической больнице, а сама община снята с регистрации ( Горбатов. 2015. С. 121). К нач. 50-х гг. XX в. общины баптистов существовали также в 8 районах О. о. ( Сосковец. 2003. С. 246). К 1958 г. незарегистрированная община в Омске разделилась на неск. групп и насчитывала в общей сложности ок. 1000 чел. К 1 янв. 1962 г. в О. о. существовали 32 незарегистрированные орг-ции баптистов (Там же. С. 124), в 1971 г.- 3 зарегистрированные общины и 5 зарегистрированных групп (Там же. С. 125). Также к 1969 г. в О. о. действовали 8 объединений инициативников (из них 2 в Омске) (Там же. С. 130). В дек. 1989 г. постановлением Омского облисполкома молельный дом в Омске возвращен общине баптистов (при этом баптисты из ФРГ оплатили строительство неподалеку нового здания Куйбышевского районного отдела милиции), его торжественное открытие после реставрации состоялось 12 янв. 1992 г. ( Лебедева. 2003. С. 122). 2 марта 1991 г. зарегистрирована централизованная религ. орг-ция «Объединение церквей Евангельских христиан-баптистов Омской области», включающая 3 общины в Омске, общину в г. Исилькуль, 2 общины в г. Таре, общины в рабочем пос. Большеречье и с. Одесском. Централизованная организация входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов. Также в Омске действует зарегистрированное 20 мая 2016 г. представительство организации «Библейская Миссия», основанной известным баптистом, уроженцем региона И. Я. Паульсом, эмигрировавшим в 1980 г. из СССР. Первые последователи пятидесятничества появились в Омском окр. в 1926-1928 гг. (Там же. С. 197). К традиц. пятидесятническим организациям, входящим в состав Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), в О. о. принадлежат, в частности, церкви «Благодать» в Омске (22 сент. 1997) и «Неемия-Иртыш» в с. Иртыш Черлакского р-на (16 окт. 2012), в Омске действует Сибирский теологический ин-т РЦХВЕ (зарегистрирован 17 июня 1998).

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной. На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина. В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле. Большие братские кельи Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Была восстановлена в правах идеология большевизма 20-х гг.. с ее гиперинтернационализмом, отрицанием «проклятого прошлого» (которое включало в себя и сталинскую эпоху) во имя скорого светлого будущего. Под трескучие речи о «возвращении к Ленину» и необходимости реабилитации жертв политических репрессий, духовные потомки всех ненавистников России сумели свернуть едва начавшийся процесс национального русского возрождения. Показателем борьбы с исконными русскими национальными ценностями стала очередная кампания борьбы с церковью. За 1959-64 гг.. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Только за 1961-64 гг.. по религиозным мотивам было осуждено 1234 чел. Возобновилось варварское уничтожение храмов и исторических памятников. Так, в Ленинграде был снесен Спас-на-Сенной, на месте которого было сооружено уродливое стеклянное здание метро, уничтожены многие храмы в Москве. Была закрыта Киево – Печерская Лавра.   Результатом был серьезный мировоззренческий кризис общества. Многие идейные коммунисты кончали самоубийством (так, застрелился известный писатель А.Фадеев). Международное коммунистическое движение пришло в кризис. Ухудшились отношения между социалистическими странами. В Польше и Венгрии прозападные силы смогли воспользоваться массовым недовольством населения, причем в Венгрии дело дошло до вооруженного мятежа.   В области международных отношений при Хрущеве один международный кризис следовал за другим. 1956 – Венгерский и Суэцкий, 1957 – сирийский, 1958 – тайваньский, 1960 – Дело Пауэрса, 1961 – Берлинский, 1962 – Карибский. Каждый из этих кризисов подводил мир к угрозе ядерной войны. Нельзя не признать, что самодурство Хрущева во многом ухудшало положение СССР на мировой арене.   Не менее показательна политика Хрущева в отношении вооруженных сил. Заявляя, что с появлением ядерного оружия массовая армия устарела и обходиться дорого, Хрущев. за 1955 по 1958 гг сократил армию на 2 миллиона человек.

http://radonezh.ru/2024/04/16/sergey-leb...

В 20-30-х гг. Г. участвовал в работе различных молодежных христ. орг-ций, подготовил ряд публикаций, посвященных теоретическим вопросам педагогики и христ. воспитания молодежи, христ. интерпретации европ. культурного творчества (статьи и монографии о древнегреч. философе Сократе , блж. Августине , Данте Алигьери, Б. Паскале , Ф. М. Достоевском , Ф. Гёльдерлине и Р. М. Рильке, где Г. стремился через биографии сделать наглядными некие общие парадигмы понимания жизни), а также философско-теоретическим проблемам («Противоположность: Опыт философии жизненно-конкретного» (Der Gegensatz: Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten)). В 30-х гг. Г. завоевал широкую известность как проповедник, публичный оратор и журналист. После прихода к власти в Германии нацистов Г. выступил с резкой критикой идеологии и практики национал-социализма, в нач. 1939 г. издал во Франции под псевдонимом Л. Вальдор кн. «Христианин перед лицом нацизма» (Le chrétien devant le racisme). 11 марта 1939 г. по решению нацистских властей была закрыта кафедра Берлинского ун-та, где преподавал Г., сам он был отстранен от преподавания и уволен из ун-та. В 1941 г. вышел офиц. запрет на письменные или устные публичные выступления Г. В нарушение запрета летом 1943 г. по приглашению католич. пресв. А. Ваксмана Г. выступил с циклом лекций «Свобода, благодать, судьба» в Грайфсвальде, за что Ваксман вскоре был арестован и казнен († 21 февр. 1944). В 1943-1945 гг. проживал в Мосхаузене (Швабия) у друга, католич. пресв. Й. Вайгера, там Г. написал неск. томов автобиографического дневника. После войны, в 1945-1948 гг., возглавлял кафедру философии религии и христ. мировоззрения Тюбингенского ун-та, в 1948-1962 гг.- одноименную кафедру на философском фак-те Мюнхенского ун-та (ныне носит имя Г.), где он также служил в университетской ц. св. Людовика. В 1950 г. по поручению нем. епископата Г. осуществил новое издание Псалтири с переводом на нем. язык. В том же году вышло одно из самых известных его произведений - «Конец Нового времени: Попытка найти свое место» (Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch z. Orientierung), продолжившее характерные для нач. XX в. дискуссии о кризисе новоевроп. гуманизма.

http://pravenc.ru/text/161766.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010