В 1944-1945 гг. стихийно возникшие после освобождения региона от фашистов иудейские общины краткое время владели синагогами в городах Саврань и Котовск (ныне Подольск) и состояли на учете у уполномоченного как зарегистрированные до войны. В 1945 г. синагоги были изъяты у общин. В 1945 г. поставлены на учет общины в Одессе и Балте, в Измаильской обл.- в Белгороде-Днестровском, Болграде и Тарутине (2 последние сняты с регистрации в 1946). Нелегально действовали иудейские общины с раввинами в Измаиле, Килии и Арцизе, они были разгромлены властями в 1949 г. В том же году закрыта синагога в Белгороде-Днестровском, в 1962 г. упразднена синагога в Балте. Единственная в Одессе иудейская община до 1953 г. находилась в здании старинной синагоги на ул. Пушкинской. В 1953 г. власти передали здание под спортивную школу. Община переехала на ул. Лесную (Одария) в здание бывшей синагоги грузчиков морского порта, построенное в 1890 г. Здание синагоги разрушилось в 1992 г., и в том же году иудеям была возвращена главная синагога города, расположенная на углу улиц Ришельевской и Еврейской. Также в 1992 г. иудеям возвращена бывш. синагога портных, ставшая центром хасидизма на Украине. При этой синагоге зарегистрировано Южное региональное объединение иудейских общин Украины. В наст. время в Одесской обл. насчитывается 14 иудейских общин, из них 3 общины входят в Объединение иудейских религиозных организаций Украины, действуют 2 общины прогрессивных иудеев, 6 общин хасидов, 3 независимые общины. Ислам Мечеть была известна в Хаджибейском замке при тур. крепости Хаджибей. На рубеже XIX и XX вв. в Одессе действовала татар. мечеть на ул. Старопортофранковской, в районе Чумной горы существовало мусульм. кладбище. В нач. 20-х гг. XX в. единственная в городе мусульм. община была упразднена. Создание в Одессе мусульм. общин и строительство молитвенных зданий начались в 90-х гг. XX в. В 1994 г. община кавказских мусульман оборудовала в здании бывш. детского сада мечеть «Ар-Рахма» на ул. Балковской. Затем была построена мечеть для узбекских мусульман «Аль-Фуркат» на ул. Багрицкого. С 1996 г. существует Исламский культурный центр «Аль-Масар», созданный под рук. близкой к ваххабизму всеукр. ассоциации «Аль-Раид», при нем открыта мечеть для араб. диаспоры «Аль-Масар» на Слободке (пл. Молодёжи). С 2001 г. существут мечеть «Ас-Салям» при Арабском культурном центре Одессы, основанная выходцами из Сирии. В 2005 г. зарегистрирована община тур. мусульман «Туна». В 2017-2018 гг. открыта мечеть и построен Восточный культурный центр Одессы на 10-й станции Б. Фонтана (ул. Баштанная). Без регистрации действуют молитвенные помещения при афган. землячестве Одессы и при азерб. землячестве.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В 1717 - ок. 1920 г. Астрахань являлась центром Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви - первой епархии Армянской Церкви в России, вначале включавшей в себя все арм. приходы на территории Русского гос-ва. В кон. XIX в., после отделения ряда территорий, присоединившихся к Новонахичеванской епархии, в ведении Астраханской епархии состояли Сев. Кавказ, Поволжье, Сибирь, Ср. Азия, в Астрахани существовало 6 арм. церквей. После Октябрьской революции 1917 г. пределы епархии, получившей название «Северокавказская и Астраханская», сузились до Сев. Кавказа и Поволжья, епархиальным центром стал Армавир, к 1956 г. Северокавказская епархия слилась с Ново-Нахичеванской. В наст. время в А. о. нет приходов Армянской Апостольской Церкви. Протестантизм В 2001 г. в А. о. существовала община Евангелическо-лютеран. церкви, зарегистрированная в авг. 1992 г. Первая лютеран. кирха была построена в Астрахани немцами в 1713 г., в 1729 г. кирха сгорела и на ее месте была сооружена новая, в 1747 г. в связи с перестройкой Астраханского кремля ее перенесли в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. построили каменную кирху, к-рая была закрыта в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. астраханская лютеран. община, получавшая помощь из Германии, активно занималась благотворительной деятельностью: в 1997 г. она открыла кухню с бесплатными обедами для малоимущих и лиц, освободившихся из заключения. Лютеране планируют восстановление комплекса пастората и лютеран. кирхи, а также реализацию программы по профилактике туберкулеза в А. о. В 2001 г. в А. о. существовали 4 общины евангельских христиан-баптистов, зарегистрированные в 1991 г. (первые общины появились в XVIII в.); 5 общин христиан веры евангельской (см. Пятидесятники ), прошедших регистрацию в 1992 г. Эти религ. объединения в 1996-1999 гг. занимались активной организацией отд-ний в районах А. о. Ислам К окт. 2001 г. в А. о. существовало более 40 мусульм. общин (27 зарегистрированы), подчиненных областному духовному управлению, к-рое традиционно подчиняется Центральному духовному управлению мусульман (Уфа). Появление ислама на территории А. о. связано с историей Хазарского каганата, находившегося в Н. Поволжье. В кон. VIII в. в столице Хазарии г. Итиле (близ совр. Астрахани) действовали большая соборная мечеть (джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей, но ислам в Хазарии в качестве гос. религии не утвердился. В нач. XIV в. ислам стал гос. религией Золотой Орды, распространявшей свою власть на всю территорию Ср. и Н. Поволжья. Действующая мечеть в Астрахани упоминается в связи со взятием города восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина в 1670 г. В 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в ряде губерний, в т. ч. и в Астраханской. В нач. XX в. в Астраханской губ. насчитывалось 209 мечетей.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Была восстановлена в правах идеология большевизма 20-х гг.. с ее гиперинтернационализмом, отрицанием «проклятого прошлого» (которое включало в себя и сталинскую эпоху) во имя скорого светлого будущего. Под трескучие речи о «возвращении к Ленину» и необходимости реабилитации жертв политических репрессий, духовные потомки всех ненавистников России сумели свернуть едва начавшийся процесс национального русского возрождения. Показателем борьбы с исконными русскими национальными ценностями стала очередная кампания борьбы с церковью. За 1959-64 гг.. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Только за 1961-64 гг.. по религиозным мотивам было осуждено 1234 чел. Возобновилось варварское уничтожение храмов и исторических памятников. Так, в Ленинграде был снесен Спас-на-Сенной, на месте которого было сооружено уродливое стеклянное здание метро, уничтожены многие храмы в Москве. Была закрыта Киево – Печерская Лавра. Результатом был серьезный мировоззренческий кризис общества. Многие идейные коммунисты кончали самоубийством (так, застрелился известный писатель А.Фадеев). Международное коммунистическое движение пришло в кризис. Ухудшились отношения между социалистическими странами. В Польше и Венгрии прозападные силы смогли воспользоваться массовым недовольством населения, причем в Венгрии дело дошло до вооруженного мятежа. В области международных отношений при Хрущеве один международный кризис следовал за другим. 1956 – Венгерский и Суэцкий, 1957 – сирийский, 1958 – тайваньский, 1960 – Дело Пауэрса, 1961 – Берлинский, 1962 – Карибский. Каждый из этих кризисов подводил мир к угрозе ядерной войны. Нельзя не признать, что самодурство Хрущева во многом ухудшало положение СССР на мировой арене. Не менее показательна политика Хрущева в отношении вооруженных сил. Заявляя, что с появлением ядерного оружия массовая армия устарела и обходиться дорого, Хрущев. за 1955 по 1958 гг сократил армию на 2 миллиона человек.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/15/...

Евр. общины Новгородской губ. не были замкнутыми образованиями в территориальном плане, но имели свою внутреннюю организацию. Евр. общество избирало раввина, к-рый становился его главой, блюстителем и толкователем евр. закона; избранный раввин утверждался губернатором. С 1859 г. до нач. XX в. евр. общину Новгорода возглавлял раввин Израиль Давидсон. По сведениям 1874 г., евр. община Новгорода включала 88 семей. Первая иудейская молельня в Новгородской губ. появилась в Новгороде в 1843 г. и находилась на Торговой стороне на ул. Дворцовой. Долгое время это помещение хозяйственное правление общины арендовало, а в 1909 г. приобрело в собственность. В 1911 г. хозяйственное правление обратилось в Новгородское губ. правление с ходатайством о разрешении постройки синагоги на участке по Фёдоровскому ручью и Коржовой ул.; разрешение было получено, и вскоре синагога была возведена и открылась. В др. городах и уездах Новгородской губ. иудейские молельни стали появляться с 60-х гг. XIX в., сначала открылась молельня в Новгородском у., затем в Ст. Руссе, а к 1883 г.- в Тихвине и Белозерске. Всего в 1883 г. в Новгородской губ. действовали 6 иудейских молелен. Их количество не было постоянным: в 1888 г.- 9, в 1890 г.- вновь 6. Постоянно действовали синагоги в Новгороде, Новгородском у. и Ст. Руссе. В нач. XX в. была открыта синагога в Боровичах. Небольшие евр. кладбища в то время существовали в Ст. Руссе, Боровичах, Валдае, Демянске, М. Вишере. Новгородская синагога на ул. Дворцовой продолжала действовать вплоть до 1941 г. Кроме того, в нач. 20-х гг. XX в., в периоды крупных иудейских праздников, вызывавших скопление верующих иудеев в Новгороде, по разрешению Новгородского губисполкома открывалось «отделение» синагоги на Софийской стороне по ул. Газон в доме Шабина. Новгородская синагога на ул. Коржовой была закрыта в 1930 г. на основании постановления президиума Новгородского горсовета, а помещение было предложено передать Об-ву землеустройства еврейских трудящихся для использования под культурно-просветительные нужды. Помимо синагоги на Дворцовой ул. иудеи Новгорода в 30-х - нач. 40-х гг. XX в. совершали богослужения в доме, находившемся на территории еврейского кладбища. Синагоги в Ст. Руссе и Боровичах были закрыты в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

К нач. 70-х гг. XIX в. численность московских евреев достигла 8 тыс. чел. Вновь прибывшие традиционно селились в Зарядье, где проживали в основном ремесленники. Пятницкая, Якиманская части и Лефортово также были заселены гл. обр. ремесленниками и отставными «николаевскими солдатами». В более бедных окраинных районах, напр. в Марьиной Роще, останавливались нелегально приезжавшие из-за черты оседлости евреи. На окраинах и в прилегающих к городу местностях евр. население заметно увеличилось с кон. 70-х гг. XIX в. К 1891 г. в городе насчитывалось 14 синагог и молитвенных домов. В том же году было открыто новое здание хоральной синагоги в Б. Спасоглинищевском пер. К этому году в М. проживали ок. 35 тыс. евреев. 28 марта 1891 г. имп. Александр III утвердил доклад министра внутренних дел, согласно к-рому евр. мастерам и ремесленникам было запрещено переселяться в М. и Московскую губ., проживавшие к этому времени в городе и губернии должны были выехать за черту оседлости. 15 окт. 1892 г. эта норма была распространена на отставных «николаевских солдат» (кроме приписанных к московским мещанским об-вам) и на членов их семей. В 1891-1893 гг. из М. были выдворены более 20 тыс. евреев, закрыты 10 синагог и молитвенных домов, в 1892 г. как незаконно созданная была закрыта хоральная синагога. За протест против ее закрытия был смещен и выслан из М. раввин Минор. Сокращение числа евреев-мещан привело к сокращению последователей иудаизма в М. Большинство сохранившихся общин находились на окраинах города и в ближайших местностях Московской губ. Многие члены этих общин прибывали в М. и губернию нелегально, среди них были хасиды, а также сторонники различных евр. политических партий. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., в М. проживали более 8 тыс. евреев. С 1899 г. евреи, желавшие приписаться к об-ву московских купцов 1-й гильдии, могли сделать это только с разрешения министра финансов и по согласованию с московским генерал-губернатором. Получившие такое разрешение имели право проживать в М. только со своими женами, несовершеннолетними сыновьями и незамужними дочерьми. Прочие родственники должны были приписываться к обществам самостоятельно. Эти правила не распространялись на евреев с семьями, приписанных к московскому первогильдейному купечеству до обнародования правил.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В 1866-1884 гг. директором газеты был А. Бавьера, журналист и член почетной гвардии, крестник папы Римского Пия IX (1846-1878), к-рый финансово поддерживал издание. Бавьера первым из журналистов присутствовал на Ватиканском I Соборе (1869-1870), в «O. R.» публиковалась хроника соборных заседаний. После взятия Рима итал. войсками (20 сент. 1870) офиц. газ. Папского престола «Giornale di Roma» была закрыта, ее функции взяла на себя «O. R.», с 17 окт. 1870 г. возобновившая свое издание. Собственником газеты стало франц. Société générale des publications intérnationales (Акционерное общество международных изданий), основавшее значительное число католич. газет в разных столицах Европы; об-ву принадлежала и газ. «Journal de Rome», выходившая в Риме в 1881-1885 гг. также под рук. Бавьера. В 1885 г. «O. R.» приобрел папа Римский Лев XIII (1878-1903). Хотя с этого времени газета являлась собственностью Папского престола, она не стала его офиц. печатным органом. В 1909 г. в газете появились рубрики, посвященные театру, искусству и спорту. В 1911 г. «O. R.» стала издаваться на 6 страницах вместо прежних 4. В этот период газета уделяла первостепенное внимание «римскому вопросу» (см. в ст. Италия ) и внутренней и внешней политике гос-ва, в отражении этих сторон жизни следуя курсу Папского престола. Во время первой мировой войны газ. «O. R.» придерживалась позиции нейтралитета, публикуя лишь сведения, к-рые получала от итал. пресс-агентства Стефани (действовало в 1853-1945). В 1920 г. газету возглавил гр. Дж. Далла Торре дель Темпио ди Сангунетто, остававшийся на этом посту до 1960 г. С «O. R.» сотрудничали многие видные итал. интеллектуалы, не вовлеченные в фашистские круги. В 1929 г., после подписания Латеранских соглашений , редакция газеты разместилась внутри ватиканских стен. В это время в «O. R.» появились рубрики «Acta diurna» (Ежедневные дела) и «Problemi del giorno» (Проблемы сегодняшнего дня). В 1933-1940 гг. в них было опубликовано более тысячи статей, независимо трактовавших международную обстановку, что неоднократно приводило к конфликтам с фашистскими властями.

http://pravenc.ru/text/2581649.html

В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, Е. Ярославский опубликовал в газ. «Известия» ст. «Что можно взять в синагогах», в к-рой предложил обложить прогрессивным налогом места в синагоге (т. к. места в главном зале петроградской синагоги продавались на год) и алия ла-Тора (вызов к чтению Торы). В хоральной синагоге Петрограда были изъяты все предметы из серебра, в доме омовения при евр. кладбище было изъято 11 серебряных венков, в Москве в хоральной синагоге было реквизировано 73 серебряных предмета и 2 предмета из золота. В 20-х гг. ХХ в. были арестованы мн. евр. служители культа (напр., в Гомеле были приговорены к различным срокам заключения 10 шохетов). В 1923 г. Еврейский комиссариат опубликовал распоряжение о реквизиции зданий синагог, перед этим закрытых «по просьбе трудящихся», где предполагалось открыть школы. В 20-х гг. ХХ в. были закрыты центральные синагоги в Витебске, Минске, Гомеле, Харькове, Бобруйске и др. городах. Верующие обращались с протестами в центральные органы власти. Так благодаря протестам раввина Я. Мазе и группы верующих уже готовое решение о закрытии Московской хоральной синагоги было отменено. В 1926 г. была закрыта хоральная синагога в Киеве, ее здание передали под евр. рабочий клуб. Тем не менее на Украине продолжали действовать 1034 синагоги и молельных дома и служить 830 раввинов. Работали неск. религ. евр. орг-ций: напр., в Витебске в нач. 1920 г. был организован Синагогальный комитет; в Себеже (Витебская губ.) - Еврейский комитет и т. д. 24 окт. 1924 г. на собрании учредителей была создана Ленинградская евр. религ. община (ЛЕРО), к-рая была официально зарегистрирована 26 янв. 1925 г. К новой общине перешли хоральная синагога и Преображенское еврейское кладбище. В 1926 г. с разрешения властей в г. Коростень была созвана Раввинская конференция бывш. Волынской губ., в которой участвовали 50 раввинов (не только из Волыни). Инициатором проведения конференции был раввин Ш. Кипнис, а почетным председателем был избран не присутствовавший на конференции рабби Шнеерсон. Выступавшие говорили об угрозе безверия, ассимиляции и необходимости укреплять религ. сознание в евр. среде и развивать религ. образование. Был избран исполнительный комитет, но сразу после окончания конференции раввин Кипнис был арестован на неск. недель, а исполнительный комитет фактически распущен.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

семей, к-рые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. После снятия в нач. 60-х гг. XIX в. запрета на проживание евреев в Николаеве евр. население города значительно увеличилось. В 1882 г. в нем жили 9462 еврея, т. е. более 14% от числа всех горожан. По результатам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., иудеи занимали 2-е место среди населения Николаева (21,9%), уступая только православным. В 1889 г. в городе действовали 2 синагоги (Старая и хоральная, построенная в 1880-1884), 13 молитвенных домов, 2 частные молельни, в 1917 г.- 2 синагоги, 16 молитвенных домов, неск. частных молелен. После революций 1917 г. число иудаистских общин на Украине увеличилось. В Николаеве большинство молитвенных домов получили статус синагог. К нач. 1922 г. в городе имелись 15 синагог и молитвенных домов, миква. К кон. 20-х гг. XX в. в Николаеве действовали 16 зарегистрированных иудаистских общин. В Николаевском окр. в 1929 г. существовали 42 общины с 4997 верующими, служили 3 раввина. В 1928 г. в Николаеве была закрыта хоральная синагога, в ней до кон. 1936 г. размещался городской евр. клуб, затем в здании открылся городской клуб милиции. К 1941 г. в Николаеве действовал единственный в области иудаистский молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56; здание не сохр.). После оккупации Николаева нем. войсками (16 авг. 1941) 21 сент. начались массовые расстрелы евреев (к 1941 евреи составляли ок. 15% от числа жителей города). В нач. 1944 г. было взорвано здание хоральной синагоги. 28 марта 1944 г. Николаев был освобожден. 9 дек. 1946 г. в городе получила регистрацию иудаистская община, ранее в том же году ей было передано здание для синагоги. В 1962 г. синагогу закрыли, религ. организацию сняли с регистрации. В 1991 г. в Николаеве была зарегистрирована евр. община, получившая комплекс зданий Старой синагоги и молитвенного дома, в следующем году открылась синагога. Лит.: Корочанский А. Краткие ист. записки о некоторых церквах и приходах епархии: О Рождество-Богородичном соборе г.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ [англ. Westminster Assembly], синод протест. богословов, созванный англ. Долгим парламентом для реформирования Церкви Англии в 1643-1649 гг. Результатом ее работы стало создание т. н. Вестминстерских стандартов: Вестминстерского исповедания (Westminster Confession), Полного вестминстерского катехизиса (Larger Westminster Catechism), Краткого вестминстерского катехизиса (Shorter Westminster Catechism), Руководства по богослужению (Directory of Public Worship of God ) и церковному устройству (Form of Church Government). В В. а. приняли участие 20 делегатов от палаты общин и 10 - от палаты лордов, представители от англ. духовенства (от каждого графства) и от пресвитерианской церкви Шотландии, к-рые присоединились к ассамблее с правом совещательного голоса после подписания в сент. 1643 г. «Торжественной лиги и завета». Заседания В. а. начались 1 июля 1643 г. в Вестминстерском аббатстве и регулярно продолжались до 22 февр. 1649 г. (всего 1163 заседания), затем проходили время от времени до роспуска Долгого парламента в 1653 г. Официально В. а. так и не была закрыта. Перед ассамблеей стояла задача создания на Британских о-вах единой реформатской (пресвитерианской) церкви, но окончательное решение парламент оставил за собой, сведя ассамблею до уровня консультативного органа. В «Тридцати девяти статьях» (ст. 21) запрещался созыв такого рода синодов без «разрешения и изволения государей», т. е. парламент, открыв В. а., воспользовался привилегией, принадлежавшей только королю. Кор. Карл I специальным постановлением запретил ассамблею, что сделало практически невозможным участие в В. а. англикан. епископов. Первые 3 месяца в соответствии с указом парламента от 5 июля 1643 г. В. а. занималась пересмотром «Тридцати девяти статей» (15 из них). После подписания «Торжественной лиги и завета», т. е. заключения гражданско-религ. союза между Англией и Шотландией, парламент потребовал от В. а. приступить к работе над новыми документами - руководством по богослужению, к-рое заменило бы англикан. «Книгу общих молитв», и исповеданием веры для церквей Англии, Шотландии и Ирландии (окт. 1643). Большинство делегатов В. а. были кальвинистами, поэтому догматические вопросы не вызывали продолжительных споров. Самые длительные и жаркие дискуссии в 1643-1644 гг. были посвящены вопросам церковного устройства, напр., дискуссия «о божественном праве пресвитерий» продолжалась 30 дней (получила название «долгая дискуссия»).

http://pravenc.ru/text/158238.html

2004. С. 75-93). «Кличами» Новицкий называл минареты. Судя по его записям, в юртах Ср. Зауралья и Зап. Сибири роль минаретов выполняли небольшие возвышения, располагавшиеся посреди населенного пункта. Несмотря на то что это источник более позднего происхождения, он содержит данные, что предпринятая Кучумом исламизация края не прошла бесследно. Миграционным процессам способствовала политика по распространению христианства среди инородческого населения, начавшаяся фактически с 1552 г., после взятия Казани войсками Иоанна Грозного, и продолжавшаяся вплоть до сер. XVIII в. Проводились миссионерские экспедиции, принимались законы, стимулирующие переход в христианство и ограничивающие права мусульман. Напр., на основе указов Сената от 1742 и 1744 гг. только в Тобольском у. было снесено 66 из 89 мечетей, а в Тюменском - 19 из 32. Это приводило к волнениям и восстаниям жителей уездов. Наиболее показательными являются башкирские восстания XVII-XVIII вв., многие из к-рых проходили под предводительством мулл (Елдаш-муллы Суярембетева, Ака-муллы Камкаева, Кильмяк-абыза Нурушева, Батырша Алиева). Последний в «Воззвании» к народам Юж. Урала выдвигал идею вооруженной борьбы за создание самостоятельного мусульм. гос-ва. Восстания вспыхивали в 1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756 гг. Помимо территории Башкирии военные действия активно велись и на Ср. Урале и Зауралье по течениям рек Исети, Чусовой, Уфы, Ирбита. Очень часто к восставшим присоединялись и др. народы Урала, в т. ч. и татары, испытывавшие подобные притеснения со стороны российского правительства. Кульминацией антиправительственных выступлений стало участие мусульм. народов края в Пугачёвском бунте (см. ст. Пугачёвское восстание ). Активное участие мусульман Поволжья и Приуралья в башкир. восстаниях привело к изменению политики российского правительства по отношению к ним. В связи с нарастанием социального напряжения в стране, недовольством народов Урала политикой христианизации Казанская контора новокрещенских дел в 1764 г. была закрыта. Имп. Екатерина II изменила российскую политику по отношению к И. По Указу 1773 г. И. получил офиц. статус «терпимой религии». 8 июля 1782 г. императрица утвердила «типовой проект мечети для Сибири», по которому предписывалось строить мечети в крепостях Оренбургской и Сибирской линий: в Оренбурге, Верхнеуральске, Троицке и Петропавловске для привлечения кочующих казахов и среднеазиат. торговцев. На эти цели начиная с 1783 г. в течение 4 лет из гос. казначейства выделялось по 20 тыс. р. Это способствовало утверждению российского присутствия на границе с Центр. Азией.

http://pravenc.ru/text/674977.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010