4. нъ же вщавъ реч имъ: нсте ли чл, к сотворивый искон, полъ и сотворилъ Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Т. е. Господь указывает на первый брак (Адама и Евы) и на первоначальный закон брака. Бог в начале сотворил одного мужчину и одну, а не несколько женщин, значит, Он имел в намерении, чтобы у мужчины была только одна жена, и он не остовлял ея. 5. И реч: сег ради ставитъ человкъ тца (своего) и матерь и прилпитс къ жен своей, и бдета ба въ плоть И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью 6. коже ктом нста два, но плоть убо бгъ сочета, человкъ да не разлчаетъ. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает Оставит человек отца своего и матерь свою и проч. Это первоначальный, изреченный Самим Богом, закон брака. Если супружеская связь теснее, чем самая сильная связь детей с родителями; если вступающие в брак два человека должны быть как один, – должны быть одушевлены одною душею, иметь одни помышления, чувства, намерения и действия: то мыслим ли тут развод? Еже (что) Бог сочета, человек да не разлучает, прибавил еще Господь. Таким образом, Господь показал, что разводиться противно природе и закону. Противно природе, потому что рассекается одна и таже плоть; закону, потому что разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять (Злат.). Если и может быть исключение, т. е. допущен развод, то это только в одном случае, в случае неверности или прелюбодейства, которым обыкновенно разрушается божественный закон брачного союза, как Господь уже высказал ранее в нагорной проповеди (5 гл. 31–32 ст. Сл. 9 ст.). 7. Глаголаша что убо мсей заповда дати книг распстню и пстити ю; Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Услышав учение Христово о ненарушимости брака, между тем как самим Моисеем, конечно, по внушению Божию, дано Евреям право разводиться с женами ( Втор. 24:1 ), фарисеи возразили Ему: как же (что убо) Моисей заповедил давать разводное гиисъмо (книгу распустную) и пр.? Что нее отвечает И. Христос фарисеям на это?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Предательство Иуды. Антонис ван Дейк Навстречу им уже шла толпа вооруженных людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары. «Тайная вечеря» Николая Ге Последняя трапеза Христа с учениками подробно описана в Евангелиях и полна драматичных сцен. Одну из них изобразил Николай Ге на картине «Тайная вечеря», хранящейся в Русском музее: Христос раскрывает своим ближайшим ученикам, что один из них предаст Его на смерть. 1 Христос, «возмутившись духом», сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин 13:21). В этот момент Он вместе с апостолами не сидит за пасхальным столом, а возлежит — по обычаю, широко распространенному в Древнем Риме и на Востоке. 2 Апостол Иоанн после слов Спасителя о предателе спрашивает у Него, кто же это? На что Христос отвечает: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин 13:26). 3 Апостол Андрей. 4 Апостол Иаков. 5 Пасхальный стол. По Закону каждому иудею на Пасху предписывалось принести жертву в Иерусалимском храме, поэтому в город стекались верующие со всего света. Там же они проводили праздничную трапезу, которая называется седер. Обычно ее принято устраивать в первый пасхальный вечер (в год смерти Христа он выпадал на пятницу), но мест для всех паломников не хватало, поэтому седеры проводили в течение всей недели до Пасхи. Христос с учениками устроили трапезу в Сионской горнице за день до наступления праздника. Согласно иудейскому Закону на праздничном столе должны быть вино и пресный хлеб (они изображены на картине), а также соленая вода, куриные яйца и горькие травы — символы страдания еврейского народа в египетском плену и его спасения Моисеем. 6 Ученики Христа, которые, услышав слова о предателе, озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит (Ин 13:22). 7 Апостол Петр, который подал Иоанну знак, чтобы тот спросил Учителя о предателе. 8 Иуда Искариот, накидывающий на себя верхнюю одежду, чтобы уйти. Художник намеренно изобразил его спиной ко Христу и апостолам, подчеркивая — он отвернулся, предал их. Евангелисты повествуют, что в Иуду вселился сатана. Однако относительно того, когда это произошло, их свидетельства разнятся. Лука утверждает: это случилось еще до Тайной Вечери, когда Иуда предложил первосвященникам предать Учителя. Иоанн же свидетельствует, что это произошло в тот момент, когда, обмакнув кусок хлеба в блюдо (по всей видимости, речь идет о подсоленной воде — неотъемлемой части трапезы на иудейскую Пасху), Христос подал его Иуде. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). Иуда приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30). 9

http://foma.ru/velikiy-chetverg-na-karti...

Гл. II, ст. 8. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Ст. 9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Ст. 10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему благое, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Видите – и опять: во-первых, Иудею. Кто больше и дольше оказывал верности и преданности единому истинному Богу, кто усерднее других последовал за явившимся Спасителем мира, тому больше и утешения, и награды. Но Господь справедлив ко всем; Он не лишает Своих милостей пришедших к Нему на подвиги в девятый и даже в одиннадцатый час, т. е. в конце земной своей жизни или уже позже многих тружеников. Поэтому от Него подается слава, честь и мир тоже после иудея и эллину, т. е. всякому язычнику, делающему доброе. Потому что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу ( Деян. Х, 35 ), т. е. достоин быть принят в Церковь христианскую, а чрез нее – в Царство Божие. Ст. 11. Ибо нет лицеприятия у Бога. Ст. 12. Поэтому те, т. е. язычники, которые, не имевши закона писанного, богооткровенного, согрешали, вне этого закона и погибнут, т. е. будут судиться не по богооткровенному, писанному для евреев закону, а будут судимы и осуждены по обличениям их собственной совести; и конечно, осуждение их будет гораздо легче, чем осуждение и наказание евреям, имевшим писанный закон, богослужение, постоянных руководителей и, кроме того, ряд чрезвычайных вестников и действий воли Божественной – т. е. пророков, чудеса и т. п. С неведующего меньше взыскивается или должно взыскиваться, чем с знающего, ученого и поставленного в лучшие, более благоприятные для жизни условия и, однако, делающего преступления. Так и св. апостол говорит: а те, которые под законом, т. е. законом Моисеевым, согрешили, по закону и осудятся. В законе Моисеевом еврею были подробно уяснены все его обязанности, распределен почти каждый шаг, каждая минута его жизни. Следовательно, на суде пред Богом еврей, имевший руководителем закон, безответен. Раб же тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много, наказан будет строго ( Лk. XII, 47 ). Тяжко положение еврея, жившего под законом. Строже с него потребуется ответственность. За то и досточтимо было его звание до Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Ос.4:4 . Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ – как спорящие со священ­ником. Смысл стиха не ясен и толкуется различно. По-видимому в ст. 4 пророк запрещает Израилю прекословить возвещенному выше приговору. Так как израильтяне склонны были оправдывать себя и считать кару незаслуженной, то пророк и предостерегает их, говоря: «никто не спорь». «И твой народ – как спорящие со священником». «Твой народ» – народ десятиколенный Израиля, мыслимого как личность. Священник, по закону Моисееву, был судьею народа, постановляющим окончательные решения. Не подчиняющийся решению суда священника по закону, подвергается смертной казни ( Втор 17.8–13 ). И Израиль, восставая против определений Божиих, уподобляется тем дерзким людям, которые спорят против решений священника, и заслуживают назначенного им наказания. Выражение слав. текста «аки прорекаемый жрец», не дающее точного смысла, представляет перевод с греческого. В греч. тексте., вероятно, вместо теперешнего ς αντιλεγμενος ιερες читалось прежде ς´ αντ. ιερεσι, 2со священниками». Ос.4:5 . И ты падешь днем, и про­рок падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою. Гибель будет совершаться и днем и ночью. Падет народ ( «и ты падешь»), падут с народом и пророки, – конечно, пророки ложные, вводившие народ в грех . «Истреблю матерь твою» – образное выражение, в котором предвозвещается погибель царства и народа; мать – народ или царство. Вместо последнего выражения в слав. тексте читается: «нощи уподобих» (евр. vedamithi – ωμοωσα) «матерь твою». Чтение, не дающее ясного смысла, возникло потому, что LXX приняли евр. глагол damah в значении «быть подобным», тогда как глагол имеет и другое значение, более соответствующее контексту данного места, именно – переставать, останавливаться, прекращать, истреблять. Ос.4:6 . Истреблен будет народ Мой за недостаток веде­ния: так как ты отверг веде­ние, то и Я отвергну тебя от священ­нодействия пре­до­ Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей тво­их. По ст. 6-му гибель постигнет народ за недостаток знания о Боге и за нежелание почерпнуть это знание из источника боговедения – закона, за отвержение закона. Вместо рус. истреблен будет народ Мой в слав. читается: «уподобишася людие Мои». Последнее чтение возникло потому, что LXX ошибочно евр. гл. nidmu производили как в ст. 5, от корня damah в значении уподобляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.18:9 .  Го­с­по­дь же в виде­нии ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, «В видении...» – не во сне, хотя и «ночью», а именно «в видении», в бодрственном состоянии (ср. Деян.16:9 ). Возможно, что под влиянием тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии ( Деян.20 и д.). Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя «не бояться» и «не умолкать» и обещая Свою помощь и заступление. Деян.18:10 .  ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. «У Меня много людей в сем городе». Под этими людьми, коих Господь называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и известные Павлу, но главным образом (ср. Ин.10:16, 11:52 ) имеющие обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе ( Деян.13:48 ). Деян.18:12 .  Между тем, во время про­консуль­ства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и при­вели его пред судилище, «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии». По римскому разделению провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53–54 годы по Р. X.) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего – ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат. По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный, человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом дееписателя. Деян.18:13 .  говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. «Чтить Бога не по закону» – глухое выражение, имеющее в виду указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих.3:8 .  А я исполнен силы Духа Го­с­по­дня, правоты и твердости, чтобы выска­за­ть Иакову пре­ступле­ние его и Израилю грех его. Пророк выставляет на вид авторитет своих речей, исходящих от силы Св. Духа, и указывает характер своей проповеди . В слав. т. вместо утвердительной формы речи условная: «аще аз не наполню силы Духом Господним». Мих.3:9 .  Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнуша­ю­щиеся правосудием и искривля­ю­щие все прямое, Мих.3:10 .  созида­ю­щие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! С 9 ст. пророк возвращается к началу своей речи и снова обличает глав и князей дома Иакова (ср. Мих.3:1 ). «Созидающие Сион кровию и Иерусалим – неправдою»: пророк обличает князей в том, что свои дома, составляющие украшение Сиона, они создали на средства, добытые путем притеснения и неправды; можно словам пророка придать и более общий смысл: князья совершают так много насилия и неправды, что из них как бы построен Сион и весь Иерусалим. Мих.3:11 .  Главы его судят за подарки и священ­ники его учат за плату, и про­роки его пред­вещают за деньги, а между тем опирают­ся на Го­с­по­да, говоря: «не среди ли нас Го­с­по­дь? не по­стигнет нас беда!»: Пророк продолжает исчисление грехов, имеющих вызвать гнев Иеговы. «Священники его учат за плату»: по закону Моисееву, в трудных для решения судебных делах судьи должны были обращаться к священникам и поступать « по закону, которому научат они и по определению, какое они скажут» ( Втор 17.8–11 ). Очевидно, священники за взятки извращали закон и поставляли несправедливые решения, за что и обличает их пророк. Тяжесть обличаемых пророком преступлений, при этом, особенно увеличивалась тем, что виновники их считали себя истинными чтителями Господа, уверены были в обитании Господа среди них и в Его защите от бед. С такими ложными воззрениями должен был позже бороться Иеремия ( Иер 7.4 ). Мих.3:12 .  Посему за вас Сион распахан будет как по­ле, и Иерусалим сделает­ся грудою раз­валин, и гора дома сего будет лесистым холмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда люди питаются только телесной пищей, а о духовной пище небрегут, тогда они уподобляются скоту несмысленному. Ум их помрачается, и они уже не чувствуют ни меры, ни границ. Понятия о пользе и вреде пищи у них извращены до крайности. Они говорят: «Ешь больше и вкусней, никаких постов, и будешь здоров!» Такое понятие бывает от пристрастия к пище. А к чему это приводит? К тому же, к чему привело Гадаринцев. Гадаринцы просили Господа Иисуса Христа удалиться от них, потому что боялись от Него другого убытка, кроме гибели стада свиней. Но нельзя забывать, что воздержание в пище и питии – это еще не все! Поститься надо не только телесно (воздержание от скоромной пищи и воздержание в количестве пищи), но надо еще соблюдать и духовный пост. А пост духовный – это что? Избегать анекдотов, всяких увеселений, плясок, смехотворства, почитать церковные праздники и чаще посещать храм Божий, избегать всего недостойного и греховного, избегать многословия, празднословия и, в особенности, осуждения, а самое главное – творить добрые дела – дела милосердия и христианской любви. Господь Бог чрез пророка Исаию возвестил людям: «Вот пост, который Я избрал 32 : разреши оковы неправды (т.е. если ты допустил какую неправду, сделал что-либо несправедливое по отношению к ближнему и как бы сковал его своей клеветой или другим чем-либо, то восстанови его правду и открой покаянием свою неправду), развяжи узы ярма (т.е. если, будучи здоровым, живешь за чужой счет, то трудись сам), и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом» ( Ис.58:6–7 ). Вот какого милосердия требовал от людей Господь Бог еще задолго до Рождества Христова, когда люди жили по закону Моисееву, который гласил: «Око за око, и зуб за зуб», т.е. если у тебя выбьют зуб или глаз, то ты законно можешь отомстить тем же и можешь выбить зуб и глаз. А теперь? Какое милосердие, сколько добра должны делать ближним мы, истинные христиане, живущие по закону Христа Спасителя! «Заповедь новую даю вам, – говорит Христос, – да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). «Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть» ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Фразу всё (πντα), что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте нужно рассматривать без отрыва от ее продолжения: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Акцент здесь ставится не на том, что учение книжников и фарисеев хорошо само по себе, а на противоречии между их словами и делами. Можно отнести первую часть фразы к закону Моисееву, о котором Иисус в Нагорной проповеди говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё (πντα) ( Мф.5:17–18 ). В обоих случаях Иисус употребляет слово πντα («всё»), однако ни в том, ни в другом случае оно не употреблено в буквальном или абсолютном смысле. Сделав в Нагорной проповеди заявление о важности и непреложности предписаний Моисеева законодательства, Иисус сразу же в серии антитез не только дает Свою интерпретацию этих предписаний, но и – в некоторых случаях – противопоставляет Свое учение закону Моисееву: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших... ( Мф.5:38–39, 43–44 ). То же самое мы наблюдаем и здесь: сделав сначала повеление соблюдать то, чему учат фарисеи, Иисус далее критикует не только дела фарисеев, но и их учение. Такова особенность Его речи, отличающейся яркостью, образностью, полемической заостренностью, но одновременно не лишенной и внутреннего антиномизма, не вписывающегося в строгие рамки построенного на принципах логики философского дискурса. Выражение Моисеево седалище, по предположениям некоторых ученых, может указывать на каменное сиденье, которое ставилось в синагоге для учителей и раввинов: сидя на нем, они произносили свои поучения. Такие сиденья с высеченными на них надписями на иврите, содержащими цитаты из Ветхого Завета, сохранились в обнаруженных при раскопках древних синагогах Хоразина, Делоса, Дура-Европоса и Тиберии. 89 Более вероятно, однако, что Иисус употребляет это выражение метафорически, обвиняя книжников и фарисеев в том, что они узурпировали право толковать закон Моисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств ( 4Цар. 22:1 ; ⇒ Иосия). Согл. «закону для царей» ( Втор. 17:18–20 ), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор. 28 ), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» ( 4Цар. 23:25 ). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.; г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидетельствовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» ( Ис. 24:5 ). Это обвинение повторяется вновь и вновь ( Ис. 5:24 ; Ис. 42:24 ; Иер. 6:19 ; Иер. 9:12–14 ; Иер. 26:4–6 ; Иер. 32:23 ; Иер. 44:10.23 ; Иез. 44:23 ; Ос. 4:6 ; Ам. 2:4 ; Зах. 7:12 ; Мал. 2:4–8 ). Пророки не возвещают ничего другого, кроме того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидетельством истинности слова Божьего, которое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении; д) ⇒ Ездра, вернувшийся из вавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010