Каким же образом закон Моисеев был приготовлением к закону Христову, был детоводителем ко Христу ( Гал. 3:24 ), как говорит св. Апостол Павел. Закон Моисеев строго обязывал человека к исполнению заповедей Божьих и грозил страшною казнью, проклятием и смертью за нарушение хотя одной из них. Кто же в состоянии исполнить весь закон? Кто может быть чист пред Богом? Никто, следовательно по закону никто не изъят был от осуждения и проклятья. Это самое заставляло людей надеяться не на свои заслуги и добрый дела, но смиренно уповать на грядущего Искупителя и в Нем искать спасенья. Делами Закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех . Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. ( Рим. 3:20–22 ). Закон давал повеления, но не знал помилования; Иисус Христос, напротив того, пришел грешников спасти и загладить беззакония всего мира. Закон давал повеления, но не давал сил исполнять их; благодать Нового Завета немощное врачует, оскудевающее восполняет. Ветхий Завет делал людей рабами закона, действовал на них страхом, угрозами: Новый Завет дает область чадам Божьим быть всем верующим во имя Иисуса Христа, Который привлекает к себе любовью и благодеяниями. Новый Завет имеет основание в ветхом, а ветхий завет заимствует свою силу и значение от нового. Могла ли кровь телячья и козлиная очищать грехи людей, если бы она не была прообразом бесценной крови Христовой? Все Богослужение Ветхого завета наполнено прообразами завета Нового: Все это происходило с нами, как образы; а описано в наставление нам ( 1Кор. 10:11 ). Не вдаваясь в частные объяснения прообразовательного значения ветхозаветных обрядов, о чем не нужно теперь говорить подробно ( Евр. 9:5 ), скажем вообще, что в Ветхом завете только обетование и тень будущих благ – оправдания и спасения, а в Новом действительные блага, самая истина. Вот почему последний выше, совершеннее первого, и почему первый отменен, а последний будет существовать вечно. Впрочем мы яснее поймем Ветхий Завет , когда подробнее узнаем Новый. А теперь возвратимся к горе Синайской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

— Прекрасно, Учитель, — вынужден был согласиться книжник. — Истинно Ты сказал, что Он един и нет другого, кроме Него; и любить Его всем сердцем, и всем разумением, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, больше всех всесожжений и жертв. [ 24 ] Отвечая книжнику, Христос определил Свое отношение к древнему Моисееву Закону, и из Его слов становится понятным, почему Он хотел сохранить его. Когда речь заходила о Писании, Иисус говорил прямо: Не подумайте, что Я пришел упразднить Закон или Пророков; Я пришел не упразднить, но исполнить [ Πληρωσαι — наполнить, восполнить, завершить, придать полноту; от πλρωμα— полнота. См.приложение 3]. Ибо истинно говорю вам: пока не пройдут небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не пройдет в Законе, пока все не сбудется… Если ваша праведность не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное. [ 25 ]   Таким образом, Христос учил о Библии как о божественном Откровении и признавал необходимость живого церковного предания, которое раскрывало бы ее смысл. Именно поэтому Он говорил народу о фарисеях: «Все, что они скажут вам, исполняйте». Но если книжники часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил, то Иисус возвращал Ветхий Завет к его истокам, к Десяти заповедям Синая, к подлинному Моисееву наследию, сохраненному пророками. Притом Он относился бережно и к внешним предписаниям, не желая соблазнять «малых сих» и порывать с традицией. «Никто, — замечал Иисус, — испив старого (вина), не захочет молодого, ибо говорит: старое лучше». [ 26 ] Тем не менее, толкуя Тору, Он переносил центр тяжести из сферы церемоний в область духовно–нравственную. Более того, Он углублял и дополнял этические требования Закона. Если Закон воспрещал убийство, то Иисус призывает изгонять из сердца ненависть — корень преступления. Если Закон осуждал нарушение верности брака, то Иисус говорит об опасности порочных чувств. Если Закон требовал соблюдения клятвы, то Иисус вообще считает ее излишней: Да будет же слово ваше «да — да», «нет — нет»,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Там омывают жертвы всесожжения», т. е. по Лев. 1.9 внутренности и ноги ее, – более нечистые части. Замечанием предуказывается на большое значение этой жертвы, о которой будет впоследствии речь. Омовение нужно было для этой лишь жертвы, как святейшей. Для омовения требовалась особая комната, чтобы не осквернять им храма. В Ватик. и др. кодексах нет 2-й половины стиха; всего стиха нет во всех древних переводах за исключением LXX. Иез.40:39 .  А в при­творе у ворот два стола с одной стороны и два с другой стороны, чтобы заколать на них жертвы всесожже­ния и жертвы за грех и жертвы за пре­ступле­ние. В то время, как по Моисееву закону жертвы нужно закалать у северной стороны жертвенника, в таинственном храме Иезекииля, важнейшие, по крайней мере, жертвы: всесожжения, жертва за грех (­­ Лев. 4.3 и д.) и за преступление (­­ Лев. 5.19 ; слав. «яже за неведение») закалались в притворе ворот, должно быть чтобы особенная святость этого храма не осквернялась грехом, который за грешника несет на себе живое животное. Заклание производилось, может быть, как и в прежнем храме, на особых столах, которых для этой надобности было 4 (может быть, по числу стран света); расположены они были симметрически (как все в таинственном храме) по 2 с каждой стороны притвора (см. план 2 – а, b, с, d). Таким образом уже внутренность ворот видом жертвенных столов вводила входящего в богослужение, главную часть которого составляли жертвы. Иез.40:40 .  И у наружного бока при входе в отверстие северных ворот были два стола, и у другого бока, подле при­твора у ворот, два стола. В воспоминание же о том, что по Моисееву закону жертва закапалась на северной стороне жертвенника, у северных внутренних ворот, кроме упомянутым столов в притворе для заклания жертв, стояли столы для той же цели по бокам ворот, тоже числом 4, и тоже симметрически расположенные (План 2 – е, f, g, h.) Нахождение столов вне ворот делало удобным раздавание с них частей народу после отделения из жертвенного животного священнической части. LXX: «и созад стока всесожжений (о котором говорит текст LXX в 38 ст., см. объяснение его) дверий зрящих на север две трапезы на восток протву задней стране (дверий) вторых (т. е. у конца ворот, вдающихся во внутренний двор, где были вторые двери их) и противу елама врат (т. е. у противоположной, выходящей на внешний двор, части ворот) две трапезы на восток»; следовательно, по LXX столы были расположены с одной лишь стороны северных ворот, – главной, восточной (план 2-e, f, k, д), потому что там был и сток для крови (см. гл. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Закон дал заповеди, тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно? Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Да это и совершенно бесполезно. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости. Примечай, что Господь зачался не тотчас, как Ангел сказал: «и вот зачнешь», но после сего, когда восхотел. Ибо смотри, что здесь говорит: «нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Это видно и из самого изречения, ибо не сказал: «зачинаешь», но «зачнешь». Из сего можно заключить, что Господь зачался в то время, но не в ту самую минуту, когда говорил Ангел, а может быть, когда окончил речь. Впрочем, мы говорим это не утвердительно. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву». Хорошо сказал: «по закону Моисееву», ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было сорок. В Законе сказано: «женщина зачнет (зачнет от семени) и родит младенца мужеского пола» (Лев. 12, 2); а Дева зачала не от семени, но родила от Духа Святого. Поэтому она не имела необходимости, а пришла во храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения — семь, а женского — вдвое? «Если женщина, — сказано, — зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней… Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели» (Лев, 12, 2. 5)? Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву — сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания. — Слова Закона: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» сбылись собственно на одном Христе; ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж. — Закон повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение — от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию; ибо голубь — птица многоплодная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

    Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Так как Мессию считали простым человеком, Господь опровергает такое мнение. Из пророчества Давидова Он раскрывает ту истину, что Он — Господь: открывает им Свое Божество. Фарисеи сказали, что Христос будет сын Давидов, то есть простой человек. Но Господь возражает: «как же Давид называет Его Господом», — и не просто называет Господом, а «по вдохновению», то есть по благодатному дару Духа, получив о Нем откровение. Этими словами Господь не отрицает, что Он — Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова. Так спрашивает Господь для того, чтобы фарисеи или сознались, что не знают, спросили Его и узнали, или, истинно исповедав, уверовали, или же, наконец, не найдя ответа, ушли с посрамлением и более не смели бы спрашивать Его.   Глава двадцать третья   Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители — люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее — Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с «Моисеева седалища», то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5. Да подзаконные искупит, да всыновление восприимем. Для того единородный Сын Божий благоволил родиться или воспринять наше человеческое естество и подчиниться закону Моисееву, «чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Да подзаконные искупит. Подзаконными называются у Апостола Иудеи, которые получили от Бога закон чрез Моисея, и, как говорит сам Апостол от лица Иудеев, «до пришествия веры» (в Иисуса Христа) «заключены были под стражею закона, – заключены до того времени, как надлежало открыться вере» ( Гал.3:23 ). Закон не оправдывал подзаконных, как писал св. Павел к римским христианам, говоря: зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним (Богом): законом бо познание греха ( Рим.3:20 ). Потому подзаконные, не имея возможности получить оправдание пред Богом, «от страха смерти, чрез всю жизнь, были подвержены рабству» ( Евр.2:15 ). Да всыновление восприимем. Под усыновлением Апостол разумеет новое благодатное состояние верующих в Иисуса Христа. Об этом усыновлении святый Иоанн Богослов говорит: Елицы прияша Его (Иисуса Христа), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Ин.1:12–13 ). Это усыновление Богу чрез веру в Иисуса Христа с одной стороны освобождает верующих от рабства законного, или от подчинения обрядовому закону Моисееву и от страха смерти за нарушение закона, которого человек не в состоянии был исполнить, а потому и не мог оправдаться от дел закона; а с другой стороны вливает в душу верующих сыновнюю любовь к Богу, как всеблагому Отцу, и дает им дерзновение, с детскою преданностию и упованием обращаться к Богу, как Отцу, и взывать: Авва, Отче! Апостол Павел в послании к Римлянам это усыновление изображает так: «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва Отче» ( Рим.8:15 ). И в следующем стихе объясняет свойство этого усыновления, говоря: 6. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Именно полемика с фарисеями относительно понимания закона Моисеева стала главной причиной того, что Иисус был осужден на смерть. Его трактовка закона воспринималась фарисеями как нечестивая и богохульная; фактическое отвержение Им заповеди субботнего покоя, предписаний о ритуальных омовениях и иных традиций они считали грубейшим нарушением «предания старцев» ( Мф. 15:2 ) неписаных правил, которыми в иудейской устной традиции оброс писаный закон Моисеев. Обо всем этом мы подробно говорили в книгах, посвященных жизни и учению Иисуса Христа. На раннем этапе бытия Церкви в нее влились два основных потока: обращенные из иудаизма и обращенные из язычества. При этим первых было немного, так как в основной своей массе иудеи противились новой вере, а вторых становилось все больше и больше. Первые ставили для себя вопрос: как можем мы, впитавшие закон Моисеев с молоком матери, отказаться от него? Перед вторыми вставал совершенно иной вопрос: почему мы должны, уверовав во Христа, следовать не только Его учению, но и учению тех, кто Его распяли? Предстояло решить принципиальный вопрос об отношении к закону Моисееву, включая его неотъемлемую составляющую – заповедь об обрезании. Но помимо решения принципиального вопроса надо было сформулировать миссионерскую стратегию и определить, в каких конкретных формах это решение должно воплотиться. Если закон Моисеев утрачивает силу, то полностью или частично? И если частично, то что в нем должно быть сохранено, а что может быть опущено? Апостолы долго рассуждали, после чего Петр – фактический глава апостольской общины – встал и сказал: Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они ( Деян. 15:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, прежде чем мы уверовали, в каждом из нас было царство греха. Но затем приходит Христос и убивает всех царей, которые правили в нас царствами греха, и повелевает нам истребить всех царей и не оставлять ни одного из них. Ибо если кто-то сохранит в себе хотя бы одного из них в живых, то таковой не сможет сражаться в воинстве Иисуса. Таким образом, пока в тебе правит жадность или самовосхваление или гордость или сластолюбие, ты не будешь воином Израиля и не исполнишь повеление, которое Господь дал Иисусу. Сказано: «Сделал так, как заповедал ему Моисей, раб Господень» ( Нав.11:15 ). Здесь Моисеем названо само слово закона, как и в Евангелии говорится: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Следовательно, закон повелевает нам уничтожить всех царей греха, которые побуждают нас грешить. «Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел ему Моисей» ( Нав.11:15 ). В начале нашего объяснения мы сказали, что все предписанное законом, который здесь назван Моисеем, Иисус исполняет и в себе, и в нас, истребляя в нас пороки и низвергая самые зловещие царства греха. Тем не менее, и о Самом Господе нашем и Спасителе можно сказать, что все предписанное в законе Моисеем Иисус исполнил и не отступил ни от одного слова, как и Апостол говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). Поэтому так как Он родился под законом, то, будучи под законом, Он исполнил все, что повелел закон, чтобы освободить нас от проклятия закона. Сам Он говорит о Себе: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» ( Мф.5:17 ). 5 . Сказано: «Все взяли они войною; ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля» ( Нав.11:19–20 ). Не говорится, что Иисус взял одно и не взял другое, но сказано, что он взял все, то есть захватил и уничтожил все. Воистину, Иисус искупил всякий грех . «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» ( Тит.3:3 ) и обладали всеми видами греха, которые только возможны в людях, до того, как уверовали. Потому хорошо сказано, что Иисус убил всех, кто вышел на войну. Ибо нет такого вида греха, который не преодолел бы Иисус – Слово и «премудрость» Бога (ср. 1Кор.1:24 ). Он превосходит и побеждает всякий грех. Или мы не верим, что умерщвляется всякий вид греха, когда мы приходим в спасительную баню? Ведь апостол Павел после того, как перечислил все виды греха, добавляет: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.6:11 ). И в этом смысле Иисус все взял войною и все разрушил, потому что Господь Своими действиями ожесточил их сердце, и они поспешили сразиться с Израилем и были уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разумеем его узы, сначала в Кесарии, а затем в Риме. При свидании ап. Павла с представителями Иерусалимской Церкви, последние предупредили его, что у христиан из иудеев сильное предубеждение против него: они негодовали на апостола за то, что он не только язычников освобождает от исполнения Моисеева закона, но и всех иудеев рассеяния, живущих вне Палестины, склоняет к отступничеству от него и убеждает их не обрезывать своих детей. Обвинение было справедливо отчасти и основывалось на поспешном выводе из учения апостола. Ап. Павел, как и ап. Пётр, согласно постановлению апостольского собора, учили, что спасение человека созидается не законом Моисеевым, а верой во Христа Спасителя 75 . Это положение со временем должно было прекратить обязательность закона Моисеева и для христиан из иудеев. Ап. Павел далёк был от мысли сразу прекратить эту обязательность и притом насильно. Мы видим, что он сам обрезал сына уверовавшей во Христа иудеянки – Тимофея 76 . В таком духе примирения он и учил об отношении к закону Моисееву: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание – ничто и не обрезание – ничто; но всё – в соблюдении заповедей» 77 . Ап. Иаков и пресвитеры посоветовали ап. Павлу, для смягчения нерасположения ревнителей закона Моисеева, принять участие в обете четырёх бедных назореев. Обет назорейства состоял в том, что принявший этот обет отращивал себе волосы, соблюдал пост, отказывался от вина и исполнял некоторые обряды в продолжение назначенного срока, после чего в храме приносил за себя очистительную жертву. Можно было также участвовать в обетах других, приняв на себя издержки в исполнении очистительной жертвы. Ап. Иаков и пресвитеры иерусалимские имели в виду этим мероприятием фактически опровергнуть грозившее апостолу опасностью обвинение. Ап. Павел согласился на предложение. Согласие его не было изменой христианской свободе: оно было приноровлением, по самым благонамеренным побуждениям, к слабостям братьев. «Будучи свободен от всех, – говорил апостол, – я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Таким образом, Иудеи, не разумея праведности Божией и стараясь достигнуть оправдания чрез исполнение закона Моисеева, уже потерявшего свое прежнее значение, не покорились праведности Божией»: т.е. они не приняли того способа оправдания, какой Богом показан чрез Иисуса Христа; они не уверовали в Иисуса Христа, или не покорились Евангельской проповеди, которая возвещает праведность, приобретаемую не чрез исполнение закона Моисеева, а чрез веру в Иисуса Христа и последование Его Божественному ученью. Святый Златоуст говорит: «Праведность Иудеев Апостол называет собственною или потому, что закон не имел уже силы, или потому, что она приобретается трудами и потом. А правдою Божиею называет праведность от веры, потому что она приобретается единственно по благодати свыше, и мы оправдываемся не трудами, но по дару Божью. Напротив те, которые постоянно противятся Святому Духу, и усиливаются оправдаться посредством закона, далеки от веры. Будучи же далекими от веры, и не получив оправдания, даруемого верою, а равно не имея возможности оправдаться законом, они все потеряли 44 . Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему. «Потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего». Апостол сам раскрывает, в чем состоит неведение Иудеев, по которому они не уразумели праведности Божией: они не уразумели, что Христос, которого они отвергли, есть конец Моисеева закона; что Христос есть последняя цель, к которой руководил Моисеев закон; что только чрез веру в Иисуса Христа достигалась по истине та праведность, которой требовал сей закон. Моисеев закон учил Иудеев искать праведности чрез веру в обетованного Искупителя; только эта вера давала закону силу оправдания; а без этой веры закон Моисеев сам собою не мог оправдывать. Поэтому святый Павел, в послании к Галатам, говорит: закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся; пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы ( Галат.3:24.25 ). «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Этого Иудеи и не понимали, что закон есть только детоводитель ко Христу, а сам не доставляет праведности, и только чрез веру во Христа достигается праведность или оправдание пред Богом; потому они упорно держались за пестуна, и не пошли ко Христу, и не уверовали в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010