Потерпев полную неудачу в этом коварном замысле, иудеи опять после праздника появились в Галилее начали следить за Спасителем и изыскивать случаи с целью обвинить Его в закононарушении. Случай им скоро представился, но он послужил лишь к их собственному изобличению. Иудейские законники не ограничивались простым исполнением закона Моисеева, а с течением времени присоединили к нему мно­жество самовольных дополнений и прибавлений, которым иногда стали придавать даже больше значения, чем самому закону Божию. Эти прибавления с особенною ревностью соблюдались книж­никами и фарисеями, которые смотрели на них как на «ограду» закона, не смотря на то, что они часто стояли в прямом противоречии с последним и служили прикрытием низкого лицемеря. Фарисеи заметили, что ученики Иисуса Христа однажды не умыли рук перед едой. Это на их взгляд было великое преступление, – такое же, по учению раввинов, как поесть сви­нины. «Кто не умывает рук при еде, тот подлежит извержению из общества, ибо в рукомытии заключается тайна десяти заповедей», «тот достоин смерти», «подобен убийце» и так далее, как истолковывали строгие законники. Спаситель восполь­зовался этим случаем, чтобы преподать жалким буквоедам урок, что они должны смотреть на дух закона, а не на его букву, иначе окажутся в противоречии с там самым законом, который они думают охранить. Отвечая на укор, Он в свою очередь спросил их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почи­тай отца и мать; а вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почтить отца своего и мать свою». Т. е. когда родители требовали от детей должного почтения и особенно вспомоществования, то по фарисейскому преданию достаточно было хоть словесно объявить принесенною в храм ту часть иму­щества, которая должна бы пойти на содержание родителей, чтобы считать себя свободным от обязанностей содержать их или оказывать им вспомоществование, так как посвященное храму или Богу, по закону, уже не могло быть обращаемо на другие нужды. Это низкое лицемере и нашло обличителя во Христе. «Таким образом, заметил Он им, вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры!» И затем Спаситель поучал как народ, так и своих учеников, что в царстве небесном чистота сердца важнее чистоты рук. «Ибо из сердца исходить злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Вот это все действительно «оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека», и самое правило это вызвано лишь обыденным требованием опрятности, а отнюдь не имеет безусловного нравствен­ного характера, как толковали фарисеи, эти «слепые вожди слепых».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Скачать epub pdf Сретение Господне Праздник Сретения Господня не только символически показывает завершение Ветхого Завета и начало рождения Нового Завета, но в нем еще сокрыт некий глубокий смысл. Во-первых, он учит нас послушанию. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Матерь Божия не нуждалась в днях очищения, потому что рождение Ее Дитяти произошло чудесным образом, но несмотря на это Она за послушание исполнила закон, который был в то время в Ее народе. Закон повелевал, чтобы каждый рожденный младенец-первенец был посвящен Господу. И Сретение Господне – это день, когда Младенца Христа на сороковой день после Его рождения приносят в храм, чтобы поставить Его перед Богом. «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных». Жертва приносилась в знак очищения и в знак благодарности Богу. Когда человек благодарит, обычно это выражается в том, что он нечто от себя отрывает и дает другому. И при принесении младенца во храм приносили с собой и жертву. Тогда у немногих людей были деньги, и жертва была установлена в форме приношения птиц, которые отдавали на храм, и они шли в пищу священнослужителям или обслуживающим храм людям. Но смысл духовный того, что Матерь Божия пришла в храм, не в этих жертвах и не в очищении, в котором Она не нуждалась, потому что была Приснодевой, а в поставлении перед Богом. Этот обычай перешел и в Церковь Господню: крестить ребенка на сороковой день после рождения в память о Сретении Господнем, чтобы с самого младенчества своего человек посвящался Богу. Хотя дитя еще не имеет веры, и не может отличить правду от лжи, и не знает грамоты, но родители, принося его в храм, как бы ручаются Богу за него, что он будет воспитан в богопочитании, в любви к Богу и к закону Божию. Сейчас, правда, крещение редко приходится на сороковой день, обычно его совершают позже, но само стремление во что бы то ни стало крестить ребенка, хотя родители часто и не понимают, зачем они это делают, идет как раз от этого обычая, который укоренился очень прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Глава VII Каким образом христиане освободились от подчинения закону и какие следствия этого освобождения (1–6). Находясь под законом, человек не мог быть праведным, потому что закон только еще более возбуждал силу греха (7–13). Причиною такого явления было природное бессилие человека в отношении к добру (14–25). Рим.7:1 .  Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7:2 .  Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. У Апостола осталось недостаточно разъясненным положение 14-го стиха VI-oй гл.: «вы не под законом, а под благодатью». Он и дает теперь это разъяснение, сравнивая положение читателей до принятия ими христианства с положением замужней женщин. Закон привязывает жену к мужу – она не может уйти от него, пока он жив. Только смерть разрывает брачный союз. С читателями послания случилось нечто подобное. Они умерли для закона и этим освободились от всякой зависимости от него. Теперь они с полным фактом могут принадлежать Христу. Этот новый союз или брак для них несравненно полезнее, потому что тут они не служат уже страстям своим, как прежде, а совершают добрые дела. Прежде всего Апостол устанавливает то положение, признаваемое всеми, что закон, всякий закон – и еврейский, и языческий – написан для временной жизни человека. В частности, поэтому и закон о неразрывности брака, о «привязанности» жены к мужу имеет в виду опять только временную жизнь и не простирает своих прав долее: если один супруг умирает, жена-вдова, понятно, становится существом свободным и может вступить в новый брак. «Знающим закон». Здесь разумеется вообще закон – не один Моисеев. В особенности Апостол мог назвать так римлян, которые хорошо были знакомы с законами 24 . «Пока он жив» – он, т. е. человек. Человек – мужчина и женщина – пока представляет собою члена общества, до тех пор и должен повиноваться закону, упорядочивающему отношения членов общества друг к другу. – Если умрет муж. Апостол упоминает только об одном случае, когда возможен был второй брак для женщины – это смерть мужа. О том, что жена могла выходить замуж и тогда, когда муж давал ей развод, Апостол не говорит потому, что у него действующею стороною изображается жена, а в разводе она такою не была ( Втор 24:1 ). – «Освобождается от закона замужества», т. е. перестает существовать, как жена, освобождается от власти (закона) мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Увещание к сохранению христианской свободы (1–12). Нравоучительный отдел послания (13–26) Гал.5:1–12 . Теперь Апостол приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем, праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Апостол еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами. Гал.5:1 .  Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср. Гал.4:9 ). Гал.5:2 .  Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой по­льзы от Христа. С полным сознанием своего авторитета ( «вот я, Павел, говорю вам»), Апостол выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать. Гал.5:3 .  Еще свиде­тель­ствую всякому человеку обрезыва­ю­щемуся, что он должен исполнить весь закон. С другой стороны, Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать «весь» закон. – «Еще свидетельствую». Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора ( Деян.16:4 ). Гал.5:4 .  Вы, оправдыва­ю­щие себя законом, остались без Христа, отпали от бла­го­дати,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почему через семь веков после пришествия Христа появилось мусульманство? У МИКРОФОНА ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ. В ГОСТЯХ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ НОСОВ, КУРАТОР ДВИЖЕНИЯ «СОРОК СОРОКОВ». 11.08.2014 12:19:11 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям, у микрофона протоиерей Олег Стеняев. У нас есть письменные вопросы. Начнем с них.                    - На Святой земле недавно были убиты трое еврейских юношей. И вскоре, похоже  - в отместку за это преступление, был похищен и заживо сожжен шестнадцатилетний палестинский подросток. Что происходит на Святой земле? И почему?                   -Сейчас со мной в студии координатор движения «Сорок сороков» Владимир Носов. Действительно это вопрос очень горячий. Происходит сращивание религий и политики. Всегда, когда это происходит, это приобретает самые жестокие формы. И неважно, какая религия. Христианство с крестовыми походами, ислам или иудаизм с призывом: око за око, зуб за зуб. Например, в книге Бытия слова патриарха Иакова: …Симон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;  в совет их да не выйдет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле (Быт. 49, 5). Что значит «разделю их»? Симон - это представитель светской власти, а Левий  - представитель духовной власти. И когда сращивание происходит, это всегда гремучая смесь. Когда ведутся военные действия с религиозными идеями. Или совершается какая-то акция: провокация, теракт, и это замешано на религии -  это всегда приобретает самые жестокие формы. И поэтому Иаков проклинает союз Левия и Симона, и он говорит, что надо отделить одного от другого. Потому что одно дело - это мир политики, а другое дело - это мир религии. Вот, смотрите, нашли трех убитых юношей. Как должны были поступить по закону Моисееву? Там сказано: если находят убитого человека, то отмеряют, к какому селению  труп находится ближе. И жителей этого селения призывают принести Богу жертву. Это по закону Моисеев.

http://radonezh.ru/text/pochemu-cherez-s...

(гл. X, ст. 1) братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Истину говорю во Христе, не лгу, что неверие их великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, лишь бы только они уверовали во Христа и при доброй жизни спаслись ( Puм. IX, 1–4 ). В самом деле, удивительно упорство евреев! Им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования… и от них же Христос по плоти ( Puм. IX, 4–5 ). Но Христос (Мессия) пришел к своим, и свои Его не узнали и не приняли ( Uh. I, 11 ). Отчего же они так упорны? Оттого что, почивая на законе и книгах пророков и углубляясь не столько в главный смысл их, сколько в каждую букву, они среди мелочных занятий упустили из виду главное в законе и просмотрели существенные признаки и черты своего Мессии и Его времени. Дорожа каждою священною буквою и придавая словам Писания таинственный смысл, они отступили от истины, хотя и считали себя ревнующими по Боге, особенно усердными к закону. Да и апостол тем же самым объясняет их неверие. Ст. 2. Свидетельствую им, или об них, что они имеют ревность по Боге, по благочестию своеобразному, по закону Моисееву; но эта ревность их не по разуму – не по рассуждению, не согласна ни со здравым смыслом общечеловеческим, тем более она не в духе истинно Божественном. Ст. 3. Они не уразумели праведности Божией и усиливаясь поставить собственную, самодельную, фарисейскую праведность, ханжество условием спасения и при Мессии, они не покорились праведности Божией. Они не уразумели праведности Божией. Почему? Потому что не хотели слушать и узнать о ней от чрезвычайных, боговдохновенных проповедников, а остановились на своих понятиях о Мессии и своем спасении, внушенных им фарисеями; более же и лучше их они никого и слышать не хотели и не хотят. Они опасались, чтобы с принятием нового учения не пострадал закон, данный Моисею Богом. Из-за этого-то ложного опасения, а также и из-за различия взгляда евангельского на благочестие и спасение, евреи и возревновали по своей старине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Итак, как образом творения, так и определением закона Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединиться навсегда, и никогда не разлучаться. И смотри, как говорит: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их», то есть: так как они произошли от одного корня, то и должны соединиться в одно тело: «Будут, – говорит,– два одною плотью». Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак не расторгайте, не разделяйте, но: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Если ты ссылаешься на Моисея, то я указываю на Господа Моисеева, и притом утверждаю древностью установления. Бог «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». И этот закон есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал прийти к жене, а прилепиться, – самими словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: «Будут, – говорит, – два одною плотью». 2. Таким образом, изложив древний закон, делом и словом установленный, и доказав его достоверность тем, Кто дал его, Он со властью далее изъясняет его, и усиливает словами: «Так что они уже не двое, но одна плоть». Следовательно, как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою – дело беззаконное. И на этом еще не остановился, но в подтверждение указал на Бога, говоря: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Этими словами Он показывает, что разводиться – дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону, поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять. Что же после этого должно было делать? Не замолчать ли, и не похвалить ли сказанного? Не подивишься ли мудрости? Не изумишься ли такому согласию с Отцом? Но фарисеи ничего этого не делают, а опять продолжают спорить, и говорят: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею» ( Мф. 19:8 )? Хотя не они Ему должны были сделать такое возражение, а Он им, но Он не нападает на них, не говорит им и того, что не Я виновен в этом, но разрешает и это возражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мк.10:3 . Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Мк.10:4 . Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо, и разводиться. Мк.10 :.5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. Мк.10:6 . В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ) На вопрос фарисеев: позволительно ли разводиться мужу с женою? Иисус Христос спросил их: Что заповедал вам Моисей относительно брака? и когда те ответили, что Моисей позволил разводиться, тогда Господь объясняет, почему Моисей сделал это, и как на самом деле должно смотреть на брак. По жестокосердию вашему Моисей написал вам заповедь сию, т. е. дал право разводиться. От начала же создания, мужа и жену сотворил я (их) есть Бог и пр. Т. е. Иисус Христос высказал фарисеям, что действительно Моисеем, а чрез него и Самим Богом позволен развод; но это – закон позднейший и дан только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, – именно по жестокосердию народа ( Втор.10:16 ; Деян.7:51 ), неспособного к кротости, терпению и напр. муж, желая избавиться от ненавистной жены, не погубил ее. Позволил писать разводное письмо, т. е. не изгонять жены по первому порыву гнева, но написать письмо, следовательно, по миновании гнева и по достаточном размышлении. Изначала же не бысть тако (с начала не было так), прибавляет еванг. Матфей ( Мф.19:8 ). В начали же создания, Бог мужа и жену сотворил их, т. е. Господь указывает на первый брак (Адама и Евы) и на первоначальный закон брака. Бог вначале сотворил одного мужчину и одну женщину, значит, Он имел все намерении, чтобы у мужчины была только одна жена, и он не оставлял ее. Мк.10:7 . Посему оставит человек отца своего и мать; Мк.10:8 . и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Мк.10:9 . Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Это – первоначальный, изреченный Самим Богом, закон брака ( Быт.2:24 ). Если супружеская связь теснее, чем самая сильная связь – связь детей с родителями; если вступающие в брак два человека должны быть как один, т. е. должны быть одушевлены одной душой, иметь одни помышления, чувства, намерения и действия: то мыслим ли тут развод? Еже (что) убо Бог сочета (сочетал), человек да не разлучает, прибавил еще Господь, и таким образом показал, что разводиться противно природе и закону. Противно природе, потому что рассекается одна и та же плоть; закону, потому что разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять (Злат.). Если и может быть исключение, т. е. допущен развод; то только в одном случае – в случае неверности или прелюбодейства одного из супругов, так как этим обыкновенно разрушается божественный закон брачного союза. Как и высказал Господь в нагорной проповеди ( Мф.5:32 ). Зач. 44. Учение Христово о нерасторжимости брака (окончание) и благословение детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Рим.7:3 .  Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Здесь Апостол делает вывод из приведенного во 2-ом стихе положения закона для того, чтобы доказать право жены на вступление во второй брак. Рим.7:4 .  Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Делая теперь приложение из сказанного к христианам, Апостол говорит, что они умерли для закона и потому могут принадлежать Христу. – «Умерли» – точнее: умерщвлены ( εθανατθητε). Употребленная здесь форма глагола (аорист страд. залога) обозначает высшую степень пассивности. Иисус Христос увлекает верующих с чрезвычайною силою к участию в Его страданиях и смерти. – «Для закона». Хотя римляне и не жили раньше в подчинении закону Моисееву, но они все-таки пережили вместе со Христом предварительное подчинение закону Моисееву (в смерти со Христом) и потом освобождение от него (в воскресении). – «Телом Христовым». Это выражение указывает на действительную смерть Христа и, след., на действительное воскресение. Апостол говорит не о смерти мужа – закона, а о смерти жены – людей потому, что, как выражается Иоанн Златоуст , он не хотел оскорблять иудеев, исповедовавших Христа и в то же время соблюдавших закон Моисеев (Ап. Иаков и др.). Кроме того, так как новым супругом является Христос, умерший и воскресший, то и жена должна быть изображена как умершая, чтобы потом, по своем воскресении, соединиться с воскресшим Христом. Это – союз, заключенный как бы по ту сторону гроба. «Да приносим плод Богу». Апостол здесь заканчивает начатый им образ брачного союза. Верующие, изображаемые у Апостола, как женщина, заключившая новый брак, теперь уже приносят плоды Богу, т. е. от нового брака рождаются дети для Бога или добрые дела. Таким образом, получаются самые хорошие результаты от того нового порядка жизни, в котором закон уже не имеет значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что такое талмуд? Слово «талмуд», от еврейского глагола «ламад», значит «изучение», «наука». В раввинской литературе оно употребляется не в одинаковом смысле. Иногда им называется самый процесс изучения закона (Пеа.1.1), в каковом смысле «талмуд» противополагается «делу» (маасе), т.е. исполнению закона (Абот 4,13; Сифре 79 а:34). Весьма часто слово «талмуд» называется предмет изучения, т.е. Св. Писание (микра) или, в частности, закон (тора) Моисеев 1 . Но в общепринятом смысле «талмудом» называется сборник определений и рассуждений еврейских раввинов первых четырех веков христианской эры, имеющих своей целью регламентирование жизни и мировоззрения еврейского народа. В таком именно смысле употребляют это слово современные нам как христианские, так и еврейские ученые. Понимаемый в этом смысле. «талмуд» заключает в себе две составные части: мишну и гемару, из которых первая является основною и более древнюю, а вторая – добавочною и сравнительно более позднею по своему происхождению. После определения того, что называется талмудом, сам собою напрашивается вопрос: как и когда явился этот литературный памятник? Фактически талмуд явился значительно позже времени земной жизни Христа Спасителя, но вызвавшие его происхождение исторические условия относятся ко времени, гораздо более раннему, чем земная жизнь Христа Спасителя. А отчасти были современный ей. Происхождение мишны, основной и более древней части талмуда, обусловливалось главным образом следующими историческими факторами: во-первых, явившеюся у евреев, после возвращения из вавилонского плена, ревностью к изучению и исполнению Моисеева закона, во-вторых, возникшими в тоже время, некоторыми новыми формами жизни. Относительно ревности евреев того времени изучать и исполнять закон достаточно свидетельствуют книги Ездры, Неемии и Макавейские. В книге Ездры (9 и 10 гл.) говорится, что Ездра расторг браки многих (до 113) лиц, женатых на иноплеменницах, в числе которых было четверо из первосвященнической семьи и восемнадцать священников. Психологическим основанием такого во, можно сказать, необычного в еврейской истории явления было не иное что, как чувство уважения к закону, запрещавшему жениться на иноплеменницах ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), к которому апеллировал Ездра (9:12). В книге Неемии относительно празднования праздника кущей во время Ездры и Неемии говорится: « От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны израилевы» ( Неем.7:17 ). О благоговейном отношении народа к закону свидетельствует также поведение его во время чтения закона Ездрою. «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога Вышнего. И весь народ отвечал: аминь, аминь. Поднимая вверх руки свои, – и покланялись. И повергались пред Господом лицом до земли» ( Неем.7:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010