гл. 19). «Пепел телицы», приготовленный по правилам закона ( Числ.19:2–20 ), также употребляем был к очищению законом показанных нечистот. Нечистыми, по закону Моисееву, почитались частию нарушители известных законов, а частию сделавшиеся такими чрез прикосновение к предметам, признанным по закону нечистыми, каковы, например, прокаженные, умершие, гроб мертвеца и подобные. Прикоснувшиеся к прокаженному, к мертвецу или гробу его, почитались нечистыми, имели нужду в очищении и, пока не получали очищения, лишались права входить в скинию, приносить жертвы, быть в сообществе с своими. «Дабы чисто было тело». Показанное очищение или освящение не означало очищения и освящения совести или души пред Богом, но доставляло только чистоту внешнюю, или чистоту тела, чтобы тому, кто по закону обличен был в нечистоте, не считаться нечистым среди общества и не подвергаться лишению тех прав, о которых выше сказали мы. «То кольми паче кровь Христа, который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел». Так Апостол делает заключение от меньшего к большему: если, говорит, кровь закаляемых животных и пепел телицы имел такую силу по закону, что делал чистыми тех, которые по закону почитались нечистыми: то тем более может очистить «совесть нашу» или нашу душу «от мертвых дел», т.-е. от грехов, «кровь Христа», единородного Сына Божия, который, по вечному определению Божию, при содействии «Духа Святого, принес Себя, непорочного», всесвятого, в умилостивительную жертву за все греховные нечистоты людей. «Кровь Христа», Сына Божия, воспринявшего наше человеческое естество в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем: потому сия Божественная кровь имеет беспредельное превосходство не только в сравнении с кровию животных, которые приносились в жертву в ветхозаветной скинии, но и в сравнении со всякою человеческою кровию; потому что она есть кровь Богочеловека – единородного Сына Божия, воспринявшего человеческое естество. «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Слово I «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк. 2:22–24 ). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил ( Исх. 13:2 ). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьмидесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:22–24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш… И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Что это – как не повторение безумия тех евреев, которые распяли «Господа славы»? Подтверждая свою мысль о единстве Существа и Лица в Боге, адвентисты, обычно, приводят свидетельства из Ветхого Завета. Но, пользуясь Ветхим Заветом, они смотрят на него, как на вечно обязательный для людей закон, а не так, как христиане, которые в нем видят лишь проводника и «детоводителя ко Христу». Вследствие такого отношения к Закону Моисееву, адвентисты, подобно евреям, буквой его усиливаются ниспровергнуть самую евангельскую проповедь о Троичном Боге. Потому же заповеди «Десятословия» они принимают не по их смыслу, как все добрые христиане, а грубо – по букве, как неверные евреи. И, так относясь к Закону Моисееву, адвентисты твердят, что будто–бы «на вечныя времена» Бог установил праздником для людей субботу, а не воскресенье. Следя за настроением адвентистов седьмого дня дальше, видим в их быту господство еврейского закона о пище, о десятине, которую верующий еврей обязан был приносить от доходов своих на служение Богу... Таким образом, при внимательном наблюдении, в адвентизме мы замечаем то же самое, что в современном еврействе. Говорим – в «современном», потому что нынешнее еврейство – совсем не то же, что еврейство времен Моисея, пророков и царей. У нынешних евреев от древней веры отцов их остались одни обрывки. В древности, через Моисея, Господь дал народу не десять только заповедей Закона, а и заповеди о том, как нужно построить скинию, как в ней совершать богослужение и как приносить «приятныя» Богу жертвы. Как же все эти заповеди, помимо Десятисловия, хранят современные евреи? Никак. У них нет священства, нет жертвенника; некому и негде совершать для них жертвоприношений по закону. ( Дан. 3:37, 38 ) Между тем богослужебные уставы даны Богом народу на вечные времена. Вечно евреи должны по Закону зажигать светильники при скинии ( Исх. 27: 20–21 ); вечно следовало от священников, в день помазания их отца Аарона, приносить Богу хлебную жертву ( Лев. 6:19–22 ); вечно же обязывались Законом евреи соблюдать и заповедь, изложенную во Второзаконии: « три раза в году весь мужеский пол должен являться пред Лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред Лицом Господа с пустыми руками, по каждый с даром в руке своей »...( Втор. 16:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Наконец, изложенные доказательства подтверждаются (хотя косвенно) положительными свидетельствами собственных писаний Ездры и Неемии. Так, по повествованию книги Ездры, священник Ездра был послан царем Артаксерксом (Лонгиманом) в Иерусалим, как «книжник, сведущий в законе Моисеевом... совершенный учитель закона Бога Небесного»; послан он был «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога его» и исполнить там «все, что повелено Богом Небесным, дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его»... и чтобы он и поставленные им в Иудее правители и судьи «судили всех знающих закон Бога, а кто не знает, тех учили этому закону» (1Ездры 7:6–26). Такая характеристика священника Ездры и начертанной ему Артаксерксом задачи деятельности в Иудее, очевидно, вполне соответствует приведенным свидетельствам предания о нем, как ученом хранителе и исполнителе ветхозаветных Писаний. По свидетельству книги Неемии, Ездра, по прибытии в Иерусалим, долгое время пробыл в тиши и уединении, вне публичной деятельности, а затем, в седьмом месяце по прибытии Неемии, собрался весь народ на площадь перед водяными воротами и сказали Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева. И принес Ездра пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать, и читал из этой книги от рассвета до полудня... и весь народ отвечал: аминь, аминь, и поклонялись пред Господом... И на другой день собрались главы поколений от всего народа к священнику Ездре, священники и левиты, чтобы он изъяснил им слова закона... Согласно этому чтению и разъяснению иудеи, потом, праздновали праздник кущей, как они не праздновали от дней Иисуса Навина ( Неем.8:1–18 ). – Такое торжественное чтение «книги закона Моисеева», редкое в истории еврейского народа, невольно в уме нашем приводит на память упомянутое выше предание о заключении и провозглашении Священного ветхозаветного канона. – В каком объеме читались ветхозаветные книги Ездрой и что нужно разуметь под книгой Моисеева закона? По-видимому, естественно предполагать, что Ездрой читалось лишь одно Пятикнижие Моисея, как писание самое близкое к названию: «книга закона Моисеева».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

" А когда, – говорит (Писание), – исполнились дни очищения их по закону Моисееву» ( Лк.2:22 ). Чьего очищения? Марии и Иосифа, потому что закон повелевал жене – родительнице пребывать особо от чистых, выжидать известные дни и не выходить из дома. Итак, «когда исполнились дни очищения... по закону Моисееву (хотя это не было необходимо для Девы, но, однако, исполнялся закон) принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем» ( Лк.2:22–23 ). Где речь о телесном очищении, (Писание) говорит: «по закону Моисееву»; где – о представлении святого, говорит: «как предписано в законе Господнем», – не потому, что закон Моисея не был законом Господним, – ведь если говорит пророк, ведя речь при содействии Духа Святого, говорит не сам, но Господь внушает, – но, однако, так как и очищение имело телесный образ, то (Писание) говорит о Моисеевом законе, а так как предстояло Дитя первородное, то говорит: по закону Господню, почитая рождающееся: якоже есть писано в законе Господни: «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» ( Лк.2:23 ). Итак, это слово, и весь закон, и причина закона – все полагалось ради Имевшего разверзать ложесна. Все первородные существа из животных и людей никогда не разверзали ложесн, но были только первородными. Кого же родила Дева? Один только Он разверз ложесна. Итак, обращай внимание, прошу, на учреждение всего закона ради Того только, Кто имел родиться от Девы. Откуда же иудеям возможно было понять это учреждение? Будучи плотскими, они как нельзя более далеко отстоят от того, чтоб постигать мысли, требующие духовного понимания. Затем приходят они дать «жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Случилось же и это прообразовательно согласно с законом, чтобы не пропустить ничего в законе не исполненным. Эти иносказания согласны с законом, но перейдем к евангельскому повествованию: «тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, ...и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк.2:25–26 ). Был старец Симеон, и он ожидал исполнения благовествования; он оставался в храме, говоря с самим собой так: «Где бы Он ни родился, во всяком случае сюда придет». Этот старец «пришел по вдохновению в храм» в тот час, «когда родители принесли Младенца» ( Лк.2:27 ). Часто он приходил, но по своим делам; тогда же, руководимый Духом Святым, благовременно приходит, чтобы исполнилось обещанное ему. «Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк.2:28–29 ). Откуда отпускаешь? Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства ее, – жизнь эта – темница.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евр.9:15 .  И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. «И сего ради новому завету Ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в переем завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии». Для того приял за всех смерть, чтобы за преступление под клятвою закона бывших сподобить спасения и соделать причастниками вечных благ. Евр.9:16 .  Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы по­следовала смерть завещателя. Евр.9:17 .  Потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. «Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающаго», «завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй». Сказал сие Апостол, поражаемых Владычнею смертию утешая тем, что при установлении Нового Завета необходима была смерть, потому что по кончине завещающих получают силу завещания. А это доказывает он из Ветхого Завета. Евр.9:18 .  Почему и первый завет был утвержден не без крови. «Темже ни первый без крове утвержден бысть». Евр.9:19 .  Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ. Евр.9:20 .  Говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Евр.9:21 .  Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Евр.9:22 .  Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. «Реченней же бывшей всяцей заповеди по закону от Моисеа всем людем, приемь кровь козлюю и телчую, с водою и волною червленою и иссопом», «самыя же тыя книги и вся люди покропи», «глаголя: сия кровь завета, егоже завеща к вам Бог». «И скинию же и вся сосуды служебные. кровию такожде покропи». «И едва не вся кровию очищаются по закону и без кровопролития не бывает оставление». Несомненно доказал Апостол, что ветхозаветное есть образ новозаветного. Посему, если и в прообразе законодатель, взяв крови и смешав ее с водою, окропил и самый завет, и народ, и скинию; и оскверненные, быв окроплены, получали чистоту, что удивительного, если находим сие совершающимся в прообразованной действительности? По необходимости же представил Апостол Моисеево свидетельство, в котором ясно сие выражено: «сия кровь завета, егоже завеща к вам Бог» ( Исх. 24, 8 ). Поскольку естество Божие бессмертно, то кровию жертв изобразило смерть и утвердило завет. Поскольку же Бог Слово вочеловечился, имел смертное тело, то Ему не было уже нужды в бессловесных жертвах, но Своею кровию утвердил Он Новый Завет. Ибо к тени применяется образ, а истина к телу. Образом же служили: крещения – вода, спасительной крови – кровь бессловесных, новой ризы – червленая волна, бесстрастного Божества – кедровое древо, благодати Духа Божия – теплота иссопа и страданий человечества – пепел юницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Название же «демоны» (δαιμονν) всегда прилагается к лишенным грубых тел злым силам 24 , которые вводят людей в заблуждение, завлекают их и отвращают от Бога и сверхнебесной реальности к этому миру. Глава III. [Можно ли поклоняться небесным светилам? (§§ 6–13)] 25 6 . После этого [Цельс] говорит о иудеях следующее: «Итак, прежде всего у иудеев достойно удивления то, что хотя они и почитают небо и ангелов, [существующих] на нем, но они пренебрегают самыми священными и самыми могущественными его частями – Солнцем, Луной и звездами, подвижными и неподвижными, как будто возможно, чтобы целое было Богом, а части его не были бы божественными. Или [как будто возможно] весьма почитать тех, кто, как говорят, является где-то во тьме к [людям], ослепленным лживым колдовством или грезящим туманными призраками, и ни во что не ставить тех 26 , кто предсказывает будущее так очевидно и ясно для всех, кто управляет дождями, зноем, облаками, громом, которому поклоняются [иудеи], молниями, плодами и всяким потомством, и через кого людям открывается Бог , вестников более славных, чем горние, и поистине небесных ангелов?» Но нам представляется, что в этом Цельс заблуждается и пишет понаслышке о том, чего не знает. И в самом деле, для всякого, кто станет исследовать учение иудеев вместе с учением христиан, ясно, что иудеи, следуя закону, говорящему от лица Бога: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:3–5 ), не почитают никого иного, кроме сущего над всеми Бога, сотворившего небо и все остальное. Понятно, что те, кто живет согласно закону, почитая Творца неба, не почитают небо вместе с Богом. Но никто из служащих Моисееву закону не поклоняется и ангелам, [существующим] на небе. И подобно тому, как они не поклоняются Солнцу, Луне и звездам, «строю небесному», они воздерживаются и от поклонения небу и ангелам на нем, повинуясь закону, гласящему: «И ты, взглянув на небо, и увидев Солнце, Луну и звезды, весь строй небесный, не прельщайся и не поклоняйся им и не служи тому, что уделил Господь Бог всем народам» ( Втор.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

А что таковой и в иудейство уклоняется, и снова возвращается к тени Закона и ветхости буквы, таким образом отвергается благодатной истины ( Ин.1:17 ) и нового служения в духе ( 2Кор.3:8 ), это уже не подозрение, а само собой и слепому явно, как говорится. Потому что не постановление ли Закона говорит: «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца сего праздник Господу пасхи, и в пятнадцатый этого месяца праздник; семь дней ешьте опресноки» ( Числ.28:16,17 )? Итак, если это есть древнее и Моисеево узаконение, то кто стал бы сомневаться, что употребляющие опресноки имеют общение с Евреями, держащимися законов Моисеевых, и через один этот древний, от Закона заимствованный, квас заквашиваются на весь Закон, по сказанному боговдохновенным Павлом: «малая закваска квасит всё тесто» ( 1Кор.5:6 ); – хотя и странно как-то кажется и нисколько не отлично от загадки удерживать подобно квасу опреснок. Потому что он хотя и особенное имя имеет, называясь опресноком, но так как он есть часть древнего законоположения, которое великий Павел по причине ветхости наименовал квасом, то нисколько не противно, а и весьма свойственно называться общим именем кваса. Так что сказанное апостолом Галатам об обрезании, изменив в предложение об опресноках, уместно бы сказать и опресночникам: «если едите опресноки, никакой вам не будет пользы от Христа. И свидетельствую всякому человеку, употребляющему опресноки, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (см. Гал.5:2–4 ). Ибо если должно быть отменено обрезание, так как оно – принадлежность Закона, то должен быть отринут и опреснок, потому что он относится к Закону. И опреснок принадлежит Закону даже более чем обрезание: потому что оно прежде Закона и иногда противоположно закону, когда нарушает субботу, став важнее закона относительно её; а опреснок и вместе с Законом [установлен], и никогда не противоречит Закону. Посему он даже более чем то [обрезание] должен быть отвергнут; и, следовательно, на употребляющих его, как и на обрезывающихся, падает укоризна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

Но я скажу еще больше: в 23 гл. Матфея Христос не только не имел в виду православных священников, но говорил вообще не про священников, хотя бы ветхозаветных. Это вытекает из 23 ст. той же главы. Здесь мы читаем: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина...» ( Мф.23:23 ) Из этого стиха следует, что книжники и фарисеи, которых обличал Господь, давали десятину по закону Моисееву. А по этому закону кто кому давал десятину: священники – народу, или народ – священникам? Ап. Павел пишет: «получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых» ( Евр. 7, 5 ; Чис. 18, 21 ). Итак, само слово Божие свидетельствует, что священники никому никаких десятин не платили; по 23-же стиху 23 гл. Матфея книжники и фарисеи дают десятину с аниса, тмина и мяты: стало быть, они не были священниками. А следовательно, и вся 23 гл. Матфея к священникам не относится . Это вы, друзья, только по злобе на нас так толкуете ее, – обратился я к штундистам. – Нет, не по злобе, – ответил Алексей Парфеныч. – Слово Божие доводит нас до того. – Сейчас мы и перейдем к рассмотрению тех стихов из 23 гл. Матфея, которые вы особенно толкуете в приложении к нашим священникам. Вот мы и увидим: «разумеете ли вы, что читаете?» Начнем свое рассмотрение со ст. 3-го: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» ( Мф.23:3 ). Так учил Иисус Христос о фарисеях. Мы уже видели, что это – не были священники, Богом призванные учители. Это были самозванцы, гордецы, книжники. Они лезли на Моисеево седалище, хотя их никто туда не звал. Они учили народ заповедям Божиим; выдумывали произвольные толкования на эти заповеди, а сами перстом не двигали для того, чтобы жить по закону Божию. – Что же Христос? Не велит вовсе слушать таких учителей? Нет – слушать их голоса Он приказывает: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Господь запрещает своим ученикам лишь подражать гордости, лицемерию и самозванству фарисеев. Бежать же из Церкви ради фарисеев Он никому не приказывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010