Нередко различную расстановку акцентов в вопросе об отношении Иисуса к закону Моисееву в первом и четвертом Евангелиях объясняют разницей в богословских интересах Матфея и Иоанна: первый писал для христиан, обращенных из иудеев, второй подчеркивал новизну учения Иисуса и противопоставлял Иисуса иудеям. Между тем в самом отношении Иисуса к закону Моисееву есть внутренняя антиномичность: с одной стороны, Он уважает закон, с другой – оспаривает то, как фарисеи и книжники им пользуются, его применяют и его трактуют. Выражение «закон ваш» имеет следующий смысл: «закон, на который вы так любите ссылаться, но который на самом деле извратили». Это вполне соответствует тому, что Иисус говорит о фарисеях в Евангелии от Матфея: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф.23:2–4 ). Думается, постоянное употребление Иисусом словосочетания «закон ваш» объясняется не столько Его желанием дистанцироваться от закона, сколько Его ответной реакцией на постоянные попытки фарисеев (у Иоанна «иудеев») выдать себя за его единственных легитимных интерпретаторов. Выражение «закон ваш» в устах Иисуса является ответной реакцией на постоянное употребление словосочетания «закон наш» в устах иудеев: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его… ( Ин.7:51 ); а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями ( Ин.8:5 ); Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть ( Ин.19:7 ). Именно потому, что иудеи постоянно ссылаются на закон и на Моисея как главный авторитет, Иисус говорит им: Никто из вас (οδες ξ μν) не поступает по закону. Резкое и решительное обвинение вызывает моментальную и не мерее резкую реакцию: Не бес ли в Тебе? Эта реакция, исходящая в данном случае не от «иудеев», а от «народа» (термин χλος буквально означает «толпа»), вполне соответствует тому, что мы знаем из синоптических Евангелий о том, как фарисеи комментировали чудеса Иисуса: Он изгоняет бесов силою князя бесовского ( Мф.9:34 ; ср. 12:24; Лк.11:15 ). Ранее похожие обвинения выдвигались в адрес Иоанна Крестителя: о нем тоже говорили, что в нем бес ( Мф.11:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– «Послушания», т. е. веры во Христа и в Евангелие. И в следующем стихе глагол быть послушным означает собственно акт вере. – «К праведности», т. е. к добродетельной жизни, основанной на вере. Эта добродетельная жизнь является противоположностью смерти, к которой ведет грех. Рим.6:17 .  Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Рим.6:18 .  Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Между двумя господами – грехом и верою (послушание) римские христиане уже сделали выбор, какой должен сделать и всякий человек: они стали на сторону веры. – «Стали послушны» – по греч. поставлен аорист ( υπηκοσατε), указывающий на решающий акт, когда они обратились ко Христу (лучше перевести: послушались, вняли). – «Образу учения» (т. τπω διδαχς). В этом выражении, несомненно, содержится указание на существование особой, ясно формулированной проповеди о Христе. Апостол, вероятно, говорит о своем Евангелии ( Рим.2:16, 14:24 ), которое первые проповедники христианства принесли с собою в Рим. Павел по собственному опыту знал, что только в чистой духовности его Евангелия можно найти истинную опору для христианской святости и что предоставление закону права на участие в освящении христианина помешало бы действию Св. Духа. Поэтому он и радуется, что римляне восприняли Евангелие именно в том виде, в каком его предлагал он. Рим.6:19 .  Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Здесь Апостол дает объяснение употребленному им выше выражению: рабы праведности. Его могли спросить: разве упражнение в добродетели есть рабство? Сам же Апостол раньше учил, что христиане призваны к свободе ( Гал 5:13 ). Апостол на предполагаемый вопрос отвечает так: «говоря так, я применяюсь к понятиям читателей, к их состоянию немощному». Апостол, очевидно, понимает, что христиане римские были не всегда на высоте призвания. Нет-нет, да и у них пробуждались страсти, как будто бы совсем уже подавленные. Не все, конечно, могли умело и без вреда для себя пользоваться христианскою свободою. Поэтому для большинства необходимо было утвердиться в мысли, что над ними есть господин, который будет строго с них взыскивать за всякое нарушение христианской чистоты. Поэтому-то Апостол и внушает им, что они должны считать себя рабами праведности, не позволять себе никаких вольностей по отношению к закону евангельскому. Иначе все их труды могут пропасть даром! (ср. выражение Ап. Иуды: «а других страхом спасайте» ( Иуд.1:23 )). – Нечистота – это грех, как личное падение, личное развращение ( 1Сол. 4:7 ), беззаконие – презрение к закону Моисееву или закону совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я...! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 4–5 ). Блаженный Моисей есть для нас образ закона: «у них есть Моисей и пророки» ( Лк. 16, 29 ), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам. Или сказанное кажется тебе невероятным? П. Нисколько: Моисей действительно представитель закона. К. Так воззван был Израиль и то стадо, которое жило по закону и под законом: " Господь, – сказано, – Бог еврейский воззва нас» ( Исх. 3, 18 ). И хотя оно внимало зовущему Богу, как свидетельствует и Моисей: «и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.» ( Исх. 24, 3 ); но так как и подчинение закону не имеет достаточной силы для очищения: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10,4 ); то Моисею воспрещается приближаться к Богу: «не приближайся сюда«, сказано ( Исх. 3, 5 ). Ибо добро недоступно посредством закона и сила жизни по предписаниям Моисея не очень достаточна для того, чтобы привести к Богу; поставляет же нас пред Ним Христос чрез освящение, потому что надлежит быть святыми тем, которые стараются соединиться со святым Богом: «будьте святы, – сказано, – ибо Я свят» ( Лев. 11, 44 ). А что образ жизни по закону не вполне безукоризнен, это Господь тотчас показал словами: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 5 ). Он повелел священноучителю Моисею снять с ног обувь, показывая этим, что путь жизни по закону еще не чист и не вполне свободен от дел тления и мертвенности. А что не следует приближаться к Богу тому, в ком есть остатки мертвенности и тления, этому божественный Моисей научился из обыкновения эллинов: так как они не входили в храмы, имея на ногах обувь, сделанную из умерших животных, и это, по их законам, считалось родом осквернения. Но от мертвенности, тления и относящейся сюда нечистоты освободил нас, друг мой, не закон и не путь жизни по букве Моисеевой, а напротив, вера во Христе и совершеннейшее очищение евангельского образа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

19 ст. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 ст. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Ветх. зав. закон имел своею конечную цель привести людей ко Христу. Я, ведомый законом, уверовал во Христа, закон свое дело сделал; он мне стал не нужен, я умер для закона, но не для того, чтобы быть совершенно свободным от всякого закона, чтобы жить по своей воле, по своему произволу, нет, а чтобы подчиниться другому; высшему закону, закону внутреннему, дабы жить по воле Бога всем моим существом, подобно тому, как ранее тоже старался жить по воле Бога, но только внешне, по наружности, без участия сердца. Умер для закона и ожил для жизни во Христе. Этой новой жизнью, говорит апостол, я начал жить, когда сораспялся Христу. Сораспялся Христу, когда, погружаясь в воду крещения, умер греху и, вышед из вод крещения, ожил для жизни по Христу. «Это сораспятие Христу между прочим сказалось в том болезненном чувстве, с которым совершился разрыв с прошлым, а еще того более с теми многими злостраданиями, которые он пережил за сие от иудействующих, во все время своего благовестничества» (Еп. Никанор 364 стр.). И так, умерши закону, сораспявшись же Христу и умертвивши грех , оживши для жизни по воле Бога, я уже, собственно, не живу сам, но живет во мне Христос; Им полны мои думы, Он дыхание моей жизни, Он стал для меня лозой, я же рождие. А что, живя среди вас, я живу, совершенно не исполняя закона Моисеева, то это потому, что я в своей жизни уже руковожусь только верой в Сына Божия, который возлюбил меня (в числе всех других людей) и предал себя за меня (как и за всех других людей). 21 ст. Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Перейти к закону Моисееву, это – значит отвергнуть ту благодать Божию, которую я получил чрез веру в Иисуса Христа. Нет, я не отвергаю благодати Божией. Я открыто заявляю, что если кто думает, что оправдания можно достигнуть законом, то в таком случае не для чего было и Христу приходить на землю, не для чего было страдать и умирать, коль скоро все необходимое для оправдания дает закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Дитя обрезывается в 8–й день, потому что в 8–й день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6–й день? Почему не в 9–й или 10–й? Ясен 8–й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же — истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения; а святое крещение — образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысся до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь — духовное и очищение грехов. 8–й день — обрезание; 8–й — также и воскресение; а крещение — образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных — к более духовным. Поэтому пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший « не нарушить закон, но исполнить » (Мф. 5:17), был обрезан вместе с иудеями. Посему евангелист говорит: « по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве » (Лк. 2:21). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде зачатия. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя. « А когда », говорит (Писание), « исполнились дни очищения их по закону Моисееву » (Лк. 2:22). Чьего очищения? Марии и Иосифа, потому что закон повелевал жене — родительнице пребывать особо от чистых, выжидать известные дни и не выходить из дома. Итак, « когда исполнились дни очищения по закону Моисееву » (хотя это не было необходимо для Девы, но, однако, исполнялся закон) « принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем » (Лк. 2:22–23). Где речь о телесном очищении, (Писание) говорит: по закону Моисееву; где — о представлении святого, говорит: « как предписано в законе Господнем », — не потому, что закон Моисея не был законом Господним, — ведь если говорит пророк, ведя речь при содействии Духа Святого, говорит не сам, но Господь внушает, — но, однако, так как и очищение имело телесный образ, то (Писание) говорит о Моисеевом законе, а так как предстояло Дитя первородное, то говорит: по закону Господню, почитая рождающееся: якоже есть писано в законе Господни: « как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Учение Павла о естественном законе имело громадное влияние на развитие христианской мысли. Оно нашло отражение в трудах отцов Церкви, богословов Средневековья и последующего периода. Мы не можем на страницах настоящей книги входить в детальное исследование представления Фомы Аквинского о естественном законе как отражении вечного божественного закона в человеческом разуме, равно как и споров о естественном законе, развернувшихся в эпоху Реформации. При всей важности и увлекательности этих тем, их изучение увело бы нас слишком далеко от основной цели нашего труда. Ограничимся лишь констатацией того факта, что своим учением о естественном законе Павел заложил основы для целых направлений мысли. Споры вокруг этого учения вспыхивали в разные эпохи, продолжаются они и поныне. Излагаемое Павлом учение о Страшном суде отражает веру древней Церкви, основанную на словах Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других...» ( Мф. 25:31–32 ). Как мы отмечали в другом месте, 82 по учению Иисуса на суд предстанут «все народы»: израильский народ никак не выделен из общей массы судимых, что противоречит представлениям книжников и фарисеев о богоизбранности этого народа. Событие Страшного суда представлено как универсальное, относящееся ко всем людям без исключения. В то же время это суд не над народами, а над индивидуумами. Каждый предстает перед Судией в личном качестве и даст ответ за свои собственные дела – добрые и злые. Павел в Послании к Римлянам излагает то же самое учение, однако считает нужным специально подчеркнуть, что язычники предстанут на суд Божий. Этот суд будет осуществляться «через Иисуса Христа», только иудеи будут судимы по закону Моисееву, а язычники – по закону совести, написанному в их сердцах. 3. «Какое преимущество быть Иудеем?» (2:17–3:20) «Не тот Иудей, кто таков по наружности» Изложив свое понимание естественного закона, Павел затем переходит к осмыслению значения закона Моисеева. До своего внезапного обращения ко Христу он был лютым гонителем Церкви, и его ненависть к новому учению была мотивирована ревностным следованием «отеческому закону» ( Деян. 22:3 ). Обращение к вере во Христа стало катализатором полного пересмотра всей системы ценностей, на которой Павел ранее строил свою жизнь. Это касалось и Моисеева закона: Павлу необходимо было заново определить свое отношение к нему, поскольку, во-первых, из гонителя Церкви он превратился в ее ревностного адепта, а во-вторых, осознал свое призвание проповедовать язычникам. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Между верующими в Фессалонии были также лжебратия, которые старались жить не трудясь, а за счет общины, но жизнь таковых не согласовалась с правилами евангельскими. Павел начертал возлюбленным чадам своим правила, как поступать с этими преступными. Не должно поддерживать их в праздности, но заставлять трудиться, а не разделять с ними своего хлеба; преступных братьев этих не должно считать врагами, но должно вразумлять их; а если не последуют добрым советам, то с ними не сообщаться и тем заставить понять, что они недостойны принадлежать к христианской общине. 410 Павел настойчиво повторяет закон о трудолюбии, в котором сам он подавал пример и оканчивает тем, что просит фессалонийцев хорошенько заметить подпись его, чтобы не могли их обманывать подложными посланиями. 411 После полуторогодового пребывания в Коринфе, Павел отправился в Кенхреи, 412 в пристань того города, чтобы оттуда отплыть в Сирию. Акила и Прискилла в то же время оставили Коринф и отплыли к берегам Азии. В Кенхреи Павел остриг свои волосы, но обету, данному им согласно закону Моисееву. 413 Закону этому он не хотел подчинять язычников; но сам, подобно прочим Апостолам, полагал, что Иудеи должны подчиняться предписаниям закона во всем, что только могло согласоваться с учением евангельским. 414 Благочестивый Иудеянин мог оставаться верным закону Моисееву и веровать во Иисуса Христа. Учение Павла ни в чем не отличалось от учения Петра и Иакова Иерусалимского. Мы заметили уже, что он даже обрезал Тимофея, рожденного от еврейки, и увидим, как в Иерусалиме сам подвергнется законным очищениям. Павел прибыл в Ефес 415 и оставил там Акилу и Прискиллу. Он вошел в синагогу, где рассуждал с Иудеями. Его убеждали пробыть долее в этом город, но он не согласился и простился с братьями, обещав к ним возвратиться. Оставив Ефес, Павел отплыл в Кесарию, исполнил обет свой в Иерусалиме и отошел в Антиохию. Через некоторое время отправился оттуда и проходил Галатию и Фригию, утверждая всех учеников в вере. Затем пошел в Ефес, 416 где нашел учеников около двенадцати, получивших только крещение Иоанново. Подобно учителю своему, Предтечи, они веровали, что Мессия пришел, но учение Его не было им передано. Павел спросил их: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав»? Они же отвечали ему: «Мы даже не слыхали есть ли Дух Святый». «Во что же вы крестились? – спросил их опять Павел и они отвечали: «В Иоанново крещение». «Иоанн, сказал Павел, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они последовали наставлению Павла и крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, снизошел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. ГЛАВА ВОСЬМАЯ Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Сказал служу вместо «служил»; ибо вспоминает о прежнем. Намереваясь сказать, что нет ныне никакого осуждения и т.д., и показать неизреченную благодать Христову, вспоминать, каковы мы были прежде и что мы умом познали доброе, но плотию, то есть по немощи плоти подчинялись закону греха. Но теперь нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, то есть сподобившимся крещения. А поскольку многие грешат и после крещения, то присовокупил: живут не по плоти, давая сим разуметь, что все зло происходит от нашего нерадения. Ибо теперь возможно и легко жить не по плоти, а до Христа это было весьма трудно. Но мы должны не только не жить по плоти, но и жить по духу, ибо венец доставляется не воздержанием от порока, но участием в добродетели и духовных делах. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Законом духа называет Духа Святого, как и грех назвал законом греховным. А законом жизни назвал закон тот в отличие от закона греховного, доставившего нам и смерть. Ибо благодать Божия умертвила и грех и смерть, а сделав для нас борьбу легкой, вывела таким образом на подвиг. Злые языки дерзнули разуметь здесь под законом греховным закон Моисеев; но апостол нигде не наименовал его так, а назвал его святым и духовным. Если же, возражают, и Моисеев закон духовен, то какое же различие между им и законом Духа? Весьма большое. Закон Моисеев только дан Духом, а закон Духа и преподал Духа. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. Упомянув о Духе, теперь упоминает об Отце и Сыне, научая Троице. Говорит, казалось бы, против закона; но на самом деле нет. Ибо не сказал, что закон делал зло, но: ослабленный плотию, был бессилен. Как же ослаблен? Плотию, то есть мудрованием плотским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Хотя в молитве Ездра и говорит о вступлении в родство с «отвратительными народами» (    - 1 Езд 9. 14; имеются в виду, по-видимому, народы, исполняющие языческие ритуалы), в др. местах книги брак с женщинами-нееврейками представлен без дополнительных объяснений, как сам по себе являющийся очевидным нарушением закона Моисеева. Ездра проводит при поддержке народа беспрецедентную акцию по изгнанию иноземных жен и рожденных ими детей, причиной к-рой было, возможно, опасение, что хотя бы т. о. нечлены общины могут приобрести контроль над храмом - центром религ. жизни ( Blenkinsopp. 1988. P. 176-177). Помимо этого очищения народа от родства с языческими народами в Е. п. к. говорится и о ритуальном очищении священников и левитов, без к-рого невозможно было отпраздновать пасху (1 Езд 6. 20). В праздновании участвовали переселенцы и «все отделившиеся к ним от нечистоты народов земли» (1 Езд 6. 21). Утверждение авторитета закона Моисеева - одна из основных тем Е. п. к. О следовании закону (Торе,  ) говорится уже при описании начала восстановления религ. жизни народа: Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, «соорудили... жертвенник Богу Израилеву», чтобы в отсутствие храма «возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия» (1 Езд 3. 2). Вслед за этим праздник кущей был совершен, «как предписано» в законе (1 Езд 3. 4). О следовании закону говорится и в связи с освящением храма: после принесения жертв «сыны Израилевы» поставили священников и левитов для дальнейшей службы в храме «на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея» (1 Езд 6. 18). В последнем рассказе Е. п. к.- о разводе с иноземными женами - призыв Шехании, сына Иехиила, заключить завет с Богом и отпустить «всех жен и детей, рожденных ими», подкрепляется словами: «...да будет по закону!» (1 Езд 10. 3). Древние комментарии на Е. п. к. отсутствуют ( Юнгеров. 2003. С. 181). Среди зап. средневек. авторов к этой книге обращался Беда Достопочтенный , оставивший на нее комментарий ( Beda Venerabilis.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Лyk. II, 8–20 . Близ Вифлеема, на поле, по дороге к Иерусалиму, находилась башня, называвшаяся Мигдаль-Эдер, где паслись стада животных, предназначавшихся для жертвоприношений в храме. Там были и пастыри, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их. Это было в самую ночь рождества Христова. Пастыри испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Как только сказал эти слова ангел, тотчас явилось с ним многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда ангелы, воспев эту песнь, отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они поспешно отправились в Вифлеем и здесь нашли Марию, Иосифа и божественного Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. При этом они рассказали о том, что было им возвещено ангелами о Младенце. Все слышавшие дивились рассказу пастухов. А Мария запоминала все слова эти с любовью (слагала их в сердце Своем). После этого пастухи возвратились на поле, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, согласно предсказанию ангела. Обрезание Господне. Сретение Господа Иисуса в храме Mamф. I, 25 ; Лyk. II, 21–38 . По прошествии восьми дней от рождения Младенец, рожденный Мариею, был обрезан, при чем наречено было Ему имя Иисус, которое означает Спаситель. А по прошествии сорока дней после рождения Младенец принесен был в Иерусалимский храм для представления Богу и выкупа, согласно закону Моисееву. По этому закону, каждого перворожденного сына у матери, если он не имел никаких телесных недостатков и не происходил из колена Левиина, должно было посвящать Богу ( Ucx. XIII, 2 ). Если же кто не желал оставлять своего младенца на служение при храме, то давал за него, согласно тому же закону Моисееву ( Чucл. XVIII, 16 ), выкуп, состоявший из пяти серебряных сиклей, что равнялось на наши деньги приблизительно сумме около 4-х рублей. Церемония посвящения дитяти Богу заключалась в представлении его священнику; при этом священник произносил два коротких славословия – одно за закон о выкупе и другое за дарование родителям перворожденного сына. После произнесения этих славословий выплачивались выкупные деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010