…Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! ( Евр. 10:26–31 ). Что же касается лиц, находящихся вне Церкви, то они, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанном в их сердцах (см.: Рим. 2:14–15 ). Речь идет о том естественном нравственном законе, который вложен в человека Богом и который называется совестью. По учению Иоанна Златоуста , «Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла»: разум и совесть помогают человеку делать правильный выбор. У ветхозаветных иудеев сверх разума и совести был еще закон Моисеев, у язычников же этого закона не было. Потому и удивительны добродетельные язычники, «что не имели нужды в законе, но обнаруживали все, свойственное закону, начертав в умах своих не буквы, а дела» 97 . Златоуст приходит к радикальному выводу: «Для спасения язычника, если он бывает исполнителем закона, ничего более не нужно» 98 . Эти слова не следует воспринимать как отрицание принципа, сформулированного еще Киприаном Карфагенским : «Вне Церкви нет спасения». Златоуст, как думается, не подвергает сомнению этот тезис. Термин «спасение», если его воспринимать как синоним обожения, вхождения в Царство Небесное и соединения со Христом, вряд ли применим по отношению к людям, находившимся вне христианства и Церкви. В то же время посмертная судьба добродетельного нехристианина будет отличаться от судьбы нехристианина, жившего в грехах и пороках. Нравственный критерий при оценке совершенных в жизни деяний будет применяться по отношению ко всем без исключения людям, с той только разницей, что иудеи будут судимы по закону Моисееву, христиане – по Евангелию, а язычники – по закону совести, написанному в их сердцах. (Отметим, что в словах Христа о Страшном суде вероисповедный критерий вообще отсутствует: разделение на овец и козлищ происходит исключительно по нравственному критерию.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Деян.21:23 .  Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Деян.21:24 .  Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. Деян.21:25 .  А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Дабы уничтожить это предубеждение против Павла и изобличить клевету, иерусалимские пресвитеры посоветовали ему всенародно показать свое уважение к Моисееву закону – очиститься в храме вместе с четырьмя человеками, имеющими на себе обет, и заплатить вместо них за жертву, которую они по закону должны принести во храме по случаю окончания их обета. Присоединясь к этим четырем бедным людям, давая сам тот же обет на время, которое должно им еще продолжить, и взяв на себя издержки за них, Павел совершил бы такое доброе дело, которое было бы наглядным изобличением клеветы. Из острижения головы для снятия обета видно, что это был обет добровольного на время (а не пожизненного) назорейства, согласно Числ. 6 . Отсюда видно, что в среде иерусалимского христианского общества соблюдались обрядовые предписания Моисеева закона, ибо об этих 4-х сказано было: «есть у нас». Тут же советовавшие напоминают Павлу, что постановление апостольского собора об уверовавших язычниках остается во всей своей силе, а их совет есть лишь ничто иное, как акт мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощам братий из Иудеев. Совет этот нисколько не противоречил учению Павла, а потому он немедленно согласился. Присоединившись к четырем бедным назореям, он совершил с ними все, что требовалось по закону, заявив священнику в храме о своем соучастии в исполнении обета и о своем желании принести должное за каждого по исполнении 7 дней очищения. Деян.21:27 .  Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закон – это та точка, которой касаются и священство и пророчество своими принципиальными сторонами, а потому на отношении к закону обоих институтов особенно ясно сказывается их взаимное отношение. В отношении пророчества к закону можно отметить несколько пунктов. Прежде всего, самый закон представляется в Библии данным от Бога именно через пророчество и при его посредстве. Через весь Ветхий Завет проходит мысль, выраженная кратко в книге Премудрости Соломоновой: Премудрость Божия благоустроила дела их (евреев) рукою святого пророка ( Прем. 11:1 ). Вообще, еврейский законодатель Моисей в Библии называется пророком в самом высшем смысле этого слова. Моисей – это как бы некоторый идеальный тип пророка. Хотя и замечается, что не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу ( Втор. 34:10 ), но пророки всегда уподобляются Моисею. Сам Моисей говорил народу: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой ( Втор. 18:15 ), и Сам Иегова говорил Моисею: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в устах Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему ( Втор. 18:18 ). Обыкновенно эти два места Второзакония рассматриваются как мессианские, но, во всяком случае, ближайший смысл этих выражений – исторический, касающийся всего пророчества, и указанные в данном месте черты могут быть применены и к каждому пророку (Кьрег). Бог обещает евреям воздвигать нужных им руководителей, подобных Моисею. Таким образом, Библия смотрит на последующее пророчество как на продолжателей дела Моисеева, как на продолжателей законодательства. Истинный пророк предназначается к такой же деятельности, как и Моисей: пророческая деятельность есть деятельность творческая, законодательная, и в еврейской Библии мы видим книги закона и пророческие рядом. Закон и пророки (thora ve nebi’im) – вот в чем ветхозаветное Божественное откровение. В законе была намечена вся деятельность еврейского народа. Научить всех закону должны были священники, которые в свою очередь должны были исполнять весьма многое касающееся их закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > СРЕТЕНИЕ СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Двунадесятый непереходящий праздник Сретение Господне празднуется 15 февраля по новому стилю (2 февраля по старому.ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1-7 дней попразднства. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Сретение Господне. Из серии " Закон Божий " : В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа ( Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву ( Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля " ( Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: " Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец " ( Лк. 2, 35).

http://zavet.ru/k/sret/

Глава двадцать третья Мф.23:1 .  Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим Мф.23:2 .  и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Мф.23:3 .  итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают: Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни. Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители – люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее – Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с «Моисеева седалища», то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему. Мф.23:4 .  связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; Мф.23:5 .  все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей выполнять мелочные и трудно выполнимые предписания закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они «не двигали и перстом своим», то есть ничего сами не делали, даже и не приближались к этим тяжким бременам. Когда учитель и сам делает то, чему учит, то он вместе с тем является и учеником: несет бремя наряду с научаемыми. Но когда учитель, налагая на ученика бремя, сам не действует, то он этим самым еще более отягощает бремя для ученика, своим бездействием показывая невозможность исполнить, что он говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Мф.19:7 . Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? «Как же Моисей заповедал» и пр.: учение Господа о неразрушимости брака, по-видимому, стояло в противоречии букве закона Моисеева, по которому муж мог разводиться с женою ( Втор.24:1 ), и фарисеи возражают против учения Господа на основании закона Моисеева. Смысл возражения тот, что если законом Моисеевым дозволен развод, то, значит, он не противен и закону Божию, так как закон чрез Моисея дан был самим Богом, а Бог противоречить Себе не может. Мф.19:8–9 . Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. «Он говорит им» и пр.: Господь соглашается, что законом Моисеевым действительно дозволен развод, но «сначала не было так». Это закон позднейший и дан народу только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, именно по «жестокосердию» народа ( Втор.10:16 ; Сир.16:10 ; Деян.7:51 ; Рим.2:5 ), неспособного к кротости, терпению, самоотвержению; «узаконено отпускать жен, дабы их не убивали» (Евф. Зиг.). Во времена Моисея обычай отпускать жену твердо стоял уже между израильтянами, народом жестокосердым и жестоковыйным, как нередко Сам Бог чрез пророков называл его, и Бог чрез Моисея указанным законом оградил только права женщины, повелевая не изгонять ее по одному лишь порыву гнева иногда, но дать ей разводное письмо, следовательно, уже по миновании гнева и размышлении; вовсе же не воспретил сего, по жестокосердию народа. – Но «сначала не было так»: этому противоречит и творение одного мужчины и одной женщины, и первоначальный закон брака. «Христос не допускает порицать и Моисея, поскольку Он Сам дал этот закон ему; но освобождает его от осуждения... обращает речь к древнему закону, говоря то же, что и прежде сказал: «а сначала не было так», т.е. в начале самым делом установлен был закон, противный сему» (Злат.). – «Я говорю»: новый Законодатель восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве, как закон Божий, вечный. Одно прелюбодеяние, как разрушение первоначального закона о браке самым делом, может быть причиною развода, и ничто более; следовательно, кто не по этой причине разведется с женой и женится на другой, тот прелюбодействует, ибо закон соединяет его с отпущенной женою; и женившийся на разведенной не по той же причине, а самовольно, также прелюбодействует, ибо она законом все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им. Ср. Мф.5:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.2:22 .  А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, Хорошо сказал: «по закону Моисееву», ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было сорок. В Законе сказано: «женщина зачнёт и родит младенца мужеского пола» ( Лев. 12, 2 ); а Дева зачала не от семени , но родила от Духа Святого. Поэтому она не имела необходимости, а пришла во храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения – семь, а женского – вдвое? «Если женщина, – сказано, – зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели» ( Лев. 12, 2, 5 )? Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву – сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания. принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Лк.2:23 .  как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, Слова Закона: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» ( Исх.13:2, 12, 34:19 ) сбылись собственно на одном Христе; ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж. Лк.2:24 .  и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Закон ( Лев.12:6–8 ) повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение – от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию; ибо голубь – птица многоплодная. Лк.2:25 .  Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Когда мы смотрим на мир природы, мы постигаем, что Бог есть Любовь . Особенно летом, когда выходишь в русское поле: ромашки, цветочки, лютики, птички поют, солнышко светит, зелень, воздух прозрачный. Конечно, мы постигаем, что Бог есть Любовь. Эта тайна нам раскрывается в мире природы. Мы постигаем Бога, если имеем возможность непосредственно общаться с Ним. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Матфея пишет: «…с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них». Итак, поскольку люди утратили возможность общаться с Богом непосредственно лицом к лицу, то нам дано это последнее средство – Священное Писание . Священное Писание – это великое Откровение Бога о Самом Себе. Но самое великое Откровение Бога о Самом Себе, как мы уже отметили, было в Сыне, потому что Сын есть Слово, Которое стало плотью. Что такое слово Божие для евреев, которые читали Евангелие от Иоанна, и там было сказано: «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ). Для них слово Божие – это Тора, Пятикнижие Моисея. И вот это слово стало плотью. Потому, что Иисус Христос был исполнитель Закона. Он пришел не нарушить, но исполнить Закон. В Себе Самом Он исполнил не только нравственный закон, но и ритуальный, жертвенный закон и уголовный закон. По закону Моисееву, взяв на Себя все наши грехи, Он стал жертвой за эти преступления. По закону Моисееву как жертвенный Агнец Он пролил свою Кровь. Его кости не были переломлены, как и положено у жертвенного агнца. Он исполнил весь нравственный закон, раскрыл его подлинный духовный смысл. Христос – это действительно Слово, которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Но Слово Христово выходит за пределы Библии. Сказано о Господе: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» ( Ин.21:25 ). Поэтому в Писании нам дается минимум. Иоанн Златоуст говорит, что это последнее средство. Без него мы вообще останемся ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Теперь следующие моменты за Рождеством. Обрезание в 8-й день. При обрезании давалось имя. Открывайте Евангелие от Луки, находим с вами 2-ю главу, и в этой 2-й главе читаем следующее, 21-й стих: « По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус [что значит Спаситель; Иешуа – Бог, моё спасение, Спаситель], нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. [Вот то имя и дали, а Христос, Машиах, Мессия – это значит Помазанник, – Которого помазал Дух Святой во всей полноте. Вот это совершилось также. Это всё пишется для того , что Христос принял подлинную плоть, что Он не только воплотился, а и вочеловечился. Потому что докеты – еретики уже Апостольского времени – говорили, что Он принял призрачную плоть, не имел нашей реальной плоти, а казался имеющим плоть. Так вот вам – обрезание совершается. Как можно совершать обрезание над тем, кто не имеет реальной плоти? Как они читают? Вот они и превращают Писание. Вот они и искажают. Поэтому нам нужно строго придерживаться учения Церкви. Символ веры , он не подлежит изменению. Воплотившегося и вочеловечившегося От Духа Святаго и Марии Девы – воплотился и вочеловечился, то есть принял подлинную плоть. В следующий по закону Моисееву 40-й день. Потому что в этот день приносили младенца и посвящали его Богу. Всяк мужеский пол, ложесна разверзаяй, свят Богу (см. Задостойник Сретения) имеется в виду первенец. Свят Богу – его нужно было принести в Храм для посвящения Богу. И что же? 22-й стих:] А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк. 2:22–24 ). Вот это они и исполнили. Он ни в чём в этом не нуждался – ни в каком обрезании, ни в каком очищении, ни в каком выкупе – но поскольку Он Сам скажет, что Он пришёл не нарушить Закон, а исполнить, вот Он всё и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мк.5:24 . Иисус пошел с ним; за Ним следовало множество народа, и теснили Его. С ним, т. е. с Иаиром, начальником синагоги. Исцеление кровоточивой совершилось на пути, когда Иисус Христос шел воскресить дочь Иаира (чит. ст. 22–25), и послужило к укреплению веры в Него. Зач. 21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. (Окончание). Читается в понедельник 15-й недели по Пятидесятнице. Мк.5:25 . Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, Женщина эта, по преданию, называлась Вероникой и была язычницей. Впоследствии она пострадала за Христа и сделалась св. мученицей (память ее 12-го июля). Мк.5:26 . много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние; Все искусство врачей, к которым обращалась больная и на которых истратила все свое имущество, оказалось бессильным к ее излечению, напротив, еще ухудшилась ее болезнь. Мк.5:27 . услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; Мк.5:28 . ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. Мк.5:29 . И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. Слышавши о Иисусе и пр. Женщина стыдилась прямо просить Господа об исцелении, тем более что болезнь кровотечения, по закону Моисееву ( Лев.15:25 ), считалась нечистой, и потому решилась только прикоснуться к краю одежды Его. Между тем имела такую веру во Христа, что говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то исцелюсь. У Евангелиста Матфея говорится, что она прикоснулась воскрилию (краю) одежды Христовой. Край одежды, это – кисти на краях одежды, какие Иудеи, по закону Моисееву ( Числ.15:38 ), должны были иметь для постоянного напоминания о законе Божием. Так мы христиане, с верой прикасаясь к чудотворным иконам и мощам угодников Божиих, или приступая к таинствам церкви, исцеляемся. „Для нас, чувственных, говорит святит. Феофан Затворник , необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Так Господь и устроил в Своей св. церкви“ (Тр. лист.). Посему заблуждаются те христиане, которые отвергают все чувственное в церкви и хотят держаться одного духовного. Чествование нами святыни не есть ее обоготворение, а – выражение живого чувства веры, надежды на милость и любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010