е. заимствования: из них фактов и фраз во Второзаконии, окончательный результат обзора ветхозаветных, книг по занимающему нас вопросу можно формулировать так: существование Второзакония и принадлежность его Моисею доказывается с надлежащей ясностью, а вместе с тем доказывается принадлежность ему и других книг Пятокнижия, прямые свидетельства о которых начинаются около времени плена. Поэтому мы имели право сказать, что данные Пятокнижия. подтверждаются другими книгами В. Завета. Из времени, протекшего между периодом плена и первым веком христианского летосчисления, следует отметить: во-первых, усвоение Пятокнижия самарянами, во-вторых, в Иудейской Церкви – введение всех Пяти книг Моисеевых в богослужебное употребление, под общим наименованием „закона Моисеева“. Когда приняли Пятокнижие Самаряне – племя, смешанное из первоначальных обитателей Израильского царства и поселенцев из Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима ( 4Цар.17:24,30–31 ), – вопрос ещё неразрешённый наукой 3760 ; спорят также, и о том, получили ли они Пятокнижие от Иудеев, или унаследовали от своих предков Израильтян. В 17-й, главе 4-й книги Царств о Самарянах рассказывается следующее: донесли царю Ассирийскому и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священни-, —86— ков, которых вы выселили оттуда; пусть пойдёт и живёт там, и он научит их закону Бога той земли. И пришёл один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтит Господа ( 4Цар.17:26–28 ). Весьма естественно предположить, что священник нарочито отправленный из Ассирии для научения закону, прибыл в Вефиль, имея при себе необходимые для исполнения своей миссии пособия, т. е. писанный закон Моисеев. В дальнейших стихах той же главы писатель 4-й книги Царств указывает на двойственность религии Самарян: Господа они чтили, и богам своим они служили ( 4Цар.17:33 ), вопреки уставам учреждениям, и закону, и заповедям, которые Иегова написал сынам Иакова, или Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву (Лев. 12), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить в храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему,«яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе свят в нем (Лк. 2, 25). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия Симеон пришел в храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставити его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля (Лк. 2, 29–32). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (Лк. 2, 34–35). В храме была также 84–летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедшеся Господеви и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 36–38); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал, яко видесте очи мои спасете твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей. Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы Он, своими очами узрев Младенца–Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

е. заимствования из них фактов и фраз во Второзаконии, окончательный результат обзора ветхозаветных книг по занимающему нас вопросу можно формулировать так: существование Второзакония и принадлежность его Моисею доказывается с надлежащей ясностью, а вместе с тем, доказывается принадлежность ему и других книг Пятикнижия, прямые свидетельства о которых начинаются около времени плена. Поэтому мы имели право сказать, что данные Пятикнижия подтверждаются другими книгами В. Завета. Из времени, протекшего между периодом плена и первым веком христианского летосчисления, следует отметить: во-первых, усвоение Пятикнижия Самарянами, во-вторых, в Иудейской Церкви – введение всех Пяти книг Моисеевых в богослужебное употребление, под общим наименованием «закона Моисеева». Когда приняли Пятикнижие Самаряне – племя, смешанное из первоначальных обитателей Израильского царства и поселенцев из Вавилона, Куты, Аввы,, Емафа и Сецарваима ( 4Цар.17:24,30–31 ) – вопрос еще неразрешенный наукой 118 ; спорят также, и о том, получили ли они Пятикнижие от Иудеев, или унаследовали от своих предков Израильтян. В 4Цар.17:28–29 о Самарянах рассказывается следующее: донесли царю Ассирийскому и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа. Весьма естественно предположить, что священник нарочито отправленный из Ассирии для научения закону, прибыл в Вефиль, имея при себе необходимые для исполнения своей миссии пособия, т. е. писанный закон Моисеев. В дальнейших стихах той же главы писатель 4-й книги Царств указывает на двойственность религии Самарян: Господа они чтили, и богам своим они служили ( 4Цар.17:33 ), вопреки уставам, учреждениям, и закону, и заповедям, которые Иегова написал сынам Иакова, или Израиля. Ссылка автора на писанный закон ( 4Цар.17:37 ) имеет целью в возможно резкой форме выставить противоречие в религиозных воззрениях Самарян: если бы Самаряне не руководствовались писанным законом, автору не понадобилось бы сопоставление их культа с законами Пятикнижия. Как бы то ни было, Самаряне приняли в свой канон только пять книг Моисеевых (отчасти, Иисуса Навина) и отвергли писания пророков, как позднейшие. Это обстоятельство подтверждает древность и подлинность Пятикнижия и делает вероятным мнение, что на канон самарянский имели влияние древние предания Израильского царства: состав священных книг, унаследованный от Иудеев, должен был быть шире по объему, должен был заключать в себе и другие книги, которые несомненно существовали до разрушения Израильской столицы (Самарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Тот факт, что существовал чин священства Мелхиседека независимо от священства левитского, по чину Аарона, говорит о несовершенстве последнего и необходимости замены его новым, – замены, которая прообразовательно уже произошла в факте поклонения Авраама Мелхиседеку. Но «с переменой священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ). А поэтому ап. Павел доказывает, что первосвященство Христа соответствует закону – но не Моисеевому, «плотскому», а новому и вечному закону «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:16 ). Так, 1 . Иисус Христос принадлежал не к колену Левиину, а к колену Иудину, чем напоминает Мелхиседека, который вообще не был из семени Авраама ( Евр.7:13–14 ). Переменой колена священства Христос соединил в Своем Лице и царское, и священническое служение. 2 . Иисус Христос получил священство не по закону наследства от предков и не с тем, чтобы по смерти передать его иным смертным наследникам: Он воссиял «по силе жизни непрестающей» ( Евр.7:15–16 ), ибо по воскресении стал священником бессмертным. В этом тоже образ Мелхиседекова, о котором сказано, что «он живет» ( Евр.7:3 ). 3 . Первосвященство Христово клятвенно удостоверено Самим Богом, и оно не имеет конца: «клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» ( Евр.7:21 ; Пс.109:4 ). Сам же закон Моисеев обнаружил свою немощность и бесполезность ( Евр.7:18 ), он «ничего не довел же до совершенства» ( Евр.7:19 ), поэтому требовалось иное основание жизни, которое и открылось в лучшем и совершенном завете Бога с людьми, поручителем которого сделался Иисус Христос ( Евр.7:22 ). Во Христе воссиял совершенный Первосвященник, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ). Христос есть священник истинной, небесной скинии, т. е. Церкви; престол Его «одесную престола величия» Божия ( Евр.8:1–2 ). И принес Он туда единократную жертву Своей Плоти и Крови ( Евр.8:3–4; 9, 12 ). 4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18) а) Пророчество Иеремии о лучшем завете ( Евр.8:7–13 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

На восьмой день после рождества, Божественный Младенец был обрезан, по закону Иудейскому, и при этом дано было Ему имя Иисус, нареченное Ангелом еще прежде зачатия Его во чреве Приснодевы. Имя Иисус значит: Спаситель; – и мы видим, что вся жизнь Господа была исполнением значения этого имени; своим учением, делами, страданиями и смертью Он спас людей от грехов их. О, если бы и мы также верно и точно оправдывали значение наших христианских имен и подражали тем святым, имена которых носим! Пример Господа, благоволившего исполнить на Себе кровавый обряд обрезания, да научит нас той истине, что постановления св. Церкви надобно исполнять строго и точно, хотя бы это было и тяжело для немощного естества нашего. Через несколько дней после обрезания, исполнено было над Божественным Младенцем Иисусом другое постановление закона Моисеева. По закону ветхозаветной Церкви, сохраненному и в новозаветной, мать новорожденного младенца должна была, через сорок дней после его рождения, приходить с ним в храм – и здесь приносима была жертва и молитва за новорожденного и родившую. Если же новорожденный был первенец мужеского пола, то он должен был быт посвящен Богу на служение при храме, или иначе – родители должны были дать за нее выкуп, Пречистая Матерь Божия, не имевшая никакой нужды в очищении, смиренно приходит в храм Иерусалимский с Божественным младенцем и приносит требуемую законом жертву. Владыка и Искупитель Мира выкупается ничтожною ценою обыкновенного младенца. Какое глубокое смирение! Какая благопокорливость закону Божию! В храме Иерусалимском встретил Младенца-Господа старец Симеон. Это был великий праведник, пламенно ожидавший пришествия в Мир Мессии-Просветителя народов. Ему было открыто Духом Свитым, что он не умрет, пока не увидит на земле Христа-Спасителя. Долго маститый старец ждал Обетованного; земная жизнь казалась ему уже бременем; а смерть и за нею жизнь вечно покойная величайшим благом. Наконец, по внушению Божию, он приходит в храм в то время, как пречистая Мария с Божественным младенцем вошли туда для исполнения узаконенного обряда, видит Того, Кого ожидал так пламенно и так долго, берет Его в свои объятия и, в восторге радости, исполненный Святого Духа, говорит: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. ( Лук. 2:29–32 ). Да, братья, кто видел Иисуса Христа, кто носил Его на своих объятьях, тому чего еще желать на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Закон не открывает нового пути ко спасению помимо пути верности завету. Поэтому пророки предсказывают эсхатологический, универсальный закон, к-рый «выйдет» от Сиона и благодаря к-рому конфликты между народами уладятся и наступит мир. «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих 4. 1-5; ср.: Ис 2. 2-5). «Псалмы закона» Начальный лист Псалтири (Пс 1). XV в. (ГИМ. Епарх. 81. Л. 128) Начальный лист Псалтири (Пс 1). XV в. (ГИМ. Епарх. 81. Л. 128) Образ благочестия, в центре к-рого находится исполнение закона, представляют отдельные псалмы, в научной литературе частью датируемые послепленным периодом; иногда их называют «псалмами закона» (Пс 1; 18. 8-15; Пс 118). Пс 1 намеренно поставлен в начале Псалтири, как своего рода ключ ко всему собранию псалмов. Псалмопевец говорит, с одной стороны, о праведниках, верных закону, путь которых знает Господь и которым удается все, с другой - о безбожниках, к-рые «как прах, возметаемый ветром», о «нечестивых», путь к-рых «погибнет» (Пс 1. 4-6). В Пс 18. 8-11 звучит гимн закону Господа, совершенному, истинному, умудряющему, укрепляющему душу. Данное через З. М. откровение «верно, умудряет простых», его «повеления» «праведны, веселят сердце», «заповедь Господа светла, просвещает очи». Стихи 12-15 этого псалма - молитва верного закону иудея, «охраняемого ими», т. е. заповедями закона, и получающего «в соблюдении их великую награду». В стихах 13-14 молящийся говорит о своих прегрешениях, к-рые он совершил неумышленно или к-рые он не осознавал: за это Бог оправдает его, ибо дал ему закон, позволяющий достичь «непорочности» и «чистоты» «от великого развращения».

http://pravenc.ru/text/182513.html

Именование служитель Моисеев, принадлежащее Иисусу Навину (ср. также Исх 24:13; 33:11; Чис 11:28), характеризует положение последнего по отношению к своему господину (Чис 11:28). Это более почетное звание, чем раб, слуга, и может быть переведено не только как ‘служитель’, но и как ‘помощник, исполнитель’ (чьей-то воли). Так позднее именуются в Израиле царские вельможи, исполнители воли царя (в современном иврите слово того же корня имеет значение ‘министерство, офис’). Иисус Навин верно служил Моисею и его закону. “Здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу Навину, служителю Моисееву. И Апостол, как слышим, говорит: Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам (Рим 15:8); и еще: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал 4:4–5). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезанных” 26 . Итак, пока был жив Моисей, Иисус Навин преданно служил ему; со смертью Моисея наступает время предводительства Иисуса. Он выходит из тени законодателя и приступает к исполнению своей миссии. В типологии Иисус Навин — Иисус Христос служение Иисуса Навина Моисею — это подчинение Иисуса Христа Закону, исполнить который (Мф 5:17) пришел Спаситель. Моисей не входит в землю обетованную — Закон не может ввести в царство благодати, в Церковь Христову, в жизнь вечную. Туда вводит Иисус, при жизни Моисея бывший его верным служителем, а по его смерти оставивший пустыню и вступивший в Ханаан. Так и Христос согласно раннехристианской типологии вводит народ Божий в Царство благодати не раньше смерти Закона, олицетворяемого Моисеем. “Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как Слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа” 27 . “И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навин, вступил на его место” 28 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Титул «служитель Моисеев», принадлежащий Иисусу Навину 52 , характеризует положение последнего по отношению к своему «господину» ( Числ. 11:28 ). trwm, мешарет – более почетное звание, чем dbi («раб», «слуга»), и может быть переведено не только как «служитель», но и как «помощник», «исполнитель» (чьей-то воли). Так позднее именуются в Израиле царские вельможи, исполнители царской воли 53 . Иисус Навин верно служил Моисею и его закону. «Здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя… Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу Навину, служителю Моисееву. И Апостол, как слышим, говорит: «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам» ( Рим. 15:8 ); и еще: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал. 4:4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезанных» 54 . Итак, пока был жив Моисей, ему преданно служил Иисус Навин; со смертью Моисея наступает время предводительства Иисуса. Он выходит из-под тени законодателя и приступает к исполнению своей миссии. Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым (1:1–2). В типологии Иисус Навин – Иисус Христос служение Иисуса Навина Моисею – это подчинение Иисуса Христа Закону, «исполнить» ( Мф. 5:17 ) который пришел Спаситель. Смерть Моисея – это конец власти Закона. Моисей не входит в землю обетованную – Закон не может ввести в царство благодати, в Церковь Христову, в жизнь вечную. Туда вводит Иисус, при жизни Моисея бывший его верным служителем, а по его смерти оставивший пустыню и вступивший в Ханаан. Так и Христос согласно раннехристианской типологии вводит народ Божий в Царство благодати не раньше смерти Закона, олицетворяемого Моисеем. «Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как Слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа» 55 . «И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навин, вступил на его место» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Деян.21:23. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Деян.21:24. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. Деян.21:25. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.    Дабы уничтожить это предубеждение против Павла и изобличить клевету, иерусалимские пресвитеры посоветовали ему всенародно показать свое уважение к Моисееву закону — очиститься в храме вместе с четырьмя человеками, имеющими на себе обет, и заплатить вместо них за жертву, которую они по закону должны принести во храме по случаю окончания их обета. Присоединясь к этим четырем бедным людям, давая сам тот же обет на время, которое должно им еще продолжить, и взяв на себя издержки за них, Павел совершил бы такое доброе дело, которое было бы наглядным изобличением клеветы. Из острижения головы для снятия обета видно, что это был обет добровольного на время (а не пожизненного) назорейства, согласно Числ. 6. Отсюда видно, что в среде иерусалимского христианского общества соблюдались обрядовые предписания Моисеева закона, ибо об этих 4-х сказано было: «есть у нас». Тут же советовавшие напоминают Павлу, что постановление апостольского собора об уверовавших язычниках остается во всей своей силе, а их совет есть лишь ничто иное, как акт мудрой предусмотрительности и снисхождения к немощам братий из Иудеев. Совет этот нисколько не противоречил учению Павла, а потому он немедленно согласился. Присоединившись к четырем бедным назореям, он совершил с ними все, что требовалось по закону, заявив священнику в храме о своем соучастии в исполнении обета и о своем желании принести должное за каждого по исполнении 7 дней очищения. Деян.21:27. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, Деян.21:28. крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

9. Ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии, им же паки свыше служити хощете. 9. Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им? 10. Дни смотряете, и месяцы, и времена и лета. 10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас. 11. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам? (4:9). Своими догматическими рассуждениями ап. Павел разъяснил, что подзаконное рабство, в сравнении с свободой христианства, ничем не отличается от рабского состояния язычников, потому что служение закону есть такое же служение стихиям, какое было у язычников. Иисус Христос искуплением подзаконных освободил и язычников от рабства «стихиям мира». Галаты, среди которых большинство были ранее язычниками, сделавшись христианами и получив такие близкие отношения к Богу, какими пользуются дети к своему отцу, должны были убедиться, что ни их «стихии мира», ни закон Моисеев ничего подобного не дают, и что, следовательно, равно безрассудно обращаться теперь и к языческой религии и к закону иудейскому. Поэтому настоящее увлечение служением закону для апостола явление совершенно непонятное и внушает опасение, как бы галаты совсем не потеряли то, что приобрели, сделавшис христианами. Человеку присуще стремление к совершеннейшему существу, к Богу. Посему искание Бога, искание такого идеала, стремление к которому удовлетворяло бы духовным требованиям человека, одинаково присуще людям всех времен и на всех ступенях развития. Все язычники, в том числе и галаты, бывшие язычниками, стремились познать Бога. В стремлении обнять ограниченным умом совершеннейше Существо, которого не представил собой ни один человек, лежит основной характер всех языческих религий. Но стремясь к познанию Бога, галаты не могли, однако познать Его и не знали Его, хотя, вследствие требования никогда не умирающего религиозного чувства, они создавали себе богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010