15. И лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает священник ин. 16. Иже не по закону заповеди плотския бысть, но по силе живота неразрушаемого. «И это еще яснее видно из того, что, по подобию Мелхиседека, восстает священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». «И это», – именно то, что теперь было сказано об отменении левитского священства и обрядового закона, – «еще яснее видно из того» Божеского определения, которое раскрыто в псалме 109, о том, что, не по Моисееву закону, не по левитскому чину, не по подобию Аарона, но «по подобию Мелхиседека восстает священник иной»; прежде был обещан, а теперь явился, «священник иной». Какой это священник? Чем он отличается от священников, бывших по подобию Аарона, вступавших в священство по закону Моисееву? «Который таков» – указывается на то особенное свойство Его, раскрытое в образе священника Мелхиседека, что он есть священник вечный, и далее показывается основание этого: он таков, или он священник по подобию Мелхиседека, «не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». «Не по закону заповеди плотской»: Не по закону, повелевавшему быть священникам по плоти из колена Левиина, которые, как смертные, сменялись один другим, не по тому закону, который, как предписывал плотское, преходящее (как говорит св. Златоустый, например: «обрежь плоть, помажь плоть, омой плоть, очисти плоть, остриги плоть, питай плоть, отдыхай плотию, и обещал долголетие для плоти, млеко и мед для плоти, покой для плоти, наслаждение для плоти» 45 ; так и сам был, по назначению Божию, кратковременный и преходящий. Не по этому закону явился священник иной. «Но по силе жизни непрестающей». Так Апостол раскрывает божеское величие Иисуса Христа. Говоря: «по силе жизни непрестающей», указывает на Его вечное Божеское существо. Бог есть вечное, всесовершенное, неизобразимое бытие, или жизнь безначальная, бесконечная и всесовершенная, как сам Он говорит Моисею: Аз есмь сый ( Исх.3:14 ). «По силе жизни непрестающей», по вечному божескому совету и определению, а не по тому «закону плотской заповеди», по которому поставлялись священники по подобию Аарона из колена левитского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

7 . «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» ( Лк. 2:22 ). Где те, кто отрицает Бога закона, кто утверждает, что не о Нем, а о другом боге свидетельствует Христос в Евангелии: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал. 4:4 )? Следует ли из этого, что благой Бог создал Своего Сына по закону демиурга, по закону неприятеля, по тому закону, который Сам Он не давал? Скорее Он рожден по закону, «чтобы искупить подзаконных» ( Гал.4:5 ) и подчинить их другому закону, о котором сказано: «Внимай, народ мой, закону Моему» ( Пс.77:1 ) и прочее. Итак, «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Какие постановления закона они исполняли? Без сомнения эти: «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» ( Лк.2:23 ), и «три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» ( Исх.34:23 ). И так как мальчики разверзали ложесна своих матерей, они были священны, и их приносили к алтарю Господа, ибо «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна», посвящался Богу. Но скажешь ты, что «каждый младенец мужеского пола выходит из материнской утробы», но не разверзает ложесна, как Господь Иисус, так как ложесна любой другой женщины разверзает не рождение младенца, а близость с мужчиной. 8 . А ложесна Божьей матери были разверзнуты при рождении Сына, ибо до рождения Христа мужчина не прикасался к Ее священному лону. Дерзну сказать, что в тот момент, о котором в Писании сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), обрелось семя, и произошло зачатие; и плод начал расти без разверзания ложесн. Поэтому Сам Спаситель говорит: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс.21:7 ). Находясь в утробе матери, Он видел нечистоту Ее тела, со всех сторон Его окружали Ее внутренние органы; Он терпел тесноту и нес тяготы земного существования. Поэтому Он сравнивает Себя с червем и говорит: «Я же червь, а не человек. Человек обычно рождается от мужчины и женщины; но Я рожден не от мужчины и женщины, как принято у людей, но как червь, который не принимает семя извне, а воспроизводится в себе и от себя и производит потомство только из своего собственного тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рим.7:24 .  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Рим.7:25 .  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Возглас страдания испускает плененный грехом человек. – «Бедный я»! Хотя человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, тем не менее, все-таки в основе его страданий лежит вина, унаследованная им от своего прародителя, Адама, за которую должно страдать все человечество. – «Кто избавит меня» – точнее: кто бросится ( ρσεται) за меня сразиться и избавить меня от плена?! – «От сего тела смерти». Можно, конечно, перевести и так сразу: κ τ. σματος τ. θ. τοτου, – с грамматической точки зрения тут ошибки нет. Но если принять во внимание то, что раньше Апостол ничего не говорил о качествах тела ( σμα), то такой перевод должен быть признан здесь неподходящим. Лучше поэтому перевести так: «от тела смерти этой». Эта фраза будет, таким образом, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. Рим.6:6 – тело греха). От такого-то тела и хотел бы избавиться Апостол (ср. Кол 2:11 ). – «Благодарю Бога». Апостол не может удержаться от выражения радости по поводу полученного через Христа избавления от такого тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, потому что о них он говорил и в III, и в V гл. – «Итак». Здесь дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. – «Тот же самый» – правильнее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Такой человек умом служит закону Божию, а плотью – закону греха. – «Закон Божий» – это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), который побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и который назван Божиим потому, что Бог именно требует от человека такого отношения к Его закону. Служение, какое имеется здесь в виду, есть служение внутреннее, так как внешнее служение человека посвящается закону греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Павел поэтому говорит о всеобщности суда и наказания: «Те, которые не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:12–13 ). Язычники осудятся по закону, данному от рождения: способности познавать добро и зло, т. е. по закону совести, а иудеи осудятся как бы по двойному закону: закону внутреннему, от природы, и закону писанному, данному от Бога через Моисея. Естественный нравственный закон, или закон совести, с которым человек рождается в мир – всеобщий судья рода человеческого ( Рим.2:14–15 ). Сверх этого закона иудеи имели закон Моисеев – это их преимущество ( Рим.2:10, 17–20 ), ибо он путеводил к истине, но лишь при исполнении его. А без исполнения закона он лишь больше осудит иудеев ( Рим.2:9 ). Истинный тот иудей, кто исполняет закон, притом исполняет не по букве, а по духу, т. е. делает закон из долга своей внутренней потребностью ( Рим.2:23–29 ). в) Сравнение иудеев с язычниками (Рим.3:1–20) Обличив гордость и превозношение иудеев перед язычниками, ап. Павел не скрывает действительного преимущества иудеев: им вверено слово Божие, и они раньше других получили благовествование: ( Рим.3:1–2 ). И неверность иудеев не упраздняет верности Божиих обетований – народ иудейский остается народом великим и избранником Божиим, ибо у них и «усыновление, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования» ( Рим.9:4 ). Этот народ должен был быть руководителем в религиозной жизни для всего человечества. С этой точки зрения и обрезание, как условие вступления в иудейство, тоже имело значение и давало преимущество. А то, что они, иудеи, теперь отвергнуты, не означает, что Бог не верен в Своих обетованиях, – это произошло по причине неверности самих иудеев, – через непризнание явившегося Мессии. Преимущества иудеев возвышают только славу Божию, но не выражает их нравственного достоинства. В 3, 5–8 Апостол опровергает такой, приписываемый ему, софизм: если неправда людей открыла большую правду Божию, то зачем Бог наказывает за неправду? Если неверность иудеев вызвала приход в мир Мессии и обилие благодати, то зачем их осуждать? Апостол без доказательства прямо определяет, что на таких хитроумных софистов уже готов праведный суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В конце 3-й главы Ноеминь сказала, что если Вооз начнет какое-то дело, он не остановится, пока не сделает все до конца. И у Вооза появилась мысль: зачем Руфь и Ноеминь побираются, как нищенки, если есть земля, которая принадлежит им? Эта земля – Елимелеха, мужа Ноемини, это земля (надел) его сыновей. И Вооз хочет, чтобы – по закону Божьему – кто-то выкупил бы эту землю. Выкупить землю тогда означало признать родство с теми женщинами или сиротами, которым принадлежала эта земля, взять на себя ответственность обеспечивать их всем необходимым. И если среди этих женщин, сирот, были вдовы, то принимающий землю должен был вступить в левиратный брак – жениться на вдове, даже если у него к тому моменту была своя жена. Ветхий Завет допускал многоженство. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Никто не укорит меня (как бы говорил Вооз – О.С.). И ты восхваляема всеми, и я заключу брак по родству, а не по невоздержанию. Поскольку же есть другой ближайший сродник, то прежде должно мне с ним переговорить, чтобы ему, если пожелает, вступить с тобою в брак по закону. А если не пожелает он, я возложу на тебя супружеское ярмо. Такова добродетель сего мужа! Если бы какая благообразная дева пришла к нему ночью, он сохранил бы целомудрие, и предоставил дело закону. Не ускорил он браком вопреки закону, но сделал предложение о браке ближайшему родственнику. Потом, когда отказался тот от брака, тогда уже сочетался с этою достохвальною женою» 26 . « Вооз вышел к воротам и сидел там » ( Руф.4:1 ). «Ворота» означают суд, судебные заседания проходили у городских ворот. То, что он сидел там, означает, что он был старшим судьей и сидел на кресле, которое называлось «Моисеево седалище». Он вершил суд как председатель суда. « Вооз вышел к воротам и сидел там » означает «председательствовал». « И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз » ( Руф.4:1 ). Помните, Вооз говорил: « Есть еще родственник ближе меня; … если он примет тебя, то хорошо, пусть примет; а если он не захочет принять тебя, то я приму » ( Руф.3:12–13 ). Вооз хочет все сделать по закону. Но здесь мы видим, что Вооз надеется на волю Бога: он садится у ворот. Здесь не говорится, что он позвал того человека: тот человек как бы случайно идет рядом. Однако, как мы знаем, в жизни ничего случайного не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

гл. 19). «Пепел телицы», приготовленный по правилам закона ( Числ.19:2–20 ), также употребляем был к очищению законом показанных нечистот. Нечистыми, по закону Моисееву, почитались частию нарушители известных законов, а частию сделавшиеся такими чрез прикосновение к предметам, признанным по закону нечистыми, каковы, например, прокаженные, умершие, гроб мертвеца и подобные. Прикоснувшиеся к прокаженному, к мертвецу или гробу его, почитались нечистыми, имели нужду в очищении и, пока не получали очищения, лишались права входить в скинию, приносить жертвы, быть в сообществе с своими. «Дабы чисто было тело». Показанное очищение или освящение не означало очищения и освящения совести или души пред Богом, но доставляло только чистоту внешнюю, или чистоту тела, чтобы тому, кто по закону обличен был в нечистоте, не считаться нечистым среди общества и не подвергаться лишению тех прав, о которых выше сказали мы. «То кольми паче кровь Христа, который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел». Так Апостол делает заключение от меньшего к большему: если, говорит, кровь закаляемых животных и пепел телицы имел такую силу по закону, что делал чистыми тех, которые по закону почитались нечистыми: то тем более может очистить «совесть нашу» или нашу душу «от мертвых дел», т.-е. от грехов, «кровь Христа», единородного Сына Божия, который, по вечному определению Божию, при содействии «Духа Святого, принес Себя, непорочного», всесвятого, в умилостивительную жертву за все греховные нечистоты людей. «Кровь Христа», Сына Божия, воспринявшего наше человеческое естество в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем: потому сия Божественная кровь имеет беспредельное превосходство не только в сравнении с кровию животных, которые приносились в жертву в ветхозаветной скинии, но и в сравнении со всякою человеческою кровию; потому что она есть кровь Богочеловека – единородного Сына Божия, воспринявшего человеческое естество. «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым Лк.13:18–29 Гал.3:8–12 В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос. Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира. Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути». Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире. Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божьему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ. Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями. И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан. И всю Свою земную жизнь Он будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь . И все это – тесным путем. И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 22-24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, - не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые - агнца, а бедные - двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш... И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/42/f...

относятся не к нашим, новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые служили и приносили дары «по закону т. е. по закону Моисееву, и «которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе» ( Исх. 25:40 ). Известно, какие дары приносили ветхозаветные священники по закону Моисееву: жертвы тельцов, козлов и т. п., чего наши священники не приносят Богу, ибо они служат и приносят духовную жертву Тела и Крови Христовых, по закону Христа и Апостолов ( Лук. 22:19 ; 1Кор. 11:24–25 ), для прощения грехов ( Мф. 26:28 ) и жизни вечной ( Иоан. 6:51 ). 15) Из св. Писания видно, что степеней священства только две: «пресвитеры», которые назывались еще «епископами» и «диаконы», а вы придумали еще особую, третью степень, «епископов», или архиереев: «Из Милета же послав в Ефес, он (ап. Павел), призвав пресвитеров Церкви», сказал им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (по–гречески и славянски – «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей» ( Деян. 20:17  и 28; Фил. 1:1 ; Тим. 3:1 – 2,8). 15) Из приведенного места книги Деяний видно только то, что во время Апостолов епископы и пресвитеры носили одни и те же общие названия. И в наше время епископы, пресвитеры и даже диаконы носят одно название, напр. – «священнослужитель», но это вовсе не значит, что в нашей Церкви нет различия между властью епископа, пресвитера и диакона: одно – архиеерей, другое – пресвитер и третье –диакон. Св. Писание учит: «Без всякого прекословия меньший благословляется старшим» ( Евр. 7:7 ). Следовательно, и пресвитерство не может даваться пресвитером, а лицом высшим – епископом, каковыми еще при жизни ап. Павла были, напр., Тит и Тимофей, которые, как епископы, имели право через руковозложение поставлять пресвитеров: «Для того я оставил тебя в Крите, пишет ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу ( Чис. 6; 5 . Суд. 13: 5 ). Сам Христос, как Назорей ( Деян. 22: 8 ), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где, гонимые язычниками, христиане хоронили тела мучеников и совершали тайное богослужение 2 . Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг“ в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18: 18 ). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, по обету носили длинные волосы ( Деян. 21: 24 ). Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям, Христу и апостолу Павлу. 14) Сектант: Мы не признаем ваших священников, ибо они такие, которых молитвы, жертвы и служение Богу не угодны: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небеснаго» ( Евр. 8: 4–5 ). Объяснение православного: Нужно читать 5-й стих приводимого места до конца, тогда будет понятно, что слова: «здесь такие священники“... относятся не к нашим, новозаветным священникам, а к ветхозаветным, которые служили и приносили дары «по закону“, т. е. по закону Моисееву, и «которые служат образу и тени небеснаго, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе“ ( Исх. 25: 40 ). Известно, какие дары приносили ветхозаветные священники по закону Моисееву: жертвы тельцов, козлов и т. п., чего наши священники не приносят Богу, ибо они служат и приносят духовную жертву Тела и Крови Христовых, по закону Христа и Апостолов ( Лук. 22: 19 . 1Кор. 11: 24–25 ), для прощения грехов ( Мф. 26: 28 ) и жизни вечной ( Иоан. 6; 51 ). 15) Сектант: Из св. Писания видно, что степеней священства только две: «пресвитеры“, которые назывались еще «епископами“, и диаконы, а вы придумали еще особую, третью степень, «епископов“,. или архиереев: «Из Милета же послав в Ефес, он (ап. Павел), призвав пресвитеров Церкви“, сказал им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по гречески и славянски – «епископами“), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 17 и 28. Фил. 1: 1 . Тим. 3: 1–2, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010