Между тем в Моисеевом законодательстве это отмечается, и дальше, согласно с законом Гаммураби, говорится, что вместо смерти может быть наложен штраф. Очевидно, в этом пункте Моисеево законодательство полнее и как будто поясняет законодательство Гаммураби: штраф, следовательно, был заменой смертной казни. С другой стороны: в Моисеевом законодательстве не сказано, какой штраф нужно налагать в том случае, если вол забодает свободного человека, – там сказано только, что „если выкуп будет наложен на него, то пусть даст выкуп за душу свою, какой будет положен на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает; по этому закону поступать с ним“. Сказано очень неопределённо. Между тем, в законе Гаммураби определённо говорится, что за убийство волом свободного человека платится пол-мины серебра. Что в этом пункте закон Гаммураби разумеет этот же случай, какой разумеет Моисеево постановление и, следовательно, первый поясняет последнее, – видно уж из того, что оба законодательства сходятся в определении штрафа за убийство быком раба. Закон Гаммураби определяет этот штраф в размере 1 / 3 мины серебра, а Моисеево законодательство в 30 сиклей – это почти одно и тоже: 30 сиклей=почти 1 / 3 мины (мина=100 сиклей). Если последняя параллель заставляет думать, что кодекс Гаммураби и закон Моисея в некоторых пунктах пополняют и поясняют друг друга, то с другой стороны, сопоставление некоторых пунктов этих двух законодательств показывает несомненное различие между ними даже в решении одних и тех же юридических вопросов. Так, напр., по закону Гаммураби, кредитор взамен долга был вправе брать у своего должника свободную жену, его сыновей и дочерей в услужение; однако на чет- —300— вёртый год последние должны были освобождаться (§ 117). В параллельном же месте кн. Исх.21:2 мы читаем: „если купишь раба еврея: шесть лет пусть служит он, а в седьмое пусть выйдет на волю даром“. Или ещё Исх.21:7 ст.: „Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы“. Как можно видеть, срок служения свободного человека в качестве раба и характер этого служения кодексом Гаммураби и законом Моисея определяются неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2Кор.3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 , и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу. Гал.5:1:13 . «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу». Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12 ; Евр.10:4–9 , но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18 , и апостолов: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему законузакону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. 28) О христианской надежде Евр.13:5 . «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ). Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20 . Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13 ; Мф.7:7 . 29) О радостях христианина Ин.16:22 . «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20 , и радость о соединении с Ним: Ин.14:23 , особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56 , и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Учение Павла о соотношении закона Моисеева и оправдания через веру является центральной темой Посланий Павла к Римлянам и Галатам. Подробное рассмотрение этого учения выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее на основании сделанного нами беглого сравнения между Посланием Иакова и посланиями Павла можно утверждать, что Иаков и Павел отстаивали разные позиции в споре о значимости закона Моисеева. Если Павел говорит об упразднении «закона заповедей» учением Христа (Еф, 2:15), то для Иакова это совсем не так: закон продолжает сохранять для него значимость. Это явствует как из приведенной в Деяниях речи Иакова, так и из эпизода, который будет рассмотрен нами в свое время: когда Иаков будет упрекать Павла в том, что он, по слухам, учит иудеев «отступлению от Моисея», и потребует от Павла выполнить обряд ритуального очищения ( Деян. 21:17 26). В Послании Иакова тема закона Моисеева получает развитие, весьма отличающееся от того, как та же тема трактуется Павлом: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы ( Иак. 2:8–12 ). «Законом царским» Иаков называет в данном случае ветхозаветную заповедь о любви к ближнему ( Лев. 19:18 ), повторенную Христом в числе двух важнейших заповедей закона ( Мф. 22:37–40 ; Мк. 12:29–31 ). Он также ссылается на одну из десяти заповедей Моисеевых ( Исх. 20:13–14 ). И наконец, ключевое утверждение: нарушитель одной заповеди становится преступником закона, и даже если человек соблюдает весь закон, но согрешит в чем-либо одном, он становится виновным во всем. Столь сильной аналогии закона Моисеева мы нигде в апостольских посланиях больше не встречаем. Если Павел говорит о необходимости соблюдать «весь закон» ( Гал. 5:3 ), то он относит это исключительно к обрезанным, причем тут же нападает на них:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса 875 Иудеи, отвергшие Иисуса, оставили свой закон, но каким образом могли отпасть от закона люди, делающие упрек другим лицам, не желающим внимать закону, и говорящие так: «Скажите вы, не желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона 876 ? О волах ли заботится Господь, или во всяком случае о нас? Да, для нас это написано» 877 . Отказавшиеся от закона иудеи, последовавшие за Христом, не сумели еще доныне определить свое отношение к закону: одни соединили с ним нравственный и преобразовательный смысл и потому могли сделаться истинными последователями Иисуса; другие, придавая закону духовное объяснение, в то же время твердо удерживали и полученные от предков предания, некоторые же, не желая ничего знать о духовном истолковании закона и удерживая его буквальный смысл, признают Иисуса Тем, Кем провозвестили Его пророки, и соблюдают Моисеев закон согласно с отеческими преданиями. Истинное же отношение прозелитов из иудейства и эллинизма заключается в том, что они в законе Моисея усматривают двери, ведущие к учению Иисуса, и кто вступает в эти двери, тот допускается к познанию истины и глубины, проникает во внутренний смысл ветхозаветных писаний и обычаев и постигает сокровенные доселе тайны, проявленные чрез голос пророков и явление Спасителя. Христиане высоко ценят достоинство закона, показывая, какая тайная и великая мудрость содержится под покровом простых и обычных слов. И Сам Иисус Христос свидетельствовал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, так как Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ) 878 . Предположим, что Иисус соблюдал все обычаи иудеев, не исключая и тех, какими сопровождаются у них жертвоприношения, но тогда существовало ли у них какое-нибудь препятствие, чтобы веровать в Него как Сына Божия? Иисус есть Сын того же Бога, Который даровал закон и пророков, а потому не иудеи, а христиане, являвшиеся членами Церкви, не только не нарушили закона, но, отвергая иудейские басни, исследуют таинственный смысл закона и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

3. Ты же, любитель празднества, представляя столь славные и для тебя совершаемые дела в Вифлееме, присоединись с радостью к тем, которые величественно торжествуют на небесах твое спасение. Ликуй пред девственным престолом, как некогда Давид пред кивотом ( 2Цар. 6:14 ). Прославь Господа, всегда и везде сущего, и «от Фемана», как говорит пророк ( Авв. 3:3 ), благоволившего явиться во плоти роду человеческому. Скажи вместе с Моисеем: «Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего, и превознесу Его» ( Исх. 15:2 ). Затем после благодарения весьма полезно исследовать, какая была причина явления Царя славы в Вифлееме. Родиться в Вифлееме телесно побудило, Непринуждаемого, милосердие к нам; какая необходимость могла быть для того, чтобы Безвременный, ставши грудным младенцем во времени, и Невместимый, быв обвит пеленами, сделался изгнанником и переселенцем? Если ты, божественное и богодухновенное собрание, хочешь знать и это, то послушай Моисея, который ясно проповедует народу, и, приводя к познанию сверхъестественного рождения, говорит: «всякий младенец мужескаго пола, разверзающий ложесна посвящается Господу» ( Исх. 13:2 ; Лк. 2:23 ). О чудо! «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» ( Рим. 11:33 ). Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному своему закону, и быть не нарушителем, но исполнителем закона, а вместе с тем с окончанием закона соединить начало благодати своей. Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковый день; и свободная от закона, повинуется закону, и приношение делается за Того, Который освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. А что это рождение было чистое и не подлежавшее очищению, свидетель слов моих об этом Исаия, ясно возвещающий вселенной: «еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ее, (избегла и) 1 , разрешилась сыном, Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому?» ( Ис.66:8 ), Итак пресвятая Дева-Матерь избегла свойственного женам пред рождением, как и зачала без соития, потому что Святый Дух предобручил и освятил ее. Она родила первородного и единородного Сына Отца, который на небесах воссиял единородно без матери из Отчего естества и сохранил нераздельною и неразлучною девственность естественного единства (с Ним), и на земле, в девственном чертоге, как жених, непреложно соединился с Адамом и сохранил матерную чистоту неповрежденною и непорочною, который на небесах рожден нетленно, и на земле родился неизреченно. Впрочем обратимся к предложенному предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Гал. 6:7–8 . Что посеет человек, то и пожнет; сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. и) Не только телеса св. угодник. Божиих, как храмов Бога живого, могут иметь чудодейственную силу, но и одежда и даже тень их Деян. 19:12 . На больных возлагали платки и опоясания с тела его (Павла), и у них прекращались болезни. Деян. 5:15 . Тень проход. Ап. Петра исцел. (больных)... Мрк. 5:27–29 . Кровоточив. женщ. исцелилась от одного прикоснов. к одежде И. Христа. ? Выносить мощи из земли нельзя. – Сам Бог прославляет их чудесами. ? В ветх. з. всегда погребались и ник. не вынимали – Ветхоз. праведники не б. прославлены. ? Сам Бог предал Моисея погребению. – Они и раньше боготворили Моисея за избавление. ? Почитание мощей не согласно с «дух. и ист.» – Сколько духовности даст лобыз. св.!... ? Это идолопоклонство. – Мы не боготворим мощи. Будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, Плоти и Крови Иисуса Христа, тела святых сохраняются от тления этою же благодатью, сопребываюшею с ними и после смерти, как очищенные еще при жизни от греха, – причины смерти и тления ( Рим. 5:12 ), они могут не подлежать тлению и по смерти. 13) О молитве и милостыне за умерших 14) О законе христианском г) Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем Рим. 3:30 . Один Бог, который оправдывает обрезан. по вере и необрезан. чрез веру. 1Кор. 9:21 . Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом). и) Согласными с «образцом» или символом, данным Господом и апостолами 1Тим. 6:3 . Кто учит иному и не следует здравым словам. к) Дела наши должны состоять в исполнении всех заповедей Божественного закона Мф. 19:17 . Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф. 28:20 . Уча их, соблюдать все, что Я повелел вам. Иак. 2:10 . Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. л) В день суда язычники будут судимы по закону своей совести, иудей по закону Моисееву, а христиане по Евангельскому закону:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Важно отметить, что Иисус в Священном Писании называется Первенцем . Евангелие от Матфея, гл. 1 24. Востав же Иосиф от сна, сотвори якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою 25. И не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего Первенца , и нарече имя ему Иисус. 24. Встав от сна, Иосиф потупил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою 25. и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус. «Сретение Господне». Фрагмент иконы. Москва. 1697 г. «Коломенское» Как за Первенца, за младенца Христа была, согласно закону Моисея, принесена жертва: Евангелие от Луки, гл. 2 22. И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста его во Иерусалим, поставити его пред Господем, 23. якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, развер­зая ложесна, свято Господеви наречется, 24. и еже дати жертву, по реченому в законе Господни, два горличища или два птенца голубина. 22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, 23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу, 24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Это – последнее из упоминаемых в Священном Писании храмовых кровавых жертвоприношений, и совершено оно было за сорокадневного Христа Богомладенца – Исполнителя Закона. Наименование Первенцем (Начатком) справедливо по отношению к Господу, как в земной Его жизни, так и в жизни будущего века, которую Он открыл всем верующим в Него, когда пролил добровольно Свою кровь на Кресте и, воскреснув, стал Первенцем из умерших. I Послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 15 20. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершым бысть. 21. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. 22. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе ecu оживут, 23. кийждо же во своем чину: Начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Бого­матерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рож­дении Спасителя. По закону Моисееву (см.: Лев. 12 ), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолже­ние 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в со­стоянии были дать агнца. Дочь Давида могла принести только последне­го рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «как нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Си­меон, чающий утешения Израиля; и Святой Дух был на нем ( Лк. 2, 25 ). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По вну­шению Духа Божиего, Симеон пришел во храм в то время, когда роди­тели принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2, 29–32 ). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благо­словил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой, – святой старец предрек Богоматери, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк. 2, 34–35 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2, 36–38 ); почему и называется Пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокадневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «Ибо видели очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицом всех людей». Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца- Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Деян.21:22 .  Итак что же? Верно соберет­ся народ; ибо услы­шат, что ты при­шел. Деян.21:23 .  Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Деян.21:24 .  Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слы­шан­ное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты про­должаешь соблюдать закон. Зная это, в случае нужды, двоякое отношение Павла к закону, Иаков и пресвитеры и предлагают ему вновь дать уверения пред лицом всего народа в своем уважении к закону – через совершение над собою обряда «очищения», с установленными на сей случай обычаями, что Павел охотно исполнил, нисколько не вопреки своим убеждениям. «Есть у нас» – в нашей среде, среди христиан из иудеев. «Имеющие на себе обет» – из дальнейшего (острижение главы) видно, что это был обет добровольного назорейства ( Чис.6 ; ср. Деян.18:18 ). Обыкновенно он давался на 30 дней, но срок его мог быть уменьшен и до семи дней. Сущность обета – воздержание от вина и всего, что приготовляется из винограда; внешнее выражение – неострижение волос до окончания дней обета. Все это вполне сообразно с христианским духом и христианскою жизнью, при вере в Иисуса Христа. «Взяв их, очистись с ними». Прими участие вместе с ними в установленных законом обрядах очищения, состоявших в омовении, молитве и особом приношении ( Ин.11:55 ), совершаемых иудеями пред большими праздниками. Не ясно, должен ли был Павел прежде этого принять на себя хотя однодневный обет назорейства, или имелось ввиду просто дать свидетельство о ревностном почтении к закону – принятием на себя издержек за бедных назореев, что было вполне достаточно для такового засвидетельствования, по мнению иудеев (Флав. Археол. XIX, 6, 1; О войне Uyд. II, 15, 1 ). «Чтобы остригли себе голову» – в знак окончания обета волоса остригались и сжигались в жертвенном огне ( Чис.6:13–20 ). «Продолжаешь соблюдать закон». Этим вовсе не дается совета лицемерной исполнительности всех предписаний Моисеева закона. Достаточно хотя малого участия в исполнении его малой части, насколько требовало опровержение клеветы, будто Павел учит отступничеству и унижает весь закон Моисеев. Дух христианской свободы не нарушался добровольным исполнением не противных ему предписаний прежнего Богодарованного закона, пока это было нужно из снисхождения к немощным и для их спасения ( 1Кор.9:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Будучи способен выявлять грех и делать человека ответственным за грех, закон не способен истребить его. Грех истребляется благодатью Божией, принесенной в мир Иисусом Христом: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.5:21 ). Павел – не единственный новозаветный автор, противопоставляющий благодать закону. Аналогичное противопоставление мы встречаем в завершающем стихе пролога Евангелия от Иоанна: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). По общепринятому в науке мнению, согласующемуся со свидетельствами древних историков 1246 , Евангелие от Иоанна было написано позже посланий Павла, и автор этого Евангелия мог быть знаком с богословием Павла 1247 . С другой стороны, можно предположить, что противопоставление христианской «благодати» иудейскому «закону» – характерная особенность языка ранних христиан, отразившаяся и у Павла, и у Иоанна. Павел напоминает, что закон «имеет власть над человеком, пока он жив». Он поясняет это примером: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» ( Рим.7:1–2 ). Точно таким же образом вера во Христа освобождает от рабства закону. Конкретным выражением этой свободы является отказ от практики обрезания для обращающихся ко Христу, но в более общем плане речь идет об освобождении от всех «дел закона», поскольку закон не дает ни оправдания, ни искупления, а только выявляет грех. По утверждению Павла, «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). В то же время, будучи святым сам по себе, закон не только не помогает избавиться от греха, но, наоборот, делает грех еще более привлекательным. В результате, парадоксальным образом, по причине закона грех оживает, а зараженный им человек умирает. Пребывание под властью закона Моисеева Павел сравнивает с рабством, а пребывание под благодатью – с сыновством: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010