л. 58. Без надписи. Нач. Сье жадает преподобный Филипей рабский ис Соловецьково острова, и пошел подле море взыскающи себе места и пришед к Выге реке и речет Выге реке. О переселении к Леванидову кресту над лужаным озером, о явлении здесь пресв. Богородици и чудо по успении своем о исцелении черньца. Легенда эта напеч. г. Некрасовым в сочинении: «Зарождение национал. литер. в север. Руси», Одесса, 1870 г., ч. 1 стр. 49. л. 61. Служба 7 отрокам эфеским, без надписи. л. 74. Сказание о мощах св. Иакова боровицкого, без надписи и недокончено. Состоит: 1) из грамоты Макария, митр. всероссийского, в 1544 г. о перенесении мощей св. Иакова из часовни в церковь Сошествия Св. Духа и о ежегодном совершении ему памяти в день перенесения мощей: 2) из описания перенесения честных мощей его и списка чудес при оном; 3) из обыска касательно его жизни, св. мощей и чудес; 4) из грамоты Феодосия, архиеп. новгородского, о перенесении св. мощей его и о поставлении гробницы. Всех чудес показано 40. На обор. первого порожнего листа: Княгини Судцкие. См. 552. 655. (1234.) Сборник богослужебный, полууст., исх. XVI века, в четверть, 175 листов. л. 1. Служба, сент. 8, Рождеству пресв. Богородицы. л. 29. Служба, сент. 8, прав. Иоакиму и Анне. л. 45. В навечерие Богоявлениа на часех. Сначала часы царские, потом служба на Богоявление. л. 92. Служба, август. 1, прерыв. 7 песнию. л. 105. Избрание Псалмов на Царскыа праздникы и в памяти Святых. л. 151. Многомилостиво в великую суботу, без конца. Внизу первых листов: Лета 7104 (1596) дал сию книгу Часы царские и Псалмы избранные и иные два празники в дом великаго мученика Феодора Стратилата в монастырь Чудотворца тогоже монастыря черной священник Кипреян по своих родителех. На л. 92 уставом: А се книга священника Федора Исаева сына Попова Воскресеньскаго. 656. (1406.) Сборник богослужебный, полууст., исх. XVI века, в четверть, 409 листов. л. 1. Мес. ноемвриа 27, св. мученика Иакова прьсянина и препод. отца нашего Паладиа мниха. Служба. л. 12. Мучение св. Иакова прьсянина. Нач. Живяше блаженый Иаков в вилапатсте граде, в земли елузийсте.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Именно в этой службе появляется известное в панегирической литературе XVIII века наименование царя Христом (игра слов, опирающаяся на то, что Христос по-еврейски означает «помазанник», а православный царь помазывался на царство). Правомерность такого словоупотребления в 1718 г. обосновывал Феофан Прокопович в речи «О власти и чести царской» [Живов и У спенский 1987: 77]. Введение подобного наименования в тексты, звучащие за богослужением, находятся на грани кощунства: (2) Не вопрошай прочее, двде, гд сть милсти гдни имиже кллс нашымъ; бртохомъ бо въ новой благодати. бртохомъ и во днехъ нашихъ тажде милсти гдни на полхъ полтавскихъ, сниде къ намъ гдь силъ на помощь, и полчис на врагвъ нашихъ сильныхъ, и смт ихъ, твор милость своем петр, и сво кртомъ сохран врченное том жительство [М_каб. Июнь: 399]. Конечно, одиозная служба о Полтавской победе представляет собой явление уникальное. Остальные чинопоследования, появившиеся по инициативе светских властей, более традиционны и лучше вписываются в минейный контекст. Так, например, составленная архиепископом Гавриилом Бужинским по личному указанию Петра I «Служба благодарственная Богу в Троице славимому на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейскою» (1721 г.) традиционна [Спасский 2008: 64–67]. И уж совсем не воспринимается как политически ангажированная «Служба свв. Захарии и Елизавете» (под 5 сентября), хотя эта служба вошла в церковный обиход и в Служебные минеи в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Прежде в этот день совершалась лишь переведенная с греческого «Служба святаго пророка Захарии, отца честнаго Иоанна Предтечи» [Спасский 2008: 60–62]. «Служба свв. Захарии и Елизавете» вошла в богослужебный круг вполне органично и ее текст не ассоциируется с именем российской императрицы. Не вдаваясь в подробности, укажем, что для XVIII – первой половины XIX века введение новых служб в богослужебную практику было скорее исключением, чем правилом. Радикальным образом ситуация начинает меняться в последней четверти XIX века. Точкой отсчета здесь можно считать включение в круг минейных служб службы создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. Ко времени появления книгопечатания почитание славянских первоучителей уже давно прекратилось, поэтому в печатные Минеи их службы не вошли. 2. Кирилло-Мефодиевские торжества и включение в Минеи новых служб

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Служба святителей Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней. Апостол ко евреем, зачало 318. Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Евангелие Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную: Служба святителей общая Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол ко евреем, зачало 335. Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Евангелие Матфеа, зачало 11. И Иоанна, зачало 35 от полу. Причастен: В память вечную: Служба преподобных, и Христа ради юродивых общая Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех: Апостол к галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 7: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие Матфеа, зачало 43. И Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Служба мученика Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. Стих: Услыши Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол к Тимофею, зачало 292. Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет: Евангелие Луки, зачало 63. И Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Служба мучеников общая Прокимен, глас 4: Святым иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол к римляном, зачало 99: Или ко евреем, зачало 330. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и о всех их избавит я Господь. Евангелие Матфеа, зачало 36. Или Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся: Служба священномученика Прокимен глас 8: Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих: Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в Церкви преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

913 О службе (которая напечатана в Москве 1872 г.), на обороте 2-го заглавного листа ее, сказано: «Переложено с греческого в 1846 году профессором Холмогоровым и исправлено святителем Филаретом, митрополитом Московским». 915 В храме Святого Духа в Александро-Невской лавре на день Св. Духа совершается всенощное бдение, и перед ним малая вечерня (См. далее о празднике Св. Духа). Так совершалась служба и в других храмах в 1898 году на день рождения Ее императорского Величества Александры Феодоровны 25 мая, случившийся в день Святого Духа (Церк. Вед. 1898 г. 20, стр. 732. См. далее о дне Св. Духа). 916 Слово «тезоименитство» означает собою: тождеименное, то же самое имя. День тезоименитства императора есть день того же имени святого (Извест. Имп. Академии Наук, т. 2, стр. 257). 22 августа св. Агафонику (с греческого благопобедный) поется в стихире на «Господи, воззвах»: «тезоимение назвался еси, благия победы тезоименит, Агафониче многострадальне» 917 Служба на день восшествия Императора иа престол составлена при восшествии Императрицы Екатерины II в 1765 г. Служба заимствована буквально из служб Месячной Минеи 28 июня и 31 января из Общей Минеи. 918 Исключение то: когда день празднования восшествия на престол Государя Императора Александра II (19-го февраля) случался в понедельник 1-й седмицы Великого поста, то отправлялась служба в Неделю сырную. Если же случался во вторник, среду, четверток и пяток, то отправлялась в субботу 1-й седм. Велик. поста, по напечатанным в Церковном Уставе о храмовых святых главам. (См. Табель, изд. Св. Синода). Впрочем, в 1862 г. – 19-е февр., случившееся и в понедельник 1-й седм. Велик, поста, праздновалось, по указу, в 1-ю Неделю (воскресение) поста. Также, если 17-е апреля – день рождения государя императора Александра Николаевича случался в какой-либо день Страстной седмицы, то празднование переносилось на понедельник Пасхальной седмицы (См. указ Св. Синода 1861 г., март. 18, Табель, изд. Св. Синод. 1868 г.) В день тезоименитства государыни императрицы Александры Феодоровны, 23-го апреля, случившийся в 1899 году в пяток Пасхальной седмицы, служба пасхальная соединялась со службой св. Георгия Победоносца и со службой св. царицы Александры. Служба же Живоносному Источнику была оставлена (См. далее о службе пятка Пасхального). Об отправлении службы 23-го апреля в 1899 г. см. в Церк. Вести. 1899 г., 7, стр. 285).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда в воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»). Относительно великих праздников Предтечи и Апостолов в Уставе сказано: «Аще случится праздник сей в неделю, предваряет вся служба воскресна». Иными словами, служба распределяется подобно службе святому, имущему бдение, т.е. службе среднего праздника первого разряда (крест с полукружием), о чем речь будет дальше. Когда один из остальных великих праздников приходится на воскресный день, служба бывает насыщена праздничным элементом, но и воскресная служба в значительной мере сохраняется. В основном служба праздничная сочетается с воскресной службой следующим образом: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и праздника 6; Слава, и ныне: праздника. Прокимен дня и чтения праздника 3. На литии стихиры праздника; на стиховне воскресны; Слава, и ныне: праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. На Утрени на Бог Господь тропарь воскресный дважды; Слава, и ныне: праздника. Кафизмы обычные, седальны с богородичными воскресны. Затем полиелей и величание праздника. Ангельский собор: ипакои гласа и седальны все праздника, по единожды; Слава, и ныне: праздника, иже по полиелеи седален. Степенна гласа. Прокимен и евангелие праздника. Таже Воскресение Христово; Слава: припев праздника; И ныне: тойже, и стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4; и Богородицы 2; и праздника оба канона на 8. Катавасия праздника, или особо положенная. По 3й песни кондак и икос воскресны, и седален праздника дважды. На 6й песни кондак и икос праздника. На 9й песни припевов не поем, но Честнейшую. Светилен воскресен; Слава, и ныне: праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4; и праздника 4 с праздничными стихами; Слава: праздника; И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. На Часах читается тропарь праздника на Слава, а кондак праздника на первом и шестом часах. На Литургии, по входе, тропарь воскресен и праздника; Слава: кондак воскресный; И ныне: праздника. Кроме того второй прокимен, второй апостол, второе евангелие и второй причастен праздника, а вместо «Достойно» поется припев и ирмос 9й песни.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

11 ноября служба Феодору Студийскому имеет праздничный характер и справляется с большой торжественностью. С 8 ноября начинают чести житие преп. отца (лист 91 оборот) нашего и исповедника Феодора игумена Студийского и полагается, «пороз от всего весь день». Служба святых Ореста, Мины, Виктора и Викентия, положенная по уставу на 11 число, переносится на 10-е. Служба Феодору Студиту излагается отдельно. На вечерне после входа – «Свете Тихий» и три чтения. На утрене по первой кафизме ипакои и читается «завет (завещание) преп. отца»; на второй кафизме – другой ипакои, исполняемый «по херономии», чтется житие и устав св. отца, степенна, прокимен, евангелие и два канона; Климента творение (Климента Студита) и Феофана (начертанного). По 3-й песни читается 1-я половина Послания игумена Навкратия о смерти Феодора Студита , а по 6-й вторая его половина. По 9-й песни «поюще светилен, идут в притвор св. Алексия (этот притвор находился в монастыре Успенском, и таким образом мы имеем в данном случае дело с практикой монастыря Алексеева) свещами предыдущема и поюще ту хвалите Господа»... В Студийском монастыре на хвалитных ходили к раке преп. Феодора, точно так же как и накануне на вечерне на «сподоби Господи». В монастыре Алексеевом, как говорится в уставе, вместо того «на сподоби Господи и на утрене на хвалите Господа в притвор св. Алексия подобает братии ходити». И тот и другой выход возникли в связи с обрядом литии и выродились из заупокойных выходов, которые имели место в это время службы, как видно из описания панихид в субботу мясопустную и пред пятидесятницей. В позднейших студийских уставах многих подробностей этой службы не записано. 5 декабря преп. Савве Освященному служба средняя и положен «пороз часам, кланянию и ручных дел до обеда» (102 оборот). 7 декабря справлялась служба по утопших в море братиях, посланных на службу в день преп. отца (т.е. во время Феодора Студита ). На утрене читается «оглашение св. отца и о умертвии реченые братия изложено»; канон братий – творение св. отца. Кроме того, положены некоторые стихи заупокойные. В Алексиевом монастыре служба правилась Амвросию Медиоланскому и таким образом местно-студийская память мало-помалу приходила в забвение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Празднование праведной Елизавете вместе с пророком Захарией началось в Русской Церкви во время Императора Петра Первого. В его царствование составлена была особая служба под заглавием: «Служба святого пророка Захарии и святыя праведные Елизаветы». И эта служба впоследствии внесена в Минею 797 Так как в нынешней Минеи находятся две службы, то согласно указаниям Типикона святым пророку Захарии и праведной Елизавете служба на 6-ть отправляется так: стихиры на «Господи, воззвах» из каждой службы на 3-ри, обоим святым на 6-ть, канон на утрени из каждой службы на 4-е, из обоих служб – на 8-мь и Октоиха на 6-ть. 17 декабря. Святого пророка Даниила и святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, праздник малый, с праздничным знаком черным. В Типиконе, при 17 декабря, содержится еще особый устав службы этим святым, если намять им случится в Неделю праотец. Этот устав много сходен с уставом 6-й главы Типикона: О святем, поемом на 6, аще будет, в Неделю, не имеяй полиелея 798 . Но этот устав о соединении службы св. Даниилу и отрокам со службою Недели Св. праотец составляет собою, как бы исключение из правила, находящегося в последовании Типикона 11 декабря. Правило не дозволяет в Неделю праотец совершать службу святому, память которого случится в эту Неделю, именно читаем: Егда убо бывает Неделя Св. праотец, оставляется последование прилучившаго святого в ту Неделю и поем прежде в пяток на повечерии. Это не противоречит вышесказанному, не относится к службе пророку Даниилу и отрокам, потому что служба им имеет свою в Неделю праотец особенность с давних времен. Об особенности службы замечено в Типиконе, изданном в Москве 1641 г.: «Како могут сии святии оставитися не праздновати и яко презрение положите службу их? Тем же, аще ли воля есть настоятелю, или екклисиарху, поется воследование их с рассуждением, вкупе с воскресною службою» (Тип. 17 дек.). Служба пророку Даниилу и отрокам, ввергнутым в пещь, имеет отношение к службе Недели праотец. В той и другой службе воспоминается об отроках в пещи, как о прообразе рождества от Девы. Эти песнопения находятся как в службе Недели праотец 799 , так и в службе пророка Даниила и отроков 800 . В XVI и XVII веках событие ввержения отроков в пещь изображалось в чине Пещного действа. Этот чин не составлял собою особой службы, но совершался на утрени, во время пения 7-й и 8-й песен канона утрени, которые поются на этом богослужении 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? – Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа. 9.4. Что означают православные богослужения по названиям? – Литургия (общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии. Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Повечерие – служба после вечери (ужина). Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь. Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов. Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней 9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно? – Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей: Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия. Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа. Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

л. 135. Служба, мая 28. Игнатию еп. ростовскому. л. 147. Мес. маия 28 день, память св. отца нашего Игнатия, епископа ростовьскаго, чюдотворца. Нач. Прославим всемилостиваго Бога и пречистую его Матерь, еже в нынешнее время в последняя лета прояви Бог таковаго великаго светилника. л. 151. Служба, ноября 27, Иакову еп. ростовскому. л. 163. Служба, на преставление, Петру царевичу ростовскому. л. 179. Мес. иуля в 29 день, страсть святую верховную апостолу Петра и Павла. Нач. Петр святый и великый Христов апостол бе от града Висфаиды. л. 182. В тойже день, Словопрениа Петрова с Симоном волхвом. Нач. Пришедшу убо св. апостолу Петру от Антиа в Рим и обита близ торгу у Климента некоего карабленика. л. 185 об. Житие и жизнь блаженнаго Петра братанича царя Беркина, како прииде в страх Божий и умилився душею, и прииде из Орды в Ростов и крестися, и како видение виде св. апостол Петра и Павла на поле, идеже и ныне церкви стоит св. апостол Петр и Павла. Нач. Св. епископу ростовскому Кирилу, ходящу в Тотары с честию к царю Берке, за дом св. Богородица. л. 207. Служба, окт. 29, Авраамию архим. ростовскому. л. 224 об. Мес. октября 29 день, преставление препод. отца нашего Аврамиа Богоявленьскаго архимандрита ростовьскаго, чюдотворца. Нач. Преподобный отець нашь Аврамий бе родителю благочестиву сын. л. 239 об. Служба, мая 14, Исидору юродивому ростовскому. л. 262. Мес. маиа 14 день, житие и подвизание и отчасти чюдес блаженнаго Исидора юродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова, ростовскаго чюдотворца. Нач. Иже блаженных и приснопамятных св. мужей богоугодное в плоти сый равноангелом житие. Чудес 3 : и Похвала. л. 282. Служба, сент. 19. Феодору кн. смоленскому и ярославскому. л. 318. Мес. сентября в 19 день, преставление благовернаго и христолюбиваго В. Князя Феодора смоленьскаго и ярославльскаго, и сынов его князя Давида и Константина. Сставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом иноком Антонием тогоже монастыря св. Спаса боголепнаго Его Преображения, по благословению господина преосвященнаго митрополита Филиппа, волею же боголюбиваго и вседержавнаго Государя Великаго Князя Иоанна Василиевича всея Руси, и при благородном и благочестивем его сыну Ио(а)нне Ивановиче. Нач. Ельма убо божественым мужем хотящим повести написати и венца от них похвалныя плести.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Именно владыку Иннокентия описал М. М. Пришвин в четвертой главе своего очерка-по вести «У стен града невидимого» (1909): «Маленький черный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? «Юлиан Отступник» Мережковского... Два-три слова о романе, и мы знакомы». В ходе завязавшегося разговора епископ высказывается в пользу «полного разграничения земной Церкви и земного государства». «В душе старообрядцев, – замечает по этому поводу Пришвин, – есть два таинственных круга. Один круг государственный, другой – религиозный. Эти круги где-то пересекаются, и на месте их пересечения сидит-глядит зверь-антихрист». 1729 Владыка Иннокентий упоминается также в повести Михаила Кузьмина «Крылья» (1906), где один из персонажей, обращаясь к другому действующему лицу, говорит: «Да как же, есть и архиереи, светского не чуждающиеся, на ваших же, например, владыка Иннокентий». 1730 Вот каков был создатель сборника Служб старообрядческим мученикам. Но создатель или же собиратель, как со справедливой осторожностью замечено при издании четырех канонов? Первое, что следует отметить, отвечая на этот вопрос: Службы, входящие в интересующий нас сборник, написаны одним автором. Об этом говорит прежде всего целостная композиция сборника, созданная под воздействием единого замысла, ориентированного на «Виноград Российский» Семена Денисова. Для того, кто знаком с «Виноградом Российским» Семена Денисова, этим мартирологом старообрядческих новомучеников, созданным в начале 30-х годов XVIII века. 1731 ясно, что состав интересующего нас сборника Служб сформирован под влиянием содержания глав «Винограда». О едином творце Служб, входящих в сборник, говорит и использование в разных Службах одних и тех же авторских приемов. Например, акцентированное присутствие в тексте авторского «я». «Аввакума великаго страстотерпца труды и подвиги како возмогу воспети недостойный аз, но дерзаю на сие, надеяся, Христе, на Твою всесильную помощ» (Служба пустозерским мученикам. 14 апр., песнь 1-я второго канона). «Святую Феодосию восхвалити по достоянию не возмогаю недостойный аз, но Ты, Христе, подаждь ми свою всемогущую благодать молитвами ея» (Служба боярыне Морозовой и княгине Урусовой, 11 сент., песнь 1-я канона). «Железы скован за веру святую, свяшенномучениче Логине, разреши моя узы греховныя, яко да возмогу воспети твоя победная страдания» (Служба Логгину Муромскому, 22 сент., песнь 1-я канона). «Очисти ми чювства и просвети ми ум, Христе Боже, молитв ради исповедника твоего Филиппа, яко да возмогу воспети мученический его подвиги» (Служба Филиппу певцу царскому, 29 нояб., песнь 1-я канона). «Укрепи, Христе, ума моего силу и даждь ми слово мудрости божественныя, яко да воспою святителя Павла...» (Служба епископу Павлу Коломенскому, 3 апр., песнь 1-я канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010