7) Иоанникий патриарх. Память 3 сентярбя (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.). 8) Ефрем патриарх. Память 16 июня (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). Остальные: 1) Иоанникий девический, девицкий или чернорецкий. По синаксарю Сербляка, происходил из нынешней австрийской Далмации, подвизался подвигом пустынного жития в правление Юрия Бранковича. При пособии сейчас названного деспота построил монастырь Девический или девицкий на реке Ибаре или Ибре. Память 2 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; у преосвящ. Филар. под 26 апреля, у Мартынова под 4 ноября). 2) Стефан Щилянович. По синаксарю Сербляка, служил в воинском сане сначала деспоту сербскому незадолго до падении сербского царства, потом королю угорскому. «Присно подвизался во благих, яже суть; милостыня, чистота, молитва , вера православная и любовь нелицемерная к ближним». Повесть вкратце о нем написана патр. Паисием (Гласника XXII, 232 прим., о пространном житии см. у Шафарика в Geschichte d. Südslaw. Literat. III, 198 нач. По словам патр. Паисия, Стефан призван был в Венгрию из своей родины Захолмии женой деспота сербо-венгерских переселенцев Иоанна Бранковича-Еленой, которая после смерти мужа, не имея потомков мужского пола, передала ему, как родственнику княжеского дома, деспотское достоинство. Умер он, по свидетельству того же Паисия, 4 октября 1508 г., см. у Чапловича в Slavonien und zum Theil Croatien, Pesth, 1819, ч. II, S. 182. Cfr однако Сношения России с Востоком по делам церковным Муравьева ч. I, стр. 14 sqq, где в 1509 г., и кажется и ранее, деспотом не Стефан, а Иваниска латинской веры). Память 4 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 3) Максим, митрополит угровлахийский, родом серб, сын деспота Стефана, внук Юрия Бранковича. Краткое житие его в Гласнике XI, 123. Память 18 января (в Сербляке служба и синаксарь; Март, и выше у нас в истории угровлах. церкви). 4) Василий острожский. По синаксарю Сербляка, урожденец герцоговинский, постриженик требиньский, митрополит захолмский и скендерийский, подвизавшийся неизвестно когда, почивающий в Остроге, в Черной горе. Память 29 апреля (в Сербляке служба и синаксарь; по Мартынову, под 22 декабря, он был после патриархом пекским и занимал кафедру будто бы в первой половине XVII века; Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Состав: каноны: 1) с акафистом Пресвятей Богородице – творение Иосифово (1–25 об.); 2) октября в 31 день преподобному Марою чудотворцу иже избавляет от огницы и трясавицы (26–31); службы: 3) июля в 20 день Авраамию Галическому новому чудотворцу иже на Чухломе (32–45 об.); 4) мая в 23 день Паисию Галицкому (46–60); 5) канон июля в 23 день святому Артемию Веркольскому иже подавает цельбы страждущим огнетрасавичною болезнию (61–67 об.); службы: 6) мая в 30 день Иакову праведному Галицкому, что на Староторжии (68–80 об.); 7) месяца декабря 12 день Ферапонту Монзенскому, Галицкому новому чудотворцу (81–96 об.); каноны: 8) святым Флору и Лавру (97–103); 9) 40-ка мучеником, Иоанна минха (104 об.–111 об); 10) Софии Премудрости Божией (112–119 об.); 11) правило святаго отца Христофора на вся праздники и на вся дни (121–134); 12) служба пред Господем нашим Инсусом Христом – творение Феоктиста, инока обители Студийския (135 об.–141 об.); 13) из кннги и Псалтыри Княже-Острожского в лето от создания мира 7107 с печатныя, лист 385. Исповедание грехов своих повседневно к самому Господу Богу любомудрейшаго Калиста Ксанфипула (142– 151 об.). Начало: «Исповедаютися, отче, Господи Боже, творче небеси и земли»; 14) канон молебен Пресвятей Богородице – творение священно-инока Игнатия (152–159); 15) ключ алфы на 532 лета (160 об.–162 об). 687. Сборник богослужебный , в четвертку, 160 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете. Чистые листы: 32, 33 и 72; порваны и подклеены с ущербом для текста лнсты: 43, 48, 103. Состав: 1) служба Благовещению Пресвятыя Богородищы (1–23); 2) канон молебен Пресвятей Богородице Одигитрии – творение священно-инока Игнатия (23 об.– 31); 3) служба воскресная 6-го гласа (34–65); 4) канон Николаю чудотворцу – творение Феофаново (66–71), не полный; 5) служба по вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу (73 об.–95); 6) полунощница субботняя (95 об.– 96 об.); 7) служба общая Господским праздником, предпразднеством и попразднеством Господу нашему Иисусу Христу (97–116 об.); 8) апостольское и евангельское чтения в Богородичные праздники (116 об.–118); 9) канон Явлению нконы Казанския Пресвятыя Богороднцы (119– 131 об.); 10) паремии из службы Пресвятей Богородице (132–134 об.); 11) служба общая Богородичным праздником и предпразднеством и попразднеством на вся праздники ея (135–149); 12) тропари воскресные, богородичны, ипакои, кондаки и икосы (150–160); 13) тропари воскресные по великом славословии (160 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

л. 69 об. Тропари вскресны на 8 гласовь. Тут же: Тропари по вся дни. Тропареве богородичны и крестобогородичны на 8 гласов. л. 76 об. Последование тропарий и кондаком от мытаря и фарисея до всех Святых. л. 85. Служба на первый день Пасхи. л. 94. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока Студийскыя обители. л. 99. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 107 об. В пяток 5 недели св. Четыредесятницы акафисто, служба пресв. Богородици. л. 121. Чин како подобает пети параклис пресв. Богородици (Одигитрии). Стихи пред тропарями в каждой песни разные, а в 3 и 4 песни и пред обоими тропарями, но различис между ними заключается в одних выражениях; напр., в 1-й песни запел: О чюдотворная Богородице, предвари от бед избавити раба своего молящагося; в 3 песни пред 1-м тропарем: О чюдотворнаа Девице Мати Бога вышняго, ты еси утвержение, потщися спасти рабы своя; пред 2-м тропарсм: О чюдотворнаа Богородице, молитвами Сына умоли, вся бо можеши матерьскы молящи. л. 128. Правило певаомо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, творение Симеона Логофета . л. 134. Канон молебен пресв. Богородици гл. 8 (Параклисис). л. 137. Канон молебен к пресв. Богородици гл. 6. л. 141. Последование к божественному причащению. См. предыд. 267 л. 255. л. 186. Последование о причащении св. воды, иже великаго освящениа на Богоявление. л. 188. Песнь полунощнаа Господу Богу нашему Ис. Христу по буквам. Нач. Безгрешне едине Тебе молю, моа грехы оцести. л. 190. Песнь полунощнаа пресв. Богородици по буквам. Нач. Вспеваа благодать твою Владычице, ум мой облагодети. л. 191 об. Св. Максима исповедника сказание известно, и проч. л. 194. Правило, внегда случится иноку искуситися в сне от осквернениа по действу диаволю. л. 200. Канон молебен к своему ангелу хранителю души и телу. л. 207. Акафист св. архистратигу Михаилу, творение вселенскаго патриарха кур Исидора. л. 214 об. Канон на исход души, творение Андрея критскаго . л. 224. Служба, июня 12, препод. Ануфрию. л. 229 об. Служба, апр. 1, преп. Марии египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Псалтирь содержит 150 псалмов и библейские песни и делится на 60 антифонов (   букв.- молитвы) или на 21 кафизму (  ). Пс 118 разделен на 2 антифона, к-рые относятся к разным кафизмам. К каждому псалму в V-VI вв. были написаны припевы (  ), автором к-рых считается Католикос Мар Аба I. Эти припевы и предшествующие каждой группе псалмов молитвы соотносятся с делением Псалтири на антифоны (  ). Деление же на кафизмы (  ) еще в IX в. не было строго зафиксировано ( Mateos. Lelya-apra. 1959. P. 410-411). Совр. строй суточного богослужения основан на чередовании четных и нечетных недель. По легенде, этот принцип введен Католикосом Шиммуном бар Саббаэ ( ок. 341-344) (см.: Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. P. 33-34), но до IX в. существовали и иные принципы распределения Псалтири. Упорядочение основных служб суточного круга произошло при патриархе Ишояве III в 650-651 гг. После IX в., судя по соч. «Изложение церковных служб» ( Georg. Arbel. Expos. Offic.), существенных изменений не происходило. Большое число молитв и песнопений составил в XII в. патриарх Илия III Абу Халим. Корпус гимнографических текстов был значительно пополнен Георгием Вардой ( до 1300), Шлемоном, митр. Басрским (XIII в.), и Католикосом Ябаллахой II (1190-1222). Как и в др. литургических традициях, праздничное и будничное богослужения различаются. В воскресные дни, в господские праздники и в дни памяти святых (к к-рым относятся и праздники в честь M   M   - Владычицы Марии) совершается продолжительное бдение. Памяти святых обычно совершаются по пятницам, поскольку большинство из них - мученики и воспоминание их страданий соединяется с воспоминанием Крестной смерти Спасителя (но есть и неподвижные памяти, напр. св. Георгия 24 апр.). Основными службами суточного круга являются вечерняя служба (   - вечер), ночная служба (   - ночь), утренняя служба (   - заря, утро). В дни, когда совершается бдение, между ночной и утренней службами вставляется еще одна -    (песни бдения). Великим постом совершаются службы малых часов - 3-го и 6-го (   - время), а в дни праздников - повечерие (   - исполнение). Наиболее древними и стабильными по составу являются утренняя служба и «песни бдения». Эти службы в меньшей степени зависят от литургического года и рассчитаны на соборные храмы (в их составе присутствуют торжественные процессии, восхождения на виму, каждение и т. п.). В древний суточный круг, вероятно, входила и исчезнувшая ныне полунощница. Наименее древней и наименее зависящей от годового круга является ночная служба, к-рая в значительной степени складывалась под влиянием монашеского богослужения. При бдении в отличие от визант. традиции соединяются не вечерня и утреня, а повечерие, ночная служба и утреня.

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Скачать epub pdf Служба 12 Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Иисуса Христа и Его Крестной жертве. Подробный разбор богослужения и его истории представлен в статье доцента МДА священника Михаила Желтова . Содержание Евангелия утрени Великой пятницы Антифоны и седальны утрени Великой пятницы     Согласно православным богослужебным книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу «утреней», хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Это не случайность – служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу – предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как «2-й час ночи», то есть примерно 20.00. Такое необычное – с точки зрения устава (а не распространенной практики служить утреню с вечера) – время начало службы определяется тем, что служба 12 Евангелий в действительности является не утреней, а бдением. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому (см.: ). Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем – тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие – Ин 13. 31–18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Если праздник Благовещения случится в среду 5-й седмицы Великого поста, а предпразднество во вторник, то служба предпразднества поется в понедельник, ибо во вторник (начиная с вечерни понедельника) тогда совершается служба великого канона (Типикон, последование 26 марта, аще Благовещение в среду 5-й седмицы); если праздник Благовещения случится в пяток 5-й седмицы, то служба предпразднества совершается не в четверток, а в среду (начинаясь вечернею вторника и оканчиваясь утром среды). Ибо в четверток (начиная с вечерни среды) совершается служба великого канона (Типикон, последование 24 марта, аще в четверг 5-й недели). Во-вторых, если предпразднество Благовещения случится в недели (воскресения) 4-й и 5-й седмиц Великого поста, то служба св. Иоанну Лествичнику (4-й недели) и св. Марии Египетской (5-й недели) оставляются и поются, егда екклесиарх (настоятель) рассудит (Типикон, 24 марта, аще в 4-й и 5-й недели); если праздник Благовещения случится в неделю Ваий и предпразднество его в субботу Лазареву, то служба предпразднества совершается в четверток этой седмицы (Типикон, последование 24 марта). Порядок службы праздника изложен в Уставе 25 марта и начинается со слов: «При часе же первом нощи ударяют в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уставе 26 марта. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великою вечернею (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утреней (в Великий Пяток и Субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50-го псалма поется на «Слава» – «Молитвами Богородицы...» на «И ныне» – то же, но в неделю Ваий поем: «Слава, днесь Христос...», «И ныне», той же; «Честнейшую...» по 8-й песни канона поется только в недели 3, 4 и 5-го Великого поста; во все прочие дни до недели Ваий – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектения «Помилуй нас, Боже...», а «Господи, помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в пост (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота...», после ектении «Помилуй нас, Боже...»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано. 6. Служба шестиричная В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком черного цвета (в отличие от такого же знака красного цвета, коим обозначается служба славословная, как мы видели выше), представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «шестиричной», или сокращенно просто «шестирик». Название это происходит от того, что в дни таких малых праздников стихиры им из Минеи на «Господи воззвах» поются на шесть, в то время как на всякой обычной повседневной вечерне стихир из минеи дневному святому бывает только три. Вторая особенность этих малых праздников та, что на утрени канон из Минеи бывает лишь на 4. Только этими двумя особенностями эта шестиричная служба и отличается от повседневной будничной службы. К числу таких малых праздников, которым совершается шестиричная служба, относится, например, день памяти свв. праведных Захарии и Елисаветы 5 сентября, Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Колоссах 6 сентября, память св. равноапостольной Феклы 24 сентября, Св. пророка Даниила и трех отроков 17 декабря, Преподобного Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника 15 января, Поклонение веригам святого апостола Петра 16 января и много других. 7. Пять разрядов праздников Таким образом, как мы видели, Типикон различает всего пять разрядов праздников: 1. Великие праздники, обозначаемые крестом в круге красного цвета, которым совершается Всенощное бдение; 2. Средние праздники двух разрядов: а) обозначаемые крестом с полукружием красного цвета, которым также совершается Всенощное бдение; б) обозначаемые одним крестом красного цвета, которым совершается не бдение, а лишь полиелей; 3. Малые праздники также двух разрядов: а) обозначаемые тремя точками, «несовершенно окруженными», красного цвета, которым совершается славословная служба, и

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом 1 , а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“  на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „ина служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 2 , т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале XVII столетия отметить торжественною службою, т.е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию  и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий 3 , напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано. 6. Служба шестиричная В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком черного цвета (в отличие от такого же знака красного цвета, коим обозначается служба славословная, как мы видели выше), представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «шестиричной», или сокращенно просто «шестирик». Название это происходит от того, что в дни таких малых праздников стихиры им из Минеи на «Господи воззвах» поются на шесть, в то время как на всякой обычной повседневной вечерне стихир из минеи дневному святому бывает только три. Вторая особенность этих малых праздников та, что на утрени канон из Минеи бывает лишь на 4. Только этими двумя особенностями эта шестиричная служба и отличается от повседневной будничной службы. К числу таких малых праздников, которым совершается шестиричная служба, относится, например, день памяти свв. праведных Захарии и Елисаветы 5 сентября, Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Колоссах 6 сентября, память св. равноапостольной Феклы 24 сентября, Св. пророка Даниила и трех отроков 17 декабря, Преподобного Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника 15 января, Поклонение веригам святого апостола Петра 16 января и много других. 7. Пять разрядов праздников Таким образом, как мы видели, Типикон различает всего пять разрядов праздников: 1. Великие праздники, обозначаемые крестом в круге красного цвета, которым совершается Всенощное бдение; 2. Средние праздники двух разрядов: а) обозначаемые крестом с полукружием красного цвета, которым также совершается Всенощное бдение; б) обозначаемые одним крестом красного цвета, которым совершается не бдение, а лишь полиелей; 3. Малые праздники также двух разрядов: а) обозначаемые тремя точками, «несовершенно окруженными», красного цвета, которым совершается славословная служба, и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010