Читала 4 кафизмы с поклонами и по правилу поклоны и 12 избранных псалмов. За вечерню справляла: 100 молитв умных и поклонов 25. За повечерие 50 молитв и 12 поклонов. За полунощницу 100 молитв, поклонов 25. За утреню 300 молитв, поклонов 50; за первый час молитв 50, поклон. 7; за кафизму 300 молитв и за славу 100 молитв. —543— 1896 г. Кроме того вычитывала: Воскресенье: Канон Св. Троице, Акафист Гробу и Воскресению Христову. Понедельник: Акафист Ангелу Хранителю и канон Благ. князю Михаилу. Вторник: служба Св. пророку Иоанну Предтече, акафисты Вел.-муч. Варваре, св. Тихону Задонскому и служба Ефрему Новоторжскому. Среда: канон Пресв. Богор. Одигитрии, акафист Успению Божией Матери и служба преподоб. Печерским. Четверг: Св. Николаю акафист, служба св. Апостолам, канон преп. Антонию Римл. и акаф. Св. апостолу Иоанну Богослову. Пятница: служба Живот. Кресту, поклонение страстям, препод. Сергию служба с акафистом и Вел.-муч. Пантелеймону акафист. Суббота: служба всем Святым и акафист Божией Матери Утоли моя печали. Пища употребляема ею была: по вся дни пост; на субботу и воскресные дни пища с маслом постным; праздники двунадесятые: рыба с постным маслом, и вся неделя Пасхальная и Рождество Христово до Крещения: рыба и молочное. Вообще же, схимнику и схимнице, для точного, по возможности, исполнения данных пред Церковию обетов, надлежит чаще перечитывать «Оглашение», положенное в чине последования великого и ангельского образа и иметь в виду 91-е правило Номоканона». Из образа жизни вышеупомянутой схимонахини Евфросинии сообщены были священником Тверского Христорождественского женского монастыря Михаилом Драницыным следующие сведения: 172 Когда она отдыхала? Ночной отдых был от 9 часов вечера до половины 11 часа ночи, от 4 часов утра до 6 часов утра. Становилась на монашеское правило, читала дневную службу, Евангелие и Псалтирь. —544— 1896 г. Когда принимала пищу? Раз в сутки, чай и сухую пищу, с елеем же горячую пищу только в субботу и воскресенье: в дни Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения несколько дней – пищу молочную вкушала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как известно, Церковный Устав предусматривает возможность совершения в один и тот же день одной и той же службы в разных храмах с разной торжественностью. Так, например 16 августа Устав назначает службу со славословием, а затем делает оговорку: аще храм Нерукотворенного образа или аще изволит настоятель творим бдение. Таким образом, в нескольких храмах (даже рядом стоящих) по-разному может быть совершена служба в этот день. Там, где храм, непременно должно быть бдение со всею торжественностью богослужения престольных праздников. В других же храмах может быть служба от бдения до славословия. И во всех этих случаях от наполовину будничной службы со славословием до торжественной храмовой не будет нарушения Устава, будет только применение его к местным обстоятельствам и нуждам. И если в Великом Посте в одном из храмов престольный праздник совпадает с поминальной субботой, то там должна быть праздничная служба храмовому святому, тогда как в соседних храмах будет правиться служба тому же святому, но уже как малому, непразднуемому святому и даже ни на одной из служб не будет и тропаря ему и со службою его будет соединена служба за упокой. Это тоже применение Устава. Вообще в Уставе нередко можно встретить при полиелейном праздничном знаке замечание: аще изволит настоятель творим бдение, или, при шестиричном: а идеже... восхощет кто... пети полиелей 752 . У нас всякие часто произволы в богослужении обосновывают на этом уставном выражении: аще изволит настоятель. Но оно совсем не означает того, что настоятель имеет право, как ему вздумается комбинировать богослужение. Оно означает только то, что в некоторых случаях от настоятеля зависит избрать степень торжественности празднования того или иного дня. Но коль скоро выбор сделан, в дальнейшем вся служба должна совершаться точно по Уставу, в дальнейшем настоятель не имеет права уже действовать по своей воле, а если, например выбрана служба со славословием, то уж все должно быть совершенно точно по тому Уставу, какой дал Типикон для праздников со славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

11 сентября память преп. Феодоры. На поле прибавлено: «зде же споется служба и священномученику Автоному». Против памяти Симеона Иерусалимского (18 сентября: «сея службы несть ни в едином уставе ниже в минеи и часословах». Служба зачёркнута. Служба благоверному князю Михаилу Черниговскому полагается, «идеже лежат его мощи». Лист 173 сделано следующее замечание: «о началах стихир велико бе прение, чтобы не именовати их во всем уставе, а именовани не делом и ни на кую потребу». Смысл замечания тот, что между справщиками было большое разногласие: обозначать или не обозначать в уставе начало стихир. Решено было не писать. Сергию Преподобному (25 сентября) бдение «во обители его и в храмех, в прочих же полиелей». В уставе 1682 г. приписаны ему тропарь и кондак. Октября 1-го о службе Покрову Богородицы: «в греческих ни в каких несть». Затем на особом листе записана служба апостолу Анании и св. Роману сладкопевцу из греческого устава, и только на конце замечено: «аще восхощет настоятель Покрову и ап. Анании и Роману творит сице». Следует переход к печатному изложению. Служба св. Андрею юродивому зачёркнута с замечанием «в греческих никаких книгах несть». 14-го приписана память Косьмы Майюмского. 29-го Авраамия Богоявленского, Ростовского чудотворца. Оставлено имя, но служба зачёркнута. Особо записана подробная служба Николаю Чудотворцу и чин часов на Рождество Христово, но опущено заглавие, что это есть «чин святые соборные и апостольские церкви успенского собора русской митрополии». Чин часов по уставу Сергиевой лавры также зачёркнут. Зачёркнута статья о поздравлении игумена в его кельях в рождественский сочельник. По уставу 1641 г. на литургии в день Благовещения полагается петь: «да исправится». В правленом экземпляре это место зачёркнуто и на полях сделана заметка: «писать здесь о да исправится». И действительно, на приложенном к сему листке написано следующее: « Иоанна постника . Обретаем в неких типицех еже петися в сем дни честного сего праздника «да исправится» и сие не вемы киим нравом определися. Неции бо из произволения и неучения многая приложиша; аз же, яко мню, сего не попущати в Златоустого совершенней литургии и в шестом часе и проскомидии бывшей. Глаголет бо, в яковом дни случится праздник божественнаго благовещения литургисуем Златоуст (т.е. Златоустову службу) и на трапезе разрешение рыбы, яков аще день случится. Сие бо прияхом от божественных отцев, еже ясти рыбы в день божественнаго благовещения. Да исправится же в преждеосвященных литургии зачинися петися и в девятом: не бо требствует коему плача знамению в сем дни петися. Чествуем бо той яко главизну нашего спасения. Списася сие из минеи марта греческия». С именем Иоанна постника такой статьи неизвестно, но она приписана ему потому вероятно, что о трапезе в Благовещение идёт речь в его епитимийнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Сказание о чудном посещении Богоматери, бывшем преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, взятое из полного жизнеописания преподобного Сергия, составленного учеником его Епифанием. Литографировано с рукописи, хранящейся в лаврской ризнице. [М.], 1837. Скрынников Р. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М., 1990. (Сер.: Атеизм и религия: история, современность. 1990. 6). Скрынников Р. Г. Сергий Радонежский//Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. С. 43–71. Слово в день памяти преподобного отца нашего Сергия, игумена, радонежского чудотворца. М., 1856. Слово в день преставления преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца (8 октября)//Слово. Проповеди, конспекты, лекции из архива МДА. [Коломна], 1992. С. 513–548. Слово на обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца (18 июля)//Слово. Проповеди, конспекты, лекции из архива МДА. [Коломна], 1992. С. 488–497. Служба обретению честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца//Минея. Месяц июль. М., 1904. С. 42–51 (кирилловская печать). Служба преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского, чудотворца//Минея. Месяц сентябрь. М., 1904. С. 235–247 (кирилловская печать). Служба преподобному отцу нашему Сергию игумену, радонежскому чудотворцу. М., 1848 (кирилловская печать). Служба преподобному Сергию Радонежскому (25 сентября). М., 1765. Перепеч.: 1829, 1837, 1853, 1858, 1874 (кирилловская печать). Служба преподобному Сергию Радонежскому с акафистом. М., 1791. Перепеч.: 1795, 1798, 1799, 1804, 1824, 1833 (кирилловская печать). Служба со акафистом преподобному отцу нашему Сергию, игумену радонежскому, чудотворцу. М., 1895. Перепеч.: Служба со акафистом преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. М., 1992. Службы и жития Сергия и Никона. М., 1646. (кирилловская печать). Случевский К. К. Государственное значение святого Сергия и Троице- Сергиевой лавры. М., 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему для всеобщего поминовения усопших выбрана именно мясопустная суббота? Ответ на этот вопрос дает нам вышеприведенная краткая история этой памяти. Заупокойная служба в субботу мясопустную появляется именно в константинопольской традиции, в системе евангельских чтений которой в Неделю мясопустную назначается Евангелие о Страшном Суде (вспомним, что наш Устав воспринял константинопольскую традицию). Так вот, перед воспоминанием о Страшном Суде «Святая Церковь , как чадолюбивая матерь, молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии» с. 575] . Начиная с субботы мясопустной, Постная Триодь как богослужебная книга используется ежедневно (тогда как до этого дня – только по воскресеньям). В саму мясопустную субботу служба совершается по Октоиху и Триоди (Минея не используется), также добавляется канон храма. В заключение рассмотрим важное правило: заупокойная служба субботы мясопустной ни в каком случае не может быть соединена с праздничным богослужением. В связи с этим полезно запомнить следующие предписания Типикона, являющиеся частными следствиями указанного общего принципа. Если в эту субботу случится бденный или полиелейный праздник, а так же предпразднство Сретения Господня, то служба праздника святому (или предпразднства Сретения) переносится на предшествующий день (пятницу). Если же случится Сретение Господне или храмовый праздник, то переносится заупокойная служба на предыдущую субботу (перед Неделей о блудном сыне) 15 . При этом нужно учесть, что рядовые литургийные Апостол и Евангелие субботы мясопустной (1 Кор. зач. 146-е и Лк. зач. 105-е) уместно перенести на пятницу и прочитать «под зачало» рядовым чтениям пятницы. Если же суббота мясопустная случится внутри периода попразднства Сретения Господня, то совершается заупокойная служба по обычному чину, а служба попразднства в данный день просто отменяется (в результате получится как бы лакуна в периоде попразднства: в предыдущие и последующие дни песнопения праздника поются, но в эту конкретную субботу – отменяются 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«а» – остаток от x/19 «в» – остаток от x/4 «с» – остаток от x/7 «д» – остаток от (19а+15)/30 «е» – остаток от (2в+4с+6д+6)/7 День Пасхи: 22+д+е марта, или д+е апреля. Семиднев Семиднев – это церковно-богослужебная книга, которая является собранием полных служб на семь дней недели. Службы Семиднева начинаются с воскресного дня. Последования Семиднева включают стихиры, каноны, прокимны, апостольские и евангельские чтения, причастны. На практике Семиднев практически не используется. Это связано с особым назначением этой книги. Семиднев предназначен для использования в том случае, если в храме не окажется необходимых богослужебных книг. Основным содержанием Семиднева являются следующие службы: Воскресенье служба Воскресению Христову Понедельник служба бесплотным силам Вторник служба Иоанну Предтече служба Божией Матери Четверг служба святым апостолам и святителю Николаю Пятница служба Животворящему Кресту Суббота служба всем святым В конце Семиднева имеются несколько канонов, включая канон по исходе души от тела, а также помянник. Октоих Наименование и состав Октоиха Октоих – церковно-богослужебная книга, содержащая в себе последования с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного богослужебного круга. Наименование Октоиха происходит от греческих слов οκτω – восемь и ηχος – глас. Вариант славянского наименования книги – Осьмогласник, т.е. восьмигласник. Октоих разделен на 8 разделов – 8 гласов. Каждый из этих восьми разделов имеет богослужения на каждый день недели (с воскресенья по субботу). На каждый день недели в Октоихе имеются молитвословия вечерни, повечерия, утрени, литургии. Службы воскресного дня (и, соответственно, каждый глас Октоиха) начинаются с малой вечерни и полунощницы. Для удобства в использовании, Октоих разделяют на две части, каждая из которых включает по 4 гласа. Кроме того, в начале Октоиха имеются уставные главы, которые заимствуются из Типикона (1–5 и 7 главы Типикона), а также глава о субботней службе и песнопения панихиды. В конце Октоиха находятся приложения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

23/V Среда. Служил о. Алексий, помогал я. С 23 о. Ал-др Державин в отпуске. Вечером всенощная, канун праздника Святых Кирилла и Мефодия. Служил о. Сергий. 24/V Святых Кирилла и Мефодия. Четверг. После литургии молебен святым Кириллу и Мефодию. Народу было не очень много. 25/V Пятница. Служба будничная. 26/V Суббота. Служба будничная. Вечером всенощная. Начинал о. Сергий вместо о. Ал-дра Ветелева. 27/V Воскресенье. Неделя о расслабленном. 2 литургии. Причастников немного. Вечером служил я и вёл беседу. 28/V Понедельник. Служба будничная. 29/V вторник. Служба будничная, вечером служба под Преполовение. Народу много. 30/V Преполовение. 2 литургии. Народу много и за той и за другой. Освящение воды было и после ранней. После поздней Крестный ход. Вечером служил о. Ал-др Ветелев. 31/V Четверг. 7 ми святых дев. Именинницы матери О. П. и С. Г. Молился за них. 1 й выезд на дачу. Говорят, 3 дня будут заморозки. 31 мая (18 мая ст. ст.) Церковь празднует память мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. О. Клеоник упоминает свою супругу Ольгу Петровну Вакулович (1892–1969) и казначею храма Софью Григорьевну Худякову (монахиню Зосиму, 1899–1965), матери которых носили имена святых мучениц. 1/VI Богослужение будничное. Вечером всенощное бдение. 2 Суббота. Святителя Алексия. После литургии молебен о здравии Святейшего Патриарха. Я был в Патриаршем соборе . Мощи святителя Алексия митрополита Московского с октября 1947 года находятся в Богоявленском соборе в Елохове. В этот день тезоименитство отмечал Святейший Патриарх Алексий (Симанский). 3 Воскресенье. Равноапостольных Константина и Елены. 2 литургии. Причастников 150. Беседа вечером. 10 Воскресенье. Неделя о слепом. 2 литургии. Вечером беседа. 12 Богослужение будничное. Вечером Пасхальная служба. 13 Отдание Святой Пасхи. 2 литургии. Вечером всенощная. 14 Вознесение Господне. 2 литургии. 17 7 неделя по Пасхе. 2 литургии. Вечером беседа. 22. Вечером заупокойная всенощная. 23. Троицкая родительская суббота.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

3.1.6.3. Бессмертие 3.1.7. Совершенство ангельской природы 3.1.8. Число ангелов 3.1.9. Небесная иерархия 3.1.10. Архангелы 3.1.11. Промысл Божий о мире духовном 3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах 3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов 3.2. Человек 3.2.1. Сотворение человека Богом 3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей. 3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм. 3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия 3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы 3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ 3.2.6.1. Мнение о предсуществовании человеческих душ 3.2.6.2. Мнение о творении человеческих душ 3.2.6.3. Мнение о рождении человеческих душ 3.2.7. Свойства человеческой души 3.2.7.1. Духовность 3.2.7.2. Самостоятельность 3.2.7.3. Разумность и сознательность 3.2.7.4. Бессмертие 3.2.7.5. Свобода 3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных 3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке 3.2.10. Назначение человека 3.2.10.1. Назначение человека по отношению к Богу 3.2.10.2. Назначение человека по отношению к самому себе 3.2.10.3. Назначение человека по отношению к безличному творению 3.2.11. Состояние человека до грехопадения 3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения 3.2.11.2. Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость 3.2.11.3. Был ли Адам до грехопадения бессмертен? 3.2.11.4. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? Раздел II. О Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому. 1. Содержание учения о Боге Спасителе 2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека 3. Учение Церкви о Христе Спасителе 3.1. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения 3.1.1. Господь Иисус Христос есть истинный Бог 3.1.2. Господь Иисус Христос есть истинный человек 3.1.2.1. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа 3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Параскеве, св. мц. Церковной печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1860, 1866, 1894. Служба и акафист. СПб., 1862. Гражданской печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1877, 1894. Петру и Февронии Муромским, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1885, 1900. Петру митрополиту, всея России чудотворцу, св. Церковной печати: Акафист. М., 1900. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, при. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1886. Покрову Пресвятой Богородицы Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1860, 1861, 1864, 1865, 1867, 1873, 1875, 1876, 1878, 1879, 1881, 1883, 1884, 1885, 1886, 1888 2 ; М., 1848, 1849; СПб., 1847, 1848, 1853 2 , 1858, 1887 2 , 1891, 1894 2 . Служба и акафист. Киев, 1890, 1893, 1895, 1898, 1899; СПб., 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883 2 ,1886, 1887, 1891, 1893, 1894, 1897, 1900 2 . В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание М. О. Вольфа. Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радосте» Церковной печати: Акафист. СПб., 1863, 1864 2 , 1865, 1866, 1868, 1869, 1871, 1872, 1881, 1883, 1885, 1887, 1890, 1893, 1896. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы «Боголюбивая» Церковной печати: Акафист. М., 1886 2 , 1899. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирская Церковной печати: Акафист. М, 1886. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Иверской Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1888, 1892, 1896; М., 1864, 1868, 1875, 1881, 1886, 1889; СПб., 1861. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской Церковной печати: Акафист. СПб., 1868 2 , 1869, 1871, 1872, 1881, 1884, 1886, 1890, 1893, 1897. Служба и акафист. М., 1883. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1890, 1892, 1895, 1900. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» Церковной печати: Акафист. М., 1888, 1899. Служба и акафист. М., 1883; Киев, 1884 2 , 1886, 1888. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

2.1.1. Евномианская доктрина 2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста 2.2. Споры о характере и границах богопознания в XIV веке 2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского 2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии 3. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии Часть вторая. О Боге в Самом Себе Раздел I. О Боге, едином в существе 1. Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием 2.1. Содержание учения о существе Божием 2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих 2.2.1. Самобытность 2.2.2. Неизменяемость 2.2.3. Вечность 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие 2.3. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих 2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу 2.3.2. Истинность наших представлений о Боге 2.3.3. Катафатические свойства Божии 2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение 2.3.3.2. Святость и Свет 2.3.3.3. Всемогущество 2.3.3.4. Всеблаженство 2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость 2.3.3.6. Правда Божия 2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении 2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания. Раздел II. О Боге, Троичном в лицах 1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии 2. Аналогии Пресвятой Троицы в мире 3. Краткая история догмата о Пресвятой Троице 3.1. Доникейский период в истории троичного богословия. 3.1.1. Монархианство. 3.1.1.1. Динамизм или адопцианство. 3.1.1.2. Модализм 3.1.2. Учение Оригена о Троице 3.2. Тринитарные споры IV столетия 3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский 3.2.2. Доктрина Ария 3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии 3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология 3.2.5. Духоборчество 3.3. Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора 4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге 4.1. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. 4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына 4.2. Свидетельства Нового Завета

http://sedmitza.ru/lib/text/431669/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010