А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что включает в себя Следованная Псалтирь? Это в некотором смысле синтетический сборник, объемлющий Часослов (в полной его редакции), саму Псалтирь, разделенную на кафизмы (а кафизмы разделены на «Славы»). Кроме того, здесь есть так называемые Седмоднев и Месяцеслов. Обычно здесь же печатается Последование ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении, молитвы утренние, молитвы на сон грядущим. Что такое Часослов, я уже объяснил. Остается сказать, что такое Часослов в полной редакции. Существует так называемый великий Часослов и малый Часослов. В великом Часослове есть некоторые богослужебные чины, которые отсутствуют в малом и практически сейчас вышли из употребления. Это, например, междочасие Часов (1,3,6 и 9–го), чин о панагии, молитвы вечерней трапезы. В малом Часослове содержатся последования вечерни, утрени, изобразительных и Часов. Остается не вполне понятным, что такое Седмоднев. В Следованной Псалтири имеются некоторые общие службы в соответствии с литургическими воспоминаниями дней седмицы. В прошлый раз мы говорили о литургических темах дней седмицы. На каждый из этих дней составлены особые общие службы. Для понедельника в Седмодневе имеется общая служба бесплотным силам, для вторника — общая служба Предтече, для среды и пятка — общая служба Кресту и общая служба Богородице, для четвертка — общая служба апостолам и общая служба свт. Николаю, для субботы — общая служба всем святым и общая заупокойная служба. Кроме того, в Седмодневе обязательно печатается воскресная служба Октоиха 6–го гласа. Не знаю, по какой причине, но именно 6 глас всегда выбирается для Седмоднева. Есть даже неписаная традиция: если певцы неискусны и не знают гласов, то все поется в 6–й глас (либо читается), благо там стихирный и тропарный напевы совпадают. Отголоски этой традиции проникли и в наше обиходное богослужение. Вспомним обычную короткую панихиду, которая служится во всех храмах. Какие ирмосы поются? 6–го гласа: «Яко по суху пешешествовав в Израиль». Для чего нужны эти общие службы? Ведь реально они нигде не используются. Дело в том, что богослужебные книги составлены сучетомнекоего, какя иногда полушутя–полусерьезно говорю, аварийного выхода. Книги эти всегда на Руси были дефицитом, как и сейчас. Зная такую нужду, составители богослужения предусмотрели некоторую взаимозаменяемость книг. В том случае, когда нам чего-то не хватает, мы можем с некоторым, весьма малым, ущербом для богослужения восполнить одну недостающую книгу другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Что такое Часослов, я уже объяснил. Остается сказать, что такое Часослов в полной редакции. Существует так называемый великий Часослов и малый Часослов. В великом Часослове есть некоторые богослужебные чины, которые отсутствуют в малом и практически сейчас вышли из употребления. Это, например, междочасие Часов (1,3,6 и 9го), чин о панагии, молитвы вечерней трапезы. В малом Часослове содержатся полследования вечерни, утрени, изобразительных и Часов. Остается не вполне понятным, что такое Седмоднев. В Следованной Псалтири имеются некоторые общие службы в соответствии с литургическими воспоминаниями дней седмицы. В прошлый раз мы говорили о литургических темах дней седмицы. На каждый из этих дней составлены особые общие службы. Для понедельника в Седмодневе имеется общая служба бесплотным силам, для вторника – общая служба Предтече, для среды и пятка – общая служба Кресту и общая служба Богородице, для четвертка – общая служба апостолам и общая служба свт. Николаю, для субботы – общая служба всем святым и общая заупокойная служба. Кроме того, в Седмодневе обязательно печатается воскресная служба Октоиха 6го гласа. Не знаю, по какой причине, но именно 6 глас всегда выбирается для Седмоднева. Есть даже неписаная традиция: если певцы неискусны и не знают гласов, то все поется в 6й глас (либо читается), благо там стихирный и тропарный напевы совпадают. Отголоски этой традиции проникли и в наше обиходное богослужение. Вспомним обычную короткую панихиду, которая служится во всех храмах. Какие ирмосы поются? 6го гласа: «Яко поспешешествовав в Израиль». Для чего нужны эти общие службы? Ведь реально они нигде не используются. Дело в том, что богослужебные книги составлены с учетом некоего, как я иногда полушутя-полусерьезно говорю, аварийного выхода. Книги эти всегда на Руси были дефицитом, как и сейчас. Зная такую нужду, составители богослужения предусмотрели некоторую взаимозаменяемость книг. В том случае, когда нам чего-то не хватает, мы можем с некоторым, весьма малым, ущербом для богослужения восполнить одну недостающую книгу другой.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Торопец (место рождения) – служба 14 февраля. 1190 Симон, епископ Владимирский и Суздальский, постриженец Печерский, в 1115 году посвящён в епископа во Владимире-на-Клязьме, где и преставился в 1126 году, но мощи его по завещанию принесены в Антониеву пещеру. В Патерике сказано, что он из Печерского монастыря взят в епископы Владимирские. Служба с полиелеем – 10 мая. 1191 Никон, 4-й игумен Печерский, умер в 1088 году, пришёл священником ещё при Феодосии. Похоронен в Ближней пещере. Общая служба – 23 марта. 1192 Феофан Постник. Общая служба ему – 11 октября. Похоронен в Ближней пещере – «открыто почивающие». 1195 Тит, пресвитер Печерский, когда жил и преставился, неизвестно. Общая служба – 27 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1196 Илья Муромец, у Кальнофойского по-народному именуемый Чоботок. Кальнофойский полагает его жившим лет за 450 до своего времени, т. е. ок. 1188 года. Память ему – 18 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1197 Дамиан Целебник, пресвитер, постриженец преп. Феодосия, преставился при нём же в 1071 году, служба со славословием вместе с Матфеем и Иеремиею – 5 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1198 Никон Сухий, постриженец Печерский, пленён половцами в одно время с Евстратием, но через 3 года чудесно возвращён в монастырь. Служба с октоихом – 11 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1199 Агапит, врач безмездный, пострижен при преп. Антонии, жил и скончался при игу­мене Иоанне. Служба со славословием – 1 июня. Похоронен в Ближней пещере. 1200 Варлаам, 1-й шумен Печерский, скончался на Волыни, по завещанию похоронен в Лавре. Всенощное бдение – 19 ноября. Похоронен в Ближней пещере. 1201 Нестор, 1-й летописатель российский, который в 17 лет пришёл в Печерский монастырь к преп. Феодосию, а пострижен был игуменом Стефаном и при нём же посвящён в иеродиаконы, преставился ок. 1116 года. Служба с октоихом – 27 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1202 Моисей Угрин, был прислужником благоверному князю Борису Владимировичу и по убиении его служил при его сестре Предиславе, с коею уведён в плен польским королём Болеславом I и в Польше пострижен одним святогорским монахом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Следует отметить, что в тот момент, когда осуществлялись росписи Сербского подворья, со дня открытия мощей Петра Черногорского прошло чуть более четверти века. Это был новоявленный святой и фреска Сербского подворья является, по всей видимости, самым ранним изображением св. Петра Черногорского в России. Обращает на себя внимание отсутствие памяти Петра Черногорского в так называемых Зеленых Минеях – новом издании служебных миней, выпущенных в 1978–1989 годах. В это издание вошло огромное количество служб, которые не входили в более ранние версии миней. В частности, здесь помещены службы пяти из шести сербских святых, которые в книге синкела Платона (Йовановича) упомянуты как отсутствующие в русском месяцеслове: служба святителю Максиму Новому, бывшему деспоту Сербскому (18 января), служба на перенесение мощей святого благоверного царя великомученика Стефана Уроша Дечанскаго (30 июля), служба святой Ангелике (Ангелине) Сербской (30 июля), служба праведному Стефану Милутину Сербскому (30 октября), и служба святому блаженному младому царю и мученику Урошу (2 декабря). Судя по сохранившимся архивным материалам 49 , в распоряжении составителей новой версии Миней было, по крайней мере, два издания Срблака – 1861 и 1970 года издания. Ксерокопии Срблака 1970 г. или же прямые ссылки на него обнаруживаются в папке с материалами службы Святителя Ефрема, Патриарха Сербскаго (15 июня), службы святому блаженному великомученику, иже во царех, князю Лазарю, бывшему самодержцу Сербския земли, и службы святаго Иоанна, деспота Сербскаго. При подготовке службы на перенесение мощей святого благоверного царя великомученика Стефана Уроша Дечанскаго Сербскаго составитеи пользовались изданием Срблака 1861 г. Подготовительные материалы службы св. Ангелине не сохранились, но ее служба входила в Срблак и, по всей видимости, была заимствована оттуда. Отсутствие в новом издании служебных Миней памяти св. Петра Черногорского может быть объяснено тем, что вплоть до 1986 г. эта служба не входила в Срблак 50 , в то время как октябрьский том новой редакции Минеи, куда должна была бы войти служба святителю Петру, увидел свет в 1980 году и о заимствовании из издания 1986 года говорить не приходится 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

л. 145. Мес. марта в 16 день, обретение мощей иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. новаградскаго. Служба одна, а на преставление марта 16 и на обретение мощей апреля 7; канон по алфавиту, начальные слова тропарей пред каноном составляют имя (?): Трифилей. л. 165. Мес. маия в 19, преставися благоверный князь Иоанн, во иноцех препод. Игнатие чюдотворец иже на Прилуце. Канон без надписи, первые буквы тропарей вроде акростиха заключают след. речь: Господи Боже помилуй Илию. л. 181. Мес. тогоже 29, преставление св. праведнаго Иоанна уродиваго Христа ради устюжьскаго чюдотворца. л. 196. Мес. июня в 8 день, св. страстотерпец благоверных князей Василия и Константина (Всеволодовичей Ярославских, на обретение мощей). Первый канон по алфавиту. л. 224. Мес. июля (sic) в 23 день, св. праведнаго новоявленнаго чюдотворца Артемия веркольскаго. л. 224. Во вторник Светлыя недели празднуем праздник пресв. Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Марии Одигитреи, еже толкуется крепкая помощница. По окончании службы препод. Ефрему новоторжскому, на порожнем листе скорописью: Пожаловать священнопротопопу Клименту Васильевичю, отдася служба Ефрема чюдотворца на Москве на Троицком подворьи священнодиакону Иасафу. 629. (1894.) Службы и Жития русских Святых, полууст. большею частию тщательный, исх. XVI века, в четверть, 599 листов. л. 1. Сказание главизнам в настоящей сей книзе. л. 2. Служба, авг. 30, Александру Свирскому . л. 35 об. Служба, сент. 7, Иоанну архиеп. новгородскому. л. 5З. Служба, апр. 17, Зосиме и Савватию соловецким. л. 80. Служба, мая 23, Леонтию еп. ростовскому. л. 111. Служба, янв. 11, Михаилу клопскому. л. 145. Служба, янв. 30, Никите еп. новгородскому. л. 169 об. Мес. генваря в 30, Слово похвалное на память иже в Святых отца нашего Никиты, епископа новгородцкаго. Нач. В память вечную будет праведник, понеже убо праведных память воспоминаетца во всяко время. л. 177. Служба, янв. 10, Павлу обнорскому. В конце житие под заглавием: Сий пролог на третией песни чтется. Потом: В той же день от Старчества 7 изречений, краткое поучение И. Златоустаго и отрывок от житиа препод. отца нашего Еуфимиа великаго, пустыни наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 24 об. Канон молебень пресв. Богородице честнаго ея Благовещениа. л. 30. Канон радостен пресв. Богородице, творение Игнатиа еромонаха. л. 33 об. Служба Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока студийския обители. Некоторые листы сей службы и предыд. канонов спутаны, а иных недостает. л. 35 об. Полунощница по вся недели. л. 41 об. Последование часом в навечерии Просвещения. л. 57 об. Последование часом в пяток великий. л. 85 об. Мес. февраля 12 день, преставление иже в святых отца нашего Алексея, новаго чюдотворца, митрополита святейшия митрополия киевскыя и всея Руси. Служба с тою же приписью, что под 528. л. 100 об. Мес. ноемвриа в 6, препод. отца нашего Варлаама (хутынскаго). Служба. л. 115 об. Последование часов на Рождество Христово, без начала. л. 132. Мес. декабря в 21, преставление иже в святых отца нашего Петра, новаго чюдотворца, митрополита святейшии митропольи рускые. Служба. На первом порожнем листе: А сию книгу прибавил строитель Андроник своей душе на поминок, лета 7007 (1499) мес. ноямврея в 1 день, в дом св. Благовещению на Кержачь. На обор. конечного листа: Лета 7060-го (1552) 28 день мес. генваря первыя субота дала Оксинья Васильева жена Бобкова Васьяну строителю на понахиды рубль денег по суботам на год. Тут же и другие незначительные записи. 641. (1264.) Сборник богослужебный, полууст., XV века, в осьмую долю, 297 листов. л. 1. Житие св. мученика Евдоксия, заглавный лист утрачен. На конце служба. л. 33. Мес. ноямбриа в 24, мучение св. великомученицы Екатерины и Виргилиа и Ветиа. Нач. Лета третиагонадесяте и пятаго царствующаго нечестиваго Максентиа. С л. 72 служба. л. 93. Служба, окт. 29, препод. мученице Анастасии. л. 122. Мес. декабря 21, мучение св. мученицы Иулиании иже в Никомидии. Нач. Царьствующу Максимиану. Впереди служба ей. л. 156. Житие и жизнь препод. и богон. отца нашего Сергиа, в немже имать и от божественых чюдес его. Списано от священноинока Пахомия Святыя горы. См. 136 л. 557. С л. 227 служба, сент. 25, с прологом по 6 песни. Там же л. 555. Конечного листа жития недостает, листы 162 и 163 переписаны Германом Тулуповым.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1 св. муч. Космы и Дамиана. 5 обновление св. Феодора в Спаракии (sic). В память праха в неделю пред 6 ноября положены особые апостол и евангелие. 6 св. Павла исповедника, архиеписк. константинопольского, и память праха. 7 св. муч. Антония и родителей его Мелосиппа и Касинии. Св. муч. Авкта и Тавриона и св. 33 мучеников в Мелитине. Служба мученикам, или вообще всем означееным, или только последним. 8 св. архистратига Михаила. 11 муч. Мины, Винтора и Стефаниды. Пр. о. н. Иоанна милостивого и Феодора студита . Служба мучеников. 13 св. Иоанна, архиеп. константинопольского, Златоустого. 14 св. апостола Филиппа, Ипатия епископа Гангрского и св. Иустиниана царя и Феодоры, в службе три тропаря святым особые. 15 св. муч. и исповедников Гурия, Самона и Авива и св. апост. Иакова, брата Иоанна Богослова. Служба мученическая. 16 св. апостола Матфея. 17 св. Григория, архиеп. неокессарийского. 20 св. патриархов константинопольских Максима, Александра, Анатолия, Геннадия и Прокла. 21 собор Введения св. Богородицы. Служба не показана. 25 св. муч. Климента, епископа римского, св. священномуч. Петра александрийского , св. муч. Меркурия и св. муч. Екатерины. Служба мученическая. 30 св. апостола Андрея первозванного. Декабрь 4 св. муч. Варвары. 5 преп. и богоносного о. н. Саввы. 6 св. Нинолая, архиеп. Мирликийского. 9 зачатие св. Анны. Сдужба вся 9 сентября. 13 св. муч. Евстратия, Авксентия и проч. 14 св. муч. Фирса, Левкия и прочих и память землетрясения. Служба землетрясения и мучеников. 18 обновление св. Богородицы халкопратийской. 20 св. священномуч. Игнатия Богоносца . 22 св. муч. Анастасии. 23 обновление святейшие великие церкви. 24 навечерие ( παραμον) Рождества Христова. 25 Рождество Христово. 26 собор Богородицы во Влахернах. 27 св. первомуч. и архидиакона Стефана. 28 св. Феодора, архиеписк. константинопольского. 29 св. младенец за Христа избиенных. Январь 1 Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память св. Василия, архиеписк. Кесарии каппадокийские. 5 навечерие ( παραμον) Богоявления. 6 Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 7 собор св. Иоанна Крестителя. 10 св. отца нашего Григория, еписк. нисского. и преп. отца нашего Дометиана, еписк. мелетинского. 11 преп. отца нашего Феодосия киновиарха. Служба, что святителя Николая 6 декабря. 14 преп. отец в Синае скончавшихся. 16 поклонение веригам св. апост. Петра. 17 преп. отца нашего Антония египетского. 18 св. патриархов александрийских Афанасия и Кирилла. 20 преп. отца нашего Евфимия пресвитера. 22 св. апост. Тимофея. 23 св. священномуч. Климента анкирского. 25 преп. отца нашего Григория Богослова . 26 память землетрясения. 27 пренесение мощей Иоанна Златоустог о (см. службу 13 ноября). 28 преп. отца нашего Ефрема. Служба, что св. Антония17 января. 30 пренесение честных мощей св. священномуч. Игнатия Богоносца (служба 20 дек.). 31 св. мучеников Кира и Иоанна. Февраль

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

644. (1202.) Сборник богослужебный, полууст. разный. исх. XV или нач. XVI века, в четверть, 118 листов. л. 1. Тропари и кондаки русским Святым по порядку месяцеслова, без начала. л. 9. Апостолы и Евангелия по гласам. л. 28. Канон Святей и Живоначальней Троици, Митрофана. л. 33 об. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока студийскаго. л. 39. Мес. маия 7, препод. отца нашего Антониа печерскаго иже в Киеве. Служба, краегранесие канона см. 617 л. 148. л. 60. Служба, мая 23, препод. Никите переяславскому. На конце житие и похвала. См. 646 л. 172, 185. л. 82. Служба, мая 23, на обретение честнаго телесе св. Леонтия епископа ростовьскаго с житием на конце, что под 630 л. 38–69. 645. (1252.) Сборник богослужебный, скороп. первой полов. XVI века, в осьмую долю, 177 листов. л. 1. Мес. сентевриа 25, память препод. и богон. отца нашего Сергиа. Служба. л. 25. Мес. ноемвриа 6, препод. отца нашего Варлама. Служба. л. 44 об. Мес. тогоже 12, иже во святых отца нашего Алексиа митр., новаго чюдотворца, русскаго. Сставлено же бысть по благословению пресв. Ионы, мнтр. киевскаго и всея Руси, боголюбивым епископом Питиримом перьмьским. Служба. л. 79 об. Мес. сентября в 8 день, створяем память Рожества св. Владычица нашея Богородица и Приснодевыя Мария. Служба, что под 105 л. 490. л. 91. Мес. октября 29, св. мученици Парасковгии. Служба. л. 100. Мес. ноемвриа в 24 день, страдание великомученица Екатерины и Ветия и Вергилия. См. 641 л. 33. л. 119. Слово иже во святых отца нашего Алексея чюдотворца. Житие, 17 марта. См. 160 л. 364. л. 128. Мес. маия в 23 день, обретенье честнаго телесе св. святителя Леонтия, епископа ростовскаго. См. 630 л. 38. л. 135. Мес. ноября в 6 день, память (житие) препод. и богон. отца нашего Варлаама. л. 148. В св. великий вторник иже в святых отца нашего Ивана Златоустаго, патр. Царяграда, Слово о сшествии Предотечеве в ад. См. 160 л. 299. л. 157 об. Слово на Вздвиженье честнаго Креста Господня. Нач. В лето 7 царьства великаго царя Костянтина сбрашася множество ратных на Дунайскую реку.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но прежде чем приступим к обозрению сводных текстов наших паломических описаний Иерусалима и Палестины от XIV до XVIII века, считаем необходимым сделать общее замечание о судьбе этой страны в течете тех веков, которые обнимают собою эти описания. Край, известный под именем Палестины, в пору Крестовых походов был временно завоеван Крестоносцами. Овладев Иерусалимом они основали в нем столицу, так называемого, Иерусалимского Королевства, которое обнимало почти всю Палестину, но продолжалось не более 88 лет (1099–1187), Саладин Султан Египта, в 1187 году овладел Иерусалимом и, по окончательном изгнании Крестоносцев из Палестины в 1291 году, эта страна оставалась во власти Египетских Султанов Мамелюков до 1517 года, в котором Турецкий Султан Селим положил конец господству Мамелюков в Египте и Сирии, a вместе с сею последнею и Палестина соделалась областью Оттоманской Империи, какою она считается и поныне. Остается заметить, что два из принадлежащих нашему рассмотрению описаний Палестины принадлежат к периоду Египетского, а три к периоду Турецкого в ней владычества. А. Леонид Константинополь. Февраль 1868 года. ИЕРУСАЛИМ, ПАЛЕСТИНА И СВ. АФОНСКАЯ ГОРА ПО РУССКИМ ПАЛОМНИКАМ XIV, XV, XVI И XVII ВекОВ I. Век XIV. Путешествие в Иерусалим Диакона Игнатия Диакон Игнатий, приехав в Царьград в числе сопровождавших Митрополита Пимена, в третье его путешествие туда, в 1389 году, оставался здесь до 1391 года, в котором, после присутствия на короновании Императора Мануила, отправился в Иерусалим. Описание Иерусалима в его записках составляет особую главу под заглавием: «Хождение в Иерусалим». Не упоминая ничего о самом пути, он прямо начинает ее описанием Св. Града и его святынь, как внутри, так и в окрестностях города, чем и ограничивается его записка. Описание сжатое, но верное. «Сице же ми случися видети недостойному и сущим со мною во святем граде Иерусалиме: есть убо тамо церковь Воскресение Христово; входя в церковь, есть на правой стороне доска, на ней же Христа Бога нашего положили, со креста снем; а оттуду на лево пошед и ту гроб Господень, а против гроба Господня Греческая служба, Грецы служат; а с правую сторону от гроба Господня Римская служба, Римляне служат; а на полатех с правую сторону Арменская служба, Армени служат 7 , а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Сирская служба, Сиряне служат; а с левую сторону гроба Господня, за гробом Господними, Яковицкая служба, Яковиты служат; 8 а с левую сторону гроба Господня Фрязская служба, Фрязи служат; а оттуда паки Немецкая служба, Немцы служат; а от тое службы паки Фрязская служба, Фрязи служат.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010