Преставися Григорей в лето 6957 (54 об.); служба ему (55–56); октября 1 – преподобного Саввы иже над Вешерою рекою жившаго (56 об.); октября 7 – память преподобного Сергиа Обнорского иже на Норме нового чудотворца (63 об.); служба ему (64 об.–65 об.); октября 19 – память преподобного Иоанна Рыльского (76), служба ему (76 об.–77 об.); октября 21 – принесение мощей преподобного Иллариона Меглинского чудотворца (78 об.); октября 23 – принесение мощей преподобного Иакова Боро(ви)ц, нового чудотворца (80 об.); служба ему (81–82 об.); октября 27 – память благоверного и Христолюбивого князя Андрея Смоленского и Переславского (87); октября 28 – память Арсениа архиепископа Сербс иже перевел греческую грамоту на русскую и утверди (87 об.); служба ему (90); октября 29 – преставление преподобного Авраамия архимандрита Богоявленского Ростовского (90 об.); служба ему (19–92 об.); ноября 5 – память Ионы архиепископа Новгородс чудотворца. В той же день погребен бысть благоверный князь Андрей Иванович Углецкой. Преставися на дамять святаго священномученика Акепсимы в тюрьме в неделю в лето 6042. Положено тело его честное у святых мученик Бориса и Глеба в преименитом граде Москве (97 об.); ноября 6 – память предодобного Варлаама игумена Хутынского нового чудотворца. Преставися в лето 6780 (99), служба ему (99 об.–101); ноября 11–праведного Максима Христа ради юродивого Московского чудотворца (104 об.); служба ему (105 об.–106 об.); ноября 17 – память преподобного Никона игумена Живоначалныя Троица Сергиева ученика (117); ноября 22 – убиение великомученика и страстотерпца Христова Михаила Тверского (125 об.); ноября 23 – преставися благоверный князь Александр Ярославич Владимирскый, Новгородскый, Невскый и всея России самодержец новый чудотворец, а в иноцех Алексей. Положены быша честныя его мощи в храме Пречистыя Богородица честного Ея Рождества в преименитом граде в славном Владимере. Сотворено смиренноиноком Михаилом тояже обители идеже блаженного тело лежит честное. в лето 6771 ноября вть 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

воскресен гласу и евангелие воскресно. В правленом экземпляре все это зачеркнуто. И так, с устава 1682 г. был отменен обычай читать на праздничной утрени, если она приходилась в воскресенье, два евангелия: праздничное и воскресное. В новом греческом типике этот обычай удержан. (О входе и чтении евангелия после вел. славосл. см. нашу статью о Песенном последовании). 11 сентября память преп. Феодоры. На поле прибавлено: «зде же споется служба и священномученику Автоному». Против памяти Симеона Иерусалимского (18 сент.): «сея служба несть ни в едином уставе ниже в минеи и часословах». Служба зачеркнута. Служба Михаилу Черниговскому полагается идеже лежат его мощи. Л. 173 сделано следующее замечание: «о началах стихир велико бе прение, чтобы не именовать их во всем уставе, а именованы не делом и ни на кую потребу». Смысл замечания тот, что между справщиками было большое разногласие: обозначать или не обозначать в уставе начало стихир. Решено было не писать. Сергию Преподобному (25 сент.) бдение «во обители его и в храмах, в прочих же полиелей». В уставе 1682 г. приписаны ему тропарь и кондак. Октября 1-го о службе Покрову Богородицы: «в греческих ни в каких нет». Затем на особом листе записана служба апостолу Анании и Роману Сладкопевцу из греческого устава и только на конце замечено: «аще восхощет настоятель Покрову и ап. Анании, и Роману творит сице». Следует переход к печатному изложению. Служба Андрею юродивому зачеркнута с замечанием: «в греческих никаких книгах нет». 14-го приписана память Косьмы Майюмского. 29-го Авраамия Богоявленского, Ростовского чудотворца оставлено имя, но служба зачеркнута. Особо записана подробная служба Николаю Чудотворцу; и чин часов на рождество Христово, но опущено заглавие, что это есть «чин святой соборной и апостольской церкви успенского собора русской митрополит». Чин часов по уставу Сергиевой лавры также зачеркнуть. Зачеркнута статья о поздравлении игумена в его кельях накануне рождества. По уставу 1641 г., на литургии в день благовещения полагается петь: «да исправится».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

У гроба божьего поминал я грешных и всех Русской земли князей и бояр и всех православных христиан. Купил два пергамента больших, дал за них шесть драхм 34 (так в Иерусалиме деньги зовут, не фолем 35 зовут) и написал на них все имена и положил у гроба божьего, дал золотую дукатицу 36 патриаршему попу Варфоломею, который живет у гроба божьего, и велел поминать в каждое воскресенье и в праздники. Да и помянет их господь в царстве своем. Кто не был в Иерусалиме телом, то после смерти всякой душе там быть и суд принять в доме Давида в Удолии Асафатове. Благословился у господина Феофила патриарха и обошел все святые места, что внутри церкви святого Воскресения. В церкви Воскресения семь служб. Первая служба греческая, где главный престол. Вторая служба иверская (грузинская) 37 , это наша же вера православная, где лежала голова Адама; здесь есть пещера за престолом, как отверстие печное. Третья служба армянская, на высоте, где Христа распяли. Четвертая служба фирамская 38 , где стоит столбец, к которому привязывали Христа евреи и надругались над ним. Пятая служба хабежская (абиссинская), вход в нее наружными дверями с юга, служба на левой стороне. Служба их такая: все вскакивают и трясутся, и плещут руками; попы их в ризах и с евангелиями, носят изображение трех солнц. Я спросил патриаршего попа: “Что это за вера?” Он мне сказал: “В псалтыри написано: все народы восплещите руками, – они этому и следуют и радуются, что Христос воскрес”. Шестая служба яковитская 39 , она находится за гробом божьим. Седьмая – несторианская 40 , она находится напротив яковитской. Яковиты же ходят и в бильца бьют, что Христос воскрес. И пробыли внутри церкви святого Воскресения три дня, начиная с великой пятницы. В субботу церковь закрывают. Перед великим днем (перед пасхальным воскресеньем) патриарх Феофил отпел обедню. Отслужил обедню, когда заря началась на дворе. И сели за трапезу у патриарха и вкусили еду на Пасхе. Тут присутствовали от всех пустынь монахи: и с Удолии Асафатовой, и из Савина монастыря, и из монастыря Иоанна Предтечи, и с Иордана игумен Лазарь со своею братиею, и из других монастырей. Тут был и я, грешный Зосима. В первый час как взойти солнцу пришел амир со всеми своими слугами, открыл церковь , отпечатал и впустил всех. Амир также приказывает закрывать и опечатывать. Патриарх же Феофил возьмет всех старцев в свою патриархию, и начнется веселие духовное и телесное. И, повеселившись довольно, все пойдут восвояси. Окаянные же сарацины все церкви христианские запечатывают, говоря: “Не будет вам праздника, откупайте”. Другую литургию патриарх служил в первое воскресенье после Пасхи (на антипасху) у гроба божьего. Весь же год церковь святое Воскресение закрыта, опечатывает султан египетский. Если же придут паломники из других стран, то амиры церковь открывают. Патриарх же служит в другой церкви, тут же пристроена к святой церкви Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству 3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя 3.1.3.1. Краткая история догмата 3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе 3.1.4.1. По отношению к Нему Самому 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице 3.1.4.3. По отношению к Деве Марии а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). 3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. 3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания 3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека 3.2.1.2. Этимология слова " искупление " 3.2.1.3. Цель Искупления 3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления 3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку 3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления 3.2.2. Существующие теории Искупления. 3.2.2.1. Юридическая теория Искупления 3.2.2.2. Нравственная теория Искупления 3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов 3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом 3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости 3.2.5. Составляющие Искупления 3.2.5.1. Боговоплощение 3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа 3.2.5.3. Чудеса Спасителя 3.2.5.4. Крестная смерть 3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо 3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа 3.2.6.1. Освобождение от наказания 3.2.6.2. Очищение от грехов 3.2.6.3. Примирение с Богом 3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения 3.2.6.5. Дарование полноты благ Раздел III. О Боге - Освятителе. 1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения 2. Содержание учения о Боге - Освятителе 3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей 3.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати 3.3. Виды благодати

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и равноап. Владимира: «В память вечную…». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 2 «Вестно буди, яко в сей 16й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 5 «Вестно буди, яко в сей 16й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 7 Ср.: 52я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20й, в 21й, в 22й и 23й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

766. Службы Богородице всем скорбящим радости и на день 6-го сентября, в четвертку 68 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажном переплете. 767. Служба Пресвятей Богородице Смоленокой , в четвертку, 14 лл., без конца, полууставом XVII в., без переплета; 1-й лист порван с ущербом для текста. 768. Служба Пресвятей Богородице Тихвинской , в четвертку, без конца, 15 лл., полууставом XVII в., без переплета. 769. Служба Пресвятей Богородице со сказаниями , в четвертку, 70 лл., полууставом XVIII в. За службою (1–24 об.) следуют сказания: 1) О преславном явлении чудотворныя иконы Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии юже написа богогласный евангелист Лука на великом Ладожском езере и о шествии ея по аеру (25–52 об.) и 2) О милости Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою иже на Тихвине идеже святый ея чудотворный образ Одигитрие от нашествия зловерных и поганых варяг иже Свияне наричутся в смутное время (53–70). Пространное сказание, изданное в Новгородской Летописи, стр. 405 и след. 770. Служба Пресвятей Богородице «Триеручицы, яже во святей Афонстей горе», в четвертку, 14 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. 771. Служба первоверховным апостолам Петру и Павлу , в четвертку, 9 лл., полууставом конца XVIII в, без переплета. 772. Службы преподобному Сергию Радонежскому и святителю Николаю чудотворцу , в четвертку, 56 лл., полууставом конца XVII в., в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–24 приписки скорописью конца XVII в.: 1) «Сия книга глаголемая Служба преподобному Сергию чудотворцу Горнего Успенского девичья манастыря»; 2) «Сиа тетрати Празднество преподобного Сергия чудотворца положил в дом Успению Пресвятей Богородицы в Горней монастырь Спиридон Петров сын по своей вере». Состав: 1) канон Сергию Радонежскому (1–9); службы: 2) 5-го июля – тому же Сергию (10–35 об.) и 3) 9 мая – Николаю чудотворцу (36–56 об.). 773. Служба святителю Николаю чудотворцу 6– го декабря, в четвертку, 24 л., полууставом XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и равноап. Владимира: «В память вечную...». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 2 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 5 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 7 Ср.: 52-я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20-й, в 21-й, в 22-й и 23-й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 226об.) и наличие службы в Минее РГАДА. Син. тип. 89, 1096 г. (Ягич. Служебные Минеи. С. 1-11). В 1-й пол. XII в. был сделан рус. перевод краткого жития А., включенный в состав нестишного Пролога 1-й и 2-й редакций. В ВМЧ кроме проложного жития помещено пространное житие А. (BHG, N 75х), написанное Варсафтой, в конце к-рого говорится: «Аз же Варсапта написах си поминаниа его и положих я близ мощеи добляго страстотерпца» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 69-70). По описанию свт. Антония , архиеп. Новгородского (1200 г.), глава и мощи А. находились в к-польском мон-ре его имени (Книга Паломник. С. 35). Гимнография Типикон Великой ц. Х в. указывает А. тропарь на 50-м псалме и на входе , что свидетельствует об особом почитании святого (Mameos. Typicon. P. 52). По Студийско-Алексиевскому Типикону А. поется служба, аналогичная шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова ), в соединении со службой прп. Романа Сладкопевца , на полях рукописи приписаны указания о празднике Покрова Пресв. Богородицы (ГИМ. Син. 330. Л. 83, XII в.). По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. 1 окт. поется будничная служба 2 святых - А. и прп. Романа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По италийской редакции Студийского устава - Мессинскому Типикону - поется будничная служба А. с прибавлением стихир прп. Романа (Arranz. Typicon. P. 34-35). В греч. рукописях Иерусалимского устава указывается будничная служба А. и прп. Романа, то же и в печатных богослужебных книгах, принятых в наст. время в греч. Церквах. По рус. первопечатному Типикону 1610 г. служба А. и прп. Романа соединена с бденной службой праздника Покрова. По Типикону, принятому в наст. время в РПЦ, 1 окт. под числом указана служба А. и прп. Романа без знака (Типикон. Т. 1. С. 189-190); за числом указана служба только на праздник Покрова (Там же. Т. 1. С. 190-192). Далее следуют 2 главы, где описывается порядок соединения служб Покрова и святых (Там же. С. 192-196), однако в богослужебной практике многих храмов РПЦ эти указания игнорируются. В нек-рых поздних афонских редакциях Иерусалимского устава также встречаются указания о соединении службы А. и прп. Романа с празднованием Покрова (Соборный Типикон мон-ря св. Павла, 1850.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 643; Соборный Типикон мон-ря Кастамонит, 1854.- Там же. С. 698).

http://pravenc.ru/text/114726.html

Иоанн Кассиан : «Так, они непрестанно ночь и день носят небольшой кукуллий, который покрывает головы их, спускаясь до шеи и плеч для того, чтобы ко всегдашнему хранению детской невинности и простоты иметь побуждение в подражание головному покрову детей; и чтобы возвратясь к детству, о Христе могли они искренне и нелицемерно петь: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои ( Пс 130:1 )» (Jean Cassien 1965. P. 42.3.1–44.3.5). О практическом его значении в тавеннисиотском монастыре повествует «Лавсаик»: «Во время же еды пусть покрывают головы кукулями, чтобы брат брата не видел жующим» (32.6). Кукуль носился и в церкви, даже и при принятии Священных Таин. См. также у Созомена: «...на голове носили шапочку, называемую  χουχολλιον, дабы жить чисто и непорочно, подобно питающимся млеком детям, на которых кладут такие шапочки для прикрытия и защищения их головы» (Церковная история 3.14; PG 67,1069С). 9 . .. .вплоть до службы –  Σναξις – собрание; в частности, молитвенное собрание, богослужение, также литургия. Может означать молитвы, обязательные для монахов – «npabuлo» (Lampe,  Du  Cange 1898) или просто «молитвословие», как b Apophmhegmama Ратгит:«Другой старец пришел к одному старцу. Тот, сварив немного чечевицы, сказал: «Совершим малое молитвословие  ( σναξιν) " " (Apophthegmata, col. sys. 4.70). Согласно Флюзену, для данного времени  σναξις – воскресная служба, то есть служба, которая совершалась с субботы на воскресенье и для участия в которой келиоты приходили в киновию. Естественно, что для обители вроде Хозивы эта служба и была службой по преимуществу. Однако надо помнить, что у данного слова «литургия» – лишь одно из возможных значений, вообще же оно означает прежде всего собрание, молитвенное собрание; отсюда название праздников: собор  ( σναξις) Пресвятой Богородицы, собор Иоанна Предтечи и т. д. Примерно так же использовалось славянское слово «служба» в дониконовских рукописях: «служба св. Василия Великого », «служба св. Иоанна Златоуста ». Н. Д. Успенский , например, описывает случай, когда перевод данного слова как «Литургия» вместо слова «служба» привело к утверждению ложных представлений о происхождении литургии Преждеосвященных Даров (Успенский 1976. С. 146). 10 . ...выходя на середину [церкви] ( εις  τ μσον) – Не вполне ясно, что здесь означает это выражение, возможно – «в среде их» (то есть отцов), но более вероятно, что то  μσον здесь яbляemcя merminus mechnicus для обозначения середины церкви, наподобие того, как в одном из текстов XII в. это слово указывает на кладовую ( δοχιριον) как на «среднее помещение» (Паисий Агиопостолит 1891. С. 119). «Середина» церкви часто понималось в качестве особого пространства, где происходили наиболее важные события, так, например, рукополагаемый выводился на середину церкви для публичного исповедания веры. Предлог же εις здесь, очевидно, несет (что ему вообще бывает свойственно) двойную функцию, означая и движение в-, и нахождение в чем-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но если в субботу Мясопустную случится храмовой праздник или праздник Сретения, то в субботу Мясопустную поется служба храма или Сретения, служба же умерших, вечера и утра, поется в субботу мимошедшую или четверток Мясопустный. Если в Мясопустную субботу случится попразднство Сретения Господня, то отправляется заупокойная служба, а «служба попразднства оставляется» ( Уст., 2 февр.), т.е., совсем не поется. Когда случится в субботу Мясопустную храмовой праздник, тогда служба за умерших может быть пета только в гробнице, или усыпальнице, в храме же должна быть одна служба храму; а где нет гробницы, служба поется, как сказано выше; впрочем, под гробницей можно разуметь и притвор, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (см. Уст., 14 гл.). – См. выше, 95 стр., 3 прим. Неделя Мясопустная или о Страшном суде. Первое наименование этой недели объясняется из того, что с нею оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст – отпуст, или прекращение мяса), а второе – из напоминаемого в эту неделю Евангельским чтением будущего всеобщего Страшного суда живых и мертвых, который изображается во всей церковной службе. Напоминанием Страшного суда св. Церковь представляет сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божье. Бог милосерд, но Он вместе с тем праведный Судья, имеющий воздать каждому по делам его; поэтому грешники не должны заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божьим. Напоминая о Страшном суде и обращая мысленные наши взоры на «огнь вечный, тму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим», «трепет неисповедимый и страх», «неумытное истязание» и «ад душетленный», св. Церковь внушает нам мысль о насущной необходимости покаяния и исправления и заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще к тому время и возможность, и от лица всех нас восклицает: «днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися». Особенно св. Церковь призывает нас к подвигам человеколюбия, так как именно этот род подвигов наиболее возможен для каждого и наиболее приличен времени поста и покаяния: «Господни равумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сушия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». 254 Кондак, гл. 1. Егда приидеши Боже на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимого, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший. Ап. ( 1Кор.8:8–18; 9:1–2; 140 зач.; Ев. Мф.25:31–46; 106 зач.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010