Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 20-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 52 зач., 10, 22—24 Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Нам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа. Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом — совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Это то, что мы слышим в Евангелии от Иоанна среди Пасхи: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И это то, что мы слышим в праздник Крещения Господня и Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). И «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). Он пришел в мир, чтобы явить нам Бога. Здесь — сердце нашей веры. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). «Спасение тех, кто не уверовал во Христа, — говорит святитель Феофан Затворник, — тайна Божия». И вера Церкви — в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь «за многих». Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далек от того, чтобы быть просто первым — по отношению ко второму и третьему. Он — «Первый и Последний» (Откр. 21, 6). Он — все.

http://moral.ru/20/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 26-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 29-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 102 зач., 20, 27—44 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Иисуса: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Во времена земной жизни Христа иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим это в сегодняшнем Евангелии, их мнения по этому предмету разделялись. Потому они и вопрошают Христа. Для Господа не может быть никакой неясности в этом вопросе. Он непрестанно свидетельствует о жизни после смерти. И теперь Господь спокойно и решительно отметает возражения саддукеев, изобретенные ими по этому поводу: женщина, которая последовательно выходила замуж за семь разных людей, чьей женой она будет в будущей жизни? В том-то и дело, что жизнь будущего века будет совершенно отличаться от нынешнего: в том веке ни женятся, ни замуж не выходят, не умирают и умереть уже не могут. «Ибо они подобны Ангелам, — говорит Христос, — будучи сынами воскресения. Они — сыны Божии вовеки».

http://moral.ru/седмица-26-я-по-пятидеся...

Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том III. Общественная нравственность Источник Христианские начала жизни семейной LXII. Нравственное значение семейного состояния Человек есть существо общежительное, – ζον πολιτικ, по выражению Аристотеля. «Кто не знает, – говорит и св. Василий Великий , – что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединённое и дикое» 1 . Он создан для общественной жизни, чтобы жить не одиноко, а в общении с другими людьми; «не хорошо быть человеку одному, – сказал Сам Господь Бог пред сотворением Евы, – сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Один человек должен помогать другому в жизни, в пользовании благами ее, в достижении разных целей её, в усладе земной жизни, в достижении небесной. Каждый из нас может гармонически и закономерно развиваться, совершенствоваться и достигать более или менее успешно и легко возможного благосостояния, временного и вечного, только в союзе с другими лицами. Важнейшие союзы людей, вообще говоря, заключённые и освящённые Самим Богом, суть: семейный, гражданский или государственный и церковный. О каждом из этих общественных союзов в известной степени можно сказать то же, что сказано Господом о союзе семейном: «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Все эти общественные союзы, как и союз семейный, мы не иначе можем признать, как своего рода установлением божественным. Богом сотворена природа наша для общежития; Богом вложено в нас и естественное влечение к общению друг с другом, и стремление к тому высшему совершенству, какое может быть достигаемо только совокупными силами людей. По словам И.А. Лейтона, «социальные учреждения – семья, общество, церковь , нация, – являются орудиями или средствами для развития и деятельности человеческой личности, и в силу этого имеют этический характер» 2 . Нередко приходится слышать, будто христианство как религия абсолютных устремлений своими нравственными нормами не может определять жизнь естественных человеческих установлений, не может иметь своих идей семьи, общества, государства и т.д., и даже должно отвергать эти идеи. Поэтому односторонне аскетическому пониманию христианства, существующие формы общественных отношений и абсолютный идеал христианской нравственности лежат в двух совершенно различных плоскостях, так что между ними нет ничего общего, нет никаких точек взаимного соприкосновения 3 . Но такое воззрение на отношение христианства к общественной жизни, как именно ложно аскетическое, решительно несостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Основы изучения основного богословия Предисловие Человечество в его целом всегда признавало существование высшего невидимого Мира, отличного от нашего видимого мира по своим свойствам и по законам своего бытия. Человечество всегда тяготело к этому Миру, считало себя обязанным жить по законам, им установленным, и имело некоторые общие представления о процессе мировой жизни, как управляемом и направляемом Высшею Силою – Богом. Эти верования человечества и деятельность, руководимая этими верованиями, называется религией. Религия имеет много форм. Современный культурный мир по религии, которая более исповедывалась его предками, чем им, называется христианским. Религиозная статистика ставит жителей Европы и Америки за немногими вычетами в разряд христиан. Христианская религия по своему верованию и нравоучению резко отличается от других религий. Выяснение этого различия возможно лишь при сравнительном изучении религий. Но можно предварительно отметить одну специфическую черту, отличающую христианство от других религий. В христианстве, как ни в какой иной религии, выражается сознание бесконечной виновности и покаянности человечества перед Богом и утверждается признание бесконечной любви Божьей, „ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн. III, 16). Этот Сын Божий есть Господь Иисус Христос . Христанство на протяжении своего почти девятнадцативекового существования разделилось на многие исповедания. Некоторые из них совершенно утратили специфические христианские черты, и с равным правом могли бы называться буддийскими, еврейскими или магометанскими. В сущности они порвали с христианством. Христос для них лишь величайший нравственный учитель. Такой взгяд на христианство , во всяком случае, приводит к утрате религиозности. Религией утверждается связь человека с Богом, здесь эта связь разрывается. Но для большинства христианских исповеданий христианство не только явление историческое, в нем выражается признание Христа Спасителем человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство Причастия. Для тех, кто хочет быть с Богом О чём эта книга? В этой книге сжато и доступно излагается Церковное учение о Таинстве Причастия, и это лишь необходимый минимум для понимания того, что мы ждем от Бога и что готовы Ему отдать. Таинства – это динамичный духовный опыт общения человека с Богом, познаваемый исключительно в действии, когда мы с верой и надеждой входим в жизнь Церкви, для того чтобы соединиться с Христом и послужить Ему. Для кого эта книга? Для всех, кто хочет быть с Богом. Почему мы решили издать эту книгу? Причастие — сердцевина церковной жизни. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит о Причастии как о необходимом условии обретения Вечной Жизни. Каждому желающему исповедоваться и причаститься прежде всего следует разобраться, в чем состоит смысл и значение этих Таинств непосредственно для него. Если отсутствует осмысленная потребность души, а есть только дань традиции или проявление магического страха перед Неизвестным, едва ли такое участие в Таинстве приблизит нас к Богу. Издавая эту книгу, мы хотели помочь читателям глубже понять смысл и важность Причастия. «Изюминка» издания Главной особенностью издания является его компактность: книгу удобно брать с собой и читать в дороге. В доступной и краткой форме в книге изложены те основы, без которых невозможно осмысленное отношение к Таинству Причастия. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Таинство Причастия Для поддержания физических сил человеку требуется еда и питье. Несомненно, питание требуется и нашей душе. По сути, и молитва, и дела милосердия, и любое ограничение своих интересов ради ближнего – это и есть пища для души, если же руководствоваться только меркантильными интересами, смерть души неизбежна с такой же достоверностью, как неминуема телесная смерть при отказе от пищи и питья.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

прот. Даниил Смолодович Часть первая. О Богослужении Православной Церкви вообще I) Общие понятия о Богослужении Православной Церкви § 5. Понятие о Богослужении и начало Богослужения вообще Церковное Богослужение есть Богопочтение, или благоугождение наше Богу, выражаемое в общественных молитвах и священнодействиях, по уставу Церкви. Вся жизнь человека в невинном его состоянии была непрестанным служением Богу. Первый человек, наслаждаясь непосредственным созерцанием Бога в раю и собеседованием с Ним, выну славословил Его подобно Святым Ангелам Небожителям. Но по падении, лишившись непосредственного общения с Богом, и по удалении из рая, осужденный в поте лица снискивать хлеб, не мог по-прежнему выну совершать служение Богу. Впрочем, жажда жизни в Боге и стремление к Нему осталось в нем, беспрестанно томило и побуждало его приближаться к Богу. Тогда он, (без сомнения, по особенному наставлению самого Бога) научается приносить жертвы, чтобы ими благоугодить Богу и таким образом приблизиться к Нему и примириться с Ним. С тех пор во все времена ветхозаветные человек искал примирения с Богом посредством Богослужения, выражаемого жертвоприношениями и молитвами, чин которого у народа Божия был определен со всеми подробностями самым Богом в законе обрядовом, данном Им чрез Моисея на Синае. Но все жертвоприношения, в коих состояла сущность ветхозаветного Богослужения, имели умилостивительную и примирительную силу не сами по себе, а потому что были прообразом той великой жертвы, которую принес Богу Отцу Богочеловек Иисус Христос , распятый на кресте за грехи всего мира; почему с совершением сей жертвы они потеряли свое значение и должны были прекратиться. § 6. Установление христианского Богослужения Начало и основание христианского Богослужения положил в Церкви своей Сам Законоположник Нового Завета Господь наш Иисус Христос . На последней тайной вечери пред отшествием своим на вольную страсть и крестную смерть, подъятую нашего ради спасения, Он установил святейшее Таинство Евхаристии и завещавал апостолам творить оное в Его воспоминание 1 , Он повелел апостолам, проповедовать Евангелие Царствия Божия всей твари 2 , принимать в общество верующих посредством крещения 3 , обещал сам присутствовать в священных собраниях верующих, где даже два или три соберутся во Имя Его 4 , дал священную власть апостолам вязати и решити грешные совести людей 5 и конечно многое другое установил касательно Богослужения, когда, по воскресении своем являлся, беседовал с Ними яже о Царствии Божии 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Протоиерей Алексий Уминский: “Я не крещу всех подряд” И мы превратили великую молитву “Отче наш” в молитву перед едой 9 июня, 2017 И мы превратили великую молитву “Отче наш” в молитву перед едой Почему человек так упрощает свои отношения с Богом, и когда мы сможем назвать Его Отцом — размышляет протоиерей Алексий Уминский. Беседа с прихожанами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде О Боге мы не знаем ничего Когда мы пытаемся говорить о Боге, мы исходим из своего опыта познания мира. Мы знаем свет таким, как мы его видим и ощущаем. Наш опыт жизни происходит из наших проб и ошибок, удач и потерь. Мы знаем о любви, милосердии, справедливости и правде ровно настолько, насколько это отражает наш жизненный опыт. А Бог выше всякого человеческого опыта. Поэтому о Боге нельзя сказать, что Он – свет, что Он – жизнь, что Он – любовь, что Он – милосердие. О Боге нельзя сказать ничего такого, что определяло бы его человеческим словом и человеческим опытом. Он бесконечно больше всех тех слов, которые мы можем произнести и бесконечно больше всякого человеческого опыта, накопленного за все существование мира. Евангелие от Иоанна Богослова говорит нам прямо: «Бога не видел никто никогда» (Ин.1:18). И при этом Евангелие же говорит нам: мы должны всем сердцем, всею мыслью, всею крепостью, всею жизнью своею Бога любить – это самая главная заповедь (Мк. 12:33). Как любить Того, Кого ты не знаешь? Как любить Того, Кого ты не видишь? Как любить Того, о Ком ты вообще слова сказать не можешь? В этом есть огромная проблема для каждого человека, который пытается наладить свои отношения с Богом. Когда Бог невидим, непостижим, когда Бог непознаваем совершенно, когда о Боге ничего нельзя сказать — тогда человек свои отношения с Богом очень упрощает. Как обычно человек говорит о своей вере в Бога? «Что-то такое там есть». Вы знаете, это очень честный ответ. Это очень честное определение своей веры, как бы оно ни казалось нам банальным или каким-то недостаточным. Мы знаем «Символ веры», мы знаем догматы нашей Церкви, мы много чего знаем. Но, по сути, о Боге мы не знаем ничего. “Что-то там есть” – и тогда человек к чему-то такому «что-то там есть» начинает обращаться.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Введение Да будут все едино Начиная говорить о богослужении, имеет смысл сначала разобраться, где его место в жизни христианина? Мы знаем, что есть молитва личная, домашняя, когда человек находится один на один с Богом, и есть молитва храмовая, общая, в рамках богослужения. И вот, начиная разговор о богослужении, можно задаться вопросом: что такое общая молитва? В чем ее особая ценность, сила, почему она так необходима? В чем отличие домашней молитвы от храмовой? По сути вопрос о молитве — основной в жизни человека: это вопрос о богообщении. Оказывается, самое удивительное в земной жизни — это общение «по вертикали», общение с Богом. Оно человеческую душу из замкнутой системы (а мы знаем, что замкнутые системы быстро себя исчерпывают и погибают) делает разомкнутой, открытой. В богообщении жизнь человеческая выходит на новые рубежи, в ней начинает вырабатываться результат самый главный — знакомство с Богом и приближение к Нему. Служения христианские, внешние проявления христианской веры могут у разных людей быть различными. Каждый христианин, как об этом говорил преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, должен делать духовно выгодное для себя дело: для кого-то это — дело милосердия, для другого — храмостроительство и благотворительность, для третьего — путь священства, пастырство… А вот молитва — это общий знаменатель. Без этого никто не может: ни миссионер, ни сестра милосердия, ни преподаватель. О какой молитве идет речь: общей или личной? Священное Писание говорит и о том, и о другом. С одной стороны, мы слышим слова Христа: «Войди в келью свою, затворись и помолись Богу тайно», и этим утверждается ценность личного, уединенного духовного подвига. А с другой стороны, мы видим, что Христос вокруг Себя собирает общину: сначала это первые два апостола, потом их уже двенадцать, затем — семьдесят… И оказывается, что спасаться можно вместе, только вместе и рядом с другими: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/fiction/kak-ustroeno-bo...

Разделы портала «Азбука веры» ©В.Ю. Питанов «Я есть путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ), или: много ли путей, ведущих к Богу? В современном обществе очень популярна следующая идея: каждая религия открывает лишь часть истины,  все религии в чём-то верны и все ведут к Одному и Тому же Богу, Который разным народам в разное время открывался по-разному. Попытаемся поразмышлять над этими утверждениями. В основе религий лежат откровения 1 . Православное богословие выделяет три вида откровений.  Общее Откровение, которое даётся через особых, Богом избранных людей – пророков и апостолов. Это Откровение выражено Православной Церковью в Священном Писании и Священном Предании. Индивидуальное откровение, которое дается  лично человеку с целью его назидания. Естественное откровение, т.е. те представления о Боге, человеке и бытии в целом, к которым можно прийти на основании изучения самого себя и окружающего мира. Многие исследователи религий отмечают сходство разных религий. Действительно, естественное и индивидуальное откровение доступно каждому. Мало того, Церковь не отрицает, что в религиозных доктринах других религий есть истинные утверждения. Например, ислам  утверждает величие Божье, зороастризм подчеркивает Божественную чистоту, даосизм побуждает нас относиться к тайнам природы с уважением, утверждения индуизма , что Бог рядом с каждым из нас, заслуживает полного признания этого факта. Но повторимся: вопрос не в этом. Для христианина  религиозная система христианства – это истинная система, которая может содержать лишь незначительные заблуждения 2 . А любая нехристианская религиозная система – это ошибочная система, содержащая некоторые истины. Попытаемся обосновать данную позицию. В чем уникальность христианства? В Личности Иисуса Христа. Все другие мировые религии – это, по своей сути, попытки человека своими силами взойти на небо. Кем были основатели остальных мировых религий? Людьми. Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом,  этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен.  Рационального объяснения события Боговоплощения не существует, это вопрос веры. Но не затронуть эту тему в рамках рассматриваемого нами вопроса было бы нельзя. Теперь перейдем к дальнейшему сравнению христианства с другими религиями.

http://azbyka.ru/mnogo-li-putej-vedushhi...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Георгий (Шестун), протоиерей Сергий Николаев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении Игумен Георгий (Шестун), протоиерей Сергий Николаев В Избранное ( 5  голосов:  4.0 из  5) Читая эти строки, многие подумают — какое там мужское предназначение. где вы видели образцового мужа, о какой чести, мол, вы говорите… Как бы выжить! Да, этим мы и живем. Но ведь живем так только потому, что забыли о своем истинном назначении… Делаем карьеру. Забываем о семье. Словом, заблудились. Но все можно исправить. Найдя себя, так легко начать все с чистого листа, и жить так, как жили наши предки… Георгий, игумен (Шестун). Святость отцовства Как остроумно заметил А. П. Чехов: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». Можно сказать, что мужчина — это мужской чин. А чин — это особое место в Небесной иерархии. И в этой Небесной иерархии мужчина представляет свою семью, свой род. Поэтому он занимает особое, первенствующее положение в иерархии семейной. В своей семье мужчина может быть только главой — так установил Господь. Но если для женщины жить жизнью семьи — есть призвание Божие, то для мужчины семейная жизнь не может быть делом главным. Для него самое важное в жизни — исполнение Божией воли на земле. Главное для семьи — это непрерывная связь с Богом. Она осуществляется через главу семьи: через то дело, которое Господь поручает ему, через участие всей семьи в этом деле. Насколько семья участвует в этом Божественном призвании, настолько она участвует в исполнении Божией воли. Но понять и исполнить Божию волю вне Церкви крайне трудно, а во всей полноте — и вовсе невозможно. В Церкви человек встречается с Богом. Поэтому вне Церкви мужчина постоянно находится в состоянии некоего поиска. Он зачастую страдает не оттого даже, что в семье неладно или материально трудно, а оттого, что его занятие ему не по душе, то есть оно — не то, к чему он призван в этом мире. В церковной жизни человек, Богом водимый, приходит к своему делу, ради которого призван на эту землю. Вне Церкви, вне жизни по воле Божией, вне Божественного призвания эта неудовлетворенность всегда ощущается, мужчина обязательно страдает, душа у него «не на месте». Поэтому счастлива та семья, глава которой нашел дело своей жизни. Тогда он чувствует себя полноценным — он обрёл ту жемчужину, то богатство, которое искал.

http://azbyka.ru/semya/kak-stat-obrazcov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010