Именно по этой причине только Духом Святым можно постигнуть и объяснить и усвоить святую жизнь святителей Божиих. Ибо у них все – от Бога. Святители – потому святители, что через свое боголюбие всем своим бытием они связаны с Единым Святым – Трисолнечным Богом и Господом: вся душа их вытекает из Бога: так и ум и разум, так и воля и совесть, так и сила и крепость, так и вся жизнь. Они – не свои, но Божии: всей душой своей, всем сердцем своим, всей крепостью своей, всей мыслью своей, всей волей своей они припадают к Богу. Они – свои для себя Самим Богом: насколько они – Божии, настолько – свои. Верою, любовию, надеждой, молитвой, постом, кротостью, терпением, смиренностью и остальными евангельскими добродетелями они переносятся к Богу и в Нем их божественная благодать перерождает, преображает, очищает, освещает, охристовляет, обоживает и они становятся «причастники Божественного естества» ( 2Петр. 1, 4 ). То есть они «святы во всех поступках» ( 1Петр. 1, 15 ). Они мыслят Богом, чувствуют Богом, желают Богом, хотят Богом, делают Богом, Живут Богом. И как телом на земле, таково их «жительство на небесах», их жизнь «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3, 3 ). Отсюда у них божественная, бессмертная, всепобедная, чудотворная сила: в их мыслях, делах, речах. Отсюда они «все могут о укрепляющем их Христе Иисусе» ( Фил. 4, 13 ). Поэтому их святы, чудесные и чудотворные личности или их дела я не могу понимать чувственным разумом, но только разумом охристовленным, облагодатственном, освященным, одухотворенным, духовным, в котором присутствует Дух Святый, как живая, творческая, мысленная сила, ощущающая сила, освещающая сила. «Освящаемый и освящающий – от Единого все» ( Евр. 2, 11 ). Сам человеческий духоводимый ум способен проникнуть в святые и страшные таинства Божия «в глубины Божии» ( 1Кор. 2, 10 ). А у святых – всегда глубины Божии. Сам ум, очищенный от страстей и греховной тьмы, и освещенный благодатью Святого Духа, в состоянии почувствовать и постигнуть и захотеть того, что свято, и жить ими и ради него.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сортировать по Исключить новости Жизнь и молитва – одно Молитва и жизнь должны быть одно. Встаньте утром, поставьте себя перед Богом и скажите: “Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся день”, а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию и смотрите на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день 8 ноября, 2009 Молитва и жизнь должны быть одно. Встаньте утром, поставьте себя перед Богом и скажите: “Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся день”, а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию и смотрите на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день 2 сентября 1967 Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь “в плоскости”, без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, – не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих – это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться – значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем. Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в то, чтобы суетиться, а молитва – в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.

http://pravmir.ru/zhizn-i-molitva-odno/

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере января 2016 Бог стал человеком, готовы ли мы стать Богом? В чем причина Богоявления? Это чрезвычайно важный вопрос. Всем известен библейский рассказ о грехопадении — про Адама и Еву, нарушение ими заповеди, изгнание из Эдемского сада. Важно понимать, что история Адама и Евы — это не рассказ про жизнь одного семейства. Рождество Христово, XVIII век, Болгария История совсем не про это: жил да был мужчина Адам, была у него жена Ева, что-то они не то съели, Бог рассердился и выгнал их. В таких бытовых образах и простых словах Библия повествует нам о грандиозной вселенской катастрофе, о том, что человек, который сотворен Богом для того, чтобы с Богом находиться в постоянном прямом общении и любви, от Бога отпадает, от Бога прячется. Адам и Ева нарушили завет Бога, запрещавший брать плоды с единственного дерева в райском саду: со всех деревьев в Эдемском саду можете есть, а вот только с одного — не можете, потому что в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2: 17). И это нарушение заповеди произошло: Адам и Ева предпочли свою волю воле Творца. А затем они спрятались от Бога. Наивные, они думали, что можно спрятаться за куст и Бог их не увидит! И дальше происходит нечто крайне важное в отношениях Бога и человека. Бог, прекрасно понимая и зная, что произошло, спрашивает у Адама: не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3: 11) Грех уже произошел, но Творец не только оставляет шанс исправить ситуацию, Он буквально подталкивает Адама к покаянию Своим вопросом. Но что отвечает Адам? Очень примечательный ответ, он не говорит: «Господи, прости, я нарушил!» — он говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила». Это очень серьезное, глобальное изменение, это глубинный разрыв отношений Бога и человека и изгнание из Эдемского сада. Всё это не столько даже наказание в прямом юридическом смысле, а скорее, спасение Адама, потому что они с женой больше не могут предстоять перед Богом, они — порченные грехом, вывалившиеся своеволием из вселенской гармонии, созданной Богом, и эту заразу будут распространять неизбежно, где бы они ни появились. Поэтому они изгоняются из Эдемского сада — и для них начинается новая жизнь.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=91056

Сивилла «Сивилла» — вторая книга «новозаветного» цикла Лагерквиста. История о жрице Аполлона и Агасфере. Завязка «Сивиллы» Лагерквиста: «Но потом, поразмыслив немного, он задумчиво добавил, что, пожалуй, есть один человек, который может мне помочь. Который может дать ответ на любой, даже самый трудный вопрос. И он рассказал, что высоко в горах живет старая жрица Дельфийского оракула, древняя пифия, проклятая и ненавидимая всеми за то, что преступила свой долг перед богом. Перед храмом, и перед богом, и перед всем, что священно, преступила она свой долг, но она была великая сивилла, наделенная особым даром, ни одна жрица Дельфийского оракула не могла с нею сравниться, не была любима и одержима богом, как она. С широко отверстыми устами изрекала она свои прорицания, и никто не мог выдержать вида ее, когда она предавалась своему богу. Его могучее дыхание вырывалось у нее изо рта, и рассказывали, что речь ее была неистова, точно бушующее пламя, — так любил ее бог. Он вещал лишь через нее, отвергая всех других, и это продолжалось долгие годы. Но потом она тяжко провинилась и перед богом, и перед людьми, и тем сама себя погубила, и была изгнана из города разъяренной толпою с кольями и каменьями, и проклята была всеми людьми, ну и богом, само собою, богом, коего она предала. «Случилось это, когда я еще был мальчишкой, — сказал старик, — однако, хоть никто о ней больше не говорит и даже имени ее не поминает, она, по слухам, все еще живет в горах, куда ее прогнали. И я не сомневаюсь, что так оно и есть. Ибо, кто был столь близок к божеству, как она, тому, я думаю, умереть непросто, в ней, должно быть, особая сила таится и по сей день. В кого бог однажды вселил свой дух, того он не бросит, в том он останется жить, хоть бы и проклятием. Ступай-ка ты, разыщи ее, у нее ты, уж верно, получишь ответ на твои вопросы, хоть, может статься, слова ее тебя ужаснут». И он указал трясущейся рукою вверх, на эту гору, и, несмотря на свою слепоту, верно указал мне направление.» В одинокой хижине на откосе горы, у подножия которой лежали Дельфы, жила древняя старуха со своим слабоумным сыном. Хижина была совсем маленькая, задней стеною ее служил горный склон, из которого постоянно сочилась влага. Это была убогая лачужка, некогда построенная здесь пастухами. Она сиротливо лепилась к пустынной горе высоко над городом и над священной землею храма. Старуха редко покидала хижину, сын — никогда. Он сидел в полумраке и улыбался чему-то своему, как он сидел и улыбался всю жизнь. Теперь он был далеко не молод, кудлатая голова начала уже седеть. Но лицо его осталось нетронуто, осталось такое, каким оно было всю жизнь — безбородое, поросшее пухом и в своей младенческой первозданности лишенное ясно обозначенных черт, — с этой застывшей на нем странною улыбкой. У старухи лицо было суровое и морщинистое, почерневшее, точно опаленное огнем, взгляд ее обличал человека, которому дано было видеть бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Предпосылки к обожению Святые отцы говорят, что в Церкви мы можем достигнуть обожения. Но обожение – это дар Божий. Это не то, что достигается лишь нашими собственными усилиями. Конечно, мы должны желать, подвизаться и приготовляться, чтобы быть достойными и способными принять и сохранить этот великий дар Божий, потому что Бог не желает ничего для нас без нашего свободного на то желания. Святые отцы говорят, что мы испытываем (переживаем) обожение, а Бог его осуществляет. Мы видим, что существуют определенные и обязательные условия на пути человека к обожению. Смирение Первой предпосылкой к обожению, согласно святым отцам, является смирение. Без сего благословенного смирения человек не может утвердиться на пути к обожению, не может принять Божию благодать, не может соединиться с Богом. Даже для того чтобы признать, что целью его жизни является обожение, человеку необходимо смирение. Ибо как без смирения ты можешь признать, что цель твоей жизни находится вне тебя самого, находится в Боге? Чем более эгоцентричную, антропоцентричную и автономную жизнь проводит человек, тем более он сам становится целью для самого себя. Он верит в то, что может сам стать совершенным, сам ограничить себя, сам стать богом. Это дух современной культуры, современной философии, современной политики. Мы стремимся сделать мир лучше, справедливее, но, делая его автономным, делая его таким миром, центром которого будет человек вне всякого соотнесения с Богом, без признания Бога источником всякого добра. Эту ошибку совершил и Адам, поверивший в то, что он сам своими силами может стать богом, может стать совершенным. Ошибку Адама повторяют все гуманисты всех веков. Для достижения человеком совершенства они не считают обязательным общение с Богом. Все православное теоцентрично, своим центром имеет Богочеловека Христа. Все неправославное – протестантизм, папизм, масонство, хилиазм, атеизм, все, что вне Православия, – общий знаменатель имеют один: центр – это человек. А у нас центр – это Богочеловек Христос. Поэтому легко стать еретиком, хилиастом, масоном и кем бы то ни было, но православным христианином стать трудно. Чтобы стать православным христианином, нужно согласиться с тем, что центр мира – это не ты, а Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Рубрики «Трудно быть богом»: разбираем сюжет и смысл известного романа Стругацких 28 мин., 05.12.2022 Поделиться Содержание «Трудно быть богом» читается легко, на одном дыхании. И после первого прочтения кажется, что и сюжет, и авторская мысль предельно ясны. А вот после второго — уже не так все понятно, уже возникают вопросы. После третьего — появляются ответы, но ответы, похожие на вопросы. Что ж, давайте разберемся с этим, пожалуй, самым популярным, самым читаемым и цитируемым романом Стругацких. А это именно роман? Вообще-то, если исходить из критериев литературоведения, «Трудно быть богом» — повесть. Единственный главный герой, единственная, без ответвлений, сюжетная линия, действие занимает ограниченный отрезок времени — всего несколько дней. Но сами Стругацкие, как видно это из мемуаров Бориса Стругацкого «Комментарии к пройденному», называли «Трудно быть богом» романом. Я считаю, что автору виднее, поэтому и далее буду использовать слово «роман». Где и когда происходит действие? Действие романа происходит в первую половину XXII века, и потому «Трудно быть богом» можно отнести к «полуденному» циклу произведений Стругацких — то есть к произведениям о светлом коммунистическом будущем Земли. Начался этот цикл романом (состоящим из повестей и рассказов) «Полдень, XXII век» и включает в себя около десятка произведений (говорю «около десятка», потому что среди знатоков творчества Стругацких не утихают споры, можно ли причислять те или иные произведения к полуденному циклу). Теперь о том, где происходит действие. Происходит оно не на Земле (за исключением пролога и эпилога), а на другой планете, где есть разумная жизнь, есть гуманоидная цивилизация (биологически полностью идентичная людям), находящаяся на уровне развития, соответствующем земному Средневековью. Земляне открыли эту планету за несколько десятков лет до начала основных событий — и не прошли мимо. Они сперва просто изучали тамошнюю цивилизацию, а потом попытались осторожно вмешиваться, чтобы ускорить ее развитие, чтобы помочь обитателям планеты быстрее перескочить из темного прошлого в светлое будущее. Занимается этим организация, которая называется Институтом экспериментальной истории (из текста не совсем ясно, только ли это научное учреждение, или у него есть и другие функции).

http://foma.ru/?post_type=post&p=379760

митрополит Антоний (Блум) Содержание ЖИЗНЬ И МОЛИТВА – ОДНО МУЖЕСТВО МОЛИТЬСЯ БЕСЕДЫ. О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ БЕСЕДЫ. ВСЕ ДЕЛО В ВЕРНОСТИ БЕСЕДЫ. ПОПРОБУЕМ МОЛИТЬСЯ БОГУ ИСТИНОЙ… БЕСЕДЫ. МОЛИТВА – ВСТРЕЧА БЕСЕДЫ. МОЛИТВА И ВРЕМЯ БЕСЕДЫ. КАК БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ВДАЛИ ОТ ХРАМА БЕСЕДЫ. МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БЕСЕДЫ. РАЗГОВОР О МОЛИТВЕ БЕСЕДЫ. ХРИСТИАНСКАЯ МОЛИТВА СЕГОДНЯ ПРОПОВЕДИ О МОЛИТВЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА Информация о первоисточнике ЖИЗНЬ И МОЛИТВА – ОДНО Митрополит Сурожский Антоний ЖИЗНЬ И МОЛИТВА — ОДНО Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь “в плоскости”, без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, – не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих – это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться – значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем. Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в то, чтобы суетиться, а молитва – в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1256...

Религиогностика (По Митрополиту Макарию) Вся жизнь христианина должна быть проникнута Религией. Истинный христианин непременно должен быть религиозен. Религиозность должна лечь в основу его жизни. Этого требует самая природа человека, потому что – «душа по природе христианка», то есть, ей прирождена религиозность. Этого требует существо христианства, по которому христианин есть сын Божий, обязанный жить и действовать в единении с Богом, как бы пред лицом Божиим, в видах Божиих, для Бога, – всегда во славу Пресвятого имени Его. На сознании себя сыном Божиим, по природе и по вере в Единородного Сына Божия, коренятся, и из этого сознания, как из источника, вытекают все обязательные отношения человека-христианина к себе самому, к ближним и к Богу. Что же такое религия, – на чем она основывается, – какие свойства её, – какая цель и какие средства её? вот вопросы, ответы на которые уясняют и определяют сущность Религии Христианской. 1. Что такое Религия? Религия вообще есть завет или союз между Богом и человеком, – завет, в котором Бог дает откровение человеку, а человек усвояет откровение Божие себе, и таким образом пребывает в союзе с Богом. Это – союз Бога с человеком первобытный, – завет ветхий. Христианская Религия есть завет, или союз между Богом и человеком – новый, восстановленный, по нарушении человеком союза первобытного. Другими словами: Христианская Религия есть воссоединение падшего рода человеческого с Триипостасным Богом крестною смертию воплотившагося Сына Божия, Которым, как говорит св. Апостол, мы имамы приведение во едином Духе ко Отцу ( Евр.2:18 ). Подробным раскрытием такого понятия о Христианской Религии служат все Евангелия и все послания Апостольские. 2. На чем основывается Религия? Основание для Религии находится в Самом Боге и в самом человеке. – Бог, по своей всеблагой воле, создал человека по Образу Своему, то есть даровал ему душу разумную, свободную, чувствующую. Человек, вследствие сего, естественно должен стремиться к Богу, как к Своему Первообразу, – стремиться умом, как к высочайшей истине, волею, как к высочайшему добру, чувством, как к высочайшему блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Может ли ещё молиться современный человек Современность проникнута тяжким заблуждением: «Бог наверное есть, но не здесь. Он далеко, не в этом доме, не в этом городе. Встретиться с Ним, наверное, можно, но не мне. Это было возможно в древности или в далеком монастыре. Не нам, обычным людям». Антоний Сурожский на вопрос «Может ли ещё молиться современный человек?» ответил самой своей жизнью. И многообразно донес опыт живого Богообщения до современных людей. Встреча с Богом всегда возможна — лишь бы мы захотели. Бог не зависит от современности или древности, Он абсолютно свободен. И понимаем мы это или нет, лишая себя молитвы, мы лишаем себя самой жизни. «Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь “в плоскости”, без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, – не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих – это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться – значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем. Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в то, чтобы суетиться, а молитва – в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Антоний (Сурожский): Самые короткие молитвы Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы его профанируем 15 октября, 2018 Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы его профанируем В чем, в наши дни, состоит значение молитвы для молодых христиан, живущих среди секуляризованиого мира? Каким образом осуществлять молитву конкретно? Жизнь и молитва неотделимы друг от друга; жизнь без молитвы — это жизнь, в которой отсутствует важнейшее её измерение; это жизнь «в плоскости», без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся ближним, но ближним, как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, — не безбожный мир, это мы так удачно умеем его профанировать, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих — вся жизнь и вся смерть Его Единородного Сына, и молитва наша свидетельствует, что мы знаем это, знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться — значит оставлять Бога вне всего существующего, и не только Его, но и всё, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем. Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, глубокое заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва — в том, чтобы куда-то уединиться и забыть всё, и о ближнем и о нашем человеческом бытии. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на молитву. Чтобы научиться молиться, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью человека, реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца принять её на себя. В этом — сущность акта Божьего в Воплощении. В этом вся полнота того, что мы называем «предстательством»; обычно мы воспринимаем молитвенное предстательство, как вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл сделать; в действительности же оно заключается в том, чтобы сделать шаг, ставящий нас в самое средостение трагической ситуации, как сделал его Христос, став человеком раз и навсегда. Мы должны сделать шаг, который поставит нас в центр ситуации, откуда никогда больше мы не сможем выйти; солидарность христианская, Христова, направлена одновременно к двум противоположным полюсам: воплотившийся Христос, истинный человек и истинный Бог, до конца солидарен с человеком, когда тот в своем грехе обращается к Богу, и до конца солидарен с Богом, когда Он обращается к человеку. Эта двойная солидарность делает нас, в каком-то смысле, чуждыми обоим лагерям, и, в то же время, едиными с обоими лагерями. В этом основа — основа положения христианина.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010