Глава 13. Отец Иоанн о борьбе за свет 1 В предыдущих четырех главах было изложено, за что и с кем, согласно записям отца Иоанна Кронштадтского , ведется постоянная «невидимая брань», – или духовная война. Теперь надлежит сделать обзор того, в чем он видит главные средства этой борьбы и, наконец, в заключение приоткрыть, в чем, помимо нее, выражается богочеловеческая жизнь в обычной повседневности. Важно всегда помнить, что богообщение не есть только удел святых, но составляет сущность всякой христианской жизни на всех ее ступенях. И самая духовная борьба также включается в эту богочеловеческую жизнь. Она ведется с помощью Божией, в непрестанном общении с Богом. Но, по мере духовного возрастания человека, голос Божий становится более внятным для него, и наряду с отрицательной задачей борьбы со злом, ему яснее становятся и цели положительные: как и в чем, например, помогать людям, как прославлять Бога. 2 Первым средством духовной войны надо признать внимание к своему внутреннему миру, умение различать в себе хорошее и дурное и старание избавиться от последнего. Отцы Церкви считают это дело искусством из искусств и наукой из наук. Эту духовную бдительность, или контроль над своей душой, они называют «трезвением» или «внутренним деланием». О необходимости знать свой внутренний мир и очищать его у них есть незабываемые слова, например, древнего подвижника Исаака Сирина (сирийца): «Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося увидеть Ангелов», или «восчувствовавший свои грехи, – лучше того, кто воскрешает мертвых». У отца Иоанна Кронштадтского тоже имеется немало слов об этом. Вот некоторые из них: «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная… война духовная; надобно быть каждое мгновение… оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их…». «Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся… что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом? Это да будет наука наук… Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него». «Береги сердце свое особенно в том смысле, чтобы не допускать до него земных, страстных вожделений, ибо одно мгновенное вожделение оскверняет душу и разлучает от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Вопрос: Я общаюсь на некоторых молодежных форумах, вернее, заглядываю туда время от времени. И вот все чаще вижу вопрос, для ответа на который у меня не хватает ни знаний, ни, быть может, веры: зачем людям нужна религия? Помогите найти ответ. С уважением и любовью во Христе, Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Цель религии – спасение, которое возможно только тогда, когда человек соединится с Богом. При сотворении человек был чист и невинен. Благодаря такому нравственному устроению он находился в непосредственном общении с Богом. При такой гармонии в отношениях прародителей со своим Творцом отсутствовала необходимость религии. Однако, преступив испытательную заповедь, человек нарушил первый завет, установленный Богом в раю. Преступление прародителей имело глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни. Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем. Человек в силу испорченности своей природы не мог сам спастись. Для уврачевания поврежденной человеческой природы и восстановления разрушенной гармонии человека со своим Творцом в мир должен был прийти Спаситель. Для этого и нужна была ветхозаветная религия, которая является корнем христианства. Если мы будем ее изучать не поверхностно, обращая внимание лишь на предписания закона и устав о многочисленных жертвоприношениях, а духовно постигнем смысл пророчеств, прообразов и библейских символов, то увидим, что все Писание проникнуто обетованием Мессии-Спасителя: «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24: 25–27). Пророчества о Христе составляют главный нерв всей ветхозаветной религии.

http://pravoslavie.ru/30726.html

Глава III. Таинство Покаяния 1. Символика Таинства В Таинстве Покаяния человек поставляется перед реальностью жизни Царства Божия, близкой его душе, но которую он утрачивает через грехи, совершаемые после Крещения. Основанием для совершения Таинства является призыв Христа Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). При совершении Таинства Покаяния особое значение придается молитве пастыря и его духовной силе воздействия на душу согрешившего человека. Пастырь, как Херувим с пламенным оружием у дверей рая ( Быт. 3:24 ), возбраняет вход в жизнь Царства Божия нераскаявшимся грешникам. Для совершающих покаянное делание он ходатай о прощении грехов и примирении с Богом. При очищении от грехов сердца человека, священник – свидетель восстановления его завета с Богом, его обещания доброй совести и жизни. Своей молитвой, отеческим болезнованием о спасении человека, словами богооткровенного учения Церкви священник-духовник помогает кающемуся довести свое покаянное настроение до решительного завершения в Таинстве – прощения грехов и способности прикоснуться благодатной жизни Церкви, к выявлению для себя воли Божией. Со своей стороны кающийся христианин прилагает усилие и труд восстановить духовные силы и верность Богу, поколебавшиеся от совершенных грехов. Кающийся христианин просит у Бога благодатной помощи видеть свои грехи, чтобы через слово исповедать их перед Богом в присутствии священника и тем самым оторвать грех от своего сердца. Душа человека, сознающего свою вину перед Богом, предстает тогда пред Ним, и Спаситель Христос освобождает ее от греха, исповеданного и ненавистного христианину. Прощение грехов согрешившему подается через молитву и священнодействие священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на Небе. Наряду с отпущением грехов покаявшемуся в Таинстве подается оправдание и освящение благодатию Божиею. Грех не только прощается, но полностью изглаживается из жизни человека, перестает тяготить душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Л.Ф. Шеховцова 2.1. Аскетическая практика преодоления гордыни Святые отцы, если так можно выразиться, видели в гордыне основную проблему человека. В этом вся суть его отпадения от Бога. Соблазнившись на призыв сатаны, человек в глубине своей души начал считать себя богом. Гордыня – это духовное заболевание. Она приводит к психологическим нарушениям и серьезным психическим расстройствам. И лечить это заболевание мы можем совместно с Богом и в Его Церкви. 2.1.1. Синергия – совместное действие Бога и человека Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео». Это в переводе означает «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться». В Древней Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Святые отцы всегда отдавали предпочтение «внутреннему человеку». Работа над ним, или «внутреннее делание», совершается с двух сторон – человеком и Богом и называется синергия. Со стороны человека необходимо доброе намерение, направленность его усилий и постоянное призывание Бога на помощь, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Иначе говоря, процесс исцеления человека совершается синергетически, то есть усилием человека и Божией помощью. Под «исцелением» здесь понимается приведение человека к состоянию целостности, которая была нарушена в результате грехопадения. Вся аскетическая практика Восточной Церкви посвящена тому, что следует делать и как поступать, чтобы вернуться в состояние сыновнего отношения с Богом. Освободиться совершенно от гордости – это означает изменить свое падшее, страстное естество на естество обоженное, то есть обрести высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: для того создал нас Бог , чтобы мы соделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Для этого от человека требуется смело и осознанно стать на путь духовной брани. Солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов. Христианин как воин Христов в Таинстве Крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, внешне и внутренне обучается быть готовым к брани с врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Предстоит бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный. Линия фронта этой непрекращающейся борьбы проходит через сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Проповедь после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста " Сегодня мы переживаем особое время в жизни нашего Отечества, трудные предвыборные дни " 29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Великий пост мы посвящаем тому, чтобы проанализировать свою внутреннюю духовную жизнь, подвергнуть строгому экзамену свои мысли, чувства, волевые устремления, поступки. Этот экзамен и эти размышления должны основываться не просто на нашем субъективном восприятии собственной жизни, а на неких объективных истинах, которым учит нас Святая Церковь, учит нас слово Божие. И одна из этих истин заключается в том, что грех, столь привлекательный для человека, наносит ему непоправимый вред, вред его жизни – и не только духовной, но и физической. Грех и зло возникли в тварном мире как противодействие Богу. Диавол, желая противодействовать Богу, тем самым совершил первое дело, которое не соответствовало Божиему замыслу о творении, – первый грех. Затем, никем не принуждаемый, диавол бесконечно укоренился в этом грехе, став противоположностью Богу, став воплощением зла, которое есть противоположность добра. А затем грех вошел в род человеческий. Через искушение диавола первые люди согрешили, согрешили точно так же, как он, – отказавшись от Богом определенного порядка жизни, нарушив Божию волю и Божий закон. Как диавол был отлучен от общения с Богом, так и первые люди, согрешив, не могли пребывать в общении, в единстве с Богом. Грех, войдя в природу человека, воздействовал на его нравственное начало таким образом, что, возбудив голос совести, привел Адама в смятение. Согрешив, Адам простодушно, наивно прятался от Бога в тени райских деревьев – потому что нравственное чувство говорило, что он поступил неправильно, неверно, греховно, преступно. И внутреннее состояние первого человека было таково, что он уже не мог вернуться к общению с Богом, он не был к этому общению готов.

http://religare.ru/2_92858.html

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство ( Лук. 17:21 ; Римл. 14:17 ), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость ( Лук. 15:10 ). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Проповеди. Архимандрит Георгий (Тертышников) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Слово в неделю сыропустную Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Братие и сестры! При вступлении на святое поприще Великого поста и покаяния Святая Церковь напутствует нас воспоминанием о нашем праотце Адаме, с жизни которого начинается история бытия рода человеческого на земле, и указывает на его грехопадение. Человек был создан Богом безгрешным и святым. После грехопадения Адама первозданный человек потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю. Следствием грехопадения явилось изгнание человека из рая, а также скорби и болезни его в земной жизни. Грех отворяет врата смерти. Яд греха весь обращается внутрь человека и производит свое разрушительное действие. Как моль точит одежду, ржа разъедает железо, так и грех действует на человека. Естественные потребности души и тела, не управляемые высшей Божественною силою, превращаются во множество греховных наклонностей и привычек; возникают страсти, разрушающие силы человека, его здоровье. Грех разрушил первобытный союз между Богом и человеком. Восстановить этот союз своими собственными силами люди не могли, потому что не могли совершенно очиститься от грехов. Для восстановления общения между Богом и людьми необходим был Посредник, Который был бы в сродстве и с Богом, и с людьми. Все судьбы человеческие направлялись к тому, чтобы приготовить род человеческий к важнейшему событию всемирной истории — пришествию в мир Сына Божия. Согласно Предвечному Совету Святой Троицы, начало и основание великому делу нашего искупления положено Господом Иисусом Христом в самом Его воплощении, благодаря которому Он стал единым Ходатаем Бога и человека (см. 1 Тим 2:5). К совершению дела искупления направлена была и вся последующая земная жизнь Христа Спасителя, завершившаяся Его крестною смертью, которая составляет сущность, основание и вместе завершение жертвоприношения Христова, очищающего все людские грехи.

http://pravmir.ru/propovedi-arhimandrit-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Вступление в Землю обетованную О соединении с Богом В книге Второзаконие есть удивительные слова, актуальные и для нашего времени: если народ не будет слушать Бога, то земля запустеет, пшеница перестанет давать плод, виноградники – виноград , придут враги, дети будут рождаться больными, немощными, процветет грех, будут разрушаться семьи, государство. Мы, как люди верующие, сохраняющие связь с христианскими традициями прошедших поколений и до сих пор называющие себя народом-богоносцем, считающие страну нашу Богом хранимой , должны понимать, что причина всех болезней нашего обществам не в политике и не в экономике. Мы перестаем слушать Бога, заботиться об исполнении Его заповедей, все меньше и меньше верим в их силу, забываем, что исполнение или забвение той или иной заповеди есть жизнь или смерть для наших семьи, народа, государства. Как и сказано во Второзаконии, заповедь дана либо к жизни, либо к смерти. Исполняя ее, мы получаем жизнь; если не исполняем – умирает все. Мы забываем о своем завете с Богом, который каждый из нас заключил в день Крещения. Может быть, подходя к купели, мы не понимали, в чем состоит христианский закон, но, тем не менее, мы пришли и своими словами отреклись от сатаны и всех дел его, мы сочетались со Христом, сказав: «Верую в Него, как в Царя и Бога» – сделали то, что израильский народ на горе Синай, вступили в завет с Богом. И если мы будем исполнять завет, то государство, семьи наши, все процветет; не будем исполнять – естественно, все будет разрушаться. В Книге Второзаконие есть чрезвычайно важный отрывок, который имеет прямое мессианское, фундаментальное значение. Пророк Моисей, уходя к Богу от своего народа, говорит: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, его слушайте» , и дальше говорит: «Кто не послушает этого пророка, душа его истребится из народа» , то есть он не наследует жизни вечной. Это мессианское пророчество о Пришествии в мир Иисуса Христа – «пророка, подобного мне» , как говорит пророк Моисей.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/17

Что мешает нам быть с Богом Господь близок к нам в повседневности. 25 сентября, 2014 Господь близок к нам в повседневности. Издательство «Никея» подготовило к публикации книгу игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека». Презентация книги состоится 25 сентября, в четверг, в 19.30 в культурном центре «Покровские ворота» (ул. Покровка, 27). Приходите не просто услышать рассказ о книге, но и поучаствовать в живой и искренней беседе с автором и другими гостями! Игумен Нектарий (Морозов) — настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель информационно-издательског о отдела Саратовской епархии, главный редактор журнала «Православие и современность».  Как писалась эта книга? Строго говоря, она не писалась. Это записи бесед — отредактированных, приведенных в порядок. Их игумен Нектарий (Морозов) вел в храме, в котором был настоятелем, и сейчас, насколько я знаю, ведет, уже в новом храме, куда был назначен. Не было какого-то специального подбора тем — они рождались в процессе общения с людьми, которые что-то спрашивали, на что-то жаловались, чего-то не могли понять… Каждая беседа — целостна, как математическая формула. Все разложено по полочкам, но не «засушено», напротив: чтение открывает пространство для собственного размышления, дает возможность задуматься о собственном образе борьбы в невидимой брани (ведь у каждого – свои преграды и стены, свои сражения). Задаваться таким вопросом можно в одном-единственном случае: если хотя бы в малой степени испытал, что значит — быть с Богом, какая в этом заключена ни с чем не сравнимая радость, какая — красота. Так, бывает, зайдешь в храм — забежишь даже, просто свечи поставить, а выходить… не хочется. Выйдешь с сожалением, чувствуя (хотя и пытаясь оспорить), что ничего и близкого, сравнимого с тишиной храма за его порогом — нет. Когда мы слышим словосочетание «духовная жизнь», нам кажется, что это для монахов (причем, наверное, монахов древних времен): что-то очень высокое и требующее подвигов. Но только не все ли прекрасное в жизни требует подвига? А ведь уходит от наших глаз, что восхождение к великому начинается с будничного.

http://pravmir.ru/chto-meshaet-nam-byit-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010