Архим. Алексий (Поликарпов): Что такое духовная жизнь? (+Видео) К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. 8 октября, 2012 К человеку духовному, облечен ли он какими-то полномочиями, либо просто живет со Христом, в Боге — тянутся люди для того, чтобы получить эти дарования духовные. Он живет, трудится, дает плоды и сам получает радость. Предлагаем вашему вниманию лекцию наместника Московского Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «О духовной жизни». Лекция прочитана в рамках общедоступного лектория «Основы православного мировоззрения» в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Что есть духовная жизнь ? Это и счастье, это и трудность. А вот преподобный Силуан говорит, что человеку с Богом трудно. То есть — трудное счастье? О душевном и духовном Ну что, если говорить о духовной жизни – наверное, вот вы уже ее проводите, эту духовную жизнь. И вот пришли сюда для того, чтобы ещё в большей мере подкрепить свои знания, в большей мере утвердиться в духовной жизни, в большей мере приобщиться Христу. Человек состоит из духа, души и тела. Дух — это сердцевина души. А плоть наша — вот это тело… если бы не было души, не было бы духа, не было бы и тела — оно не было бы живо. Мы бы уже не находились здесь, на земле, мы бы стези свои не проходили. То есть — жизнь в духе, жизнь с Богом – так, прежде всего. Говорят: вот какой душевный человек — хороший. Но душевный, как нам говорит Священное Писание — ещё не есть духовный. Дух оживотворяет, возводит человека и направляет его… Есть в Священном Писании понятие духовности. Там приводятся плоды духа — любовь, радость, мир, долготерпение, кротость. И сказано, что такой человек находится в духе, с Богом. Когда мы говорим, что человек духовный – мы, наверное, разумеем, что он имеет особые добродетели. И так мы говорим не только о святых. Мы говорим, что такой человек имеет дарования духа, и вот эти дарования он проявляет в жизни.

http://pravmir.ru/chto-takoe-duhovnaja-z...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 8 Искупление. Божий дар Сыновних отношений с Отцом В предыдущей главе мы увидели, что воплощение было личным действием Бога Сына, сошедшего на землю, дабы Бог мог обитать среди нас как человек. Посему Иисус – это Божий Сын, принявший человеческую природу во всей ее полноте, и стал в полной мере человеком. Посему жизнь Христа служит ярким свидетельством того, как выглядит совершенная любовь, поскольку отныне он стал причастником любящего общения с Троицей не только как Бог (имея это общение от самой вечности), но и как человек. И все же, какой бы потрясающей ни была эта любовь, своего наивысшего проявления она достигает не столько в жизни Христа, сколько в его смерти и последующем воскресении. Это та самая кульминация событий, где Бог лично и решает проблему человечества. Мы уже видели, что все человеческие существа со времен Адама и Евы рождаются мертвыми, и даже несмотря на сохраняющийся в нас образ Божий, мы настолько испорчены грехом, что совершенно неспособны сделать ничего такого, что сохранило бы нас от неотвратимой гибели. Если человеческая жизнь Божьего Сына служит нам напоминанием о том, как должна была выглядеть наша человеческая жизнь по Божьему замыслу, то человеческая смерть и воскресение Божьего Сына устраняет духовную смерть и возвращает нас к жизни. В настоящей главе мы подробно рассмотрим тему смерти и воскресения Христа. Смерть Христа и искупление Мы уже видели, что искупление означает «выкуп», таким образом, смерть Христова стала выкупом, с помощью которого Бог возвращает нас к себе. Другое слово, близкое по смыслу к искуплению, – это умилостивление, указывающее, как правило, на конкретный способ, благодаря которому Христос возвращает людей обратно к себе. Современные богословы обычно говорят о разных взглядах или теориях искупления, которые в большинстве случаев сводятся к трем основным. В классической теории искупления, приписываемой ранней церкви и встречающейся сегодня в восточном православии, главное внимание сосредоточено на жизни, смерти и воскресении Христа как Божьем действии для преодоления силы греха, смерти и оков дьявола. Посредством воплощения Бог Сын лично вступил на территорию сатаны, тогда как посредством смерти Христа Бог освобождает нас от власти дьявола, греха и смерти. 94 В теории заместительного искупления, приписываемой Ансельму (конец XI века) и встречающейся сегодня в консервативном крыле западного христианства (среди протестантов и католиков), главное внимание сосредоточено на смерти Христа как искуплении нашей вины перед Богом. Наши грехи сделали нас виновными перед святым Богом, однако Христос взял на себя наказание за наш грех , простив наши грехи и оправдав нас перед Богом. 95 В различных нравственных теориях искупления основной акцент делается на том, каким образом жизнь и смерть Христа мотивируют к преодолению нашей греховности и помогают вести бескорыстную жизнь в подражании ему. 96 Следуя его примеру, мы становимся искупленными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

  Слово в праздник Сретения Господня Божественная Литургия 15 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником! Сегодняшний праздник - это праздник встречи человека с Богом. Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы увидеть Христа прежде нашей смерти и так к этому стремиться, как стремился святой праведный Симеон, которому открылась тайна жизни и смерти в явлении Богомладенца - тайна того, что Бог должен принять нашу смерть. Эту страшную весть возвещает людям целомудренная Анна Пророчица, которая говорит, что пришедший в мир Младенец Христос примет смерть для того, чтобы дать нам жизнь. Дать нам Свою жизнь для того, чтобы мы тоже были способны отдать Ему самих себя всею своею жизнью и даже смертью, так же, как Он до смерти отдает нам всего Себя. И это есть Сретение Господне, то есть наша встреча с Богом. Потому этот праздник и возвещает нам пророчество о том, что " ...се, лежит Сей на падение и на восстание многих... " (Лк. 2, 34). И к Божией Матери обращены слова о том, что Ей " ...Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2, 35). Встреча с Богом неминуема для каждого человека, и она происходит здесь, на земле, прежде чем будет другая встреча - последняя и вечная. Все решается в жизни каждого человека в зависимости от того, как он относится ко Христу, и здесь не может быть никакой середины: или мы со Христом Богом, или против Него. Это раскрылось тогда, когда Господь был вознесен на Крест, и раскрывается далее во всей истории человечества. Это раскроется и тогда, когда Господь явится в последнем Своем сретении с тем, чтобы судить весь мир, и с тем, чтобы одни были всегда с Ним, а другие отвержены от Него. И здесь нет и не может быть никакой середины. Великое множество людей из грешных становятся святыми. И доныне совершается это чудо, когда слепые прозревают, глухие слышат, прокаженные очищаются, а нищие благовествуют. Эта тайна, когда Христос для многих является камнем преткновения и соблазна, о который претыкаются и падают, совершается и доныне. И никто не может сказать, что он способен как-то обойти этот камень преткновения. Либо это должен стать камень, на котором созидается вечная жизнь, либо это будет камень, о который человек преткнется и, упав, разобьется.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_13...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в праздник Сретения Господня 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Сретение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником! Сегодняшний праздник — это праздник встречи человека с Богом. Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы увидеть Христа прежде нашей смерти и так к этому стремиться, как стремился святой праведный Симеон, которому открылась тайна жизни и смерти в явлении Богомладенца — тайна того, что Бог должен принять нашу смерть. Эту страшную весть возвещает людям целомудренная Анна Пророчица, которая говорит, что пришедший в мир Младенец Христос примет смерть для того, чтобы дать нам жизнь. Дать нам Свою жизнь для того, чтобы мы тоже были способны отдать Ему самих себя всею своею жизнью и даже смертью, так же, как Он до смерти отдает нам всего Себя. И это есть Сретение Господне, то есть наша встреча с Богом. Потому этот праздник и возвещает нам пророчество о том, что «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих…» (Лк. 2, 34). И к Божией Матери обращены слова о том, что Ей «…Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Встреча с Богом неминуема для каждого человека, и она происходит здесь, на земле, прежде чем будет другая встреча — последняя и вечная. Все решается в жизни каждого человека в зависимости от того, как он относится ко Христу, и здесь не может быть никакой середины: или мы со Христом Богом, или против Него. Это раскрылось тогда, когда Господь был вознесен на Крест, и раскрывается далее во всей истории человечества. Это раскроется и тогда, когда Господь явится в последнем Своем сретении с тем, чтобы судить весь мир, и с тем, чтобы одни были всегда с Ним, а другие отвержены от Него. И здесь нет и не может быть никакой середины. Великое множество людей из грешных становятся святыми. И доныне совершается это чудо, когда слепые прозревают, глухие слышат, прокаженные очищаются, а нищие благовествуют. Эта тайна, когда Христос для многих является камнем преткновения и соблазна, о который претыкаются и падают, совершается и доныне. И никто не может сказать, что он способен как-то обойти этот камень преткновения. Либо это должен стать камень, на котором созидается вечная жизнь, либо это будет камень, о который человек преткнется и, упав, разобьется.

http://moral.ru/слово-в-праздник-сретени...

Разделы портала «Азбука веры» Богообщение — общение человека и Бога посредством молитвы , восприятия Божественного Откровения , в Церковных Таинствах и пр. Богообщение совершается через действия Бога в человеческой душе и обстоятельства человеческой жизни. Созданный по образу Божию человек, есть личное существо. Подобно своему Творцу, он наделен свободной волей и разумом. Он призван к осознанному общению со своим Создателем, желающим такого общения, полагающим человеку такое общение в виде цели его существования. « Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении , – учит св. Макарий Великий . – Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении ». «Святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен , но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения как своей заветной цели» (см. Флп.1:23 )» ( патриарх Сергий ). Общение человека с Богом является снисхождением Бога к человеку. В душе человека оно осуществляется через Божественные благодатные действия (прежде всего в молитве и таинствах). Действуя внутри человека, Бог подает ему духовную жизнь , преображает его душу, созидая в ней Царство Божие , сообщая ей познание о Себе, обучая ее исполнению Своей воли. «Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной, – учит св. Феофан Затворник . – Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем». Божественные действия в человеческой душе дополняются Божественными действиями через внешние обстоятельства. Через них Бог также наставляет человека, раскрывает ему Свою волю, направляя его жизнь к познанию Себя. Таким образом, через Божественные действия внутри и вне христианин находится в непрестанном Богообщении, которое ведет его к истинному познанию Бога. Как правильно обратиться к Богу и получить ответ от Него?

http://azbyka.ru/bogoobshhenie

Жизнь истинная Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела, а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей) а расторжение их союза; все это Бог хранит и по расторжении (прп Антоний Великий , 89, 80). Источник. ...Христос есть истинная жизнь, и наша истинная жизнь есть пребывание во Христе (свт. Василий Великий , 5, 260). ...Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнию... (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. Одна для нас жизнь – стремиться к Жизни; и одна смерть – грех, потому что он губит душу. Все же прочее, о чем иные думают много, есть сонное видение, играющее действительностью, и обманчивая мечта души. Если же так будем рассуждать, ...то не будем и о жизни думать высоко, и смертью огорчаться чрез меру. Что ужасного в том, что преселяемся мы отселе в жизнь истинную, избавившись превратностей, пучин, сетей, постыдного оброка, и вместе с постоянными и непреходящими существами будем ликовствовать, как малые светы окрест Великого Света? (свт. Григорий Богослов , 13, 145). Блага настоящей жизни весьма чужды для человека, человеческая добродетель – вот что одно составляет жизнь (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. ...Жизнь есть рождение от Бога свыше (прп. Макарий Египетский , 67, 231). Иисус Христос есть древо жизни. Пользуйся им как должно, и не умрешь вовеки (авва Евагрий, 89, 602). Цель всех по Богу живущих есть благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святаго Духа, и таким образом устроить свое спасение; ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас (в цели и действии), то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше. Бесполезен всякий путь жизни, не ведущий к сему того, кто течет по нему (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 539–540). Источник. Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой – жизнь, и в погибели этой – спасение (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 327). Источники

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > На нас всех наложено Богом прещение Обращение к прихожанам в связи с отлучением от посещения храма 06.04.2020 3212 Дорогие братья и сестры! Мы сейчас переживаем непростое время, попущенное нам Богом. Православные храмы стали почти недоступны для посещения. Многие видят в этом повод для смущения и возмущения действиями, как им кажется, каких-то враждебных сил. Было бы легкомысленно отрицать наличие этих сил. Но Бог, Который сильнее всякого врага, учит нас видеть причины не во внешних силах, а в самих себе. Постараемся и мы правильно оценить сложившуюся обстановку, как попущение Божие за наши грехи. Нам есть в чём каяться. Особенно, если сравним то воодушевление в отношении Православия, которое царило в нашем обществе двадцать лет назад и ту теплохладность, которая поселилась во многих православных сегодня. Посты ослабляются, службы в храме и домашние молитвы хотим сделать покороче и поменьше. Многие, даже из среды священнослужителей, считают допустимым отказаться от церковнославянского языка в богослужении. Много можно перечислять того, что вкралось в церковную жизнь за эти годы. Преподобная Мария Египетская, ещё до своего покаяния пыталась войти в Храм Божий, но Бог ей не позволил. Не помогла и та дерзость, с которой она попыталась проложить себе дорогу, расталкивая толпу локтями. И только, когда она смиренно покаялась перед иконой Божией Матери, и со всей решимостью пообещала исправить свою жизнь, только тогда она беспрепятственно вошла в Храм, поклонилась Святыне, сподобилась Причастия Святых Христовых Таин, но по смиренному осознанию своих грехов отлучила себя от храма на много лет. Отлучение от посещения храма – одно из канонических прещений, которое накладывается на грешников. Наши совокупные грехи привели к тому, что на всех нас наложено Богом это прещение. Давайте осознаем это и, подобно кающейся Марии Египетской, осознаем наше недостоинство для пребывания в храме и поймём, что возможность посещать Храм Божий есть великий дар свыше, которого нас лишили наши грехи. Покаемся, чтобы незаслуженный нами дар был нам возвращён по милосердию Всемилостивого Бога!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/na...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Смысл жизни человека заключается в богопознании ( Ин.17:3 ), богоуподоблении ( обожении ) ( Еф.5:1 ) и богообщении ( Ин.14:23 ). Бог — Творец мира и человека, Отец наш Небесный и только в Боге мы можем обрести гармонию и бесконечную радость бытия. В чем смысл жизни? Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего , правильно воспользоваться Божественными дарованиями, возрасти возрастом духовным, стяжать любовь к Богу и ближним, стяжать богопознание и богообщение, достичь Царства славы, Царства святых унаследовать вечную блаженную жизнь с Богом. Откуда известно, что смысл жизни именно в единении с Богом? О том, что важнейшей смысловой составляющей человеческой жизни является богопознание и богообщение, в Священном Писании сообщается неоднократно. Так, по слову апостола Павла, «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, … дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:26-27 ). К мысли о том, что смысл земной жизни состоит в достижении вечной блаженной жизни в благодатном единстве с Богом (и ближними), располагают и слова Самого Господа Иисуса Христа : «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин.11:25-26 ); «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Зачем при стремлении человека к реализации смысла своего земного бытия ему «нужна» Церковь ? Реализация человеком своего главного предназначения достижима в лоне истинной Церкви Христовой. Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для того, чтобы человек, при желании и усердии, мог восходить по лествице духовных совершенств, подготовляя себя к Царству славы. Совершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом . Можно ли сказать, что человеку свойственно искать смысл жизни только умом?

http://azbyka.ru/smysl-zhizni

Святость Святость Не правда ли, «святостью» часто называют то, чем не собираются заниматься? «Он святой, я так не могу» — вот беспроигрышное алиби! «Я не святой» — лучший способ прикрыть свои грехи. Если «святость» обиходной речи и мысли — это «не про нас» — то про кого же тогда?Вариантов несколько.   1) Оккультная точка зрения: есть сверхъестественные существа, все в свете и золоте — «святые», и их функция состоит, конечно, в магической помощи. Или пуще того: есть святые предметы и вещества, которые, конечно, чего-нибудь исцеляют. 2) Моралистический вариант: «святой» — удивительный «нравственно-совершенный» индивид, пугающий своим совершенством. С самого рождения он не брал материнскую грудь в среду и пятницу, с детства не любил шумные игры... Читатель ясно понимает: это не про него. 3) Подход идолопоклонников: «святыня», «это для нас святое». Штука опасная — ведь где идолы, там и кровь: что же делать со святыней, кроме как убивать за неё?   Святость — это Бог Любое извращение — это извращение нормы; болеет только то, что было здоровым. Так и всякое ложное понимание есть лишь извращение понимания верного.   Безусловно, святое — другое, далекое, исцеляющее, совершенное и доброе, которому следует поклоняться: святое — это Бог. Он есть единственный истинно Святой, на древнееврейском — «кадош», то есть другой, отдельный, неотмирный. Святое — то, что посвящено Богу.   Быть с Богом — и значит быть святым, то есть таким, каким человек задуман Богом. Быть святым — значит вообще быть (принадлежать Бытию, т. е. Богу), войти в жизнь вечную, быть совершенным, целым, здоровым.   Грех — это отсоединеность от Бога, не-жизнь с Ним — Жизнью. В конечном счете, грех — это смерть, мерзость запустения, ад. Бог не хочет смерти, поэтому история мира — это история спасения, воссоединения всего мира с Богом. Спастись — значит быть с Ним, стать богом по благодати.   Мы — святые «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» — эту Христову заповедь подозрительно редко вспоминают. Человек задуман Творцом как святой. В этом смысле мы все потенциально святы: Израиль свят, потому что посвящен Богу, Церковь свята, потому что Она — Божья: христиане называли себя святыми когда-то «просто» по принадлежности к Телу Христову. Если мы не станем святыми, то окончательно отпадем от Бога — источника жизни, и «умрем в ад». 

http://predanie.ru/tema/sviatost/

О борьбе с грехом Слово на великом повечерии в среду Первой седмицы Великого поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Грех разрушает Богом определенный порядок жизни, потому что сущностью греха является богоотступничество. Всякое деяние, которое не соответствует воле Божией и Божиему закону, является отступлением от Бога, непризнанием верховной власти Бога над творением, является грехом. По единодушному мнению святых отцов, два порока обнаруживают саму природу греха — это гордыня и ложь. Если жизнь основывать на грехе, то такая жизнь является непрочной. Грех и жизнь несовместимы. Вот почему мы имеем свидетельство о том, что грех порождает смерть — в том смысле, что жизнь по закону греха несовместима с бытием человеческим. Жить по греху — значит разрушать жизнь. Каждый человек согрешает, и только что услышанные слова кто-то может поставить под сомнение, сказав: «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается; но каюсь в своем грехе». Если кто-то мыслит так, то это отношение к греху верующего человека, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло, и понимает, что, будучи неспособен противостоять греху, он согрешает пред Богом. Но есть и другое отношение к греху — когда грех оправдывается, более того, когда между грехом и праведностью, правдой и ложью ставится знак равенства. Мы сейчас переживаем, впервые за всю человеческую историю, эпоху, которая стирает границу между грехом и праведностью, между правдой и ложью. Поэтому в грехе не раскаиваются, а нередко грехом еще и бравируют, сознательно полагая грех в основу жизни. Но если грех порождает смерть, то такое мировосприятие и такое поведение означает самоубийство. Речь идет не о самоубийстве человека — это самоубийство человеческого общества. Если будут окончательно стерты границы между добром и злом, если люди, потерявшие способность отличать добро от зла, будут основывать на грехе свою жизнь, будь то личную, семейную, общественную, государственную, общечеловеческую, вселенскую, то это будет означать конец света, потому что грех и жизнь несовместимы. И тот самый конец света, о котором говорит слово Божие, это и есть господство греха, когда грех будет восприниматься как норма жизни.

http://pravoslavie.ru/51887.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010