Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная перед участниками Всегреческого Союза богословов в Ларисе 19 марта 1987 года. Содержание Чем был рай? Как мы предстанем перед Богом Наше делание Эпилог     Все тропари Сырной недели повествуют об утрате рая и о том, как человек, сам того не понимая, потерял сотканные Богом одежды, которые носил. Лишившись рая, он был вынужден взывать: «О раю, ктому твоея сладости не наслаждуся». Плачет человек: рай мой, никогда не вкусить мне твоей сладости! «Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя, в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго» 1 . Мог ли вообразить первозданный человек, что это сокрушение было величайшим из благодеяний, данных ему Богом? Мог ли помыслить Адам, что зло, которое он причинил человеческой природе, станет причиной скорой встречи здесь, на земле, создания и Создателя? Встречи, на которой он увидит Бога ближе, чем некогда в раю. В монастырях, как вы знаете, перед началом службы мы бьем в било, выстукивая ритм, содержащий имя Адама 2 . Мы многократно повторяем его имя, подразумевая, что здесь, в Божием месте, в монастыре, мы вновь обрели Адама счастливым. «Адама, Адама мы обрели» – вот слова, стоящие за ритмом, повторяемым нами изо дня в день. Какого Адама мы имеем в виду? Такого, каким он был до падения. Монах 3 , стучащий в било, возвещает нам новую жизнь, начало которой положил Адам своим падением. Новая жизнь возвещается всему монастырю и всему окружающему миру, небесам и земле, ибо вновь и вновь мы встречаем первозданного Адама, ныне пребывающего в лоне Церкви. Врата рая открылись. Не стерегут их больше херувимы с огненными мечами, ранее стоявшие у затворенных врат и следившие за тем, чтобы не переступил их порога Адам (см.: Быт. 3:24 ). Но теперь они почитают славу Божию и оберегают наши души в раю. Адам прекратил свой плач. Он последовал за Христом, когда Тот сокрушил врата медные и вереи железные сломил ( Пс. 106:16 ) и, схватив за руку Адама, а вместе с ним и всю человеческую природу, даровал ему и всем нам дерзновение предстояния пред лицом Божиим, привел нас в небесноземную Церковь , в этот новый рай, что лежит превыше рая первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Слово в неделю святых отцов I Вселенского Собора. Как получить жизнь вечную ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА КАК ПОЛУЧИТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Ин. 17,3 Священническая должность моя побуждает меня в нынешний воскресный день побеседовать с вами о весьма важных предметах, которые необходимо нужно знать всем нам для благоугождения Богу и спасения душ наших. Ныне святая Церковь вспоминает святых отцов Первого Никейского Вселенского Собора, утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а сам сотворен Богом Отцом. Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру, ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтой, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву завесь мир и взять на себя грехи его. Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/otco...

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ Жизнь человека бывает троякой Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает ( Ис. 59, 2 ) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» ( Апок. 22, 15 ). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233). Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа 03.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице «Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» — с таким вопросом обращается богатый юноша к Спасителю. Вопрос самый важный и самый серьезный из всех вопросов, какие существуют. Он подходит ко Христу не для того, чтобы искушать Его, как это было сплошь и рядом. Он действительно хочет обрести радость истинной жизни, полноту счастья, которую, он понимает, невозможно найти здесь, на земле. Редко бывает, чтобы человек такого возраста и такого состояния задумывался о самом существенном. Богатые чаще всего считают ниже своего достоинства интересоваться такими вещами. Молодые люди думают, что еще все впереди — вот наступит старость, тогда они обратятся к этим вопросам — не задумываясь о том, что смерть посещает молодых точно так же, как и старых. Господь слышит обращение: «Учитель благий!» и отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог». Он хочет сказать этому молодому человеку, что, обращаясь ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, он не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ и добр только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу. Господь не ловит никого на неудачном слове или на плохом поступке. Он всегда все, что было не так, хочет сделать как бы не бывшим, если видит искреннее устремление человека. А все, что хорошо, Господь хочет сделать не просто хорошим — истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным. И к этому устремляет нашу жизнь. Ответ Господа на вопрос юноши предельно прост, и как будто всем известен: «Если хочешь войти в жизнь, то соблюди заповеди». Он даже не говорит «в жизнь вечную» — Он говорит просто «в жизнь», давая понять, что настоящей может быть только вечная жизнь. Когда мы соблюдаем заповеди — мы входим в жизнь. А когда не соблюдаем — входим в вечную смерть.

http://moral.ru/rich/

Обмирщение 116 Обмирщение как большая и сильная волна модернизма захлестывает сегодня наш народ. Обмирщение – это отделение нашей повседневной жизни, нашей национальной жизни, образования и культуры от Христа, от Церкви. Это организация нашего мира таким образом, как будто Христа не существует. Человек обмирщенный празднует Рождество без Христа, а Пасху – без Воскресшего. Но жизнь и организация нашей жизни, культуры и всего мира в целом без Христа и вне Церкви – это нечто чуждое для нашего многовекового греко-православного предания. Всегда в нашем предании народ и Церковь шли вместе. У византийцев не было национального гимна, потому что их национальный гимн был «Взбранной воеводе». Когда народ находился в опасности, патриарх становился во главе. Люди не были шизофрениками. Сами люди были гражданами нации и христианами. Разве они могли бы поставить народ вне Церкви, а Церковь вне народа. Народ и вся его жизнь должны были погрузиться в Церковь и преобразиться. Доныне на воскресной утрени мы поем эксапостиларии и славники – сочинения императоров Льва Мудрого и Константина Багрянородного. Гимн «Единородный Сыне и Слове Божий» приписывается перу Иустиниана, который был великим военачальником, видным законодателем и человеком Церкви. Это были люди, жившие литургией. Так в Церкви проходила народная жизнь. Таким образом, общественная жизнь и Церковь были взаимосвязаны. Рождение и брак, смерть и праздники, посевная и жатва – в центре всего находилась Церковь . Также были взаимосвязаны в нашем предании образование и Церковь . Всем известно это маленькое стихотвореньице: Луна моя светлая, Освети мой путь, Чтобы пошел я в школу Учиться грамоте, Грамоте и наукам – Божьим делам. В годы турецкого господства праздник Трех Святителей 117 был народным праздником, праздником того народа, который не мыслится без изучения и знания Священного Писания . Сегодня мы собираемся отменить и это. Итак, все погружалось в Церковь , все включалось в литургическое служение. Законен такой вопрос: разве тогда не было несовершенств, не было грехов? Были. Но люди, несмотря на свое несовершенство, на свои грехи, любили Бога: они каялись, оплакивали свои грехи. И грешники шли и восходили к Богу. Одна из церковных молитв византийского периода содержит следующие слова: «Тебе единому согрешихом, но Тебе единому и веровахом». Грешащий осознает, что согрешает перед Богом. Но в то же время он осознает, что Бог – его Отец, к Которому он обращается за прощением. Это приносило мир душам людей. Сегодня одним из признаков обмирщения является то, что мы из своей жизни изгнали само понятие греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2016 г. 01.01.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Мы знаем о Первом и Втором Пришествиях Христа на землю. Совершая праздник Рождества Христова, Церковь, естественно, размышляет и о Его Втором Пришествии. Но в Священном Писании есть как бы намек и на третье Его Пришествие. В Откровении говорится о праведниках, которые не поклонились зверю: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20, 5). Только праведники? А где в это время будут находиться остальные люди? Что это значит? Кто же эти праведники и когда наступит их «тысячелетнее царство»? Василий Ковров, г. Барнаул Ложное толкование этого места Откровения — ересь «хилиазма», осужденная Церковью. «Тысячелетнее царство» — время от Первого до Второго Пришествия Христова. В праздник Рождества Христова Церковь не может не свидетельствовать о двух пришествиях Господа. Как мы готовились к Первому — празднику Рождества, так готовимся и ко Второму. Первый раз Христос пришел на землю, и жил среди людей. При Втором Пришествии Он вернется во славе и дарует нам переход, поставляющий нас рядом с Ним, — в истине, которая не от мира сего. При первом Его явлении Бог входит в человеческую жизнь. При втором — откроется в полноте приглашение Божие человечеству войти в Божественную жизнь. Можно сказать просто: Своей любовью Бог приходит разделить с нами нашу жизнь. В ответной любви мы принимаем Его, и уготовляем себя к тому, чтобы разделить Его жизнь. Праздник Рождества Христова — радость о новом состоянии человечества. В личности Сына Божия соединились Божественное и человеческое естество. В Нем совершается брак человечества с Богом. Отныне не существует ни малейшего разделения между Богом и человеком. Во Христе они едины по существу. И оттого что это так, все становится иным. Недостает слов человеческих и ангельских, чтобы выразить эту тайну. Наша надежда превосходит всякое разумение. Всегда существует искушение умалить это единство. Но всегда сопротивление ему — Сам Христос.

http://moral.ru/dom_01_2016/

Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняе­мые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечело­веческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира...» Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту ис­тину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они явля­ются солью земли (Мф. 5,13). Своей духовной силой и крепостью свя­тые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и стро­гой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь. О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой про­рок Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Пер­вой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апос­тол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых тво­рений в области агиографии было житие преподобного Антония Вели­кого, написанное святителем Афанасием Великим. Протоиерей Иоанн Восторгов, всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архи­ерейском Соборе в августе 2000 г.

http://pravoslavie.ru/5955.html

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» священник Михаил Шполянский Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни В Избранное Оглавление Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Это ясно и убедительно показано в данной книге путем разговора о Декалогии – десяти ветхозаветных заповедях закона Божия, вследствие  своей изначальности являющихся фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. Каждая заповедь осмысливается на трех уровнях: первом – житейском, внерелигиозном; втором – именно религиозном, в контексте христианского мировоззрения; и третьем – мистическом, определяющем духовную жизнь личности. От издателя Задача нашего издания весьма скромна. Мы не предполагаем углубиться в тайны духовной жизни, не ставим задачи описания всех немощей человеческой природы, не надеемся дать сколько-либо ценные советы в отношении устроения христианской жизни. Наша цель иная – показать, что жить с Богом – добро зело; что это не тягостное бремя, не уход от реальности и не пустая формальность традиционного быта. Жить с Богом – это счастье. Это полноценная жизнь, это гармоничная жизнь, это в высшем смысле успешная жизнь. Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Эту мысль, в традиционном представлении парадоксальную 1 ,  попытаемся обосновать на простых житейских примерах. Конечно, нам не избежать и углубления в религиозную, мистическую сторону вопроса (иначе весь разговор наш был бы бессмыслен), однако и в этом постараемся обратить особое внимание именно на положительные аспекты веры и на отрицательные аспекты религиозного нигилизма. Для нашей цели мы выбрали путь разговора о десяти ветхозаветных заповедях Закона Божия («Десятисловии», или «Декалоги»). Неискушенному читателю наш выбор может показаться не обязательным (ибо новозаветные заповеди если не отменили, то, во всяком случае, придали им новое измерение); тем не менее, он не случаен. Ведь Декалогий, именно вследствие своей изначальности, является фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. И пройти мимо этой «станции» невозможно. Ещё раз подчеркнем: нашей целью не является подробное рассмотрение десяти заповедей Закона Божиего с точки зрения типологии греха. Тех же, кого заинтересует именно этот вопрос, кто захочет углубиться в практику исполнения этих заповедей, отсылаем к прекрасной книге архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» (Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь, 1993). Вступление

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

VIII. О домашнем богослужении Сочетание слов домашнее богослужение для многих покажется странным. Понятие богослужения для них связано с обязательным наличием храма и присутствием священника. Богослужение есть особая форма, или правильнее сказать, особые формы общения верующих с Богом и другими членами Церкви. При богослужении молятся, богословствуют, молитвенно размышляют о путях домостроительства Божия, сопереживают его, участвуют в таинствах Церкви и получают благодатные дары Святой Троицы. Богослужение есть организованная общая молитва верующих. В нем раскрывается и осуществляется сущность Церкви как новой жизни во Христе, жизни, соединенной во Христе с Богом Отцом, пронизанной Духом Святым. Смысл этой жизни раскрывается в церковных чтениях и песнопениях как единство любви, благодати, мира и спасения. Протопресв. Александр Шмеман писал: « Церковь нельзя ни уравнять, ни слить с «культом»; так как не Церковь существует для «культа», а культ для Церкви, для ее домостроительства, для ее роста в полную «меру возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Но вместе с тем богослужение не отрывается от Церкви, ибо в нем раскрывается ее сущность как Тела Христова» 134 . Чтобы ввести нас в область домостроительства Божия и включить в него нашу повседневную жизнь, Святая Церковь создала богослужебную систему, в которой вспоминаются и мистически актуализируются священные события, имеющие вечный смысл, ибо они произошли для спасения, для возможности жить с Богом каждому из нас. Вот почему однажды бывшее событие – Праздник Святой Церкви – переживается нами снова и снова как вновь происходящее; вот почему святитель Иоанн Златоуст в Слове на Пасху призывает: «День почтите, вси насладитеся пира веры». Чтобы раскрыть себя, объединить верующих, дать им возможность осознать себя народом Божиим, родом избранным и царственным священством (см. 1Пет.2:9 ), участвовать в домостроительстве Божием, Святая Церковь создала различные виды богослужения и богослужебно-молитвенные циклы (суточный, недельный, годовой неподвижный и годовой подвижный). Быть членом Церкви, возрастать в частицу Тела Христова можно лишь участвуя в Церковном богослужении и таинствах. Прихожанин – не посторонний в храме, не зритель спектакля, наблюдающий действо, а непосредственный участник, творец богослужения, если он молится и сопереживает его. Для полноты жизни во Христе мало быть верующим, надо быть в Его Церкви, участвовать в ее жизни, одним из проявлений которой является богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010