Филипп Шафф (протестант) Глава VIII. Христианская жизнь в апостольской Церкви Источники Учение и пример Христа, представленные в евангелиях, а также учение и пример апостолов, представленные в Деяниях и посланиях, в сравнении и сопоставлении с раввинской этикой и состоянием еврейского общества, а также с греческими философскими системами и нравственным состоянием Римской империи, описанным в сочинениях Сенеки, Тацита, римских сатириков и др. I. Соответствующие разделы сочинений по истории апостольской церкви. Неандер: I. 229–283 (нем. изд.); Шафф: §§ 109–123; Ланге: II. 495–534; Вейцсакер: 647–698. II. Труды по богословию апостольской эры. Шмид, Реусс, Баур, Вайсс и др. III. Системы христианской этики. Шлейермахер, Рот, Неандер, Шмид, Вюттке, Харлесс, Мартенсен, Лютхардт и Леки (Lecky, History of European Morals, 1869, vol. I. 357 sqq.). IV. А. Тома (пастор из Маннгейма): Α. Torna, Geschichte der christlichen Sittenlehre in der Zeit des Neuen Testamentes, Haarlem, 1879 (380 с). Признанный венец деятельности Тейлеровского библейского общества. Первая попытка составить отдельную историю новозаветной этики, предпринятая, однако, в негативном духе тюбингенской школы, а потому крайне неудовлетворительная. Работа разделена на три части: 1) этика Иисуса; 2) этика Павла; 3) этика собрания. V. Исследования, посвященные жизни христиан в послеапостольский период (Кейв, Арнольд, Шмидт, Шастель, Прессенсе и др.), будут рассмотрены во втором томе. § 44. Духовная сила христианства На практике христианство представляет собой проявление новой жизни: духовной (в противоположность интеллектуальной и нравственной) и сверхъестественной (в противоположность естественной). Это жизнь в святости и мире, жизнь в единстве и общении с Богом Отцом, Сыном и Духом. Это вечная жизнь, которая начинается возрождением и завершается воскресением. Она проникает в глубины сердца человека, освобождает его из–под власти греха и приводит к повседневным взаимоотношениям с Богом во Христе. Действуя из глубины сердца, эта жизнь очищает, облагораживает и упорядочивает все качества человека – чувства, волю и разум – и даже тело его превращает в храм Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Пост — это не только труд, это ещё и радость 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы можем не поститься. Но мы постимся. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Наступает то время, которое именуется днями Святой Четыредесятницы. Апостол об этом времени говорит так: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В течение года большую часть своего времени человек посвящает заботам о своём существовании. Но есть особое время, когда Церковь призывает нас большую часть своих забот отдать «единому на потребу», самому главному — своей бессмертной душе. И нет для этого более удобного, приятного времени, чем дни Святой Четыредесятницы, к которым мы приблизились. С завтрашнего дня начинается Великий пост — духовная весна, которая обновляет нашу жизнь и наши духовные силы. Этот труд, подвиг поста и молитвы заканчивается праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь мы радостно празднуем не только воскресение Христа из мертвых, но и воскрешение нашей души от сна греховного и встречу её с Богом. Пост — это труд, с одной стороны. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какую-то ненужную ношу, что этот труд для тебя невыносим и тяжек. Человек привык всю жизнь получать радость от земных вещей и земных удовольствий, но Церковь хочет, чтобы он получал радость не только от них. Чтобы он не был похож на животное, но получал радость ещё и от общения с Богом. И именно к этой радости ведёт нас труд Великого поста. Именно к этой радости общения с Богом ведут нас те подвиги, к которым нас в эти дни призывает Святая Церковь. Если ты не хочешь этой радости, если ты к ней не стремишься, если она тебе не нужна, то и пост тогда не нужен — в нём нет никакого другого смысла.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Митрополит Афанасий Лимассольский: Голод по Богу Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? 5 января, 2014 Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Человек, ищущий Бога и стремящийся иметь связь с Ним, насыщается Божиим присутствием, по словам Давида: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15). То есть он насытится, когда увидит Божие присутствие и вкусит бытие Его. И опытом доказано, что человек, который имеет личные отношения с Богом, не чувствует в себе пустоты. Благодать Божия имеет удивительное свойство: независимо от того, великий ли святой подвизается, чтобы встретить Бога, или обычный человек, каждый получает знание и опыт благодати, вкушает ее, переживая Божественное присутствие. Независимо от того, много благодати в человеке или мало, у него не появляется чувства, будто в душе его вакуум. Человек, который живет с Богом, чувствует полноту, абсолютную полноту. Потому он не испытывает тяги к чему-то другому, в чем он имел потребность раньше, чтобы заполнить свою пустоту, потратить время или утолить интерес. Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки или известно, куда сейчас ходят? Грех ли все это? Мы не можем отвечать на эти вопросы, потому что это неправильные вопросы. Если отвечать на них прямо, то ответ будет неправильным. Но мы можем сказать, что человек, который имеет связь с Богом, не имеет потребности курить, пить или бродить по улицам, чтобы убить время. Он чувствует в себе полноту, уравновешенность, и это побуждает его беречь себя от всего лишнего, чтобы оставаться уравновешенным и счастливым. Мы много заботимся о том, чтобы заполнить свою жизнь тысячью вещей. Например, есть люди, которые от пустоты в себе поддаются мании покупать. Это, конечно, неплохо поддерживает торговлю, но для самого человека становится духовной проблемой. Церковь говорит нам о нестяжании: не стремись чем-либо обладать, чтобы ни от чего не зависеть; довольствуйся тем, что имеешь; другие вещи тебе не нужны. Нестяжание считается главной добродетелью монашества – иноки не могут что-либо иметь. Почему? Чтобы научиться не основывать свою жизнь на подпорках, чтобы научиться стоять прямо. Чтобы не было беспокойства о том, как заполнить пустоту какими-то низкими вещами и отбросами, или, по словам старца Паисия, не копить балласта в своем сердце, чтобы потом не пришлось искать целую бригаду для очистки от того мусора, который ты в себе собрал.

http://pravmir.ru/mitropolit-afanasij-li...

Н.П. Розанов О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неизследимы пути Его ( Рим. 11:33 )! Какое исключительное, по своей близости к Богу, положение занимал некогда еврейский народ! Господь возлюбил его еще прежде того, как он стал настоящим народом, и заранее предназначил ему для жительства роскошную землю Ханаанскую. Он постоянно оказывал этому народу чудесную помощь в затруднительных обстоятельствах его жизни. Моисей сравнивает в этом отношении Израиля с драгоценным растением, которое лелеял Великий Садовник, его насадивший, а Бога – с орлом, который, уча своих птенцов летать, зорко за ними смотрит и спасает их от падения с высоты, подставляя свои крылья ( Втор. 32:11 ). Бог даровал Израилю закон, помогавший ему упорядочить свою жизнь, и посылал пророков, которые этот закон разъясняли Израилю. Если, по временам, Бог карал Израиля разными наказаниями, то эти наказания были воспитательными средствами, которые должны были возвратить на путь истины отпадавший от закона Божия народ. Словом, Израиль был возлюбленным, избранным из всех народом Божиим, в котором одном только сохранялось истинное Боговедение и благосостояние которого было обезпечено особым заветом или договором, заключенным между ним и Богом. Но вот над избранным народом разразилась страшная катастрофа. Он отверг Христа Спасителя и вскоре затем потерял ту землю, которою владел в течении многих веков. Отказавшись войти, как народ, в Церковь Христову, Израиль пошел своею собственной дорогой, отверженный и как бы навсегда забытый Тем Богом, Который в прежние времена осыпал его Своими благодеяниями. Этот сын-первенец Иеговы, этот избранник Божий превратился в нацию презренную среди народов и стал в очах всех народом Богопротивным. Политическая жизнь его прекратилась, завет с Богом – расторгся – и несчастный народ бродит из одной страны в другую, ища себе приюта и часто не находя его. Господь, согласно с предсказанием Моисея, дал этому народу трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, и, по слову того же пророка, Израиль, от трепета сердца своего и от того, что видят глаза его, утром говорит: «о, если бы пришел вечер!» а вечером: «о, если бы наступило утро!» ( Втор. 28:65, 67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Быть святым — значит быть с Богом, Который всегда с нами. Стать самим собой на самом деле, а не по видимости только. В праздник Всех святых в земле Русской просиявших мы должны глубоко осознать, в какой исключительной ситуации мы находимся. Что происходит в нашей стране и в мире, что представляло собой значительное число христиан перед Богом накануне революции. Почему Бог попустил ей быть, и почему она сопровождалась не только величайшей святостью мучеников, но и небывалым массовым отступничеством? По какой причине переживаем мы сегодня поражение за поражением? И где исход? Вам знакома такая картина: «На, Тебе, Боже что нам негоже»? Или: «Еще будет время пойти к Богу! Не надо торопиться умирать, потому что Бог — это то, что на худой конец. Умирать-то все равно придется. Тогда и пойдем к Богу, то есть в другое, совершенно неизвестное нам место». Эти люди не торопятся начать жить по-христиански, потому что им здесь, даже если и очень плохо, — хорошо. Есть чем заняться, есть свои привязанности, свои радости, и что они еще не видели — у Бога? Богу они отдают то, что должны отдавать, — Ему платят положенную подать: десятину на Церковь, десятину на заповеди, десятину на молитву. Но по сути Он Тот, Кто мешает. Он Тот, Кто является препятствием к свободной жизни. Он — чужой. Почти вся наша жизнь проходит вне Его. На закате дней мы начинаем думать о Нем, пытаемся исполнить свой долг перед Ним, но это потому, что у нас нет возможности поступить по-другому. Потому что существует смерть и существует Суд! И оттого что мы не можем их избежать, мы прибегаем к таинствам, которые должны нас освятить более или менее автоматически, в то время как мы продолжаем отдавать Богу, насколько возможно самую малую часть себя. Для нас ясно, что мы стоим на пороге смерти — многие наши ровесники уже отошли в вечность. Мы опечалены кончиной наших дорогих и близких, жалеем их, потому что им пришлось умереть. А мы еще живые! У нас еще есть возможность вкусить радости, которые может нам дать земля. И мы стараемся не думать об этом неизбежном исходе, когда мы должны будем предстать перед этим чужим Богом, Который стесняет нашу жизнь, ограничивает ее, хочет ее отнять.

http://moral.ru/all-russian/

Протоиерей Николай Соколов: О вере в советские годы, искушениях городского жителя и дне, прожитом не по лжи (+Видео) Мы такие же, как и были наши предки: и Адам, и Ева, и Каин, и Авель, и Давид-царь, да и все. Человек не меняется, абсолютно не меняется, он такой, как Господь его создал. Мы можем быть очень начитанными, эрудированными, но суть-то остается та же самая: перед Богом мы стоим обнаженными от Его благодати. 19 марта, 2013 Мы такие же, как и были наши предки: и Адам, и Ева, и Каин, и Авель, и Давид-царь, да и все. Человек не меняется, абсолютно не меняется, он такой, как Господь его создал. Мы можем быть очень начитанными, эрудированными, но суть-то остается та же самая: перед Богом мы стоим обнаженными от Его благодати. Предлагаем вашему вниманию беседу настоятеля храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерея Николая Соколова с прихожанами о Великом посте и жизни в Церкви. Канун праздников всегда связан с ожиданием, с какими-то моментами, которые еще не изведаны, но желаемы и неизбежны. Может быть, кто-то и не хотел бы, но мы все к чему-то идем. Движение — жизнь, жизнь оканчивается когда то, и самый важный момент человека — это переход в вечность. С момента нашего первого вздоха мы уже движемся к этому кануну вечности, и церковные дни нас в какой-то момент соединяют с той вечностью, к которой мы идем. Да, Господь милостью своей даст нам еще пожить, может быть, и год, и два, может быть, больше гораздо кому Господь даст. Мы же и страдаем, и мучаемся, переживаем. Иногда смерть внезапно наступает. Но, тем не менее, мы к этому идем. И в церковном понимании мы все находимся накануне, перед Богом стоящие, ибо никто не знает своего дня и часа, один Господь — сердцеведец. Измерить в себе любовь Для чего мы приходим в храм? Чтобы открыть сердце Богу. Для чего мы общаемся друг с другом? Чтобы быть ближе друг к другу, а если друг к другу ближе, то и к Богу ближе. Если я вас не люблю, как я могу Бога любить? Если я не переживаю за каждого из вас, а вы, надеюсь, хоть немножко за меня, то как мы можем сказать: «Господи, Ты же нас любишь. Где же любовь? В чем она проявляется?».

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-sok...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  4.4 из  5) Младенец. появляясь на свет, растет, воспитываемый родителями. Но приходит момент, когда вдруг все выходит за пределы разумного. Ребенок, еще вчера послушный, становится неуправляемым. Что делать?  Выше — правда Христова Мы с детства живем в послушании у родителей, затем взрослеем, и вот наконец-то приходит благодатное время, когда мы получаем право самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь. Однако христианство, казалось бы, ограничивает эту нашу свободу, так как призывает к стяжанию добродетели послушания… Кому и чему необходимо быть послушным? В каких ситуациях христианин может проявить непослушание? Как послушанию научиться? Размышляет игумен Нектарий (Морозов). Навык и предрасположенность Христианская добродетель послушания, пожалуй, является одной из главнейших. Только нужно верно ее понимать. Человек — существо, сотворенное Богом для пребывания в состоянии богообщения. Для того чтобы находиться в таком состоянии единения с Богом, необходимо пребывать в послушании Ему. Говоря примитивно — слушать, что Господь хочет сказать тебе, и стараться в своей жизни это исполнить. То есть послушание — это прежде всего состояние сердца, когда человек внутренне скорее склонен к тому, чтобы послушаться и исполнить, нежели к тому, чтобы взбунтоваться и противиться. Это не так просто, и этому нужно по-настоящему учиться. Как же можно услышать, что говорит тебе Господь, ведь мы далеко не всегда обладаем столь совершенным духовным слухом? Однако есть Евангелие, которое доносит до нас волю Божию и через которое мы практически в каждой жизненной ситуации должны волю Божию искать. Но и для этого нам иногда не хватает ни опыта, ни чуткости. Поэтому нужно учиться послушанию в общении с людьми. Церковный человек должен быть послушен духовнику, жена — мужу, дети — родителям. Но ни в коем случае послушание не является какой-то печатью на всей жизни человека: «Во что бы то ни стало твори послушание», а иначе — обязательно согрешаешь.

http://azbyka.ru/deti/poslushanie-kak-po...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Сурожский Антоний: «Я не хороший человек, но все, что я говорю о Боге — правда...» 14 мин., 01.01.2008 Есть в одном письме святителя Феофана Затворника слова, где он говорит, что когда ты читаешь псалом, и на второй строчке все твое внимание уйдет в слова и они тебе в душу ударят, останься с этими словами. И вот этому надо учить людей… — В наш журнал пишут разные люди, как правило, искренне ищущие Истину. Часто нам задают один и тот же вопрос, сформулировать который можно так: Зачем ходить в храм, выполнять какие-то правила, придуманные священниками? Ведь человек уже встретил Господа, зачем же эту светлую встречу омрачать какими-то условностями: заучиванием молитв, чтением всевозможной церковной литературы? Ведь самое главное в жизни человека уже произошло: он уверовал! — Самое основное — это встреча с Богом и то, что человек встретил Бога, выбрал Его своим Богом, посвятил Ему свою душу и жизнь. И если бы человек жил в отрыве от всего христианского общества, то он мог бы на этом остановиться. Например, в древности люди узнавали о существовании христианской Церкви, принимали крещение и порой больше никогда не имели общения с Церковью, потому что жили в других частях римского государства или в местности, где не было христианских общин и священников. Поэтому, конечно, главный вопрос в том, чтобы сохранить в себе этот живой опыт, опыт встречи с Богом. Наше богослужение, церковные правила развивались очень постепенно, и развивались они в помощь, а не в ограничение молитвенной свободы или лирической открытости Богу. Иногда у нас нет слов. Рвется душа к Богу и хочет Ему что-то сказать, но слов нет. А если посмотреть в молитвенник, то можно найти слова, которые написали святые. Потому что они тоже оказались в таком же положении, им хотелось что-то сказать от себя Господу. И они это выразили в той или иной молитве. Но тут надо учитывать то, что, во-первых, совершенно немыслимо идентифицироваться, слиться с десятком молитв вечернего или утреннего правила, как будто они просто твои. Ведь каждая из них написана каким-то одним святым, и он вложил туда свой опыт о Боге, о своей собственной судьбе, о том, как он видит жизнь и мир. И когда мы их читаем, мы не можем просто сказать: «Я всецело заодно с этим святым». Но я могу быть честным и сказать: «Я ещё неопытный, я не знаю точно, как выражать самое глубинное, что во мне есть по отношению к Богу. И вот я возьму ту или иную молитву, именно те молитвы, которые уже доходят до моей души, и буду читать. Причем буду говорить вместе со святым — от себя. Что-то я могу сказать честно его словами, но от себя. Чего-то я сказать не могу, я ничего об этом не знаю. Приведу пару примеров.

http://foma.ru/mitropolit-surozhskij-ant...

Скачать epub pdf 9. Неделя пятая Великого поста Ebp. IX, 11–15 11. Братия! Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения, 12 , и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Немного времени осталось и до Страстной, Великой недели. На ней Православная Церковь усиливает пост, удлиняет богослужение, увещевает христиан глубже почувствовать ту любовь, какую Христос явил к нам в Своих страданиях, распятии и смерти. Мало того, святая Церковь и заблаговременно приготовляет нас к сей неделе. Так, она и сегодня возвещает нам, что Христос, а не кто другой, есть наш Спаситель, наш Заступник, Ходатай пред Богом и наш Первосвященник. Гл. IX, И. Христос Сын Божий, пришедший с небес из-за нас и для нас, есть Первосвященник будущих благ. Кто называется первосвященником, это уже объяснено было вам недавно. Христос называется Первосвященником будущих благ. Что это значит? Это значит, что хотя Христос от вечности предопределил Себя, по благоволению Бога Отца, спасти грешного человека, созданного по Его образу, но однако, будучи предуказан и прообразован в служении ветхозаветного первосвященника, явился в мир во плоти спустя пять тысяч пятьсот восемь лет от создания мира. Пришедши же примирить человека с Богом, искупить человеческий род от власти диавола, Иисус Христос живет на земле в течение тридцати трех с половиною лет, приготовляет учеников Себе и только по смерти Своей и воскресении окончательно образует особое царство на земле, особую, сильную и славную Церковь , и наделяет ее всеми благодатными дарами. Потому-то Он, прежде чем принес Себя в жертву, и называется у св. апостола Павла Первосвященником будущих благ. Под будущими благами, которыми уже теперь мы пользуемся, разумеются все те спасительные плоды от искупительной смерти Христовой, все те милости, какие мы получаем чрез Христа от Бога Отца во Святом Духе. Таковы дары Духа Святого: возрождение в новую, лучшую жизнь чрез крещение, освящение другими таинствами, особенно святым приобщением Пречистого Тела и Крови Христовой, примирение с Богом, единение с Ним, добродетельная жизнь, правда, честность, мир и любовь с ближними и, наконец, еще ожидаемое, еще предстоящее наследие вечной, бесконечной, блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Память преподобного Сергия Радонежского Закон повелевал иудеям перед едой мыть руки – они жили на Востоке, а там всегда солнце, жара, и можно подцепить инфекцию. Поэтому, в частности, Моисей запретил им и свинину вкушать, как нечистое: потому что в ней быстро заводятся всякие вредные микробы. И когда иудеи увидели, что ученики Христовы, не сотворив обычного умовения, едят хлеб, то возмутились этим нарушением закона. Но Господь им сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». В этих словах Христа в очень краткой и доступной форме заключается все то, что Он принес на землю. Господь принес на землю слово о духовной жизни, а духовная жизнь не имеет отношения ни к каким телесным предписаниям. Хотя человек живет в теле и поэтому, чтобы жить, ему нужно питаться, а чтобы как-то в молитве преуспеть, ему нужно и поститься, но сам по себе пост и вообще всякое телесное упражнение, если оно не сочетается с духовным, то, как апостол однажды сказал, оно малополезно. И основной конфликт у Христа с книжниками и фарисеями в том и состоял, что они хотели только внешние правила исполнять. Апостол Павел в послании, которое мы сегодня читали, говорит: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». Призван ты Богом, будучи женатым, – и даже пусть твоя жена неверующая, живи с ней, если она согласна с тобой жить. И если жена уверовала во Христа, а муж неверующий – живи с ним, никакого в этом греха нет, если он согласен, потому что «неверующий муж освящается женою верующею». А если он разводится, пусть разводится, Бог с ним, не надо его удерживать. То есть оставайся в том, в чем призван. Если ты раб, оставайся рабом. Если свободен, оставайся свободным. В древней Церкви наблюдались такие удивительные вещи: уверовал раб, а потом уверовал его господин, и так и живут: хозяин – христианин и раб – христианин, и он так же своему господину служит, остается при нем, исполняет то послушание, которое возложено на него Богом. Во втором, третьем веке бывало, что христиане удалялись от мирской жизни. Тогда не было таких монастырей, как сейчас. Обычно монастырем становился дом того человека, который уходил от мира. Бывало так, что госпожа-христианка ведет уединенную жизнь, и все служанки, которые уверовали во Христа, остаются вместе с ней и продолжают ей служить, а тех, которые не веровали, отпускают на свободу. То есть полное пренебрежение внешним состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010