XX. Слово в день св. равноапостольного князя Владимира, сказанное в Дуббельнской церкви, что на Рижском взморье 20 О значении веры в жизни человека В день св. равноапостольного князя Владимира, просветителя земли русской святой православной верой Христовой, благоприлично сказать несколько слов, в наше общее назидание, о значении веры в жизни человека. Что такое жизнь наша? В физическом отношении, наша жизнь есть рождение, возрастание, питание, укрепление, или мужество, и далее – ослабление, старость и смерть. В этом отношении, жизнь человека сходна с жизнью всех, живущих в мире сем. В духовном, религиозно-нравственном отношении, жизнь наша есть, вообще, деятельность во славу Божию, на пользу ближнего и для собственного благополучия; в частных явлениях – жизнь есть труды и подвиги, наслаждение и страдание, скорби и радости. А со стороны Бога, Виновника нашего бытия, по отношение к человеку, жизнь наша есть высочайшее благо, каковое может истекать только от всеблагого Бога, есть величайший дар Божий, которым человек должен пользоваться, согласно с волей Божьей, и не распоряжаться по своему усмотрению. Для чего нам дана жизнь? Господь сотворил человека для того, чтобы он благоразумно употреблял свой труд, направлял природу в свою пользу и, пользуясь её плодами и плодами трудов своих, наслаждался, прославлял Бога, и, через то, вечно блаженствовал. Так, жизнь дана человеку для блаженства его. Но то ли мы видим на самом деле? Нет! Жизнь даёт нам больше забот, чем спокойствия, больше страданий, чем блаженства, больше несчастий, чем счастья, больше несправедливости, чем правды, больше горести, чем наслаждений, больше лжи и заблуждений, чем истины. Где же тут блаженство? На этот вопрос отвечает нам вера. Что же такое вера? Как душевная способность, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Кто не имеет такой веры, тот неверующий, или маловерующий. Вера же, как духовная, религиозно-нравственная потребность, есть связь человека с Богом и обязанность первого – по отношению к последнему, воспринимать, усвоять и исполнять все то, что внушает вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Каждый город имеет свой, скрытый под суетой дня, лик. Этот лик выявляется ночью, и в нем видна подлинная духовная сущность города. Он показывает искания города, его духовную жизнь, его сокровенные чаяния. Днем город работает миру, идет торговля, шумит жизнь общественная. Вечером сквозь туманный свет фонарей среди улиц, как тени, появляются иные люди, слышны новые речи, начинается новая жизнь. Тогда зачинаются некие превращения: купец превращается в богоискателя, лавка становится молитвенным собранием. Возле храмов, у стен монастырей оживают тени богомольцев. Слышатся речи о странствиях, повести о чудесах. Храмы зажигают огни, принимают для исцеления бесноватых, входят толпы для ночных бесед с Богом. А когда окончательно замолкнет шум суеты, в предзаревые часы тишины, слышен подлинный голос города, видна ярко его духовная жизнь. Особенно это чувствовалось в дореволюционной Москве, когда просыпалась духовная жизнь города. Не было более чудесных превращений, чем ночные колдовства Москвы. Вы видели где-нибудь на Шаболовке или среди Тверской-Ямской маленький трактир, освещенный яркими огнями. После прекращения торговли он превращался в храм с древними образами, зажженными свечами, с мерцанием лампад и поющей толпой богомольцев - это беспоповцы справляют свои моления. А из соседней мясной лавки слышатся гневные крики - это спорят о вечных истинах. И где еще недавно слышались серые слова о дороговизне, теперь слышны духовные стихи, слова церковных песнопений. Там, в этих тайных собраниях, можно было видеть всех представителей духовных исканий Руси Здесь были строгие старообрядцы, и всякие " толки " , и беспоповцы. Здесь были и странники всех родов - от Христа ради странников до бегунов Здесь были и ревнители святой Церкви Православной, здесь были и богомольцы и паломники, только что вернувшиеся из Иерусалима, и многое множество иных людей, всю свою жизнь посвятивших исканию встречи с Богом. В ночные часы они вели споры и беседы. Они говорили о своих верованиях, они раскрывали великую богоискательскую душу родины нашей, они вскрывали разные стороны ее духовных подвигов. Но далеко не всем удавалось проникнуть в среду этих богоискателей. Далеко не все могли приобщиться к ночной жизни Москвы. Иные, живя в Москве, не знают ее ночных бесед, иные напрасно стремились войти в этот своеобразный круг искателей веры. Для большинства эти крики, этот шум среди чайных и питейных вертепов казались кощунственными и отталкивали от себя своей грубостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/374/...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. 13 апреля, 2012 О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. Смерти нет — Отец Тихон, почему Пасха каждый раз празднуется не как очередная годовщина Воскресения Христа, а как само Воскресение? — Поразительное открытие сделал почти 2 тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан. Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека. Таких констант у ребенка несколько, но они являются для него несомненной истиной. Это, пожалуй, любовь матери, ежедневное открытие прекрасного мира и убежденность в вечности своего бытия и вечности всех тех, кто охвачен любовью ребенка: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Будем людьми, ходящими пред Богом! 15 января 2015 г. 11:27 Рождественский  выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на  телеканале «Союз»  10 января 2015 года. Дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова сердечно поздравляю каждого из вас! Мы вошли в святки — святые дни, то время, когда воспоминание Христова Рождества наполняет наше общение с самыми разными людьми, наполняет культурные события, которые организуются православными христианами, в которых они участвуют как активные деятели или как зрители. Вся наша жизнь в эти дни наполнена воспоминанием о Рождестве Христовом. Но это не просто воспоминание, не просто нечто связанное с давней историей — это основание нашего спасения, понимание того, что мы свои Богу. Мы воспеваем в эти дни с особым чувством, с особым ликованием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». На праздничной всенощной, во время великого повечерия в составе молитвы читались вот такие слова: «Осиянием исполнении Слова воплощеннаго, молим Тя, Боже всесильный, да облистает нам свет в делех наших, верою озаряяй души наша». Свет в делах, озаряющий верой душу — вот что такое для христианина вся жизнь и особенно нынешний праздник. В эти особые дни мы совершаем столько добрых дел! Идем к забытым людям, к одиноким, к больным, находящимся во узах, к тем, с кем, может быть, много лет не общались, к тем, к кому лежит наше сердце и о ком одновременно скорбит наша совесть. Слишком часто мы удаляемся от общения с людьми, нуждающимися в нашей заботе и нашем участии. Но в нынешнее время мы чувствуем себя чуть более свободными от житейских дел. Иногда говорят, что нынешние праздники слишком длинные. Но мы прекрасно понимаем, что нужно отделять время от работы, которой в нашей жизни очень и очень много, для общения с Богом и друг с другом. Общения осмысленного, которое напоминает нам о настоящей цели бытия. Некоторое время назад — не так уж давно, может быть лет 10-15 назад — многие утверждали, будто невозможно возвратить Рождество в жизнь народа России, народов Украины, Белоруссии, многих других народов. Дескать, ушел этот праздник. Прошло 70 лет и больше, кому он сегодня нужен? Никто не способен его понять, нужно наполнять его какими-то новыми, светскими смыслами.

http://patriarchia.ru/db/text/2520737.ht...

Встреча с Господом. МЫСЛИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ «И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня»  ( Лк. 2, 26 ) В евангельском чтении на праздник Сретения Господня – 2 февраля по нашему православному календарю – говорится, что был некогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Мало, что говорит о нем Евангелие, но то немногое, что о нем сообщается, и есть самое важное, самое существенное. Он был  праведен и благочестив  и с нетерпением ждал  «утехи Израилевы»,  то есть пришествия давно-обещанного Богом Мессии-Искупителя, и «Дух Святый был на нем». И вот праведность его и благочестие достойно были вознаграждены Богом: ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Долго ждал он исполнения сего великого обетования и, наконец, дождался. Когда Пресвятая Дева Мария со старцем Иосифом принесли Младенца Иисуса, в сороковой день по Его рождении, в Иерусалимский храм, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон, прозрев духом, Кто был этот Младенец, взял Его на руки, благословил Бога и сказал:  «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!...» Осуществилась заветная мечта старца Симеона – узреть своими очами обетованного Богом Христа Господня, и дальнейшая жизнь его на земле потеряла для него всякий смысл. «Мне еже жити – Христос, и еже умрети – приобретение есть»,  так говорил потом св. Апостол Павел ( Филип. 1, 21 ). Так разсуждали и великие Отцы Церкви – так разсуждают и все истинные христиане. Земная жизнь для истинного христианина лишь постольку имеет смысл и цену, поскольку дает возможность узреть Христа духовными очами и соединиться с Ним еще в этой жизни, чтобы там – за гробом, зреть Его уже лицом к Лицу и вечно царствовать с Ним, как Он это Сам обещал всем верным Своим, в незаходимой славе «невечерняго дне Царствия Его». Горька, пуста, безцельна эта земная жизнь без Христа, страшна, мрачна, ужасна и безотрадна смерть для человека, не искавшего еще в этой жизни сретения со Христом и не сподобившегося узреть Его и познать Его, насколько это нам доступно, еще здесь, прежде наступления часа смертного!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > О двух судьбоносных победах Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 17.04.2020 1215 Время на чтение 7 минут В этих двух кратких победоносных словах пасхального приветствия – всё сказано! В них вся сущность нашей веры, сила надежды, полнота нашей любви к Христу Спасителю, победителю греха, смерти, ада и диавола. Эти слова несутся через века и страны. На них основана наша вера, наша надежда, наша любовь, сама святая Церковь, наша проповедь, христианская жизнь и вся наша будущность, - чаяние жизни в Царствии Небесном! «Иисус Христос, Искупитель человечества, примиряет небо и землю, человечество с Богом, избавляет нас от греха, проклятия и смерти, сродняет нас с Собою и всех между собою через Церковь, жизнь в духе верности и любви, через покаяние и причащение святых Тайн Тела и Крови ...» Свт. Николай Сербский. Мы празднуем сегодня день Воскресения Христова, день победы Божией не только над смертью, но и над злом. Но эта победа была одержана не Одним только Богом. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, одолел зло как Человек Своей Божественной силой. Своим вочеловечением Сын Божий и наше человечество употребил и удостоил победоносного участия в этой борьбе со злом. Поэтому, каждый из нас, как крещеный христианин, член Церкви, является частицей тела Христова, и призван, подобно Христу, участвовать в спасении мира и в победе над злом в этом мире через добродетельную христианскую жизнь. Поэтому станем ликовать не только о любви Божией, о Его милости, о величии Бога, о Его щедрых дарах, – станем ликовать и о том, что мы, в своем человечестве, способны так соединиться с Богом, что в нас и через нас зло может быть сокрушено, – не только наш личный грех, но и греховность окружающего мира. «Побеждающему (грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21-22). Мы должны помнить, что победа, одержанная Христом в нашем человечестве, является призывом для нас. Он призывает нас войти в Его самоотверженный труд как Победителя. Он призывает нас, подобно Ему, выйти на единоборство со злом. Мы должны побеждать не только зло, которое в нас, но и то, которое есть вокруг нас.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/17/...

Как получить жизнь вечную Только в Церкви можно всегда слышать истинное учение о Боге и иметь все средства ко спасению и к жизни вечной, а вне Церкви нет спасения. 16 мая, 2010 Только в Церкви можно всегда слышать истинное учение о Боге и иметь все средства ко спасению и к жизни вечной, а вне Церкви нет спасения. Слово в неделю святых отцов I Вселенского Собора Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа . Ин. 17,3 Священническая должность моя побуждает меня в нынешний воскресный день побеседовать с вами о весьма важных предметах, которые необходимо нужно знать всем нам для благоугождения Богу и спасения душ наших. Ныне святая Церковь вспоминает святых отцов Первого Никейского Вселенского Собора , утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а сам сотворен Богом Отцом. Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру, ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтой, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести Себя в жертву за весь мир и взять на Себя грехи его. Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос. Это пагубное для душ еретическое учение публично и премудро опровергнуто и предано проклятию святыми отцами Первого Вселенского Собора, бывшего при равноапостольном царе Константине и в присутствии его, в 325 году по Рождестве Христовом в городе Никее, и православное учение о Сыне Божием, Спасителе нашем, торжественно восстановлено — оно находится в Символе веры и читается так: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

http://pravmir.ru/kak-poluchit-zhizn-vec...

Скачать epub pdf ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ В чем же была суть и каково было содержание первой Божией заповеди? Какова была ее цель? Заключалась ли ее сущность в запрете и ограничении, как ее и другие заповеди, понимает, помраченный грехом, ум падшего человека, или ее сущность в чем-то ином? Заповедь о неядении от древа познания добра и зла имела своей целью показать человеку его истинную меру, и открыть, что истинное его призвание в свободном выборе жизни или смерти. Первой своей заповедью, Бог поставил человека на путь жизни и путь смерти, поставил перед выбором. Соблюдение её, питание ей, как вечным Словом, которое исходит из уст Божиих, означали бессмертие человеческой природы; её нарушение значило победу смерти, лишение человека Хлеба Жизни и богопознания. И следовательно, первая заповедь несла не ограничение, но полноту, призыв к полноте и совершенству жизни, свободному сотрудничеству с Богом. Человек не создан пассивным потребителем божественных благ и вечной жизни, но призван путем динамического синергизма стремиться к своей конечной цели и полноте бытия, становясь, таким образом, сотворцом Бога по отношению к себе и окружающему миру.. Заповедь была призывом к добродетели и подвигу, за которыми, по словам Преподобного Таласия Ливийского, по самой природе вещей, следует жизнь, также как за нарушением заповеди – промрачение и смерть разума, а затем и самого человека и духовного и телесного (Добротолюбие В, 225,48–49). Святые Отцы учили, что добродетель – путь, ведущий в жизнь. Но не только это. Сам Бог сокрыт в Своих заповедях и тот, кто ищет Его, находит, в той мере, в какой вкладывает в поиск свой труд, т. е. соответственно своей добродетели и подвигу. (Добротолюбие, А, 107,190). Исполненная и, в добродетель обращенная завповедь, означает встречу с Богом и общение с Ним, не только сокрытым в заповеди, но в опыте переживаемым как «всесовершенная добродетель» ( Григорий Нисский , «Жизнь Моисея»). Итак, исполняя заповедь, человек исполняет заповеданное Богом и стяжает добродетель, уподобляется Богу, как «совершенной добродетели», открывая и переживая Самого Господа «как сущность всех добродетелей». (Преп. Максим Исповедник ПГ, 91, 1081 Д).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Демо-полет Охлаждение в вере – это, на мой взгляд, одна из самых больных проблем современной церковной жизни. Это то, о чем очень часто приходится говорить на исповеди, просто в беседах с людьми и о чем еще чаще приходится думать. Практически каждый из нас в той или иной степени переживал в начале своей церковной жизни то, что можно назвать горением сердца. Когда человеку открывается жизнь со Христом, жизнь в Церкви, он, как правило, ощущает эту жизнь как радость, и ничто в окружающей его реальности сравниться с ней не может. На первых порах (а период «первых шагов» в Церкви у кого-то длится недели, у кого-то – месяцы, а у кого-то – и несколько лет) Господь человека поддерживает, как мать маленького ребенка, и всё делает за него. Неудивительно, что эта жизнь с Богом представляется поначалу не только радостной, но и очень легкой – человек буквально летит, и ему невдомек, что это полет не на своих крыльях, что этот полет подарен ему ради того, чтобы он узнал чувство полета и к этой свободе стремился впоследствии. А потом всё начинает постепенно меняться. Жить в Церкви становится труднее, всё в большем приходится преодолевать себя, и вместе с тем начинает как бы скрываться та полнота, радость пребывания с Богом, которая эту жизнь первоначально характеризовала. Нужно понимать, что это еще не охлаждение в вере, – это некая часть процесса нашего в ней становления. Но современный человек именно на этом моменте, подробно описанном у многих святых отцов, зачастую претыкается так, что впадает в бедственное духовное состояние – холодное, нечувственное и в каком-то смысле неживое. Верить по инерции Порою верующим христианам приходится, давая, по слову апостола Петра, отчет в своем уповании (см.: 1 Пет. 3: 15), отвечать на вопрос примерно такого содержания: «Вот ты ходишь в храм, ты христианин. Как ты объяснишь, что порою христиане, церковные люди творят такие вещи, каких и язычники себе не позволяют?» Поводов для подобного вопроса, к сожалению, немало. И, я думаю, не стоит уходить от ответа на него, потому что, если не дать ответ, человек будет считать, что это некое неразрешенное недоумение для нас самих. И всё же, если попытаться это объяснить, возникает определенное затруднение.

http://pravoslavie.ru/110875.html

«О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 28.12.2023 13:12:28 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года (журнал 138). I. Священное Писание о начале человеческой жизни Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18). В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5). Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44). II. Право на жизнь нерожденного ребенка Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека.

http://radonezh.ru/2023/12/28/o-neprikos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010