Доментиан Скачать epub pdf Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и богоносного наставника всей сербской земли и приморья, архиепископа Саввы Благослови, отче! I Когда царствовал Господь наш Иисус Христос , когда обман был побежден и вымысел идольский истреблен, когда кончилось гонение христиан, и добрая вера засветила на всем свете, когда всюду славный единственный Господь Иисус Христос с Отцом и святым Духом, святой и единосушной Троицей нераздельно от небесных и земных и преисподних, создавший из небытия все творения видимые и невидимые, и царствующий непрестанно в бесконечных веках, аминь; когда благоверный и благочестивый Богом избранный и Богом поднятый самодержавный господин Стефан, великославный и великородный превеликий жупан Неманя самодержавно царствовал в своей сербской и приморской земле 1 , и в Диоклитии, Далмации, Травунии 2 с Богом дарованной ему супругой, богочестивой Анной, живя в царстве своем по закону господнему и родив сыновей и дочерей. Наполнив чистотой старость свою, обратились они за богомысленным советом, молились Господу Богу вседержателю, говоря: “Господи, дай нам родить чадо по воле твоего милосердия и по твоему божественному усмотрению, дабы неисчислимой силой твоей наполнил отечество свое, боголюбивым твоим доброверием, которому мы, слуги твои, по заповеди твоего божества и твоих святых апостолов положили начало, надеясь принять твою божественную награду 3 . Если сотворишь милость со слугами твоими, более не будем приближаться в соединении телесной любви, но останемся хранить святыню в страхе твоем все дни жизни нашей”. И предобрый Бог , который слышит тех, кто его любит, и исполняет волю тех, кто его боится, услышал Авраама и Сару и дал им на старость Исаака, и услышал Захарию и Елисавету и дал им Иоанна Крестителя, богосветлый луч, проповедовавший истину солнца святого, Христа Бога нашего. Услышал Иоакима и Анну, которые родили хранительницу жизни нашей, пречистую матерь Христа Бога нашего; по словам апостола: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” ( Евр.13:8 ) в конце лет услышал чистую молитву и этих праведников и одарил их, как и других праведников, о которых мы рассказали.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Епископ Тихон (Шевкунов): О встрече с Богом, «проблемах» христианства, политике и литературе Лекция наместника Сретенского монастыря на социологическом факультете МГУ 20 апреля, 2016 Лекция наместника Сретенского монастыря на социологическом факультете МГУ Лекция епископа Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря, ректора Сретенской духовной семинарии на тему «Православие в современном мире» состоялась на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова 7 апреля. Предлагаем вашему вниманию полный текст лекции. Суть Благовещения Сегодня Благовещение – добрая, благая весть. Но какой же поразительной по силе эта добрая весть должна была быть, чтобы о ней как о величайшем известии для своей жизни и судьбы, для себя лично вспоминало из года в год множество христиан вот уже почти две тысячи лет. Но что для нас с вами подлинно, по-настоящему может стать такой ни с чем не сравнимой по радости, жизнеутверждению и надежде благой вестью? Говоря о нашем мире, Господь Иисус Христос определил его трагическое состояние: мир сей лежит во зле. Слишком часто мы видим вокруг нас наглое торжество зла, насилия, несправедливости. Сколько боли, сколько событий, столь ужасных, что человеческий ум и сердце зачастую не могут их не только объяснить, но и вместить… По вопиющей несправедливости и чуждости человеческой природе зла, – мы всем сердцем понимаем, что всего этого просто не должно быть! Но несмотря ни на какие наши мысли, чувства и действия, зло торжествует. И венчает его – смерть, разлучающая нас, грозящая в любой момент прервать существование каждого из нас, наши замыслы и планы, нашу мысль, нашу любовь, нашу жизнь, дарованную Богом. Какая же среди такого мира, лежащего в таком зле , может быть благая весть? Только одна, – что пришел Тот, Кто победит всякое зло, даже саму смерть, Кто установит среди человечества мир, радость и высшую справедливость. Такую благую весть алчет и жаждет услышать наше сердце, она и есть то самое алкание и жажда правды, о которой Спаситель говорит в заповеди о блаженствах. Более высокой и желанной благой вести для человечества быть не может.

http://pravmir.ru/tihov-shavkunov-vstrec...

Закрыть itemscope itemtype="" > Искуплены Беседа с протоиереем Димитрием Моисеевым об искупительной Жертве Христа 17.11.2007 589 Время на чтение 25 минут Помни, что ты всегда ходишь пред лицем Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на кресте... (Св. Иоанн Кронштадтский) Слово Божие о спасении говорит двояко: с одной стороны - " вы спасены и сие не от вас, Божий дар " (Еф. 2). Здесь о спасении сказано как о чем-то уже свершившемся и от нас не зависящем. И с другой стороны - " со страхом и трепетом совершайте свое спасение " (Флп. 2), то есть нам необходимо приложить усилие, чтобы этим даром Божьим воспользоваться. Значит, спасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека. На Западе придерживаются юридической теории Искупления, то есть спасение понимается как избавление от гнева Божьего. В Православии же принята " органическая " теория Искупления и грехом считается не столько преступление в юридическом смысле, сколько болезнь человеческой природы. Значит, спасение есть освобождение от этого духовного недуга, исцеление, преображение и обожение. Апостол Павел, говоря о спасении, употреблял юридические понятия, привычные для его современников. Слово " искупление " в греческом языке имеет значение " цена " или " выкуп " , за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. В духовном же смысле под словом " искупление " подразумевается - " спасение " . Цель пришествия Христа в мир - в том, чтобы соединить человека с Богом, чтобы каждый стал " причастником Божеского естества " (2 Петр. 1). Во Христе замысел Творца о человеке осуществился во всей полноте: " Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом " . Согласно святоотеческому богословию, существует один путь изменить свои отношения с Богом - с помощью Его благодати измениться самому. Господь говорил: " будьте святы, потому что Я свят " (1 Пет. 1:16). Подобное привлекается подобным. Как сказал св. Григорий Богослов: " ... нужно было, чтобы человек освятился человечеством Бога " . Поэтому и была необходима Крестная Жертва Христа...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Минский и Заславский Павел: Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете 19.04.2016 468 Время на чтение 11 минут Вопрос телезрителя из Самары: «Нужно ли заставлять ребенка молиться?». - Я бы так не сказал - «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала тяжелым бременем. Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва - это общение с Богом: мы ее читаем перед вкушением пищи, перед началом доброго дела всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы - Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва - это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться. Или еще иногда бывает такое. Духовник наказывает человека, дает епитимью: «С сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «В наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность - молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать! Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером. Вопрос от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает, где. Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками? Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВА Способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий. М. занимает значительное место в великих древних религиях: китайской, ведической, вавилонской, египетской. В Др. Греции и Др. Риме существовали уже письменные собрания М. О М. в древнегреч. мире свидетельствует Гомер, напр.: «Он произнес эту молитву, и бог внял мольбе его» ( Homer. Il. VI 311). Рим. М. нередко входила в принудительный ритуал: публичные церемонии совершались большей частью во время наказаний перед магистратом, в присутствии верховного жреца, к-рый диктовал чтецу формулы М. С М. римляне обращались к древним богам, Марсу, Юпитеру, Церере, Весте и др. В христианстве М. является орудием спасения; это активное состояние человека, когда его духовное начало входит в тáинственное и непосредственное общение с Богом; в христ. М. человек ощущает присутствие Бога Живого. М. в широком смысле есть опыт целостного богосозерцания, вовлекающего в себя всего человека. Предстояние Богу, встреча с Ним и есть главное содержание христ. М. Молитвенная жизнь человека происходит в различных формах: главное место занимает литургическая молитва, богослужение как основной критерий церковной жизни, важна также личная молитвенная практика. М. может быть словесной, т. е. произноситься вслух, и может быть умной - безмолвной. М. может возрастать от словесного произнесения до мистического озарения. М.- это разговор с Богом. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, в чем есть нужда» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 24(68)). Отцы Церкви называли М. также «пребыванием и соединением человека с Богом» ( Ioan. Climacus. Scala. 28. 1), «свободой и упразднением ума от всего здешнего» ( Isaac Syr. Sermones. 48), «вместилищем и поприщем всей духовной жизни, или самой духовной жизнью в движении и действии» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1998р. С. 405-406). «Как солнце - свет для тела, так для души потребно непрестанное памятование о Боге», т. е. М. ( Ioan. Chrysost. De orat. I). «Как для тела необходимо потребен воздух, чтобы дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» ( Sym. N. Theol. Serm. 8. 3). Свт. Игнатий (Брянчанинов) понимал М. как «путь к Богу» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 140).

http://pravenc.ru/text/2564062.html

Мы оставляем без внимания, мои возлюбленные, то, что саддукей Каиафа сам по себе, вероятно, не верил в Сына Божия. Не будем далее придавать никакого значения и тому, что первосвященник ту клятву и тот вопрос предложил Господу в злобном коварстве. «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий»; это величайший, это важнейший вопрос, который когда-либо исходил из уст человека. От ответа на этот вопрос зависит все: Старый и Новый Завет , Церковь Господа, наше спасение и наше блаженство. Вместе с этим вопросом наступила важнейшая священная минута для самого синедриона и нечестивого суда. Друзья и враги, люди и ангелы, небеса и ад прислушивались в немом ожидании того ответа, который даст Узник на этот вопрос. Что если бы, мои возлюбленные, Иисус и на этот вопрос также промолчал! Поистине, тогда Каиафа и весь народ иудейский имели бы законное право сказать и пред Богом, и пред людьми: «Как могли, как должны мы были верить в Него? Он Сам не признавал Себя Мессиею. Он был торжественно вызван, чтобы свидетельствовать о Себе, но Он не дал нам на это никакого ответа». Если бы Иисус промолчал тогда, мои возлюбленные, о, тогда мы совершенно напрасно будем ссылаться на прочие Его слова и дела. Неверующие тогда с полным правом будут указывать на это пальцем и говорить: от чего это произошло, что здесь в столь важный и торжественный момент перед судьями Своего народа и пред лицом Божиим Он не повторил и клятвенно не утвердил тех столь часто повторяемых и ложно понимаемых утверждений, что Он – Сын Божий – нет, Он преднамеренно этого не сделал, но продолжал безмолвствовать. Если бы Иисус Христос молчал тогда, возлюбленные мои, могли ли молчать о Нем Его лучшие друзья или по крайней мере исповедовать, что вся Его личность, вся Его жизнь и смерть – величайшая и неразрешимая загадка. Но благодарение – Богу, хвала – Богу, слава и благодарение, Иисус Христос на этот вопрос не безмолвствовал. Он знал совершенно ясно и определенно, что ответ, который Он должен дать, приведет Его к верной смерти. Величайшее самообладание, конечно, нужно было для того, чтобы перед столь нечестивыми и несправедливыми людьми, каковы были члены синедриона, раскрыть святилище Своего сердца и жизни. Но Он знал, что стоит в настоящий момент не только пред Иерусалимским синедрионом. Он духовно созерцал, как вся Его церковь всех мест и времен ожидает Его ответа. Он видел духовно, что как верующие, так и неверующие зависят от Его слова. И поэтому перед всеми судьями, так же как и пред лицом Бога, Своего Небесного Отца, и ввиду смерти мужественно и вполне ясно, со священным величием и вместе с тем с несомненной решительностью говорит: «Ты сказал! Это – Я!» Этими словами Он принял на Себя клятву, которую Ему предложил первосвященник. Он пред Богом и людьми поклялся, что Он Христос, Сын Бога живого. И с этой клятвой Он пошел к кресту и Свое величественное: «ты сказал! это – Я!» написал кровью Своего сердца и запечатлел смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Напротив Богочеловека – и как Личности, и как Церкви – стоит человек со своим богообразным естеством. Сотворенный по образу Божию, человек обладает богообразной свободой. Это свобода грандиозных, безмерных размеров. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть, и диавола принять. И еще: человек может стать и «Богом по благодати» 15 , но и диаволом по свободному хотению. Разумно и богомудро употребляемая свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом; употребляемая же во зло – приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом. История человеческого рода – красноречивый тому свидетель. Бог для того и соделался человеком, чтобы Ему как Богочеловеку в Своей Богочеловеческой Личности показать человеку и научить человека, как может он богомудро руководить своей свободной волей и при содействии благодати созидать из себя человека благодатного, христообразного, до полноты совершенствуя богоподобие своего существа. А дабы для достижения этой цели даровать человеку необходимые Божественные силы, Он на Себе, Богочеловеке, основал Церковь , с ее святыми таинствами и святыми добродетелями. Делаясь сопричастником (сотелесником) Богочеловеческого Тела, Церкви ( Еф.3:6 ), посредством святых таинств и святых добродетелей, человек и достигает поставленной ему Богом цели: становится «Богом по благодати». Всё спасительное благоразумие и богомудрость человека-христианина состоит в том, что всю свою свободную волю добровольно подчиняет он Божественной воле Владыки Христа – по примеру Самого Христа, добровольно в Своей Богочеловеческой Личности подчинявшего Свою человеческую волю Своей воле Божественной. Это Богочеловеческое отношение между волей Божественной и волей человеческой действует как самый совершенный закон и самое необходимое правило в Богочеловеческом Теле Христовом – в Церкви: свою человеческую волю [надлежит] добровольно подчинять Божественной воле Владыки Христа и так при содействии благодати святых таинств и святых добродетелей уготовлять себе спасение, обожение, обогочеловечение и жизнь в Царстве Христовой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Иулиан (Лазар)   Старец  Иулиан (Лазар)   Иулиан (Лазар) – один из старейших румынских монахов, подвизающихся на святой горе Афон. Он самый посещаемый духовник румынского скита Продром (святого Иоанна Предтечи), куда, пересекая моря и страны, со всех краев во множестве стекаются за советом и помощью его духовные чада, монахи и миряне.     Монашеский путь он избрал в 20 лет, поступив в монастырь Сихастрия. Здесь 30 лет проходил школу румынского старчества под окормлением великих старцев Клеопы (Илие), Паисия (Олару) и других. В 1977 году, когда братия из Сихастрии паломничала на Афон, иеромонах Иулиан был оставлен на святой горе. 8 января 2011 года благодатному старцу исполнилось 85 лет; в этом же году исполняется 30 лет его духовничества в скиту Продром . – Батюшка, времена, в которые мы живем, тяжки для всех людей. Всевозможные грехи умножились так, словно мы переживаем последние времена – а они наступят, как написано в священных книгах, когда остынет любовь между ближними и не станет тропинки от брата к брату. Что делать нам, румынам, – народу христианскому, но, кажется, так отдалившемуся от Христа, – в эти времена великих испытаний? – Прежде всего, вникнем в слово Спасителя, говорящего нам: «Что бы вы ни делали, без Меня не можете сделать ничего»(см.: Ин. 15: 5). Значит, всегда, что бы мы ни делали, нужно прибегать к Нему, ибо только Он один учит нас правой вере. И будем жить верой, как сказано и в Деяниях апостолов: «Будем искать Бога, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем»(см.: Деян. 17: 27–28). Отсюда, с этого поиска, начинается приближение к Богу, которое происходит в беседе с Богом. Молиться значит беседовать с Богом, молимся ли мы вместе с кем-нибудь или одни, – и Бог принимает нашу молитву. Такой и должна быть жизнь христианина – чтобы он всегда был вместе с Богом. Но, как учат нас Священное Писание и святые отцы, это возможно не иначе, как только если мы молимся непрестанно. «Непрестанно молитесь, непрестанно молитесь, непрестанно молитесь»(1 Фес. 5: 17) – так увещает нас апостол Павел еще начиная с 64 года по Рождестве Христовом, когда он написал Послание к фессалоникийцам. Значит, с самого начала заповедь была такова: чтобы мы молились непрестанно. И слово это обращено ко всем людям, ко всем христианам, а не только к монахам и священникам. Ибо в то время, когда святой апостол написал это послание, не было ни храмов, ни священников, ни монастырей. Были только христианские общины, основанные святыми апостолами, где верующие преломляли хлеб и причащались тела и крови Христовой. Я думаю, что об этом слове апостола Павла, которое было написано и для нас, мы будем спрошены однажды, когда отправимся на тот свет. Ибо он ясно говорит: непрестанно молитесь, а не: если хотите, если можете, то непрестанно молитесь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=690

О, кто не вздохнет из глубины? Кто не пожалеет обольщенного? Ужаснись о сем, небо ( Иер.2:12 ); взывай об этом бедствии, земля! Что случилось с тобою, брат мой? Как ты не постыдился хотя бы взирающих? Как не устыдился самого воздуха? Как не отвратился от зловония проклятого греха? Имеешь ли ты ум? Живешь ли? Взираешь ли на солнце? Смотришь ли на луну? Видишь ли звезды? Невозможно, невозможно выразить, какой это грех, какая тьма, какое безумие. И, о, если бы можно было на этом остановиться! Тогда несчастье имело бы меру. Но, брат, будет еще суд неумолимый, [Col. 1336] огонь вечный, тьма кромешная и непроницаемая, скрежет зубов ( Мф.8:12 ), все прочие мучения, которые послужат наказанием, и притом непрерывным вовеки. Не говорю о лишении благ, которое ты сам навлек на себя. Какие они? Бытие с Богом, радость неизреченная, жизнь нетленная, веселие вечное, наслаждение райское, просвещение от Святой Троицы, все прочие называемые и умопредставляемые блаженства. Христос приемлет покаяние Итак, сын, восстань, возвратись, обновись, сбрось наложенные на тебя врагом узы греха, отторгнись от Евы, приди к незлопамятному и человеколюбивейшему Иисусу. Он прямо взывает: придите, все труждающиеся и обремененные грехами ( Мф.11:28 ); Он идет навстречу, принимает в объятия, вводит в дом, не укоряет за прежнее, опять устрояет праздник, спасает блудного. Так прошу тебя, сын, послушай, воспламенись, нанеси рану ранившему тебя. Приди же, приди скоро к нам, грешным. Я полагаю душу свою за тебя, я ручаюсь за твое спасение, я уврачую тебя нежными лекарствами, я, несчастный, вместе с Богом приму тебя в объятия лучше прежнего. Только прибегни, только не оставайся там долее, но оставь Еву забавляться самой собою. Если же она послушает (606) божественного голоса, то помести ее в монастырь, а себя предай Богу и нам. Так свидетельствую пред Богом и избранными Ангелами ( 1Тим.5:21 ), чтобы ты, слыша это, изменился и поспешил к нам прежде, чем настанет конец, прежде, чем заключит для тебя дверь неумолимый приговор. 432. К игумену Феофилу (II, 89) 1202

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Обожение возможно посредством нетварных божественных энергий В Православной Христовой Церкви человек может достигнуть обожения, потому что благодать Божия, по учению Священного Писания и отцов Церкви, нетварна. Бог есть не только сущность, но и энергия. Если бы Бог был лишь сущностью, то мы не смогли бы соединиться с Ним, не смогли бы иметь с Ним общение, ибо сущность Божия страшна и неприступна для человека, по написанному: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Приведем из человеческой жизни один схожий пример. Если схватишь оголенный электрический провод – умрешь. Но, подсоединив к проводам лампу, мы получаем свет. Мы видим энергию электрического тока, радуемся его помощи. Но сущность тока схватить мы не можем. Нечто подобное, если можно так сказать, происходит и в отношении нетварной энергии Божией. Если бы мы могли соединиться с сущностью Божией, то мы сами стали бы богами по существу, по природе. То есть все стали бы богами, произошло бы смешение, и, по сути, никто бы не был настоящим богом. Такова вера восточных религий, например, в индуизме, где Бог не есть личностное бытие, а некая сила, растворенная во всем мире: и в людях, и в животных, и в неодушевленных предметах. Это пантеизм. Если бы Бог , с другой стороны, обладал лишь одной неприступной сущностью без энергий, то Он остался бы единственным Богом, самодостаточным, закрытым в Себе, несообщающимся Своему творению. По представлению православного богословия, Бог – это Единица в Троице и Троица во Единице. Как точно характеризуют Его преподобный Максим Исповедник , святитель Дионисий Ареопагит и другие святые отцы, Бог проникнут святой любовью к Своим творениям. По причине такой безграничной и экстатической любви Он исходит из Себя и ищет соединения с нами. Это выражается и осуществляется Его энергией, а лучше – энергиями. Своими нетварными энергиями Бог сотворил мир и продолжает поддерживать Его. Он дает миру сущность и ипостась Своими энергиями, подающими сущность. Он пребывает в природе и сохраняет вселенную Своими охранительными энергиями. Он просвещает человека Своими просвещающими энергиями. Он освящает его Своими освящающими энергиями. Значит, благодаря Своим нетварным энергиям святой Бог входит в природу, в мир, в историю, в жизнь людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010