Каждый раз, читая утренние молитвы или присутствуя на богослужении, мы либо слышим, либо читаем, либо поем Символ веры. В нем есть такие слова: «верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И порой возникает вопрос: понятно, как можно верить в Бога, а как можно верить в Церковь? Мы в церковь ходим, мы в ней живем, мы члены Церкви. Что же тогда является предметом веры? Это недоумение показывает, что мы в Церкви не всегда замечаем то, что является в ней главным. Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов). Идеальный образ единения Если взять Катехизис святителя Филарета, митрополита Московского, то можно найти там определение Церкви. Он говорит, что Церковь — это от Бога установленное сообщество людей, объединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Это определение полностью соответствует действительности, но практически все богословы, которые о Церкви писали и о Церкви говорили, сходились в том, что какого-то удовлетворительного определения Церкви, которое бы не имело изъяна, дать невозможно. Почему? Потому же, почему невозможно дать исчерпывающего определения Бога: человеческим умом Бога постигнуть невозможно, и мы не можем сказать, что до конца знаем, каков Он. Собственно говоря, вечная жизнь человека, вечное блаженство заключаются в бесконечном познании Бога, а если бы мы могли сейчас сказать, что есть Бог, окончательно, то не было бы этой вечности. И наверное, то же самое можно сказать о Церкви. Ведь Церковь — это не только сообщество людей, объединенных Богом на основе веры; Церковь — это в то же время и Сам Господь; Он является главой Своей Церкви. Можно, наверное, пытаясь для самих себя объяснить, что же такое Церковь, сказать, что это есть некий лучший и идеальный образ единения Бога с людьми и людей с Богом, потому что именно в Церкви мы получаем возможность в этом единении с Богом пребывать. Как-то раз, проводя для самого себя некий эксперимент, я задавал знакомым мне людям — причем все эти люди были однозначно церковными — два вопроса: «Что такое Церковь вообще?» и «Что такое Церковь собственно для вас?».

http://pravoslavie.ru/107290.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - апрель 2010 г.   Случайно услышала, как заботливая благочестивая бабушка наставляла девушку, зашедшую в храм поставить свечку: «Дочка, пойди причастись, и Бог даст тебе здоровье. И брак у тебя будет счастливый, и во всех делах твоих будет помощь». Так ли это? Т. И. Абина, г. Кисловодск Церковь имеет смысл только в той мере, в какой она отличается от мира всеми богатствами, которые она призвана сообщить ему, причащаясь Господу. Ее отличительные черты — в ее первоначальной связи по дару Христа с Отцом в Святом Духе. И эта связь, которую она имеет с Богом, создает новые отношения людей друг с другом. Христианин — этот тот, кто молится, и главная его молитва, молитва хвалы и благодарения — за Божественной литургией. Потому молиться и причащаться святых Христовых Тайн, иначе говоря, являть эту связь — не только средство для получения благодати спасения или лучшее осуществление своего призвания. Молиться и причащаться святых Христовых Тайн значит раскрыть смысл человека в его животворящем приобщении Христу. Таково, особенно сегодня, первое призвание Церкви и каждого христианина. Не следует противопоставлять деятельность и созерцание. Мы должны просто напомнить себе, что деятельность христианина в человеческом обществе раскрывает свое первородство только тогда, когда это деятельность человека, который молится, деятельность члена Церкви молящейся. Такое напоминание — не для того, чтобы сказать, что молитва помогает во всех делах, — это очевидно для верующего, — но чтобы сказать, что молитва придает смысл деятельности христианина. Кто так трудится ради созидания лучшего человеческого общества, тот утверждается в своей связи с Богом во Иисусе Христе. Для него необходимо и законно, когда некоторые из его собратьев христиан отказываются от всякой деятельности в обществе, чтобы посвятить себя исключительно выражению этой связи с Богом. Он признает нормальным существование людей, которые ведут жизнь, как будто не приносящую пользы обществу, но которые, трудясь для обеспечения себя в минимальных потребностях, посвящают себя молитве хвалы и благодарения, молитве, которая «ничему не служит», но вводит в мир значение дара.

http://moral.ru/dom_0411.html

Беседа двадцать третья. Книги совести Благословенные чада! Любовь Божия и Его бесконечное благоутробие, которыми Он умилосердил человека даже до Крестной Жертвы, благоизволили и в этом году направить стопы мои – человека по всему недостойного – к вам с чувством великой отеческой любви и заботы, и верю несомненно, что те же чувства есть и в вашем сердце по отношению к моему убожеству. Как-то в монастыре мы вместе с братией читали Святых отцов, одно место меня сильно поразило глубиной своей мысли. Там говорилось следующее: «Увы, когда раскроются книги совести перед Богом!» Я стал приходить в ужас, углубляясь в мысль Святого отца, который написал эти слова. Что же он понимал под «книгами совести» 305 ? Произнесено на встрече с соотечественниками в Канаде. Каждый человек имеет совесть и у каждого есть своя книга жизни 306 . В этой книге много листов. Каждый лист, по мысли великого отца Церкви, это один день жизни человека, в особенности, христианина. На одной странице записываются грехи, а на другой – добрые дела человека. Записываются как мысленные грехи, то есть совершённые в уме, в воображении и в сердце, так и те, которые совершаются телом как поступки. Всё это записывается на одной странице, а на другой записываются все благие дела, душевные и телесные. Для Бога нет ничего тайного, ведь Ему всё открыто: ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно слово от Него не ускользают, но всё записывается в этой Книге жизни. Очень важно, что ничто не теряется, но всё пройдёт через Суд Божий. По сути, мы по-настоящему ещё не осознали того, что же всё-таки с нами случится, когда душа наша станет отходить к Богу. Жизнь человеческая часто прерывается внезапно, в считанные мгновения раскроется Книга нашей жизни и нашей совести перед очами Божиими, и человеку придётся держать ответ – если, конечно, он будет в состоянии отвечать о своих деяниях перед Богом, Который всё ведает и от Которого ничто не ускользает; отговоркам там не будет места. Нечем будет оправдываться, когда человек предстанет пред Богом, если совесть станет свидетельствовать против души, стоящей перед Владычним Престолом. Совесть человека будет его обвинителем, потому что совесть всегда говорит только правду!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Богопочитание Чти Господа, и благоуспешны будут пути твои (прп. Ефрем Сирин , 30, 135). Источник. Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу (авва Евагрий, 85, 602). Бога тогда преславно почтишь, когда посредством добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие (авва Евагрий, 85, 606). В том-то и состоит истинное с нашей стороны богопочитание, когда мы уповаем на Его Всемогущество, хотя бы видимое для плотских очей и казалось противным (Его обетованиям) (свт. Иоанн Златоуст , 48, 425). Источник. ...Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесною, а духовною. Не так поступают бесы языческие – они даже требуют себе жертв (свт. Иоанн Златоуст , 49, 260). Когда Его почитатели проводят лучшую жизнь, когда прославляют Его словами и делами, – тогда Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что при этом возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его, через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении, Его величие открывается и неверующим в Него (свт. Иоанн Златоуст , 49, 740). Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею... Так и ты почитай Его тою честию, какую Сам Он заповедал, т. е. истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души (свт. Иоанн Златоуст , 51, 522). Источник. Где почитают Бога, там нет ничего худого, а, напротив, где не почитают Его, там нет ничего доброго (свт. Иоанн Златоуст , 53, 179). Если и люди за почтение платят почтением, то не гораздо ли более Бог, Который, впрочем, нередко делает это, и не будучи Сам почитаем? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 186). ...Если почтим Единого, т. е. Бога, то все станут почитать нас, а если обесчестим Его грехами своими, то встретим противное тому (прп. Феодор Студит , 88, 146). ...Все люди ищут Бога. Следовательно, быть с Богом – есть норма жизни нашей души. Это так осязательно, что и спорить против этого нельзя... Твари Божии возвещают о Боге. Если есть разумность в устроении вещей, то есть и существо разумное их устроившее. Это неотразимое заключение, силу которого все умы испытывают, не исключая и тех, которые надуваются не верить... Остается вам уяснить, как вступить в общение с Богом и быть с Ним. Тут Христос Господь, Который сказал: «Я в Отце, вы во Мне, и Я в вас». – Се цепь, связующая нас с Богом. – Вот и вся система веры (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 161). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богословие и богослужение Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию 1949–1950гг. Введение Введение в богословие – в этом курсе нужно сказать понемногу обо всем. Мы живем в иное время, чем то, когда Григорий Богослов не мог войти в баню или лавку за хлебом, не будучи схваченным кем-нибудь за рукав и не спрошенным: «Скажи, что правильнее – “омоусиос” или “омиусиос”?» Теперь так не богословствуют и к богословию относятся неприязненно или с недоверием. Богословие стало уделом одних богословов, специалистов, которые рассуждают о вопросах, никого больше не интересующих. Большинство христиан ограничивается простой верой и с подозрением смотрит на богословие, боясь, чего доброго, впасть посредством его в ересь. Это отношение способствовало превращению богословия в чистую науку, интеллектуальное занятие, цель которого – в самом себе и которое не имеет никакой связи с жизнью. Даже большая часть священников, при обязательности для них богословского образования, из знаний, полученных за пять лет своего обучения, используют лишь те, что касаются устава и некоторых практических моментов. Прочее же никак не увязывается у них с реальностью. Здесь встает вопрос о целях и задачах богословия. Я принадлежу к тем людям, которые верят, что богословие есть высшее призвание, что без него нет и не может быть христианства. И теперь, когда жизнь зовет к практическим делам, я скажу, что нужно богословское призвание, нужно искусство богословия, нужен возврат к прежнему богословию, что без этого не будет подлинного христианства, той веры, о которой говорится: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Богословие, или теология (греч.), есть учение о Божестве; оно существовало и до появления христианства. Теологами в древней античности называли тех поэтов, которые занимались происхождением мира (космогония) или богов (мифология), в отличие от философов, которые рассматривали вещи сами по себе. Даже в более поздние времена Платон богословием называл мифологию, как учение о богах и их происхождении. Только с появлением стоицизма, последнего цветка на древе греческой философии, понятие «богословие» получило тот смысл, который оно имеет и теперь: учение о природе и сущности Божества. В Римской империи глагол «богословствовать» означал «обожествлять императора, признавать его богом». В христианстве термин «богословие» появился не сразу. Вначале он имел для христиан слишком языческий, мифологический привкус. Они с трудом привыкали обращаться с остатками языческих культов, как, например, воскурение ладана – каждение. Еще в III в., то есть через двести лет после Рождества Христова, Климент Александрийский и Ориген по-прежнему называли богословами греческих поэтов. Однако у них уже появляется предчувствие, что подлинное богословие принадлежит христианству, что если у римлян оно есть культ императора, признание его богом, то у христиан оно должно означать провозглашение Богом Христа. Только в IV в. это слово вошло в христианский обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Выписки из дневника схиигумена Саввы Основа для спасения Настави мя, Господи, на путь Твой, да пойду во истине Твоей. ( Пс.85:11 ) В православно-христианском вероучении особое место принадлежит учению о спасении. Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо? На все эти вопросы православные христиане должны знать четкие и ясные ответы. Спасение – есть прежде всего избавление от греха, очищение от всякия скверны, избавление от власти обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божия и осуждения, наконец, от вечной смерти и мучения с диаволом. Спасение человека уготовано Богом от вечности. Своим источником оно имеет любовь Божию, милосердие и долготерпение Божие к человеческому роду. Бог благоволил спасти человека Единородным Своим Сыном, Которого мы называем своим Спасителем. Он – есть Бог нашего спасения, пришедший в мир спасти погибающего человека. Таким образом, спасение есть дело Божие. Оно воссияло нам туне, то есть даром. Какая же роль отводится человеку в деле спасения? Принимает ли человек участие в своем спасении или нет? Несмотря на то, что спасение есть чистый дар Божией любви и оно не зависит от дел человеческих, однако Господь спасает человека в том случае, если человек имеет веру в пришедшего в мир Христа Спасителя, принимает с радостью благовествование, то есть Евангелие, ищет примирения с Богом в своей совести и не враждует против Бога, молится Богу о своем спасении. Вот необходимые условия нашего спасения: вера, надежда, любовь, молитва , чистота совести, нравственная жизнь, покаяние. Хочу вам, возлюбленные, указать на некоторые правила, которые помогут вам стяжать молитвенный дух и иметь непорочность пред Богом. Господь от нас многого не требует, то есть не требует подвигов, превышающих наши телесные силы. Все свое внимание мы должны обращать на внутреннее состояние сердца, чтобы с помощью Божией изгнать из него все страсти и соделаться живым храмом для Духа Святого. Чужд духовной мудрости, кто упражняется в подвигах телесных, а небрежет о заповедях Господних. Как во всем, так особенно в духовной жизни человека, важна сущность дела, а не форма. Господь сказал: «Сыне, даждь ми сердце твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Глава XXVII Истинное Боговедение в древнем мире и положительный закон Божий. Закон и вера. Вера, как обращение духа человеческого к Богу, и вера, как наивысочайший «тонус» духа человеческого, поставляющий человека в Боге. Значение благочестия и праведности от закона для веры. Оглавление и содержание закона. Спаситель мира и закон. Спаситель мира и весь род человеческий вообще, и каждый человек в частности. Спасение в Иисусе Христе. Дух Божий через Христа и во Христе, или благодать Бога Спасителя. Вменение и усвоение Христа человеку. Что принадлежит самому человеку при действии на него благодати Бога Спасителя. Благодать Бога Спасителя и свобода человека. Точнейшее изъяснение истины о благодати, о вменении Христа человеку и о личной свободе человека. Истинное Боговедение в древнем мире, как известно, сохранялось только в среде народа еврейского и было плодом положительного откровения Божия: «Для чего же закон? – спрашивает Апостол Павел. – Он дан после по причине преступлений» ( Гал.3:19 ), т.е. положительный закон, по свидетельству Апостола Павла, дан был Богом потому, что люди в самих себе потеряли истинное Богознание и Боговедение, через что разумение воли Божией и постижение истинного добра теряли свой источник, а преступление и зло, по мере потемнения религиозного сознания, будучи причиной этого потемнения, в то же время угрожали совершенно исказить религиозное сознание во всем человеческом роде, как мы, действительно, и видим это в языческом мире. Но закон, данный Богом, не сам по себе имел жизнь, говорит Апостол, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Рим.3:20 ), а заимствовал оную от обетования Божия, и праведность – не от закона ( Гал.3:21 ), а от веры ( Гал.3:11 ), поэтому обетование Божие о Семени Жены и благословение Божие суть плод веры ( Гал.3:6–9 ). Чем же положительный закон был для веры? Внешний положительный закон, данный Богом, служил, по свидетельству Апостола Павла, к ограждению и к воспитанию веры в откровение и в опознание воли Божией, дабы истинное Боговедение и истинное Богоделание сохранялись в людях, в своей неповрежденной чистоте ( Гал.3:23–24 ; Втор.30:19–20 ). Но спрашивается: что же такое есть вера, как такое обнаружение или самоопределение духа человеческого, через которое религиозное сознание человека открывается Богу и Бог таинственно открывается человеку? Св. Писание дает точное и глубочайшее определение веры: в начальном и общечеловечески-сохраненном своем обнаружении в душе человека вера есть непреложное убеждение, почерпаемое непосредственно из самооткровения и самоощущения духа человеческого, в том, что Бог есть, «и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» ( Евр.11:6 ). В этом своем значении вера, как мы сказали, имеет общечеловеческий характер и есть принадлежность рода, т.е. человека, выражая собой обращение человека к Богу, как к Абсолюту и Верховной Воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава Первая. Церковь первых христиан. (1 – 313) Священное Писание Жизнь Иисуса Христа и возникновение новозаветной Церкви изложены в 4-х Евангелиях, в Посланиях и Деяних Апостолов. Ничто в мировой литературе не может сравниться с глубиной и вместе с тем с доступностью Евангельского повествования. Ребенок и дикарь могут понять ясный язык Благовестия о пришествии Спасителя мира, на за этой кристальной простотой скрывается мудрость, превосходящая все произведения человеческого гения. Евангелия говорят уму и сердцу людей вне зависимости от их национальности, возраста и культуры. Эти книги написаны для каждого и для всех. Они возвещают всему миру, что Бог , Творец вселенной, есть Бог всепобеждающей любви, что Он ради спасения людей жил их жизнью, прошел через все их испытания и страдания вплоть до смерти на кресте, и что Он, не отняв от них их свободы, указал им путь примирения и возрождения. Новый Завет входит в состав Библии , завершая и разъясняя смысл других книг, называемых Ветхим Заветом. В этих писаниях описывается история того Еврейского народа, из среды которого произошел Христос. Евреи, одно из мелких племен Ближнего Востока, населявшие крошечную Палестину, резко выделялись из среды других родственных им племен своими религиозными особенностями. Они твердо верили в существование Единого Бога, всемогущего Творца всего видимого и невидимого мира. Они также были убеждены, чт,о грозный Бог, даже имя Которого не смели произносить грешные человеческие уста, придет на землю, чтобы разрешить страждущее человечество от бремени его нечистоты и неведения, и что Еврейский народ избран Богом для выполнения главной роли в деле примирения Творца со Своим творением. Нелегко было Иудеям оставаться верными этим убеждениям; разоряемые и покоряемые более сильными соседями, они часто начинали сомневаться в своем избранничестве. Выполнение строгих предписаний «закона», которые охватывали все стороны их жизни, также представлялось многим из них невыносимым игом. Книги Ветхого Завета дают яркую картину этой вековой борьбы между жестоко-выйным Израилем и Богом, предназначавшим его для выполнения особой миссии. Страницы Библии -содержат пламенные слова Пророков и Посланников Божиих, призывавших Евреев к верности однажды заключенному ими Завету, и они же повествуют о падениях избранного народа, об его малодушии и неверии. Но несмотря на противление самостной человеческой природы, подготовка к явлению Спасителя шла своим чередом, и Евангелия, в ничем несравнимых по своей силе образам, описывают пришествие Иисуса Христа, этого Посланника, обещанного Богом Еврейскому народу. Пришествие Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Глава четырнадцатая 1. Общее сходство между гностицизмом и софийным учением о. о. Булгакова и Флоренского по абсурдности. Сходства в учении о двух премудростях и образе Божием Сравнивая это учение с учением о. о. Булгакова и Флоренского о Софии, мы не можем не отметить того сходства, которое наблюдается между тем и другим. Правда, в гностическом учении очень много содержится абсурдного. Мы видели, как по учению гностиков варвелиотов, Премудрость побуждаемая не только добротою, но и простотою, разумеется, нерассудительною, произвела подобное себе творение, в котором сказалось неведение и дерзость 701 . В силу такой же простоты, как учат гностики офиты, Премудрость с высоты спустилась в воды до самых глубин и чуть не погибла 702 . Вследствие того же неразумия, София, будучи Божественным эоном, как учит Валентин, вышла из Плиромы, чтобы подняться к первообразу своего бытия и также чуть не погибла. Нельзя назвать разумною и дочь этой Божественной Софии – Ахамофу, тоже Софию, за то, что она произвела диавола с его злыми ангелами 703 . Поэтому св. Ириней в виду недостатков гностической Премудрости говорит, что гностики не должны называть ее Премудростию 704 . А в другом месте он называет ее всегда слепою 705 . Как видим, много абсурдного содержит в себе учение валентиниан о числах и буквах в именах, о сложении и умножении Божественных эонов «Небесною Четверицею». Поэтому, имея в виду гностиков маркосиан, св. Ириней говорит о них: «чем более кажутся высокомудрствующими, и, чрезмерно напрягаясь, истощают свои силы, тем менее здравы по уму» 706 . Мы не говорим уже о том, что самая главная мысль гностиков о существовании посредствующих существ между Богом и миром есть абсурд и даже корень бесчисленных гностических абсурдов. Но разве в учении о. о. Булгакова и Флоренского о Софии Премудрости Божией нет абсурдов? А что же иное представляет собою их учение о Софии, как посредствующем существе между Богом и миром?!.. Ничем иным нельзя назвать, как абсурдом, учение о Софии, как о четвертой ипостаси, что она не есть Бог и не есть тварь, что она есть великое женственное царственное существо, которое принимает почитание от Пречистой Божией Матери. К абсурду надо отнести и наименование Софии, приложимые к одному только Богу. К абсурду надо отнести противоречие, какое наблюдается между о. о. Булгаковым и Флоренским в их взгляде на положение Софии по отношению к Св. Троице. По учению первого, София не входит во внутреннюю жизнь Св. Троицы, а по учению второго, она входит в самые недра Пресвятой Троицы. Эти противоречие наблюдаются не только между о. Булгаковым и о. Флоренским, но и в учении каждого из них, о чем в свое время нами говорилось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Для чего нужна исповедь? Зачем нужен “посредник”? Что такое послушание и для чего вообще оно нужно? Что такое старчество? Кто такие старцы? Кто такой духовник?Как отличить истинного пастыря от младостарца? Беседа с иереем Михаилом Немноновым Для чего нужна исповедь? Почему человек не может просто искренне покаяться перед Богом в совершенных грехах? Зачем нужен “посредник”? Исповедь перед священником установлена Самим Господом. Помните, в Евангелии от Иоанна Христос, явившись ученикам по Воскресении, говорит им: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Потому православные и исповедуются (в том числе сами священники другим священникам), что это от Бога и что так нам заповедано. Таинство покаяния, называемое также исповедью, установлено Церковью в глубокой древности. В Деяниях говорится, что «многие из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18). С исповеди начиналась христианская жизнь бывших язычников. Практиковались иногда публичная исповедь перед всей общиной (к V веку она исчезает), а также исповедь перед несколькими священниками. Чаще, однако, исповедь была тайной. В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная «врачебница», грех — как болезнь, исповедь — лечение, священник — врач: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе… Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов» (святитель Иоанн Златоуст). 1 В чине исповеди сохраняются слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши». Грех является падением, заблуждением человека: исповедь помогает ему подняться и выйти на верный путь. Христианину все грехи прощены в Крещении. Однако «несть человек, иже жив будет и не согрешит», и после Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому что ничто нечистое не может войти в общение с Пречистым Богом. Святые Отцы называли покаяние «вторым крещением», подчеркивая его очищающее, обновляющее и освежающее действие: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Иоанн Лествичник).

http://pravmir.ru/svyashhennik-starec-du...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010