140 Дела Артил. арх. Списки генералитету, штаб и обер офицером 1762 году. Ос. Абр. Ганнибал и старший его брат, Петр, были тогда артиллерии поручиками. 141 Так, например, во время шведской войны, когда все русские, служившие на жалованье, не раз, за недостатком денег, подвергались известным вычетам или, вместо денег, удовлетворялись сибирскими товарами, иностранцы постоянно бывали изъемлемы из этой всеобщей меры и аккуратно получали все чистаганом. 142 При учреждении сената, в 1711 году, не было между сенаторами ни одного иностранца; а при кончине Петра, в 1725 году, оказывается только один, Девиер (впоследствии граф), хотя и португальский жид родом, но женатый на сестре князя Меншикова. 144 Dictionnaire universel d’Histoire et de Geographie, par Μ. N. Bouillet. Paris. 1757 г. c. 1035. 145 Anecdotes interessantes de Russie, tiréés de ses archives. Publiées par un voyageur, qui a séjourné treize ans en Russie. Londres. 1792 r. 148 Сражение Тоннинга тогда же вырезано на медном круге, с надписью: Марс у Тоннинга удивися мужеству Петрову. 1713 г. Точно так же увековечено и взятие Штетина, с надписью: Не стерпя силы Петровы Штетин покорился. 1713 г. Оба медные круга хранятся в кабинете Петра Великого. См. Кабинет Петра Великого. Спб. 1844 г., с. 12. 150 По переписке, сделанной в 1714 году всем домам новой столицы, их оказалось 34550. Там же, с. 118. 151 Именным указом 36-го декабря 1715 г., велено: «Взять из школы адмирала Апраксина таких детей, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека для науки молодых ребяток из всяких чинов и людей». 152 Die Heutige Historie oder der gegenwärtige Staat von Russland, nach dem Englischen und Holländischen des Hrn. Salmon und Hrn. van Goth ins Deutsche übersetzt von Elias Kaspar Reihard. Altona und Leipzig. 1752 г. c. 397. 153 См. статью: «Госпитальный спорт в 1757 году», помещенную в отделе Смеси июльской книжки журнала «Русское Слово». 1859 г., с. 13. 154 Тогда государь собственноручно выпустил около 20-ти фунтов воды у голландской купчихи Борсте, и больная через несколько дней умерла. Императрица шутя говорила, что за такую операцию императора следовало бы сделать доктором. Нет, не доктором, а хирургом – пожалуй», отвечал император. См. Дневник камер-юнкера Берхгольца, перев. с нем. И. Аммона. 1860 г. Ч. III, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Дидро (1713–1783) начал свое неверие тем, что свой деизм, высказанный им в первоначальных сочинениях, переменил на абсолютный скептицизм, будучи увлечен потоком испорченной жизни высшего общества, когда стал в близкие к нему отпошения. Со всею резкостию свой скептицизм выразил Дидро в своих «Философских афоризмах» (Pensèes philosophiques), в которых он хотя отвергает положительный атеизм, но в то же время старается ниспровергнуть все основания, на которых утверждается вера, усиливаясь доказать, что никакие доказательства в пользу догматики не могут устоять против смелого сомнения. В «Письмах слепого в пользу зрячих» уже резче и прямее высказывает свое положительное учение, – здесь уже можно замечать следы того атеистического фанатизма, которым отличался после Дидро между другими философами, но здесь он еще удерживается от мрачного и грубого материализма, который вскоре стал проповедовать в Энциклопедии. Издание Энциклопедии философами французскими под редакциею Дидро, задумано было с тою целию, чтобы начала эмпирико-материалистические провести по всем отраслям человеческого знания и перестроить по ним все науки. Цель эта ясно указана Дидро в составленной им вместе с д’Аламбером (1713–1783) программе, но еще яснее высказано самом д’Аламбером в его обширном «Введение» к Энциклопедии, в котором он с такою ясностию излагает начала Локковой философии, с таким искусством построивает на них новую систему знаний, что ему приписывают господство во Франции новой теории знания. Принявши за несомненное то фальшивое положение Локка, что все наши познания не только начинаются чувственными впечатлениями, но и проистекают из них, д’Аламбер чрез ряд выводов приходит незаметно к тому заключению, что все человеческое знание ограничивается рефлексом, сравнением одних чувственных впечатлений и их отношений, различением полезного и вредного, а чисто-духовная деятельность составляет не более как подчиненный элемент знания. При таком взгляде на происхождение познания, высшие стремления и потребности, высшие проявления духовной жизни естественно теряли свой истинный смысл и значение по д’Аламберу они были не более, как проявления чисто-животного ощущения; в нем-то, по д’Аламберу и заключалось начало и единственное основание всякого общественного и нравственного порядка, всех искусств и всякой философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРКЛИ [англ. Berkeley] Джордж (12.03.1685, близ Килкенни, Ирландия -14.01.1753, Оксфорд), англикан. еп. Клойнский, англо-ирл. философ, религ. деятель и ученый. Род. в состоятельной англ. дворянской семье. Его отец, Уильям Беркли из Томастауна, род. в Англии, но обосновался в Ирландии. Мать Элизабет - дочь пивовара из Дублина. В семье было 6 сыновей. Беркли являлись отдаленными родственниками англ. графов той же фамилии. В жизни Б. прослеживаются 3 периода: 1) 1685-1712 гг., живет в Ирландии, учится и создает основные произведения; 2) 1713-1733 гг., много путешествует; 3) 1734-1753 гг., служение епископом Клойнским (юг Ирландии); за исключением неск. месяцев в конце жизни не покидает пределы Ирландии. Имея хорошую подготовку и обладая замечательными способностями, Б. в возрасте 11 лет поступает в Килкенни-колледж, в к-ром до него учился Дж. Свифт . Это учебное заведение закрытого типа, называемое «Итоном Ирландии», было основано в 1538 г. и имело блестящую репутацию. После окончания колледжа Б. приезжает в Дублин и поступает в Тринити-колледж (1700) в качестве «пансионера». Помимо теологии он изучает целый ряд предметов: лат., греч., франц. языки, иврит, философию, логику, математику; читает труды Дж. Локка , Н. Мальбранша , Ф. Бэкона , Р. Декарта , Т. Гоббса и П. Гассенди. Б. получил степени бакалавра искусств 24 февр. 1704 г., мастера искусств - 15 июля 1707 г. и д-ра богословия 14 нояб. 1721 г. 19 февр. 1709 г. д-р Аш, еп. Клохера, посвятил его в часовне колледжа во диакона, а весной следующего года - во пресвитера. Б. был избран стипендиатом для научной работы 9 июня 1707 г. и кооптирован в члены ученого об-ва колледжа 13 июля 1717 г. Он читал лекционные курсы, занимал различные должности - библиотекаря, младшего декана, младшего преподавателя греч. языка и лит-ры, старшего преподавателя греч. языка, преподавателя иврита. С 1713 по 1721 г. с перерывами для поездок на континент Б.

http://pravenc.ru/text/Беркли.html

живет в Лондоне, где знакомится с А. Поупом , Свифтом, Дж. Эддисоном, Р. Стилом и др. Приняв место священника при лорде Петерборо, Б. в окт. 1713 г. прибыл в Кале, затем поехал в Париж, где в нояб. 1713 г. встретился с Мальбраншем. Из Парижа через Лион проследовал в Женеву и Ливорно, а затем вернулся в Лондон (авг. 1714), чтобы в 1716-1720 гг. совершить поездку по Италии, где посетил Неаполь и Сицилию. В 1721 г. Б. возвращается к преподаванию теологии и иврита в университете. С мая 1724 по 1728 г. Б. служил деканом в Дерри. Женившись в авг. 1728 г. на Анне, старшей дочери видного ирл. политика Дж. Форстера, Б. вместе с ней уехал в Америку, чтобы на о-ве Род-Айленд основать колледж св. Павла для подготовки проповедников. Но т. к. обещанные правительством средства не поступили, они в 1731 г. возвратились в Англию. Б. привез рукопись полемического произведения «Алкифрон, или Мелкий философ» с критикой деизма и свободомыслия. Сочинение было издано в 1732 г., поднесено королеве Англии и благосклонно принято ею. В 1734 г. благодаря ходатайству королевы Б. поставлен епископом в Клойн, где жил почти до самой смерти, посвятив себя пасторским обязанностям и общественным делам по улучшению духовной и экономической ситуации в Ирландии. За неск. месяцев до смерти Б. приехал в Оксфорд, скончался скоропостижно. Б. отличала глубокая вера в Бога и искренняя религиозность. В своей философии, к-рую позже назовут имматериализмом, он стремился опровергнуть атеизм и материализм , защитить веру с помощью философии. С этой целью, с одной стороны, опровергал существование материи, с др.- разрабатывал оригинальную эпистемологическую версию космологического и телеологического бытия Божия доказательств . Отрицание материи как источника ощущений не только разрушает, по Б., всякую атеистическую оппозицию, но и непосредственно доказывает существование Бога: ведь если нет материи, то кроме Высшего Духа нет др. источника, из к-рого могли бы возникнуть ощущения. Дж. Беркли. Портрет. Худож. Дж. Смайберт.

http://pravenc.ru/text/Беркли.html

завершились неудачей в силу неблагоприятных внешних условий и недостатка у него необходимых технических познаний (см.: Antognazza. 2009. P. 227-230). С нач. 80-х гг. XVII в. положение Л. при дворе значительно упрочилось вслед. покровительства, к-рое ему оказывали принцесса София (1630-1714), супруга герц. Эрнста Августа, а также ее дочь, принцесса София Шарлотта (1668-1705), супруга Фридриха, курфюрста Бранденбурга (1688-1713) и короля Пруссии (1701-1713; с именем Фридрих I). С обеими принцессами Л. связывала длительная, искренняя и глубокая дружба; он обсуждал с ними при личных встречах или в переписке многие научные, философские и теологические проблемы, посвящал им свои сочинения, пользовался их посредничеством при переговорах с герм. правителями по политическим, общественным и научным вопросам. При активном участии Софии Шарлотты 11 июля 1700 г. в Берлине по проекту Л. была учреждена Академия наук (первоначальное название - Об-во наук курфюрста Бранденбурга; впосл. Прусская королевская академия наук); став президентом академии, Л. прилагал усилия к превращению ее в один из центров интеллектуальной жизни Европы, однако вслед. отказа кор. Фридриха I финансировать деятельность академии к.-л. крупных успехов новое научное сообщество при жизни Л. достичь не смогло. В 1711 г. отношения Л. с кор. Фридрихом I, заподозрившим его в шпионаже в пользу Ганновера, безнадежно испортились; он стал нежелательным гостем в Берлине и не принимал прямого участия в дальнейших судьбах академии наук (см.: Ibid. P. 386-390, 466-468). В нач. XVIII в. Л. пытался также организовать сообщество ученых в Вене. В 1713 г. ему удалось добиться от имп. Карла VI (1711-1740) обещания учредить академию наук. Л. получил оплачиваемую должность имперского придворного советника и разработал подробный план организации деятельности буд. научного института, однако вслед. нежелания императора выделять требующиеся значительные средства из имперской казны практическая реализация плана по учреждению академии наук при жизни Л.

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

Синод, окончившуюся порицанием его действий и выговором 33 . Из обстоятельств, сопровождавших миссию Неофита, открылось, что сношения и собеседования с раскольниками не так легки, как это могло казаться; что на содействие гражданской власти в деле обращения раскольников нельзя было полагаться; что раскольники рассуждали с Неофитом неохотно, по необходимости; что они продолжают подозрительно и даже унизительно смотреть на высшую церковную власть, которую представлял собой Св. Синод, когда эту власть выговцы не могли признать православной, несмотря на все увещания Неофита, всего духовенства и властей 34 . Одну из причин неудачи миссии Неофита видят в неопытности последнего, как человека «самого простейшего и неучёного». Это неверно. Если бы Неофит был на самом деле таким простецом, как представлен он проф. Барсовым, то как мог рекомендовать его Питирим Св. Синоду в качестве опытного и надёжного миссионера? Это было бы ни с чем несообразно. Сомнительно, чтобы отзыв преосв. Питирима о неучёности 15 монахов Спасской Раевской пустыни (балах. уез., нижег. губ.), в числе которых числился и Неофит, относился к последнему; но нужно заметить, что означенный отзыв высказан был в 1713 г., а миссия Неофита относилась к 1722–1723 гг. 35 Таким образом, если допустить предположение о невежестве иер. Неофита в 1713 г., то в 1723 г, т. е. через 10 лет, он мог быть пригоден для миссии, приобрётши некоторую опытность посредством практики, под руководством Питирима. С другой стороны, тогда весьма были ограничены требования от миссионеров, легко превращавшихся в простых сборщиков денег с раскольников. В безуспешности миссии Неофита имели значение более общие причины, удачно сочетавшиеся с наличными дарованиями составителей своеобразных ответов. Невозможно в бесполезно было рассуждать с теми, кто предубеждён был против церкви и её представителя, кто под видом искания истины старался запутать дело посредством уклончивости и двусмысленных вопросов и ответов; бесполезно и (в интересах достоинства православия) не безопасно было рассуждать о важных предметах с фанатиками-невеждами «в присутствии целой толпы таких же невежд, как они сами, потому что в подобных прениях преимущество остаётся не на стороне внушений справедливости, но на стороне дерзости, которая ничего не слушая и ничем не вразумляясь и будучи поддерживаема целым скопищем изуверов вопиет о своей мнимой победе» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Помета: выписать. И против сей челобитной и пометы выписано: в приказе Книг печатного дела ведомы немецкие школы, что на Новгородском подворье, и в тех школах по указу великого (государя) и по поручной записи в сторожах Иван Марков; великого государя жалованья оклад ему 10 рублев. И в прошлом 712-м июля в 18 день по указу великого государя и по выписке за пометою типографии справщика Феодора Поликарповича Поликарпова великого государя жалованья дапо ему Ивану июля с 1-го числа генваря по 1-е число 713 году на полгода 5 рублев из школьных остаточных денег прошлого 711 году. И ныне великому государю сторож Иван бьет челом, а о чем, о том пишет в челобитье ево выше сего. И буде великий государь по· жалует ево Ивана Маркова, укажет генваря с 1-го числа сего 713 году июля по 1-е число половину окладу ево выдать, и того будет в даче 5 рублев. Помета: 1713-го генваря в 11 день. По указу великого государя выдать ему на полгода по окладу ево из школьных росходов. По сей выписки немецких школ сторож Иван Марков на полгода жалованья 5 рублев взял, а вместо ево тередорщик Василей Степанов по ево веленью росписался. (Кн. 110, л. 5–6). Державнейший царь, государь милостивейший! По твоему государеву указу дается мне нижеименованному рабу твоему твоего государева жалованья на год по 10 рублев и на прошлой 712 год выдано, а на нынешней 713 год ничего пе дано; а дается, государь, полугодовое по 5 рублев. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, и на нынешней 713 год на первую половину против окладу выдать и на другую полгода. Вашего величества нижайший раб немецких школ сторож Иван Марков. июля в 7 день 1713 году. К сей челобитной полку господина полковника Федора Леонтьевича Вельяминова-Зернова солдат Арист Сергеев вместо Ивана Маркова, по ево веленью, руку приложил. И против сей челобитной выписано: в приказе Книг печатного дела ведомы немецкие школы, что на Новгородском подворье, и в тех школах в сторожах Иван Марков; великого государя жалованья оклад ему в год 10 рублев. И генваря в 11 день сего году по указу великого государя и по выписке за пометою типографии справщика Феодора Поликарповича Поликарпова дано из приказу Книг печатного дела генваря с 1-го числа июля по 1-е число сего 713-го году половина окладу 5 рублев. И ныне великому государю бьет челом сторож Иван Марков, чтоб великий государь пожаловал ево, указал ему свое государево жалованье другую половину окладу ево июля с 1 числа сего 713 году генваря по 1-е число 714 году 5 руб. из приказу Книг печатного дела выдать из школьных росходов, чтоб ему, будучи в сторожах, было чем прокормиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В итоге Л. пошел на уступки Папскому престолу, что было продиктовано дипломатическими интересами: желанием получить поддержку понтифика в решении вопроса об испан. наследстве. Правившая в Испании ветвь династии Габсбургов пресеклась со смертью бездетного кор. Карла II (1665-1700), ближайшими родственниками к-рого по жен. линии были члены семьи Л. и имп. Леопольда I Габсбурга (1658-1705). Л. желал посадить на испан. престол своего внука и рассчитывал в этом на поддержку папы Римского. Когда в 90-х гг. XVIII в. Л. перешел к решительным действиям в борьбе против янсенизма, эти меры совпали с планами Папского престола. По просьбе Л. папа Климент XI (1700-1721) издал буллу «Vineam Domini» (1705), осудившую янсенистские сочинения. Л. обязал франц. духовенство подписать формуляр, составленный на основе папской буллы. Монахини мон-ря Пор-Руайаль (Пор-Руайаль-де-Шан), ставшего духовным центром янсенизма, отказались это сделать, вслед. чего насельницы были насильно вывезены из обители (1709), а здания аббатства снесены (1713). Когда развернулась активная полемика вокруг соч. «Моральные размышления о Евангелии, или Христианские мысли о текстах четырех евангелистов» пресв. Паскье Кенеля, а также др. его трактатов, в к-рых содержалось большое число янсенистских положений, Л. и ряд франц. епископов обратились к Клименту XI с просьбой издать буллу с осуждением трудов Кенеля (ранее понтифик подписал бреве «Universi Dominici gregis», в к-ром осуждал книги Кенеля, в т. ч. за янсенизм). В булле «Unigenitus» от 8 сент. 1713 г. содержится осуждение не только янсенистского учения о благодати как о единственной причине морального блага в человеке, но и мн. положений галликанизма. Несмотря на одобрение папской буллы королем, значительная часть франц. клира отнеслась к ней отрицательно. Решительной была оппозиция Парижского парламента, отказавшегося зарегистрировать буллу и придать ей тем самым законную силу на территории Франции. Конфликт между королевской властью и Парижским парламентом вокруг буллы «Unigenitus» продолжался до 30-х гг. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561072.html

Петр по частным делам должен был допустить то, что мы называем взяточничеством: бедное государство не могло обеспечить жалованьем служащих ему и потому должно было позволить им кормиться от дел. В 1713 году подьячие секретного стола сенатской канцелярии били челом государю, что им, кроме жалованья, прибытка нет никакого и пропитаться с домашними своими невозможно, и потому просили прибавки жалованья. Государь на их просьбе написал: «Вместо жалованья ведать в секретном столе все иноземческие и Строгоновы дела, кроме городских (архангельских) товаров». Но он неумолимо решился преследовать похищения казенной собственности, взяточничество, вредившее государственным доходам. В августе 1713 года читали указ: «Великий государь, милосердуя о народах государств своих, ревнуя искоренить неправедные, бедственные всенародные тягости и похищения лукавые государственной казны, понеже известно ему учинилось, что возрастают на тягость всенародную и умножаются для лукавых приобретений и похищений государственных интересов великие неправды и грабительства и тем многие всяких чинов люди, а наипаче крестьяне приходят в разорение и бедность. И того ради его царское величество указал объявить всенародно на удержание оных злых вымыслов и лукавых корыстей и граблений сей свой указ, дабы впредь неведением никто не отговаривался, чтоб всех преступников и повредителей интересов государственных с вымысла, кроме простоты какой, и во всяких государственных делах неправды и тягости искоренить, а именно: всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить в приказах и губерниях с великих радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной, и к покупке и к продаже и к подрядам призывать, объявляя всяких чинов людям не тайно; а самим судьям и приказным и иным подчиненным их на свои или на чужие имена, и людям их и крестьянам отнюдь не подряжаться и никаким образом не вымышлять; а доходы окладные, с купечества и с уездных дворового числа, и иные неокладные, сложа все вкупе, сбирать на четыре срока и объявить всенародно, чтоб на те сроки все доходы из уездов привозили платить в города бездоимочно». Вслед за тем другой указ: «К положенным законам о грабителях народа в пополнение объявить всенародно: ежели кто таких преступников и повредителей интересов государственных и грабителей ведает, и те б люди безо всякого опасения приезжали и объявляли о том самому его царскому величеству, только чтоб доносили истину; а кто на такого злодея подлинно донесет, тому за такую его службу богатство того преступника, движимое и недвижимое, отдано будет, а буде достоин будет, дастся ему и чин его; а сие позволение дается всякого чина людям, от первых даже и до земледельцев, время же к доношению от октября месяца по март».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Безнос мне сказал: когда и ты был у Орлика дворецким, то также был надут и мало на меня смотрел. Я ему сказал: если б Орлик не изменял, то добрый был пан, сколько я ему ни служил, лихого слова от него не слыхал. И Безнос мне сказал, что большое приятство от Орлика имел и сотничество чрез него получил. Говоря это, мы оба пили за Орликово здоровье и, выпивши, разошлись». Гроевский и Безнос были наказаны за свои непристойные слова и отпущены домой на Украйну. Правительство отстранило донос Логвиненка на гетмана, сослало в Архангельск знатного козака Забелу, старавшегося выставить в подозрительном свете поведение Скоропадского; но доносы продолжались, и в мае 1713 года гетман писал Головкину, что объят размышлением: от начала гетманства своего имеет несносные скорби от злобных и безбожных клеветников, не только мирских, но и духовных. Канцлер по-прежнему уверял его, что царское величество о верности его довольно известен. Скоропадский по характеру своему был мало опасен, но могли быть опасны полковники. Фельдмаршал Шереметев в начале 1713 года писал о необходимости переменить четырех подозрительных полковников – стародубского, лубенского, нежинского и прилуцкого. Головкин отвечал ему: «Ваше сиятельство об них уже давно были сведомы, а в бытность свою здесь прошлого лета царскому величеству не доносили и после не писали, а теперь, при наступлении кампании, в ожидании неприятельского прихода переменить вдруг четырех полковников видится непристойно и небезопасно, к тому же не знаем заочно, кого на их место определить добрых и верных». Кроме подозрительных полковников беспокоило правительство сильное неудовольствие в низшем слое малороссийского народонаселения. Изменничий гетман Орлик писал крымскому хану, что малороссийский народ, приведенный в отчаяние московским тиранством, ждет его. Орлика, как избавителя. Малороссийский народ действительно терпел много, только не от московского тиранства. Стольник Протасьев, остававшийся при гетмане в качестве министра государева, писал Головкину в 1714 году, что черный народ сильно отягощен своими полковниками и сотниками, крестьяне и козаки беспрестанно на них работают, мельницы строят, сено косят, домы в городах и на хуторах строят, да, кроме того, на ратушские расходы бывают беспрестанно денежные поборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010