Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь основан в 1710 году Петром I . В 1712 году приступили к работам. 25 марта 1713 освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Литургия . 18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь " переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою " . Основание Александро-Невского монастыря Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга , было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители. В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг , и таким образом была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года " осматривал место, где быть строениям " . Тогда и указано было " непременно на том месте быть Монастырю " . Определено было именовать монастырь " Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского " и быть - по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. " Назначенный в тот Монастырь " архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: " Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь " . А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: " Что сей крест образует, обонполный то сказует " .

http://drevo-info.ru/articles/320.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Униатский монастырь Монастырь основан как униатский в 1713 году Речицким подкоморием Казимиром Юдицким, который построил и самое местечко, назвал его Казимировым. Управлялся монастырь базилианским орденом . При монастыре было образовано училище, в котором учителями были сами монашествующие. Все здания монастыря были деревянные. В 1790 году из монашествующих Казимировского монастыря, с разрешения униатского митрополита Феодосия Ростоцкого, учреждена была однолетняя Миссия проповедания Слова Божия в Литовской епархии. Православный приход В 1832 году костел в деревне Казимирово был преобразован в православный храм, а сам монастырь, по-видимому, был упразднен. По преданию, в XIX столетии в Казимирово была местночтимая чудотворная икона Божией Матери. Казимировская церковь упоминается в хронике 1886 года, а также 1897-го, На рубеже XIX - XX веков Казимировский приход включал в себя шесть селений, прихожан насчитывалось 818 мужчин и 789 женщин. Уже в XIX веке Казимирово славилось на всю округу своей ярмаркой, которая была приурочена к местному престольному празднику. Память об этом ярком зрелище сохранилась до наших дней. В 1930-е годы местный храм был закрыт и разрушен. Возрождение прихода Возрождение православного прихода в Казимирово произошло в 1996 году. Под молитвенный дом власти передали верующим пустующее здание сельского клуба, это был бывший дом священника, 1911 года постройки. Первоначально новооткрытый приход окормлял настоятель Краснобережского Свято-Георгиевского прихода иерей Петр Петрушенко. Образование монастыря В 1998 году в Казимирово появились первые монашествующие. В 2000 году решением Синода Белорусского экзархата Московского Патриархата Казимировский приход был преобразован в женский монастырь. В скором времени в Казимирово началось возведение нового деревянного храма. 9 августа 2002 года в торжественной обстановке состоялось освещение Казимировского Успенского храма Жлобинского благочиния. Чин этот совершил архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич) в сослужении благочинного Жлобинского благочиния протоиерея Василия Пилипенко и других клириков благочиния. В начале XXI века в монастыре подвизалось 10 сестер. Храмы Настоятельницы Использованные материалы   Апанас Мартас. Беларусь в исторической, церковной и государственной жизни‎. Часть 2, гл. VII - Редакция текста от: 05.03.2014 15:56:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17336.html

Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь. Спасский Новодевичий монастырь Храмы монастыря: Утраченные храмы: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасский женский (девичий) монастырь - иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.) Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1780 г. " Спасской девичей монастырь " имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. - два одноэтажных флигеля для постоя, " чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход " на восточной стороне - два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне - часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались " водяными " , с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Скитская (Великопоженский скит). Неизвестная моленная. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, д. Скитская Координаты: 64.954193, 51.821756 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Великопоженский скит на реке Пижма, в котором было много насельников, пахавших землю, вырабатывавших железо и ковавших себе предметы быта, трудившихся в книгописных и иконописных мастерских. Были там и школы – «грамотницы». Основали скит примерно в 1715 году пришлые с Мезени крестьяне Бобрецовы, Антоновы, Кирилловы и другие «закоренелые раскольники». Официально же основателем его считается мезенец Парфений Клокотов, прибывший туда тоже с Мезени и привёзший с собой «наставника общежительства», то есть как бы игумена. Им был бывший соловецкий инок старец Феофан, после «разгрома» Соловков подвизавшийся в Карелии, в Выголексинском общежительстве. После его смерти с 1733 года наставником стал также выходец с Выга Иван Акиндинович. Женскую же часть Великопоженского общежительства возглавляла старица Александра. Народный монастырь просуществовал до 1854 года, когда его попросту закрыли власти. Но надлом там произошёл за сто лет до этого, когда 78 насельников «мужска и женска пола с малолетними детьми» самосожглись в часовне, узнав о приближающихся солдатах, которые должны были заковать староверов в кандалы и отправить в Архангельск. Память о Великопоженской «гари» до сих пор хранится в Скитской, на месте её стоит крест. Для северо-востока Европейской России скит на «Великих Лугах», или Великопоженский скит, в XVIII–XIX веках играл культурно-просветительскую роль, сходную с Выго-Лексинским общежительством. Он был основан в 1713 году. Первым его настоятелем стал соловецкий старец Феофан (ум. 1733), а стряпчим — мезенский крестьянин Парфений Клокотов (род. 1680), перешедший в старую веру. После смерти старца Феофана в 1733 году сюда прибыл из Выговского монастыря деятельный и сведущий в церковных уставах наставник Иван Акиндинович. Он занялся обустройством скита, установил службу, основывавшуюся на поморско-выговском уставе, учредил общежительство. Великопоженское общежительство вело довольно значительную хозяйственную деятельность, основой которой были хлебопашество и рыбный промысел. Обитель была очагом книжности и грамотности: крестьянских детей обучали чтению, письму, переписке книг.

http://sobory.ru/article/?object=58013

В 1740 г. построена была вторая деревянная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. В 1764 г., с учреждением штатов, пустынь была упразднена и приписана в ведение белого духовенства с. Большого Вьяса, а главная монастырская церковь сделалась сельскою кладбищенскою. С 1801 г. по 1828 г. пустынь была в зависимости от Саранского Петропавловского монастыря; в 1828–32 г. она была самостоятельною, с 1832 г. опять причислена к Саранскому Петропавловскому монастырю, в 1838–46 г. приписана к Пензенскому архиерейскому дому, а в 1846 году снова причислена к Петропавловскому Саранскому монастырю; самостоятельной она сделана лишь в 1851 г. В настоящее время в пустыни находится храмы: 1) в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменный, холодный, построен в 1853–63 г. 2) Храм во имя Живоначальной Троицы, деревянный, теплый, построен в 1851 г. В этих двух храмах находится по временам святыня пустыни – Владимирская икона Божией Матери, почитаемая чудотворною с того времени, когда она в 1829–30 г. приносима была в г. Пензу во время эпидемии, вскоре после того прекратившейся. Икона эта ежегодно выносится в соседние веси и города Пензенской губернии и особенно во время народных бедствий. 3) Храм во имя Богоматери Живоносного Источника, деревянный, холодный, построен в 1857 г. на месте прежней церкви, построенной в 1713 г. В пустыни находятся два каменных и четыре деревянных корпуса с деревянными хозяйственными постройками. Вне стен монастыря гостиница для богомольцев, деревянный флигель и хоз. постройки. Земли при пустыни 35 д. 2200 с.; при с. Конопати, Инсарского уезда, 74 д. 2148 с.; при с. Соколовке, Саранского уезда, соснового леса 4 д. и мелкорастущего леса 6 д. Пустынь имеет капитал, пожертвованный г. Саловым, 5000 р. и процентных бумаг на 3500 р. Монашествующих: настоятель, иеромонахов 4, иеродиаконов 7, монахов 6, послушников 7. 5) Наровчатский Троицкий Сканов монастырь (в 140 в. от г. Пензы и в 4 в. от г. Наровчата) основан в первой половине XVII ст. боярами Исканскими, откуда и название.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Крепостные стены вытянуты с севера на юг. Прямоугольные в плане, с восьмигранными башнями по углам и в средней части южной стены, с воротами крепостного типа в переломе северной стены. Высота стен 2,18 м, средняя толщина 1,25 м. На уровне 1,26 м устроены бойницы типа " замочная скважина " с камерами. Архитектура памятника отличается суровостью. В архитектурном наследии Украины другого такого ансамбля не встречается. Монастырь-тюрьма, один из самых негативных примеров использования историко-архитектурного наследия в Украине. Основан в 1702 г. как скит при деревянной церкви Св. Харлампия. В 1713 г. гетман Украины И. Скоропадский издал Универсал и выделил средства на сооружение женского монастыря. Здесь же он был похоронен в родовом склепе Харлампиевской церкви (сохранились белокаменные надгробия), а монастырь фактически стал родовой усыпальницей. В 1735 г. было закончено строительство собора Рождества Богородицы, территорию окружили крепостными стенами с башнями и надвратной колокольней, появились каменные кельи и хозяйственные постройки. В XVIII в. монастырь дважды горел и восстанавливался. Просуществовал до 1924 г., когда здесь был открыт дом престарелых и детский приют, а собор превращён в дом культуры. В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима склепы Скоропадских замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. Собор до сих пор используется под мастерские.  Решение об открытии женского монастыря в честь священномученика Харлампия было принято 25 сентября 2013 года на заседании Священного Синода УПЦ (журнал 63). Монастырь располагается рядом с Шосткинской исправительной колонией 66. Обитель здесь была основана в самом начале XVIII в. Жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия организовала женский монастырь. Его ктитором был сам гетман. Именно на средства семьи Скоропадских построен величественный Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня хорошо виден всем, кто проезжает мимо ШИК-66. Его строительство шло больше 20 лет и завершилось в 1735 г., уже после смерти четы Скоропадских. Гетман, его жена, дочь и другие родственники нашли вечный покой в Гамалеевском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=48313

С 1799 года монастырь находится в ведении викарного чигиринского епископа и управляется его наместником – архимандритом. Слупский Николаевский монастырь. Этот первоклассный необщежительный монастырь стоит на берегу Днепра, в Киеве, по Никольской улице, почти в версте от Киево-Печерской лавры. Несомненно, что Николаевский монастырь основан в глубокой древности, но, когда именно, не известно. Сохранилось предание, что в 1113 году великий князь Мстислав Владимирович, сын Мономаха, охотясь в поздний час в этой местности, покрытой тогда лесами, заблудился. С тревогой в душе разыскивая дорогу, он увидел чудный яркий свет, исходивший от образа святителя Николая, стоявшего на высоком и сухом пне дерева, у той самой дороги, которую искал князь. В память этого события набожный князь построил здесь Никольский храм и учредил при нем мужской монастырь. Впоследствии, во время набегов половцев и в особенности нашествия татарских полчищ, предводительствуемых Батыем, в 1240 г. монастырь этот подвергся совершенному разорению. Много лет после этого на месте Слупского монастыря стояла одиноко каменная часовня, построенная в виде столпа, как знак бывшего здесь монастыря. В 1713 году киевский губернатор кн. Д.М.Голицын возобновил иноческую обитель, построил на месте часовни каменную церковь во имя Св. Николая, тоже в форме столпа или, по киевскому наречию, слупа, – тесную, но высокую, с кельями возле нее. Стоявшая в часовне икона Св. Николая была поставлена в новом храме. Так здесь снова возник монастырь под названием «Слупского» Малого Николая, в отличие от «Пустынного» Большого Николая, и в зависимости от него, т. е. под управлением настоятелей Большого Николая. Когда последний в 1831 году был закрыт, братия его переселилась со всем своим имуществом в Слупский монастырь, который с этих пор получил самостоятельность и стал управляться своими архимандритами. Соборная церковь монастыря была однопрестольной и тесной. Но со времени получения монастырем самостоятельности, она заботами настоятеля Варнавы была увеличена посредством пристройки к ней с улицы крытой паперти, по бокам притворов. В 1891 году правый придел храма расширен устройством в нем престола во имя Св. вмч. и целителя Пантелеимона, а в 1894 г. перестроен и левый придел во имя свят. Димитрия Ростовского и расширен главный алтарь. Так главная церковь монастыря была приведена в тот благолепный вид, в каким находится доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

II. Штат служащих. Садовники III. Канцелярия Александро-Невского Монастыря. Стряпчие. Управители-офицеры. Судья Головачев; комиссары. Устройство Канцелярии. Колодничья. Солдаты. Вотчинное управление I. Из обзора церковно-административной деятельности первого Александро-Невского архимандрита видно, что положение Александро-Невского Монастыря, с самого начала существования Монастыря, было исключительным. Хотя Монастырь основан быль в районе Новгородской епархии, но в действительности, на практике, в зависимости от особого положения, которое занимал в столице первый Александро-Невский архимандрит, Монастырь не был в подчинение  Новгородскому архиерею. Создавшееся на практике такое положение скоро получило обоснование в ссылке на то, что «град Святого Петра», а следовательно и его Монастырь, «не Новгородской, а святейшего патриарха епархии». Местоблюстителю патриаршего трона, однако, тоже не пришлось простирать свою власть на Монастырь: в нем была одна власть – архимандрита Феодосия. Когда архимандрит Феодосий стал архиепископом Новгородским и когда затем был учрежден Святейший Синод, о правовом положении Монастыря архиепископ Феодосий выразился однажды характерною фразой: «оный Монастырь хотя и в моем ведомстве содержится, обаче от единого синодального правительства зависит» 1522 . При новом издании в 1721-м году «Чиновника» справщик Московской Типографии Поликарпов просил разъяснения, следует ли вносить в «Чиновник» упоминание, кроме Богослужебных особенностей Троице-Сергиева Монастыря, о таковых же Киево-Печерского и Александро-Невского, выражаясь о последнем, что «новопресловутой великой святой обители Александро-Невской от Царского Величества пожалованы великие особые предзакония» 1523 . Что касается вопроса о «степени» Александро-Невского Монастыря в ряду других Монастырей, то хотя один из историков Лавры и говорить, что «Александро-Невский Монастырь при учреждении своем поставлен степенью между Великороссийскими Монастырями выше Троицкой Сергиевой Лавры» 1524 , однако прямого законоположения по этому предмету не известно. Первое место Александро-Невскому архимандриту указано было позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

короли после 1569 г. постепенно возвратили Л. часть ее старых привилегий, доходов и земельных владений. Титул и права ставропигии были вновь признаны патриархом Иеремией II Траносом в 90-х гг. XVI в. и др. вост. патриархами в XVI-XVII вв. После воссоединения Киевской митрополии с РПЦ особая грамота патриарха Иоакима (Савёлова) от 1688 г. подтвердила привилегии Л., и она стала именоваться царской и патриаршей ставропигией, оставаясь независимой от митрополитов Киевских и управляясь выборными настоятелями, архимандритами, к-рым были присвоены особые преимущества в богослужении. Имп. Екатерина II в 1786 г. ликвидировала эту самостоятельность, установив власть митрополитов Киевских как настоятелей и священноархимандритов Киево-Печерской Л. Троице-Сергеева лавра Троице-Сергеева лавра Троице-Сергиев монастырь был основан в XIV в. прп. Сергием Радонежским. Первая община учеников прп. Сергия фактически жила по уставу древних палестинских Л.: каждый монах сохранял определенную экономическую самостоятельность, находясь при этом под единым духовным руководством прп. Сергия и собираясь на общие богослужения в ц. Св. Троицы. В 1355 г. по благословению К-польского патриарха Филофея Коккина в мон-ре был введен общежительный устав. Обитель стала называться Л. уже в XV в., как это следует из Похвального слова и Жития прп. Сергия, написанных прп. Епифанием Премудрым ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. T. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 279, 315), а также из 3-й Пахомиевой редакции Жития, где Троицкий мон-рь называется Л. или Великой Л. (Там же. С. 390, 397, 401, 403). Такое раннее употребление термина объясняется влиянием Житий прп. Евфимия Великого и прп. Саввы Освященного, послуживших моделью для нек-рых частей ранних Житий прп. Сергия (Там же. С. 37). Офиц. статус Л. монастырь получил указом имп. Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 г. Александро-Невская лавра Александро-Невская лавра Датой основания Александро-Невской Л., 1-го мон-ря С.-Петербурга, принято считать 25 марта 1713 г., день освящения деревянной Благовещенской ц. при впадении Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву, хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу. В 1797 г. именным указом имп. Павла I Петровича мон-рь получил статус Л. Свято-Успенская Святогорская лавра Свято-Успенская Святогорская лавра Успенский Почаевский мон-рь получил статус Л. в 1833 г., спустя 2 года после возвращения его в подчинение РПЦ из унии. Священноархимандритами Л. являлись Волынские, а в 40-60-х гг. XIX в.- Варшавские архиереи. Решение о присвоении статуса Л. Свято-Успенскому Святогорскому мон-рю было принято на очередном заседании Свящ. Синода УПЦ 9 марта 2004 г. Расцвет обители пришелся на 2-ю пол. XIX - нач. XX в., когда число ее насельников доходило до 700 чел., а монастырский комплекс был сопоставим по размерам с крупнейшими мон-рями Российской империи.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Расположен в сорока минутах ходьбы от Почаевской лавры . Возникновение монастыря Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в 1197 году. Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь ), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек. Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень. Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору - ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра . Прп. Мефодий Почаевский Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к 1219 году. Согласно этому повествованию, скит был основан греческим подвижником преподобным Мефодием . В 1220 году монастырь с большою торжественностью был освящён в честь Преображения Господня . Основные источники о древней истории монастыря - Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия - остаются спорными. Униатский период и угасание скита В 1713 году Почаевский монастырь и подчинённый ему Свято-Духов скит перешли во владение униатов и оказались в руках монашеского ордена базилиан . Греко-католики сначала много заботились об устроении скита: в 1728 году они выстроили на скит-горе новую церковь во имя Святой Троицы , а также келии для братии. По состоянию на 1743 год скит продолжал состоять в ведении монастыря и находился в четырех верстах в лесу, на возвышенном месте.

http://drevo-info.ru/articles/13676540.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010