399 Акакий (1481–1567) – епископ Тверской и Кашинский (с 1522 г.), происходил из семьи священника, был постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1517 по 1522 г. – игуменом тверского Вотмицкого монастыря. Под надзором Акакия находился Максим Грек , которого тверской епископ «держал в чести», приглашал на трапезу и беседовал с ним, снял оковы и разрешил писать сочинения. Акакий принимал участие в соборе 1539 г., где был избран московский митрополит Иоасаф. В 1549 г., во время похода Ивана Грозного на Казань, был местоблюстителем митрополичьего престола. Участвовал в Стоглавом соборе 1551 г. и в соборе на еретика Матвея Башкина 1553 г. 400 Николо-Улейминский монастырь был основан недалеко от Углича в 1400–1460 гг. Он был расположен на древней дороге, ведущей в Ростов, на слиянии рек Улеймы и Воржехоти. Первые каменные сооружения появились в монастыре в XVI в. (Введенская церковь с трапезной и Никольский собор), но были разрушены во время польско-литовской интервенции и заново возведены в 70–90-х годах XVII в. На рубеже XVІІ-XVІІІ вв. в ансамбль монастыря вошла надвратная Троицкая церковь , а в 1713 г. была возведена крепостная стена с восемью башнями. 401 Возможно, речь идет о самаритянах – древнем народе Палестины, потомках вавилонских колонистов, переселенных в Самарию после разрушения ассирийцами Израильского царства. Самаритяне приняли иудаизм, но продолжали поклоняться и языческим богам, поэтому между ними и евреями существовала такая вражда, что само слово «самаритянин» было бранным. 402 Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в Москве около 1370 г. племянником и учеником Сергия Радонежского Феодором, назначенным в 1390 г. первым архиепископом Ростовским. Преемником Феодора на посту игумена Симонова монастыря был Кирилл Белозерский. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, в район Крутицкого подворья, но старый Симонов монастырь, находясь в подчинении нового, существовал до конца XVIII в. В XV-XVІ вв. он выполнял роль крепости на подступах к Москве и подвергался военным нападениям. Монастырь имел значительное собрание рукописных книг и икон, служил усыпальницей великих князей и царей. В описываемый в Патерике период московский Симонов монастырь был одним из центров иосифлянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(† 1710–1713 г.). В 1900 г. освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пуст. хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, келейная икона св. Димитрия Ростовского . Пуст. приписана к лавре. При ней странноприимный дом. Суздальский Спасо-Евфимиев , 1 кл., в г. Суздале, на бер. р. Каменки, в 35 в. от г. Владимира. Основан в 1352 г., по повелению Суздальского и Нижегородского кн. Бориса Константиновича, пр. Евфимием Суздальским (см. 1 апр.), которому поручено было устройство мон. В 1445 г. мон. был разорен татарами; в 1501 г. пострадал от пожара; но затем, по милости царей Василия Иоанновича и Иоанна Грозного, пришел в цветущее состояние. В Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1511 г., почивают мощи пр. Евфимия, в серебряной раке, сооруженной в 1823 г. Здесь же находится весьма чтимая древняя Корсунская икона Божией Матери. В мон. погребен знаменитый освободитель России кн. Димитрий Михайлович Пожарский с прочими лицами своей фамилии; над могилой его памятник из белого мрамора. В ризнице между множеством богатых вещей, жертвованных кн. Пожарскими, хранятся: Евангелие с собственноручною надписью кн. Д. М. Пожарского и шитая супругою его плащаница, митра пр. Евфимия, его же медный крест и рукописное Евангелие. В 9-е воскресенье после Пасхи бывает крестный ход вокруг мон. В мон. сохранилось арестантское отделение, устроенное для заключения лиц за преступления против веры. При мон. находится школа имени кв. Д. М. Пожарского. Троицкий Данилов , 2 кл., в 21 в. от ж.-д. ст. Берендеево, в предместье г. Переяславля. Основан в 1508 г. пр. Даниилом Переяславским (см. 7 апр.). В Троицком соборе, построенном в 1530 г. вел. кв. Василием III, открыто почивают мощи пр. Даниила, в приделе его имени, в серебряной раке, устроенной в 1816 г., и находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию благословение обители пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Геральдическая проповедь Одним из наиболее изящных примеров православной церковной геральдики может по праву считаться герб священномученика Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре 1713 года из собрания Румынской Академии наук. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая навстречу сиянию звезды: символ человеческого стремления к горнему миру. Михаил Медведев старший преподаватель исторического факультета СПбГУ, член Геральдического совета при Президенте РФ Анфим, в миру Андрей, именуемый Иверским, Ивериянином, т. е. грузином (Антим Ивиряну или Ивирянул - для румын, Антимоз Ивериели - для грузинских соотечественников), родился около 1650 года по одним сведениям - в сердце Грузии, в царстве Карталинском, по другим - в месхетинской земле, в южном княжестве Самцхе-Саатабаго, в то время принадлежавшем Турции. Будущий святитель был воспитан в любви к Церкви, искусствам и книгам. Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. Священнический сан и монашество открыли ему путь к новым духовным высотам и вместе с тем к совершенствованию в науках и искусствах. В конце 1680-х годов иеромонах Анфим, к тому времени прославившийся как художник, каллиграф, резчик и мастер-типограф, получил приглашение от господаря Валашского, святого Константина Бранкована (кстати, ставшего впоследствии одним из первых российских Андреевских кавалеров), и по поручению господаря создал несколько церковных типографий в Бухаресте и за его пределами. В Валахии Анфиму удалось добиться невиданных успехов в издательском деле. Из его рук в свет выходили превосходные издания на церковнославянском, румынском, грузинском, греческом и арабском языках. В 1709, посетив родину, Анфим основал и первую грузинскую типографию в Тбилиси.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Казимировская Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в белорусском селе Казимирово Гомельской области основан в 1996 г., но его история началась раньше, когда в 1713 речицким подкоморием Казимиром Юдицким был создан мужской монастырь, и вблизи возникло местечко, получившее название Казимирово. В селе существует легенда, что подкоморий основал монастырь в честь чудотворной иконы Божией Матери, доставшейся ему от предков. Где-то в 1880-х гг. здесь была построена Свято-Успенская церковь. В ней эта икона и находилась. Там же хранилась книжка с описанием чудес от иконы с 1720 по 1764 год, ныне затерянная. В 1812 г. монастырские строения были разрушены войсками Наполеона. В 1839 г. монастырь был закрыт, церковь стала приходской. В 1933-м году храм закрыли, разобрали на бревна и построили школу. Икона исчезла, но была обретена в 2000-м году. Неизвестно, является ли вновь обретенная икона той оригинальной чудотворной иконой, или же это более поздний список. Например, на сайте sppsobor.by икону, находившуюся еще в мужском монастыре, откровенно называют почитаемым списком более древней Казимировской иконы, однако источник этой информации не указан. Как удалось узнать в Свято-Успенском монастыре, после закрытия храма, «икону забрала к себе прихожанка и хранила у себя дома, перед смертью завещала сыну вернуть икону в храм. В 2000 году после постройки храма и образования женского монастыря икону вернули в храм. Список это или сама чудотворная икона мы не знаем, но к иконе относимся как чудотворной, а там на все воля Божия. Экспертиз никаких не делали, средств нет». В любом случае, иные чтимые списки Казимировской иконы до нашего времени не сохранились, либо их местонахождение неизвестно. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казимировская " .

http://pravicon.com/info-798

Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:1740. Адрес: Нижегородская область, Борский район, Спасское Координаты: 56.82257, 43.96629 Проезд:Нижний Новгород - Линда - Спасское, асфальт Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь находилась на территории Спасораевского женского монастыря. После его упразднения в 1764 г. стала приходским храмом села Спас-на-Кезе. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (время постройки - последня треть 17 в.) входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря. Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы как мужской. В монастыре велась активная культурная жизнь. Здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Интересным историческим памятником является синодик монастыря, находящийся ныне в Российской Государственной библиотеке (Москва). Также в монастыре находилась богослужебная утварь, изготовленная в Оружейной палате, наличие которой констатировал в своих записках в середине 19 в. В.Даль. В 1713 г. братия монастыря была заподозрена в контактах со старообрядцами и выслана. Монастырь стал женским. В 1716 г. была построена деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1760 г. она была перестроена в камне. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт и храмы стали приходскими. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены. В настоящее время Нижегородская областная общественная организация " Культурно-просветительский центр " Спас-Исток " реализует проект, направленный на восстановление монастыря. По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи " (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В. Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи " изд. 1892 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03528

Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь. Церковь Харалампия Магнезийского. Харалампиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Харалампия, епископа Магнезийского Год постройки:1714. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Гамалиевка Координаты: 51.843562, 33.574239 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Гамалиевку или в Гамалиевку, выходить на остановке " Гамалиевка " Изменить описание Добавить фотографии Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь основан в 1702 г. как скит при деревянной церкви Св. Харлампия. Вскоре построена небольшая каменная церковь Харлампия. В 1713 г. гетман Украины И. Скоропадский издал универсал и выделил средства на сооружение женского монастыря. Здесь же он был похоронен в родовом склепе Харлампиевской церкви (сохранились белокаменные надгробия), а монастырь фактически стал родовой усыпальницей. . В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима 66, склепы Скоропадских в Харлампиевской церкви замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. В советское время православную святыню использовали как дом престарелых, детский приют, сельхозартель. А в 1961 г. тут открыли исправительную колонию. 2 марта 2011 г. часть архитектурного ансамбля Гамалеевского монастыря была освобождена из-за колючей проволоки. Храм Священномученика Харлампия передали Украинской Православной Церкви. Харлампиевская церковь размещена в северо-западном углу монастырского подворья, примыкает к южной стене. Зального типа, прямоугольная в плане, с пятигранной апсидой, перекрытой полусферическим куполом на высоком восьмерике. С южной стороны пристроен придел, повторяющий план церкви, с декоративной главкой над апсидой.

http://sobory.ru/article/?object=45394

Киев. Церковь Николая Чудотворца бывш. Иорданского монастыря. Николо-Иорданский Храм Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2003 и 2004. Адрес: Украина, Киевская область, город Киев, ул.Фрунзе, 47 Координаты: 50.47172, 30.494748 Проезд:М. " Контрактовая площадь " трам. 11, 12, 19 до ост. " ул. Заводская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца. При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 г.Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушенен и как и другие храмы уже не поднялся из руин,потому что над ним на возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек. Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм свт. Николая Иорданского впервые упоминается в 1530 г. Название объясняется преданием о чудесах свт. Николая. Один паломник, находясь в Палестине, уронил серебряный ковш в реку Иордан, а, посетив позднее Киев, нашел этот ковш, набирая воду в колодце Никольского храма. Храм в начале XVII в. разобрал шляхтич Войцех Соколовский, чтобы соорудить из его кирпича жилой дом. Территория монастыря была передана Кирилловской обители, под патронатом которой в 1616 г. здесь был основан женский Николо-Иорданский монастырь. С 1713 г. по соседству расположился женский Иоанно-Богословский монастырь, переведенный по приказу Петра I с Михайловской горы. Оба монастыря существовали рядом до ликвидации в 1787 г. Пожар 1821 г. уничтожил монастырские здания, а сохранившийся деревянный трапезный храм вмч. Димитрия Солунского служил приходским храмом. Каменный храм построен на этом месте в 1883-84 гг. Храм был закрыт в начале 1930-х гг., а в 1935 г. — разобран. Первая Литургия была совершена 6/19 декабря 2004 г., в день престольного праздника. http://orthodox-church.kiev.ua/page11/news805 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14113

Харьков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Основе. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 2004. Ссылки:   Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, Харьков, ул. Зелёная, 18 Координаты: 49.940091, 36.242303 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Покровский храм … в 1943 году в доме одного из работников станции Основа был открыт Свято-Покровский храм, который возрождался стараниями прихожан. На сегодняшний день в Основе, на улице Зеленой, существует храм Свято-Покровский и там ведутся работы по реконструкции. Храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 - 232 с.:ил. ISBN 966-637-257-6 ИСТОРИЯ ХРАМА НА ОСНОВЕ Харьковский архиепископ Филарет (Гумилевский) рассказывает, что Основа населена полковником Федором Григорьевичем Донцом, сыном первого полковника Харьковского полка Григория Ерофеевича Донца. «Первый храм в Основе был построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Федора Григорьевича Донца полковником Григорием Семеновичем Квиткой». Григорий Квитка-Основьяненко в семейном предании об основании Харькова оставил нам такие сведения: «По усердию своему Мася (Мария Квитка – И. Ю.) пожелала тут же, на Основе, выстроить часовню во имя Рождества Предтечи, в память того дня, в который они прибыли сюда. «Хочу, - сказала она, принеся первую в этой часовне молитву, - при жизни своей устроить храм во имя сего великого святого; но если Бог меня не удостоит того, то заповедую и приказываю сыну и роду своему непременно на этом месте устроить храм Рождества св. Предтечи в память нашего водворения здесь»… Желание Маси устроить храм в березовой роще, где основан первый шалаш для их пребывания, не исполнилось; но уже правнук их, харьковский полковник Григорий Семенович Квитка, в 1714 году соорудил там церковь во имя рождества св. Предтечи. Знаменитая березовая роща красовалась и была любимым местом гулянья харьковцев до 19 июня 1789 года. В тот день ужаснейшая буря положила в полчаса все деревья. Песок возобладал сильно до того, что господскую усадьбу и церковь должно было снести оттуда».

http://sobory.ru/article/?object=03865

Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей вЧувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуля­ризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская. Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ан­самбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759).

http://sobory.ru/article/?object=04978

В историко-статистическом описании Минской епархии за 1864 г. мы находим такое упоминание о монастыре: «Бывший Казимировский Успенский мужеский монастырь. Он находится в Бобруйском уезде, в местечке Казимирово, где ныне Успенская Казимировская церковь... Основан он в 1713 году Речицким подкоморием, Казимиром Юдицким, который построил и самое местечко, назвал его Казимировым. Побуждением к построению сего монастыря было чувство благоговения и благодарности упомянутого Юдицкого к чудотворной иконе Пресвятыя Девы Марии, доставшейся ему от предков и бывшей с ним на войне, в которой он одержал неожиданную победу. На содержание сего монастыря Казимир Юдицкий записал деревню Косаги, состоявшую из 26 дворов крестьян и заключавшую в себе до 100 ревизских душ обоего пола. Но имением сим монастырь владел только до 1794 года… За монастырем осталось только 5 моргов огородной земли. Лишившись населенного имения, монастырь содержался за счет денежных вкладов, записанных сему монастырю от Казимира и Антония Юдицких, от Варвары из Юдицких Тызенгауз и других его благотворителей. Содержалось в нем, в разные времена, от 2 до 8 монашествующих». Все монастырские строения были деревянными и включали в себя трехкупольную церковь Успения, двухэтажную колокольню, жилой монашеский корпус и различные хозяйственные постройки. При монастыре существовала, хотя не постоянно, богадельня, первые годы было училище, где преподавались начальные предметы для шляхетских детей. В монастыре находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В библиотеке монастыря хранилась книга с описанием чудес от этой иконы, которая, к сожалению, утеряна. В качестве униатского монастырь просуществовал до 1832 г., а в 1839 г. был преобразован в православный приход. До 30-х гг. 20 в. в храме совершались богослужения, местные жители по-прежнему почитали и молились иконе Пресвятой Богородицы, но во время репрессий и гонений церковь была разрушена и разорена. Чудесным образом жительнице одной из близлежащих деревень удалось спасти и сохранить икону.

http://sobory.ru/article/?object=51726

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010