В 1706 г. построена 8-угольная капелла св. Корнелия. Строительство сохранившегося до наст. времени аббатского дворца было начато при аббате Гиацинте Альфонсе фон Слуйсе (1713-1744) и закончено при Карле Людвиге фон Зиккинген-Эбернбурге (1745-1764). В 1802 г. по приказу имп. Наполеона I Бонапарта монастырьрь был секуляризирован. Монастырская церковь стала приходской, в одном из монастырских строений разместилась фабрика. В 1876-1925 гг. здесь располагалась школа, затем архив. После 1945 г. основную часть здания занял Музей совр. искусства. В 1906 г. 3 монаха бенедиктинской конгрегации Субиако из мон-ря Меркелбек (Нидерланды) предприняли попытку восстановить мон-рь. Им не удалось добиться передачи зданий и церкви монашеской общине. В 1908 г. было возведено новое монастырское строение на зап. окраине г. Корнелимюнстер (ныне в черте г. Ахен), затем - новая церковь (1951-1956). Т. о. мон-рь был основан заново как аббатство святых аббата Бенедикта Анианского и папы Римского Корнелия. Святыни монастыря В И. находились глава, правая рука еп. Римского свт. Корнелия и принадлежавший ему рог для питья, а также неск. «библейских святынь» - реликвий, связанных с Иисусом Христом. Первое упоминание о главе свт. Корнелия, почитаемой среди др. монастырских сокровищ, относится к 1028 г., однако, по средневек. преданию, мощи святителя перенес в И. Карл Лысый (король Западнофранкского королевства в 843-877, император с 875). В XI-XII вв. И. стал главным центром почитания св. Корнелия. В грамотах 1-й пол. XIII в. фиксируются названия «monasterium S. Cornelii Indensis» или «monasterium S. Cornelii ad (iuxta) Indam». Мощи св. Корнелия и хранящийся в ризнице церкви бюст-реликварий св. Киприана выставлялись для поклонения в октаву св. Корнелия, приуроченную ко дню поминовения святого (16 сент.). В это же время при мон-ре проводилась ярмарка. В монастыре, изначально посвященном Спасителю, хранились 3 реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса Христа,- погребальная пелена (Sindon munda), в к-рую, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста, плат (Sudarium munda), которым был обвязан лоб Христа перед положением во гроб, и убрус (Linteum Domini), которым Иисус препоясывался во время Тайной вечери и к-рым отер ноги апостолам. По средневек. преданию, эти реликвии были перенесены в монастырь по повелению Людовика Благочестивого из Ахена, куда их доставил Карл Великий. Первое упоминание о реликвиях содержится в булле папы Римского Иннокентия VI от 2 авг. 1359 г., согласно которой прощение грехов даровалось тому, кто совершит паломничество к святыням аббатства И., которые выставлялись в соборе раз в 7 лет.

http://pravenc.ru/text/389559.html

Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери " Знамение " . В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725). В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых. В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

В 1573 году Сигизмунд Август выдал Кобылинским лист к Овручскому старосте Мыхаилу Мышке о том, чтобы он не причислял их к купным боярам, так как Кобылинские издревле обязаны только, в качестве земян, к военной земской службе. Права их были возобновлены в 1650 году Иоанном Казимиром, которому они принесли жалобу о потере документов во время казацкой войны. (Архив, ч. 4, т. 1, предисл. стр. 20). 312 Комиссией по обеспечению быта духовенства – 1 сентября 1886 г. предположено дорезать 20 дес. 1,145 саж. из земель владельцев деревни Великой-Хайчи Норинского прихода – Козловского, Милевича и Каленского. 313 В селе Левковичах существовал некогда православный мужской Св.-Никольский монастырь, основанный коштом дворян Левковских, Невмерицких и братии их. Когда он основан, с точностью нельзя определить, хотя в некоторые книги и внесён один документ, относящийся к этому предмету, но, к несчастию, в нём не помечены число и год, когда он был составлен. Документ этот – есть лист дворянина Андрея Малюшицского, которым он дарит Свято-Никольскому Левковскому монастырю «ново-фундуючемуся в селе Невмерицких – остров Шепелевский в грунтах Кобылинских». В листе этом упомянуто, что первым игуменом Левковского монастыря был Еремия Гдишинский. Левковский монастырь пользовался особенным уважением околичных шляхтичей (подробности о которых можно читать выше – в описании г. Овруча). Эти шляхтичи подобно всем русским дворянским родам были православные. Центром религиозной жизни шляхетских околиц был Левковский монастырь. В праздничные дни «з околичных сел люди сходились на набожество в село Левковичи», в церковь , бывшую при монастыре. Особенно многочисленны были сходки из всех околичных сёл в храмовой праздник монастырской церкви – в день св. Николая. Многие околичные шляхтичи, составляя духовные завещания, помещали в них требование чтобы тело их было погребено в Левковском монастыре, и чтобы в нём наследники их отслужили сорокоуст за упокой души завещателя. Таковы распоряжения, помещённые в духовных завещаниях Палагеи Фёдоровны Невмержицкой (1647 г.), Семёна Мартыновича Левковского (1680 г.), Николая Думинского (1689 г.), Марьяны Невмержицкой (1713 г.) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

ЛУКИАНОВА, пуст. муж. отстоящая от уездного города Александрова в 10, а от Переславля-Залеского в 25 верстах. Она основана в 1594 году, и была сначала известна под названием Богородицкой по церкви Рождества Богоматери, которая построена деревянная священником Григорием, по благословению патриарха Иова. Впоследствии времени церковь эта и обитель перенесены на нынешнее место, на урочище, называемое исстари Псковитиново Раменье. После разорения в XVII веке поляками, монастырь возобновлен, в 1640 году, строителем иеромонахом Лукианом, почему обитель с тех пор и стала именоваться Лукиановой. – Ныне здесь три церкви: 1) соб. Рождества Богородицы, существовавшая сначала, как выше сказано, с 1594 деревянная, вместо коей, в 1648 году, по желанию вкладчиков, Александра Феодорова Баркова и Тимофея Николаева, сооружена такая же вновь; а нынешняя каменная построена в 1707 году, по благословению Блюстителя Патриаршего Престола, митрополита Стефана Яворского . 2) Великомученицы Екатерины, теплая; построена в 1713 году. 3) Больничная, Богоявления Господня, с приделом Феодора Стратилата, существует с 1680 года. Все здания этой обители, также и ограда с башнями, каменные. В день Рождества Богородицы, 8 сентября, бывает при обители ярмарка. ПОКРОВСКИЙ, женский 1 класса, в уездном городе Суздале. Основан в 1364 году В. К. Нижегородским и Суздальским, Андреем Константиновичем. Здешняя соб. церковь , Покрова Богородицы, построена в одно время с монастырем. В ней показывают гробницу первой супруги В. К. Василия Иоанновича, княгини Соломонии (в иночестве Софии) Юрьевны, урожденной Сабуровой, местно-чтимой за богоугодную жизнь, которая 17 лет пребыла здесь в подвигах иночества и скончалась 16 декабря 1542 года. Тут же, как некоторые летописцы утверждают, схоронена пятая супруга царя Иоанна Васильевича, Анна, из фамилии Васильчиковых. – Здесь в обители, жили: царица Мария (в иноч. Елена), супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, и царица Евдокия, первая супруга Петра Великого, которая с 1698 содержалась в заточении и пострижена в иночество; а потом, за участие в деле сына ее, царевича Алексия Петровича, переведена в старую Ладогу, потом в Шлиссельбургскую крепость, откуда возвращена в Москву внуком ее, императором Петром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В приделе-параклисе кафоликона, посвященном 40 Севастийским мученикам, в сев.-зап. углу, находится гробница с мощами прп. Афанасия и надгробным покровом с изображением святого. В том же параклисе хранятся 2 чтимые выносные иконы - Христа и Божией Матери Экономиссы. Созданные в 1571 г. фрески были покрыты новым слоем живописи в 1854 г. Сев. параклис во имя свт. Николая был украшен в 1560 г. фресками работы живописца Франгоса Кателаноса, современника и, возможно, ученика критских художников, хотя манера его работ отличается от их школы. Оба нартекса кафоликона расписаны: лити - в 1526 и 1854 гг., экзонартекс - в 1852 г. болг. мастером Захарием Зографом из Самокова (последняя и лучшая его работа). среди композиций экзонартекса - «Страшный Суд», «Апокалипсис», Вселенские Соборы, новозаветные притчи, образы святых (в т. ч. равноап. Кирилла и Мефодия и явление Богоматери прп. Афанасию, высечение им источника). Над лити и нартексами устроены катехумены (хоры) с параклисом во имя 5 мучеников (Евстратия, Евгения, Мардария, Авксентия и Ореста). «Хвалите Господа». Фрагмент росписи параклиса Богородицы Кукузелиссы. 1719 г. Мастер Дамаскин из Янины «Хвалите Господа». Фрагмент росписи параклиса Богородицы Кукузелиссы. 1719 г. Мастер Дамаскин из Янины Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресв. Богородицы во храм, обычно именуемый Панагия Кукузелисса, расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Он был основан прп. Афанасием в память о явлении ему Пресв. Богородицы; перестраивался в XIV в. и 1613 г. Совр. здание построено в 1713 г., наос расписан в 1719 г. мастером Дамаскином из Янины, а притвор - в 1715 г. Давидом Селинидзиотисом из Авлона (Албания). этот купольный триконх сложен из камня и кирпича, его притвор выделен куполом без барабана, зап. фасад притвора имеет европ. элементы декора (фронтон, двери в виде профилированной арки, опирающейся на пилястры). К юго-востоку от кафоликона находится параклис в честь св. Михаила, еп. Синадского,- однонефное здание с полукруглой апсидой и большим куполом, построенное в 1641 г. на основе более раннего сооружения. В 1653 г. параклис был украшен фресками Марином и Анастасием, художниками из Нафплиона; в 1742 г. был расписан нартекс. В результате капитальной реконструкции после землетрясения, произведенной в 1911 г., здание утратило старинный облик, напр. полукруглая в плане апсида с конхой стала 3-гранной с плоским перекрытием и лишилась декоративных арок на стенах.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

В описи этой церкви, составленной в 1860-м году, также 9-е августа 1745-го года указано днем закладки обеих церквей Юго-Восточного утла и приведена надпись, изображенная на доске, положенной в основание церкви. Но надпись указывает другое число – 5-е июля. «Божиим поспешеством основан храм сей во имя святого Иоанна Златоустог о и святого благоверного князя Феодора, Новгородского чудотворца, за благополучнейшего государствования благочестивейший и самодержавнейшие великие Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, при наследнике ее, его императорском высочестве, благоверном государе и великом князе Петре Феодоровиче и обрученной невесте его, благоверной государыне и великой княжне Екатерине Алексеевне, начальствующу в то время в обители сей Троицкой Александро-Невской Феодосйю, архиепископу С.-Петербургскому и тоя ж обители архимандриту, в лето от сотворения мира 7253 года, от Рождества Христова месяца июля в 5-й день». Вместе с доскою положены были частицы мощей священномучеников Ермолая, Сергия, Игнатия, Василия Амасийского и Прокопия 3265 . В 1747-м и 1748-м годах производились столярные работы по отделке церкви и флигелей 3266 . В 1750-м году указом Сената велено «новостроящиеся флигеля с малою церковью приводить во окончание», на что было ассигновано из Штатс-Конторы 12.000 рублей. В том же 1750-м году флигеля были вчерне закончены и покрыты пильными досками. В 1751-м году производились в них уже штукатурные и печные работы 3267 . На всех 3-х новопостроенных флигелях были окрашены кровли Копорскою черленью, а «по прибытии из-за моря кораблей» и второй раз Стеголмскою черленью 3268 . В церкви в 1750-м году надо было еще достроить стены более, чем на сажень, и соорудить купол. Между тем весною 1751-го года архитектор. Петр Трезин отправлялся в Италию. Полагая, что обычный строительные работы по данным от него указаниям могут производиться и в его отсутствие, он относительно достройки церкви опасался, как бы «не учинилось без него какой порчи», и предлагал, обождать до его возвращения из Италии. По Канцелярии от строений нашла возможным, заменить Трезина мастором Казасонрою, которому и поручила при отъезде Трезина получить от него наставления, «а паче в достройке малой церкви», и о них затем донести Канцелярии от строений. Не получая более трех месяцев никакого распоряжения относительно достройки церкви, Контора строения Монастыря обратилась в июне 1751-го года в Канцелярии от строений с запросом 3269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Лужецкий Можайский мужеский, 2-го класса, степенью 5-й, Московской Епархии, при городе Можайске, на берегу Москвы реки, на месте именуемом Лужки; построен в 1408 году при Вел. Кн. Андрее Дмитриевиче Преподобным Ферапонтом, учеником Преподобного Сергия Радонежского, которого и мощи в сем монастыре почивают. В нем Соборная церковь во имя Рождества Божией Матери, с приделом во имя Преподобного Ферапонта. Лукианова мужеская, заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в 10 верстах от города Александрова; после разорения Шведского возобновлена в 1648 году строителем Иеромонахом Лукианом. В ней; 1) Церковь Соборная во имя Богоявления Господня с приделом во имя Свят. Мученика Феодора Стратилата, построена в 1680 году; 2) во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1707 году; 3) при больнице во имя Св. Великомученицы Екатерины, построена в 1713 году. Лютиков мужеский, 3-го класса, степенью 26-й, Калужской Епархии, от Перемышля в шести с половиной верстах; первоначально построен был еще до Литовского нашествия, название же свое имеет от бывшего при строении его надзирателя Лютина; после возобновлен иждивением Гг. Хитровых в 1657 году. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Св. Живоначальной Троицы с приделами, во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святого Николая Чудотворца; 2) во имя Благовещения Богородицы, с приделом во имя Св. Иова многострадального. Состоит под начальством Архимандрита. Мазаловский Преображенский девичий, заштатный, Могилевской Епархии, в Мстиславском уезде в деревне Мазаловщине; основан в 1665 году. В нем церковь во имя Преображения Господня, возобновленная в 1799 году Графиней Чернышевой. Макарьевская , заштатная пустыня, Казанской Епархии, близ города Свияжска. В ней церковь Соборная во имя Преподобного Макария Желтоводского. Макарьевская , заштатная пустыня, Костромской Епархии, при слободе Решме, близ реки Волги. В ней церковь Соборная во имя Живоначальной Троицы, с двумя приделами. Макарьевский мужеский, 3-го класса, степенью 48-й, Костромской Епархии, при уездном городе Макарьеве, на берегу реки Унжи; построен в 1439 году. В нем семь церквей великолепного здания, из коих соборная во имя Святой Живоначальной Троицы, построенная в 1664 году. В оной почивают Св. мощи Преподобного Макария, основателя обители сей, преставившегося в 1504 году июля 25 дня. В сем монастыре бывает особенное празднество по случаю посещения обители сей, в 1620 году октября 4 дня, Царем Михаилом Феодоровичем и того же числа по нем бывает здесь Соборная панихида. Состоит под управлением Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

57 Почаев – местечко Кременецкого уезда Волынской губернии (ныне Тернопольской обл.). В письменных источниках Почаев впервые упоминается под 1450 г. Позже Почаев принадлежал Кременецькому замку, с 1527 г. – шляхтичам Гойским. В XVI в. основан Почаевский монастырь, ставший одним из очагов борьбы против католицизма в унии. В начале XVII в. при монастыре была открыта типография. В 1713 г. монастырь захватили униаты. После подавления польского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство отобрало монастырь у униатов и передало православному духовенству, переименовав его в Почаевскую лавру. 58 Вишневец – село Кременецкого уезда Волынской губернии (ныне Збаражского р-на Тернопольской обл.). В исторических источниках впервые упоминается под 1395 г. В 1512 г. у Вишневца было разбито татарское войско во главе с ханом Менгли-Гиреем. Во второй половине XVI & Вишневец стал резиденцией украинских магнатов Вишневецких, которые постепенно окатоличились и ополячились. В 1640 г. Я. Вишневецкий начал строительство замка и монастыря кармелитов. В 1720 г. для последнего из рода Вишневецких – Михаила Сервария – был сооружен дворец, сохранившийся доныне. После его смерти в 1744 г. Вишневец перешел во владение князей Мнишков. 59 Маркевич Афанасий Васильевич (1822 – 1867) – украинский этнограф и фольклорист. Родился в с. Кулажинцы Полтавской губернии в семье обедневшего помещика. В 1846 г. окончил Киевский университет. В 1847 г. за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе сослан в Орел, где служил в губернской канцелярии. После возвращения на Украину – редактор «Черниговских губернских ведомостей», в 1858 г. работал в Киеве в палате государственных имуществ. С августа 1855 г. – преподаватель гимназии в Немирове. В 1860 – 1861 гг. – сотрудник журнала «Основа». Собрал большое количество фольклорных и этнографических материалов, которые были напечатаны в издании М. Т. Номиса «Українські приказки, прислів’я і таке інше», а также в «Записках Черниговского статистического комитета». В 1857 г. написал музыку к пьесе «Наталка-Полтавка» И. Котляревского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Первым пастором кирхи, выстроенной в Петропавловской крепости, был Иоганн Мюллер. Об этом упоминал Юст Юль – датский посланник при дворе Петра I. В своем дневнике под 22 апреля 1710 г. он пишет: «Я был в лютеранской церкви в крепости Санкт-Петербург. Службу отправляет там немецкий лютеранский священник mag. Moller». 446 В 1714 г. пастор Иоганн Мюллер был назначен духовником цесаревны Софии-Шарлотты Вольфенбюттельской, супруги царевича Алексея (1690–1718). 447 Полный разлад с отцом – Петром I – у царевича Алексея наступил после смерти цесаревны (1715 г.), и он бежал за границу. Возвращенный в 1718 г., он был приговорен к смертной казни и умер под пытками в Петропавловской крепости... Дальнейшая судьба обоих храмов, стоявших в стенах Петропавловской крепости, сложилась по-разному. В 1712 г. вокруг деревянной православной церкви свв. Петра и Павла стали возводить каменный собор. А лютеранскую кирху перенесли из Петропавловской крепости (по одним данным – в 1710 году 448 , по другим – после смерти Брюса, то есть после 1720 года 449 ) на Петербургскую сторону, и она в течение ряда лет стояла близ Мытного двора, а потом была перенесена еще раз – в Литейную часть. 450 Вот что писал об этом в 1779 г. тогдашний историограф Петербурга Г. Богданов: «Кирка лютерская за Литейным двором, прежде была деревянная, а ныне каменная во имя святыя Анны. Сия кирка есть одна из древних потому, что оная с первых лет застроена была у Мытного двора против кронверка, или по тогдашнему званию в Татарской, которая, не достроена будучи, долго стояла и потом перенесена к Литейному двору». 451 Кирха «на Литейном дворе». Пастор И. Л. Шаттнер (1722–1740) Литейный двор был основан по повелению Петра I в 1711 г. на левом берегу Невы, выше впадения в нее Фонтанки. В те годы Россия вела длительную войну со Швецией, и была крайняя нужда в пушках. Первые медные пушки в Литейной части были изготовлены в 1713 г. Для работ «по литейной части» были вызваны из Москвы все литейщики и артиллеристы, которые и населили эту часть города, прежнюю «Русскую слободу». Среди мастеров-литейщиков и пушкарей было много немцев; их число увеличилось в 1714–1715 гг., когда на Литейной стороне был выстроен мазанковый дворец царевича Алексея Петровича. В «Юрнале» под 6 мая 1715 г. имеется такая запись: «Их величества были на свадьбе у кронпринцессы». 452

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Это бегство сразу приписали чудодейственной помощи Пресвятой Богородицы, явленной через Донскую икону. В благодарность за Ее милость и заступничество в 1592 г. на том месте, где находилась в стане икона, был основан Донской монастырь, а в нем помещен список с сей чудотворной иконы. Его основание определялось и стратегической потребностью, дабы перекрыть свободное пространство между Даниловым и Новодевичьим монастырями на подступах к Москве, завершив им создание южного оборонительного пояса столицы. Донская икона еще не раз сопутствовала русскому воинству. Так было в походе против татар в 1646 г., против поляков в 1654 г. и против турок в 1677 г. Основание монастыря было положено строительством храма в 1592–1593 гг. во имя Донской иконы Божией Матери, возведенного на месте нахождения иконы в стане русских войск. Он построен предположительно архитектором Федором Конем, в типичном стиле годуновской эпохи. Росписи храма осуществлял итальянец А. Клаудио, резной иконостас – русские мастера. Сохранились сведения, что в иконостасе находилось портретное изображение Годунова, свидетельствующее, что ктитором храма являлся не царь Федор Иоаннович, а Борис Годунов. Во времена Федора Алексеевича монастырь становится одним из мест богомолья царской фамилии, и при нем начинается (1676-1679 гг.) большое строительство. К самому храму пристраивается трапезная, колокольня и два придела, а росписи поновляются русскими изографами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Устанавливается и новый иконостас. Строительство велось почти 10 лет, и, по преданию, оно продолжилось благодаря пожеланиям царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, и ее тетки Ирины Михайловны. В 1684 г. началось возведение нового собора, окончательная отделка которого продолжалась также много лет. Это было во многом связано и с тем, что новый царь Петр I запретил возведение церковных зданий за счет государственных средств, поэтому все работы осуществлялись за счет жертвователей. Пятиглавый собор бьш поставлен на высокий подклет и окружен двухъярусной галереей. Возведенный из красного кирпича в стиле нарышкинского барокко, он сразу стал хорошо заметной доминантой в окружающем пространстве. Семиярусный иконостас был изготовлен в посольском приказе и расписан итальянцем Антонио Клаудио. Под алтарем собора в 1711 г. на средства имеретинского царя-поэта Арчила Вахтанговича была устроена церковь Сретения Господня, где он будет позднее упокоен сам со своими сыновьями. К концу века подклет собора станет усыпальницей для многих других грузинских политических и культурных деятелей. А на средства царицы Дарьи Арчиловны в 1724 г. собор будет вымощен железными плитами. В 1686 г. приступили к возведению каменной ограды, которую закончили в 1692 г. на средства вдовы думного дьяка Я. Кириллова. В 1713 г. на средства царицы Прасковьи Федоровны и царевны Екатерины Иоанновны возвели церковь Тихвинской иконы Божией Матери над северными въездными воротами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010