Временные рабочие набирались нарядом 769 обыкновенно по человеку с 10-и дворов 770 ; иногда с 12-и 771 ; иногда с 14-и 772 ; иногда с 25-и 773 ; были случаи, что и с 5-и 774 . Рабочее высылаемы были к работам с топорами, долотами, с «плотницкими работницкими припасами», иногда с лошадьми, обыкновенно на 3 месяца, конные на 1½ или на 2 месяца, и по окончании срока были отпускаемы домой 775 . Срок высылки на работы в некоторых случаях доходил до года. В 1713-м году из Иверского Монастыря выслан был вместе с столярами и печником «годовой плотник» 776 . Иногда требовали высылки рабочих «бессрочно» 777 . И временных рабочих обыкновенно требовали осведомленных в том или другом деле. Первоначально, когда в Монастыре производилось деревянное строение, к строению Монастыря требовались преимущественно плотники 778 ; потом, с началом каменного строения, каменщики 779 . К 1-му мая 1722-го года приказано было выслать из Валдая рабочих на монастырские кирпичные завод 780 . Когда закончено было вчерне каменное строение и начата была его отделка, архитектор, потребовал на строительный сезон 660 столяров 781 . Каменщики и кирпичники шли преимущественно с Новгородских мест: Валдая, Борович 782 ; кровельщики – из Олонецкого уезда 783 плотники из Старорусского и Тверского уездов 784 . В 1713-мгоду требовались рабочие, «умеющие драничному дранью» 785 . Работ было такт» много, и они были так разнообразны, что каждый мог найти себе специальность: исполняли работы кузнечные, столярные, плотничные, каменные, копали рвы, били сваи, обрешечивали мазанки, обделывали брусья, обтесывали дерево, камень, делали кирпич 786 . Вызов рабочих производился приказами в вотчины управителям. Пользовались и всякими другими способами. Наместник Иверского Монастыря, иеромонах Варлаам 9-го апреля 1714-го года был в Невском Монастыре и получил приказ о высылке работников 787 . Весной 1720-го года вызывали к монастырскому строению охочих 300 каменщиков чрез публикацию «листами» в Петербурге и «по городам» 788 . Высылаемые из вотчин по наряду рабочие получали деньга «кормовые», «на проход пути», «мирскую подмогу» 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В противоположность такой строгости, в губерниях Сибирской и Астраханской и в Уфимской провинции разрешалось рубить дубовые леса. При всем том, что Петр так дорожил лесами, трудно было ему получить подробные описи лесов в государстве. Он многократно приказывал это, но еще в 1721 году, как видно, это сделано не было. Постоянные войны, которые вела Россия, требовали строгих мер к пополнению войска и его продовольствию. В конце 1712 г. велено было собрать с пятидесяти дворов по конному, а на военные издержки обратить таможенные и питейные сборы, находившиеся у откупщиков из купеческого звания. В мае 1713 года приказано было собрать со всех губерний немедленно запасных рекрут и обучать их; так как в войске ощущалась потребность в грамотных, то царь велел переписать всех подьячих и оставить из них для производства дел только необходимое число, а остальных обратить в военную службу, где они занимали бы должность писарей. В конце 1713 года указано было опять собрать с 50-ти дворов по человеку. Предполагавшаяся в то время война с Турцией не состоялась, и все меры правительства обратились на военные действия на севере, в Померании и Финляндии. В этом случае всех более терпела Петербургская губерния, так что на фураж и провиант должна была истратить до 129000 рублей, когда во всех других губерниях сумма на этот предмет простиралась до 45 000, кроме дворового сбора по три алтына и 1 1/2 деньги со двора. В 1715 году с побережья Северного моря указано доставить опытных матросов, ходивших в море за китоловством и рыбными промыслами, и, кроме того, брать владельческих крестьян в матросы. В октябре того же года, для той же цели, велено собрать в матросы до тысячи человек, от 15– до 20-летнего возраста. В 1719 году в августе велено собрать для комплектования войск десять тысяч человек, а в Сибири четыре тысячи человек, и пригнать их зимою в Петербург для обучения. В мае 1721 года, для той же цели, велено собрать 15-ть тысяч рекрут. Относительно продовольствия войска важным установлением было в 1713 году назначение комиссаров для раздачи провианта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

13 декабря 1712 г. Самуил из Рахити писал патриарху Хрисанфу, что он согласен на предложенное Косьмою условие, тем более, что христиане Каира обещали произвести необходимый для этого денежный заем, но необходимо, чтобы обязательство Косьмы было заявлено письменно и обеспечено в своем осуществлении, так как его действия причиняют большой соблазн и много вредят престолу. Однако почти весь 1713 г. прошел в заботах и хлопотах о таком займе, пока в октябре этого года покровитель Косьмы, патриарх Кирилл IV, не отказался от вселенского престола. 7 ноября 1713 г. константинопольским патриархом был избран Киприан II, который в январе следующего года оправдал Самуила и объявил состоявшееся при Кирилле IV извержение его из сана неосновательным и совершенно антиканоническим. Это постановление послужило залогом дальнейшего мира в пределах Александрийской церкви, как это видно из писем патриарха Самуила, отправленных блаженнейшему патриарху Хрисанфу 263 . В марте 1713 г. Самуил получил от султана новый берат, который окончательно и упрочил его на александрийском престоле 264 . Косьма же 7 марта 1714 г. был избран на константинопольский патриарший престол 265 . Будучи вселенским патриархом, он обнаружил большое благородство характера и незлопамятность в отношении к Самуилу Капаисули, вступив с ним в обычное каноническое общение и с большою предупредительностью оказывал ему внимание, когда Самуил в конце 1714 г. приехал в Константинополь 266 267 . И. Соколов 3 Историк сообщает, что «первое» патриаршество Косьмы в Александрии продолжалось пять лет (Τ μετ τν λωσιν, σ. 264, 277–278), но точно не определяет, на какие именно годы падает это патриаршество Косьмы. А на основании имеющихся в его труде хронологических данных, очень спутанных и сбивчивых, невозможно с определенностью и вообще установить дату «первого» патриаршества Косьмы в Александрии. По нашему же мнению, раскрытому выше, патриаршество Косьмы в Александрии было в действительности только одно, именно в 1723–1737 годах. Что касается «перваго» патриаршества Косьмы, которое историк Ипсиланти различает от второго, оно, по справедливому определению одного греческого писателя, было «разбойническим», так как Косьма занял александрийский престол при жизни законного патриарха, – поэтому, как не каноническое, не может признаваться самостоятельным церковно-историческим актом и заслуживать наименования «первого патриаршества» (Μαθς, Κατλογος ιστορικς τν πρτων πισκπων κα τν ’εθεξς πατριρχν τς ’εν Κωνσταντινονπλει ’Αγας και Μεγλης το Χρστο Εκκλησας, σ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

И того ж числа вышеписанной ученик Дорофей Черников отослан в учение ко учителю швецкого языка. 1713-го февраля в 24 день бил челом великому государю словесно Леонтей Иванов сын Емельянов, чтоб ему (быть) в учении в немецкой школе; а сказал: отец де ево и он Леонтей были у тверского архиерея в певчих, а от роду себе сказался 18 лет. Леонтей Иванов сын Емелианов руку приложил. И того ж числа по указу великого государя вышеписанной Леонтей Емельянов из приказу Книг печатного дела отослан в школу ко учителю Ягану Густаву Вурму. 1713-го марта в 10 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Алексей Иванов сын Белавин, чтоб ему быть в немецкой школе; а сказал: отец де у него служит в Ингермоланском полку подпрапорщиком, а ему Алексею от роду 12 лет. Алексей Иванов сын Белавин руку приложил. И тогож числа вышеписанной Алексей Белавин для учения послан в школу ко учителю швецкого языка Ягану Нордгрену. 1713-го марта в 16 день бил челом великому государю словесно Василей Борисов сын Кологривов, чтоб ему быть в немецкой школе в учении швецкого языка; а сказал от роду себе 14 лет и без указу великого государя от той школы не отстать и с Москвы не съехать. Василей Борисов Калогривов руку приложил. И тогож числа по указу велик, государя вышеписанной Василей Кологривов послан в школу ко учителю швецкому Ягану Нордгрену. (Кн. 105, л. 38–39). В приказе Книг печатного дела выписано: В прошлом 1712 году декабря в 19 день по указу великого государя и по выписке за пометою типографии справщика Федора Поликарповича Поликарпова дано из приказу Книг печатного дела великого государя жалованья немецких школ учеником, которые на Новгородском подворье, по окладом их на ноябрь, на декабрь месяцы прошлого 712 году из остаточных школьных денег прошлого 711 году. А генваря с 1-го числа апреля по 1-е число нынешнего 713 году по их окладом кормовых денег не выдано, а что кому иметца выдать, и то писано ниже сего: По 8 денег: Матвей Ловзин. 3 р. 20 ал. Матвей Ловзын взял и росписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1720 году Петр положил начало и русской археологии. Во всех епархиях приказал он из монастырей и церквей собрать старинные грамоты, исторические рукописи и старопечатные книги. Губернаторам, вице-губернаторам и провинциальным властям велено все это осмотреть, разобрать и списать. Мера эта не оказалась удачною, и впоследствии Петр, как увидим, изменил ее. Торговля и промыслы по-прежнему направлялись так, чтобы сделаться источником для казенной прибыли. В 1713 году людям всяких чинов дозволено было свободно вести торговлю; только крестьяне, торговавшие в Москве, платя десятую деньгу и неся налоги наравне с прочими московскими посадскими, занимавшимися торговлею, не были изъяты от платежа налогов, платимых крестьянами волостей, где они были приписаны. Царь хотел, во что бы то ни стало, направить главный торговый путь на Петербург, и в октябре 1713 года указал: всем торговым людям возить пеньку, юфть, икру, клей, смолу, щетину, ревень, следуемые за границу, не в Вологду и не в Архангельск, а в Петербург. Для всеобщего сведения, велено было это объявление прибить во всех церквах. Такое распоряжение отозвалось тягостью на торговых людях, и они, в поданной царю челобитной, умоляли отменить этот закон и дозволить по-прежнему возить товары в Архангельск; у них, представляли они, с иноземцами были там прежние долговые обязательства, которых нельзя было иначе покончить, как выручкой с товара; в Вологде жили три иноземные купца, занимавшиеся очищением привозимой в Архангельск пеньки, и содержали для этой цели до 25000 русских рабочих, которые должны были остаться без работы, если торговый путь для пеньки изменится. Притом пенька, шедшая за границу, родилась преимущественно в областях, более близких к Архангельску, чем к Петербургу; вдобавок местность Петербурга была такого свойства, что пенька, пролежавши там несколько месяцев, легко подвергалась порче. По этим представлениям, в марте 1714 г. царь дозволил возить из Твери пеньку в Архангельск, а в 1715 году из всех товаров, показанных прежде для отвоза в Петербург, дозволил половину везти в Архангельск, а другую непременно в Петербург, и продавать иноземцам за их деньги, а русских денег от них не брать, потому что тогда стали распространять по России привезенную из-за границы фальшивую мелкую русскую монету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ответил ему Господь: хорошо там, где ты. А с этим словом авва в миг очутился у дверей св. церкви православных монахов, принявших вероисповедание халкидонского собора. (Eccles. Grace, monumenta Т. I, а Cotelerio. Lutetiae Parisiorum 1677, pag. 702–3). Это событие, как можно заключать из самого сказания о нём, совершилось тогда, когда нитрийские монахи ещё жарко спорили о лице Богочеловека, и разделившись на два сонма, привлекали колеблющихся и простодушных отшельников в свои удельные церкви, и когда так называемый Енотикон царя Зенона, т. е. указ о единении разномыслящих, сдерживал православных и отщепенцев в пределах веротерпимости, так что по силе его они могли иметь свои отдельные церкви и свои особые, богослужебные собрания. А Зенон царствовал с 476 года по 491-й. В эти годы, как я рассчитываю, жил и авва Иаков, о котором была речь. Любопытны такие подробности. Но, к сожалению, их очень мало в доступной мне, дальнейшей истории нитрийского пустынножительства. Впрочем и то, что известно, я передаю из вторых рук, именно из истории александрийских патриархов иаковитских, извлеченной из творений многих арабских писателей и напечатанной в Париже в 1713 году, передаю, предварив читателя, что страницы (paginae) этой печатной истории будут указываемы в настоящем сочинении моем без повторения ея латинского заглавия: Historia patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum a D. Marco usque ad finem saeculi XIII. Parisiis. 1713. – Omnia collecta ex autoribus arabicis, Severo episcopo Aschmoniae, Michaele episcopo Taneos, Ephraem filio Zarace, Abulbircat, turn ex editis Eutychio, Elmacino, Abulfaragio, Chronico Orientali diversisque historiae Muhamedanae scriptoribus arabicis et persicis. 518–535 год. – По смерти греческих государей, Зенона († 491) и преемника его Анастасия († 518 г.), воцарился Иустин Фракиянин, ревнитель кафолического православия. Он в самом начале своего царствования отрешил и в разные места сослал тех епископов, которые чуждались халкидонского собора. В числе их самые рьяные были – Север патриарх антиохийский и Иулиан галикарнасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В правом нефе, в переходе, под статуей Льва XII, расположен вход в эллиптическую в плане капеллу Реликвий (по проекту Бернини, 1664-1671, декор - ок. 1750, Ванвителли, реставрация - 1887, А. Б. Вичи). Здесь хранятся реликварии с реликвиями и мощами. В центре - деревянное распятие кон. XIII - нач. XIV в., приписываемое П. Каваллини. Иконографическая программа капеллы св. Себастиана прославляет тему мученичества, актуальную в момент борьбы католич. Церкви с янсенизмом. Купол преддверия занимает мозаика «Сонмы мучеников, шествующих с пальмовыми ветвями к престолу Господню и Агнцу» (1652-1662, да Кортона, Ферри), в парусе - сцены «Авель приносит в жертву агнца», «Прор. Исаия с пилой - орудием его мученичества», «Прор. Иезекииль», «Прор. Захария», в люнетах - сюжеты из ВЗ (1659-1663, Р. Ванн по оригиналу да Кортона), в барабане - 4 ангела с символами мученичества (1713, Оттони). Над алтарем капеллы размещена мозаичная копия полотна «Мученичество св. Себастиана» (1736, П. П. Кристофари по картону Дж. Д. Кампилья с оригинала Доменикино). Купол над входом в капеллу Хора. Фото: В. Е. Сусленков Купол над входом в капеллу Хора. Фото: В. Е. Сусленков Тематика мозаичной декорации капеллы Св. Даров сосредоточена на таинстве Евхаристии и святости пастырского служения и власти. В куполе преддверия представлена апокалиптическая сцена «Золотой жертвенник - символ Евхаристии, который ангелы осыпают ладаном, а святые - благовониями» (1652-1662, Т. Карони по оригиналу да Кортона). В парусах размещены мозаики «Мелхиседек, царь Салима, приносит хлебы Аврааму», «Илия, питаемый ангелом», «Ветхозаветный священник подает хлебы», «Моисей собирает манну небесную» (1653-1663, картоны Ферри), в люнетах - сюжеты из ВЗ, иллюстрирующие прообразы Евхаристии и кары, следующей за осквернение святыни («Первосвященник приносит в жертву начатки пшеницы», «Возвращение двоих мужей из Ханаана с виноградной гроздью», «Смерть нечестивого Озы, простершего руку к ковчегу Божию», «Серафим очищает уста Исаии горящим углем», «Ионафан, сын Саула, вкушающий мед», «Идол Дагона, поверженный перед ковчегом завета» (1659-1663, О. Маненти по оригиналу Р. Ванни), в барабане - 4 ангела с богослужебной утварью (1713, Оттони). Рельефы из золоченой лепнины со сценами из ВЗ и НЗ украшают свод и стены (1623-1627, эскизы Риччи). Оформление алтаря - пример синтеза искусств эпохи барокко: живописное изображение ангельского сонма в композиции «Св. Троица» (1628-1632, да Кортона) - «продолжено» 2 скульптурами бронзовых ангелов, поклоняющихся Св. Дарам, помещенным у дарохранительницы в виде центрического храма из золоченой бронзы и лазурита (заказана Урбаном VIII в 1629, исполнена в 1673-1675 по рис. Бернини, скульптуры Спасителя и 12 апостолов - Дж. Райнальди). Справа - мозаика 1795-1801 гг. с полотна Доменикино «Св. Франциск получает стигматы».

http://pravenc.ru/text/2580436.html

Бейль оказал огромное влияние на французских философов восемнадцатого века, особенно на Франсуа-Мари Вольтера (1694–1778). «Словарь» Бейля стал тем источником, из которого они почерпнули многие свои аргументы. Скептическая «Энциклопедия» Дени Дидро основывалась на трудах Бейля. Дидро (1713–1784) писал: «Статьи, в которых речь идёт об уважаемых предрассудках, должны подходить к ним дифференцированно; колоссы на глиняных ногах должны быть сокрушены за счёт отсылки читателя к другим статьям, где на основе здравых принципов устанавливаются противоположные истины» («Diderot, Denis»//Encyclopedia Britannica). Влияние Бейля распространялось на такие фигуры, как Дэвид Юм и Эдуард Гиббон. Томас Джефферсон рекомендовал его «Словарь» в качестве одной из сотни основных книг, с которых начиналась Библиотека конгресса США. Известный немецкий атеист Людвиг Фейербах видел в Бейле одного из главных представителей современой мысли и целиком посвятил ему книгу (см. Фейербах, Людвиг). Главные тезисы скептицизма Бейля рассматриваются в других статьях, в частности агностицизм; Библия: критика; Новый Завет: историческая достоверность; чудеса: значение для апологетики; Юм, Дэвид. Библиография : J. Delvolve, Religion, Critique el Philosophie Positivism chez P. Bayle. L. Feuerbach, Pierre Bayle. R. Popkin, «Bayle, Pierre», EP. H. E. Smith. The Literary Criticism of P. Bayle. Беркли, Джордж (BERKELEY, GEORGE) Епископ Джордж Беркли (1685–1753) родился в ирландском городе Килкенни. Он изучал труды Джона Локка и Рене Декарта в дублинском Тринити-колледже. Он пытался, хотя и неудачно, основать колледж, отправившись в американский Род-Айленд. Будучи рукоположен в сан англиканского священника в 1707 г., он в итоге стал в 1734 г. епископом. В число главных философских трудов Беркли входят «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три диалога между Гиласом и Филоноусом» (Three Dialogues Between Hylas and Philonous, 1713) и «Аналитик, или Речь, обращённая к неверующему математику» (Analyst; or, A Discourse Addressed to an Infidel Mathematician, 1734 r.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Помета: 1713 году сентября в 11 день. По указу великого государя вышеименованным двум человекам учителям выдать кормовые деньги за август да на сентябрь но окладам их с росписками из школьных росходов от росходчика Егора Анкудинова. (Следуют росписки). (Кн. 110, л. 119). 1713 году октября в 18 день выдано жалованье октября сь 1-го декабря по 1-е сего 713 года учителям цесарской школы Ягану Густаву Вурму 16 р. 22 ал. 1 д., и францужской школы Иосифу Гагину 20 руб. 27 алт. 5 ден. (Ibid., л. 130). В приказе Книг печатного дела выппсано: В нынешнем 713 году июля в 10 день по указу великого государя за пометою типографии справщика Федора Поликарповича Поликарпова великого государя жалованья учителю швецкого языка шведу Ягану Нордгрену на июнь, на июль месяцы нынешнего 713 году ио окладу ево по россчету по 8 рублев на месяц, итого 16 рублев выдано. А на август месяц сего 713 года великого государя жалованья ему Ягану по окладу ево не выдано. И сентября 2 дня нынешнего 713 году по указу великого государя и по приказу типографии справщика Федора Поликарповича Поликарпова вышеозначенному швецкого языка учителю Ягану Нордгрену от того швецкого учения от школы отказано для того: которые у него Ягана были в учении ученики отстали своевольно два человека и записались в гошпиталну для лекарской науки в июле в последних числех; а достальные ученики взяты от него Ягана из школы в сентябре месяце и отданы для науки ж в школу францужского языка к учителю Иосифу Гагину. И буде великий государь укажет швецкого языка учителю Ягану Нордгрену свое великого государя жалованье на август месяц по россчету выдать, и иметца ему Ягану на оной месяц в даче быть 8 рублев. Помета: книги принять, а деньги за август выдать по окладу. (Ibid., л. 139). Жалованье учителям за декабрь выдано Ягану Густаву Вурму 8 руб. 11 ал. 1/2 деньги и Гагину 10 руб. 13 алт. пол 6 денег. (Ibid., л. 148). г) в 1714 г. Лета 1714-го марта в 5 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину. Февраля 28 дня в письме его царского величества собственной руки в Москву к каменданту Ивану Петровичу Измайлову написано: которые умеют с шведского языка перевесть на словенский язык, и таких везде проведать и собрать, сколько возможно, прислать в Санкт-Питербурх. А школьной учитель, которой учит на новгородском подворье швецкому языку, ко оному делу годен; а в ведении он Печатного двора. И по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. с. тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину оного школьника для посылки в Санкт-Питербурх о присылке в Московской гварнизон к каменданту Ивану Петровичу Измайлову учинить по указу великого государя. Диак Андреян Торопов. Справил Гаврило Адолимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Трое учителей (Вурм, Гагин, Нордгрен), с 1 августа 1712 г. были по февраль 1713 г. 5 марта с. г. Гагину приказано было «впредь от школьных трудов за малым числом учеников быть свободну», но он остался и продолжал получать жалованье. В сентябре 1713 г. отказано было Нордгрену от «швецкого учения школы», потому что двое учеников его записались «в гошпитальну для учения лекарской науки», а остальные отданы Гагину для изучения французского языка, так что у Нордгрена никого не осталось (в 1714 г. он был взят в Петербург). Вурм и Гагин (у первого 7, у второго 6) учили и в 1714 г. и в 1715 г. до конца сентября, когда их велено было выслать в Петербург. С отъездом их (в октябре) в Петербург прекратили свое существование и Немецкие школы, так как не оставалось в них ни одного учителя. Эти «четыре Немецкие» школы в 1711–1715 г.г. находились в ближайшем заведывании справщика Московской типографии Федора Поликарпова Орлова, получавшего указания от начальника Монастырского и книг печатного дела приказов графа И. А. Мусина-Пушкина; в ведении письменной части Поликарпову помогал подьячий приказа книг печатного дела Петр Волков (1711–1712 г.г.). – Кроме этих лиц к администрации школ принадлежал особый сторож (1711–1715 г.г.), который по закрытии школ приставлен был к охране «библиотеки» – «книгохранильной палаты с книгами» (с 1716 г.). При поступлении в ведение приказа книг печатного дела Немецких школ в них было всего 77 учеников (январь 1711 г.), из коих 44 шли особые кормовые деньги. Этим последним сказано было, чтобы они «по указу великого государя были в определенных школах в учении, и к тому учению приходили они в указанные дни непременно, определенных наук учились с радением и, не выучась определенной науке, в иной чин никуды без указу великого государя не переходить, и с Москвы никому не съехать. А буде они к тому школьному учению в школу ходить не станут, или без указу в иной чин отойдут, или с Москвы кто съедет, и на том школьнике и на порутчиках ево взят будет в приказ книг печатного дела по его государеву указу штраф». В ведении и исполнении сего приказа «руки приложили» как все кормовые ученики, так и порутчики по каждом из них. В середине мая нет уже двоих учеников кормовых, но встречаем одного нового, там что число их было 27. В июле было в Немецкой школе 14 нежалованных и 22 кормовых, во Французской 3 нежалованных и 2 кормовых, в Шведской 2 нежалованных и 3 кормовых, всего 27 кормовых. К концу года число их уменьшилось, несмотря на то, что новые ученики принимались во всякое время года (апрель, май, июнь, август, октябрь, ноябрь и декабрь, всего принято 11 человек). Четверо учеников записалось в Математическую школу (троих велено возвратить в Немецкую школу), а десять человек отослано для инженерной науки, так что кормовые деньги за ноябрь и декабрь выданы были только 15 школьникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010